Через час вы будете смеяться по-иному. А те из вас, кто останется в живых, позавидуют мертвым!
Роберт Луис Стивенсон, «Остров Сокровищ»
Мы знаем о зомби все. Они страдают от странной инфекции. Они агрессивны и вечно голодны. Они не боятся боли, а оторванные конечности могут обозлить их еще больше. Они бесконечно тупы, но сильны и быстры. Да, мы знаем все, но что толку от этого, когда на всю округу только четыре живых человека, а остальные десять миллионов — мертвые, вонючие и очень-очень агрессивные. Говорите, прорвемся? Беспорядочные надписи на стенах свидетельствуют об обратном.
Действие Left 4 Dead 2 переносит нас на юг США, где четверка героев будет расчищать себе путь к зоне эвакуации в Новом Орлеане. От кого расчищать? От зомби, разумеется. Большая часть американцев (а может, и жителей всей планеты) заражена необычным вирусом бешенства, который распространяется с огромной скоростью. Заболевают все, кроме тех, кто каким-то образом оказался иммунен. Таких людей — единицы, и можно еще поспорить, что хуже — стать маниакальным человеконенавистником и убийцей или остаться с тысячами таких наедине.
Главные герои — четверо «счастливчиков», которых не объединяет ничего, кроме ярого желания выжить. Все они встретились в отеле города Саванна, и так уж вышло, что тренер по бейсболу, аферист, автомеханик и журналистка должны плечом к плечу пробиваться через орды зомби, чтобы в конце концов убраться с этой богом проклятой земли на землю, им же забытую.
Бороться с не в меру голодными врагами предстоит на протяжении пяти кампаний, каждая из которых состоит из четырех-пяти эпизодов. Сюжет забросит Тренера, Ника, Эллиса и Рошель в мрачный парк аттракционов и городской центр, заставит пробежаться по разрушенному мосту и болотам. Персонажам предстоит прокатиться на раллийной машине, вспомнить детство на американских горках, устроить настоящий рок-концерт под музыку местной группы Midnight Riders и еще кучу всего — на скуку времени уж точно не останется.
Это интересно: несмотря на то, что рок-группа вымышленная, у них есть пара песен, официальный сайт и даже блог, который приоткрывает завесу тайны над историей зараженной Америки. Все это счастье доступно по адресу midnight-riders.com
Цель главных героев проста — добраться до Нового Орлеана, где находится одно из укреплений военных. Но не только армия боролась с эпидемией. Во время игры вы не раз встретите агитационные плакаты, окровавленные полевые госпитали, заброшенные эпидемиологические вагончики и безумных ученых в огнеупорных костюмах. Это все, что осталось от правительственной организацией CEDA (Civil Emergency and Defense Agency).
Хотя нет, самое главное наследство CEDA не тронуто — по пути выжившим встретятся безопасные убежища, в которых всегда найдется оружие и аптечки, а двери закрываются на железный засов, чтобы никто из инфицированных не прорвался внутрь. Собственно, цель каждого сценария — в целости и сохранности пробраться от одного безопасного места к другому, хотя иногда бывают исключения. Так, например, на одном из уровней персонажам нужно устроить вылазку в город за горючим для лодки, а потом вернуться с канистрами дизельного топлива обратно.
В убежищах, как и в многочисленных опустевших домах, квартирах и барах, остались автографы предыдущих выживших. Вот тут надпись «Мы все умрем», под ней «Если встретите Трэвиса, передайте ему, что мы спаслись», чуть ниже — «Армия бросила нас на произвол судьбы». Все стены исписаны различными посланиями, на некоторых кто-то оставил кровавый отпечаток ладони, на других — неприличное граффити. Связь с другими, хоть и незримыми, выжившими хорошо чувствуется, а растерзанные трупы в ванных и прихожих, лежащие в обнимку с разряженным дробовиком, только усиливают желание поскорее сесть в вертолет и улететь подальше.
Мыть руки, носить респираторы.
Достать оружие.
Баррикадировать свои дома.
Изолировать носителей вируса.
Ожидать официальных инструкций правительства.
Дьявольская восьмерка
Как и оригинальная Left 4 Dead, продолжение не сводится к банальному отстрелу толп зомби, но располагает к командной игре. Нет, не потому что тяжело, хотя и поэтому тоже, а потому что, кроме обычных зараженных, тут есть особенные, которые плевать хотели на вас и ваше оружие. Некоторые — в прямом смысле.
Ряды простых инфицированных пополнили полицейские, ученые, строители, клоуны и грязевики. Каждый из них имеет характерные особенности, которые отравляют жизнь главным героям. Военная полиция носит бронежилеты и шлемы, что делает их практически неуязвимыми спереди. Агенты CEDA ходят в огнеупорных костюмах, поэтому совершенно не боятся пожаров и канистр с керосином. Рабочие ни шагу не делают без каски и наушников, из-за которых они плохо слышат и не реагируют на звуковые бомбы. Клоуны обуты в пищащие ботинки и этим писком увлекают за собой группы зомби. Наконец, грязевики бегают на карачках под водой, выскакивают и забрызгивают вам лицо грязью, из-за чего некоторое время приходится идти «по приборам». Но все это — так, цветочки, ягодки куда опаснее.
К уже существующим Танку, Охотнику, Ведьме, Курильщику и Толстяку подоспело подкрепление из трех новых особых зараженных. Нам и с этими-то было непросто справиться, а тут такое!
Громила — младший брат здоровяка Танка. Он чуть меньше ростом и слабее, да и на стероидах сидел не так долго: только одна его рука перекачана, вторая — относительно нормальная, если не считать того, что она висит как ненужный придаток и развевается на ветру. Этот монстр довольно вынослив и силен. Он берет большой разгон, чтобы на скорости врезаться в толпу выживших, раскидать их и вытащить одного неудачника, которого будет вколачивать в землю до тех пор, пока жертва не умрет или Громила не получит заряд в лоб.
Плевунша — молодая женщина с изуродованным лицом, которая плюется в выживших кислотой. Ей лучше соблюдать дистанцию и прятаться на крышах, а атаковать, когда один из игроков сбит с ног и не может встать самостоятельно. Лужа кислоты быстро портит здоровье любого человека, который ее касается.
Жокей — маленькое уродливое существо, о приближении которого можно узнать по характерному маниакальному смеху. Он передвигается прыжками и старается запрыгнуть на голову, чтобы затем уволочь жертву в какое-нибудь уединенное место и расцарапать ей лицо. Но это лишь верхушка айсберга, ведь Жокей — самый командный игрок из всех. Он может держать игрока, пока Толстяк рвет на него, вызывая толпу; может затащить в огонь или кислоту, а может и вовсе скинуть в пропасть.
Как видите, добавление новых особых зараженных — не только внешнее изменение, оно капитально влияет на всю игру, заставляя выживших напрочь забыть о том, чтобы засесть в каком-нибудь углу и спокойно переждать очередную атаку. Не выйдет, господа, даже не пытайтесь! Либо вы окажетесь по колено в пузырящейся зеленой слизи, либо познакомитесь со стеной после мощного удара Громилы.
Особые зараженные стали куда натуральнее и уродливее выглядеть. Наверное, сказался южный климат. Чего только стоит Курильщик с воротником из тентаклей, или женское воплощение Толстяка! Не изменилась внешность только у плаксы-Ведьмы, но теперь она стала бродить по городу в дневное время.
Дубль два!
Изменения затронули и «Режиссера» — искусственный интеллект, который следит за расположением предметов, появлением обычных зомби и их старших товарищей. Раньше как было: менялась дислокация толп инфицированных, Танк и Ведьма могли появиться, а могли и нет, оружие и аптечки каждый раз попадали в новые места. Все это осталось, но теперь «Режиссер» научился еще и архитектуру уровней менять. Основные элементы остаются на местах, но заборы, машины и дыры в полу легко могут переселиться в другое место или вовсе исчезнуть. Одну и ту же карту можно проходить пять, десять, пятнадцать раз, и все время вы будете находить для себя что-нибудь новое.
Порой сюрпризы бывают уж очень неприятными, и лучше сразу предупредить об этом товарищей по команде. Поскольку Left 4 Dead 2 в первую очередь рассчитана на совместное прохождение по сети, лучше обзавестись микрофоном: он сэкономит кучу времени и нервов, особенно при игре в «реализм».
Что это такое? Один из двух новых режимов, в котором дружественные персонажи и все активные предметы, включая оружие, лишаются подсветки, а зомби становятся на порядок сильней и живучей. Вы вот недоумеваете, куда делся ваш друг, а он тем временем может лежать в отключке за углом или бегать туда-сюда с Жокеем на голове. Ну как тут без микрофона?
