|
На синем океане летит мой черный бриг — Бристоль, Марсель, Кейптаун, Торонто... Сто три меридиана пронзил его бушприт, И все — без капремонта... Ю. Ким |
Я сажусь за эту рецензию со смешанным чувством. Эмоции бурлят во мне, как атлантическая волна на антильских рифах. Мне вспоминается многое — мой первый абордаж и губернаторские труды, сияние луны, отраженной в море, и хриплые крики багов....
Воздух свободы
Флибустьерское синее море — один из символов свободы. Недаром же в советские времена каждый уважающий себя бард должен был написать хотя бы одну пиратскую песню (а большинство этим не ограничивалось).
Вот так устроена обучалка: гоняемся за публикой в порту и расспрашиваем, что они знают об управлении судном... |
Поэтому и игры про пиратов с подозрением и недоверием относятся к сюжету, норовящему загнать нас на торную тропу. Пират имеет право жить так, как ему хочется!
«Корсары III» — именно такая игра. Мы просто живем жизнью пирата; где-то в перспективе маячат разгадки тайн и должность вице-короля, но никто не гонит нас к ней за шиворот. Мы вольны всласть погулять по бушующим морям, взять на абордаж все, что движется, повыполнять миссии (или послать всех работодателей к Нептуну), захватывать города, затевать фехтовальные схватки и менять на своем корабле покрой парусов. Сюжет есть, но он чем-то напоминает носовую фигуру под бушпритом: если присмотреться — красивая, но никогда не заговорит с вами первой.
По правде говоря, в этом есть некое лукавство. Ведь в «Пиратах Карибского моря» (считается, что «Корсары III» отличаются от них именно большей свободой) вам тоже никто особо не мешал вести нормальную пиратскую жизнь и не торопиться с квестами. Другое дело, что квесты здесь как бы прячутся от вашего взгляда, чтобы не смущать — а это уже не совсем достоинство игры. То же касается и странного tutorial'а: бегать по городу и расспрашивать народ с буковкой i, горящей над головой, дабы получать куски информации об управлении игрой — далеко не самый удобный способ обучиться пиратским премудростям.
Одни ли мы во Вселенной?
За плавание в непогоду можно получить опыт, но порой оно заканчивается вот так. |
Самое интересное в «Корсарах» — это правила и законы, по которым живет мир. Кроме вас, в игре хватает других капитанов, которые возят грузы, воюют и как-то меняют окружающую действительность; порой они могут, например, перехватить у вас из-под носа миссию. Это то, о чем мечтали еще во времена первых «Пиратов», но до сих пор реализуют это робко; «Корсары III» сделали немалый шаг вперед.
К сожалению, вопрос о том, осталась ли ваша лихая авантюра незамеченной — иными словами, узнали ли власти о том, что вы ограбили корабль в открытом море — решается не «честным» путем, а случайным, при помощи параметра «Удача». Подход, в общем, понятный, но, как по мне, недостойный общего уровня проработки мира.
С другой стороны, реализм — тоже не всегда приятная штука. Вот, например, оружие... В принципе, понятно, что в какой-нибудь Мартинике не стоит ожидать свободной торговли пушками и мушкетами. Но в итоге вооружать команду довольно-таки неудобно. Да и не такие уж жесткие были в те времена законы по этой части, особенно — в Новом свете.
А вот то, что нельзя служить многим господам, как в сидмейеровской игре — пожалуй, правильно. Пират волен наняться к любой из четырех держав и завоевать для нее весь доступный мир (увы — очень небольшой; всего лишь Малые Антильские острова, Гаити, Ямайка да Пуэрто-Рико); но измена карается, и жестко.
Баланс
Cолнце красит нежным светом.... |
Игра в вольного пирата обычно весьма требовательна к балансу; ведь тут не спрячешь дыры за сюжетную линию. Как с этим делом обстоит в «Корсарах»?
В принципе — неплохо. Обнаружено, правда, одно сомнительное место: большой толпой можно брать на абордаж корабли без особого труда, даже если команда составлена из черт-те кого. Как утверждают украинцы, гуртом неплохо и батьку бить. Удастся увернуться от вражеских залпов — победил.
Несколько раздражает такая вещь, как бессмысленные предметы, «выпадающие» порой из противников. Можно собрать целую коллекцию одинаковых шпаг; солить их, что ли?
