После выхода Diablo за номером один конкуренты как очумелые начали штамповать армии клонов. Наши винчестеры стройными рядами посетили Revenant, Darkstone, Dungeon Siege и Sacred. Не отставали и отечественные разработчики. Величавый «Князь» на проверку оказался юродивым, передвигающимся исключительно на костылях и при помощи крепкого слова. Игры были разные — хорошие и не очень. Их было много...
Последние мегабайты медленно ложились на жесткий диск. Провайдер вряд ли обрадуется лишней сотне мегабайт. Переживет. Shareware-игра, получившая неплохие оценки на большинстве западных игровых сайтов, это как минимум интересно. Еще пара часов возней с оплатой... наконец-то полная версия активирована. С любопытством запускаю игру в надежде получить хоть какое-то удовольствие.
Кости, вилы и косы — вот национальное оружие гоблинов. |
В двух словах, Fate — копия Diablo с заимствованием удачных идей из Diablo 2 и с большим уклоном в rogue-like RPG. Есть деревня и ворота, ведущие в глубокие подземелья, где сидит злобный монстр, которого нужно убить, по пути набрав больше опыта и артефактов. Все.
Игра началась с создания персонажа. Где характеристики и умения? К чему этот маскарад с выбором внешности? Ладно, потерпим. Посмотрим, что ждет в самой игре.
Героя высаживают посреди деревни, чуть ли не с голым задом. Неплохое начало. Внимательно разглядываю картинку. Новомодных спецэффектов не наблюдается, полигонами тоже не избалована. В целом очень симпатично, хоть немного топорно. Вот со звуком подкачали. Актер, видимо, устал на основной работе — уборке офиса. Это списываю на shareware-корни.
Чуток побегав по территории и нахватавшись заданий, отправляюсь в подземелье, и тогда выясняется следующее. Все уровни генерируются заново при нажатии кнопки New Game. Сколько раз ни проходи игру, каждый раз будет что-то новенькое. Оружие и монстры тоже создаются в случайном порядке. Хотя в целом все прилично. Никто не собирается травить хилого героя чудищем поднебесного уровня.
Дракула, погоди! Тебя убьют не больно. Тем более тебе не привыкать. |
У подобного подхода есть свои плюсы и минусы. Постоянно меняющиеся локации и расположение предметов не дают заскучать при повторном прохождении. Недостатки тоже существенны. Генератор рисует карты с ловкостью сумасшедшего павиана. Никакой структуры и логики. Длинный-длинный коридор может закончиться тупиком. Переходы в подземелья часто стоят в двух шагах друг от друга. Можно половину уровня скучая бегать по коридорам, вскрывая сундуки и разламывая бочки... И в небольшом зале обнаружить разом всех монстров карты, собравшихся, не иначе, на отчетно-перевыборное собрание.
Покрутив пальцем у виска, плавно перехожу к изучению ролевой системы. Здесь авторы решили оторваться на полную катушку и позволили сотворить с героем что угодно. Все навыки и атрибуты доступны с самого начала. Они делятся по стандартной схеме. Магические умения плюс воинские. При этом нет никакого разделения на классы.
Вы можете создать мага, закованного в броню, или воина, который для компании призывает в бой парочку монстров. Любой навык и умение можно увеличивать без всяких ограничений. Лишь бы хватило очков развития, выдаваемых при повышении уровня.
Тщательно проштудировав ролевую систему и наметив схему развития персонажа, переходим к самому интересному. Боям. Сначала отказывают пальцы. Потом подозрительно скрипит мышка. Пройдя с пяток уровней, начинаю понимать, что простым забиванием противника не обойдется. Практически каждый монстр обладает иммунитетом к определенному типу повреждения и требует к себе повышенного внимания. Кто-то не любит копья и стрелы. Другие не переваривают топоры и мечи. Худощавые скелеты вообще не переносят молотов. Становится сложно и чертовски интересно.
Удовлетворенно зарубив 542 монстра, начинаю присматриваться к мелочам. В ходе наблюдения понимаю, что не все мечи и доспехи одинаково полезны. Каждый предмет различается по уровню качества (который, соответственно, влияет на характеристики). Часть вещей обладает волшебными свойствами. В некоторые можно встраивать магические камни, накладывающие полезные эффекты. Начинается охота за самыми редкими экземплярами. Теперь каждого монстра убиваешь с надеждой на достойное вознаграждение.
Прилично экипировав персонажа, с любопытством рассматриваю животинку, вечно бегающую следом. Лохматый друг не только помогает в бою, но и может самостоятельно продавать трофеи. Загружаю рюкзак награбленным и отправляю в деревню. Сам не спеша зачищаю местность и жду, когда любимчик вернется с деньгами. Потом битвы надоедают, и я решаю заняться чем-то успокаивающим. Рыбалка отлично подойдет.
На рыбалку в подземельях лучше без охраны не ходить. |
Ищу укромный прудик. Один замечен. Правда, вместо воды лава. Но удочка у меня импортная, поэтому не горит. Достаю рыболовные снасти и спокойно сижу у пруда. Пойманную рыбку скормил прибежавшему любимчику. От получившегося результата долго сидел и хлопал глазами. Маленький пушистый котик превратился в гигантского огра и начал лопать противников. Жаль, что рыбы хватило ненадолго.
Через какое-то время шок прошел. Начинаю заниматься рыбной ловлей в промышленных масштабах. Рюкзак набит рыбой, уже некуда складывать трофеи. Эксперименты над животиной продолжаются. Паучок. Тигр. Нечто непонятное. Хватить баловаться: неизвестно, до чего дойти может. Черт подери, он не хочет превращаться обратно. Доигрался. Судорожно скармливаю еще одну рыбку. Опять паук. Но в этот раз — не навсегда. Сколько раз говорил себе: читай характеристики рыбы, прежде чем кормить. На этот раз запомнил.
