Aion — лучшая среди новых MMORPG. Скрестив World of Warcraft и Lineage 2, разработчики создали новый мир, наполненный войной, ремеслами, легендами и сюрпризами. Новичку трудно выделить из всего многообразия ключевые детали.
При написании этого руководства авторы вспоминали самих себя, только-только вступивших на землю Атрейи, глазеющих на дремучие леса и шумные водопады и вопрошающих — «А как?», «А куда?», «А почему?». Им захотелось рассказать обо всем самом важном, чего не хватало самим в начале игры.
Мы играем как на русском, так и на западном серверах, постоянно сравнивая ощущения, и постараемся показать мир игры глазами различных персонажей.
Сотвори себя, кумира
Все персонажи разделены на два лагеря, представители которых бьются друг с другом и с хаотичным злом в вакууме. Элиос или Асмодея? Да и есть ли хоть какая-нибудь разница?
Внешне «светлые» и «темные» непохожи, но внутри все классы и параметры одинаковы. Мир симметричен, и даже задания порой выглядят как родные братья.
Это не дилемма между добром и злом, пусть элийцы кажутся чистыми ангелами, а асмодиане порочными демонами. Все жаждут власти, убийств и добычи. Милые элийцы с белоснежными крыльями зачастую истребляют беззащитных асмодиан низкого уровня — просто ради садистского удовольствия.
Что же, неужели все одинаково? Технически — да, эмоционально — нет. Во-первых, отличается природа. Над элийцами светит солнце, здесь растут густые леса, а движок CryEngine, изначально «заточенный» для прорисовки тропических островов, чувствует себя как дома. Мир асмодиан — тень и полумрак, суровая земля. На «темной» стороне тоже найдется лес, но ледяные пустоши да болота вы встретите намного чаще.
Второе отличие — этика. Асмодиане остаются прямолинейными викингами. Если мы отбираем у фермеров еду, то оправдание простое: нам нужна еда! Элийцы в подобной ситуации подробно объяснят, почему такая экспроприация справедлива и благостна.
На заметку: приняв одну из сторон, вы не сможете создавать персонажей за другую на том же сервере.
Следующий шаг — выбор класса. Мужские и женские персонажи отличаются лишь внешне, но настроек здесь просто до неприличия много: 49 видов причесок, 25 форм лица, 16 татуировок, веснушки, шрамы, румяна — и это еще не все. Цвета волос, глаз, губ и кожи можно выбрать из готовых 12-18 вариантов или настроить из палитры. Форму носа, губ, глаз, лба, рта можно тоже указать по своему желанию. По количеству возможных сочетаний Aion превосходит другие MMORPG в десятки раз.
Возможности редактора провоцируют особо изобретательных игроков на копирование известных личностей. Например, Майкла Джексона, Сильвестра Сталлоне или Барака Обамы. На YouTube можно даже увидеть целые ролики из «жизни» этих людей в мире Атрейи.
Восемь нас — это класс!
В игре четыре стартовых класса — воин, следопыт, маг и жрец. На 10-м уровне вам придется принять очень важное решение — кем быть. Воин станет стражем или гладиатором, следопыт превратится в стрелка или убийцу, маг выучится на волшебника или заклинателя, а жрец получит диплом целителя или чародея.
Выбирайте вдумчиво — дороги назад не будет!
Воин
Как говорили древние самураи, воин должен учиться одной-единственной вещи — смотреть в лицо смерти без малейшего страха. И хотя в компьютерных играх мы учимся множеству вещей, эта старинная мудрость работает и здесь.
Класс построен на сильных ударах по врагу и способности выдерживать такие удары на своей шкуре. Чувствуете готовность бросаться в гущу врагов и прикрывать команду всеми частями тела? Хотите бряцать тяжелыми латами (или трясти любой другой броней), гордиться здоровенным мечом? Тогда это для вас.
Страж (templar)
«Танк», и этим все сказано. Лучшая живучесть в игре, мастерское владение щитом, разные способности по перетягиванию монстров на себя. Играя за стража, вы откажетесь от суперурона, но будете всегда востребованы.
Важнейшие показатели: сила, здоровье, сноровка.
Игра в группе: объявления «нужен танк» иногда превосходят по частоте спам «продам кинары»! Именно стражи обычно становятся лидерами, выбирают, кого усыпить, а кого бить первым. Однако и цена ошибки здесь высока — ведь игра за «танка» сложнее, чем за DPS-класс, на ваши плечи ляжет ответственность за правильное начало атаки и контроль агрессивных монстров. Важно постоянно отслеживать ситуацию — вдруг цель «сорвется с крючка» или появится патруль.
Игра соло: латы означают надежность — неожиданно вас никто не загрызет. Однако убийство рядового монстра затягивается, и опыт прибывает медленнее. Поэтому страж должен быть душой компании, а в одиночку ходить только по большой нужде.
Кому подходит: для стража важна хорошая реакция, ведь цепочки умений активируются не по желанию, а в определенные моменты. Когда персонаж удачно блокирует атаку, у игрока есть всего пара секунд на правильное нажатие.
Главная сложность: этот класс очень сильно зависит от экипировки, устаревшая броня сразу скажется на результате. Будьте готовы тратить деньги!
Гладиатор (gladiator)
Наиболее популярный и эффектный класс: атакующий гладиатор похож на огненный смерч, сверкающий молниями, взрывами и прочими спецэффектами. Эксперт по двуручному оружию, воплощение физического урона, атака сразу по нескольким целям — все это гладиатор. При этом они тоже носят латные доспехи.
Важнейшие показатели: сила, ловкость.
Игра в группе: основная роль — DPS в тяжелой броне и дополнительный «танк». Если нет стража, то способен побыть и главным «танком», хотя этот вариант рискованнее. Впрочем, группа обойдется и без этого персонажа — никто специально не ищет гладиатора.
Игра соло: идеально подходит для охоты в одиночку. У гладиатора самый широкий выбор оружия, в зависимости от обстановки он берет в руки щит, копье или даже лук. Цепочки умений позволяют сбивать врага с ног и добивать уже беззащитного.
Кому подходит: основная ценность гладиатора — универсальность. Он хорош и в одиночку, и в группе, и против монстров, и в PvP.
Главная сложность: как любой универсал, он не достигает совершенства ни в одной из ролей. Ему тяжело конкурировать с магами и убийцами по урону, так что и группу найти сложнее. В PvP возникают проблемы со стрелками и магами, способными держать воина на расстоянии.
Следопыт
Если воин — это самурай, то следопыт — ниндзя. Он любит увернуться от атаки, поставить ловушку, зайти со спины, стать невидимым. Кожаная броня плохо защищает от двуручных мечей, но путь следопыта — вообще не давать себя бить, а самому метаться, словно бабочка, и жалить, как змея.
Убийца (assassin)
Ближайший родственник вора или разбойника из любой ролевой игры. Стиль боя — подкрасться незамеченным и нанести огромный урон за минимальное время. Как и любой разбойник, умеет травить, оглушать, замедлять. Очень увертлив.
