Я шел по дальним пустошам. Мне было одиноко и грустно. Но я нашел себе веселых спутников: забияку-гнома, плутовку-тифлинга и очень целеустремленную друидку. И теперь я слушаю, как они препираются между собой каждую свободную минутку, и думаю: где была моя голова, когда я решил взять с собой всех троих разом?
Один в тысяче лиц
Neverwinter Nights была гигантской вехой в истории компьютерных ролевок. Но обязана этим она не гениальному сюжету (он был как раз так себе), не новаторской ролевой системе (D&D — пусть и новейшая версия, но сама система известна уже много лет) и, уж конечно, не сногсшибательной графике (хотя она, без сомнения, удалась).
Знатоки настольных ролевок давно и хорошо знают: лучшие ролевые сценарии — это не те, что продаются в магазине, а те, что делаются любителями. Почему так — бог весть, но сам факт сомнений не вызывает. На британской конференции 2000 года, где проводилось голосование в номинации «Лучший D&D-сценарий за 5 лет», лидер среди фирменных продуктов сумел добраться только до 6 места — и это при том, что они, бесспорно,
Умения и навыки приведены в большее соответствие с D&D — насколько позволяет компьютерное моделирование. Кое-где подправлен баланс. |
Этот-то факт и решились эксплуатировать несколько лет назад таланты из Bioware. Neverwinter Nights задумывалась в первую очередь как конструктор, в котором любой желающий сможет, не зная программирования и не умея делать трехмерных моделей (хотя если умеет — это пригодится), создать собственную ролевую игру. А собственно кампания NWN рассматривалась скорее как приложение к конструктору, этакая демо-версия; нет, это полноценная игра на много часов прохождения, но интересовало авторов совсем другое.
Многие журналисты первое время оттачивали на этом, с их точки зрения, несуразном действии свое остроумие: «Вы что, впрямь считаете, что студенты и домохозяйки справятся с созданием ролевых игр лучше профессионалов?!» Люди Bioware молчали и усмехались в кулак. Прошло всего полгода... и ехидство начало сменяться оторопью, а еще через год на страницах разнообразных изданий завели другую песню: дескать, ролевой жанр гибнет, потому что компании-разработчики... не в силах состязаться с армией любителей, делающих игры на базе Neverwinter Nights!
Конечно, у страха глаза велики, и настоящему таланту NWN не помешает. Та же «Готика», к примеру, от такого соперничества особо не пострадала. Но все же не секрет, что среди сценариев NWN были вполне достойные встать рядом с классикой жанра — серией Baldur's Gate, например.
И все же с самого выхода игры миллионы ее поклонников стали грезить о продолжении. Многое хотелось исправить: логику работы с командой (спутники героя — наемники — были очень плохо управляемы), интерфейс редактора (досаждала необходимость вручную сажать каждый цветочек), графику (персонажи удались, а вот кубики лесных массивов смотрелись так себе, и чем дальше, тем более устаревали ландшафты, вода и спецэффекты).
Obsidian ищет программиста
Вот с графики и начнем. Она вызывала серьезнейшее беспокойство после Е3, где мы увидели много неприятных вещей: изломы на поверхности воды, совершенно пластилиновые физиономии с глазками-бусинками в полоске с портретами персонажей, ветви деревьев, наводящие на мысль об арматуре железобетона. Нам клятвенно обещали все исправить до выхода игры.
Большинство проблем действительно исправили. Глазки-бусинки остались только у Бивила, нашего стартового спутника, и он их, пожалуй, заслужил; ветки научились гнуться; трещины в водной глади залакированы. И только непокорная прядь на лбу то одного, то другого персонажа робко проковыривает дырку в переносице и заглядывает в головной мозг — есть там что или уже нету?
