Спортсменка, комсомолка и наконец — просто красавица!
«Кавказская пленница»
Многие разработчики в погоне за славой и деньгами пытаются придумать что-то новое в уже устоявшемся жанре, изменить многолетнюю концепцию. В первую очередь в штыки это воспринимают фанаты. Если при этом еще и изменения не в лучшую сторону, то к возмущению фанатов добавляется игнорирование со стороны остальных игроков.
Оборотная сторона медали — изготовление следующей игры по шаблону. Несмотря на то, что фанаты останутся, остальным это быстро надоест, и серия опять-таки окажется на грани забытья.
Но тут перед глазами — совершенно новый пример! После долгих мытарств в поисках чего-то нового и необычного, когда казалось, что серия уже умерла, — вдруг неожиданное возвращение к тому, с чего все начиналось. И правильно в названии игры нет порядкового номера. Просто написано: Tomb Raider: Legend. Легенда вернулась, едва ли не самый знаменитый персонаж компьютерных игр снова на коне! Точнее, на веревке над пропастью.
Итак, перед нами седьмая история про неугомонную Лару Крофт. Как ее встретят на этот раз?
Возвращение на круги своя
Hell, yeah! |
Первая (Unfinished Business) и вторая часть (The Golden Mask) игросериала были восприняты публикой с несказанным энтузиазмом и названы безусловной классикой зародившегося жанра. Третья часть приключений Лары — The Lost Artifact — была откровенно никакой. Четвертая часть (The Last Revelation) была сильна похожа на первую, за что и пользовалась заслуженным успехом. Далее, в Tomb Raider 5 Chronicles, последовала провальная попытка превратить боевик в квест. В шестой части разработчики продолжили свое черное дело, The Angel of Darkness не ругал разве что немой. Злопыхатели клевещут о кончине Лары, фанаты громят кинотеатры...
Но вот трубят фанфары! Разработчики льют бальзам своих слов на сердца поклонников отважной английской леди, говоря о возвращении к старым добрым традициям, приправленным великолепной физикой и пластикой движений Лары, атмосферным звуком и интересным игровым процессом.
Тернистый путь героини
Путь мисс Лары Крофт пересечется с двумя конкурирующими организациями: якудза Такамото и сладкой парочкой Аманды с Джеймсом. Они тоже пытаются найти и завладеть Эскалибуром, невесть как оказавшимся в Боливии и разбитым мамой Лары. Теперь она пытается найти осколки, чтобы узнать судьбу своей матери.
Отличное платье для вечеринки в мафиозном гнезде. |
Сюжет здесь присутствует. Ровно настолько, чтобы заинтересовать игрока и дать логическое объяснение целям и мотивам, движущим Ларой Крофт в игре. Но, честно говоря, сама идея собирания артефакта по частям заслуживает понижения оценки балла на два. Это встречалось уже в таком количестве игр, что страшно сказать. Ведь это — самый простой способ объяснить наличие разнообразных локаций со всех концов света. Сюжет развивается предсказуемо и не заставляет ни о чем думать. Просто беги, прыгай и стреляй. Возможно, это самое оно для боевика от третьего лица, но все же хотелось бы чего-то поинтереснее, чем набор стандартных штампов. К тому же сюжет в игре не цельный, он с очевидной дыркой для дальнейшего продолжения. Можно было сразу перед титрами написать To Be Continued или Tomb Raider VIII — Coming Soon.
Что нового?
Это моя личная трасса! Или вы поворачиваете назад — или одно из двух! |
Отдельные элементы, безусловно, обновились. Улучшились схватки с противниками, исчез бездонный рюкзак Лары, уступив место реалистичному «оружие в руках — оружие за спиной + 4 гранаты на поясе + 3 аптечки». Правда, не дает покоя мысль, куда же девушка прятала большие куски меча и вовсе огромный щит из эпизода в Казахстане... В целом игра оказалась именно той самой первой Tomb Raider с привнесенными элементами из Prince of Persia и ссылками на некоторые другие игры (не в GTA ли подсмотрели этот безумный таран-автопогрузчик?). И ведь игра во многом обаятельна именно тем, что хорошо выполнена в узких рамках классического боевика с видом от третьего лица. Нет ничего лишнего. Но и никакой новизны — тоже. Никаких переворотов в жанре, что вы!
В плане безглючности Tomb Raider, несомненно, радует. Критических ошибок выявлено не было, только пару раз Лара проваливалась сквозь текстуры, да еще рассказывали про возникавшие у кого-то проблемы с исчезающими бесследно сохранениями. Поэтому на всякий случай сохраняйтесь почаще!
