Продолжения знаменитых серий, появившиеся через много лет, да еще от новых разработчиков, всегда вызывают бурные споры — достойна ли игра имени своего великого предка или же нет? Поэтому мы были готовы к серьезным разногласиям в дружном коллективе ЛКИ, но то, насколько резко разошлись взгляды, оказалось сюрпризом. Как оказалось, решить спор о пятых «Героях» мирным путем невозможно — и мы перенесли дебаты в Зал Суда.
Итак, обвинение представляет Алексей Шуньков, от имени защиты выступает Псмит. Вердикт суда вынесет глава раздела рецензий Анатолий Малин.
Встать, суд идет!
Слово обвинения
Алексей Шуньков
Мое почтение высокому суду и вам, достопочтенный судья. Приготовьтесь — мое выступление не будет коротким, потому как список грехов, висящих на совести подсудимого, не поддается перечислению. Начнем с того, что это не игра. Да-да, именно так, я не оговорился: это не игра, а сырая бета-версия, которой самое место в отделе тестирования, или, если руководитель проекта лишится остатков стыда — на презентации. Но никакое бесстыдство не может оправдать появление отладочной версии программного продукта на дисках, поступивших в продажу. Верх лицемерия и лжи — называть релизом сырой набор заготовок, из которых при удачном стечении обстоятельств могла бы получиться игра, но этого, увы, не произошло.
Почему я столь категоричен? Ну, давайте разбираться. Что есть у подсудимого? Красивая графика. Да, бесспорно, есть. Хоть и срисованная с «Демиургов», но это-то как раз ненаказуемо — еще Владимир Высоцкий любил говорить: «сам у себя ворую — имею право». Графика отличная. Дальше? Конечно же, музыка. Музыка тоже, вне всякого сомнения, хороша. А еще? Чем еще может похвастаться подсудимый? Может быть, сюжетом? Не похоже. Или игровым процессом? Тоже нет... Во что играть-то?
Зайдем с другой стороны. Во что вообще играют в «Героях»? Их, благо, вышло уже достаточное количество, чтобы этот вопрос был совершенно однозначным. Итак, есть, фактически, три типа геймплея. Это кампания, отдельные сценарии (карты) и многопользовательский режим. Я что-то пропустил? Вроде нет. Тогда разбираем по пунктам.
Герой участвует в бою и может атаковать лично, а вот на него нападать нельзя. Так примирили третьих и четвертых «Героев». |
Кампания. Убога, как церковный нищий, причем, что еще хуже, считает игрока себе подобным — то бишь столь же убогим и недоразвитым. — Демоны наступают! — сообщают нам чревовещатели из скриптовой сценки (кстати, ну кто додумался показывать крупные планы героев без лицевой анимации?). — Дело серьезное, тут понадобится не меньше сотни доблестных крестьян! — Пройдитесь, дорогой игрок, по извилистой тропинке, соберите золото, примите на службу ополченцев и... вы захватили стратегическую башенку. Победа! Башенка в надежных руках. Теперь задача не в пример сложнее — рекрутировать лучников. То здесь, то там встречаются рудники, повсюду валяются минералы, но — отставить панику! — они нам не понадобятся. Это просто декорации, потому как развивать город нам никто не даст, а в конце миссии все богатство все равно отберут. Может, хоть какой-то интерес внесет мятежный город? Ну что вы, право! Нет, конечно. Время не ограничено, лучники плодятся как кролики, и по истечении вашего терпения легион стрелков возьмет город без потерь. Думаете, дальше ситуация меняется? Нисколько! Пропускаем ход десять недель кряду, собираем всех наплодившихся по карте бойцов, убиваем демонов и — самая сложная часть — строим необходимый по сценарию орден паладинов. Что ни миссия, то безупречный рецепт: пропускаем недель эдак десять-двадцать, на скопившиеся деньги накупаем ресурсов, даже не заботясь о шахтах, строим все необходимое и зачищаем карту: благо герой уже давно черт-те какого уровня и толпой крестьян шутя сравнивает с землей отряды демонесс... Игровой баланс? Увольте, что за слова-то такие?
