Да что там — в путь, братцы, и прочь родной берег,
Покуда наш ветер, покуда курс верен,
Покуда ты весел, покуда ром в кружках,
Не умолкать песне ни в бурю, ни в штиль!
Екатерина Ачилова, «Матросская развеселая»
Как бы ни скромничала команда Telltale Games, открещиваясь от громких слов вроде «возрождение серии» или «возвращение Гайбраша Трипвуда», возвращение и возрождение все ж таки состоялись. Пятую игру Monkey Island студия выпускала по частям, что отчасти напоминало подписку на хороший комикс. Впечатление усиливалось еще и тем, что в конце каждой главы отважные герои неизменно влипали в очередные неприятности — и чтобы узнать, как они будут выпутываться, приходилось ждать еще месяц. А поскольку каждая глава сама по себе — вполне завершенная история, получилась сказка с продолжением.
Но все когда-нибудь заканчивается, завершена и последняя, пятая часть Tales of Monkey Island — Rise of the Pirate God. Время подводить итоги.
Tales of Monkey Islandоказалась вполне законной наследницей предыдущих историй про капитана Трипвуда — Могучего Пирата™ и, как следствие, неисправимого авантюриста. Следуя веяниям времени, серия примерила 3D-графику — вполне удачно, на наш взгляд, — и осталась верна себе: яркое солнце и синее море мира Monkey Island, пиратская романтика, которая деликатно и при этом шустро двигает вперед действие, удачно притворяющееся авантюрной комедией; множество живописных в своей неповторимости образов и, конечно, Зловещая Магия Вуду.
«На абордаж, орлы! Вперед!..»
Пожалуй, основным и чуть ли не единственным недостатком отдельных эпизодов новой серии была их краткость — на одну главу уходит не больше шести-восьми часов живого времени, — но если рассматривать совокупно все пять частей, претензия отпадает сама собой. Остается лишь некоторое неудобство в управлении главным героем, на которое кто только уже не жаловался. Впрочем, нельзя сказать, чтобы это неудобство было фатальным или непреодолимым.
Рассказывая о первой части — Launch of the Screaming Narwhal, — мы обещали, что будет интересно, предрекали возвращение старых знакомых и появление новых и сулили Гайбрашу и его красавице-жене очередные необыкновенные приключения. И, что приятно, все эти пророчества, как в пасьянсе-гадании Леди Вуду, сбылись: Telltale Games действительно выпустили в свет Monkey Island V. Порядковый номер, присвоенный игре поклонниками жанра несколько заочно, пришелся впору.
Раскладывая Вуду-таро
— Тебе придется там работать, Джек. Души умерших переправлять на тот свет. Или стать таким, как Джонс.
— Мне не пойдут щупальца...
к/ф «Пираты Карибского моря 3: На краю света»
И начнем мы на этот раз с конца — то есть с концовки. Полагаю, то, что ЛеЧаку из-за Гайбраша опять крупно не повезло на пути завоевания мира, уже никого особенно не удивит. На этот раз ставка была так высока, что вуду-демону впору посочувствовать: он так хотел стать богом... Но Гайбраш все-таки обаятельнее, а это важно: а иначе с чего бы всем этим прекрасным женщинам так о нем заботиться?
Итак, в конце четвертой части, The Trial and Execution of Guybrush Threepwood, нашему авантюристу очень не вовремя изменила пиратская фортуна — и для начала ему при нашей деятельной поддержке предстоит выбираться с того света. Хм, ну если это в свое время удалось ЛеЧаку, то почему Гайбрашу должно повезти меньше? Положение, правда, осложняется тем, что наш неугомонный враг буйствует вовсю и везде.
Разделив игру на пять частей и растянув тем самым удовольствие почти на полгода, создателиTales of Monkey Islandрисковали: ожидание могло разжечь любопытство, а могло и убить интерес к серии. Окажись игра чуть менее динамичной, будь ее части чуть хуже подогнаны друг к другу — и расчет превратился бы в просчет. По счастью, этого не случилось.
Приключения Гайбраша... впрочем, в случае с капитаном Трипвудом «приключение» почти всегда означает «неприятность». Так вот, неприятности Гайбраша от серии к серии все больше походят на американские горки: чем дальше, тем сильнее захватывает дух.
Так, счастливое спасение из брюха гигантского ламантина в конце третьей части, Lair of Leviathan, обернулось предательством, которого Гайбраш никак не ожидал от своей прекрасной, хоть и временной союзницы, Морганы ЛеФлэй. За предательством последовал плен, за пленом — суд, следствие, приговор... и новая неприятность, на настоящий момент, пожалуй, самая крупная в бурной карьере Могучего Пирата™.
Локаций, по которым пролегает извилистый путь нашего авантюриста, немного, и они обычно невелики. Этим красочным минимализмом Tales of Monkey Island напоминает хороший комикс; населенные точки Карибского моря в основном представляют собой небольшие островки, которые Гайбраш сначала вдумчиво исследует вдоль и поперек, а потом покидает — иногда безвозвратно.
«Здесь лежит Гайбраш Трипвуд, Магучий Пират». Странно, что фамилию не переврали...
Почему-то из всех средств коммуникации Леди Вуду вечно выбирает самое... неожиданное
«Добро пожаловать на Перекрестки, странник!» Надо заметить, заблудиться здесь сложно
|
Исключение — пятая часть, которая объединяет все эти кусочки суши (и не только суши!) и добавляет к уже исхоженным тропам карту дорог загробного мира.