Интерфейс не вызывает никаких вопросов, а управление так и вовсе удобнее некуда, хотя именно с ним ожидались проблемы, все же проект вышел на нескольких платформах. А тут зачастую мышка и клавиатура дают фору геймпаду.
На слух и цвет...
Лара никогда не прочь искупаться, особенно с комфортом — в своем поместье. |
Ну что тут сказать? Эта часть разработчикам удалась просто превосходно! Лишь одно «но» — все великолепие можно увидеть только на сверхсовременных машинах, которые доступны действительно единицам. Дело в том, что игра изначально планировалась для выхода на новом Xbox 360. Отсюда и экзотичные для современных компьютеров настройки, и безумные требования к видеокарте: разве у многих сейчас есть таковые с объемом памяти на 512 Мб? Это настройки Next Generation, при которых TR: Legend, по сути, затмевает практически все, что выходило на PC на сегодняшний день. Пейзажи, которые предложит игра, заставят перехватить дыхание: головокружительные горные пропасти, искрящаяся на солнце вода, пролетающие птицы, снежные равнины, гладкий и скользкий лед... Все это смотрится великолепно, и именно в динамике — статичные картинки совсем не передают той атмосферы. С полигонами и текстурами здесь все в порядке. Эффекты также смотрятся отлично! Владельцы вышеупомянутых видеокарт нового поколения с поддержкой шейдеров 3.0 могут порадоваться — здесь возможности их дорогой покупки используются на полную катушку.
Анимация персонажей также хороша. Точнее, важна анимация одного персонажа, и с ней — полный порядок. Лара очень грациозна, двигается плавно и гибко. Каким бы опасным ни был трюк, она его делает легко и непринужденно. Наблюдать за ее движениями — настоящее удовольствие. Искупавшись, Лара Крофт намокает. Кожа начинает блестеть, одежда подобающим образом темнеет, а затем постепенно высыхает. Такого не было еще нигде.
Физический движок тоже не подкачал. Еще бы, при таком-то количестве работ с ящиками и захватывающих заплывах на гробах.
Но настройки в игре достаточно гибкие, и она пойдет даже на слабых машинах. Сильно потеряв в графическом плане, конечно.
Осторожней, нахал! Английская леди тебе не шар для кегельбана, будь ты хоть трижды демон! |
Озвучка не вызывает нареканий, актеры подобраны хорошо (особенно на роль казахских военных-украинцев). Другое дело, что играть в игре, по сути, и нечего, все диалоги и монологи можно пересчитать по пальцам. Сами тексты в игре довольно неплохие, особенно удались шутки, которыми обмениваются по радио Лара и компьютерщик Зип. Главный голос в игре подходит к роли как нельзя лучше: и соответствует устоявшемуся образу, и в то же время не остается сомнений, что перед вами — настоящая леди.
Звуки окружающего мира адекватны и также сделаны на крепком, современном уровне.
Музыка в игре соответствует атмосфере и работает на нее. Музыкальные темы умело используются для создания соответствующего настроения, и в то же время такой способ используется весьма умеренно, и у игрока не появляется чувство, что им манипулируют. Отдельные номера, как саундтрек к уровню в Непале, — просто прекрасны. Эту музыку, конечно, не оставишь на винчестере (все же она не самоценна), но в процессе игры она слушается очень хорошо. Почти идеальная звуковая дорожка для самого процесса игры в Tomb Raider. Но покупки отдельного диска с саундтреком (если такой выйдет) — вряд ли достойна.
Лара навсегда!
Несмотря на то, что Лара отправилась в Непал в одной полупрозрачной рубашке, холод ей не страшен. |
Что такое Tomb Raider: Legend? Вы думаете, что тут надо только много бегать, очень много стрелять и совершать колоссальное количество прыжков? Вы правы. И это здесь сделано по высшему разряду. Но изредка все же придется и решать загадки. Для прохождения каждого уровня вы должны решить как минимум одну большую головоломку, причем чем дальше продвигаетесь по игре, тем эти больше эти задания начинают походить на действительно головоломки. Обычно головоломка представляет из себя большой зал, пещеру или крышу небоскреба, где вам надо догадаться, как запустить какой-нибудь механизм, или попросту придумать, как из одного конца комнаты попасть в другой, минуя пропасть шириной в несколько десятков метров.
Кроме того, присутствует отдельная игра-в-игре — «найди спрятанный артефакт». С их помощью открываются различные секреты в игре. Эти артефакты бывают бронзовые, серебряные и золотые. Перечислены в порядке возрастания сложности их находки и уменьшения количества. Золотых и вовсе — всего ничего, один на уровень, но найти его могут лишь избранные, очень везучие или очень настойчивые.
