Немногие в девятнадцатом веке предвидели, что наступит двадцатый.
Станислав Ежи Лец
Люди (известны также как «создатели») — раса биологических существ, участвовавшая в создании Полигона. Недостатками людей были постоянная необходимость в органическом питании, ограниченный срок существования, низкая прочность физической оболочки. Все эти изъяны не позволяли людям двигаться к главной цели всех существ — Совершенству.
Достоверные сведения о людях не поступали уже много тысяч дней. Известно, что они столкнулись с мощным врагом и были вынуждены отступить. Возможно, раса людей уже не существует. Истории о людях не должны волновать нас, механоидов: есть цель, к которой мы все должны двигаться. Мир устроен мудро: пока каждый из нас занимается своим делом, Полигон развивается на своем великом пути.
(Из неофициальных наставлений юному механоиду)
Доброе утро, последний герой
Механоид — искусственный интеллект в форме небольшого летательного аппарата. Механоиды живут на Полигоне — специально обустроенной планете, где они могут торговать, охотиться, воевать. Первоначально этот мир был создан людьми для подготовки самостоятельных боевых машин, но со временем электронные создания осознали себя и стали развиваться самостоятельно.
Накал битвы не пройдет незамеченным. |
Местные средства передвижения больше всего напоминают фантастические машины из первого эпизода «Звездных войн». Соревнования с участием юного Анакина Скайуокера — вот духовный предок полетов в мире Полигона. Ракеты, бомбы, лазерные пушки и мины дополняют картину.
Главный герой — один из механоидов, возвращенный к жизни после долгого существования вне известного мира. Создатели приготовили для него особую миссию, способную изменить сущность всех разумных машин. У него те же исходные данные, что и у собратьев, но совершенный разум позволит ему быстро развиться и взять под свой контроль окружающих.
Полигон состоит из нескольких связанных областей, в которых живут механоиды. Каждая область представляет собой имитацию участка земной поверхности, по которой распределены добывающие установки, перерабатывающие заводы, производственные и ремонтные базы. Механоиды за вознаграждение перевозят ресурсы от одной базы к другой, обеспечивая всю производственную цепочку. Валютой служат энергетические единицы, позволяющие починить летательный аппарат, купить новую пушку или усовершенствовать двигатель.
Не все механоиды согласны на мирную жизнь: многие охотятся на сородичей, получая прибыль от пиратства. Между любителями силовых решений часто случаются битвы за сферы влияния. Некоторые искусственные организмы не проявляют склонности к труду и пытаются подобрать трофеи чужих побед.
Время от времени у системы возникают дополнительные потребности: базы предлагают выполнить дополнительные задания за повышенную плату. Миссии могут быть самыми разными: уничтожить опасного пирата, доставить письмо за ограниченное время, найти редкий ресурс, провести разведку, защитить транспорт.
Главному герою предстоит с помощью целенаправленного развития заработать себе капитал, улучшить летательный аппарат и распространить свое влияние на других механоидов. Пути к успеху могут быть различными: охота, торговля, специальные миссии и так далее. Жизнь будет проходить в постоянных полетах и битвах с недружественными представителями механической жизни. Растущее влияние позволит связаться с разумом высшего уровня и совершить то, что раньше было невозможным.
Место для шага вперед
С первого же взгляда ясно: первые «Механоиды» вернулись. Впечатляющая графика, подправленный интерфейс, усовершенствованная клановая система позволят ветеранам Полигона вновь насладиться стремительными битвами и заработать огромные состояния. Ошибки первой части исправлены и уже не будут мешать освоению мира. Новые области предлагают свежие впечатления и необычных врагов, сюжет открывает неожиданные стороны знакомых персонажей...
Первое впечатление обманчиво. Стержневое изменение, трансформировавшее систему кланов, во многом меняет процесс игры.
Первая захваченная база стала домом. |
За время, пока главный герой отсутствовал, появились другие механоиды нового типа, известного как «пятое поколение». Отличительная особенность поколения — разум, дающий значительное преимущество перед недалекими механоидами прошлых модификаций.
Новые механоиды воспользовались своими способностями и разделили мир на сферы влияния. Кланы, созданные по профессиональному принципу, исчезли: власть получило молодое поколение. Простые воины потеряли право выбора, теперь принадлежность к клану устанавливается насильно. Кланы соперничают между собой за механических особей и базы. Цель главного героя — захватить большинство областей и подчинить конкурирующих лидеров.
Чтобы захватить пустующую базу, необходимо доставить на нее определенное количество дружественных механоидов. У лидера клана две возможности привлечь на свою сторону искусственный интеллект: заплатить ему или привезти на базу в «голом» виде, то есть без летательного аппарата. Как добыть «мозг» противника, понятно без лишних слов. Удержать под своим контролем базу можно, постоянно снабжая ее необходимыми ресурсами.