Несмотря на исключительное миролюбие Могучего Пирата™, он умудряется наживать себе врагов в самых неожиданных местах и ситуациях. Например, покинув в The Siege of Spinner Cay — второй части серии — русалочье государство, в третьей Гайбраш попадает в желудок левиафана. Вместе с «Нарвалом», на котором по-прежнему нет ни одного прямого гвоздя, старшим помощником Реджинальдом ван Уинслоу и очаровательной Морганой ЛеФлэй, посланной за его, капитана Трипвуда, головой.
Казалось бы, в таком отчаянном положении не до глупостей, верно? Однако во внутренностях гигантского морского млекопитающего обнаружатся две враждующих группировки: дон Коронадо, Великий Исследователь™, и его мятежная команда. Разумеется, Гайбраш не сойдется с ними во взглядах.
с кучей комплексов
Вообще говоря, если перечесть всех, с кем капитан Трипвуд за пять глав не сходился во взглядах и мнениях, хватит на небольшое кладбище. Почему именно на кладбище? А вот как-то так все время получается... Да и на том кладбище, куда в финальной части Гайбраша закинула злая судьба, не счесть знакомых имен. Хотя как раз те, кого он был бы рад встретить — а главное, навсегда оставить — на том свете, по тем или иным причинам там отсутствуют. Кое-кто, как, например, Стэн, просто неубиваем и всех нас переживет; кто-то, как маркиз ДеСинж, слишком уж не от сего, в смысле, не от пиратского мира; кто-то, как Багай, один из матросов дона Коронадо, просто сумел вовремя отвертеться.
Обещанные новые знакомства, равно как и возобновление старых, оказались если не всегда приятными, то неизменно увлекательными. Сумасшедший хирург, Великий Исследователь™, очаровательный Охотник на пиратов и многие другие... кое-кто за время игры успевает несколько раз переменить сторону, из врага превращаясь в союзника и наоборот; кое-кто до конца остается верен выбранному курсу. Соскучиться при этом не получится ни с теми, ни с другими.
Знакомство с Морганой наш герой свел в начале второй части: посланная по его душу охотница за сорвиголовами оказалась пылкой поклонницей Гайбраша Трипвуда — что, впрочем, не помешало ей лишить кумира левой руки. Не то чтобы для красивой девушки было жалко какой-то там руки, да и замена нашлась превосходная, опробованная многими поколениями пиратов, но опасения, что в следующий раз ей понадобится нога или глаз, несколько портили удовольствие от обновки. Впрочем, в русалочьем королевстве нашего героя ждал сюрприз похлеще, и оторопь при виде человекоподобного ЛеЧака, совместно с Элейн занимающегося репатриацией карибских обезьян, заставила Гайбраша до времени забыть о прелестной Моргане.
Впрочем, даже самая прекрасная охотница за головами не смогла бы заставить Гайбраша забыть о любимой жене. Как в финале напомнила мужу Элейн, за годы совместных приключений стали более чем очевидны две истины: во-первых, у нее всегда есть какой-нибудь план, а во-вторых, Гайбраш непременно появится именно тогда, когда его помощь будет совершенно необходима.
В конце концов этот брак не удалось разрушить даже ЛеЧаку, хотя нельзя сказать, что он не старался. Поэтому как бы ни нравилась нам Моргана и сколь бы многообещающим ни казался их с Гайбрашем тандем, причин для ревности у Элейн было значительно меньше, чем поводов. Примерно столько же, сколько у ее мужа.
Хотя, конечно, трогательная забота о преображенном ЛеЧаке могла бы заставить усомниться в том, что ухаживания бывшего вуду-демона вовсе уж не принесли плодов. Если бы не финал.
На самом деле конец первой части вызывал немалые опасения по поводу исхода долгих и доселе безуспешных попыток ЛеЧака завоевать если не сердце, то по крайней мере руку Элейн. Трудно не посочувствовать человеку, на глазах у которого его лучший враг дарит цветы его жене. Получается, пока он решал проблемы природных аномалий, разбирался с местным злым гением, который едва не ампутировал ему пораженную вуду-проклятием руку, в одиночку брал на абордаж корабль и выслушивал головоломные советы Леди Вуду, они тут цветочки нюхали!
Что касается Леди Вуду, она по-прежнему могущественна, загадочна и щедра на многозначительные советы, чреватые непредвиденными последствиями. Впрочем, для нее все эти последствия, похоже, вполне ожидаемы — и, более того, входят в некий непостижимый вуду-план.
Интересно, что бы сказал Гайбраш, если бы узнал об этом наверняка?..
Пасьянс сошелся
— Сказке конец? — спросил Кристофер Робин.
— Конец этой сказке. А есть и другие.
— Про Пуха и про меня?
— И про Кролика, про Пятачка и про всех остальных.
А.А. Милн, «Винни Пух и все-все-все»
Что ж, очередное противостояние Гайбраша и ЛеЧака окончено, и небо над Карибами прояснилось. Состав воды останется неизменным, моря крови отменяются, а капитан Трипвуд с супругой под пестрым парусом «Нарвала» плывут навстречу новому дню — и, надо полагать, новым приключениям.
