Человек — это мост от обезьяны к сверхчеловеку.
Мост через бездну. В человеке ценно то, что он мост, а не цель.
Ф. Ницше
Прошло уже 60 лет с момента окончания Второй мировой войны. Но не стихают ее бои на экранах компьютерных мониторов. Боевики этой тематики сменяют друг друга, соревнуясь в исторической достоверности событий, правдоподобии моделирования оружия тех времен, безудержности авторской фантазии на тему «как это было» и «как могло быть». Среди игр о давно стихшей войне с фашизмом можно выделить два класса — «исторические», к которым с некоторыми оговорками можно отнести Call of Duty и Medal of Honor, и «альтернативные», то есть допускающие куда большие вольности по отношению к госпоже Истории. К таковым, без сомнения, относятся всенародно известные боевики Return to Castle Wolfenstein и Mortyr.
Ну что ж, полку «альтернативных» боевиков прибыло. Воронежская студия Burut Creative Team твердо решила сказать что-то новое в истории «сослагательного наклонения». Какое же «если бы...» привлекло внимание отечественных игроделов? В прицеле версификаторов оказалась некая таинственная экспедиция в Тибет, снаряженная на средства полумистической нацистской организации «Аненербе» и возглавляемая Эрнстом Шеффером. Что же понадобилось представителям Третьего рейха в далеком городе Лхаса? Именно на этот вопрос и отвечает сюжет игры «Восточный фронт: Неизвестная война». Шаг за шагом, теряя товарищей и уничтожая врагов, мы с вами пройдем кровавый путь от вопросов до окончательных ответов.
Чем заняться мертвецу в Германии?
Передо мной — ночная улица разрушенного войной европейского города. В руках у меня — ППШ, за спиной — винтовка Токарева с оптикой, рядом слышится напряженное дыхание боевых товарищей. От нас требуется совершить невозможное — проникнуть на военно-промышленный объект фашистской Германии.
Как сообщила разведка, ближние подступы к заводу, производящему таинственный препарат Т9, неплохо охраняются. Но нам нужна информация. Нам нужен тот, кто знает, где и что искать дальше. Поэтому — со щитом или на щите. Третьего не дано.
За поворотом — отрезок улицы, переходящей в площадь. В конце площади — укрепленные огневые точки. За ними — заводская стена, а в ней — дверь. Туда-то нам и надо. Резко сдаю влево, туда, где виднеется какое-то прикрытие из мешков с песком. Несколько коротких очередей — и встающие навстречу серые фигуры с «эрмами» в руках отлетают назад и сползают по стене. На земле — несколько гранат. Именно то, чего мне и не хватало.
Над головой ливень пуль — охрана вступила в бой. Пригибаюсь, беру гранату поудобнее, навесом швыряю ее в сторону вспышек впереди, за следующим укрытием. Взрыв и разлетающиеся ошметки.
Пулеметный огонь из дальнего гнезда уничтожает атакующих одного за другим. Эх, видно, такова судьба — товарищи щедро расплачиваются своими жизнями за секунды времени, отпущенные мне.
Перебегаю вперед, вижу какую-то трибуну. Похоже, именно отсюда бесноватые «наци» произносили свои речи. На этот раз демагогии не будет. Я к ней не склонен, да и аудитория не проявит понимания. Меняю ППШ на «токарева», ищу в прицел каску пулеметчика. Здорово мешает дульное пламя MG-42... Секундный перерыв (похоже, меняют ствол), лихорадочно ищу округлый силуэт вражеской головы. Вот он! Хлесткий звук выстрела, враг, нелепо взмахнув руками, валится навзничь.
Навстречу мне — подавляющий автоматический огонь. Но засиживаться нельзя, одна точно брошенная граната — и все, я не выживу. Сбегаю с трибуны, отправляю одну за другой три гранаты в сторону пулеметного гнезда. Пользуясь паникой, резко рву вперед, на дистанцию верного огня. Я уже ранен, но это не имеет сейчас значения. Обегаю заграждение, вижу несколько скудно освещенных фигур. Остатки содержимого диска правращаются в грохочущую очередь, тела врагов тряпичными куклами валятся друг на друга.
