Представьте себе рубаку-воина с железными кулаками, готового в любой момент расквасить десяток-другой физиономий ради спасения человечества. Добавьте к нему троих таких же товарищей, способных пойти друг за другом в огонь, подземелье и другое измерение. Снабдите каждого из них магическими способностями всевозможного толка — ослабляющими, усиливающими, морозящими, ударными, маскирующими. Теперь перенесите компанию в современный Нью-Йорк, оденьте в костюмы на манер Человека-паука и укажите цель: ничто не устоит.
Магия мутантов
X-Men Legends 2: Rise of Apocalypse — боевик с ролевыми элементами, в котором команда из четырех героев спасает мир от очередной напасти с ярким именем Апокалипсис. Для описания игры лучше всего подошли бы непереводимые на русский язык оттенки слова action, к которым принято лепить бирку «ураганный»: все миссии в конце концов сводятся к уничтожению чего-либо — врагов или зловредных механизмов. Декорации не блещут оригинальностью мысли: цель действия — спасти человечество от порабощения, средства — кулаки и сверхъестественные способности. Отличие от стандарта в том, что главные роли исполняют мутанты, а место действия — разнообразные уголки современного (точнее, альтернативного ему) мира. В целом действие не слишком отличается от обычных командных сражений в фэнтезийных ролевых играх, только когти и кулаки успешно заменяют мечи и топоры, а генетические мутации — магию: даже полоска энергии ничем не отличается от такой же из Diablo (механизм применения способностей крайне близок к Freedom Force vs. The Third Reich и зависит от «энергии» персонажа).
Люди Икс всегда побеждают — то ли из-за непобедимости добра, то ли просто из-за численного перевеса. |
У X-Men Legends 2 крайне тяжелая наследственность: это консольная игра по известной лицензии. Казалось бы, судьба игры в том, чтобы быть навечно похороненной под тоннами насмешливой критики, но жизнь отклонилась от накатанного сценария. Разработчикам удалось то, что в последнее время стали считать почти чудом: игра сумела взять лучшее и от консолей, и от лицензии. Там, где должна была быть монотонность процесса игры, появился драйв, детали и точно выбранный жанр: командные сражения отражают всю суть мутантов.
Откровенно радует окружение: почти все объекты поддаются уничтожению, небольшие предметы вроде бочек годятся для того, чтобы поднять их и бросить во врагов. Дизайн позволяет по-разному проходить уровни в зависимости от команды, иногда мы перелетаем через преграды и обходим орды монстров, а иногда просто прорубаемся сквозь стены.
Правило родом из консолей: чем красивее удар, тем он действенней! |
От консолей X-Men Legends 2 достались боевые действия по уничтожению батальонов монстров. По сути, все действие происходит в лабиринтах, но уровни продуманы со знанием дела, а оформление не позволяет привыкнуть к одним и тем же стенам. Я не знаю лучше способа развеяться после тяжелого дня, чем приложить сотню-другую врагов о стены, забросать наступающих бочками, а остаток добить молниями или смертельными лучами!
Лицензия подарила игре богатство мира: десятки лет работы над легендой не могли пропасть зря. В игре встречаются десятки второстепенных персонажей и уникальных противников, которые могут похвастаться своей историей и часто состоят в родстве друг с другом. Виды монстров — жуки, роботы, монахи, воины, вовсе непонятные создания — не поддаются классификации из-за своего огромного количества, и многие из них требуют особой тактики (хотя, в конечном счете, против лома все равно нет приема). То же касается и оформления: герои вынуждены воевать в самых разных местах: от подвалов до храмов, от летающих платформ до просторов Египта. Способ применения лицензии во многом похож на «Ночной дозор», вот только баланса значительно больше, а неудобоваримого юмора меньше.
Достоинство лицензии от мутантов в том, что каждый герой индивидуален, и тактику для него приходится придумывать отдельно. Если соорудить такое в обычном фэнтезийном мире, потенциальные покупатели мигом запутаются в богатстве выбора и выбросят коробку с игрой в ближайшее окно, а тут можно с самого начала предложить на выбор полтора десятка персонажей, и никто не спутает Росомаху с Циклопом.