Важнейшие показатели: сноровка, ловкость.
Игра в группе: урон и еще раз урон. Порой приходится даже ограничивать себя, чтобы не сорвать «аггро».
Игра соло: благодаря невидимости проберется в любое логово и выживет на вражеской территории, а высокий урон — это быстрый рост персонажа. Способен в одиночку выживать в PvP, выбирая удобных для себя противников.
Кому подходит: ключевое требование — быть верным стилю, уворачиваться, прятаться, травить, не разменивать собственное здоровье на вражеское, забыть о «честном» поединке.
Главная сложность: он — словно сапер, одна ошибка, и станет очень больно. Особенно сложно, если противники ходят парами, ведь против «третьего лишнего» аргументов мало.
Стрелок (ranger)
Возьмем охотника из World of Warcraft и отберем у него прирученного зверя. О ужас, скажете вы? Да, играть сложнее, но одновременно интереснее. Различные способы замедлить и оглушить противника, уйма ловушек и постоянное движение. Выстрел, пробежка, выстрел, пробежка, выстрел на бегу... Вы можете и не знать английского слова Kiting, но что это меняет? Считается лучшим классом в PvP, но не столь востребован в PvE-группах.
Важнейшие показатели: сноровка, ловкость.
Игра в группе: легче не придумать. Выбираем цель и всаживаем в нее стрелу за стрелой. Это, пожалуй, единственный класс, который в подземелье может свернуть окно с игрой и общаться в ICQ, а потом развернуть и выбрать новую жертву. Главное — чтобы лидер группы не заметил.
Игра соло: прямая противоположность игре в группе — постоянное движение. Кожаная броня — не повод подставляться под удар, но при правильной игре стрелок отлично себя чувствует как в PvP, так и в PvE.
Кому подходит: если вы не любите ближний бой, не верите в россказни про магию, но зато увлекаетесь бегом на короткие и длинные дистанции, вам прямая дорогая в лучники.
Главная сложность: постоянно держать дистанцию и вовремя уворачиваться.
Маг
Спокойный хитрец, стоящий за чужими спинами. Впрочем, он и один не пропадет: монстр рад бы укусить наглеца — одной плюхи было бы достаточно, — вот только лапы словно приросли к земле. А магические удары так и сносят здоровье!
Волшебник (sorcerer)
Замедлит, усыпит, заморозит врага. Защита — хуже некуда, зато какой урон! Он может и проклясть так, что жизнь потихоньку вытечет, и ударить сразу по толпе.
Важнейшие показатели: магическая сила, магическая точность.
Игра в группе: волшебники умеют усыплять врагов, потому в серьезных подземельях без них никуда. А высокий урон делает его вдвойне полезным.
Игра соло: с учетом усыпления волшебник самодостаточен независимо от того, монстр впереди или человек. Другое дело, что любая рядовая охота держит в напряжении: там, где воину достаточно ленивого шевеления мышкой, от мага потребуется канкан на клавиатуре.
Кому подходит: вам нужно не просто понять примерный смысл заклинания, а сравнить время подготовки, срок «перезарядки», побочные эффекты. У многих похожих умений общая «перезарядка», так что волшебник подходит вдумчивым аналитикам, у которых рядом с клавиатурой лежит калькулятор.
Главная сложность: произносить мощные заклинания долго, поэтому важно нападать первым — важнее, чем для других классов, если не считать убийцы. Волшебник считается сильнейшим DPS-классом, так что в группе он вечно занят балансом — как нанести максимальный урон и не сорвать чудовищ на себя.
Заклинатель (spiritmaster)
Всегда ходит в компании вызванного духа огня, воды, земли или воздуха. Заклинатель един в двух лицах: он словно разделяется на волшебника и танка/убийцу/стрелка. Такой симбиоз превращает этого мага в сильнейший PvE-класс, он в одиночку покорит места, где другие не пройдут.
Важнейшие показатели: магическая сила, магическая точность.
Игра в группе: найти группу сложнее, чем другим классам. Заклинатель умеет «снимать» с противника усиления, но люди редко ценят эту способность. Умение «страх» позволяет выбивать монстров из битвы, но в тесных подземельях это опасно — ведь убежавший противник вернется с товарищами. Зато в групповом PvP и «страх», и снятие усилений очень пригодится!
Игра соло: заклинатель может в одиночку убивать очень сильных монстров. Дух принимает на себя не только весь урон, но и вредные эффекты — отравление или сбивание с ног. В PvP этот маг тоже не теряется — противник сталкивается с дилеммой, бить духа или его хозяина. В первом случае заклинателю хватит времени на серьезный урон, во втором будет просто убегать, а его зверек непрерывно кусать за пятки догоняющего.
Кому подходит: исследователям-одиночкам, любящим забираться в дальний угол континента и собирать там что-нибудь редкое.
Главная сложность: контролировать духа очень непросто — там, где сам заклинатель просочится между монстров незамеченным, его подопечный навлечет на всех большие неприятности.
Жрец
Компанейские парни и девушки отнюдь не так добры, как кажется на первый взгляд. В хорошей группе без них не обойтись, но и в одиночку они не стушуются.
Целитель (cleric)
После удачного рейда громче всего хвалят врачей: они стоят на заднем плане и обеспечивают победу. А если кто решит напасть на них — ничего, их кольчуги крепки, а посохи совсем не безобидны.
Важнейшие показатели: здоровье, броня.
Игра в группе: целитель — сердце группы, ее залог успеха. Единственная проблема — война частенько превращается просто в работу — следить, как красные полосочки движутся то влево, то вправо.
Игра соло: пусть целитель не убьет в одиночку босса, зато равных по силе монстров он уничтожает очень просто. Ему почти не нужны паузы на отдых, а его охота — словно конвейер из трупов. А еще он очень неприятный противник в PvP.
Кому подходит: альтруистам и сторонникам спокойной, уверенной игры без рекордов и удивительных подвигов. Любовь к общению обязательна.
Главная сложность: целитель обязан ловко управляться с мышью и клавиатурой — выжить должны все.
Чародей (chanter)
Главное — его чары усиливают друзей. Он — компромисс между тяжелой дубиной и хитрыми заклинаниями, и опытная группа не решается пойти на серьезное дело, лишенная усилений. Многие считают этот класс самым универсальным.
Важнейшие показатели: здоровье, броня.
Игра в группе: чародей — в любой пробоине затычка. Перед атакой он усиливает всех, а потом действует по ситуации — лечит, бьет врага, заплетает монстрам ноги, в крайнем случае принимает урон на собственный щит.
Игра соло: если даже целитель умеет больно бить врага, то чародей и подавно силен в охоте на монстров. Хочет — стреляет магией издали, хочет — вступает и в ближний бой.
Кому подходит: ищущим компромисс между целителем и воином. Чародей особенно хорош в компании из двух-трех друзей, путешествующих по миру вместе.
