Польская студия People Can Fly в первую очередь ассоциируется с Painkiller — сумасшедшим, кровавым боевиком с сотнями противников и фантастическим оружием. А американскую Epic Games все знают благодаря безумно красивому Unreal и жесткому Gears of War.
Bulletstorm — это плод совместной разработки обеих компаний. Сумасшедший, кровавый, красивый и брутальный одновременно. А еще — чертовски смешной и обаятельный.
Синопсис Bulletstorm в чем-то перекликается с научно-фантастическим сериалом Firefly, аниме Cowboy Bebop и даже кампанией StarCraft 2. Судьба Грейсона Ханта похожа на судьбу Джима Рейнора или Мэла Рейнольдса: когда-то он работал на правительство, затем нечто заставило его изменить отношение к действующей власти, и он ударился в бега, пытаясь по возможности ей досадить. А поскольку в обитаемой части галактики он записан в особо опасные преступники, жить приходится разбоем и выполнением щекотливых заданий.
Из огня да в полымя
соной. Все его хотят убить. Но никто не может. Забегая немного вперед — он и из этой ситуации выкрутится.
Практически в самом начале сюжет делает резкий поворот и история закручивается совсем не так, как ожидалось. Однажды повстречав в космосе своего давнего врага — генерала Саррано, — пьяный Грейсон тут же пытается его протаранить, несмотря на то, что генерал прилетел на крейсере, а в распоряжении Ханта — лишь утлый кораблик со слабым вооружением. Самоубийственная атака приводит к тому, что оба корабля терпят крушение на ближайшей планете — Стигии.
Некогда это был туристический рай, но потом случился катаклизм, в результате которого люди предпочли покинуть планету. А те, кто остался, местами одичали, местами мутировали и, в сущности, перестали считаться разумными существами.
Очнувшись после падения и слегка протрезвев, Грейсон понемногу начинает осознавать случившееся. Вся его команда погибла — за исключением японца Иши, которому пришлось срочно вживлять кибернетические имплантаты взамен утраченных частей тела. Выхода с планеты нет — кроме разве что спасательных кораблей, которые наверняка вскоре прилетят спасать генерала Саррано. А к упавшему кораблю уже присматриваются местные обитатели — на предмет мяса в огромных консервных банках.
Я и мой ботинок
шельцам двукратный пистолетный урон. Пинок Грейсона Ханта отправ-
ляет врагов в затяжной полет, часто со смертельным исходом. Даже не беремся определить, у кого
все-таки круче.
Дальнейшая игра посвящена попыткам удрать с планеты, а заодно по возможности всадить пулю в лоб ненавистному Саррано — ведь это по его приказу Хант когда-то убил множество невинных людей. Попытки будут сопровождаться непрерывной руганью с роботизированным Иши, сознанием которого упорно пытается завладеть вживленный кибернетический мозг; перепалками с новообретенным членом отряда — девушкой-спецназовцем Тришкой, также потерпевшей крушение на планете; обменом оскорблениями с генералом, то и дело мелькающим на горизонте... Да даже в одиночестве Грейсон не может молчать дольше минуты, постоянно комментируя все, что видит, слышит, трогает и убивает.
Характер главного героя — настоящая находка сценаристов. Грейсон Хант — отнюдь не благородный рыцарь в сверкающих доспехах, а наглый и самовлюбленный вояка, уверенный в своей абсолютной непогрешимости. Кто не согласен — пулю в лоб. Или ботинком в живот. Когда доходит до диалогов, Грей сразу перестает быть похожим на умницу Рейнора, скорее на помесь Дюка Нюкема с литературным Генералом Панком. Сквозь полчища врагов Грейсон прорубается с шутками и прибаутками, отвешивая пинки направо и налево. Где надо пройти тихо — устраивает погром, где надо бояться и осторожничать — прет нагло и в открытую. Впрочем, ближе к середине игры в нем просыпается джентльменское начало, да и в равнодушии Ханта никак не обвинить.