Вторая новинка называется «сбор». В ней цель выживших — собрать шестнадцать канистр с горючим, разбросанных по всей карте, и залить их в бак машины, чтобы выиграть. Задача зараженных, соответственно, не допустить этого. Вся сложность в том, что времени на раунд — минута, с бензином в руках нельзя стрелять, а кислота Плевунши может поджечь канистру. Впрочем, если все аккуратно донести, вы получите призовые двадцать секунд.
Оставшиеся два режима — «сражение» и «выживание». Первый похож на кампанию. Одна команда начинает за выживших и должна добраться до убежища, вторая становится зараженными и просто обязана остановить четверку жалких человечишек. Инфицированные могут возрождаться, но не сразу, а только через определенные промежутки времени. Очки начисляются за пройденное расстояние, у кого их по итогам забега больше, тот и выиграл.
«Выживание» проверит вашу стойкость в условиях непрерывных атак зомби. Игроки опять же делятся на две команды, задача — продержаться на уровне дольше, чем соперники. Впрочем, перевалить за двадцать пять минут редко кому удается, в основном все заканчивается минут через десять.
Гномом в голову
С учетом такого количества нововведений было бы странно, если бы не увеличился оружейный шкафчик. И он разросся, да еще как! В нашем распоряжении более тридцати видов оружия — пятнадцать огнестрельного, десять холодного и семь вариантов подручных средств. Правда, самые мощные — бензопила и гранатомет — попадаются довольно редко, и их боезапас нельзя пополнить стандартным способом. В большинстве случаев приходится довольствоваться пистолетами (в которых по-прежнему никогда не заканчиваются патроны), винтовками, дробовиками, битами, монтировками, топорами и прочими мачете. В ход идут даже садовый гномик или упаковка колы, которыми можно залепить обидчику в голову!
Сервера наконец стали думать быстрее и уже не заставляют по полгода ждать во время поиска свободного места или создания карты. Впрочем, некоторые глюки все равно выжили, и, несмотря на внушительное количество игроков, заполнять лобби можно и полчаса, а сервер вполне способен уйти на перекур и не вернуться.
А вот картинка оставляет впечатление неизменной. Главных героев и инфицированных, конечно, нарисовали отлично, да и отлетающие части тела вместе с брызгами крови выглядят довольно реалистично, но эффектам и оружию явно чего-то не хватает. К чему не придраться, так это к работе дизайнера. Некоторые уровни настолько атмосферные, что порой хочется отойти от монитора и выключить колонки. Да, звук тоже играет роль — в Left 4 Dead 2 он едва ли не важнее оформления. Слышен каждый шорох, каждый вздох, а дикий смех Жокея и буря в желудке Толстяка заставляют озираться в поисках опасности.
Музыка включается произвольно: вы можете пройти пол-уровня и не услышать ни одной композиции, а как только окажетесь в парке аттракционов, сразу заиграет веселый цирковой мотивчик. Не к месту, говорите? Еще как! Отдельно хочется отметить рок-музыку вымышленной группы Midnight Riders, которые получились ну просто отличными — стиль «старой школы»!
Как, в общем-то, и зомби. Эти злобные окровавленные ребята будут нас развлекать в духе фильмов «28 дней спустя» и «Добро пожаловать в Zомбилэнд». Продолжения редко бывают на голову выше оригинала, но про Left 4 Dead 2 вполне можно так сказать.
ДОСТОИНСТВА | НЕДОСТАТКИ | |
Увлекательность 10 |
командная игра, высокая сложность, новые режимы, персонажи и противники, «Режиссер» | нет |
Графика 9 |
отличный дизайн уровней, хорошая прорисовка персонажей | детализация оружия |
Звук 10 |
музыка, второстепенные шумы, голоса и звуки зараженных | нет |
Игровой мир 9 |
атмосфера зомбокалипсиса, чувство опасности, диалоги выживших | слабо прописанная история мира и персонажей |
Удобство 9 |
удобное управление, быстрое подключение к серверам | не все баги отловлены, не всегда находятся сервера |
Новизна да Интерес повторной игры да |
Награда журнала |
Вердикт: Замечательное продолжение замечательной игры. Кампании стали гораздо разнообразнее и динамичнее, обновленный «Режиссер» преподносит кучу неприятных сюрпризов, а заражен- ные стали более непредсказуемыми. Ну и, в конце концов, где еще вы устроите для зомби рок-концерт с фейерверком? |
Рейтинг журнала 94% |
Жанры кино о зомби
В Left 4 Dead 2 пять основных режимов.
Кампания проходится двумя способами: наедине с довольно меткими и тупыми ботами и вместе с товарищами по сети.
Сражение — третий способ разделаться с сюжетом. Обе команды поочередно играют за выживших и зараженных — и так пока не пройдут все 4-5 сценариев этой кампании.
Реализм — четвертый и последний способ помочь четверке героев спастись. Только без такой мелочи, как подсветка напарников и предметов. И зомби бьют сильнее.
Сбор канистр с горючим на время, опять же играем за обе команды по очереди. Действо разбито на раунды, их количество оговаривается заранее. Кто по итогам всего забега собрал больше топлива, тот и победил.
Выживание в кошмарных условиях на время. Кто дольше продержится против толп инфицированных, тому и венец победителя на голову.
А теперь подробнее.
Режимы одной команды
Это кино у нас в жанре ужасов — вас всего четверо, вокруг море инфицированных, но они тупы и безыскусны. Проходить можно медленно, враги берут только числом.
Кампания
В игре представлено пять эпизодов игры, каждый из которых доступен для прохождения в кампанию, «реализм» и «сражение». Для «сбора» переделано пять карт, для «выживания» — десять. Итак...
Вымерший центр (Dead Center) — четыре карты. Выжившие добрались в эвакуационный центр как раз под звуки последнего взлетающего вертолета. Им не повезло, и теперь придется пробиваться к безопасной зоне по поверхности земли. Они покидают полыхающую гостиницу, знакомятся с агентами CEDA, посещают оружейный магазин, знакомясь с новым типом «крещендо» — когда panic event нужно в одном месте запустить, а в другом отключить. Затем путешествие по торговому центру и финал в новом режиме игры — сбор.
Мрачный карнавал (Dark Carnival) — пять карт. Новая машина наших героев попадает в вечную пробку, и они пешком пробираются в парк развлечений «Шепчущие дубы», катаются на аттракционах, знакомятся с клоунами, бегают по американским горкам и посещают рок-концерт.
Болотная лихорадка (Swamp Fever) — четыре карты. Непонятно, что произошло по окончанию предыдущей компании, куда дели вертолет и что выжившие делают в поезде. Через болота и фермерскую деревушку они продвигаются к побережью и уплывают на катере, по дороге познакомившись с грязевиками.
Ужасный ливень (Hard Rain) — три (пять) карт. Катер пристает к побережью, и наши герои храбро отправляются за дизельным топливом, встречая на сахарном заводе целое семейство Ведьм. Обратная дорога идет по тем же картам, но в обстановке сильнейшего дождя, отвратительной видимости и полной неэффективности коктейлей Молотова.
Уезд (The Parish) — пять карт. Выжившие высаживаются в пригороде Нового Орлеана, а затем долго и методично пробиваются по улицам, свалкам и кладбищам к аванпосту военных. Город бомбят самолеты, а зараженных меньше не становится. Финал здесь самый динамичный — пробежка по огромному полуразрушенному мосту, забитому машинами, навстречу волнам зараженных, в надежде добраться до вертолетной площадки на том конце.
Кампании надо пройти обязательно, прежде чем соваться в другие режимы игры, — поймете, что к чему. Уровни сложности отличаются так: когда «легко», простые зараженные снимают ударом 1 очко здоровья, Охотник 10, а Танк 24. На уровне сложности «эксперт» эти цифры меняются на 20, 40 и 100+ соответственно. Почувствуйте разницу.
Если зомби свалят вас на пол, помните — из положения лежа нет friendly fire, и вы можете не бояться попасть в своих из пистолета. Поднятый раненый встает с тридцатью временными очками здоровья. Поднятый повторно без лечения получает черно-белый экран и гулкие удары сердца — это значит, что, если его уронят в третий раз, то он умрет. Но на этом жизнь не заканчивается. Оживленный дефибриллятором встает с пятьюдесятью очками, а найденный в туалете или оживший к началу следующего раунда в убежище CEDA имеет все сто, отчего при прохождении кампании есть нездоровая тактика — убивать всех выживших, кроме одного, когда группа доходит до конца уровня.