Впрочем, можем и солить: количество предметов в собственности героя не ограничено. Это и логично: на корабле хватит места...
Сильная сторона игры — экипировка корабля. Двух одинаковых судов в Карибском море, однозначно, нет. Можно варьировать тип и материал разнообразного снаряжения, и это само по себе весьма интересно.
Памяти Айвазовского
Еще не стемнело, но ходовые огни уже зажжены. |
Вы видели эти скриншоты? Между прочим, напрасно. Они и половины прелести не передают. На океанскую волну надлежит смотреть в динамике. Когда перед вами заколышется пена по отблескам светил — вы поймете, почему графика игры получила чертовски заслуженную десятку.
Конечно, в «Пиратах Карибского моря» движок был похожий. Но — не тот же самый, и разницу вы увидите легко. На палубах судов идет активная жизнь, великолепно удались эффекты при попадании ядер и бомб, огни на мачтах, бури и смерчи... Так и хочется снарядить отдельную экспедицию за скриншотами, бесстрашно врываясь на крошечном люгере в «глаз» урагана.
Суша тоже изрядно похорошела, в основном за счет освещения; правда, несколько подкачали анимации. Странноватая походка персонажей наводит на мысль о вреде, который причиняет здоровью ямайский ром. Но... мы ведь не по островам гулять прибыли? Чай, не Far Cry. Поэтому, отбросив предрассудки, бодро записываю графике «десятку».
Хриплые крики багов
Позвольте, а почему же ваш покорный слуга подходил к написанию этой рецензии не с законным ликованием, а «со смешанным чувством»? А потому, что... хотя игра у меня уже много дней, поиграть как следует я смог сравнительно недавно. И именно поэтому на форумах игры вместо криков «Виват!» можно услышать совсем другие крики.
Версия, в которой игра увидела свет, была, без преувеличения, чудовищна. В самый неожиданный момент она делала поворот оверкиль и оставляла вас без корабля и сохраненок на необитаемом десктопе. Со зловещим хрустом грызла записи партий. В общем, глумилась. Оперативно вышел патч... и сделал все еще хуже. Как вам понравится, когда вас берет на абордаж собственный корабль?...
Но — заявляю с глубочайшим удовлетворением — сейчас это уже дело прошлое. На нашем диске вы найдете патч 1.03, который делает игру достаточно стабильной и устраняет наиболее неприятные баги. Популяция шестиногих пока достаточно велика, но с ними уже вполне можно сосуществовать; только записывайте игру не слишком редко, ибо время от времени сохраненки по-прежнему гибнут. Но для того, чтобы доиграть до конца, этого может не хватить — некоторые сюжетные моменты глючат, так что, вполне возможно, вам придется-таки скачать с сайта «Акеллы» более актуальный экземпляр.
У «русификации» игры тоже странная история. Кто бы мне объяснил — почему наши разработчики сплошь и рядом справляются с русификацией собственных игр хуже, чем с переводом чужих? Только что персонажей наконец перестали именовать по-английски; но случайные встречи в море по-прежнему именуются дурацким словом «энкаунтер». Если это и придает игре пиратского колорита, то только по аналогии с пиратской локализацией.
Еще одно недоброе слово — в адрес интерфейса. Как и обещали, «консольность» удалось более-менее изжить, но вот всяческих странностей в нем все равно хватает. Например, настраиваются отнюдь не все кнопки, при переходе в плавание по карте почему-то сбрасываются паруса, и так далее. А на суше... Визит к торговцу превращается в целую миниигру: подойти вплотную к стойке нельзя, а купчина мечется в своем загоне, как тигр в клетке — поди подлови его «на пробел».
Конечно, здесь возможностей для управления куда как побольше, чем в Pirates, но все равно не могу не пожалеть о простоте сидмейеровского интерфейса.
Вот отсюда и оценка. За то, какой игра станет в конце концов, вероятно, «ордена» мало, нужна «корона». За то, какой игра предстала перед нами впервые, «ордена» совершенно точно много. Вот и ставим промежуточную оценку: игра еще «в пути».
Говорят, когда-то философа Анахарсиса спросили, кого больше — живых или мертвых? Он ответил вопросом: «А куда отнести тех, кто плывет по морю?»
Будем брать? |
|
Награда |
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Рейтинг | журнала | 72% |