А тем временем Леди Вуду все раскладывает свой пасьянс и наверняка что-то замышляет.
Огэй, на восход, обормот.
Ты долго скитался, ты с жизнью расстался,
Огэй, на восход, на восход!
Беспокойное посмертие капитана Трипвуда
Во время секретного совещания у Гитлера в бункер входит некто. Ни на кого не обращая внимания, подходит к сейфу, открывает его своим ключом и начинает что-то искать, сбрасывая документы на пол.
— Кто это?! — восклицает Гитлер.
— Штирлиц, русский разведчик, — отвечают ему.
— Так почему его не задержат?
— Бесполезно — все равно выкрутится.
Анекдот
Как мы помним, Могучий Пират™ Гайбраш Трипвуд, пытаясь уничтожить своего закадычного врага, вуду-демона ЛеЧака, нечаянно напустил на Карибы загадочную вуду-болячку, поражающую только пиратов, и в течение четырех предыдущих глав искал лекарство от нее, а также утерянную в ходе катаклизма жену, тоже пострадавшую от заразы. На острове Флотсам Гайбраш обрел корабль, врага и союзника, но главное — цель; по дороге от Флотсама в Спиннер-Кей — потерял левую руку и нашел врага и поклонницу в одном лице; в Спиннер-Кей его самого нашла маленькая война, великое сокровище и благодарность Морского Народа. Затем капитан Трипвуд угодил в брюхо гигантского ламантина, а выбравшись, с его помощью добыл Великую Губку — ключ к исцелению всей пиратской акватории (а главное — Элейн!) от ужасной болезни, поражающей тело и дух всякого пирата, честного и не очень.
На этом, однако, приключения нашего героя не кончились: четвертая часть повествует, как Гайбраш Трипвуд был предан. И, несмотря на то, что Могучему Пирату™ удалось избежать неправедного суда, казни и множества ловушек, коварный ЛеЧак вернул себе утраченную было Силу Вуду и убил Гайбраша. Точнее, наоборот, если соблюдать хронологию.
Разумеется, мы были уверены, что капитан Трипвуд как-нибудь выкрутится, однако выкручиваться нам с ним придется вместе. А выбираться придется, ни много ни мало, с того света!
Билет на потусторонний паром
Разбуди меня, бабочка — четыре крыла,
Да по всем углам развесь свои миражи,
Подожди меня, лодочка — четыре весла,
Я дойду к тебе, потому что я жив.
Олег Медведев, «Сказка никогда не кончится»
Удивительно ли то, что загробная жизнь начинается с гроба? Точнее, с могилы? Пожалуй, нет.
Поэтому не будем удивляться, а будем выкапываться, не обращая внимания на жизнерадостную дворнягу, шныряющую по маленькому уютному кладбищу у Врат Перекрестков — здешнего варианта Того Света. Со второй попытки слегка ошарашенный призрак Гайбраша, бледно мерцая ребрами сквозь камзол, проявится в темноте, радуясь возвращению левой конечности и огорчаясь своей безвременной кончине.
А главное — там, в мире живых осталась Элейн. Что угрожает ей — неизвестно, но ждать от ЛеЧака чего-то хорошего... один раз уже пробовали, спасибо. Ну и опять же — сколько можно стоять посреди кладбища и изображать лампу дневного света? Пойдем на выход — благо дорога одна.
Убедившись, что земля поката даже на том свете, мы обнаружим перед собой автомат по продаже грога и небольшой причал, где скучает роскошная гондола, стильно декорированная черепами и призрачными габаритными огнями. На корме торчит весьма колоритная личность: скелет, посох с чьим-то зубастым черепом, черный плащ, золотой зуб.
На все вопросы личность отвечает зловещим «да» или еще более зловещим «нет», но Гайбраш даже мертвый способен разговорить хоть Харона, хоть самого Аида — и Перевозчик вполне человеческим языком объясняет, что в мир живых он никого переправить не может, а продолжение путешествия на тот свет — то есть к Перекресткам — стоит две монеты. Еще он чрезвычайно гордится опрятностью своего транспорта и берет чаевые — банка стоит неподалеку.
Идея расплатиться с Перевозчиком его же деньгами вполне в духе клептомана Гайбраша, но чтобы ее осуществить, надо как-то отвлечь владельца банки. Пошарим по карманам: там, для разнообразия, всего богатства — слабо светящийся Обрывок Жизни и горсточка земли из могилы.
Чистюля, да? А если тебе лодку грязью намазать?..
Работник сферы загробных услуг в испачканную лодку сначала не поверит, а разглядев — кинется оттирать. Мы тем временем выгребаем из банки чаевые и бежим к автомату — разменивать бумажку. Размен дает нужные две монеты, с которыми уже можно идти на посадку.
Обратный билет с того света
Но ты уже стал героем,
тебе нипочем порча,
тебя не берет вуду,
твой след теряют собаки, когда узнают, кто ты.
Олег Медведев, «Герой»
Многократно засвидетельствованный очевидцами «свет в конце туннеля» на поверку оказывается вспышкой фотоаппарата. Ушлый папарацци еще и фотографию предложит купить — сувенир, понимаете ли!..
