На твой вопрос, друг Барбикен, я отвечу так: если миры могут быть обитаемы, значит, все они или населены, или раньше были населены, или будут населены со временем.
Ж. Верн «С Земли на Луну прямым путем за 97 часов 20 минут»
Ойй... Как болит голова. Обо что же это я так треснулся? И вообще, где это я, что это за комната, обитая красным бархатом, с металлическими иллюминаторами? И почему она круглая? И где все? И главное, кто я?! Нет, я это так не оставлю! Клянусь честью во что бы то ни стало раскрыть все эти тайны, или я не Мишель Ардан, великий путешественник, совершающий первый в истории человечества полет на Луну!.. О, ну, это уже кое-что...
Voyage: Inspired by Jules Verne — классический квест с панорамным движком и загадками, которые не раз заставят вас вспомнить серию Myst. Да, вы будете разгадывать головоломки и собирать из подручных средств механизмы, но не спешите строить гримасы. «Путешествие на Луну» не назвать жертвой поточного производства. И тому есть ряд причин.
Атмосфера на Луне
Так как квест от первого лица, это редкий случай увидеть Мишеля Ардана во всей красе. |
«— Друг мой, — сказал Барбикен, — если на Луне есть жители, то они, конечно, появились на свет на сотни тысяч лет раньше нас, потому что сама Луна, несомненно, старше нашей планеты. А если эти жители существуют уже сотни тысяч лет... то они уж наверное не только давно изобрели все, что придумано нами, но даже и такие вещи, которые появятся у нас только через несколько столетий.
— Однако, дружище Барбикен, если они так же умны... то почему же им до сих пор не пришло в голову попытаться завести сношения с Землей? Почему они не запустили лунный снаряд на Землю?
— А кто тебе сказал, что они этого не сделали?»
Жюль Верн не тускнеет от перечитывания, и, перечитав его очередной раз, разработчики из Kheops Studio решили, что и от игры он потускнеть не должен. Тем более что человечество знает удачные попытки «игровизации» его произведений. Положим, «Путешествие к центру Земли» (Journey to the Center of Earth) не было шедевром, но снискало свою долю славы и любви. Кстати, именно из-за него игра Journey to the Moon — именно так ее хотели назвать изначально — сменила имя на Voyage: Inspired by Jules Verne. На этот раз разработчики перечитывали сразу два (впрочем, вполне последовательных) произведения французского писателя: «С Земли на Луну прямым путем за 97 часов 20 минут» и «Вокруг Луны».
Как вы помните, американская наука «пушкостроения», достигшая во время Гражданской войны в Соединенных Штатах невиданного размаха, привела председателя пушечного клуба Импи Барбикена к дерзкой мысли — почему бы не построить пушку, с помощью которой можно было бы достичь Луны?
Сценаристы изучили эти две книги, взяли из них атмосферу и предысторию и построили на них игру. И — больше ни слова о литературе: для сюжета самой игры не использовано ничего из исходного произведения.
Во-первых, капсуле отважных путешественников в этот раз таки суждено опуститься на Луну. Но не все смогут отпраздновать победу. Очнувшись в капсуле на лунной орбите — с этого, собственно, и начинается игра — и стряхнув временную амнезию, вызванную перегрузкой во время полета, Мишель Ардан обнаруживает, что друзья и соперники Николя и Барбикен мертвы. Почему? Если верить посмертной записке Барбикена, непримиримые противники пожертвовали собой во имя друга — кислорода в капсуле едва хватит на одного. Но можно ли ей верить?
Кстати, помните Диану? Здесь она тоже не раз будет упомянута. Нет, не собака. Диана — загадочная дама, которая, судя по всему, была готова предложить свою любовь обоим соперникам за право ступить на Луну и встретиться с селенитами. Если они существуют. Говорят даже, они когда-то прилетали на Землю и обучили людей письму.
А дальше начинается и вовсе очевидное-невероятное. Как вы помните, рассмотрев спутник Земли поближе, отважные исследователи не нашли там следов атмосферы, на которую так рассчитывали. Но здесь она есть! Правда... днем. Ночью кислород от холода замерзает, переходит в твердое агрегатное состояние, что влечет за собой стремительную гибель флоры, которой некуда спастись. Зато утром, когда газы испаряются, восстановив атмосферу, растительность так же стремительно разрастается вновь.