Реализм
Этот режим больше подойдет уже «сыгранным» командам или тем, кто хочет таковыми стать. От кампании его отличают три особенности, но они капитально влияют на игровой процесс.
Забудьте о том, что товарищи подсвечиваются, в каком бы углу уровня они ни находились. Теперь Курильщик легко может уволочь отставшего игрока и не то что жизнь ему подпортить, а попросту убить, пока остальные не заметили. «Реализм» заставляет все время присматривать друг за другом, учит аккуратности и осторожности, так нужным в «сражении».
Предметы тоже обесцвечиваются, и если найти оружие будет по-прежнему легко, то заметить пузырек с таблетками в углу темной палатки — почти нереально. Про выполнение заданий с ящиком колы и сбором канистр мы уж вообще молчим.
Здоровье зомби конкретно вырастает, из-за чего лучше вести прицельный огонь в голову, а Ведьма и вовсе убивает с первого удара. Да, именно убивает, и именно с первого. Одна ошибка может стоить команде потери игрока, и повезет еще, если одного. Особенно туго на уровне сложности «эксперт», ведь на нем зомби гораздо смертоноснее.
Выживание
Самый трудный режим из всех, «выживание» ни в какое сравнение не идет с «реализмом» на экспертном уровне сложности. Суть такова: команду выживших запирают на относительно небольшом уровне, вырезанном из кампании. Повсюду раскиданы оружие, боеприпасы, аптечки, таблетки, адреналин, а также канистры с бензином и баллоны с пропаном. Когда вы подготовитесь, необходимо запустить механизм испытания и попытаться получить удовольствие от того, что начнется.
А произойдет следующее: толпа за толпой на вас будут налетать оголтелые зомби в сопровождении Курильщиков, Охотников, Плевунш, Толстяков и Танков. Вначале их будет немного, затем все больше, больше и больше, пока земля под ногами не покраснеет от крови, а небо над головой не почернеет от количества прыгающих Охотников.
В чем смысл всего этого безобразия? Развлечься, потренироваться в экстремальных условиях и заработать награды: бронзовую за четыре минуты, серебряную — за семь и золотую — за десять. Что потом? Не обольщайтесь, к пятнадцати-двадцати минутам обычно никого уже нет в живых.
Запомните несколько основных правил, без которых вы можете проиграть еще на старте.
Перед началом раскидайте по уровню канистры и баллоны, чтобы в нужный момент метким выстрелом поджечь зараженных.
Распределите обязанности: кто в какую сторону стреляет, кто несет дефибриллятор и тому подобное.
Либо займите как можно более труднодоступную для врагов позицию, вроде вышки или вертолетной площадки, либо постоянно меняйте дислокацию.
Зажигательные и оглушающие боеприпасы должны все время находиться рядом с вами, так что позаботьтесь об этом перед тем, как опустить рубильник.
Не давайте Танку приблизиться, забрасывая его коктейлями Молотова, взрывая у него под ногами пропан и расстреливая из станкового пулемета. Ни в коем случае не позволяйте ему добраться до вашего укрепления, особенно если оно сверху или рядом с водой: первый же удар может убить вас, сбросив за пределы уровня.
Вслушивайтесь в гул толпы инфицированных: откуда доносятся нетипичные звуки, оттуда и следует ждать очередного особого зараженного, а может, сразу и пяток — с каждой минутой их становится все больше.
Режимы двух команд
Это кино проходит в жанре трэш-боевика. Врагов те же орды, но они еще и умные — ведомы живым противником и способны на нестандартные ходы. Проходить карты нужно быстро.
Сражение
Начисление командных очков идет по-другому, нежели в первой части игры. Теперь не так важно добраться до финиша здоровым или с аптечкой. Уровни тут гораздо длиннее, и очки дают за процентное прохождение уровня выжившими.
Если все четверо проходят 100% пути, то вы получаете 400 очков за первую миссию, 500 за вторую, 600 за третью, 700 за четвертую и 800 за пятую. Если в кампании только четыре миссии, то считать так же, просто третья и четвертая идут по стоимости четвертой и пятой.
Это важно: если вы вернулись назад по карте, очки вам не снимают. То есть если в одиночку дойти до конца первой карты, зайти в убежище, а потом вернуться в самое начало и погибнуть, вы все равно принесете команде 100 очков счета. А вот если не погибнуть, то все 125.
Если выжившие сумели закрыть за собой дверь, то им дают +25 очков за каждого человека. Если у обеих команд равный счет по итогам миссии, то та команда, которая нанесла больше повреждений, будучи зараженной, получает 25 очков сверху.
Итого, при идеальном прохождении, ваша команда сможет получить до 3625 очков за кампанию в «сражении».
Фактически «сражение» — основной режим Left 4 Dead 2. Вот тут самый накал страстей. Именно здесь потребность в микрофоне максимальна! Только от скоординированных действий зависит победа вашей команды.
Вы выбираете кампанию и проходите каждый сценарий по очереди: за выживших и за инфицированных. Цель четверки героев — пройти как можно дальше, а в идеале — добраться до спасительного убежища. Задача зараженных — помешать им. Зачем? За пройденное расстояние начисляются очки, на которые влияет не только метраж, но и различные модификаторы, вроде уровня сложности и количества живых под конец уровня (если таковые вообще будут). Обычно, если гибнет один, пересечь финишную черту уже вряд ли удастся, ведь возрождений в «сражении» нет. Как только команда выживших завершает сценарий, неважно, со щитом или на щите, ее место занимают бывшие инфицированные.
Играть за зомби — удовольствие для гурманов, ведь любой зараженный гораздо слабее вооруженного до зубов человека. Команда стартует в режиме «призрака»: каждый может бегать где угодно и следить за действиями соперников, но при этом нанести урон не получится. Возродиться можно только вне поля зрения выживших, но это не значит, что надо бежать в соседний квартал, — перевернутый альфатер или автомобиль прекрасно подойдут. В «сражении» устаешь при отбивании прикладом, а хождение по колено в воде тормозит выживших гораздо меньше, если сравнивать с кампанией.
Командный дух — путь к победе зомби, поодиночке им не выиграть. Так как уровни все время меняются, выработать единую стратегию невозможно, а вот определиться с тактикой на месте — вполне. Например, сцепить того, кто отстал, или ударить всем скопом, когда выжившие покидают убежище. Главное — использовать микрофон и лезть в атаку только по договоренности, ведь инфицированным нужно время на восстановление после смерти. Когда играют четверо, это двадцать секунд, трое — пятнадцать секунд, один — всего три секунды. Если на уровне предусмотрен Танк, один из персонажей превращается в него и может разгромить всю вражескую команду. Тут важно, чтобы и остальные не спали, поддерживая его смертоносное шествие, ведь, несмотря на толстошкурость, здоровяка тоже можно убить.
Если кто-то из игроков покинет команду выживших, его заменит довольно смышленый бот, пока к серверу не присоединится кто-то еще. У зараженных такого не предусмотрено: искусственный интеллект никогда не заменяет зомби, так что отошедший на перекур товарищ может заметно сместить чаши весов. С другой стороны, при меньшем числе игроков число зараженных быстрее восстанавливается.
Всегда быть на связи — купить гарнитуру и настроить ее.
Держаться вместе, прикрывать товарищей, не геройствовать в одиночку.
Держать себя в форме — пройти все кампании, чтобы знать карты, и тренироваться на локальном сервере в отстреле зараженных.
Сбор
Игроки делятся на две команды, цель одной — собрать как можно больше канистр с топливом за отведенное время, цель другой — помешать ей это сделать. В течение одного, трех или пяти раундов выжившие будут гоняться за горючим, а зараженные — за выжившими.
Найти канистру — одно дело, а донести ее до положенного места и залить в бак — совсем другое. Во-первых, нужна оперативность: времени на раздумья нет, раунд ограничен минутой, и только добыча может дать призовые секунды. Во-вторых, разделяться и дружно бежать куда глаза глядят — самоубийство: вас тут же сцапают, и игра закончится. В-третьих, на уровнях, где есть верхние этажи, существует народная тактика — сбрасывание горючего вниз, чтобы потом спокойно собрать их все. Это в корне неправильно из-за одной подлянки, которую подготовили для выживших.
Дело в том, что Плевунша может поджечь уже сдвинутую канистру, и либо она сделает это, пока их никто не охраняет, либо прицельно плюнет, когда вы вернетесь за имуществом. Тут пойдет сразу двойной урон: от огня и от кислоты, так что если персонаж не свалится сразу, вам очень повезет.
Что это мы все про жанры кино? Давайте знакомиться с новыми и старыми злодеями!
