Игроку предоставлена полная свобода: выделять и посылать бомбардировщики на цель, бросать бомбы лично, а то и отстреливаться из турели, если нужно будет. |
Цветком вишни белеет
На фоне стальных кораблей
Одинокий «Ямато».
(неизвестный автор)
В это воскресное утро над изумрудными островами простиралось чистое и свежее гавайское небо. Лишь несколько маленьких облачков настойчиво цеплялись за вершины холмов. Где-то далеко шла война, и немцы рвались к Москве. В Вашингтоне японское посольство билось над переводом одного очень важного документа. Вся юго-восточная Азия готовилась к вторжению японцев.
Даже на этом мирном с виду острове вовсю шла незаметная работа. Самолеты тщательно охранялись, летающие лодки были выставлены подальше от берега, чтобы не достали диверсанты. Бдительные эсминцы даже утопили что-то мелкое и недружественное на подходах к стоянке кораблей. Но воскресенье есть воскресенье — моряки должны отдохнуть на берегу. И кому какое дело до того, что это за далекие крестики показались в небе над Перл-Харбором.
Пушка... Они заряжают пушку... Зачем?
Так началась война на Тихом океане. Мы знаем про нее не так уж много — Перл-Харбор, камикадзе, Хиросима. Кто-то вспомнит еще Ямамото, Мидуэй. Но что за канал был Гуадал, знают лишь те, кто всерьез интересуется историей войн на море. А ведь тихоокеанская война была уникальной по своим масштабам. Огромные флоты сражались за клочки суши среди тысяч километров морских просторов. Гигантские линкоры бороздили моря, и сотни самолетов устремлялись навстречу друг другу с аэродромов и палуб авианосцев. Это была не столько война больших батальонов и мощных оборонительных линий, сколько шахматная партия с многоходовыми комбинациями, тонким планированием, хитрыми задумками, разменами крупных фигур и глупыми «зевками».
По понятным причинам отечественные разработчики не спешили воплощать войну на Тихом океане в играх. Так что дебютный проект студии «Леста», морскую стратегию «Стальные монстры», можно смело назвать первой российской игрой на эту тему.
Но как мы станем ёжиками, филин?
Описать игру в двух словах непросто. Лучше всего прибегнуть к сравнению: представьте себе лоскутную карту Rome: Total War, только не в пошаговом режиме, а в реальном времени: медленно двигаются по карте фигурки армий, постепенно строятся улучшения в городах, капают деньги в бюджет. Вот армии встретились, и загрузилась тактическая карта. Легионы ринулись в бой, зазвенели мечи, грохнули пушки главного калибра, застрекотали пулеметы «Зеро» (это я немного забежал вперед). Все просто и понятно? Да.
Модели техники выполнены на высочайшем уровне. Впечатление портит дерганая анимация. |
А теперь представьте себе, как по нажатию клавиши вы вселились в легионера, этакого простого центуриона Марка Слонобоя на острие атаки — теперь ваше дело не раздавать команды, а махать мечом, разя подлых германцев направо и налево. Или обернуться слоном Ганнибала, протаптывающим дорожки в манипулах. Или лично встать за баллисту. Взять лук и подняться на крепостную стену. Одним словом, как вам нравится идея — на время слезть с императорского трона и нюхнуть виртуального пороха?
«Стальные монстры» дают игроку эту возможность. Стратегическая карта — сотня регионов, десятки ключевых точек-баз, ресурсы, отстройка инфраструктуры, постройка кораблей и самолетов, научные исследования. Можно проскочить всю войну на автобитвах, экономя время, занимаясь лишь обустройством баз и раздачей команд символическим фигуркам кораблей-самолетов, ползающим по карте Тихого океана.
Можно в стычки (самые важные или все подряд) залезать лично. К сожалению, понаблюдать за высадкой десанта не выйдет — сухопутной техники в игре нет, кроме стационарных сил ПВО и береговой артиллерии. Да и команд им отдавать нельзя — стреляют сами как могут. Ваша вотчина — море и небо. Под вашим началом корабли от линкоров и авианосцев до эсминцев и транспортников, субмарины, истребители, пикировщики, торпедоносцы, бомбардировщики (B-29 Superfortress есть в комплекте), ракеты и управляемые бомбы. На вершине научных исследований терпеливого игрока ждет оружие возмездия — атомная бомба у США и бактериологическая у Японии. Все это хозяйство летает, стреляет, взрывается, бомбит и наносит всяческий вред и ужас.