Луна, признанная ученым советом из трех друзей необитаемой, при ближайшем рассмотрении (для этого вам предстоит пройти через ряд мини-игр: скажем, добыть кислород или избавиться от лишнего груза на борту — чтобы успешно прилуниться) оказывается очень даже густо населена. Это нелепое синее многосуставчатое существо мы уже где-то встречали, это оно семафорило нам с той стороны монитора, когда мы разглядывали интерфейс.
И... как будто мы где-то еще встречались? Ах, да — разработчики заменили мозговые извилины на рожки (четыре штуки) и сгустили синюшность, но характерная форма черепа, выпуклые глаза и общая истощенность создают недвусмысленную аллюзию на аборигенов совсем другой планеты — героев фильма «Марс атакует» Тима Бертона. Ход на фоне ностальгии по Жюль Верну откровенно неудачный, особенно если вспомнить, что фильм задумывался как суровая пародия на фантастические блокбастеры. Впрочем, это чуть ли не единственный стилистический сбой в игре.
И при этом, что удивительно, это, несомненно, воплощение того самого «Полета на Луну», которым мы зачитывались в детстве. На этой Луне есть атмосфера — это атмосфера произведений Жюль Верна, в ней главная прелесть игры. На пороге интерфейса нас встречает — это несомненно, он — веселый и немножко безумный Мишель Ардан. Он стучится к вам с той стороны монитора и радостно говорит: «Ага!», уходит, возвращается, поскальзывается на чем-то и добродушно посмеивается над собой, пока вы разбираетесь с интерфейсом игры. Последний, надо сказать, прост, предельно интуитивен, и придумать что-то лучшее довольно сложно (и надо ли?).
Я б в механики пошел...
Вскрылся еще один факт расследования. Мишель, как и обещал Жюль Верн, протащил на борт капсулы петуха, чтобы разыграть друзей. |
«— ...Приведись нам только вернуться назад, мы уж, конечно, привезем с собой новую, скрещенную породу «лундогов», которая произведет страшнейший фурор.
— Если только на Луне водятся собаки! — заметил Барбикен.
— Разумеется, водятся, — уверенно заявил Мишель Ардан. — Там водятся и лошади, и коровы, и ослы, и куры. Держу пари, что мы найдем там кур.»
Дел на Луне вас ждет уйма. Не сравнить с предыдущей игрой Kheops по Жюлю Верну — «Возвращением на Таинственный остров».
Придя в себя, темпераментный француз, конечно, дает страшную клятву во что бы то ни стало раскрыть тайну гибели друзей. Его успехи на этом пути собираются под кнопкой «Расследование». Они напомнят вам 16 игральных карт, которые открываются одна за другой — в произвольном порядке — по мере обнаружения вами новых фактов по «лунному делу». Если вам понадобилось освежить память, вы в любой момент можете к ним обратиться. Обнаружение нового факта сопровождается «гравюрной» заставкой, что сразу погружает нас в атмосферу жюльверновского XIX века.
Вот это я понимаю — вид из окна! |
Чтобы успешно прилуниться, нужно привести в порядок дела в капсуле, выкинуть все лишнее, умудриться в процессе не задохнуться — ну, и, конечно, удачно посадить летательный аппарат. Вид на Луну, кстати, впечатляет реалистичностью и составляет контраст остальной намеренно мультяшной графике.
На Луне научно-исследовательские потребности Мишеля будут удовлетворены в полной мере: он будет налаживать отношения с аборигенами, изучать селенитскую письменность, покроет себя славой лунного мичурина, ринется в лунную химию и кулинарию, а также станет специалистом в области лунных механизмов.
Бережно взлелеянную атмосферу игры приятно дополняет нелинейный сюжет. Разумеется, цель у вас одна — установив контакты с селенитами, вернуться домой, так что и финал один, но идти к нему можно разными путями. Есть, конечно, обязательные участки, без которых вам не двинуться дальше, но остальные инопланетные подвиги вы вольны совершать в любой последовательности. Вы можете развивать свои таланты в инопланетной кулинарии, а можете осваивать чудеса местной химии или чинить механизмы. Здесь хочется помянуть недобрым словом многочисленных Mуst'овых предков, где шаг вправо-влево не считается побегом потому, что бежать решительно некуда.