Наверное, в этом и кроется секрет его обаяния — Грейсон Хант никогда не теряется и свято верит, что выход есть из любой ситуации. Даже если он расположен там же, где и вход.
Смерть как искусство
С точки зрения игрового процесса, Bulletstorm представляет собой достаточно оригинальный боевик. У Painkiller он перенял полчища врагов, но они перестали дохнуть от первого попадания — если пытаться по старинке отправлять на тот свет каждого, патронов не хватит. В Bulletstorm нужно убивать быстро и красиво.
Разработчики наполнили уровни огромным количеством интерактивных объектов. Врагов можно сбрасывать в пропасти меткими пинками, нанизывать на гигантские кактусы, спихивать в лаву и подставлять под выстрелы соратников. Можно взрывать бочки, урны и новостных ботов, заодно задевая и стоящих рядом противников, ронять им на головы ящики и строительный мусор, хватать одного врага и запускать им во всех остальных, устраивая импровизированный кегельбан. Вариантов превеликое множество, в Bulletstorm игрок сам режиссирует сцены кровавой расправы над очередной горсткой противников.
И чем они красивее, тем богаче награда. Специальное считывающее устройство на левой руке Грейсона фиксирует каждую смерть, оценивая ее в некоторую сумму кредитов — тем большую, чем сложнее и изощреннее погибла жертва. Убили аборигена выстрелами в торс? Получите десять очков. В голову? Двадцать пять. Прострелили противнику пах, а потом добили выстрелом в голову, пока он корчится в судорогах? Вот ваша сотня. Подожгли врага, пнули его так, что он упал на бочку с горючим, которая взорвалась, сбросив всех остальных в лаву? Эдак и за тысячу перевалит.
Помимо чистой эстетики, очки имеют и практическую ценность — на них можно докупать патроны и улучшать оружие. Но самое главное, они постоянно побуждают разнообразить игру. Вместо того чтобы прятаться за укрытиями и спокойно убивать противников по одному, хочется ворваться в самую их гущу и устроить резню, соревнуясь с самим собой в наборе очков.
В Bulletstorm нет задачи «убить всех врагов, пока они не убили вас». Собственно, противникам надо очень постараться, чтобы довести здоровье Грейсона до нуля — регенерирует он быстро, а бегает еще быстрее, — так что отступить и вернуться с новыми силами удается практически всегда. Но вот если задаться целью «убить всех красиво», одну и ту же сцену можно переигрывать по несколько раз, постоянно улучшая результат.
Мой дом неродной
Игра не превращается в простую последовательность арен — разработчики постоянно меняют декорации. People Can Fly и Epic Games всегда славились тщательным подходом к проработке локаций. Помните, как мы подолгу любовались переменчивым небом в Unreal или исследовали закоулки в Painkiller, где каждый уровень представлял собой уникальный микромир?
Вот и в Bulletstorm все постоянно меняется. То мы бежим по пустыне, а потом — по джунглям, а потом — по развалинам города. А затем снова по развалинам, но уже совсем другого города с заметно иной архитектурой. Мрачным пещерам приходят на смену внутренности космического корабля, а за ними — мутировавший ботанический сад, опустевшая тюрьма или заброшенное здание космовокзала. На всех локациях есть какие-нибудь новые интерактивные объекты, пригодные для взаимодействия с врагами: на смену кактусам приходят хищные растения или неоновые вывески под огромным напряжением.
А иногда кардинально меняется и сам игровой процесс. Ханту приходится то удирать на вагонетке от гигантского зубчатого колеса, отстреливаясь от дикарей. То управлять огромным динозавром с травмоопасной поступью и лазерами из глаз. А то и просто удирать по рушащейся пещере от неведомой угрозы, скрытой в дыму и тумане.
Порой случаются и совсем короткие игровые ситуации, когда нужно своевременно нажать на кнопку. За быструю реакцию также награждают кредитами. Да и финальная схватка организована именно так.