Чтобы игрок не заскучал, услужливые разработчики развлекают его беседой. Думаете, раскрывают какие-то особенности сценария? Отнюдь. Учат играть. — Знаете ли, дорогой игрок, — сообщает игра в середине третьей миссии — если улучшить здание, там смогут плодиться более сильные существа. Ну надо же! — А еще — не унимается словоохотливый советчик — тут есть такие штучки-дрючки, артефактами называются... Валяются то здесь, то там. Кто возьмет, тому счастье. Шутки шутками, но за первые двадцать секунд кампании игра выдает около десятка таких подсказок. А в бою, до того, как вам позволят прикоснуться к первому своему бойцу, — четыре. — А вон там за горкой, глядите, колодец! Не поверите, ману восстанавливает... А еще тут есть магия, ее герои колдуют. Нет, игрока определенно держат за идиота, даже несмотря на то, что включенный по умолчанию режим обучения можно найти в глубинах настроек и цинично удавить. Играть легко, скучно, зато недолго. Вот и кампания.
Кстати, опыт героя и его умения, как и полагается, переносятся между миссиями. Так что если не полениться и пропустить еще больше времени, полчища войск с обеих сторон принесут такие уровни, что и во сне не приснится.
Сценарии. Изначально их в игре целых девять штук. Естественно, с сюжетом. То бишь — с определенным набором жестко заложенных скриптовых событий и неких смыслов, ими реализуемых. Все расы намертво привязаны к городам, а города — к игрокам: выбор сводится к тому, начать играть сценарий или... не начать. На каждую расу приходится по одной, в лучшем случае две карты. Разнообразие, признаться, завораживает.
Нет, можно, конечно, рассчитывать на фанатские дополнения — нет ничего криминального в том, когда игра предлагает, фактически, только хороший движок, а основное наполнение вносят в него самодельные сценарии. Вот только редактора карт тоже не завезли. Девять — и точка. Поиграли и хватит.
Многопользовательский режим. Тут карт, конечно, побольше. На одну. Ровно десять штук. И уже черт с ними, с мелкими огрехами в дизайне этих самых карт! Плевать, что ближайший рудник или лесопилку зачастую приходится искать с применением мощной оптики. К дьяволу подробности, как эти самые рудники охраняются и что делать герою на первой неделе! Не столь важно даже то, что часто игроки почти до конца развиваются каждый в своей резервации, чтобы потом один раз встретиться, в бою определить победителя и начать новую игру.
Да, я настаиваю: это — мелочи. Мелочи. По сравнению с тем, как работает сам многопользовательский режим. А он — глючит. По непонятной причине именно в этом режиме игра начинает жрать память, как маленькая лошадка.
Колдовать герой может лишь в свою очередь. |
Несмотря ни на что, режим нескольких игроков — это самое удачное, что есть в игре. В него хотя бы можно играть. Да, регулярно сохраняясь и перезагружая машину. Да, иногда проходя одни и те же куски по нескольку раз. Да, добывая в «Утопии Драконов» три пары одинаковых артефактных сапог. Да, через скрежет зубовный, через ругань и слезы. Но все-таки играть. Остальные режимы такой роскоши не позволяют.
Я сознательно оставляю в стороне многие мелочи, которые, хоть и портят картину, не имеют фатального характера. Это и многочисленные поверхностные баги, которые обнаружились бы на пятой минуте тестирования, если бы, конечно, им бы кто-нибудь как следует занимался. Это и позорнейший перевод (на заметку — игру действительно сначала сделали на английском, а потом локализовали: сейчас так делают многие, но некоторые делают это хорошо, а некоторые — как Nival). Нельзя без содрогания наблюдать такие образчики мировой тупости, как «рейнджеров» вместо «следопытов». C непривычки вводит в ступор количество бойцов вроде «олько» или «руппа»... Подобные огрехи покрыли бы позором даже пиратскую локализаторную контору середины девяностых. Но, повторюсь, все это можно было бы простить, если бы в игре было самое главное — возможность играть. А ее — нет. Есть только знаменитое имя, красивая графика и музыка. Перед нами — не игра, а недоделанное барахло. Я закончил, Ваша Честь.