Клуб для нестандартных
Впервые комиксы про мутантов под названием «X-Men» от знаменитой компании Marvel появились в 1963 году. Поначалу они не были так же популярны, как «Человек-паук» и другие комиксы, но через десятилетие вошли в группу самых известных. За последующие годы вселенная прорвалась к зрителям неисчислимым количеством комиксов (как продолжений оригинальной концепции, так и разнообразных ответвлений), массой мультфильмов и двумя успешными полнометражными фильмами. Мутанты не собираются останавливаться: сейчас готовятся к разработке сразу три новых фильма: один описывает третью часть приключений команды Икс, а два других посвящены биографиям самых ярких героев (точнее, расширенному показу самых известных актеров).
В красивых декорациях и воевать приятно. |
Главная особенность серии комиксов про мутантов — широкие горизонты мира. Действие не сосредоточено вокруг главного героя: на Земле живут тысячи мутантов, и новая серия всегда может принести знакомство с новой жертвой генетической мутации. Впрочем, центральный персонаж все-таки есть — это профессор Чарльз Эксевиор (Xavier), мастер телепатии. Именно с него, его главного противника Магнето и его четырех учеников — Циклопа, Ангела, Ледяного человека и Зверя — начиналась история людей Икс. Профессор основал школу для мутантов, которая стала прикрытием для команды супергероев-спасателей «X-Men». Позже к команде присоединись многие другие герои, некоторые первопроходцы отошли на второй план, но вовсе не исчезли: зрители получили возможность следить за их судьбой. К примеру, Ангел — человек с крыльями — основал собственную команду, потерял свои способности, перешел на сторону зла, но потом восстал против него и помог людям Икс спасти планету.
Принято считать, что комиксы примитивны по своей природе, но известно правило: каждый видит в окружающем мире то, что хочет видеть. Комиксы — свободный жанр, не требующий сверхъестественных затрат: он позволяет экспериментировать, моделировать необычные ситуации, ставить героев в нестандартные положения. Во многом «Люди Икс» напоминают «мыльную оперу», продолжающуюся много десятилетий, где авторы свободны от проблем с актерами и вольны распоряжаться судьбами героев по своему усмотрению.
Мутанты получили способности разными путями — из-за генетических мутаций, вследствие военных экспериментов, с помощью старинных артефактов — но у каждого из них есть выбор, куда направить свой дар. Герои не застыли в одном моменте, постоянно спасая человечество, — они увольняются, начинают собственное дело, бросают все и увлекаются новыми делами, влюбляются и ссорятся, женятся и рожают детей. Даже положительные герои вовсе не «рыцари в белом» — они могут быть циничными, грубыми или обладать любыми другими недостатками.
Заслуга «Людей Икс» — в исследовании социальных механизмов по отношению ко всему нестандартному: как отнесутся обычные люди к полубожественным защитникам, необходимо ли спасать людей вопреки их воле, как поступит затравленный одноклассниками одиночка, получив огромные возможности? Злодеи ведь тоже бывают разными: одни хотят стать властителями мира, другие стремятся изменить человечество к лучшему в соответствии со своими взглядами, третьи просто плывут по течению. Авторы часто используют такой мощный инструмент в исследовании мира, как альтернативные вселенные или альтернативное будущее: мы можем узнать, как могло бы быть, если герои поступят так, а не иначе.
Гигант на плечах карликов
Идея передать управление мутантами читателям родилась в умах менеджеров из Marvel очень давно. За последние два десятилетия увидели свет не меньше трех десятков игр по вселенной X-Men, но ни одна из этих игр не стала хитом. Оценки большинства из них со странным для постороннего наблюдателя упорством стремились к абсолютному минимуму. Среди фанатов даже начали ходить слухи о проклятии, висящем над всеми играми по комиксам от Marvel, кроме «Человека-паука».
Улицы Нью-Йорка так же опасны, как и джунгли. |
Ситуация изменилась, когда за дело взялась компания Raven Software, которой принадлежат, между прочим, такие небезызвестные продукты игровой индустрии, как Hexen и Quake IV. Опыт в разработке по лицензиям также был, и на свет появилась первая игра про людей Икс, которую не стыдно было бы показать всему миру. X-Men Legends I вышла осенью 2004 года на большинстве типов консолей и всем понравилась: командные действия и ролевая система действительно стоят многого. История начиналась с классического сюжета: противоборства команды X-Men и приспешников Магнето.
Было решено не откладывать продолжение в пыльный ящик, и выход продолжения состоялся уже через год. Принцип «постройте паровоз в два раза больше, хорошенько обработайте напильником, и он полетит» оправдался на сто процентов, и мутанты храбро пошли навстречу платформе с самыми ехидными критиками — персональным компьютерам. Результат достоин похвалы: X-Men Legends 2: Rise of Apocalypse добились признания. Увеличения количества героев добились просто: теперь бывшие противники объединились против действительно плохих, тех, кто хочет поработить весь мир, и людей, и мутантов, не считаясь с ценой. Продолжение не предлагает новую легенду, а предлагает поучаствовать в классических приключениях команды, при желании несложно достать историю дальнейших битв с главным злодеем Апокалипсисом.