Главная сложность: в PvP будут проблемы против всех стреляющих персонажей.
Кроме храбрости и жажды приключений, начинающему игроку нужны всякие полезные мелочи. Что можно купить в лавке бакалейщика, и надо оно вам или нет?
Камни печати. В самом начале игры рост по уровням идет и так быстро, а денег мало. Так что если это ваш первый персонаж, на камнях лучше сэкономить. Чуть позже носите с собой пачку таких камней и пользуйтесь в серьезных ситуациях — PvP, боссы. А если средства позволяют, применяйте где угодно.
Инструмент для извлечения. Покупайте, если вам нужны волшебные камни. Интересно, что они могут стоить на аукционе дороже, чем та вещь, из которой вы их сделаете. Это один из способов заработка.
Стрелы. Если вы стрелок, закупайте по нескольку тысяч. Убийце и гладиатору тоже могут пригодиться — для приманивания монстров выстрелом из лука.
Ника группы. Ваш переносной кибелиск воскрешения. Устанавливаете, «привязываете» к ней персонажа, после чего он сможет оживать там, где она стоит. Два часа работы, три заряда. Обязательная вещь, если собираетесь охотиться во вражеском краю, путешествуя через разломы.
Стихийный камень воскрешения. Всегда имейте при себе две-три штуки, чтобы воскресить сотоварищей.
Порошок аделлы. Расходный материал для лечения травами и восстановления маны. Постоянно имейте с собой несколько пачек (10 одиниц в каждой).
Задания
В окне заданий три вкладки, из них по-настоящему интересы лишь две. Первая относится к сюжетным заданиям, более сложным. Как правило, наградой служит не только опыт и деньги, но и приличная броня.
Хотя задания и называются «сюжетными», далеко не все из них обязательны. Другое дело, что выполнять их выгодно! А некоторые критически важны — например, открывают доступ в подземелье.
Обычные задания из второй закладки рассчитаны и на группы, и на одиночек. Иногда простейшее задание открывает целую цепочку, приносящую сразу новый уровень. Не ставьте заранее крест на «неинтересных» целях.
Некоторые квесты, как и в WoW, начинаются со случайно подобранных предметов. Если вас спрашивают, поднимать ли непродаваемый предмет, обязательно соглашайтесь! Даже странно, что нам задают этот вопрос!
На заметку: иногда при получении задания вы не можете нажать кнопку «согласиться». Это означает, что описание слишком длинное, и нужно просто «докрутить» его до конца.
Третья вкладка отвечает за ремесленные заказы, о них мы рассказываем чуть ниже.
NPC, готовые нагрузить поручениями, отмечены голубой стрелкой над головой. Иногда мы видим такие же стрелки, но серые и полупрозрачные. Это означает, что либо вам не хватает уровня, либо вы не выполнили первый квест из длинной цепочки.
В сети встречаются рассказы, что единственный вариант развития после двадцатого уровня — тупо бить монстров на полянках, и Aion становится по-плохому корейским. Это не так — со времен бета-теста многое изменилось: появились новые задания, а награда за старые увеличилась. К тому же западных игроков давно балуют double-XP уик-эндами.
В отличие от WoW, где есть ежедневные квесты, в Aion введены повторяемые задания. Их можно сдавать до ста раз, получая каждый раз одну и ту же награду. Зачастую кроме денег и опыта за них дают специальные монеты, которые потом можно обменять на случайный предмет — или продать.
Монстры
Определить силу монстра на вид не так-то просто.
Самый простой способ — ориентироваться на цвет: серый враг ниже нас по уровню, красный выше. Впрочем, этот подход ненадежен, есть целые районы, рассчитанные на группы. Там даже серый и «слабый» пехотинец даст прикурить самоуверенному путешественнику. Как же выяснить силу врага?
Выберите монстра, и в верхней части экрана появится панель с его названием. Слева от названия будет круг с точками — чем больше точек, тем страшнее противник.
У элитных врагов описанная панель будет больше, а справа вместо одной полоски появится две. Что опаснее — точки или полоски? Ответ однозначен — приоритет полосок намного выше.
Кроме пушечного мяса, встречаются и уникальные монстры: демиурги даже расщедрились на собственные имена. Некоторые из них чуть-чуть сильнее обычных, других по праву называют «боссами». Иногда собираются целые группы специально ради их убийства: приключенцами движет не ненависть, а любовь к редкому оружию.
Одни «уникумы» постоянно дежурят на посту, другие появляются на часок. Мы нередко видели, как упорные добытчики (или это были боты?) сутками дежурят на одном и том же месте, ожидая «дорогого гостя».
Важный принцип боевой системы Aion — зависимость от движения. Если во время битвы вы идете вперед, то возрастает атака, если отступаете — растет защита.
Движение вперед | Движение назад | Движение в сторону |
+10% к физическому урону +10% к магическому урону -20% к физической защите -20% к магической защите |
+500 к парированию +500 к блокированию -70% физического урона -40% скорость |
+300 к уклонению -70% физического урона -20% скорость |
Откройте закладку «Статус» и посмотрите, как меняются показатели вашего класса во время движения. Какие выводы можно сделать для боевой стратегии?
Вещи
Как мы знаем, в MMORPG без цветовой дифференциации штанов нет цели. Но в Aion с этим все тип-топ! То, что мы можем на себя нацепить или взять в ручки, бывает следующих видов:
Общие (белые)
Редкие (зеленые)
Уникальные (синие)
Легендарные (оранжевые)
На заметку: есть еще и пятый класс — геройский. Вы не увидите такие вещи на аукционе, они выпадают с последних боссов в игре.
Сравнение с WOW напрашивается — «зеленка», «синька», «эпики»! Все так, но есть важные отличия. Например, белые вещи здесь не так уж плохи и слабо отличаются от зеленых. На них есть и усиления урона, и сопротивления, и прочие полезности.
«Общие» — неплохой перевод, потому что эти вещи не привязываются к персонажу. А на зеленых и выше будет написано «можно поставить печать души». Это значит, что когда вы наденете их, они станут только вашими. После чего такую броню можно будет либо продать торговцу, либо «распилить» на камушки, но не выставить на аукцион.
И еще один тип вещей сразу «приклеивается» к персонажу после попадания в сумку. На них написано — «обмен невозможен». Их получают за квесты и выбивают в подземельях.
Когда ваш герой подрастет, обратите внимание на предметы с дополнительными параметрами, которые повышают скорость бега (например, уникальные сапоги 33-го уровня) или скорость атаки (перчатки, оружие). Это очень ценно.
Что больше всего достает начинающих игроков в MMORPG? Нет, не слабое оружие и не злые монстры, а вечная нехватка места в сумках и на складе! Давайте посмотрим, как эти проблемы решаются в Aion.
Инвентарь
Изначально у нас есть три ряда ячеек, по девять в каждом. Вроде немало, но забиваются они с космической скоростью. Квестовые предметы, травки, руда, какой-то мусор — все, приехали, мест нет.