Старые оскалы новых друзей
Зараженные условно разделены нами на три типа:
Бойцы. Сражаются в ближнем бою, в непосредственном контакте с людьми. Умеют «отключать» выживших.
Стрелки. Их основная атака проводится дистанционно, иногда даже из-за угла или навесом через препятствие. Стараются держаться на расстоянии, обладают хилым здоровьем. Способны сделать гадость даже после гибели.
Лидеры. Их появление зависит от Режиссера. Ведьмой нельзя управлять, а Танк сочетает в себе свойства бойца и стрелка. Выдают его игроку с лучшим счетом на данный момент.
Эффект отталкивания, возникающий при бросках Громилы, Охотника, Жокея или взрыва Толстяка, полезен трижды.
Выжившие оглушаются на секунду.
Длительные действия (лечение, подъем раненого, перезарядка) откатываются к их началу.
Выживших отталкивает в сторону — так их можно уронить с обрыва.
Следует учитывать, что зараженных тоже можно ошеломить на пару секунд — взрывом самодельной бомбы, баллона пропана или кислорода, снарядом гранатомета. Автоматная очередь их затормаживает.
Бойцы
Орда
Она же «толпа» или «волна». Пришествие очередной орды сопровождается тревожной динамичной музыкой, разной в каждой кампании. Толпа зомби появляется в относительной близости от вас, но в том месте, которое вы не видите в данный момент (довелось как-то быть свидетелем того, как толпа появилась за занавеской в ванной), и бежит кратчайшим путем навстречу вам. Их не смущают ни заборы, ни пламя на пути. Нередко в беге они выстраиваются очередью.
Их тупостью надо пользоваться. Встать спиной к спине или к безопасной стене. Первый ряд выживших садится на корточки, второй стреляет поверх их голов. Снайперки и дробовики прекрасно справляются с бегущими рядами зомби, так как снайперские пули и дробь способны пробивать несколько тел подряд. Обладателям УЗИ и автоматов придется стрелять веером на уровне голов, взрывая их, как гнилые арбузы. Лежащие на земле смирно ждут, пока не закончится светопреставление.
Если приход орды застает вас в неудобном для обороны месте, имеет смысл кинуть бомбу — она отвлечет их. Или поджечь что-нибудь, если зараженные нападают с одной конкретной стороны.
Кроме того, существует пять видов, простите за каламбур, необычных обычных зараженных. Так называют тех, кто по каким-то причинам отличается от банальной толпы безмозглых зомби. То есть они, конечно, тоже безмозглые зомби, но одеты помоднее. И этим выделяются. Итак...
Агенты CEDA — эти люди пытались навести порядок во время начала инфекции, но им не повезло, они тоже заразились. Они одеты в защитный костюм, что спасает их от огня. Для них не опасны ни коктейли Молотова, ни зажигательные боеприпасы. То есть пули в них все равно попадают, но не поджигают. Иногда с их трупов падают рвотные бомбы.
Клоуны — встречаются в парке развлечений «Шепчущие дубы». Для пущего смеха на их обуви стоят пищалки, привлекающие толпы зомби. В остальном ординарные зараженные. Духовные наследники особого зараженного по кличке Крикун (Screamer), так и не дожившего до релиза первой части Left 4 Dead.
Грязевики — живут в болотах, света белого не видят, в общем, деревня. Нападают исподтишка, из воды, любят кидаться грязью в выживших. Сильно ухудшают обзор, залепив вам все лицо болотной грязью с тиной вперемешку.
Строители — обитают в городке Дукател, штат Миссисипи. Видно их издалека, так как они носят зеленые жилеты с люминесцентными полосками. Но в придачу к жилетам они носят еще и наушники, защищающие уши от строительного грохота. Гранаты им по барабану, они их не слышат. Придется отстреливать вручную.
Полицейские — наверное, самые опасные из «необычных обычных». Одеты в бронежилет и бронекаску, защищающую их спереди от любых повреждений. И не только торс, но и руки, ноги, и голову. Убить их можно лишь выстрелом или ударом сзади. Если выживший лежит на земле, а его пинает такой полицейский, без помощи товарищей не обойтись. С их трупов периодически падают полицейские дубинки или пистолеты.
Обычный зараженный | ||
Запас здоровья | 50 очков | |
Выдерживает | пистолетных выстрелов в голову | смертельно |
пистолетных выстрелов в корпус | 2 | |
ударов холодным оружием | смертельно | |
серию толчков прикладом | 3 | |
горение в открытом пламени | смертельно | |
Наносит повреждений | руками и ногами | 2 очка в 2 сек |
Охотник
Он же Паркурщик или Гопник. Приближается прыжками с характерным визгом и оставляет за собой инверсионный след. Способен скакать по крышам и прыгать на большие расстояния. Отбивать его прикладом в момент приближения стало сложнее, чем в первой части. Прыжком может сразу снести от 1 до 25 очков здоровья, в зависимости от того, с какой высоты он вас припечатал в асфальт.
Юным Охотникам следует помнить, что боевая позиция у них — исключительно в приседе, с зажатой клавишей Ctrl. Но в таком положении Охотник непроизвольно и громко рычит, что упрощает его обнаружение. Умелые обладатели капюшонов способны передвигаться, отпрыгивая от стен. Потренируйтесь на узких улицах с близко стоящими домами. А на выживших стоит прыгать, когда их забрызгал Толстяк, когда они стоят по колено в кислоте Плевунши или когда один из них отделился от основной группы, — это придаст максимальную эффективность вашей атаке.
Охотник | ||
Запас здоровья | 250 очков | |
Выдерживает | пистолетных выстрелов в голову | 2 |
пистолетных выстрелов в корпус | 6 | |
ударов холодным оружием | смертельно | |
серию толчков прикладом | 4 | |
горение в открытом пламени | 8 сек | |
Наносит повреждений | когтями | 6 очков в 2 сек |
прыжок | до 25 очков + оттолкнуть всех | |
потрошение | 10 очков в сек | |
Время перезарядки способности | 0,5 сек |
Жокей
Он же Псих или Наездник. Младший брат Охотника, передвигается более короткими прыжками, и его способность дольше перезаряжается. Обладает большим запасом и меньшими размерами, но все равно довольно слаб. При передвижении постоянно маниакально смеется. Наскакивая на человека, Жокей начинает душить его и контролирует передвижение жертвы. Если она сопротивляется (WASD), то Жокей двигается на 25% медленнее. Человеку под Жокеем можно стрелять в любое место — пока на нем наездник, абсолютно все повреждения от огнестрельного оружия уходят Жокею. Свалив жертву на пол, маленький безумец обычно убегает навстречу тому, кто пошел спасать недавнего «скакуна»
Для напрыгивания начинающим Жокеям не обязательно садиться на корточки, он может делать это не только с помощью ПКМ, но и нажатием пробела. Захваченную жертву немедленно прячьте с линии стрельбы прочих выживших и тащите в огонь, кислоту или в сторону пропасти. Прочие зараженные, помните — ударами когтей вы раните и самого Жокея тоже. Лучший способ помочь наезднику — ловить спасателей!
Жокей | ||
Запас здоровья | 325 очков | |
Выдерживает | пистолетных выстрелов в голову | 5 |
пистолетных выстрелов в корпус | 9 | |
ударов холодным оружием | смертельно | |
серию толчков прикладом | 5 | |
горение в открытом пламени | 7 сек | |
Наносит повреждений | ручонками | 4 очка в 2 сек |
прыжок | оттолкнуть всех | |
поездка на выжившем | 3 очка в сек + передвижение | |
Время перезарядки способности | 1 сек |
Громила
Он же Бык, или Фермер, или Кувалда. Никто не знает, через сколько операций и стероидных курсов пришлось пройти младшему брату Танка, Громиле. Одно мы знаем точно — лучше бы он этого не делал... В отличие от Танка Громиле удалось раскачать только одну руку, правую. Левая же почти атрофировалась. Представляю, как он расстроился, узнав диагноз. Наверное, на весь мир разозлился.
Громила атакует, врываясь на бегу в группу выживших, разбрасывая их в стороны, потом берет одного, кто посимпатичнее, и начинает методично вбивать в землю. На примерно пятом-шестом ударе даже самый здоровый выживший становится очень лежачим больным. Оттолкнуть Громилу во время мордования нельзя, можно только застрелить. Ах да, если у кого-то нашлись разрывные боеприпасы, то они вполне способны оглушить и отодвинуть мордоворота от его жертвы. Но лучше всего, услышав слоновий рев и топот приближающейся туши, просто отпрыгнуть в сторону и расстрелять обидчика. Иногда, если глупый Громила бежит с хорошо просматриваемой стороны, его остановит встречная очередь.
