2005 год студия Monolith встретила во всеоружии и порадовала двумя отличными играми. Небезызвестный F.E.A.R. — для PC и Condemned — для X-Box 360, который вошел в стартовую линейку консоли.
Но одноплатформенные проекты, особенно коммерчески успешных игр, радуют только производителей консолей. Поэтому нет ничего удивительного, что вскоре было объявлено: быть празднику на улице «приставочников» и PC-игроков.
Вскоре F.E.A.R. должен выйти на X-Box 360. Правда, не факт, что игра получит заслуженную славу и почет. Valve совсем недавно портировала Half-Life 2 на X-Box. Эксперимент провалился, да с таким треском, что Гейб Ньюэлл зарекся вообще иметь дело с консолями.
Зато который год «умирающие» как игровая платформа компьютеры, несмотря на многочисленные пророчества, чувствуют себя отлично и готовы перегрызть глотку next-gen консоли в непонятно кем объявленной войне. Но это так — лирическое отступление.
Ну а перед нами — Condemned: Criminal Origins для РС.
Мир отчаянья и страха
Condemned: Criminal Origins — один из самых необычных боевиков последнего времени. Нам предстоит сыграть за агента ФБР Итана Томаса, которого подставил маньяк, пристреливший из табельного оружия напарника и патрульного. Бравому полицейскому придется искать справедливость и отмщение на протяжении десяти долгих глав.
Игровая механика мало напоминает виденное раньше. Здесь нет интеллектуальных перестрелок из F.E.A.R., безумной пальбы по монстрам из Painkiller, заигрываний с физикой, как в Half-Life 2. Монтировка, кусок водопроводной трубы, топор — верные друзья и помощники на протяжении всей игры. Кровавые, напряженные и до отвращения натуральные рукопашные схватки. Condemned соткан из безумия, иррациональной жестокости... и беспристрастной работы криминалиста.
Если не пускают в метро, предъявите вместо билета топор. |
Сюжет, несмотря на некоторую предсказуемость, хорош и держит в напряжении до последнего момента. На моей памяти это один из немногих боевиков, который может похвастаться достойной историей. Концовка не дает однозначного ответа, оставляя за собой ворох вопросов и недосказанных фраз. Ответы будем узнавать постепенно. Ведь уже запланировано продолжение и сторонние игры по вселенной Condemned.
Вообще история напоминает слоеный пирог. Первый слой — противостояние агента ФБР и маньяка. До второго слоя доходишь, когда начинаешь понимать, почему маньяк подставил именно Итана и зачем он это сделал. Третий слой начинается, когда задаешься вопросом: что происходит с городом и жителями? Почему порядочные граждане внезапно теряют всякое подобие человечности, совершают убийства и уходят жить в мир умалишенных?
Атмосферой игра напоминает небезызвестный триллер «Семь» режиссера Дэвида Финчера. Не слишком страшная — но пугающе безумная. Умирающий город, заброшенные дома, школы, библиотеки, ветки метро, по которым бродят сумасшедшие, жаждущие насилия и крови. Непонятная ненависть, потусторонняя сила заставляет вести войну со всем миром и себе подобными.
Графический пир
Разработчики постарались на славу, чтобы вызвать такой эффект. Вечный сумрак, который не может рассеять луч фонарика (который, к слову, не гаснет за десять секунд и не требует свободных рук), облезлые стены, разруха всего и вся, великолепная игра света и тени.
Только в Condemned можно отыскать собственный труп. Хм-м, сообщим напарнице? |
Уровни нельзя назвать шедеврами, несмотря на разнообразие локаций. Разве что заброшенный дом в главе Apple Seed Orchard запомнится надолго. Они отлично сделаны, но дизайн слишком однообразен — а сами карты маленькие по размеру и чересчур линейные. Под конец игры от одинаковых коридоров — ну хорошо, практически одинаковых — начинает рябить в глазах.
В качестве графического движка использовался переделанный мотор F.E.A.R. Добавили множество спецэффектов, улучшили текстуры и полностью переделали освещение. Прогулка по коридору, залитому светом, заставила бы Сэма Фишера устыдиться. Сногсшибательная картинка удовлетворит привередливого ценителя красоты и загрузит лучшую видеокарту до последнего конвейера.
Впрочем, графический движок, несмотря на серьезную модификацию, узнается сразу. Особенно в глаза бросаются объекты из F.E.A.R., раскиданные на уровнях. Что это — безалаберность дизайнеров, нехватка времени или проделки Мертвой девочки?
Радует, что при более красивой картинке движок бегает намного шустрее. Некоторые видят в этом чудеса оптимизации, другие — отсутствие большого количества спецэффектов: взрывов гранат, пулевых трасс, огня выстрелов, отваливающихся кусков стен... Правда, как обычно, где-то посередине.
Смерть на острие лопаты
Там где герои боевиков действуют свинцом и гранатами, Итан хватает кусок водопроводной трубы, чтобы отстоять право на жизнь. Рукопашные бои — вот что выделяет Condemned. Невероятно жестокие и напряженные. В затхлых туннелях раздаются глухие удары, треск ломаемых костей и выбиваемых зубов. В воздухе висит ненависть и ярость схватки, которую ощущаешь физически.
Достигнуть подобного эффекта удалось благодаря противникам. Ходячие манекены, людоеды с серой кожей и лицами, заклеенными скотчем, наркоманы... их уже трудно назвать людьми. В подземном мире умалишенных все дерутся со всеми. Но особенно им ненавистны чужаки: полицейские, патрулирующие местность, случайные прохожие... И Итан Томас, решившийся пройти по этому пути.