Вообще, этот Галеб весьма любопытный экземпляр, и его стоит расспросить — и о Перекрестках, и о ЛеЧаке, которому некогда удалось вернуться отсюда в мир живых, и о том, куда, собственно, делся Перевозчик и почему его транспорт стоит бесхозный. Выяснив же, что с Перекрестков можно попасть в три пиратских посмертия — для забияк, для воров и для искателей сокровищ, — что рецепт возвращения ЛеЧак спрятал где-то в окрестностях и что транспорт остается в нашем распоряжении, можно приступать к составлению и осуществлению Плана.
В первую очередь нам нужен рецепт возвращения в мир живых. Отыскать его нам поможет знакомый пес, но для того, чтобы объяснить ему, что искать, нужна принадлежавшая ЛеЧаку вещь, а где ее взять?..
Правильный ответ — в Воровском Логове, расположенном за Серединой, к востоку. Там нас встретит весьма любезный пират самого интеллигентного вида, который портит только отсутствие отрубленных ЛеЧаком рук. Впрочем, это никак не сказывается на его профессиональной деятельности: об этом свидетельствуют груды наворованного добра.
Почетное место в обширной коллекции безрукого клептомана занимает весьма неожиданный предмет: на могильной тумбе торжественно вывешен полосатый носок самого ЛеЧака! А то, что хозяин выставки уже утомился обонять сопровождающее ценный экспонат амбре, нам даже на руку: давно пора обновить собственную коллекцию полезного хлама, а то одинокий Обрывок Жизни — это как-то совсем уж несерьезно.
Больше ничего полезного в Воровском Логове мы на этом этапе не добудем — радушный хозяин с радостью отвернется, чтобы дать дорогому коллеге возможность что-нибудь украсть, но на этом наше с ним общение и закончится. До следующего раза, потому что выпроваживает проворовавшихся гостей он с не меньшим восторгом, нежели встречает.
Следующая остановка — Остров Сокровищ. В самом деле, табличка и внушительная гора золота на заднем плане, равно как и испещренная светящимися Иксами почва, свидетельствуют в пользу того, что именно здесь располагается истинный рай для искателей сокровищ. Обитатель этого милого местечка нам знаком по второй главе. Кажется, именно этому бедолаге пришлось вместе с приятелем рубить для нас каучуковое дерево. А сейчас он светится в темноте, в животе у него — дырка от пушечного ядра, и поразившую наше воображение гору золота насыпал здесь именно он. По его словам, под каждым Иксом спрятан клад, достаточно начать копать. Проверим — благо верная лопата у Гайбраша всегда за пазухой.
Но что это?! Не успел наш герой углубиться в загробную почву и на полштыка, как его обсели какие-то мелкие золотые мухи — что за напасть?.. А... Понятно. Это не напасть, это проклятие. Предупреждала Леди Вуду? Предупреждала. Вот пусть Гайбраш теперь не жалуется, что единственное доступное ему сокровище — это знаменитый пиритовый скелет попугая, усилиями покойного маркиза ДеСинжа распыленный на множество маленьких скелетиков.
Насестом им служит приветственная табличка с многообещающей надписью, черепом и костями. Впрочем, как бы ни хотелось Могучему Пирату™ вернуть говорящую визитку, в руки попугайчики не даются, и поймать их нечем. Зато можно сковырнуть с таблички одну из костей. Зачем? А собаку чем приманивать?..
Собака, как мы помним, обитает на кладбище — значит, туда нам и дорога. Причалив и снова не обнаружив Перевозчика на рабочем месте, прикарманим банку с остатками чаевых. Деньги можно пустить в дело сразу же, отоварившись в автомате бутылкой грога, — и бежать на кладбище. Там стоит немного задержаться ради удовольствия познакомиться с его обитателями: каждая эпитафия — несомненный шедевр, к тому же здесь лежит немало наших знакомых. К примеру, памятный по первой главе щелкопер Нипперкин.
Нас, однако, интересует условно живой абориген. Вон он, хвостатый, носится. Приманив терьера косточкой, устраиваем зверя — теперь его зовут Франклин — на постой в бездонные карманы Гайбраша и возвращаемся к месту предположительного захоронения свитка ЛеЧака. Впрочем, Гайбраш предполагает, а пес... пес после демонстрации заветного носка исчезает со скоростью света. Вне всяких сомнений, он найдет искомое. А вот удастся ли нам найти его?
Долго ли, коротко ли... в общем, если сразу вернуться на Середину, мы найдем там нашу рьяную пропажу, которая не замедлит облаять ничего не подозревающего Галеба. Надо полагать, где-то здесь и зарыта собака. То есть свиток с рецептом возвращения.
Галеб, естественно, будет все отрицать, но пытки носком ему не выдержать. Сокровище ЛеЧака в наших руках. Правда, сундук заперт, а универсальная отмычка осталась на бренном теле. Нет крюка, увы. И другой подходящей железки тоже не видно. Придется проконсультироваться со специалистом.
Специалист, как обычно, примет нас с распростертыми объятиями и без видимых усилий вскроет ларец. Правда, вместо того чтобы отдать Гайбрашу бумажку с заклинанием, закономерно ее похитит, отправив в кучу краденых карт и свитков.
Что ж, сыграем в его любимую игру «ну-ка, отвернись». Пока он в радостном предвкушении ожидает развязки, еще раз покажем собаке носок. Пес отыщет нужную бумажку в считанные секунды, а Гайбраш, проинструктировав питомца, быстренько схватит какой-нибудь сектант с автографом или резную деревянную ногу. Пока владелец этого ценного имущества будет выпроваживать вороватого гостя, Франклин успеет закопать сокровище среди иксов — и по первому же требованию новоявленного хозяина откопает обратно.