Есть в Bulletstorm и боссы, но их мало, и они совсем несложные. Право, даже несколько обидно, ведь отрисованы они очень творчески. Когда одолеваешь такую жуткую громадину, хочется испытывать чувство облегчения — «уф, наконец-то!», а не выдохнуть разочарованное «это и все?».
Но не все здесь срежиссировано заранее. В играх наподобие Call of Duty разработчики изо всех сил развлекают игрока яркими батальными сценами, окружают взрывами и помещают в самую гущу событий, однако само его участие сводится к минимуму. Вовремя нажать кнопку, пострелять, когда разрешат, а потом снова наблюдать за происходящим. Здесь же степень погружения в игру совсем иная. Вы сами решаете, кто, когда и как умрет.
Довершают картину потрясающая графика и отличное чувство юмора. Bulletstorm длится около семи часов и оставляет после себя ощущение, сходное с впечатлением после просмотра отличного комедийного боевика. Такого, на который хочется немедленно сходить еще раз.
Увлекательность |
10
|
Рейтинг журнала
89%
|
Награда журнала
|
Графика |
9
|
||
Удобство |
8
|
||
Сюжет |
9
|
||
Дизайн уровней |
9
|
Запоминается
— кровавые расправы
— динозавр на радиоуправлении — шутки и остроты |
Хотелось бы
— больше наград и оружия
— продолжения банкета |
Вердикт
Самый необычный боевик последнего времени. Одинаково смешной, жестокий и увлекательный.
|
РУКОВОДСТВО
Умения
Грейсон Хант умеет быстро бегать, стреляет из всего, у чего есть ствол, и виртуозно бранится. Но вот искусство прыжка ему совершенно недоступно. Всю игру мы проведем, скользя по поверхности даже без возможности свалиться с обрыва или спрыгнуть на ярус ниже — извольте искать лестницу.
В качестве компенсации Грейсона наделили возможностью делать подкат. Дважды нажав кнопку спринта, вы заставите Ханта упасть на спину и заскользить вперед. Двигается он при этом очень быстро и достаточно далеко, а по наклонной поверхности может скользить бесконечно.
На заметку: во время подката можно продолжать стрельбу. Только это не слишком удобно.
Чтобы остановиться, достаточно один раз нажать «назад» или врезаться в препятствие. Если препятствием окажется противник или другой движимый объект, от удара он взмоет в воздух и полетит в направлении импульса.
Get over here!
Аналогичным образом действует и пинок ногой. Получив удар ботинком, легкие противники отрываются от земли и оказываются под воздействием загадочного стазисного поля, замедляющего их движение, — при этом все остальные продолжают двигаться как ни в чем не бывало. Пока жертва пинка медленно плывет по воздуху, с ней можно сделать все, что заблагорассудится — пристрелить, скорректировать направление еще одним пинком или просто оставить в покое, занявшись кем-нибудь другим. Если врага не добить, он отлежится и вскорости снова полезет в драку.
Хлыст действует аналогично пинку и отправляет объекты в затяжной полет — только в противоположном направлении. Зацепив далекую цель хлыстом, ее можно выдернуть из-за препятствия и подтянуть к себе. Ее движения также замедлятся, давая время для маневра.
На заметку: хлыст — лучшее средство для борьбы с вертолетами. Ухватив пилота, вам нужно будет подгадать верный момент (посередине экрана появится специальная шкала) и единственным рывком выдернуть его из кабины. Потеряв управление, вертушка взорвется сама.
Кроме того, хлыст используется для получения доступа к оружейному складу Конфедерации. По уровням тут и там разбросаны терминалы, где покупаются патроны, оружие и улучшения к нему.
Валютой в Bulletstorm служат очки за убийства. Чем больше и элегантнее мы убиваем, тем больше у нас денег и, как следствие, патронов. А чем больше патронов, тем проще убивать дальше. Впрочем, фантазию проявлять все равно придется, поскольку обычное убийство стоит до смешного мало.