У вас не возникло впечатление, что игра стала экономической стратегией? Это было бы неизбежно, если бы кланы состояли из людей, но у разумных машин другая логика. Человеческое общество основано на том, что одни люди передают другим свои обязанности: искать еду, защищаться, искать убежище. В мире роботов такой подход невозможен: начальник здесь не может руководить.
Полигон — мир сладостей в витринах запертых магазинов. Лидер клана обладает абсолютной властью, но его подчиненные не способны понять его приказы. Несколько простых инструкций — атакуй врага, лети за мной, защити меня, убей себя — предел возможностей местного руководителя.
Странные механизмы — гордость разработчиков. Жаль, восстановлению они не подлежат. |
Лидеру клана приходится лично решать большинство проблем, возникающих при экспансии. Заводу не хватает сырья? Летим к добывающей установке за дефицитным ресурсом. Слишком мало соратников в клане? Дадим взятку или устроим охоту на подчиненных врага. Конкуренты не отдают зоны влияния? Устроим охоту на подчиненных врага. Низкий рейтинг? Устроим охоту на подчиненных врага. Нужно захватить еще один завод? Устроим охоту на подчиненных врага.
Несмотря на развитие экономики, жанр игры не изменился: по-прежнему главную роль играют воздушные бои с конкурентами. Цели другие, но средства те же — фанаты не будут разочарованы. Агрессивное поведение теперь стало вдвойне выгодным: из самого несчастного противника первого уровня может выпасть дорогая установка или даже целая коллекция ценностей. Иногда в поисках сырья для завода приходится нападать на первого встречного и возить на завод его останки.
Основной экономический сюрприз в другом: главной ценностью стали механоиды. Порой в груде полезных и не очень ископаемых, оставшихся от подбитого врага, приходится выискивать шарик с искусственным интеллектом и в случае успеха радостно лететь домой. Взорванный враг — потенциальный союзник, а месть и предательство просто не изобретены.
Как только мы отвлекаемся от дел клана, возникает риск через пару часов застать клан в глубоком кризисе. Пока клан развивается, приходится находиться рядом с ним: лидерство дает больше обязанностей, чем привилегий. Если угодно, герой вступил во взрослую жизнь, завел семью... К счастью, существует рубеж, за которым можно не беспокоиться: власть уже не исчезнет. Свобода дается только тем, кто достоин быть свободным!
Алюминиевые огурцы
«Война кланов» настолько необычна, что ее трудно оценить. Абсолютное большинство игр предлагает игроку роль человека, и автоматически от противников ожидается человеческая логика. Даже в таком насквозь механизированном мире, как Scrapland, все персонажи сделаны по образу и подобию человека. Игрок может принимать самые фантастические формы, но его поведение подчиняется человеческим нормам.
Считается, что моделировать реальный мир гораздо проще, чем придумывать собственный. Часть истины в этом есть — правдиво нарисовать человеческое лицо значительно труднее, чем изобразить летящего робота — но в каждом деле свои проблемы. Опыт подтверждает сомнения: образованные с нуля миры не часто становятся популярными, обычно требуется какая-либо аналогия с обществом homo sapiens.
«Механоиды» дают редкую возможность ощутить себя кибернетическим организмом в мире искусственных интеллектов. Приходится действовать, как машина, чувствовать, как машина, мыслить, как машина. Для успеха требуется ломка шаблонов, небольшой сдвиг мышления. Говоря словами знаменитой песни, нужно научиться «сажать алюминиевые огурцы на брезентовом поле».
Особенно интересно наблюдать за социальными отношениями в среде машин. Идея общего совершенствования в электронных умах сильнее инстинкта самосохранения, зато принципы выполнения приказов находятся в зачаточном состоянии. Результат — подобрать аналоги местного общества в человеческой истории крайне трудно. Понять логику местных жителей удается не сразу, зато потом играть становится значительно проще. Думаю, было бы не слишком сложно написать диплом по социологии на столь богатом материале...
Ситуацию осложняет то, что сами механоиды не вполне освоились в условиях новой клановой системы. Раньше все было просто: торговцы возят, охотники воюют и так далее. Нынче типичный «тяжеловоз» может преподнести неприятный сюрприз в виде лазерных выстрелов с тыла, а тяжеловооруженный воин при этом будет флегматично летать вокруг необычного цветка.
Нестандартная концепция не позволяет подходить к «Войне кланов» со стандартной линейкой. Как, простите, оценить искусственный интеллект врага, если он глуп из концептуальных соображений?