Дуэль Росомахи и Циклопа возможна лишь на тренировке — разработчики могли бы уделить ее организации побольше внимания. |
Конечно, консольные корни оставили свои следы на нежном теле игры. На протяжении игры на героя сыплется постоянный поток «extras»: призов с новыми картинками, обложками комиксов, подробностями о героях... Трупы врагов сразу исчезают, и, боже упаси, никакой крови!
Графика по своему качеству не шокирует, конечно, — выше консолей старого поколения не прыгнешь, но смотреть приятно, героя с врагом не перепутаешь, врага от табуретки всегда отличишь. Общее впечатление такое же, как и от Spellforce: кажется, и движок уже далеко не новый, и пиксели не такие, как в Half-Life 2, но, когда начинается действие, сверху бьет молния, летят волны огня, разнообразные лучи пронизывают воздух и сверкают искры от лезвий, забываешь обо всех недостатках. Звуки на высоте: без труда веришь, что многих персонажей озвучивали актеры из фильмов.
Главный бич всех переводов консольных игр на персональные компьютеры — управление — обошелся с X-Men Legends 2 вполне милостиво. Жалобы, конечно, есть, но они были бы в любом случае и для любых вариантов. Управление нельзя назвать неудобным, оно просто нестандартное, и нужно время, чтобы к нему привыкнуть. Единственное, что раздражает, — проблемы с управлением той тройки мутантов, что действуют сами по себе.
Спасает положение возможность переключаться между персонажами одной кнопкой: среди четверки мутантов нет главного, и игрок волен выбрать для управления любого из них (как и в Dungeon Siege II, например). Мои попытки управлять четырьмя воинами одновременно представляли особый интерес, жаль, никто не видел их со стороны, и они потеряны для истории.
Не обошлось без передергивания. Такое впечатление, что разработчики панически боялись сделать свою игру слишком сложной: ролевая система есть, но упрощена, усиливающая одежда для персонажей есть, но упрощена... Распределить характеристики можно автоматически, одной кнопкой (между прочим, самой большой на клавиатуре!). Впрочем, как гласит известный закон, «упрощать сложно, а усложнять просто»...
Вердикт прост: в своей весовой категории X-Men Legends 2 — чемпион. Любителям комиксов игра нужна обязательно, любителям активного действия на экране — крайне рекомендуется. Только не ищите элементов стратегии там, где их нет, ведь не ищут же акул в Азовском море — оно совсем не для этого.
Если бы директором был я... |
Я бы сделал уровень героя независимым от участия в миссиях. Опыт мутантов и так растет, даже если они ни разу не ударили противника: пускать мутанта первого уровня против монстров тридцатого было бы слишком жестоко, но этого недостаточно. Все персонажи индивидуальны в своих способностях, и иногда кажется: вот сейчас приглашу в команду ту девушку, и дела пойдут как по маслу. Реальность жестока: все преимущества новой тактики скрадываются отставанием дебютанта на пять-десять уровней. Чтобы догнать товарищей, мутанту-новичку требуется минимум три-четыре часа реального времени. В срочном развитии нуждается интеллект компьютерных помощников: нет, они совсем не тупые, но возможностей по их настройке явно недостаточно. Ничего принципиально нового не требуется — уже сейчас можно выбрать агрессивность поведения — но дело нужно довести до конца. Я отдал бы половину персонажей за возможность тонко объяснить своей команде ее обязанности: что делать в начале битвы, какую способность использовать в зависимости от количества врагов, с какой интенсивностью вызывать сверхъестественную силу. Ситуация, когда развитый для дальнобойной стрельбы персонаж в равной степени настойчиво и неудачно норовит припечатать врага пяткой по носу, только раздражает. Сюжету явно не хватает второстепенных ответвлений, и призом для пытливого исследователя должна стать не еще одна картинка «лицо персонажа, вид сзади», а новые детали истории. Кроме того, я бы расширил возможности игры вне основной кампании. Конечно, и сейчас в игре присутствует мультиплеер различных модификаций, но он — скорее дополнение к кампании. Идея добавлять режимы игры по мере прохождения и вовсе ужасна. |
|
Награда |
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Рейтинг | журнала | 75% |