Слово защиты
Псмит
С позволения Вашей Чести, я хотел бы начать свою речь с такого вопроса: чего именно ждали мы и все играющее человечество от Heroes of Might & Magic V? Уж конечно не блистательного сюжета: мы бы чрезвычайно обрадовались, если бы увидели его, но ни в четвертой, ни в третьей части его нельзя обнаружить даже при помощи микроскопа. Что отнюдь не помешало тысячам людей с восторгом играть в «Героев». «Герои» — это прежде всего стратегия, и оценивать ее нужно в первую очередь по стратегическим (и тактическим) возможностям. Уважаемый коллега, как это нередко бывает в нашем деле, не увидел за деревьями — леса.
Город роскошен, но декоративен: щелкать по его изображению не нужно, все расположено в интерфейсных экранах. |
Что же мы видим в отношении тактики и стратегии? А видим мы, во-первых, вполне традиционную «геройскую» схему боя, в которой по сравнению с предыдущими частями добавилось маневра. Видим экономику, которая сделалась глубже, поскольку убрали жесткое «дерево строительства», заменив его опорой на уровень города — больше не требуется возводить бесполезные строения, можно гибко планировать рост поселения. Видим вполне традиционную карту, которая, хоть и стала трехмерной, но выглядит весьма ярко и привлекательно, насыщена призами и разнообразными обитателями.
Наконец, мы видим шесть рас, каждая из которых выдержана в едином стиле и, что гораздо важнее, обладает своим особенным типом геймплея. Пусть он не настолько своеобразен, как игра за разные расы в четвертых «Героях», но все же во много раз превосходит по этому показателю третью часть, получившую широчайшее народное признание (в отличие от четвертой, кстати). Сами персонажи наделены уникальными умениями, отлично отрисованы, и — быть может, главное — ниваловцы нашли способ совместить несовместимое, дать героям лично участвовать в бою так, чтобы не возникало неприятных эффектов из Heroes of Might & Magic IV. Полагаю, даже мой уважаемый коллега не сможет оспорить, что такая схема намного глубже той, что бытовала в Heroes I-III.
Теперь — о кампаниях. Уважаемый коллега в своей речи опирался лишь на одну кампанию — самую первую. Она действительно представляет собой подзатянувшийся обучающий режим; и хотя я тоже не совсем понимаю, зачем заставлять игрока принудительно (без этого к следующим кампаниям не попадешь) проходить обучение из пяти миссий, дальнейшее все-таки не так печально — вторая кампания уже предполагает умение играть.
А что до однопользовательского режима — так никто не отменял самой что ни на есть простой игры в «победи всех». Включите возможность играть на сетевых картах — и получите обыкновенный геройский геймплей. А девять однопользовательских карт будем считать своего рода мини-кампаниями и зачтем игре в плюс — любопытное нововведение. Конечно, сетевых карт ужасающе мало, но ведь наверняка в скором будущем мы дождемся новых.
Далее — о переводе. С одной стороны, в нем хватает ляпов вроде «рейнджера» и, что хуже, багов (невлезшие строки, рассинхронизация голоса и анимации в роликах), с другой — немало и настоящих находок. Перевести Blood Maiden и Blood Fury как бестию и фурию — изящный ход, а некоторые названия и вовсе смотрятся по-русски лучше, чем по-английски. Чернокнижник — обычно плохой перевод для Warlock, но... не в данном случае.