Рецепт ЛеЧака незамысловат в действии, но содержит четыре неудобопонятных ингредиента:
— нечто, указующее путь;
— якорь;
— что-то, что придаст храбрости;
— жертва, которую нельзя будет отменить.
Попытка украсть в Воровском Логове путеводный сектант, увы, успехом не увенчается, но у нас в карманах завалялось кое-что получше: верный Франклин. Этот пес, пожалуй, найдет дорогу даже с того света на этот... или, точнее, наоборот. Якорь мы похитим у охотника за сокровищами. Достаточно попросить достойного джентльмена показать, как обращаться с этими его Иксами, — и золотой ключик... в смысле, якорь у нас в кармане.
Что же до храбрости — ею мы уже запаслись: бутылки грога любому уважающему себя пирату должно хватить, чтобы расхрабриться как следует! Осталась самая сложная часть — жертва. Как быть? Собой ради себя жертвовать без толку, а просить кого-то... Ну да, обосновавшегося теперь у автомата с грогом Галеба, к примеру, — он сразу объяснит, куда Могучему Пирату™ стоит пойти с такими идеями. Впрочем, у Галеба можно купить сувенирное фото — Элейн показать. Когда все кончится.
Безрукого вора и охотника за кладами просить также бесполезно, но у нас осталось еще одно место, куда не ступала нога Гайбраша, — отведенная для забияк Пикировочная.
И стоит ли удивляться, обнаружив здесь Моргану?.. Правда, ее настроение явно оставляет желать лучшего, и вообще больше всего это похоже на начальную стадию депрессии: подавленность, раздражительность, апатия. Ее даже разозлить как следует невозможно!.. И еще этот тип, у которого из отрубленной головы торчит призрачная сабля. Вторым клинком бодро размахивает его обезглавленное тело.
— Говори себе это почаще, дорогая.
Что ж, попробуем расшевелить боевую подругу. Правда, тут этот тип... ну ладно. У него можно позаимствовать рубящий инструмент. А язык у Гайбраша подвешен отменно, хватит на дюжину депрессивных девиц и задиристых голов. Надо только выбирать реплики так, чтобы одновременно утешить Моргану и оскорбить безголового бретера. После третьего подряд удачного комплимента мисс ЛеФлэй утешится — тогда-то и спросим ее совета по поводу четвертого пункта нашего списка. Она, впрочем, высказав кое-какие соображения по поводу первых трех пунктов, посоветует сначала разобраться с ними, а она к тому времени, дескать, что-нибудь придумает.
Что ж, эта женщина плохого не посоветует. Возвращаемся к Середине и складываем в красный круг якорь, собаку и бутылку грога, после чего возвращаемся в Пикировочную и жалуемся Моргане, что по-прежнему не располагаем достойной жертвой.
Дальнейшее доказывает в первую очередь то, что Гайбрашу исключительно везет с женщинами.
Безбилетная дипломатия
Под пожелай-деревья я заботливо сажал свежеубитых кшатриев, героев того неугомонного сорта, которые все норовили удрать из райской Обители, чтобы довершить не законченные в прошлой жизни дела.
Г.Л. Олди, «Сеть для миродержцев»
Правда, задержаться на этом свете капитану Трипвуду пока что не судьба — в конце концов, ему придется иметь дело с большим докой по части Вуду, да еще при поддержке магии Великой Губки. Увы, ЛеЧак без труда справится с неопытным бестелесным призраком, даже подержаться за волшебную саблю нашему герою не дадут.
А самое ужасное — теперь во власти зловещей магии будущего пиратского бога оказалась Элейн. Вдова Трипвуда стала невестой ЛеЧака — декольтированное готично-черное платье, кошмарный веночек-корона, закатившиеся глаза... Дорогая, как ты могла? Это же, в конце концов, безвкусно!.. Дорогая?.. Дорогая, не на-а-а...
...Настала очередь Морганы выводить своего кумира из депрессии. Надо признать, получается у нее неплохо, вот только что делать с ЛеЧаком, Элейн и Великой Губкой, торчащей из образовавшегося портала с того света на этот, — по-прежнему не слишком понятно. Впрочем, если подумать, первоочередная задача — вернуть себе тело. При условии, конечно, что его не кремировали и не похоронили в каком-нибудь наглухо законопаченном мавзолее.
Вопрос «как» по здравому размышлению тоже отпадает, если вспомнить о существовании медальона Леди Вуду, который еще в третьей главе немало нам помог. Портрет живого — и, главное, осязаемого — Гайбраша в него уже вставлен, а изображение его нынешнего состояния у нас в кармане в самом буквальном смысле слова.
Осталось отыскать медальон; последний раз мы видели его на «Ревуне» дона Коронадо Де Кава, а «Ревуна» мы последний раз видели... м-да. В пасти гигантского ламантина. Деваться некуда — надо возвращаться в мир живых и искать там ламантина, «Ревуна» или, на худой конец, дона Коронадо. Впрочем, выход в мир живых открылся не только там, где мы его открывали. У Врат можно выбраться на плот, одиноко дрейфующий в прибрежных водах Спиннер-Кей, — вон и знакомый буек с плакатиком про Великую Губку и гигантского ламантина.