Рыцари тысячи островов
Этот японский бомбардировщик уже не доберется до наших кораблей. |
Уровень авиасимулятора — самый зрелищный! Именно для него в игре предназначены модели техники, под завязку набитые треугольниками. В режиме тактики из игровых красот хорошо видны разве что пейзажи и самые крупные линкоры; самолетики оборачиваются мошками, и только индикаторы — цветные ромбики — не дают потерять их в чистом небе.
Но стоит сесть в самолет лично, как все меняется. Бой — вокруг тебя. Чудеса на виражах, враг в перекрестье прицела, трассы по всему небу, разрывы зенитных пушек вокруг и вражеские корабли, которых обычно слишком много на одну торпеду. Впрочем, нехватка торпед — не проблема. Самолет можно в любой момент вернуть назад в объятья ИИ, чтобы выбрать другой или оставить искусственного пилота «за рулем», а самому сесть за турель, отпугивая от своего бомбардировщика вражеских летчиков бесконечным боезапасом. Вид с места летчика по умолчанию от третьего лица, но при желании можно забраться под фонарь, включить режим слежения за целью и даже нырнуть в открытый бомболюк, где висят рядком бомбы, а внизу проплывает живописный Хоккайдо.
Локхид P-38 «Лайтнинг» — именно эти самолеты в 1943 году помогли ликвидировать Ямамото. В игре можно попытаться спасти адмирала. Или наоборот — зависит от того, какую сторону вы выберете. |
С кораблями все попроще и не так интересно — на мостик нас не пустят, и главный калибр лично навести на врага не получится. Пустят только за зенитные пушки и пулеметы, да и то, если они есть в наличии и не поломаны.
Хорошо, конечно, лично сесть в «Зеро» и с криком «Банзай!» впечатать машину в борт эсминцу. Но возникает вопрос — как реализована в игре симуляторная часть?
Чтобы летали и не падали
В стратегическом режиме легко запутаться, если сразу не собрать все силы в несколько крупных флотов. |
Конечно, это не «Ил-2». Физика полета в «Стальных монстрах» аркадная и условная, хотя «малый комплект симулятора» все же есть. Поддерживается джойстик (не без багов — энергичные маневры иногда игрой «проглатываются»). Обозначено сваливание, можно крутить виражи и петли. Видом «из кабины» лучше не пользоваться — режим от третьего лица и удобнее, и симпатичнее, особенно если повертеть камеру вокруг самолета в поисках эффектного ракурса. Проблем с прицеливанием нет — бегающий перед самолетом крестик наглядно покажет, куда полетят пули. Если до вражеского самолета полкилометра и меньше — еще один крестик покажет нужное упреждение. Швыряться с высоты бомбами легче легкого — стоит открыть бомболюк, как внизу по земле (или воде) начинает бежать желтый прицел. Совместите его с палубой корабля, и гостинцы упадут морякам на головы с ювелирной точностью. Торпеду издали бросить так, чтобы сразу в яблочко, уже не выйдет. Придется подлетать к кораблю на бреющем очень близко — так, как это было в реальности.
Для желающих странного есть даже возможность лично загнать самолет на палубу авианосца или посадить его на аэродром — при том, что в режиме тактики вопрос решается одним лишь щелчком мыши.
«Камикадзе нам снес половину хитов!»
В игре нет способа сидеть в самолете и одновременно следить за ходом боя (не говоря уже о том, чтобы отдавать команды своим). Конечно, это не сильно мешает воевать, так как ИИ вполне способен выбрать себе цель и линию поведения самостоятельно. Но контроль теряется все равно, так что чаще всего есть смысл лично включаться в бой лишь ненадолго и в самых критических ситуациях.
Бодро и очень интересно выглядит режим симулятора. Но он растет из тактического режима и преодолеть его ограничения не может. Модель повреждений — вот больное место игры. Говоря коротко, ее нет. И корабли, и самолеты, и пушки, и даже здания имеют лишь шкалу HP в процентах. Для зданий это даже естественно — дом вполне может быть разрушен наполовину или на треть. Но убывающие проценты в морском бою немного удручают. Корабль — сложный механизм, в котором может поломаться много чего, — сведен лишь к трем полоскам: здоровье, топливо, боеприпасы. Есть только две уступки реалистичности: хорошо побитый корабль перестает стрелять, а снаряд может «критануть», попав в оружейный погреб. Однако не исключено, что система повреждений появится в дополнении — разработчики на это прозрачно намекают.