После того как Громила начнет разбег, изменить его курс уже нельзя. Поэтому в «сражении», играя за этого зараженного, надо целиться получше. Если удариться о стену, амбал будет оглушен на пару секунд. Обычно за это время его успевают пристрелить от греха подальше. Свои десять единиц повреждений он наносит вне зависимости от дистанции, которую пробежал. Кстати, сама дистанция разбега не бесконечна, немногим длиннее языка Курильщика. Если вы не хотите, пробежав кусок пути до людей, потом с глупым видом остановиться под перекрестьями прицелов — подберитесь сначала поближе.
Главное в Громиле то, что он единственный из зараженных, помимо Танка, способен сразу убить выжившего. для этого надо взять разгон в сторону пропасти, открытого окна на тридцатом этаже или глубокой реки, схватить по дороге человека и с ним выпрыгнуть в окно. Такого погибшего никакой дефибриллятор не спасет.
Громила | ||
Запас здоровья | 600 очков | |
Выдерживает | пистолетных выстрелов в голову | 5 |
пистолетных выстрелов в корпус | 18 | |
ударов холодным оружием | 2 | |
серию толчков прикладом | иммунитет | |
горение в открытом пламени | 20 сек | |
Наносит повреждений | правой лапой | 10 очков в 2 сек |
разбег | 10 очков + оттолкнуть вех | |
удары об пол | 15 очков в сек | |
Время перезарядки способности | 20 сек |
Стрелки
Стрелять зараженным не так просто, как кажется. Плевунша пару секунд почти не может двигаться после своей дистанционной атаки. Курильщик также тормозит после того, как ему собьют язык. В эти моменты они особенно уязвимы. Толстяк не способен плеваться на бегу или в прыжке. Сначала ему нужно остановиться и сосредоточиться.
Толстяк
Он же Жирный или Пончик. С первой части игры не изменился, разве что обзавелся женским воплощением. Громко булькает, медленно бегает, долго перезаряжается, легко взрывается и открывает большинство атак зараженных.
Своей струей рвоты, летящей по странной дуге, забрызгивает максимальное количество выживших, затем прячется для перезарядки (нужно сесть за препятствие на корточки и смотреть в пол — будете на голову ниже) или бросается врукопашную, надеясь взорваться среди людей и забрызгать их еще раз. Толстяк — это очень толстый инструмент для очень тонкой игры.
Если вы человек, то при встрече с Толстяком немедленно оттолкните его, а потом застрелите, но не задев взрывом товарищей по команде.
Толстяк | ||
Запас здоровья | 50 очков | |
Выдерживает | пистолетных выстрелов в голову | смертельно |
пистолетных выстрелов в корпус | 2 | |
ударов холодным оружием | смертельно | |
серию толчков прикладом | 4 | |
горение в открытом пламени | 3 сек | |
Наносит повреждений | когтями | 4 очка в 2 сек |
рвотная струя | вызвать орду | |
суицидальный взрыв | вызвать орду и оттолкнуть всех | |
Время перезарядки способности | 30 сек |
Курильщик
Он же Курила, или Худой, или Человек-с-Галстуком. Инфернального внешнего вида прыщавый и худосочный обладатель шести (!) языков. Один из них не обрывается и вытягивается на зависть любому муравьеду. Курильщик ничем не отличается от своего воплощения из первой части игры. Специалист по стаскиванию людей с карнизов в пропасти, или с высокой крыши, или сквозь огонь на пол-уровня назад. Умело подтягивает выживших к машине под сигнализацией, к Толстяку наизготовку или к плачущей Ведьме, лишая их шанса продолжить свой путь. После смерти Курильщик оставляет облако непрозрачного тумана.
Если вы в своем путешествии по зараженной Америке услышите характерный кашель, будьте аккуратны в путешествии по краям водосточных труб. А если ваш экран запузырился — немедленно развернитесь к Курильщику и застрелите его очередью — на это у вас есть две секунды, пока ноги еще держат. Спеленатого языком товарища можно освободить тремя способами, вам остается выбрать оптимальный в текущей ситуации:
Можно ударить выжившего прикладом, сбив язык, — если вы рядом.
Можно сесть на корточки и срезать язык очередью — если вы далеко.
И наконец, можно расстрелять Курильщика, который не может двинуться с места, душа жертву, — если обстановка спокойная.
Курильщик | ||
Запас здоровья | 250 очков | |
Выдерживает | пистолетных выстрелов в голову | 2 |
пистолетных выстрелов в корпус | 6 | |
ударов холодным оружием | смертельно | |
серию толчков прикладом | 4 | |
горение в открытом пламени | 9 сек | |
Наносит повреждений | когтями | 4 очка в 2 сек |
захватом языка | 3 очка в сек | |
кулаками по захваченному | 5 очка в сек | |
Время перезарядки способности | 3 сек при промахе, 15 сек при обрыве языка |
Плевунша
Она же Жирафа. Последняя из новеньких и самый опасный из зараженных. Вообще никаких моральных принципов. Плюет мимо урн без зазрения совести. Причем ладно бы просто плевала, так кислотой же!
Выглядит она страшненько. Мне могут возразить, что особые зараженные вообще мало общего имеют с моделями, но всему же есть предел! Высокая, тощая, с отвисшим животом и застарелым целлюлитом, безвкусными девичьими косичками, она никого не напоминает. Ее огромный рот обожжен кислотой. Скажете, есть кто-то, кто выглядит неприятнее?
Атакует она плевками на очень приличные расстояния. Снаряд летит по очень плоской параболе, в начале своего пути имея шанс срикошетить от одного из препятствий, а встретившись с целью — превратиться в шипящую зеленую лужу. Выживший, попавший в ее кислоту, начинает стремительно терять здоровье, с каждой секундой все быстрее. Поэтому в режиме «сражения» Плевунша незаменима против выживших, предпочитающих обороняться в закрытом тесном помещении. Один ее плевок — и каморка мгновенно освобождается от присутствующих. Еще хорошо плевать в выживших, ослепленных Толстяком, — они не сразу понимают, во что вляпались, да и простые зомби не дают им быстро выбежать из кислоты. Еще Плевунша обожает заливать лежачих людей и тех, кто пытается их поднять. Либо горе-спаситель бросит товарища и с проклятьями убежит, либо быстренько ляжет рядом.
Убить ее довольно просто. Запас здоровья у нее невелик, двигается она не слишком споро, к тому же после плевка не может сдвинуться с места, тут-то и надо стрелять. Конечно, лучше всего стрелять до плевка, но уж кому как повезет.
Зараженным, сотрудничающим с Плевуншей, следует любить ее, прикрывать и всячески помогать. Охотники обожают разбирать свою жертву, лежа в кислоте, Жокеи и Курильщики с удовольствием заводят клиентов в пузырящиеся ванны. Только Громиле кислота Плевунши не дает никакой пользы — он слишком быстро вколачивает свою жертву, и она почти не имеет контакта с землей.
Плевунша | ||
Запас здоровья | 100 очков | |
Выдерживает | пистолетных выстрелов в голову | смертельно |
пистолетных выстрелов в корпус | 3 | |
ударов холодным оружием | смертельно | |
серию толчков прикладом | 4 | |
горение в открытом пламени | 4 сек | |
Наносит повреждений | когтями | 4 очка в 2 сек |
за сеанс нахождения в кислоте | 85 очков | |
Время перезарядки способности | 25 сек |
Лидеры
Ведьма
Она же Плакса. Хрупкая на первый взгляд девочка с огромными когтистыми лапами, плачущая в каком-нибудь углу. Крайне опасная тварюка, одним ударом сбивающая выжившего с ног, во второй части игры стала менее раздражительной, но гораздо опаснее. Теперь она не сидит в углу, ожидая контрольного в голову с обреченностью овцы, а бродит по уровню, рыдая над мертвыми, готовая наброситься на любого, кто ее тронет. В то же время разозлить ее стало немного сложнее. Можно даже мазнуть по ней лучом фонарика несколько раз, она не будет особенно против. Не рекомендуется стрелять в ее сторону во время набега орды, можно случайно попасть, и тогда один выживший почти гарантированно ложится. Попробуй убей бегущую Ведьму, когда прут толпы зараженных!
Тем не менее по-прежнему не возбраняется убивать Ведьм. Способ остался прежним — медленно подойти вплотную, дождаться, когда она встанет почти в полный рост, и разрядить автоматический дробовик ей в торс (грудь, плечи или бедра). Одного-двух выстрелов в упор хватает. Можно использовать и обычный помповый дробовик, но в этом случае точность должна быть исключительной, поскольку времени на второй выстрел у вас не останется. Можно подойти вдвоем с товарищем и нанести по два быстрых удара холодным оружием. В крайнем случаем можно ее поджечь и, медленно бегущую, расстрелять из четырех стволов.