Внезапно душе захотелось чего-то неземного и таинственного. Получать удары острыми топорами по железной голове, знаете ли, не каждому понравится. Начинаю игру заново, но уже магом. Прикупаю балахон, волшебную шляпу, не менее волшебный посох, выучиваю парочку заклинаний и отправляюсь в подземелье.
Чтобы выжить, приходиться применять «тактику хитрого мага». Швыряние огненных шаров во все, что движется, и убегание от того, что движется. С ростом в уровне становлюсь все наглее. Вскоре монстры и я меняемся ролями. Убегают они. Это, наверное, потому, что я храбрый. Или потому, что за мной летает шесть громадных выверн, отгрызающих головы любому, кто подойдет ближе, чем на сто шагов.
Магия делиться на три школы: охранная, атакующая и призыва. Приятно, что я специалист во всех трех. Одно огорчает: книга заклинаний размерами напоминает записную книжку. Всего по шесть заклятий на школу. Роняя скупые мужские слезы, стираю все, без чего можно обойтись.
Пресытившись удачей в бою, начинаю подумывать о своей значимости. Тут и узнаю, что слава вполне осязаема. Известный персонаж получает доступ к героическим предметам. Слава повышается при убийстве редких монстров и выполнении заданий. Когда она достигает нового уровня, получаете дополнительные очки развития. На душе становится приятно. Я не только силен и храбр, но и известен. Если набирать популярность в боях не хочется, можно заплатить барду, и он сочинит песню про храброго парня. Новый хит моментально разойдется по стране. Остается только сидеть и слушать, какой я красивый и умный. Да, правильная реклама решает все.
Яростные зачистки подземелий изредка прерываю походами в деревню за лечебными зельями, оружием и новыми одеяниями. Местные жители выполняют практическую роль. Торговцы постоянно снабжают новым товаром. Правда, цены такие, что мне сразу захотелось сменить профессию героя на продавца. Сколько же они зарабатывают, когда больше половины вещей стоят под миллион золотых?
Остальные тоже не сидят без дела. Один обещал — наговор на оружие наложит. Отыскиваю его на кладбище. Интересно, почему здесь живет? Даю меч и плачу положенную сумму (между прочим, с шестью нулями). Что-то бормочет над клинком. Радостно потираю руки: сейчас получу мощное оружие. Чего?! Не получилось?! Деньги не возвращает. Ладно, плачу еще раз. Чего?! Все ранее наложенные чары пропали?! Да я за этот меч полмиллиона отдал! На землю ручьем льются скупые мужские слезы. Но я достаю кошелек еще раз. Плохие чары получились?! Меч проклят?! Теперь я понимаю, почему он живет на кладбище... где мой топор...
Все смешалось в узких коридорах. Где свои, а где чужие, понимаешь с трудом. |
Нечто подобное может произойти, если воспользоваться услугами волшебника. Чары накладываются случайным образом. Чаще всего выходят полезные, но могут и не очень. Дело рискованное, но того стоит.
Остальные жители с околосветовой скоростью выдают задания. Это очень приятно, что за убийство монстров вручают деньги. Хотя я их и так могу убить. За красивые очки и большие зубы. Но меня мучает вопрос. Чем не угодил мирной нежити гигантский единорог, живущий на 39 уровне подземелий? Слопал его бабушку и его самого? Хотя так ли это важно? Главное, деньги и опыт поступают рекой. Еще и славы прибавляется.
На большее можете не рассчитывать. Конвейер по снабжению героя работает идеально. Все для фронта, все для победы. Интересные задания? Непростые отношения? Побойтесь бога, вы, наверное, ошиблись дверью.
Наконец-то я добрался до 42 уровня и убил главного монстра. Дедушка у ворот похвалил и отправил в отставку. Все меня прославляют и кидают под ноги цветы. Уже и показываться на людях неудобно. Что дальше-то делать? Впрочем, у моего персонажа подрос малец. Его и отправим на подвиги. Новый монстр закопался еще глубже в землю. Пускай парень старается. А чтобы не ленился, отдам что-нибудь из добытых вещей. Дополнительный стимул будет... Бесконечная история...
Так в чем успех Fate? Можете не верить — он очень прост. Грамотная ролевая система, упор на взращивание персонажа, простая боевая составляющая (даже скажем, аркадная) и самое главное — генерация всего и вся. Подземелья, монстры, их населяющие, артефакты — каждый раз новые и находятся в разных местах. Именно это обеспечило бешеный успех Diablo, а некогда создало целый жанр — rogue-like RPG.
Пара часов игры... а что, интересно. Еще немного времени... великолепная вещь, даже не верится. Срочное письмо редактору с восторженным описанием. Очень много времени... завтра сдавать статью, а еще ничего не начато. Полундра! Как оторваться от этой заразы?!
Игрок крепко попадает на крючок. Желание получить новый уровень, чтобы стал доступен «вон тот симпатичный меч», цепляет так, что способно вырвать из вашей жизни приличный кусок времени, отведенный на сон, еду и развлечения. Игровой процесс не заставляет напрягаться. Знай щелкай мышкой, пока пальцы не устанут. Головной мозг находится в спячке. На смену заступает спинной. Постоянно меняющиеся локации не дают заскучать при повторном прохождении.
Все это есть в Fate. И даже больше. Заплатив 20 долларов за полную версию, я не разу не пожалел о сделанном. О потраченном времени. Сдохшей раньше срока мышке. 125 мегабайтах трафика. Бессонных ночах. Заброшенных делах. Голодной кошке... Ни о чем...
|
Награда |
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Рейтинги | журнала |