Перед нами — не заставка: через пару секунд эта красавица ринется в бой. |
Опять этот чертов коп! Девке-то хорошо, она вообще шустрая. Ударила по газам, срезала по встречной, только ее и видали. А я снова влип. И рожа, рожа-то у него какая довольная! Ухмыляется. Поймал, знать, опасного нарушителя. Эх, пройтись бы по этой роже монтировкой... И баба с ним — та еще штучка, ишь, стоит, держит на прицеле, будто я сейчас с обрезом выскочу и палить начну. Он себе разглагольствует, а она все за кобуру держится: чтоб знал, значит, и рыпаться не смел...
Дальше — понятно. Сейчас он наговорится, а потом выволочет из машины и мордой в асфальт. Руки, как положено, за спину, щелкнут наручники, и поволокут меня, как животное, в ближайший участок. Ох, нравится им это дело. Силу свою чувствуют. Им все можно. В протоколе потом запишут: дескать, на диалог не шел, оказывал сопротивление... И не возразишь, ведь они — Закон.
Но нет. Звук рации — Господи Всевышний, ты есть! — вызывают. Вызывают поганых копов куда-то далеко и срочно... Ну и катитесь. Сегодня мой день. А напоследок, — ах, как же без этого?! — ублюдок с видимым удовольствием провел-таки острым краем ключа по борту моей красавицы... Медленно, по всей длине. Какой, все-таки, мерзкий звук. Ладно, проглочу, все равно на днях в автосервис собирался.
Он меня еще узнает.
Оптический трюк
Давайте ненадолго отвлечемся от любых мелочей и попробуем взглянуть на игровую серию Need for Speed как можно шире, а потом снова сузим взгляд, к тому моменту уже точно зная, куда смотреть.
С самого начала серия NFS не претендовала на реалистичность. Пожертвовав массой второстепенных деталей, разработчики заострили внимание на чистой, незамутненной скорости.
Ей не должно было мешать ничто. Никакой системы повреждений, изменяемой геометрии, дорогостоящего ремонта или потребности в заправке. Местные автомобили сделаны из титана, а в качестве топлива сжигают воздух. А если еще точнее — вакуум, потому как аэродинамика тут не предусмотрена, и гонки, судя по поведению машин, проходят в безвоздушном пространстве.
Те, кто застал жанр автогонок на заре его зарождения, наверняка сейчас вспомнят Lotus: The Ultimate Challenge. Принцип, составлявший основу его геймплея, прекрасно прижился в серии NFS. Главное, к чему стоит стремиться — скорость, а худшее, что может произойти с игроком — потеря скорости. И задний бампер лидирующего автомобиля, и бетонная опора моста, все это — враги скорости, способные отнять драгоценные километры в час. Причем если в Lotus были хотя бы автозаправки, то Need for Speed решительно отделался даже от них, возведя идею в наивысшую степень.
Но была у медали и обратная сторона. Так, всюду, где фактологическая достоверность не мешала игровому процессу, она выдерживалась до мельчайших подробностей. Если, допустим, та же Trackmania предлагает разъезжать на машинах, более нигде в мире не встречающихся, то специалисты из Electronic Arts максимально точно воспроизводят реально существующие авто. Одна игра серии — Need for Speed: Porsche Unleashed — вообще ограничила автопарк одной маркой, зато в скольки моделях!
Наконец, последняя фирменная деталь — сюжет и то, что с ним неразрывно связано. Канва сюжета построена на одном единственном понятии — «нелегальность». Сценарная часть Need for Speed повествует о приключениях уличного гонщика, который априори вне закона, но нисколько не грустит по этому поводу. Наш герой — хулиган и задира, и каждое правонарушение впрыскивает ему в кровь очередную порцию адреналина. Даже в тех частях, где полиция поголовно отправилась в долгосрочный отпуск (к примеру, недавний NFS: Underground 2), дизайнеры трасс всеми силами подчеркивали асоциальность происходящего, непрестанно заставляя сносить заборы и расшвыривать штабеля нужных кому-то ящиков. Но этого все равно оказалось мало: наибольшего успеха в итоге достигли те части игры, где полиция несла исправное дежурство.
Итак, «Жажда скорости» — подчеркнуто аркадные гонки. Яркие, азартные и увлекательные, с легким хулиганским уклоном. В этом их суть, и в этом их основная прелесть.