Играть за Ведьму нельзя даже в режиме «сражения», а вот использовать в корыстных целях — вполне себе. Для этого надо или выманить на нее жертву Курильщиком, или прикрыть телом другого зараженного. Кто-нибудь храбро попытается вас застрелить, а сам неожиданно разозлит Ведьму. Третий способ натравить плаксу на людей — дождаться, когда ее разозлят парой выстрелов или лучом света. Пока она ярится на месте, не атакуя, надо подскочить к ней и один раз царапнуть. Такого хамства она не потерпит и сразу кинется. На людей.
Ведьма | ||
Запас здоровья | 1000 очков | |
Выдерживает | дробовых выстрелов в голову | 1 |
дробовых выстрелов в корпус | 2 | |
Снайперских выстрелов в корпус | 12 | |
ударов холодным оружием | 4 | |
серию толчков прикладом | иммунитет | |
горение в открытом пламени | 18 сек | |
Наносит повреждений | Когтями | около 100 очков в 2 сек |
Танк
Просто Танк. Особый зараженный, появляющийся один, максимум два раза за карту (исключая финалы, когда их может быть и три), Танк велик ростом, весит под четыре центнера, имеет гипертрофированные бицепсы и одет в жалкие джинсики. Один удар его мощной лапищи снимает сразу 24 очка здоровья, а машиной, мусоркой или еще чем-нибудь, точным броском отправленным в сторону выжившего, того запросто может задавить до полусмерти. Натурально, три попадания машиной — и adios, доктор бессилен, только дефибриллятор поможет.
Еще Танк любит кидаться кусками то ли бетона, то ли асфальта (мы не разглядели), которые выдирает прямо из-под ног. Этот тип атаки непродолжителен (около двух-трех секунд), но это — ваше время. Лупите изо всех стволов, пока можно. Кстати, эти куски стройматериала он может добывать даже из паркета, металлических конструкций и веревочных мостов, вот он каков!
У Танка полно здоровья. Не уверены, что он может неделю пить не просыхая, но выдержать очередь из АК-47 ему вполне под силу. У него нет уязвимых мест, и нет смысла пытаться попасть ему в голову при стрельбе. Недаром в руководстве к игре сказано, что для обезвреживания Танка понадобятся объединенные силы всей команды.
Компьютерный Танк сам по себе не слишком опасен, из четырех стволов он уничтожается достаточно быстро, но в режиме «сражения», при помощи троих партнеров по команде, хитрый, непредсказуемый и агрессивный Танк может стать настоящей головной болью для команды выживших.
Играя за это торжество грубой силы, вы будете видеть полоску контроля. Она падает, пока в зоне видимости у вас нет людей, и восполняется, когда вы бьете их лапами. Когда полоса контроля обнулится, управление Танком будет передано следующему игроку. А вот после второго владельца Танк станет ботом и кинется к врагам напрямик. «Паркинг» здесь уже не работает, вы не сможете отвести Танка в удобное для команды место и оставить его там. Если бот долгое время не будет видеть людей, Танк тихо-мирно скончается — наверное, от фрустрации.
Будучи Танком, не подставляйтесь под коктейль Молотова или под бросок канистры. От пламени вас спасет только дождь или хорошее болото, хоть и горите вы не быстро — 80 очков здоровья в секунду. Главная проблема горящего Танка — он медленнее бегает и уже не может выжидать. В идеале этот монстр забрасывает выживших камнями, затем выскакивает с неожиданной стороны и броском лапы отправляет кого-нибудь в далекий полет. Потом прячется от зеленых людей, ловит красных или желтых и измывается над ними. Главное, не заденьте товарищей по команде — они куда хрупче людей.
Танк | ||
Запас здоровья | 6000 очков | |
Выдерживает непрерывную стрельбу |
grenade launcher | 21 сек |
combat shotgun | 25 сек | |
ak47 | 26 сек | |
auto shotgun | 27 сек | |
assault rifle | 31 сек | |
military sniper rifle | 31 сек | |
triple-shot assault rifle | 33 сек | |
silenced smg | 35 сек | |
hunting rifle | 42 сек | |
dual pistols | 45 сек | |
Smg | 45 сек | |
pump shotgun | 46 сек | |
chrome shotgun | 48 сек | |
magnum pistol | 63 сек | |
single pistol | 80 сек | |
Выдерживает | пиление бензопилой | 6 сек |
ударов холодным оружием | 10 | |
серию толчков прикладом | иммунитет | |
горение в открытом пламени | 75 сек | |
Наносит повреждений | лапами | 24 очка в 2 сек |
бросок камня | 24 очка | |
боулинг | около 100 очков | |
Время перезарядки способности | 4 сек |
Инструменты выживания
Одновременно выживший может нести на себе до шести предметов. Все эти предметы невооруженным глазом видны на фигуре и силуэте человека, а также при нажатии клавиши Tab.
Руки. Обычно они свободны, но их можно занять подручным средством (канистрой, станковым пулеметом и т.п.). Это ограничивает вас — вооружившись пулеметом, вы не сможете двигаться, да и угол обзора сузится до 180 градусов, а с остальными предметами в руках вы не можете стрелять.
Основное оружие. Сюда помещается любое огнестрельное оружие, кроме пистолетов.
Дополнительное оружие. Здесь выживший носит пистолеты или холодное оружие. Обычных пистолетов возьмите два. Тогда при падении на пол будет удобнее отстреливаться.
Левое бедро. Тут находится граната (самодельная бомба, коктейль Молотова или рвотная бомба). Ее бросок происходит с задержкой в одну секунду — нажав ЛКМ, вы заносите гранату над собой, отпустив — бросаете. Если вы заметили, что надобность в броске отпала, а терять предмет не хочется — не отпуская ЛКМ, прокрутите колесико мыши.
Спина. Тут можно нести аптечку, дефибриллятор или коробку особых патрон. Применяется в течение шести секунд. Под адреналином быстрее в два раза. Патроны раскладываются на полу.
Правое бедро. Баночка обезболивающего или шприц с адреналином. Употребляется в доли секунды.
В новом Left 4 Dead тридцать два вида оружия, каждый из которых вполне может стать вашим любимым. В отличие от первой части, здесь у нас есть оружие ближнего боя, всю важность которого сложно оценить, не прорвавшись хотя бы раз через бесконечные орды ходячих покойников. Оружия на них нужно не просто много, а ну очень много, и тут разработчики нас не подвели — различных средств уничтожения на близком расстоянии в игре аж девять штук! Выглядят и звучат они все по-разному, а действуют ими примерно одинаково: размахиваются и бьют со всей дури по ближайшему мертвяку. Простите, зараженному.
Есть, правда, одно исключение — это бензопила, самое страшное оружие в игре. Если не считать гранатомета. Эти два образца можно с полным правом назвать оружием массового уничтожения зомби, настолько они эффективны против толп.
Пробежка заранее обречена на неудачу — я оплевал выживших сразу по выходу из вагончика CEDA.
После получения упаковки колы в окне на доли секунды появляется сам хозяин ору-
жейного магазина в панамке.
Ведьма добивает своего обидчика примерно за пять секунд, а потом сбегает, никого не трогая.
|
Холодное оружие
Полный список выглядит следующим образом.
Крикетная бита — напоминает биту для лапты, удобная рукоятка, плоская рабочая часть.
Тонфа — полицейская дубинка с характерной поперечной рукоятью.
Мачете — классика жанра, добавить нечего.
Сковородка — судя по звуку, чугунная. Самая короткое время ожидания между ударами — 0,75 секунды. У остального оружия ближнего оно равно 0,8-1 секунде.
Фомка — или гвоздодер, красного цвета, очки Фримена в комплекте.
Пожарный топор — длинное топорище, красная рабочая часть, увесист и опасен.
Электрогитара — прообразом послужила Gibson SG, даже три струны сохранились!
Катана — самурайский меч, очень удобен для отрубания голов.
И, эксклюзивно для избранных, — бейсбольная бита. Доступна только сделавшим предзаказ или играющим с таковыми. По ТТХ ничем не отличается от сковородки.
Отдельным пунктом пойдет оружие ближнего боя, у которого конечный запас действия.
Бензопила — страшная сила, 1000 единиц урона в секунду. Танка запиливает за шесть секунд. Из минусов — при переключении на бензопилу она заводится только спустя одну драгоценную секунду, а бензина хватает примерно на сорок секунд непрерывного пиления.