Карта на максимальном удалении. |
Баги игры, действительно, существуют в природе; однако нет оснований полагать, что через месяц-другой заплатка от «Нивала» их не закроет. А главное, эти баги — всего лишь сбои, торможения и зависания, а не — что было бы стократ хуже — нарушения геймплея. Безусловно, высокочтимый суд не поставит эти программные недочеты в один ряд с приснопамятным абордажем из «Корсаров III», на который нас брал наш собственный корабль прямо в гавани, или с огрызками квестов и диалогов в SW KoTOR 2.
И наконец, уважаемый коллега постарался быстро миновать тему графики. А зря — ведь не в последнюю очередь графика стала основой успеха «Героев», и она же оказалась основной причиной неудачи четвертой части игры. Так вот, несмотря на отсутствие лицевой анимации, графика поражает воображение и сделала огромный шаг вперед по сравнению с «Демиургами». Прорисовка монстров, героев, пейзажей выше всяких похвал, и даже в напряженной боевой обстановке «Дуэльного клуба» хочется прижать камеру поближе к земле, чтобы полюбоваться отличной работой художников.
Итак, перед нами — игра, которая унаследовала и творчески развила геймплей «Героев», перенесла действие в красивейшие декорации и внесла множество интересных идей. Да, нет никаких сомнений, что, будь у «Нивала» на 3-6 месяцев больше, мы бы увидели значительно лучшую игру. И тем не менее я считаю, что игра в полной мере достойна «Короны». Никак не менее того.
Протесты обвинения
Алексей Шуньков
Ваша Честь, как это ни странно, но я полностью согласен с защитником. Согласен в том, что эта игра, вернее — не игра, конечно, а бета-версия, могла бы стать совершенно выдающейся. Она могла бы стать не просто хитом, но событием, равного которому не было за последние годы. Все это могло бы быть... теоретически.
Видно все, кроме усовершенствований пока не построенных зданий. Но такой режим включается не по умолчанию. |
Знаете, есть расхожая шутка, что ремонт нельзя закончить, его можно только прекратить. Вот именно это и произошло, по моему скромному мнению, с «Героями». С одной стороны — да, красиво. Есть ценные находки, трехмерные города впечатляют размахом, сочная травка зеленеет и все на первый взгляд выглядит как настоящее. Но стоит копнуть глубже, как мы неотвратимо понимаем, что играть — не получается. Движок откровенно сырой, и чтобы распознать утечки памяти, заставляющие перезагружаться с пугающей частотой, не надо быть программистом. Причем объем памяти лишь продлевает жизнь, но никоим образом не исправляет ситуацию.
Да бог с ним, с движком! Ведь и карт, предлагаемых нам в качестве арены для развлечений, — раз-два и обчелся. Но может, в борьбе количества и качества победило последнее? Может, эти карты — верх дизайнерской мысли? Немного, но таких, чтобы с упоением играть на них месяцами? Так ведь нет! В борьбе явно победила некая третья сила, и ни количеством, ни качеством игровое пространство похвастаться не может.
Давайте немного помечтаем... Представим себе, что через полгода фирма Nival Interactive выпустит патч, исправляющий бесчисленные баги. Сделает так, чтобы сохраненные игры загружались, программа не висла и не вылетала, а русскоязычные надписи влезали в место, отведенное им российским же разработчиком...
Представили? Прекрасно! Да здравствует полет фантазии — пустим ее еще дальше. Пусть в один день с патчем на свет появится дополнение (причем бесплатное!), привносящее в игру не девять, а тридцать девять карт. Да таких, чтобы лесное растение пень там водилось вблизи лесозаготовок, а не где ему вздумается произрасти, ну а для поиска рудников и вовсе не требовалась бы усилий. Конечно же, отечественный разработчик, которому, как известно, и в целом-то свойственно бережное сопровождение своих проектов, и в особенности — фирма Nival, известная на весь мир безукоризненной поддержкой сервера «Демиургов», этим не ограничится. Естественно, патч позволит проходить кампании по отдельности! Без пяти деби... дидактических миссий, поясняющих, где у героя конь. Сами собой уйдут перекосы баланса, сделавшие пропуск хода одной из мощнейших стратагем. А на закуску — громогласно заявит о себе редактор карт, и тысячи талантливых энтузиастов за считанные месяцы восполнят «шероховатости», которые разработчики «может быть, не заметили»...