Вместе с плотом в прибрежных водах дрейфует наш первый помощник, а с ним — обезьяна в глубокой прострации. Мистер ван Уинслоу охотно расскажет о своих злоключениях, но разговоры нам не помогут — ламантина, «Ревуна» и дона Коронадо имеет смысл искать под водой, так что... ныряем. По крайней мере теперь Гайбрашу не надо задерживать дыхание.
Внизу мы обнаружим: ни следа ламантина, останки затонувшего «Ревуна», некоторое количество интересных и полезных предметов — и заветный медальон, зацепившийся вместе с непонятным мешком за какое-то местное растение. Которое мы и пошевелить-то не можем. Кроме того, в пещере, где некогда была сокрыта Великая Губка, прячется наш... наша... в общем, милашка Анемон. Вот чья помощь нам бы пригодилась!
Бедное создание слишком напугано ЛеЧаком, взбаламутившим море и вдребезги разнесшим все, что осталось от Спиннер-Кей по завершении морской дуэли между Гайбрашем и капитаном Мак-Гилликатти; однако по ходу разговора выясняется, что морское недоразумение терзается еще одной, более возвышенной страстью, которую питает к... Да-да. Судьба превзошла саму себя: как бы двусмысленно порой ни смотрелся наш бравый первый помощник, ожидать от мистера ван Уинслоу, что он спутается с лицом столь неопределенного пола...
Опомнившись от изумления, уточняем: способно ли это высокое чувство выманить трепетную хвостатую лань из укрытия? — и, получив утвердительный ответ, возвращаемся на поверхность. Ван Уинслоу, услышав, что в пещере внизу скрывается его пассия, расцветает на глазах. Предложим ему написать Анемон письмо.
В считанные минуты изысканнейшее хайку нацарапано на листке бумаги, обернуто вокруг увесистого булыжника — на плоту их целая гора — и брошено в воду. Остается только спуститься на дно и известить адресата.
Восторг и нежность пересиливают страх, и Анемон рыбкой бросается к заветному посланию, по дороге зацепив хвостом водоросль, на которой болтается медальон Леди Вуду. Пока она качается, надо побеспокоить верхнюю в стопке у входа в пещеру раковину. Та выпустит пузырек воздуха и заставит всплыть мешок вместе с медальоном — а там его выловит наш первый помощник.
На поверхности первым делом разубедим ван Уинслоу в том, что этот медальон — дар любви. Он нисколько этим не расстроен и даже готов, раз нам надо, нажать кнопочку, позволяющую лицу с одной половины медальона завладеть телом лица с другой его половины. Довольно извращенный способ, но ничего не поделаешь.
Итак, прилепили на левую половину медальона свое фото, ван Уинслоу нажал кнопку — и Гайбраш...
Клубная карточка для зомби
...и любая проходящая мимо старушка
не только не укажет путь,
но постарается грохнуться в обморок или
грохнуть тебя чем-нибудь.
Тикки Шельен, «Веселая покойницкая с моралью для одного меланхолика»
...Гайбраш обнаруживает себя в хорошо знакомом помещении, несколько неожиданной позе — и весьма неожиданной компании. Причем если для клуба «41» в обществе мистера Гриндстамп — бармена, по совместительству судьи острова Флотсам — нет ничего особенно выдающегося, то старина Багай лично для Гайбраша гость не особо приятный.
Впрочем, едва ли можно перебирать гостями, обнаружив себя на месте крокодильего чучела в обнимку с мишенью для дартс. К тому же если Гайбраш не особо рад видеть этих двоих, то их явление зомби-Трипвуда и подавно не привело в восторг. Придется сдаваться. Мистеру Уинслоу, конечно, нетрудно нажать кнопку еще раз, но зачем плодить сущности?..
Итак, мы сдаемся, и ожившее чучело капитана Трипвуда с удовольствием препровождают в знакомую камеру. Ничего интересного там нет, если не считать плохо держащегося в стене кирпича, под которым нас с Гайбрашем ждет очередной сюрприз: на сей раз нас удивит суровый парень Багай. Кое-какие полезные мелочи, кажется, можно найти в соседней камере, но перебраться туда пока не получится — Гайбраша неведомой, но могучей силой тянет вон из тела. Переведя дух, осознаем необходимость укрепления мистической связи «душа-тело» и отправляемся на поиски доброго совета.
Добрый совет ждет нас у лестницы на Пикировочную. Леди Вуду поразит нас уже одним своим появлением и добьет неожиданной конкретикой рецепта: нужно всего лишь попасть в ее бывшую камеру и отковырять не то от подоконника, не то от стены специальную жвачку, которая поможет Гайбрашу как следует приклеить дух к телу.
Как это устроить? Да проще простого, только сначала надо провести подготовительную работу, явившись в клуб «41» в виде призрака — проход туда как раз в Пикировочной — и в наглую поинтересовавшись у Багая, как он ухитрился спастись от левиафана. Строить предположения нам легко, мы уже почитали его дневничок и знаем, как все было.