Всем этим разнообразием пользоваться удобно, хотя требуется навык. Но учтите, что в отличие от огнестрельного оружия все вышеперечисленные образцы наносят урон не в момент нажатия ЛКМ, а чуть позже, и в соответствии с этим стройте свою тактику. Очень полезно комбинировать удары с отталкиванием — так у зараженных меньше возможности нанести вам удар. Как и отталкивание, прямые удары наносят урон по площади — то есть вы убиваете нескольких за раз. Но вы не устаете при их нанесении.
Урон, который оружие ближнего боя наносит особым зараженным, слегка варьируется от образца к образцу. Помните, что Громила гибнет от двух ударов, Ведьма от четырех, Танк от десяти, остальные с одного попадания. Немного отличается время между ударами. Все эти характеристики мы приведем в специальной таблице сломанных костей, выбитых зубов и раскрошенных черепов, ну а пока поговорим о сладком, то есть об огнестреле...
Огнестрельное оружие
...которого тоже хватает! Говорить «с избытком» — значит провоцировать разработчиков на уменьшение количества плюшек, поэтому скажем им прямо: мало оружия, господа! Ну а так, между собой, признаемся, что его хватает, все оно сделано с любовью и до боли напоминает реальные образцы. Итак, пристегнись, Дороти, фургончик отправляется!
Пробивная способность. Все оружие в игре способно стрелять через стены. Конечно, не все йогурты одинаково полезны, и не каждый пистолет-пулемет пробьет бетонную стену, но на что не способен пистолетный патрон, с тем справится винтовочный!
У каждого ствола пробивная способность своя. Если охотничья и снайперская винтовки могут пробить практически любое препятствие и убить всех обычных зараженных за ним, то штурмовая винтовка или АК-47 так не умеют. Про пистолеты и говорить нечего. Дробовики второго уровня пробивают стены и даже остановят ближайшего зомби за ними, но на этом энергия дроби иссякнет.
Особые зараженные тоже пробиваются насквозь, что можно использовать, когда, например, Охотник ведет за собой толпу зомби. Единственное существо в игре, останавливающее любую пулю, это Танк. Ну, на то он и Танк.
Пистолеты
Оружие «по умолчанию», в них не кончаются патроны.
Пистолеты | P220/P220+Glock | Magnum |
Базовый урон | 36 | 80 |
Урон в секунду | 175/350 | 240 |
Боезапас (обойма/запас) | 15/30/* | 8/* |
Скорострельность | 300/600 | 180 |
Время перезарядки | 1,75/2,45 | 1,75 |
SIG Sauer P220 — первое оружие, которое выжившие держат в руках. Парой к нему станет Glock 19 (компактная модель под 9-мм патрон). Приличная скорострельность, невысокая точность, урона хватает только на обычных зараженных.
Magnum — здесь так называют IWI Desert Eagle .50. Как в лучших голливудских боевиках, этот полуторакилограммовый малыш оставляет в телах зараженных дырки величиной с обеденную тарелку, да и с особыми товарищами может поработать на славу. Только надо подойти поближе, в отличие от реального аналога, здесь точность так себе.
Пистолеты-пулеметы
Пистолеты-пулеметы | UZI | MAC-11 |
Базовый урон | 20 | 25 |
Урон в секунду | 320 | 416 |
Боезапас (обойма/запас) | 50/700 | 50/700 |
Скорострельность | 1000 | 1000 |
Время перезарядки | 2,35 | 2,35 |
UZI — перешел из первой игры. Все как там — приличная точность на дистанциях до ста метров, невысокий урон, отличный темп стрельбы. Носимый боезапас увеличили, и правильно сделали, а то в L4D не всегда хватало патронов на первую карту No Mercy...
Ingram MAC-11 — хороший аналог UZI для ближних дистанций. Оснащен глушителем. Использовать на средних и дальних дистанциях не рекомендуем ввиду значительного разброса пуль (короткий ствол, слабый боеприпас). Зато неплохо работает против орды, если стрелять по «верхним этажам» (голова и плечи).
Дробовики
Дробовики | PumpShotgun | Chrome |
Базовый урон | 250 | 248 |
Урон в секунду | 287 | 285 |
Боезапас (обойма/запас) | 8/56 | 8/56 |
Скорострельность | 69 | 69 |
Время перезарядки | 0,473/3,784 | 0,473/3,784 |
Помповый дробовик — точно такой же, как в первой части, те же характеристики. Заряжается досыланием патронов в обойму по одному, взводится после расстрела обоймы. Можно стрелять, не зарядив обойму до конца.
Хромированный дробовик — его новенький аналог. Сверкает хромом и надписью «Police Tactical 12». Значительно увеличенный урон, чуть лучше кучность. Ну и вообще приятно подержать в руках.
Автоматы
Автоматы | M-16 | SCAR | AK-47 |
Базовый урон | 33 | 44 | 58 |
Урон в секунду | 376 | 356 | 444 |
Боезапас (обойма/запас) | 50/410 | 60/420 | 40/400 |
Скорострельность | 685 | 486 | 460 |
Время перезарядки | 2,35 | 3,35 | 2,5 |
Штурмовая винтовка (M-16) — классика из первой части. Отлично работает на любых дистанциях, хороший урон, не слишком эффективна против особых зараженных.
Боевая винтовка (FN SCAR-L) — новинка от бельгийской компании FN-Herstal. В игре стреляет короткими очередями по три патрона, причем все три пули очереди ложатся очень близко. Увеличенный урон по сравнению с М-16, хорошо работает против особых зараженных и Танков.
АК-47 — слова бессильны. Более полувека на рынке, более полусотни вооруженных конфликтов, миллионы восторженных поклонников, калибр 7.62х39, низкая скорострельность, оглушительный урон (не верите, гляньте таблицу) — выбор настоящих маньяков-истребителей зомби. Отлично работает как против толп, так и против особо настырных гадов.
Автоматические дробовики
Автоматические дробовики | Tactical | Battle |
Базовый урон | 253 | 252 |
Урон в секунду | 840 | 836 |
Боезапас (обойма/запас) | 10/90 | 10/90 |
Скорострельность | 200 | 200 |
Время перезарядки | 0,396/3,96 | 0,396/3,96 |
Тактический дробовик — тот самый шикарный Benelli M4 Super 90 или, в американской системе, М1014 из первой части. Тот же боезапас в десять патронов, тот же урон, только конечности отлетают несколько по-новому. Использование крайне простое: навел в сторону врага, зажмурился, выстрелил. Результат гарантирован.
Боевой дробовик — о, а это нечто новенькое! Ну правильно, Franchi SPAS-12, о необходимости которого так долго думали выжившие из первой части, теперь в строю! Урон от дробины повышен, вот только их на две меньше в каждом выстреле, чем в автоматическом дробовике... Есть над чем задуматься.
Снайперские винтовки
Снайперские винтовки | Hunting Rifle | Military Sniper |
Базовый урон | 90 | 90 |
Урон в секунду | 360 | 360 |
Боезапас (обойма/запас) | 15/165 | 30/210 |
Скорострельность | 240 | 240 |
Время перезарядки | 3,25 | 3,5 |
Охотничье ружье — копия М21 из первой части. Все характеристики остались неизменными, все мы знаем и любим эту неоднозначную винтовку.
Военная снайперская винтовка — новинка из Германии, Heckler & Koch MSG-90, приходит на смену крестьянской лошадке, то есть охотничьему ружью. Тридцать патронов в магазине, двукратный оптический прицел и поразительная точность сделают честь любому зараженному, застигнутому издалека.
Ну и напоследок...
Гранатомет
Гранатомет | М79 |
Базовый урон | 400 (по Танку 1000) |
Боезапас (обойма/запас) | 1 в стволе, 30 в запасе |
Скорострельность | 16 |
Время перезарядки | 3,5 |
Действие на обычных зараженных | Мгновенная смерть всех в радиусе пяти метров, оглушение тех, кто дальше. |
Гранатомет — американский ручной 40-мм гранатомет М79. Одна граната в стволе, еще тридцать в рюкзаке. Довольно долго перезаряжается, зато использовать против толп зомби — сплошное удовольствие. Разорвет в клочья все, что окажется в радиусе поражения гранаты. Отлично работает против особых зараженных, но против Танка или Ведьмы может оказаться не столь эффективным. Если жертва выжила после выстрела, то она оглушена еще пару секунд. Боеприпасов к нему вы среди обычных патронов не найдете.
Как видите, уничтожать зомби теперь можно со вкусом, благо и самих зараженных стало гораздо больше. Но кроме огнестрельного и холодного оружия есть еще несколько полезных вещей, которые можно встретить на просторах Джорджии и Луизианы.