К счастью, мы можем покупать дополнительное место у специальных NPC-шиго. Первый такой ремесленник встретится нам в деревне для новичков, следующие — в столице. Каждый следующий ряд ячеек стоит все больше и больше, но мы советуем не жалеть на это средств.
Если вы сдадите задание и получите что-то в награду, этот предмет попадет в специальную запасную ячейку. Вы увидите его, когда освободите место в основном инвентаре. Интересно, что в World of Warcraft в такой ситуации сдать задание не получалось.
В правом нижнем углу находится очень полезная кнопка, позволяющая автоматически рассортировать вещи в сумках.
На заметку: кроме как купить, девять ячеек можно и получить в подарок. Один такой подарочек ждет вас на 30-м уровне — задание в родной столице.
Склад
То, что нам не нужно постоянно носить с собой — материалы для ремесел, вещи на вырост и т.п., — отправляется на склад. Изначально в нем двадцать четыре ячейки, но можно купить дополнительные. Учтите, что квестовые предметы нельзя размещать на складе.
Кроме обычного склада, в нашем распоряжении есть общий (шестнадцать дополнительных ячеек) для всех персонажей на учетной записи. Мы можем положить туда какие-то вещи или деньги, потом зайти другим персонажем и забрать их. Расширять этот склад нельзя.
И напоследок — склад легиона. Работает так же, как банк гильдии в World of Warcraft. Можно класть, можно и забирать, если ваши права это позволяют.
На заметку: стоимость дополнительных ячеек на складе зависит от влияния вашей фракции на сервере. Чем лучше идут дела в Бездне, тем дешевле расширить склад.
Как получить дополнительное хранилище? Например, завести второго персонажа и автоматом получить еще двадцать семь ячеек в его сумке. А перемещать вещи между ними можно по почте.
Человеку нужен человек
Как мы уже говорили, на каждом сервере соединено PvP и PvE. О каком-либо отыгрыше речь, как правило, не идет — в Aion собрались серьезные люди, чтобы повоевать, а отыгрыш обычно выглядит как «3 асмо здесь» или «ищу разлом». Поэтому помните: Aion — игра про PvP, и рано или поздно вы столкнетесь с настоящим врагом.
Есть два основных способа встретиться с живыми противниками. Первый — походы в Бездну (Abyss), куда вы попадете на 25-м уровне после специального задания. Это место постоянных сражений элийцев и асмодиан. Здесь можно летать, здесь есть крепости, которые можно штурмовать и отбивать, здесь масса как PvP-, так и PvE-квестов. Теоретически борьба идет между тремя сторонами, две из которых человеческие, а третья (балауры) управляется компьютером и слегка успокаивает баланс.
Массовые сражения между армиями случаются редко, обычно это происходит при штурме крепости. Намного чаще мы видим, как охотник за головами устроил засаду возле NPC, принимающего задания. К счастью, эти же NPC способны защитить нас.
Второй режим PvP — разломы между мирами (rifts). Через них мы попадаем на чужой континент, где противник занят охотой на монстров и заданиями. Разломы появляются случайно, точка входа в них точно известна, а выход случаен в пределах небольшой площади.
Каждая трещина ограничивает максимальный уровень игрока и число героев, прошедших через нее. Выглядят они как круглые «волнующиеся» порталы, работающие максимум полчаса реального времени.
Переходы между мирами позволяют охотиться на низкоуровневых игроков противоположной стороны. Несложно выбрать место, где «пасутся» явно слабые персонажи, и затем убивать и убивать... пока не придут защитники уровнем повыше, а тогда уже вы превратитесь в жертв.
В игре есть специальные «шпионские» квесты, когда вас посылают на противоположную сторону. Хотим предупредить, что для низкоуровневых персонажей, а особенно одиночек они непросты. Асмодианин 22-23 уровня живет на территории элийцев недолго. И обычно «вкусные» задания на этой стадии игры остаются несданными. Но парочка уровня 30-го и выше уже может превратиться из потенциальных жертв в хищников.
На заметку: в игре у вас есть блокнот для произвольных заметок (memopad). Туда можно поместить точные координаты точек разлома и затем просто включать их при необходимости. Чтобы найти координаты, введите в поисковой системе «Aion Rift memopad», а потом просто скопируйте текст из браузера в игровой блокнот.
Интересная особенность местного PvP — в бою вы не видите уровень противника. Определить его можно косвенным образом. Во-первых, по наносимому урону — если он копеечный, то прогноз печален. Во-вторых, по PvP-рангу. Если ваш ранг восьмой, а у врага четвертый, это повод не вступать в бой, а использовать свиток скорости и делать ноги. Правда, если вас двое, то шансы могут измениться.
За каждое убийство игрока противоположной фракции вы получаете очки Бездны. Их можно также заработать за убийство вражеских NPC, существ в Бездне и выполнение тамошних заданий. Тратятся очки на приобретение оружия, брони и различных предметов у специальных торговцев. В целом это очень близкий аналог очков чести в WoW.
На заметку: умирая в PvP, вы не теряете опыт, но теряете очки Бездны.
Как подготовиться к смерти
Настоящий самурай всегда готов к смерти. Это событие в любом случае неприятное и затратное — но, к счастью, у нас есть целых четыре способов вернуться к жизни.
Персонаж возвращается к выбранному кибелиску.
Если вы предварительно поставили нику (kisk), то герой может вернуться к ней.
Нас воскрешают белым стихийным камнем, купленным у бакалейщика, или специальным умением целителя.
Вы воскрешаете сами себя стихийным камнем возрождения. Есть несколько видов таких камней: одни дают как награду за задание и продаются (очень недешево!) на аукционе, другие можно купить за очки бездны.
Несмотря на обилие вариантов, в Aion умирать хуже, чем в World of Warcraft. Почему так? Вы теряете опыт — а вернуть у целителя душ можно лишь часть, и то за деньги. Кроме того, тут нет ангелов, и пробежка от кибелиска к месту гибели порой занимает много времени.
Главный пульт управления
По горячей клавише P мы попадаем в окно нашего героя. Все самое важное находится здесь — экипировка, сумки, показатели защиты, атаки, информация по PvP-достижениям и другие сведения. Распределено это по четырем закладкам — «Статус», «Стигмы», «Бездна» и «Титулы». Каждую закладку важнейшего окна игры мы сейчас рассмотрим отдельно.
Статус
Наше снаряжение состоит из двух видов оружия, шапки, ожерелья, двух сережек, нагрудника, наплечников, штанов, перчаток, двух колец, сапог и пояса. Здесь также есть ячейка под дополнительные крылья (с 30-го уровня) и две ячейки для камней печати (power shards).
На заметку: игроки в Lineage 2 сразу же узнают в камнях печати родные заряды духа (soulshots) — боеприпасы, усиливающие каждый удар. Но скажем сразу — их роль здесь послабее. К примеру, выстрел из хорошего лука на 25-27 уровнях с легкостью снимет врагу 500 единиц здоровья. Купим средние камни, будем снимать 520.