Чтобы наркоман отдал оружие, нужно хорошенько «попросить» лопатой. |
В наследство от F.E.A.R. царству уродов достались кремниевые мозги, которые на данный момент считаются лучшими в жанре «боевик». Противник старается обойти с тыла и может ради этой цели сделать солидный крюк. Даже если заметите и рванете навстречу, он, нисколько не смутившись, побежит обратно.
Прячется за колоннами, чтобы неожиданно зарядить доской. Старается действовать сообща с товарищами. Если отобрать оружие, растерявшись на мгновение, он бросится искать новое или накинется с кулаками. Враг не будет тупо бить в поставленный блок — а выждет, когда игрок опустит оружие. Почувствовав скорый конец, постарается скрыться, чтобы выжить.
Обессиленный противник встает на колени, и у игрока есть несколько секунд, чтобы выбрать — каким образом добить. Простой удар по голове или что-нибудь поинтереснее? Свернуть шею, размозжить голову... В ассортименте четыре вида «фатального удара». Плюс притворяющихся мертвыми можно прикончить ударом ноги.
Единственное, чего не хватает — интерактивной среды. Физический движок усердно занимается созданием посмертных поз. Но при этом начисто позабыл обо всем остальном. Схватки можно было сделать еще интересней, если бы от ударов переворачивалась мебель, разлетались разные предметы. Но, увы, нет.
Последний аргумент
Искусственный интеллект умалишенных держит планку, которую задал клонированный спецназ. Играть не слишком сложно — зато интересно. Но когда приходится схватиться с тремя-четырьмя противниками, зачастую единственный шанс остаться в живых — использовать электрошок или огнестрельное оружие.
Я немного слукавил, сразу не упомянув про «стволы». Но не думайте, что, раздобыв пистолет, дробовик или автомат, станете всемогущим. Оружие трудно найти. Обыскивайте укромные уголки, взламывайте сейфы, может, и повезет. Отстреляли обойму — можете выкидывать на свалку. Патроны не собираются про запас.
Свободных мест — нет. Сами едем на подножке. |
Да, и часто огнестрельное оружие приходится отбирать у наркоманов. Причем сколько патронов останется в обойме — зависит от того, сколько отстреляет противник. Зато упомянутый электрошок действует получше автомата. Самонаводящиеся заряды на время парализуют жертву, давая возможность отобрать оружие или нанести точный удар.
После выстрела нужно какое-то время, чтобы зарядился аккумулятор. Но это становится неактуально, когда во второй половине игры вы получаете улучшенную версию электрошока. После «заряда бодрости» достаточно легкого пинка, чтобы отправить наркомана на тот свет.
Если количество разнообразных моделей пистолетов и дробовиков вызывает легкий шок, то от выбора холодного оружия идет кругом голова. Топор, ломик, кувалда, кусок водопроводный трубы, доска с гвоздями, ящик стола, резак для бумаги, рука манекена... это лишь малая часть из доступного.
Оружие отличается не только внешним видом, но и характеристиками. Доска с гвоздями быстро бьет, ею удобней ставить блок — но радиус и наносимый урон не может сравниться с молотом. Впрочем, у некоторого оружия помимо выбивания мозгов есть и второе назначение. Топор выломает дверь, кувалда собьет навесной замок, лопата — электронный, фомка — откроет сейф.
Криминалист на выезде
Не только из бесконечных сражений сделан Condemned.
Очередная битва Бобра с Ослом с применением холодного оружия. |
Несмотря на добрый десяток устройств, не приходится ломать голову над вопросом, что нужно в конкретной ситуации. По нажатию клавиши персонаж выудит из бездонной сумки необходимый инструмент.
Остается только найти улику. Вы тщательно осматриваете место, фокусируете объектив фотоаппарата или 3D-сканера и нажимаете левую кнопку мыши. Данные автоматически передаются напарнице, и через несколько секунд приходит ответ. Просто и незамысловато.
Но тем не менее несложные загадки делают игровой процесс разнообразней, двигают сюжет и позволяют отдохнуть от рукопашных схваток.
Счастливый конец
Несмотря на многочисленные достоинства, Condemned чуть-чуть не дотягивает до «Короны». Ее губит однообразие уровней и игрового процесса. Поначалу каждую схватку воспринимаешь, как праздник.
Будто маленький, играешь с противником, постоянно загружая последнюю запись, чтобы посмотреть, как он отреагирует, если поступить следующим образом. Но потом начинает приедаться. Искусственный интеллект уже не радует, когда знаешь, какой финт он выкинет в следующий раз. Поиск улик слишком примитивен, и, что гораздо хуже, практически всегда одинаковый.
Разработчики сумели удивить. Но продержать в напряжении до конца игры им оказалось не по силам. Не стоит пытаться осилить игру разом. Растяните десять часов на несколько недель. Иначе не гарантирую, что захотите добраться до конца.
Хотите полностью разобраться в сюжете, но лень несколько раз проходить игру, чтобы собрать мертвых птичек, металлические плашки и видеозаписи? Тогда отправляйтесь на компакт-диск. Там найдете игровой профиль, который открывает призовые архивы и доступ ко всем главам.
ДОСТОИНСТВА | НЕДОСТАТКИ | |
Увлекательность 8 |
рукопашные бои, мини-игры, ИИ | однообразие, дизайн уровней |
Графика 9 |
анимация, освещение, модели | физика |
Звук 9 |
озвучка, звуковые эффекты | музыка |
Игровой мир 8 |
сюжет, эстетика | недостаточно раскрыт мир |
Удобство 9 |
интуитивность | нет |
Новизна да Интерес повторной игры нет |
Награда | Вердикт: Кровавый, жестокий, атмосферный, с дикими схватками. Один из лучших боевиков за последнее время. | Рейтинг 85% |