На ювелирных весах
Что ж, давайте теперь посмотрим, что же представляет собой Need for Speed: Most Wanted... Исторически он восходит к NFSU2, всецело эксплуатируя движок предшественника. Казалось бы, в свете сомнительной славы Underground 2, ничего хорошего ждать не приходится... Но нет! Хотя изменения и не были кардинальными, но скальпель разработчика (иначе тут и не скажешь) совершил несколько абсолютно точных взмахов, отсекая все то, что так резало глаз в прошлой части. Дабы не быть голословными, давайте пройдемся по ним поименно.
Лучший друг и злейший враг в одном кадре... |
Физика
Та область, где баги — не грех, а преступление. Ведь игра-то, чай, не симулятор паровоза, здесь ценна каждая доля секунды, а малейшие «чудеса» в поведении машины на трассе способны в миг довести до бешенства. И как назвать ситуацию, когда автомобиль, зажатый соперниками с двух сторон, вдруг ни с того ни с сего свечкой взмывает вверх, так, что только звонкого «Чпок!» не хватает? Или когда ваше авто при разгоне вдруг цепляется носом за несуществующую преграду и кубарем летит вперед, неистово вращая фарами? В последний раз я наблюдал такое в NFSU2, и, конечно, с недоверием отнесся к продолжению игры. Много часов, потраченных на самые изощренные издевательства над физическим движком, дали однозначный ответ: физика в Most Wanted — честная.
Искусственный интеллект
Ах, какому изощренному унижению мы подвергались в NFSU2! А все из-за одной забавной особенности компьютерных соперников. Стоит только обогнать их, как они прибавляют скорость и всеми силами стараются поспеть за игроком. А если вдруг получилось отстать — дружно сбрасывают обороты и подтормаживают, чтобы не лишать гонщика шансов на победу. Как трогательно! Действительно, а вдруг он расплачется? Перед глазами невольно встает картина, наверняка знакомая каждому из вас: дедушка, выгуливающий во дворе трехлетнего карапуза, убегает от него, а несмышленый малыш изо всех сил топает следом. «Ой, бегу-бегу», — игриво кряхтит старичок, непрестанно поглядывая, чтобы преследователь не отстал. В играх, где есть хоть грамм состязания, так делать недопустимо — это тяжелейшее оскорбление для игрока.
Ради интереса я когда-то провел в Underground 2 простой опыт: взял да и не стал трогаться с места на кольцевой трассе. Какое это было зрелище, когда спустя добрые шесть минут мимо чинно проползли именитые гонщики! К этому моменту их обогнал бы уже и асфальтовый каток. Компьютер-то вычислил, что я отстал на целый круг, и изо всех сил старался подарить мне обещанный «ураганный геймплей».
А вот аналогичный трюк в Most Wanted не проходит и близко. Пристроившись сразу за лидером, я проехал круг и засек время, когда он миновал контрольную точку. Две минуты, плюс-минус секунда. Потом повторил заезд, гордо оставшись на месте. Спустя минуту пятьдесят семь секунд мимо почти синхронно пронеслись два автомобиля, нисколько не стесняясь стоящего на старте «гонщика». NPC действительно соревновались друг с другом, изо всех сил стараясь победить! А я для них — один из соперников, не более.
Вот так сюрприз: очередная соперница — довольно-таки милая восточная девушка. |
Красоты неописуемые
Тюнинг — зверь зловещий и очень нахальный. Особенно для тех, кто в какой-то момент вдруг понял, что без лилово-бурого азотного выхлопа и автомобильных спойлеров игру ему не пройти. Это я все еще про Underground 2. Пресловутый «визуальный рейтинг»! Каждая деталь оценена пристальным глазом экспертов, которые четко установили: золотистая неоновая подсветка вдвое краше зеленой. И бог с ним, что моделей двигателя буквально пара штук: главное — карбон, на худой конец — стильные наклейки на капоте. Ясное дело, чем больше, тем лучше.
Признаться, я тогда поспешно решил, что это конец, а прекрасная серия умерла, полностью изойдя дешевым потом от визуальной косметики.
Но Most Wanted все расставил на свои места, удовлетворив как любителей тюнинга, так и тех, кому ближе к телу сухая производительность (вроде меня). Да, визуальные улучшения есть — ставьте, на здоровье. Но не на заказ, не от унылой безысходности, а на личный вкус. И если вам кажется, что одни диски гармонируют с общей композицией гораздо лучше других — вы в своем праве.
Графика
Казалось бы, все ясно. Игра, вышедшая позже, закономерно использует более современные графические технологии, и, если в ряды дизайнеров не затесался опытный саботажник, оказывается лучше предыдущей. В нашем случае, конечно, так и есть, но помимо чисто технического совершенства, можно отметить и еще пару деталей.