Он закономерно придет в ярость, скорчит рожу — нам только того и надо. Отвечаем точно такой же — и дело в шляпе! Подготовка окончена, возвращаемся через Перекрестки на плот ван Уинслоу и просим помощника нажать кнопку на медальоне. Вуаля! Мы снова в клубе, но теперь мистер Гриндстамп встречает ожившего Гайбраша в одиночестве — Багай за решеткой. Это не облегчает диалога, но зато, сдавшись, капитан Трипвуд обнаружит себя в нужной камере.
— Пять... то есть три.
— Цельных три, Мотя. Должен скумекать!
Осматриваемся, заодно забираем плохо стоящую в углу ведерную кружку, заглядываем под плакат, не столько украшающий стену, сколько маскирующий очень глубокую дырку в ней, и обращаем свой взгляд к улепленному жвачкой подоконнику. С потолка и вовсе целый жвачечный сталактит свисает. И какая из них, спрашивается, нам нужна?.. На вкус не отличишь, да и не хочется наобум пробовать.
Так или иначе, срок нашего пребывания здесь истекает с пугающей быстротой.
В очередной раз вернувшись в свое траченное тлением тело, мы снова обнаружим Могучего Пирата™ в клубе «41», с мишенью в руках и кружкой на левом крюке. Теперь, если попробовать напугать бармена, он промахнется, и струйка из пробитого дротиком бочонка с шипучкой — как известно, нет лучшего средства для экзорцизма, Гайбраш недавно имел несчастье убедиться в этом лично — прольется аккурат нам в кружку. На этом очередной сеанс пребывания в теле завершается, но мы еще не закончили. Возвращаемся — и в очередной раз сдаемся доблестному органу правопорядка славного острова Флотсам.
В камере щедро окропим шипучкой разноцветные наслоения. Нам нужно то, которое задымится.
Теперь, когда душа у нас не то чтобы прибита к телу гвоздями, но очень недурно приклеена, можно снова попытать счастья с ЛеЧаком — именно к нему на корабль загадочным образом ведет подкоп из-под плаката.
Талон к диетологу для Великого Артефакта
— Господи Иисусе, Бакман! Это было на «Стингрэе» со времен Корейской войны! Эта банка пришла в негодность в 1966 году!
— А в чем проблема, сэр? Вкус все еще как у кукурузы в соусе.
— Да, но это — пряная ветчина!
к/ф «Убрать перископ»
...Увы, могущество ЛеЧака, питаемого силой Перекрестков, которую ему сообщает Великая Губка, слишком велико — и капитан Трипвуд снова оказывается на том свете, правда, на сей раз небестелесно.
Что делать? Надо, ясное дело, как-то заставить Губку ужаться, но как?.. Можно, конечно, искать совета Леди Вуду — найти его вместе с очередным неожиданным посланцем можно в джунглях Флотсама; проход туда открывается с Острова Сокровищ, — но сказать что-то по интересующему нас в настоящий момент вопросу может только старина Галеб, большой дока по части заклинаний.
Он и выдаст нам превосходную диету, которая уменьшит аппетит Великой Губки и позволит ей похудеть до первоначального размера. В новой диете — все тот же порядок органов: зрение, слух, осязание, обоняние и вкус. Ну и шестое чувство, само собой. Только теперь нам надо не услаждать эти чувства, а умерять их подручными средствами.
Итак, первым пунктом у нас значится зрение. Простая задача, для разминки: повязка на глаза, столь оживившая первый визит Гайбраша в клуб «41», по-прежнему висит на гвоздике неподалеку от стойки, а проход в клуб по-прежнему открывается из Пикировочной.
Чтобы не ходить два раза, удовлетворим и потребность в сомнительном вкусе: в очередной раз сдавшись на милость судьи-бармена, отковыряем с потолка камеры жвачечный сталактит. Беспокоиться о возвращении, увы, не приходится: стоит Гайбрашу чуть задержаться в мире живых, как появляется ЛеЧак, одним ударом отправляя соперника обратно на тот свет.
За легчайшим касанием придется прогуляться в джунгли Флотсама. Подобрав перо мертвой чайки, вскрыв сундук с кладом (в роли отмычки — любимый крюк, в роли клада — зачарованная пряжка с ремня ЛеЧака, некогда помогавшая ему притворяться человеком) и пообщавшись с Леди Вуду, возвращаемся. Пряжка пригодится, чтобы добыть секрет, призванный ограничить аппетит шестого чувства. Секрет этот с самого начала лежал на столе безрукого вора, но без архиценного артефакта завязать доверительную беседу не получится, а без доверия какие секреты?..
Полюбовавшись на золотой улыбчивый черепок, коллега без возражений позволит нам подержаться за шкатулку с секретом; правда, после этого с пряжкой придется проститься, но больше она нам все равно не понадобится.
Неохваченными остались звук и запах. От запаха нас избавит дезодорант, который наш первый помощник оставил на своем плоту, на самом видном месте. Правда, не очень понятно, куда делся он сам, но выяснять некогда — надо еще забрать со дна забытый там неизвестно кем сачок.
Сачок нужен, чтобы собрать в банку из-под чаевых стайку крохотных пиритовых попугайчиков, обитающих на Острове Сокровищ: их едва различимый писк про Могучего Пирата™ — то, что нужно для нашей диеты. Технология простая — начинаем копать в любом месте, помеченном Иксом, идем к табличке, на которой расселись писклявые птахи, собираем их сачком и обязательно сажаем в банку! Иначе разлетятся.