Все. Площадь чиста. Ждем саперов. Необходимо подорвать дверь в стене, чтобы попасть на территорию завода. Отбрасываю бесполезный теперь ППШ, поднимаю «Эрму». В патронах недостатка нет. Используя вражеские перевязочные пакеты, быстро привожу себя в порядок, собираю боеприпасы и гранаты.
А вот и саперы. Вэрывчатка заложена, несколько секунд томительной паузы, оглушительный взрыв. Вперед, в неизвестность предстоящего боя!
Предпосылки сюжета
Тема «сверхчеловека», несмотря на свою заезженность, продолжает тревожить умы сценаристов. Наш герой — именно такой «uber-Mensch», порожденный фантазией очередного маньяка-доктора. В отличие от классического типажа, этот доктор не претендует на мировое господство, а трудится не покладая рук во благо Третьего рейха и торжества арийской расы. Впрочем, подобная самоотверженность не придает ему симпатии в наших глазах.
Цель безумного доктора проста и незатейлива: воскрешение погибших солдат вермахта. Вроде бы и ничего особенного, но есть одна тонкость. Люди, пережившие, если так можно выразиться, смерть, обладают разнообразными сверхчеловеческими способностями. Вот тут-то и зарыта собака. Способности — это, разумеется, «зер гут», но неплохо бы и получить контроль над столь одаренными путешествием «туда и обратно» личностями.
Доктор Шеффер, несмотря на свою эксцентричность, разносторонне образованный человек. В его арсенале — и древние эзотерические знания об оживлении людей, и технологии под стать современным, и фармакология. Исследования приводят к объединению методик оживления, развития паранормальных способностей и подавления воли специальным препаратом Т9.
Игровой мир
Но вернемся к нашему герою. Он — явно «сырая продукция» с точки зрения создателя. Его способности нуждаются в развитии и улучшении. Поскольку судьба распорядилась так, что Карл Штольц вырывается из-под назойливой опеки персонала психиатрического госпиталя, его развитием и совершенствованием придется заняться нам с вами.
Игровой мир «Восточного фронта» предлагает для этого определенные средства и множество подходящих ситуаций. Но подробнее об этом — в руководстве.
Общая стилистика игры достаточно хорошо выдержана в соответствии с культурой фашистской Германии. Нацистская атрибутика и символика, интерьеры помещений, ландшафты местности — все это подчеркивает атмосферу историчности, пусть даже и альтернативной. Развилка событий ведь еще близка и не может вызвать сколь-нибудь серьезных изменений.
Каждый игровой уровень обладает своими особенностями. Нам предстоит побывать в психиатрическом военном госпитале, прогуляться по стратегически важному заводу, посетить военно-морскую базу, совершить побег из тюрьмы, некоторое время провести в подводной лодке, уничтожая вражеский конвой и отражая атаки пикирующих бомбардировщиков. Нам также доведется совершить отнюдь не мирную экскурсию по научно-исследовательскому институту «Аненербе» и взять штурмом укрепленный бункер, за бетонными стенами которого таятся ответы на многие вопросы.
Заглянем под капот
«Восточный фронт» разработан на основе второй версии движка X-Tend, известного по игре Kreed. Основное отличие новой версии — это так называемая «эмоциональная компонента». На мой взгляд, название не слишком удачное и не отражающее особенности X-Tend 2.0. Речь идет о системе «поощрений» за три выстрела в голову или три убийства ножом, произведенных за сравнительно короткое время.