HP (health points) — здоровье персонажа с учетом действующих усилений.
MP (mana points) — мана вашего персонажа.
DP (divine power) — «божественная» энергия, которая увеличивается при убийстве врагов. Если вы будете вне игры больше пяти минут, ее уровень обнулится. Эта энергия расходуется на специальные мощные заклинания и на особое ремесло — morphing.
XP (experience) — ваш опыт.
Следующие характеристики — врожденные и зависят от вашего класса.
Сила (power) — влияет на физический урон, наносимый врагам.
Здоровье (health) — базовое здоровье.
Сноровка (agility) — влияет на способность уклоняться от входящих атак.
Ловкость (accuracy) — влияет на вероятность критического удара и попадания по врагу.
Интеллект (knowledge) — влияет на магический урон и точность магических атак.
Воля (will) — влияет на базовое значение маны и темп ее восстановления.
И это, конечно, не все.
Физическая защита (physical def) — текущий показатель физической защиты.
Уклонение (evasion) — влияет на вероятность уклониться от атаки.
Блок щитом (block) — влияет на частоту блокирования щитом.
Парирование (parry) — влияет на частоту парирования атаки с помощью своего оружия.
Магическая защита (magic resist) — влияет на частоту уклонения от вредоносных заклинаний.
Защиты от огня, воздуха, воды и земли — эти цифры будут отниматься от того урона, который наносит вам вражеское заклинание.
Это важно: уклонение, блок или парирование сработают, если их показатели выше, чем показатель точности противника.
Нажимаем на стрелочку над этими показателями и смотрим дополнительную статистику. А именно:
Правая/левая рука.
Атака (attack) — определяет силу удара оружием в руке.
Точность (accuracy) — определяет шанс попадания по противнику.
Критический удар (crit rate) — определяет шанс нанесения критического удара.
На заметку: под камни печати выделено две ячейки: одна для главного оружия, вторая — для оружия в левой руке.
Скорость атаки (atk speed) — определяет задержку между ударами.
Скорость движения (speed) — скорость перемещения персонажа.
Сила магии (magic boost) — влияет на магический урон, который вы наносите.
Точность магии (magic acc) — влияет на шанс нанесения магического урона.
Стигмы
Начиная с 20-го уровня мы можем усилить персонажа особыми камнями-стигмами (stigma stones). Представьте таланты в «Аллодах Онлайн» или World of Warcraft, которые нельзя просто так взять при переходе на уровень, но нужно выбить из монстров или купить на аукционе.
Таких «талантов» в Aion может быть восемь штук. К 20-му уровню мы можем экипировать две стигмы, к 30-му уже три, к 40-му четыре и к 50-му пять. Кроме того, можно вставить еще три продвинутых стигмы.
Например, лучник может получить усыпляющую стрелу или стрелу, временно блокирующую магию врага. Отличные умения в PvP! Если же вы хотите наносить больше урона по монстрам, есть и другие варианты.
В итоге с помощью стигм мы можем настроить персонажа под текущие задачи, «заточить» его под PvP или PvE. Захотите поменять специализацию? Нет проблем — идем к тренеру и вставляем другие камни. Но учтите — на это тратятся специальные осколки стигм. Впрочем, как сами стигмы, так и осколки продаются на аукционе.
Стигмы можно также сравнить с символами (glyphs) в World of Warcraft, но их влияние на боевые умения персонажа гораздо серьезнее. Не случайно самые дорогие из них могут продаваться за десять миллионов и выше!
Бездна
Эта закладка полностью посвящена вашим PvP-успехам. Здесь показан ваш текущий ранг, который зависит от очков Бездны. Далее — следующий ранг и очки, необходимые для его достижения.
Здесь можно также увидеть статистику — сколько врагов вы убили сегодня, на этой неделе, на прошлой неделе и за все время. Кнопка «Умения бездны» показывает навыки, доступные только при боях в Бездне, а «Рейтинг бездны» показывает текущие ранги на вашем сервере, как индивидуальные, так и клановые.
Титулы
Последняя закладка показывает все титулы, которые ваш герой получил за выполнение различных квестов. Каждый титул увеличивает какие-то параметры персонажа — атаку, ману, скорость. Само собой, лучший выбор зависит от класса. Например, юным асмодианским магам придется по душе титул «Друг Аскейра» — ведь он дает +6 к силе магии. А элийским убийцам подойдет «Друг пугала» — +5 к парированию.
Всего можно заработать пятьдесят титулов и в любой момент сменить один на другой.
Они слабо влияют на эффективность персонажа, но ведь приятно, когда из обычного Васи вы становитесь Васей, знатоком языка балауров!
Как известно любому опытному игроку, если вы выбили или купили хороший меч или броню — не спешите радоваться. Теперь перед вами следующая задача — «заточить», «зачаровать», «понавставлять», в общем, чтобы всем вокруг было сразу ясно, кто на сервере главный.
Усиливать вещи здесь можно с помощью трех видов камней — волшебных, магических и божественных. Камни, в очередь!
Магические камни
Магические камни | |||||
Тип камня | 10 ур. | 20 ур. | 30 ур. | 40 ур. | 50 ур. |
Здоровье | +20 | +30 (+55) | +40 (+65) | +50 (+75) | +60 (+85) |
Мана | +20 | +30 (+55) | +40 (+65) | +50 (+75) | +60 (+85) |
Атака | +1 | +1 | +2 (+4) | +2 (+4) | +3 (+5) |
Точность | +12 | +14 (+19) | +16 (+21) | +18 (+23) | +20 (+25) |
Критический удар | +4 | +6 (+9) | +8 (+11) | +10 (+13) | +12 (+15) |
Парирование | +12 | +14 (+19) | +16 (+21) | +18 (+23) | +20 (+25) |
Блок щитом | +12 | +14 (+19) | +16 (+21) | +18 (+23) | +20 (+25) |
Уклонение | +4 | +6 (+9) | +8 (+11) | +10 (+13) | +12 (+15) |
Сила магии | +12 | +14 (+19) | +16 (+21) | +18 (+23) | +20 (+25) |
Точность магии | +3 | +4 (+6) | +5 (+8) | +7 (+10) | +9 (+12) |
Магическая защита | +3 | +4 (+6) | +5 (+8) | +7 (+10) | +9 (+12) |
Время полета | — | — | +4 | +5 | +6 |
Самый первый и дешевый способ усиления. Эти камешки будут падать с монстров уже в самом начале игры. HP +20, Атака +1, Критический удар +9 — вариантов тут масса. Вставляются они в специальные ячейки в оружии или броне.
Учтите — чем больше разница между уровнем магического камня и уровнем предмета, тем выше вероятность неудачи. Если зачаровать броню не удастся, «сгорит» не только камешек-виновник, но и все прочие, которые вы успели вставить в предмет. Но не пугайтесь — с самим предметом ничего не сделается.