Собрав все ингредиенты, идем к Губке и последовательно употребляем их в дело.
Рецепт — ура-ура! — работает: Губка стремительно съеживается. Казалось бы, дело сделано, но...
Абонемент закончился — выворачиваем карманы
— На что ты готов ради этой крошки?
— Отдать свою жизнь.
— Чудно! Тогда пошли.
к/ф «Пираты Карибского моря: Проклятие «Черной жемчужины»
средства скелетам нельзя, потому что кости — они тяжелее воды
...Но ЛеЧака это уже не остановит. То есть, конечно, что у Элейн в голове прояснилось, радует, но что делать Гайбрашу, которого заклятый враг мотает по всему кораблю, словно терьер — крысу?
Хорошо хоть наш герой уже успел умереть, а то лететь сначала с палубы в «воронье гнездо», а потом обратно... а потом еще под килем... а потом все сначала... ох! В общем, если мы не хотим, чтобы это продолжалось бесконечно, надо действовать быстро и изобретательно.
Начинать следует там, где нас настигнет озарение; к примеру, в «вороньем гнезде». Оттуда можно, воспользовавшись верным крюком, спуститься по канату на площадку над жерлом большой пушки — но этот вариант нам пока не пригодится — или, опять-таки повиснув на крюке, разодрать большой парус, спустившись на палубу а-ля великие кинопираты прошлого и будущего.
Прежде чем снова попасть в гостеприимные объятия будущего Бога-Пирата, окликнем Элейн и попросим ее атаковать несостоявшегося жениха. Прямо сейчас ей это, правда, не удастся — сильно докучает команда скелетов, изящно декорированная надувными уточками, — но к тому времени, как Гайбраша затянет под киль, она освободится от их назойливого внимания и сумеет ненадолго отвлечь ЛеЧака. Воспользовавшись моментом, забираем у какого-то менее удачливого коллеги связку ключей — и набираемся мужества для продолжения аттракциона.
Следующий номер: ЛеЧак выламывает Трипвудом дверь в каюту. Этим моментом воспользоваться не удастся, но получившиеся доски стоит иметь в виду.
Оказавшись в следующий раз у борта (бедный Гайбраш!), открываем подобранными ключами решетчатую дверцу; нет, бардак на палубе не является самоцелью, хотя и тешит самолюбие. Нас... ох... интересует вот этот бочонок, на который теперь можно положить бывшую дверь. И попросить Элейн стрельнуть из пушки, когда выпадет свободная минутка.
На заметку: это чуть ли не единственная часть игры, где важна четкость действий, иначе процесс сильно затягивается.
Пока эта минутка у нее выпадет, мы как раз успеем улететь в «воронье гнездо», спуститься на площадку над самой пушкой, получить очередной тумак и занять исходную позицию на импровизированных качелях. Тогда спрыгнувший с мачты следом за жертвой ЛеЧак отправит Гайбраша прямиком в жерло, а тот как раз успеет надеть на голову предохранительную кастрюлю, чтобы отправиться в полет по следам барона Мюнхгаузена.
У противника, впрочем, не заржавеет прошвырнуться следом до Перекрестков, но там и нас, и его ждет сюрприз — приятный для нас и не слишком приятный для ЛеЧака. К сожалению, Моргане с ним в одиночку не справиться, а от Гайбраша толку... много. Если, конечно, вспомнить, что говорил Галеб о том, как запечатать все эти дырки, через которые с того света на этот протекает что попало, вроде того же ЛеЧака.
Пара пустяков — всего-то бросить в главную дырку свой Обрывок Жизни.
Нешуточная жертва... но ведь Элейн!..
...Мы по крайней мере можем утешиться зрелищем того, как застрявшего между тем и этим светом ЛеЧака пронзают сразу два зачарованных клинка (кстати, а откуда он у Морганы?..) А вот бедняга Гайбраш, оставшийся в одиночестве посреди опустевших Перекрестков, лишен и этого. И впереди у него очень, очень, очень длинное ожидание, если только... Ну-ка, вспомним рецепт, однажды уже открывший ему путь назад!
Что вело капитана Трипвуда все это время, через шторма, зловещую магию и саму смерть? Кто стал якорем, надежно привязавшим Могучего Пирата™ к миру живых? В ком Гайбраш черпал свою сумасбродную смелость? Ради кого он пожертвовал всем, что у него было?
И зря он, что ли, всю дорогу, начиная от Спиннер-Кей, таскал в кармане бывшую серьгу любимой жены?..
Личный транспорт как залог личного счастья
Отдать кормовые и носовые!!! Топселя-гарделя-марсель-гиках, шкотах и оттяжках!!! Паруса па-а-а-адня-ать!!! Полный!.. стоп!!! Что? А, да!! Нет!!! Полный вперед!!!
м/ф «Остров сокровищ»
Казалось бы, можно ли после всех этих потусторонних ужасов надеяться на совершенно благополучный исход? Едва ли: в конце концов, магия магией, но чтобы волшебным образом на место и руку, и жену, и корабль, и первого помощника — рискованный хэппи-энд, что ни говори. Но чертовски приятный!..
Для тех же, кто обеспокоен судьбой Морганы — или Леди Вуду, — предусмотрен эпилог. Довольно-таки многообещающий. Но все-таки эпилог. А продолжение, возможно, последует.