Хватит фантазий. Или вы, уважаемый защитник, считаете возможным оценивать игру, как покупают детям одежду — «на вырост»? Ну что ж, давайте вручим «Героям» «Корону» в надежде, что все то, что не дает их ею наградить, когда-нибудь будет исправлено! Тогда уж и помянутым третьим «Корсарам» ее дадим — вон сколько патчей вышло к сему моменту, причем последние (о чудо!) уже не добавляют багов, а даже исправляют некоторые из них... Порочная логика, не правда ли?
Сюжет в кампании поворачивает лихо, но не очень убедительно. |
Вы можете возразить, что в случае с «Героями» ситуацию спасает геймплей, а баги лишь не дают полностью оценить его... Но разве возможность проходить миссии и заоблачно прокачивать героя, пропуская ходы и копя армию, — это приемлемый уровень игрового баланса? Разве можем мы рекомендовать игрокам кампанию только лишь за то, что двадцать седьмая ее миссия в общем-то симпатична, и делать это, невзирая на убожество всех предыдущих? Разве может найтись оправдание вдесятеро затянутому (и обязательному!) tutorial'у, когда основная его суть — в том, чтобы раскрыть игроку простейшую механику, свойственную любой части серии? Или есть игрок, доселе не подозревавший, что лучники — стреляют, а кони скачут?
Долой подробности! На мой взгляд, почти любая игра, подававшая хоть искорку надежды, — это потенциальная «Корона». Однако из некоторых в ходе разработки вырастают хиты, а некоторые так и остаются «подававшими надежды». Не спорю, Heroes of Might & Magic V была большой заявкой на победу. Она могла, и еще как могла, но увы, в итоге не смогла. Она — и не важно по каким причинам — элементарно не закончена. Отдельные, прекрасно выполненные куски висят в воздухе, одинокие и незавершенные. И — будем реалистами — я не верю, что все это будет когда-то доделано, отполировано и приведено в человеческий вид. И считаю, что награда, в отличие от рейтинга надежд, обязана отражать положение дел, а не эти самые надежды. Ваша Честь, у меня все.
Протесты защиты
Порядок ходов наглядно показывает полоска с портретами внизу. А если навестись на кого-то на карте — то в полоске он подсветится (очень удобно, если вам противостоит несколько одинаковых отрядов). |
Псмит
Защита просит высокочтимый суд представить себе следующий гипотетический казус. Предположим, мы рассматриваем дело игры, которую все изначально считали шедевром... пока не обнаружили, что к ней есть еще двенадцать карт, сделанных левой ногой ручного бегемота, принадлежащего главному дизайнеру. Как бы ни были ужасны эти карты — может ли такой факт стать причиной обвинительного приговора?
Очевидно, нет. И я утверждаю, что, если из игры можно сделать шедевр, просто отрезав от нее часть уровней и карт (которые не обязательно проходить принудительно), то высокий суд обязан признать игру шедевром, в соответствии с презумпцией невиновности.
Поэтому я предлагаю не рассматривать кампании вообще. Хотя я не согласен с утверждениями уважаемого коллеги, будто пять первых миссий полностью ее убивают, но — пусть так. Оставив только 19 отдельных карт — 9 одиночных и 10 сетевых, доступных для одиночной игры, мы получаем... отличную стратегию, правда, чересчур короткую. Ну что ж, это недостаток, который защита готова признать. Но сам факт, что всем нам хотелось бы увидеть в этой игре больше карт, показывает, что сама по себе игра достойна высших наград.
А в отношении программных ошибок защита настаивает на том, что необходимо помнить о принципиальном различии между багами, создающими легкие неудобства, и багами, не дающими получить удовольствие от игры. Первые, согласно нашему кодексу, снижают оценку удобства, а вторые влияют в той же мере на увлекательность и являются намного более тяжким преступлением.