На заметку: чем выше уровень предмета, тем больше магических камней в него можно вставить. Например, в «общую» вещь обычно можно вставить один камень, в «уникальную» — уже четыре.
Самому вытащить камешки обратно нельзя — для этого существуют особые NPC, которые за небольшую плату выковыряют их из ваших вещей. Помните, что при удалении магического камня он пропадает.
Так можно серьезно повысить урон, здоровье, силу магии, уклонение. Но чтобы правильно распорядиться камушками, нужно знать, что лучше всего подходит для вашего класса. Например, лучник вряд ли выиграет от магической силы, а жрецу не очень пригодится критический удар в рукопашной.
Алхимики умеют повышать уровень камня, но занятие это невыгодное — катализатор слишком дорог.
Волшебные камни
Получение волшебных камней | ||
Тип вещи | Число камней | Уровень камня |
Общий | от 1 до 2 | Уровень вещи +0...+5 |
Редкий | от 1 до 4 | Уровень вещи +0...+10 |
Уникальный | от 1 до 6 | Уровень вещи +0...+20 |
Легендарный | от 1 до 8 | Уровень вещи +0...+40 |
Усиление брони | |
Броня | Эффект от волшебного камня |
Одежда | Верх+3, штаны+2, наплечники+1, перчатки+1, сапоги+1 |
Кожа | Верх+4, штаны+3, наплечники+2, перчатки+2, сапоги+2 |
Кольчуга | Верх+5, штаны+4, наплечники+3, перчатки+3, сапоги+3 |
Латы | Верх+6, штаны+4, наплечники+3, перчатки+3, сапоги+3 |
Щит | Снижение урона+2% |
Усиление оружия | |
Оружие | Эффект от волшебного камня |
Кинжал | Атака+2 |
Меч | Атака+2 |
Булава | Атака+3, сила магии+20 |
Посох | Атака+3, сила магии+20 |
Гримуар | Атака+3, сила магии+20 |
Орб | Атака+3, сила магии+20 |
Двуручный меч | Атака+4 |
Копье | Атака+4 |
Лук | Атака+4 |
Если в первом варианте любители World of Warcraft с легкостью узнали гнезда в броне и вставляемые туда нефриты и гранаты, то теперь настало время воспоминаний из других игр.
Волшебные камни усиливают броню или оружие, добавляя атаку или физическую броню. Практически та же «заточка», что в Lineage 2 или Perfect World. Чем выше уровень волшебного камня, тем вероятнее успех. Если уровень камня равен уровню вещи, вероятность — 50%. Каждый следующий уровень камня повышает шанс еще на 5%. При неудаче все сгорает до нуля, а «заточить» вещь можно до +10. Но на деле все немножко сложнее — чем выше класс вещи, тем сложнее ее «заточить».
Общий совет — чем выше вы хотите зачаровать вещь, тем лучше должны быть камни. Для зеленых вещей это уровень вещи +10, для синих +15. Тогда шансы буду хороши. Само собой, главный претендент для зачарования — оружие. Ведь чем выше урон, тем быстрее рост в уровнях. А повышенная физическая защита некоторым классам вообще поначалу не нужна — например, тем же стрелкам. При правильной игре в PvE их не должны бить.
Эти камешки не выпадают с монстров. Их можно купить на аукционе или сделать самому, разобрав какую-то ненужную вещь. Для этого идем в лавку и покупаем «инструмент для извлечения» (extraction tools), выглядящий как обычные кусачки. Щелкаем на предмет и получаем волшебный камень. Уровень и количество получаемых камней могут варьироваться.
Это важно: вы не можете разобрать на камни пояса, сережки, ожерелья, кольца и шлемы.
Как применять их с наибольшим эффектом? Очень просто — накладывать на новое оружие, с которым вы намереваетесь пробегать уровней 5-10. Например, «синий» лук 25-го уровня, усиленный до +10, получит атаку в 168 единиц при начальной в 128. И приблизится по мощности к луку 35-го уровня. А чем выше урон — тем быстрее растет персонаж и тем быстрее складывают крылья враги.
На заметку: разбивание брони на волшебные камни — один из способов заработка. Если вам попадется дешевая броня, посмотрите, сколько стоят камни, которые из нее получатся. Зачастую разница того стоит.
Божественные камни
Этот вид усиления подходит только для оружия. Он наделит ваш меч или кинжал особым свойством, которое можно сравнить с очень редким и ценным зачарованием из World of Warcraft или редким свойством оружия. К примеру, вы сможете замедлить противника, ослепить или ударить по нему огненной магией. Шансы будут невысоки, но эффект серьезным.
Получить их можно за очки Бездны, за квесты, они также выпадают из высокоуровневых боссов. Стоимость приличных экземпляров — десятки миллионов. Вставить в оружие их можно за сто тысяч у специального тренера. В общем, солидные усиления для солидных «пушек».
Ремесла
Война войной, а денег хочется всегда. Начнем с двух собирательных профессий.
Первая — энергокинез (extract vitality). Добыть тут можно очень многое: цветы, плоды, металлы, рыбу... Собирая что-то, вы одновременно повышаете опыт «собирательства». Чем выше ваш уровень сбора, тем выше вероятность успеха.
Признаемся, занятие это не слишком увлекательное. Нажимаем на ближайший цветок — и персонаж начнет работу. В принципе, можно вообще этим не заморачиваться — но в будущем у вас наверняка будут проблемы с финансами, к тому же вы не досчитаетесь опыта. Поэтому советуем собирать все, что видите.
Выгодно собирать металлы: их можно быстро продать на аукционе, ведь они необходимы в ремеслах. Наверняка высокая цена будет у растений, нужных для приготовления зелий. С другой стороны, рыбу будет трудно продать, а цена окажется просто смешной.
Когда уровень энергокинеза достигнет 99, нужно посетить мастера в квартале ремесленников и купить у него «лицензию» на дальнейшее развитие. Этот принцип касается всех ремесел.
На заметку: в квартале ремесленников можно купить специальную шапку, отмечающую на радаре полезные ископаемые.
Эфирокинез (extract aether) — это тоже сбор, но зависших в воздухе кристаллов. Его развивать сложнее, ведь время полета ограничено, и неосторожный сборщик разобьется при падении. Найти воздушные кристаллы можно не везде, а только в областях, где разрешены полеты, — это города, Бездна и некоторые особые места. Полученные кусочки эфира требуются во многих ремеслах для изготовления вещей, да их можно и попросту выгодно продать.
Если вы отстанете в эфирокинезе, то наверстать упущенное будет намного легче, чем для энергокинеза. В первом случае сбор параллелен обычному игровому процессу — вы срываете цветки в перерывах между убийствами. Здесь же вы целенаправленно собираете эфир, не отвлекаясь ни на что другое.
Если вы не спешите с ремеслами, отложите эфирокинез до 30-го уровня, когда у вас появятся крылья: время полета увеличится в полтора раза, и сбор значительно ускорится.