Во-первых — видеоролики. Могу представить, сколько труда было вложено, чтобы настолько единообразно, органично и качественно совместить трехмерные модели с видеосъемкой. Живые актеры (а главное — актрисы!) соседствуют с автомобилями настолько естественно, будто или первые родились в 3D-Studio, или вторые недавно сошли с конвейеров Lamborghini. Получилось великолепно, даже придраться не к чему.
Во-вторых, за рулем наконец-то появился водитель. Казалось бы, какая мелочь, но... Нет, пожалуй не буду ни в чем убеждать — просто поиграйте и сравните разницу в ощущениях. Для меня она оказалась очень существенной.
Посторонись! Не видишь — я спешу?!. |
Сюжет и сценарий
Самая, пожалуй, неоднозначная номинация. Ну не за нее обычно любят гонки, и все тут. Но... Давайте все же вспомним, какие события имели место в NFSU2? Что происходило между строк, пока главный герой тягался в скорости с местными фаворитами? Помните? То есть как — и вы нет? Я, по правде говоря, тоже не помню.
Некий сценарий все же был. Изредка он, содрогаясь в конвульсиях, издавал неровное журчание из телефонной трубки или сваливался на голову SMS-кой. Но кто, кого, куда?.. Проходя игру, я худо-бедно в нем сориентировался, но прошла пара дней, и в памяти не осталось ровным счетом ничего.
Но не таков Most Wanted! Сюжет уверенно заявляет свои права на внимание, начинается еще в заставке и постепенно, не торопясь переходит в игру. Вводя игрока в курс дела, он иногда дает немного порулить, а потом вновь отбирает микрофон, чтобы продолжить историю. О ужас! — подумалось мне. Неужели между каждым заездом мне предстоит выслушивать трехминутную вводную? И снова я не угадал. Убедившись, что игрок уже «в теме», неведомый рассказчик тотчас отпустил его на волю, чтобы напомнить о себе лишь в редких промежуточных роликах.
В чем смысл такого хода? В том, что игрок-то, фактически, делает все то же самое, но уже понимая, зачем и почему. Он уже невольно вживается в какую-то роль, без малейшего ущерба для всего остального. Пожалуй, можно констатировать: в Most Wanted впервые появился хороший сюжет, не только с умом придуманный, но и абсолютно правильно поданный.
Финальный аккорд
Ну что ж, самое время забыть о сравнениях, и добавить пару слов о чертах, свойственных самой игре, вне связи ее с предшественниками или аналогами.
На старт! Внимание... |
Что составляет базовый геймплей? Конечно же, упоительные правонарушения, имеющие целью добраться до верхней строчки рейтинга самых разыскиваемых уличных гонщиков. Всего их в списке пятнадцать, и, побеждая одного из лидеров, мы занимаем его позицию, ступенька за ступенькой приближаясь к первому месту. А там — самый злобный, самый асоциальный и бесноватый тип, одолеть которого — дело хулиганской чести и священный долг по отношению к прекрасной даме.
Параллельно мы, конечно, совершенствуем свое авто, навешивая на него функциональные или сугубо эстетические элементы. Каждая победа над участником рейтинга открывает новые улучшения, а право на состязание добывается ценой нескольких первых мест в заездах с менее известными оппонентами, плюс серией прочих наказуемых деяний.
По ходу дела растет не только статус (точнее — анти-статус), но и уровень разыскиваемости. Все больше сил и средств тратит полиция на поимку дерзкого водителя, и все на большие ухищрения приходится идти, силясь отделаться от очередного «хвоста». Десятки автомобилей, заслоны, вертолеты — вся эта груда враждебной техники служит единственной цели: догнать, прижать к обочине и доставить в отделение. На помощь приходят особые локации, позволяющие обрушить перед носом у преследователей груду хлама, а также потайные закоулки, где можно спрятаться и переждать до лучших времен.
Несмотря на увлекательные состязания на трассах (кстати, помимо прочих, с нами снова «гонки на вылет»), бегство от полиции — одно из самых азартных занятий в игре. Добавьте к этому живой полицейский эфир, причем напрямую связанный с ходом погони и поиска, и вот, вы уже имеете какое-то представление о том, как играют в Need for Speed: Most Wanted.
Говорят, что над всеми четными играми серии NFS висит проклятие. Уж не знаю, как там дела с мистикой, но это правило еще ни разу не подводило: очередной проект от Electronic Arts — блестящее тому подтверждение. Хорошо хоть, что номер — нечетный.
|
Награда |
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Рейтинг | журнала | 91% |