Вверх и вниз
Американский конвой нарвался на неприятности. Кстати, у японцев точно такие же транспортники — отдельную модель для них решили не делать. |
Многим было бы проще смириться и с процентами, если бы корабли выглядели чуть-чуть реалистичнее. Пусть вас не удивляют эффектные стальные громады на скриншотах. Да, корабли отлично смоделированы, хорошо раскрашены и убедительно выпускают огонь и дым при выстрелах. Вот только двигаются они немного несуразно. Крупный авианосец или линкор поворачивается на одном месте, может мгновенно притормозить, пропуская эсминец, и снова дать полный ход с места в карьер. Примерно так же себя ведут игрушечные кораблики в тазике, управляемые твердой рукой ребенка. Подсознательное чувство, что размеры «Ямато» — несколько сантиметров от носа до кормы, мало способствует ощущению причастности к сражениям стальных громадин.
Подвел и звук. «Бюджетная» музыка, невыразительные перестрелки, блеклые голоса актеров (особенно досталось камикадзе — их печальное и жалостливое «банзай!» нельзя слушать без слез).
Стоит выкрутить звук на нет, и впечатление от игры сразу же улучшается. Ночные сражения, звездное небо, силуэты кораблей над мерцающим морем. Самолеты, задумчиво летящие боевым строем над островом, форма и рельеф которого в точности повторяют реальность. Жаркие схватки над облаками и печально падающие в море горящие обломки. Следы пузырьков от торпед, медленно, но верно настигающие вражеские корабли. Немного схематичные, но все равно очень подробные города, заводы, нефтехранилища, казармы и аэродромы — что вы построите на стратегической карте, то появится и на тактической — привет из Rome: Total War. Высокие зеленые холмы, возвышающиеся над гаванями. И мои корабли, которые тщетно пытаются обстрелять врага прямой наводкой сквозь холм.
Первая скоростная заплатка, которую разработчики выпустили перед самыми новогодними праздниками, исправила очень много мелких и неприятных ошибок игры, усилила стратегический ИИ и добавила много новых возможностей. Но ошибки остались — в основном это проблемы несовместимости с отдельными видеокартами, падения игры в тактическом режиме и недоработки тактического ИИ (так, например, пикировщики и по сей день не хотят заниматься своими прямыми обязанностями).
Сотни миль океана, и по вечерам — бой
Победить Америку или поставить на ноги Японию в режиме кампании. Спасти Ямамото или отразить налет на Перл-Харбор в режиме миссий. Создать собственное сражение и посмотреть, что будет, если стравить десять авианосцев.
То, что получилось у «Лесты», действительно можно назвать «три игры в одной»: серьезная стратегия, строгая тактика и захватывающая аркада. Замысел «Стальных монстров» был очень смелым для дебютной игры, и игра удалась. Ее не стоит путать с серьезными морскими и авиационными симуляторами — она проще. Ей не помешает еще пара заплаток, у нее есть слабые места (тот же звук), но посмотрите вокруг — есть ли у нас и вообще в мире игры с такими же возможностями?
Чу! В окошко влетели «Зеро», покружились вокруг люстры и нащебетали мне, что следующая игра «Лесты» будет посвящена морским сражениям современности или даже недалекого будущего.
Давным-давно, в далеком океане... | |
Очень необычным способом разработчики из «Лесты» поднимали интерес российских игроков к «Стальным монстрам». Ни для кого не секрет, что для многих из нас война между японцами и американцами — такой же темный лес, как для американцев Сталинград и Курская дуга — загадочная, неизвестная, чужая война. Разработчики выступили в своеобразной роли культуртрегеров, собирая и выкладывая на официальном сайте проекта steelmonsters.com информацию о войне на Тихом океане. Исторические справки, статьи, информация о технике, самолетах, кораблях, о знаменитых асах и командующих, о боях, победах и поражениях — это «ликбез» для тех, кто до этого никогда не интересовался тем, что же происходило в Юго-Восточной Азии во временном промежутке между Перл-Харбором и Хиросимой. |
|
Награда |
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Рейтинг | журнала | 80% |