Экипировка
Гранаты
Граната (самодельная бомба, она же звуковая граната) — на самом деле самопал из металлической трубки, оснащенный мигающей лампочкой и пищащим звуковым сигналом. Привлекает к себе зомби с округи, после чего разносит их на куски. Да-да, не в кровавую пыль, как было раньше, а именно на куски, которые красиво разлетаются в разные стороны. Особым зараженным и людям наносит 30 повреждений в эпицентре взрыва, временно оглушает.
Коктейль Молотова — что тут скажешь, давай поджигай! Все как раньше — обычные мрут как мухи, едва коснувшись огня, особые живут чуть дольше. Агенты CEDA из первой кампании, носящие защитные костюмы, огня не боятся. Горящий Танк в «сражении» бегает медленнее, а в кампании — быстрее, но тем не менее это самый скорый способ избавиться от него (гляньте таблицу Танка)
Рвотная бомба — содержимое желудка Толстяка, заботливо собранное учеными CEDA и помещенное в прозрачный контейнер. С феромонами этой жидкости провели какие-то изменения — теперь она действует не на людей, а на зараженных аналогично струе рвоты Толстяка. Обрызганные зомби окрашиваются на экране фиолетовой аурой, у играющего за них мутнеет экран, а орда начинает целенаправленно избивать именно их.
Рвотная бомба — многофункциональный снаряд. Брошенный в набегающую толпу, он переключает их внимание и заставляет зомби колотить друг друга, а когда обрызганные заканчиваются, они еще несколько секунд размахивают кулаками над местом, куда был брошен снаряд. Брошенная в Танка рвотная бомба замедляет его — он временно слепнет и постоянно спотыкается о простых зомби. Других особых зараженных она фактически выключает из игры — пока они прозреют, их добьют свои же. Только учитывайте, что зомби-боты переносят слепоту с меньшими потерями, чем игроки.
Спецбоеприпасы
Зажигательные патроны — позволяют поджигать зараженных. Действуют как коктейль Молотова, только на дистанции действия оружия. Крайне полезны в режиме реализма, в котором обычного зараженного убить довольно сложно. Зажигательные пули поджигают особых зараженных временно, примерно на пять секунд. Танк, Ведьма, Громила, Охотник и Жокей вполне способны это пережить.
Разрывные патроны — обычных зараженных разрывают на части, особых оглушают, Громилу заодно заставляют выпустить жертву из рук. Одна разрывная пуля разносит дверь в куски. Будьте аккуратнее — на уровне сложности «эксперт» использование разрывных пуль способно в легкую уложить всю команду.
Снаряжение
Лазерный прицел — устанавливается на любое основное оружие, увеличивает точность и кучность. Очень полезен для оружия, имеющего невысокую точность, но хороший урон, — например, АК-47. При смене оружия прицел остается на выброшенном стволе, но не пропадает, и его можно подобрать.
Аптечка — используется для пополнения здоровья. Довольно редкая вещь, так что не стоит уподобляться ботам и лечиться, как только здоровье упадет ниже половины. Используйте аптечку с умом, когда вы черно-белый или здоровья осталась одна единица, либо когда видите ей замену. Можно лечить товарищей, используя ПКМ.
Дефибриллятор — по меньшей мере одна такая штука в команде необходима. Позволяет оживить уже умершего товарища, что особенно полезно в режиме реализма, в котором мертвые выжившие, простите за неуклюжий каламбур, не появляются на уровне снова.
Это миф: городская легенда о том, что персонаж, провалявшийся мертвым больше десяти минут, после оживления становится идиотом, не умеющим стрелять, проверена. Это не так.
Обезболивающие таблетки — то, что позволит вам продержаться на ногах до ближайшей аптечки. Добавляют пятьдесят очков здоровья, которые, к сожалению, медленно убывают даже без вмешательства злодеев. Перебрасываются товарищу при нажатии ПКМ.
Адреналин — инъекция адреналина на короткое время, порядка десяти секунд, ускоряет все ваши действия (бег, помощь лежащему товарищу, лечение, перезарядка). Добавляет двадцать временных очков здоровья. Крайне рекомендуется для прорыва через орду, при отключении сирены, например. Когда вы под адреналином, удары зомби не останавливают вас, а вода по колено — не тормозит передвижение, даже если у вас черно-белый экран и здоровье на нуле. Тоже можно перебрасывать ПКМ.
Подручные средства
Фейерверки, канистры бензина — хорошее средство задержать толпу обычных зомби. Бросаете на землю, один выстрел — и мы имеем огненный ад, через который мало кто прорвется. Только смотрите, не подожгите товарищей.
Баллоны пропана и кислорода — при попадании в них взрываются аналогично самодельной бомбе — убивают обычных зараженных, оглушают особых. Не слишком удобны, ибо не приманивают никого. К тому же зеленый баллон кислорода взрывается с задержкой в пару секунд.
Гном Chompski, упаковка колы — сюжетные предметы, которые нужно донести до определенного места. Держащий их в руках беззащитен и способен только отталкивать нападающих — пока не бросит искомый предмет.
Станковый пулемет — встречается редко, использовать сложно, но можно. Сделан на основе тяжелого пулемета Browning M2HB калибра .50BMG. Одно попадание гарантированно убивает обычного зомби, Громиле будет достаточно двух пуль. Танк держит удар получше, но и ему лучше не попадать под длинную очередь из этого крупнокалиберного монстра. Точность и кучность оставляют желать лучшего. С другой стороны, у носорога плохое зрение, но разве это его проблема?
Важные объекты
Кучки патронов — встречаются пару раз на уровне. Как правило, проще взять новый ствол, чем дождаться появления патронов. Из кучи боеприпасы берутся с учетом тех, что в магазине, — теперь не надо брать их два раза с перезарядкой, как это было в первой части.
Санитарный ящик — красный настенный ящик. Его содержимое появляется в момент открытия и зависит от того, насколько успешно играет команда выживших, и от того, насколько она потрепана. Поэтому имеет смысл открыть ее не сразу. Содержать может от одной банки обезболивающего до четырех аптечек.
Двери — деревянные, разрушаемые, но тем не менее временно преграждают путь зараженным. Их всегда следует закрывать за собой. Одна из дверей в убежище, на выход, которая с большим окном, также разрушаема, но только с участием Танка.
Переключатель (крещендо, panic event) — всевозможные радио, рации и рубильники, иногда витрины. Включают тревожное событие, которое надо пересидеть в укромном месте или отключить в другом, перед этим устроив бег с препятствиями. Никогда не трогайте их, не спросив о готовности всей команды! Переключатели в финальных миссиях срабатывают только со второго раза, предупреждая таким образом случайные нажатия. Еще в игре встречаются музыкальные аппараты и расстроенные пианино. На них можно смело нажимать — музыка почему-то не привлекает зараженных.
Это интересно: включите в настройках субтитры, в последней миссии на мосту в кампании «Уезд» подойдите к трупу солдата и, не нажимая ничего, послушайте переговоры военных летчиков. Это довольно любопытно.
Машины под сигнализацией — красного цвета, пикают и подсвечиваются. Лучше их не трогать, обойти по дуге. В худшем случае активировать сигнализацию из безопасного места, что привлечет орду. Зараженные будут стараться, чтобы вы включили сирену случайно, в самое неподходящее для себя время. Отдельно следует упомянем автомобильную свалку в пятой кампании, где таких машин около четырех-пяти штук на маленьком пятачке — форменный ад для неосторожных выживших.
Окна и карнизы высотных домов, берега глубоких рек — опасны тем, что, неосторожно двигаясь, вы можете бессильно повиснуть. Или вас заставит сделать это толчок зараженного. А уж Громила или Танк может вас просто выкинуть и угробить одним ударом.
Точки невозвращения — есть почти в каждой миссии. Это места, откуда можно спрыгнуть на следующую часть уровня, а вернуться назад уже никак не получится. В таких местах зараженные любят делать «минус один», подлавливая последнего идущего Курильщиком или Громилой и оттаскивая его с зоны обзора впереди идущих, а значит, и лишая шанса на спасение. Будьте в таких местах аккуратны, не мешкайте и спрыгивайте одновременно.
Машины, мусорные контейнеры, автопогрузчики, бревна — могут быть использованы Танком для игры в боулинг. При звуках тревожной музыки, обозначающей появление этого монстра, старайтесь покинуть опасную зону.
В следующих номерах ЛКИ вас ждут экспертные советы мастеров по всем режимам игры, обучение тому, как создавать свои уровни в редакторе, а может, даже и Дуэльный клуб по этой замечательной игре!