Пример: на среднем уровне сложности каждый патрон к снайперской винтовке обходится в сто кредитов. За простое попадание в противника с летальным исходом на счет начисляют только 10 очков. За попадание в голову с большого расстояния — 125. Вывод очевиден — чтобы продолжать пользоваться оружием, нужно лучше из него целиться. И чем выше уровень сложности, тем железнее это правило.
Чтобы убийства были красочными, пригодится игровое окружение. Заостренные колья, оголенные провода, ямы с лавой, работающие вентиляторы и прочие места из категории «не влезай — убьет». Заталкивайте туда противников — неважно, взрывами ли, пинками или выстрелами.
На заметку: каждый новый, доселе не использовавшийся способ убийства оценивается по учетверенному тарифу. Не стоит раз за разом убивать врагов одним заученным методом. Экспериментируйте. Дополнительные очки капают за устранение нескольких противников одновременно — чем больше, тем выше множитель.
Отдельные списки изощренных смертей есть у каждого вида оружия. Из обычного автомата противника можно просто убить, а можно убить выстрелом в голову, в пах, в зад, в ноги и потом пристрелить в полете, подбить подкатом и т.п.
Оружие
С собой Хант носит только три вида оружия (не считая хлыста и ботинка), причем одно из них — обязательно автомат. Два других дают свободно менять в арсеналах Конфедерации.
На заметку: патроны можно подбирать с поверженных противников. Но обычно те вооружены автоматами или, в лучшем случае, гранатометами, так что на разнообразие рассчитывать не стоит. Однако в укромных уголках встречаются ящики, пополняющие боезапас всех видов оружия.
У каждого оружия есть альтернативный режим стрельбы, патроны к которому не сыскать, за редчайшими исключениями, днем с огнем — только закупать. Как правило, альтернативная атака на порядок мощнее основной, и, если позволяют финансы, жизнь она облегчит очень даже заметно.
Это важно: прежде чем использовать альтернативный режим стрельбы, следует разблокировать его в арсенале. За приличную сумму, разумеется. Также в арсеналах можно увеличить максимальное число переносимых патронов.
Карабин «Миротворец»
Peacemaker Carbine
Достаточно маломощный, но часто используемый автомат. Вполне эффективен против разных противников, позволяет вести огонь одиночными или очередями. Пасует лишь перед толстой броней, для боссов стоит припасти что-нибудь помощнее.
Альтернативный выстрел: дает залп сотней пуль одновременно, действуя как гигантский дробовик. Всякую мелочь сметает моментально, а противников посолиднее заставляет призадуматься.
На заметку: у хлыста тоже есть альтернативный режим стрельбы, докупаемый за деньги — это гравитационный удар, подбрасывающий в воздух всех противников в радиусе. Чтобы его активировать, нужно зажать на пару секунд кнопку «Q».
Револьвер/ракетница «Крикун»
Screamer
Точный и мощный пистолет, одинаково ценный на ближних и средних дистанциях. Позволяет отстреливать врагам конечности от головы до пяток, а выстрелы в торс роняют дикарей и мутантов на землю. При попадании в голову есть шанс убить единственным выстрелом. Перезаряжается достаточно быстро, а вот скорострельность не самая высокая.
Альтернативный выстрел: сигнальная ракета. Летит медленно, взрывается оглушительно, поджигает всех вокруг. Горящий враг остается опасным и боеспособным, но если его добить — дадут дополнительных кредитов. Если не добить, сгорит сам.
Гранатомет
Flailgun
Уникальное в своем роде устройство. Выстреливает эдакую взрывоопасную болу — две гранаты, соединенные цепью. Летят они горизонтально относительно друг друга и радостно наматываются на любое встречное препятствие, будь то враг, столб или даже союзник. Стреноженные враги теряются, перестают стрелять и начинают бестолково метаться среди своих. Повторное нажатие на кнопку выстрела подрывает гранаты, в противном случае они взрываются сами спустя несколько секунд.