Так теперь выглядит пустыня: шаблоны ломаются на каждом шагу. |
Игра стала достойным хранителем традиций первой части, кроме того, исчезла куча «крошек в постели», постоянно мешавших комфорту. Простой пример: теперь рядом с базой можно стрелять! За выстрелы в «безопасной зоне» нас уже не разделяют на хаотически распределенные молекулы, а просто вежливо предупреждают. Виды от первого и третьего лица одинаково удобны и предлагают разные преимущества: появляется мечта о втором мониторе.
Новая клановая система оставила двоякое впечатление. С одной стороны, она интересна, необычна и во многом меняет надоевший процесс игры. С другой стороны, координировать действия десятков подчиненных всего двумя рычажками получается плохо, так что экономического симулятора из «Механоидов» не получилось.
Разработчики придерживаются принципа, что управление должно быть непрямым. К сожалению, в «непрямом управлении» оказалось слишком много непрямого и слишком мало управления: действия наших соратников слишком похожи на хаос.
Главный недостаток в том, что у «политико-экономического» развития фактически нет альтернативы: чтобы двигаться по сюжету, нужно захватывать мир. Конечно, наши цели на этом не заканчиваются, но время от времени полеты напоминают не развлечение, а упорную работу. Мы потеряли немного свободы, взамен получив социальный статус и удобство. Равноценна ли замена? Рассудят кошельки покупателей.
Ближайший брат по разуму «Механоидов» — Ex Machina: тот же разветвленный мир, та же торговля, та же охота на врагов. Впрочем, многим наверняка понравится одна игра и не понравится другая: разница примерно та же, что и между научной фантастикой и фэнтези.
Ближе всего игра оказалась к легендарным «Вангерам»: странный мир, дороги, войны в стиле «сам за себя» не могли не показаться знакомыми. Общее у двух симуляторов техники — своеобразная логика, ставящая непосвященных в тупик. Разница тоже ощутима: там, где у «Вангеров» была безудержная фантазия и жесткая ирония, «Механоиды» убийственно серьезны и классичны: компьютеры, знаете ли, не умеют шутить.
Говорить о сюжете отдельно от атмосферы, стиля, предыстории мира бесполезно. Повороты в жизни героя больше всего напоминают приемы из литературы киберпанка (дух «Матрицы» то и дело выглядывает из-за углов). Впрочем, стилистика «Механоидов» астрономически далека от миров, где царят электронные наркотики, транснациональные корпорации и полуразрушенные мегаполисы. Страхи о войне машин и человека не оправдались: люди оказались попросту неинтересны компьютеру. Игра переносит в новый мир, где нужно думать и менять себя, чтобы победить.
«Механоиды 2» могут считаться первопроходцами жанра киберхиппи на наших компьютерах: под голубым небом над зелеными лугами разумные машины ведут неспешную борьбу за всеобщее единение разума. Очень хочется, чтобы эти машины стали счастливы.
Need for flight |
Вслед за «Войной кланов» к нашим компьютерам подбирается новый представитель знакомой вселенной — «Механоиды: гонки на выживание». Никакой экономики, никаких кланов, никаких денег: только рев моторов и безумная скорость. Знакомый мир Полигона предложит совсем иные цели: теперь наши «стальные птицы» будут соревноваться в скорости на специальных трассах. Резкая смена жанра всегда интересна для любителей игр. Иногда такие эксперименты удачны, как это было с «Дюной», иногда заканчиваются полным провалом (нельзя не вспомнить многострадальный X-Com). Судя по всему, поклонники должны быть довольны: уже сейчас скорость и динамика служат фирменными знаками для SkyRiver Studios. Есть основания надеяться, что ожидание не будет долгим, ведь основа для гонок уже готова. Графический движок начала 2006 года вполне способен подарить нам адреналин высоких скоростей, остается добавить красивое оформление, идеи и подправить баланс. С балансом, кстати, дело может оказаться не так уж и просто: скажите на милость, какой прок от грузовых монстров в состязаниях на скорость? Зачем нужны тяжелые пушки, если противника не догнать? Впрочем, это не главная проблема. Причиной неудачи может оказать ключевая особенность «Механоидов» — призрачная связь с миром людей. Главная сложность для создателей спортивных симуляторов — призы для участников: часто приходится довольствоваться лишь моральным удовлетворением. В Need for Speed любитель скорости получает удовольствие уже от управления знаменитой «Феррари», а в фантастическом мире приходится искать другие награды. Успех новой игры зависит именно от того, как разработчикам удастся решить эту проблему. |
|
Награда |
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Рейтинг | журнала | 80% |