Кроме того, в Aion нам предлагают ремесла. С их помощью персонажи варят зелья, делают себе доспехи и оружие. Вы можете начать изучение всех ремесел, но довести до экспертного уровня получится лишь две. Впрочем, большинство игроков на этот запрет никогда не натолкнется, ведь это очень дорого и долго.
Обязательно ли развивать ремесло? Нет, вы можете вовсе не заглядывать в рабочий квартал, а всю продукцию покупать на аукционе. Каковы минусы профессионального развития?
Развитие — занятие откровенно нудное. Щелчок по тренеру — взять задание — щелчок по алхимическому столу — начать обработку — подождать три минуты — сдать задание. Повторить сто раз. Потом еще сто.
Обучение ремеслу требует немалых капиталовложений и может поглотить все доходы от недель охоты.
Плюсы тоже разнообразны:
При хорошем знании ремесла на нем можно зарабатывать, но никаких гарантий здесь нет — нужна коммерческая жилка.
Ремесла позволяют напрямую обменять кинары на опыт. Покупаем на аукционе сто шкурок, идем в ремесленный квартал, нажимаем на одну кнопку, сворачиваем игру. Через час возвращаемся — а персонаж уже заметно подрос.
Многим нравится одеваться в собственноручно сшитую одежду, чувствовать, что они не только воюют, но и создают что-то. А еще сделанную вещь можно кому-нибудь подарить!
На заметку: в отличие от WoW, здесь в профессиях есть элемент удачи. Работая над какой-нибудь вещью, можно случайно получить ее улучшенную («благородную») версию.
Насколько полезна каждая профессия? Однозначного ответа на этот вопрос нет — зависит от выбранного сервера. В одном случае алхимия позволит быстро сколотить состояние, в другом даст небольшую экономию на зельях, в третьем окажется бесполезной (например, если конкуренция слишком высока). Мы укажем лишь общие тенденции.
Оружейное дело (Weapon Smith) — создание мечей, кинжалов, булавы, двуручные мечи и копья. Потенциально полезна убийцам и воинам. Оружие на аукционе стоит дороже доспехов, поэтому в оружейном деле больше вероятность получить хорошую прибыль на одной продаже, но и больше вероятность вообще ничего не заработать. Не ошибитесь: это занятие не имеет ничего общего с луками, посохами и магическим оружием.
Кузнечное дело (Armor Smith) позволяет ковать тяжелую броню — кольчуги и латы. Полезно и воинам, и жрецам. Хороший вариант, чтобы часто зарабатывать небольшие суммы. Без дела кузнец не останется благодаря широкому ассортименту: он делает щиты, шлемы, наплечники, нагрудник, штаны, сапоги, перчатки.
Портняжное дело (Tailoring) научит шить одежду из кожи и ткани, в том числе пояса. Спрос будет у магов и следопытов, им и заниматься этим делом. В целом аналог кузнечного дела.
Ювелирное дело (Handcrafting) позволит делать... луки и посохи. Логично, правда? Это издержки перевода. Впрочем, кольца, серьги и тому подобное также делают здесь. Подходит всем классам, особенно стрелкам.
Алхимия (Alchemy) — искусство создавать из разных травок снадобья. Если сервер существует давно, заработать на этом сложно — ведь купить дешевые ингредиенты на аукционе будет нелегко. Впрочем, при создании снадобий для себя и товарищей вы сэкономите, особенно если состоите в гильдии — здесь они называются легионами. Также алхимия помогает создавать магическое оружие, но обычно это не очень выгодно. Профессия подходит для всех классов. Ее недостаток — высокая популярность и, следовательно, конкуренция.
Кулинарное дело (Cooking) помогает создавать еду. Поев что-либо, можно временно усилить себя — например, увеличить здоровье или урон. По нашему опыту это самое бесполезное ремесло: большинство игроков никогда не покупает пищу. С другой стороны, есть несколько редких, но очень полезных блюд: например, эфирное желе с брокколи, которое увеличивает DP.
Есть два способа для развития ремесел. Самый надежный — заказы на работу (Work Orders): вы берете задания у мастера в квартале ремесленников, в той же комнате покупаете ингредиенты, здесь же работаете на станке и сдаете результат обратно мастеру. Главная цель такого круговорота — ваш опыт. Побочный результат заказов — рецепты для выбранного ремесла, но тут всё зависит от удачи.
Второй вариант — создание полезных вещей. В этом случае вы уже сами собираете ингредиенты или покупаете их на аукционе, а в результате получаете нечто более или менее полезное. Этот вариант намного менее скучный, но требует больших капиталовложений.
Есть и еще одно, особенное ремесло — преобразование материала. С его помощью можно превращать собранный (купленный) эфир в полезные материалы — металл или траву. Иногда это выгодно, иногда абсолютно невыгодно.
При преобразовании тратится DP, так что результат всегда конечен. Работать можно не только в ремесленном квартале, а в любом месте — был бы эфир в рюкзаке (доступ получают через окно «ремесла», клавиша K). Наконец, это ремесло не требует развития.
Изначально у нас есть лишь три простеньких рецепта. Новые рецепты можно купить в крепостях Бездны — и только если ваша раса контролирует эти крепости.
Иногда для преобразования нужен катализатор реакции — они продаются в ремесленном квартале. У любого торговца есть специальная вкладка «товары для преобразования».
Кинар. Делай Кинар!
Деньги в этой игре очень нужны. И чтобы зарабатывать кинары (да, вот так они зовутся), важно уметь торговать. В игре есть четыре способа продать или купить вещь — аукцион (broker), личная лавка (private store), прямой обмен между двумя персонажами (request trade) и, само собой, — торговцы-NPC.
Аукцион
Аукцион одновременно порадует и огорчит поклонников World of Warcraft. Порадует тем, что он тут есть, — ведь это серьезное развитие экономики по сравнению с Lineage 2. Прощайте, десятки частных лавочек, из-за которых было не протолкнуться в столицах мира Аден.
Огорчение в том, что один персонаж может выставить на продажу только десять лотов. А ведь активно играющие жители Азерота оперируют сотнями лотов ежедневно! И первое впечатление от ограничения в десять единиц — легкий шок. Если отойти от шока, то можно увидеть как плюсы, так и минусы этого решения. Главный минус — быстрое забивание сумок и склада из-за невозможности сбыть массу товаров. Главный плюс — экономика выглядит более реальной и естественной. Становится сложнее контролировать аукцион, диктовать свои цены. Частичный выход из ситуации — создание еще одного или двух персонажей и доведение их до 10-го уровня. Ведь именно в это время вы можете попасть в столицу и получить доступ к аукциону.
Товары распределены по категориям — оружие, доспехи, украшения, предметы для умений и ремесел, припасы и прочее. Каждая категория распадается на подкатегории. Например, нажав на «оружие», мы получаем список из кинжалов, мечей, луков.