Очень эффективное и подлое оружие, позволяющее уничтожать врагов по несколько штук за раз, главное — удачно подгадать момент взрыва. Полезно в схватках с мини-боссами — оглушает и срывает с них бронепластины.
Альтернативный выстрел: раскаленная цепь, аккуратно разрезающая пополам всю мелочь, встретившуюся на пути. Столкнувшись с более серьезным препятствием, взрывается.
Двое громил сразу — испытание не из легких.
Битва в стиле диско. В лучах стробоскопов и под музыку Ash — Burn Baby Burn.
Если враг идет на близкий контакт — доставайте дробовик.
|
Дробовик
Boneduster
Еще одна шпилька в адрес Дюка Нюкема: у того был трехствольный автомат, а у Грейсона — четырехствольный дробовик. Лучшее оружие на ближней дистанции, разрывающее самых мелких врагов на части, а крупных отбрасывающее на несколько метров. На расстоянии резко теряет эффективность из-за разлета дроби. Впрочем, если врагов много, залп имеет шансы накрыть сразу всех.
Скорострельность у дробовика невысокая, а после каждого четвертого выстрела еще и следует долгая перезарядка.
Альтернативный выстрел: облако легковоспламеняющегося аэрозоля, поджигающее всех, кого накроет. В том числе и тех, кто спрятался за препятствиями. Замечательный способ выманивать врагов из укрытия, но стоит дорого.
Винтовка «Охотница за головами»
Head Hunter
Необычное оружие, хотя с виду ничем не отличается от неумирающей классики. Дело в том, что полетом пули в Bulletstorm приходится управлять (доводилось пострелять из Redeemer в Unreal Tournament?).
Сначала нужно выбрать цель — взгляните в оптический прицел, и винтовка любезно подсветит всех врагов в поле зрения. Далее следует выстрелить, и камера переключится на пулю, сначала подлетающую на расстояние нескольких метров, а затем позволяющую мышью задавать траекторию в slow-motion. Враг при этом не будет стоять столбом, и, чтобы его все-таки достать, потребуется некоторая сноровка.Выпускать противника из поля зрения нельзя — при потере цели пуля уйдет «в молоко».
Многим хватит одного попадания в торс, большинству — попадания в голову. Только мини-боссы и счастливые обладатели шлемов потребуют дополнительных выстрелов.
Альтернативный выстрел: разрывная пуля, которую можно направить в скопление врагов и там взорвать, убив всех разом.
Пушка «Вышибала»
Bouncer
Большая пушка, стреляющая ядрами. Не совсем как у Серьезного Сэма, но принцип действия схожий. Вышибает мозги.
Выпущенное ядро не взрывается, пока вы не отпустите кнопку выстрела. До этого момента оно будет отскакивать от всех поверхностей и сметать все на своем пути.
В замкнутых помещениях пушка творит чудеса. Немного потренировавшись, можно наловчиться убивать тех, кто спрятался в укрытии и за углом. А огромная мощность позволит справляться с мини-боссами буквально за несколько попаданий. Из минусов — невысокий темп стрельбы и вместимость обоймы.
Альтернативный выстрел: прыгающая каучуковая бомба, взрывающаяся после каждого контакта с поверхностью.
Дрель
Penetrator
Самое дорогое и эффектное оружие, с одного выстрела убивающее любого неэлитного противника. Стреляет сверлами, которые протыкают несчастных насквозь и пришпиливаются к стенам, где продолжают вращаться вместе с истекающим кровью трупом. Выглядит феерически, но неаппетитно. Появляется дрель почти под конец игры. Стоит дорого.
Альтернативный выстрел: раскаленное сверло, пронзающее сразу несколько целей, если быстро «прощелкать» их левой кнопкой мыши. Снаряд намотает сразу всех по причудливой траектории. Вдобавок горячее сверло сильно озадачивает мини-боссов, застревая у них в туше и продолжая вращаться. В такие моменты громила полностью обездвижен и к нему можно подойти сзади.