Да вас и вообще никто не гонит домой — можете провести там всю жизнь, заниматься сельскохозяйственной генетикой и кормить аборигенов фруктовым рагу местного производства. Правда, до тех пор, пока вы не найдете способ вернуться, они не поверят, что вы разумны. Но этот маленький недостаток нисколько не омрачает им удовольствие от вашего присутствия.
Селенитские растения — все, как одно, вредоносные — пакостят каждое по-своему, но все очень красиво: захлестывают щупальцами, лязгают челюстями и испускают удушающие газы. В свободное время шевелятся и вздыхают. Вообще селенитские растения, в отличие от земных, живут очень насыщенно, с активной жизненной позицией и личными проблемами. Селениты выращивают пять основных сельскохозяйственных культур, каждая из которых дружественна двум другим, в отношении третьей проявляет себя как хищник, а последней — как жертва. Все это в игре не просто так, так что придется поднатореть в психологии местных растений. Зато у них плоды вкусные. Если правильно приготовить.
Еще одно приятное нововведение в «мистообразное» существование — торговля. Если у вас закончились идеи, к чему можно приспособить сломанное ружье, вы можете его продать, а если неоткуда взять нужный агрегат, его можно там же купить. Иногда деньги можно найти буквально под ногами, а порой с ними так же ни за что придется расстаться — ведь что это за социум, где не приходится давать взятки? Впрочем, при некоторой изобретательности можно и не давать.
Гуманизм — это благородно
«— Я это предвидел, дорогие друзья, — продолжал Мишель. — Скажите только слово, и к вашим услугам будут и шашки, и шахматы, и карты, и домино! Недостает только бильярда!
— Как? — удивился Барбикен. — Неужели ты захватил с собою все эти пустяки?
— А то как же! — ответил Мишель. — И не только для собственного развлечения, но и для снабжения ими лунных ресторанчиков.»
В путешествии вы встретитесь со множеством мини-игр на время или реакцию, проигрыш в которых грозит Мишелю смертельным исходом: вы будете вместе с первым космонавтом искать источник кислорода, собирать щелочь в условиях невесомости, перепрыгивать через колоссальные пропасти и так далее... Проигрыш, как правило, грозит вашему герою смертью, но это не повод нервничать, судорожно сохраняться и долго загружаться после гибели — если «фокус не удался», вы возвращаетесь к стартовой точке игры. Иногда при этом можно передумать и пойти другим путем, а порой надо все-таки собраться и решить задачку.
Интересно, что такой «облегченный» способ решения активных задач нисколько не уменьшает интереса к ним. Не беспокоясь о том, что все ваши труды в результате случайной гибели могут пойти прахом, вы будете скакать с утеса на утес с детским азартом. Что очень разнообразит игру, так как отвлекает от скрупулезного подбора деталей, продуктов, цветов и всяких прочих закономерностей, как и положено в квесте такого типа.
Если же прыжки по скалам все равно не вдохновляют — не огорчайтесь, это не надолго. Набив, так сказать, ногу, Мишель скоро будет скакать автоматически, без вашей помощи.
К числу гуманных элементов игры стоит отнести и деликатные подсказки. Вам не дадут выбросить в космос ни сковороду («Но мне же нужно что-то есть!» — обиженно скажет Ардан), ни виноградную лозу («У меня такое чувство, что мне это еще пригодится», — намекнет он), и, потратив много часов на игру, вы не окажетесь перед необходимостью начинать все сначала из-за забытой отвертки.
С другой стороны, вам не дадут таскать с собой, скажем, мешок консервов. Три предмета каждого наименования — максимум, который вам разрешат засунуть в сумку, а больше, по моим наблюдениям, и не понадобится.
Каждый предмет сопровождается кратким описанием его назначения — можете заглянуть туда, если ваши изыскания зашли в тупик. Если предмет — плод селенитского растения, там же вас ждет краткий экскурс в местную ботанику — из естественнонаучных соображений.
В пути Мишель встретит массу интересных вещей, нужных и не очень, и, если обстоятельства не будут вынуждать ученого выкинуть их за борт, он, конечно, не удержится от искушения взять все с собой, особенно если это всякая селенитская экзотика. Все это надо куда-то рассовать. Рюкзак содержит в себе 12 отделений, в каждом — блок из 18 (6x3) ячеек. И, хотя всю первую часть игры вас будет преследовать ощущение, что игровое пространство завалено уймой хлама, все, что вам потребуется, вы разместите «в кармашках» без труда. А строгое структурирование инвентаря позволит быстро находить нужное.