Поиск можно вести по уровням и классам предметов, начиная с общих (common) и заканчивая геройскими (eternal). Щелкая на заголовки колонок, мы можем отфильтровать товары по уровням, цене и, что особенно ценно, — цене за штуку (unit price).
Еще одно отличие от привычного многим аукциона в Штормграде или Оргриммаре — отсутствие ставок; товар выкупается сразу по предложенной цене. При этом он моментально попадает в вашу сумку, что очень удобно. Покупателю не нужно бежать к почтовому ящику, продавцу не нужно ждать, когда придут деньги. Кстати, деньги забираются у самого брокера в закладке «Расчет» (sold items). Две другие закладки — это «Список» (покупка) и «Регистрация» (продажа).
При открытии «Регистрации» одновременно открывается окошко с вашими сумками, из которых можно выставлять товары правым щелчком мыши. Комиссия колеблется в районе 2%. Еще один легкий шок, но скорее приятный, — срок нахождения товара на аукционе. Если в World of Warcraft это 48 часов максимум, то здесь — восемь суток.
Жаль, правда, что оставшийся срок показан лишь продавцу, но покупатель не знает, сколько товару осталось лежать на аукционе. Непроданный товар отсылается по почте своему хозяину.
На заметку: чтобы разделить группу предметов, зажимаем кнопку Shift и перетаскиваем на свободное место в сумке. Потом указываем в окошке, сколько мы хотим отделить, и вуаля.
Важное удобство — аукцион доступен из центральных городов каждой локации, поэтому вам не придется лететь в столицу, чтобы сбыть внезапно выбитый щит или меч.
На девятом уровне у вас появится задание из кампании «Смена класса», которое сразу позволит перенестись в главный город и выбрать ваш класс на всю оставшуюся игру. Оно же поднимет вам уровень, так что займитесь им сразу же.
Многие (не-PvP) континенты имеют несколько «каналов» — фактически это параллельные миры, между которыми вы можете перемещаться. У вас задание на редких кроликов, а в небольшой долине целая толпа бегает за каждым экземпляром? Найти жертву сложнее, чем убить? Все выросшие цветки оккупированы вашими конкурентами? Переключитесь на другой канал через «Меню» — «Сервис», там будет посвободнее.
Излишне хитрые игроки могут убивать одного и того же босса шесть раз подряд, переключаясь с канала на канал, и каждый раз получать добычу.
На аукционе откройте рюкзак: щелчок правой кнопки по любому предмету перенесет ее название в строку поиска!
Щелчок правой кнопкой мыши по карте с нажатым Ctrl позволит сослаться на выбранное место в разговоре. Подобный механизм работает для предметов и заданий.
В чате есть несколько режимов: общий, вашей группы, вашего легиона, специальный для поиска группы. Переключаться можно мышью или краткими командами (перечислим важнейшие) при открытом окне чата:
/1 — общий режим для континента
/2 — торговый режим
/3 — режим поиска группы
/4 — классовый канал
/s — нормальный режим «разговора»
! — громкий крик
@ — легион
# — группа
/w имя — личное сообщение
Часто во время PvP противники подбираются к нам неожиданно. Если включить в сообщениях информацию об их атаках, есть шанс получить предварительную информацию (настройки панели для чата — опции вкладки — битва/другие — атаки врагов). Фактически это работает как дублирующий радар.
Блокируйте любителей спама: в окне «Друзья» (клавиша V) есть игнор-лист.
В настройках полезно включить: максимальное расстояние камеры (max camera distance), дополнительные панели горячих клавиш (extra quickbar), отображение цели выбранной цели (view target’s target). А для спокойствия души полезно отключить переход на сайт Aion после выхода.
Среди небоевых действий (клавиша K) есть полезное «подбор предметов». Переместите его на панель, и вы сможете собирать трофеи с монстров гораздо быстрее.
В столице ради нормальной производительности полезно отключать отображение людей: Shift+F12.
Полезные «горячие» клавиши:
NumLock — постоянный бег;
V — система поиска друзей;
G — легион (гильдия);
L — альянс;
Y — личная лавка;
M, N — обычная и прозрачная карты;
R, F — выше/ниже во время полета;
Б (или запятая на латинской раскладке) — отдых;
Shift+Z — смена орудия;
Tab — ближайший враг;
~ — цель выбранной цели;
T — ответить на личное сообщение;
F1 — выбрать себя;
F2-F6 — выбор персонажа в группе.
Личная лавка
Здесь все просто — аналог базара в Final Fantasy XI или частного магазина в Lineage 2. Нажимаем Y, правой кнопкой мыши перебрасываем в окошко товары и (по желанию) набираем в низу окошка какую-нибудь зазывалочку или информацию о наших вещах.
Персонаж усаживается на стул, выставляет рядом шест с красным флажком и начинает торговать. Если вы ставите на продажу сразу сотню единиц товара, то покупатель может нажать Shift+правая кнопка мыши и купить нужное число.
Так очень часто продают зелья и ценные ресурсы. Интересно, что игра запоминает товары, которые вы ставили на продажу. Если вы просто прекратите торговлю, не переместив их обратно в сумки, они будут высвечены серым цветом и недоступны. Но зато можно будет в любой момент снова сесть торговать, не вводя информацию заново. Удобно.
Забавно, что если вы не ввели в окне никакой зазывалочки, вам выдадут ее «за счет государства». Над головой автоматом появится надпись — «Распродажа!»
Возможность поместить над головой любую надпись, конечно же, не прошла мимо торговцев игровым золотом. Увидеть перед входом на аукцион несколько таких товарищей, рекламирующих сайты, — дело обыденное. При этом они будут продавать какую-нибудь морковку за пару миллиардов. Формальности соблюдены.
На заметку: в отличие от Lineage 2, вы не можете открыть лавку, чтобы покупать вещи у других игроков. Очевидно, в NCSoft решили, что с работающим аукционом это не имеет смысла.
Прямой обмен
Щелкаем на «Предложить торговлю» и обмениваемся товарами или деньгами. Но, в отличие от World of Warcraft, где обеим сторонам нужно было просто нажать Ok, здесь еще введена кнопка «Подтвердить» (Lock List). При этом мы точно видим, чем меняемся, понимаем, что ничего больше не добавится и не убавится, после чего жмем «Принять». Удобно и вызывает ощущение безопасности при обмене. Ячеек побольше, чем при таком же варианте в World of Warcraft.
NPC-торговцы
Закладка «Купить», закладка «Продать». В закладке «Купить» возможны варианты — например, отдельно выделены шапки и пояса. Из любопытного — есть кнопочка, позволяющая сразу продать все «серые» предметы из сумок. Учтите, что функции «Buy back» в Aion нет. Если вы что-то продали, то это навсегда.
Интересно, что некоторые люди выставляют на аукцион товары по цене ниже, чем цена у торговца. На этом основан один из видов заработка, но подробнее мы об этом расскажем в отдельной статье.
Вне этого руководства остались нюансы PvP, неочевидные методы заработка, советы для классов. Читайте следующие номера ЛКИ!