На заметку: иногда удается подобрать шестиствольный пулемет — страшное оружие, разрывающее всех на куски. Но с собой его взять нельзя; расстреляв боезапас, пулемет приходится бросить.
Для тех, кто любит обследовать все углы, разработчики припасли три разновидности собираемых предметов. Это электромухи, новостные боты и бутылки с забористым алкоголем, после которого у Грейсона начинает двоиться в глазах, а бег происходит по причудливой траектории, которую не с ходу опишешь математически. Впрочем, бутылки разрешено не пить, а разбивать — это тоже засчитывается. Уничтожение всех этих объектов также приносит очки.
Противники
Ролик о том, как расправляться с боссами Bulletstorm, ждет вас на видеодиске. А здесь мы вкратце пробежимся по обычным противникам.
Дикари из племени Черепов. Ничем не примечательны, вооружены чем попало. В лучшем случае автоматами, в худшем — ножами и дрекольем. Опасны только скопом.
Дикари из племени Ползунов. Заметно шустрее своих собратьев-Черепов. Умеют уклоняться от захватов хлыста, а позднее — и отпрыгивать от пинков. Впрочем, если отпрыгнуть некуда, удар ботинком их все же настигнет.
Снайперы. Обычно сидят где-нибудь далеко или высоко и очень больно стреляют. Лучший метод борьбы с ними — снайперская дуэль, так что учиться управлять пулями в любом случае придется.
Зеленые панки. Вооружены двумя тесаками и быстро идут на сближение. Если отстрелить им голову, выпускают облако ядовитого газа, в котором резко снижается видимость. Лучше не подпускать их вплотную.
Гранатометчики. Увешаны взрывчаткой с ног до головы, при виде Ханта пытаются подбежать к нему вплотную и нацепить ему на шею ожерелье из гранат. Стрельба при этом становится недоступной. Снять его нельзя. Единственное, что можно сделать, — быстро отступить в тыл, взорваться, восстановить здоровье и только после этого вернуться в бой. После смерти гранатометчики взрываются, нанося урон всем вокруг. Старайтесь убивать их первыми.
Толстяки с дробовиками. Заметно крепче обычных дикарей, да и вооружены серьезнее. Стремительно сокращают дистанцию и всаживают заряд дроби в живот. Умеют пинаться, что сильно дезориентирует.
Пиротехники. Дикари в оранжевых шлемах с сигнальными пистолетами. При попадании глушат и слепят, но ракеты летят медленно, так что уклониться несложно.
Погорельцы. Мутировавшие коренные жители, заставляющие вспомнить о Clive Barker's Jericho. Стрелять имеет смысл по уязвимым частям тела, которые выглядят как светящиеся опухоли. Дерутся они строго врукопашную, но бегают быстро. Эффективнее всего раскидывать их пинками или косить из тяжелого оружия. Замедление после пинка на погорельцев почему-то не действует.
Элитные солдаты из отряда Саррано. Появляются в самом конце, но по большому счету не особо отличаются от обычных дикарей. Вооружены автоматами, уклоняться от пинков и хлыста не умеют. Разве что здоровьем покрепче, а в остальном простое пушечное мясо.
Бронированные громилы. Игровые мини-боссы, поначалу встречающиеся поодиночке, затем со свитой, а под конец — и по несколько одновременно. Убиваются с трудом: сначала с них нужно сорвать броню (взрывчаткой или хлыстом после оглушения), а затем добить. Бывают вооружены пулеметами, «вышибалами» или даже дрелью. Пинки и хлыст игнорируют, но сами пинаются будь здоров.
Заблудиться в мире Bulletstorm невозможно. Игра вполне линейна, дальнейший путь всегда заботливо подсвечен. Концовка содержит очевидный намек на продолжение, но, пока оно не успело выйти, можно попробовать себя в прохождении уровней на время (с занесением в мировую таблицу рекордов) либо же в сетевом режиме.
Удачи на просторах Стигии!