Всегда ли коронованные игры лишены недостатков?
Найм существ обставлен роскошно. жаль только, что негде посмотреть характеристики недоступных пока бойцов. |
Отнюдь нет. На сей счет в законе есть специальная оговорка: «Если основа игры не знает себе равных...». Именно благодаря этому положению закона «Короны» удостоилась, к примеру, «Мор. Утопия» — отличная игра, однако не лишенная багов и серьезных недостатков графики.
Итак, признавая справедливость ряда доводов обвинения, защита утверждает, что они были неверно классифицированы прокурором. Перед нами уже сейчас отличная игра, за которой прямо с сегодняшнего дня, не дожидаясь патчей, карт и дополнений, можно провести немало отличных вечеров. Надежды же наши относятся лишь к тому, что появление дополнительных карт продлит удовольствие еще на много месяцев. А значит, утверждение обвинения, будто игры перед нами нет, юридически не обосновано.
Напротив: я утверждаю, что на сегодняшний день не существует более-менее современной игры того же жанра (локальная пошаговая стратегия) с геймплеем и графикой сравнимого качества. Да простят мне столь громкое утверждение, но в ХХI веке их пока не делали. Ближайшие конкуренты отстают чрезвычайно далеко. А потому прошу высокий суд применить к игре положение закона «Если основа игры не знает себе равных» и на этом основании наградить «Героев Меча и Магии V» заслуженной «Короной».
Слово суда
Анатолий Малин
Итак, стороны высказались. Согласно установленной процедуре, я приступаю к оглашению приговора.
Первое обвинение — в наличии фатальных багов, делающих игру, по сути, бета-версией. Всесторонне рассмотрев доводы обвинения и защиты, суд заявляет, что ошибки в коде действительно имеют место, но относятся не к геймплею, а только и исключительно к удобству игры. Однако они достаточно сильно мешают игре; обвинение перечислило даже не все проблемы этого рода, оставив в стороне, например, камеру, цепляющуюся в подземелье за невидимые сталактиты, или курсор, которому некие неведомые силы мешают порой сделаться активным. Также нельзя оставить без внимания отсутствие сводной информации по королевству и некоторых других нужных данных. Поэтому суд постановляет: оценку за увлекательность не снижать, однако оценку за удобство понизить до 5 баллов из 10.
Второе обвинение — в отсутствии внятной кампании. Суд пришел к выводу, что кампании не могут считаться достоинством игры, но даже на имеющихся 19 одиночных картах вполне можно получить достаточное удовольствие от нее. Поэтому за малое количество карт и отсутствие редактора мы снижаем оценку увлекательности на 1 балл.
Суд выносит порицание защите за некорректный довод: из ее слов можно сделать вывод, что, если за несколько лет свет увидит всего один квест, он должен будет автоматически получить «Корону». Это безусловно не так. Но тем не менее в данном случае требование защиты законно и уместно: геймплей Heroes of Might & Magic V значительно выделяется на всем стратегическом жанре.
А потому суд принимает решение о награждении игры «Короной», однако принимает требования обвинения о снижении рейтинга. С полным вердиктом вы можете ознакомиться в официальном заключении суда. Заседание окончено.
ДОСТОИНСТВА | НЕДОСТАТКИ | |
Увлекательность 9 |
"Геройский" геймплей с удачными нововведениями | Слабая кампания, мало карт, нет редактора |
Графика 10 |
Герои, монстры, ландшафт, замки | Монстры не очень узнаваемы в обычном масштабе стратегической карты |
Звук 9 |
Музыка | Нет синхронизации с анимацией |
Игровой мир 8 |
Расы | Сюжет |
Удобство 5 |
Основное управление внятно | Множество багов, неудобная камера |
Новизна да Интерес повторной игры да |
Награда | Вердикт: Подлинные "Герои" с отличными нововведениями. Несмотря на серьезные недоделки карт и кода, они будут вершиной жанра локальных стратегий. | Рейтинг 82% |