На пути вас подстерегает целый арсенал ловушек: автоматические пулеметы, колья из стен, давилки, пробегающий огонь, горящее масло или холодная вода, всевозможные ножи, электрические разряды и валуны, неожиданно падающие точно на Лару. Остерегайтесь.
Разработчики решили сделать некоторые видеовставки играбельными. Эти короткие сегменты мы назвали интерактивными роликами. Подобное уже было сделано в играх God of War, Resident Evil 4 и Fahrenheit.
Что делать в интерактивных роликах? | |
Интерактивный ролик и действия Лары | |
Боливия: коридор лезвий | вниз-вверх |
Перу: рушащийся пол | вперед-вперед-вправо |
Япония: мотопрыжок | влево-вверх-вниз |
Казахстан: парашют | вниз |
Казахстан: поезд в огне | вниз-вправо-влево |
Англия: брешь в стене | вверх-влево-вправо |
Непал: самолет | вправо-вверх-вниз-вверх |
Во время видеовставки с Ларой иногда могут происходить неприятные неожиданности (обваливается пол, из стен выскакивают шипы и т.д.), и вот тут-то начинается эта мини-игра. На экране высвечиваются наименования клавиш, которые надо вовремя нажать, чтобы Лара, совершив некоторое количество удивительных трюков, осталась жива. Если не успеваете, то героиня красочно отходит в мир иной. Это добавляет и так не скучной игре еще больше драйва и динамики.
Система сохранения: в игре использована система чекпойнтов, то есть игра записывается автоматически, в основном перед всякими опасными моментами, не давая самим выбирать момент сохранения. Точнее, сохраняться можно, но игра при загрузке сохранения все равно начнется с ближайшего к нему чекпойнта. Звучит страшно, не правда ли? Но на самом деле реализовано это здесь хорошо — чекпойнты расставлены буквально на каждом углу. И никаких проблем с этим аспектом игры не возникает.
Единственное, что иногда откровенно удручает, — некоторая казуальность игрового процесса: обилие подсказок, пояснительных значков и подсветка интерактивных предметов. Эти подсказки даже нельзя отключить. Получается, что думать придется очень редко.
Повторить невозможное?
В игре присутствует своеобразное коллекционирование: за то, что Лара соберет все сокровища на уровне или пройдет его за отведенное время, ее наградят улучшением оружия, новыми костюмами и концепт-артом.
Собственно, ради этого придется пройти игру дополнительно еще два раза и особенно постараться, ведь среднее время прохождения игры 9 часов, а на скорость — около 2 с половиной.
Вот и цель нашего путешествия по этим прекрасным горам — храм Будды. |
Уровень сложности игры можно изменить в любой момент между миссиями, да и влияет он только на меткость и искусственный интеллект противников Лары. ИИ, к слову сказать, присутствует, но ничем не выделяется, ибо все перестрелки сжаты железными клещами скриптов.
Вначале мы говорили, что Лара Крофт снова на своей любимой веревке над пропастью. Сейчас она держится крепко и уверенно, с чувством некоторого превосходства даже. Но в любой момент может свалиться вниз. Идеи Tomb Raider, возможно, и вечные, но клонирование себя десятилетней давности несколько раз подряд вряд ли пройдет. Хотя за тот драйв, который в игре есть, простить можно очень многое. Tomb Raider: Legend — это не предмет искусства, но выполненное ремесленниками (Crystal Dynamics) на высочайшем уровне изделие. Одноразовое, но очень увлекательное.
ДОСТОИНСТВА | НЕДОСТАТКИ | |
Увлекательность 8 |
динамичность, акробатика, интерактивное видео | ИИ, однообразие |
Графика 10 |
эффекты, анимация, физика... | нет |
Звук 7 |
озвучка персонажей, атмосферная музыка | средние звуковые эффекты |
Игровой мир 6 |
обаятельные персонажи, приятные диалоги | банальный сюжет |
Удобство 9 |
динамичность, акробатика, интерактивное видео | ИИ, однообразие |
Новизна - нет Интерес повторной игры - нет |
Награда | Вердикт: Отличный боевик в лучших традициях серии Tomb Raider, линейный, но очень увлекательный. | Рейтинг 85% |
Лара открывает в себе футбольное дарование. |
Обратите внимание на потрясающий театр теней в правом углу. |
Ты чего рот разинул? Не боишься, что туда пуля залетит? |
Лара похожа на местные горы — прекрасна, молчалива и крайне опасна. |
Хороший в Перу бензин, высокооктановый... |