Среди прочих особенностей X-Tend 2.0 разработчиками заявлены следующие:
система визуализации игровой сцены, использующая современные возможности DirectX 9.0;
пиксельные и вершинные шейдеры версии 2.0;
попиксельное освещение;
текстурирование с использованием карт среды;
бамп-маппинг и параллакс-маппинг на уровнях и моделях;
постэффекты;
динамические тени;
реалистичный алгоритм искусственного интеллекта противников;
объемные звуковые эффекты.
Хочется отметить еще несколько особенностей, призванных сделать игровой процесс реалистичнее.
Программная анимация гибких объектов
Движок обеспечивает программную анимацию травы, оконных штор, висящих проводов и веревок, паутины и т.п. Причем эта анимация привязана к игровым ситуациям. Так, например, ударная волна от взорвавшейся гранаты взметнет шторы на окнах, а идущий по траве персонаж заставит ее колыхаться.
Эффект контузии
При близком взрыве гранаты, даже если ее осколки прошли мимо, персонаж испытывает болевой шок. Это проявляется как графически (эффект смазанности и двоения изображения, смена положения камеры), так и аудиально (приглушение звука, характерный для контузии писк). Эффект длится некоторое время, после чего бесследно пропадает.
Графические фильтры
Их назначение — показать испытываемые персонажем эмоции. В некоторых ситуациях (как правило, боевых) слегка размывается изображение, изменяются его цвета, появляется эффект «шлейфа» от движущихся объектов.
Отражения на стекле
При определенных углах зрения, как и в реальности, оконные стекла могут отражать свет. Этот эффект добавляет реалистичности и позволяет иногда увидеть объекты, не находящиеся в поле прямой видимости.
Оглушение врагов
При нанесении повреждений врагам они могут падать и некоторое время не реагировать на окружающую обстановку. Если за это время их не убить, то они снова встанут и будут продолжать бой.
Индикатор попадания
Наконец-то этой полезной мелочью обзавелся и X-Tend. При попадании в вашего персонажа пуль или осколков по краям экрана появляются красные вспышки, приблизительно указывающие направление атаки.
Звуковое оформление игры выполнено весьма хорошо. Достаточно тщательно проработан эффект «направленности на источник звука», нет резких перепадов фона, заставляющих болезненно морщиться.
Впрочем, общую атмосферу реалистичных взрывов, выстрелов и прочих звуков давней войны несколько нарушает экспрессивная и излишне эмоциональная русская речь врагов-фашистов. Нет, я, конечно, понимаю, что Карл Штольц — урожденный берлинец и для него все сказанное должно быть понятно, но лексика и интонации персонажей несколько напоминают наивные фильмы времен перестройки о «разборках братвы».
Что же касается физики игрового мира, то она вызывает двойственные ощущения. С одной стороны, вроде бы и неплохо все проработано, но «невесомые» столы, стулья, ящики, бочки и другая утварь заметно портят общую картину. Да и неспособность героя подпрыгнуть выше собственных колен заметно раздражает в некоторых ситуациях.
Режим «friendly fire» — это, конечно, неплохо и иногда весьма удобно, однако тоже не добавляет игровому процессу реалистичности. Война есть война, и надежная спина товарища должна быть уязвима так же, как и ненавистная вражеская физиономия.
Не могу не отметить тот факт, что X-Tend 2 весьма неплохо справляется с просчетом большого количества физических объектов, имеющих место в игровых локациях. Так что если что-то сломано, то, где бы и сколько бы вы после этого ни бегали, разрушенный ранее предмет не восстановится.
Что мы имеем
В заключение — краткий итог. «Восточный фронт» — игра, отнюдь не претендующая на революционность, но достойная внимания. Ее сюжет хоть и избит, но скроен обстоятельно и добротно. В главном герое без труда просматривается личность, да и основные действующие лица также весьма колоритны и не напоминают «болванчиков для мебели».
Таким образом, моя рекомендация: побывайте в мире «Восточного фронта», и вы не пожалеете об этом.
|
Награда |
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Рейтинг | журнала | 85% |