Я был на Луне
«— Вы совершенно правы, Барбикен, — согласился Николь. — К тому же заметьте, что когда мы доберемся до Луны, то за долгие лунные ночи мы вдоволь успеем наглядеться на земной шар, где копошатся нам подобные.
— Нам подобные? — переспросил Мишель Ардан. — Они теперь такие же нам подобные, как и жители Луны — селениты. Ведь наш снаряд — новый мир, населенный только нами одними. Над нами и вне нас человечество кончается; мы трое — единственные жители этого мирка до той самой минуты, пока мы не превратимся в обыкновенных селенитов.»
Смотрится игра отнюдь не хуже Myst 5: End of Ages, чьи панорамные пейзажи считаются одними из лучших. Луна выглядит естественно, а дизайнерская задумка (растения, интерьер подземных построек) впечатляет новизной и проработкой деталей. Это не копирование, а поиск своего пути. Но вот движения несколько портят впечатление — анимация инопланетян резковата и выбивается из общего ряда.
Ну не любят разработчики селенитов. Луну — любят, а селенитов — не очень... | ... зато в растения они явно вложили всю душу. |
Звучит игра отлично. Актеры подобраны грамотно, особенно хорош Мишель — если не считать стилизованных «гравюрных» заставок, мы можем видеть его только в меню на входе, но зато его голос не оставляет нас в игре ни на секунду. Великий путешественник комментирует свои находки, отдувается, избежав опасности, и радуется, слопав вкусное селенитское рагу. Фоновое сопровождение не отвлекает от игрового процесса, но доводит не раз уже помянутую атмосферу игры до пронзительного совершенства..
В целом — игра располагает к себе даже тех, кого от слов «pixel-hunting» начинает бить нервная дрожь.
«Путешествие на Луну» — за короткое время пятая по счету работа Kheops Studio в этом жанре. Стиль разработчиков узнаваем в каждой из них, и в этом есть свои плюсы и минусы. Порой, собирая механизмы методом последовательного перебора деталей, чувствуешь некоторое «дежа вю» и ловишь себя на мысли, что это не штучно-уникальная «Сибирь». С другой стороны, эксплуатация жанра, что нетривиально, увеличивает глубину игры от проекта к проекту — «Путешествие на Луну» отличается от «Тайны Забытого острова» заметно больше, чем Syberia от Syberia 2, и дело тут не в том, что для «Путешествия» выбрана другая тема.
В «Путешествии» активно проявились черты детектива; если игрокам понравится, разработчики собираются развить идею. Серия локальных открытий, не требующих линейного прохождения, вносит в игру дополнительный азарт.
Что очень важно, загадки «Путешествия» логичны. Вовсе нет нелепых действий вида «угадай, что имел в виду разработчик». К примеру, если вы задыхаетесь, вам надо не танцевать джигу и не ходить по канату, а найти способ обогатить воздух кислородом. Порывшись на полках, вы без труда обнаружите хлорноватокислый калий (для близких знакомых — бертолетова соль), который при нагревании выделяет искомый газ — «по способу Рейзе и Реньо», как, собственно, и советовал французский писатель. А если по капсуле в момент невесомости разлетелся гидроксид натрия, не стоит петь мантры, лучше его собрать — причем не ремнем и не консервным ножом, а канистрой с воронкой, после чего Мишель заткнет отверстие пробкой.
Это баг: между прочим, в локализованной версии при наведении курсора на емкость с щелочью вы получаете сообщение, что это двигатель. Какое-то время я в растерянности пыталась представить себе принцип работы такого механизма, пока не вспомнила, что Жюль Верн предлагал использовать едкий натр для очистки воздуха от углекислого газа.
Таким образом, загадки — не барьеры на пути игрока, а часть сюжета. А значит, к предыдущим достоинствам игры можно смело добавить реалистичность — и с полным доверием к происходящему прогуляться по Луне.
И, я уверяю, при очередном комментарии Мишеля Ардана у вас не раз ностальгически защемит сердце, даже если вы вовсе не сентиментальны — все-таки нечасто возникает возможность вернуться в детство и так достоверно «влезть в шкуру» великого французского путешественника.
|
Награда |
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Рейтинг | журнала | 80% |