Помогают делу скриптовые ролики:
  |   | ||||||
|
Подземелья стали просто красивы, да и остальное выглядит достойно, но превозносить до небес графику я бы не стал. Есть проблемы со статическими анимациями (например, во время разговора персонаж вдруг начинает подпрыгивать, как боксер на ринге, помахивая кулаками). А главное — это системные требования.
Помилуйте, у меня на компьютере «летал» Oblivion, и даже в режиме видеозаписи. Я ради интересу запустил F.E.A.R. — никаких проблем. А вот NWN 2 имеет наглость просить в качестве оптимальных требований 512 мегабайт видеопамяти — за какие такие заслуги? Что, эта картинка лучше Oblivion и F.E.A.R.?!
Да нет — просто-напросто не доделали движок, как бы смешно это ни звучало. Не успели. И еще много чего не успели: скажем, последнее сохранение игры длилось на моем компьютере — сколько бы вы думали? — 6 минут 34 секунды. Ждем патча, как соловей лета. Кстати, образующиеся файлы содержат всю информацию без паковки, чуть ли не в текстовом виде, да еще и с комментариями, и весят далеко за сотню мегабайт. И пишутся — ну какая сволочь это придумала? — в подкаталог «Моих документов». А не в каталог с игрой. Могу только издать удивленный крик.
Добрые внутри
Итак, все почитатели игры срочно надевают траур? Да нет. В конце концов, Heroes of Might & Magic V тоже вышла недоделанной — таково наше суровое время, когда
Ну вот, я собрал их вместе. Как теперь заставить их поладить? |
Если же продраться сквозь многочасовые сохранения, неудобную камеру (стрелка влево двигает камеру вправо — комментарий опущен) и некоторые другие шероховатости, то окажется, что ожидания наши в остальном вполне оправдались.
Во-первых, персонажи обладают своими воззрениями и характером, и не стесняются их демонстрировать. Они спорят с вашими решениями и друг с другом, предлагают свои идеи, просят куда-нибудь заглянуть, могут завязать ссору с прохожими или обидеться и уйти. За это — низкий поклон авторам. После Baldur's Gate II и Planescape мы все ждали — кто же разовьет эти идеи?
(Вообще, обсидиановцы любят BG II и этого не скрывают. Вы увидите в игре еще немало параллелей с этой серией.)
Во-вторых, теперь можно набрать полноценную команду из 4 героев (плюс временно присоединившиеся по сюжету), а в бою командовать любым из них. Настрадавшиеся от ИИ вздыхают с облегчением. Добиться более-менее разумных действий в сражении стало намного проще. Кроме того, нам позволяют в некоторых пределах управлять развитием спутников (класс он выбирает сам, а остальное — за нами).
В-третьих, перед нами — совершенно гениальный
Оцените степень проработки уровня. |
И, наконец, множество приятных мелочей. Ролевая система сильно подросла: множество классов престижа и один новый базовый класс, новые расы и подрасы, заклинания, навыки. Навыки, кстати, разбили на группы — давно пора. Устранили радиальный интерфейс, заменив на более привычный. Подправили ИИ.
Добавили карту, которая позволяет сэкономить время на пробег давно посещенных территорий и избавляет от необходимости расставлять повсюду телепорталы, словно станции метро. Теперь мы просто выбираем точку назначения из числа известных, а перемещение происходит без нашего участия — если только в пути не встретится засада или какие-нибудь дикие твари из дикого леса.
Качающиеся весы
Представления о том, что в игре легко, а что — сложно, изменились чрезвычайно.
Так, например, ситуация, когда огненный шар не трогает своих,
Новый класс — чернокнижник — интересен тем, что может использовать заклинания без ограничений. |
Усилили разговорную систему, добавив ко многим квестам дипломатическое решение. Правда, оно часто оказывается уж чересчур простым. Вообще, выбор реплики неоправданно прост; и совсем не радуют постоянно предлагаемые после исполнения какой-либо миссии варианты «отказаться от награды — запросить побольше — взять, что дают». Которые, по представлениям разработчиков, должны иметь смысл выбора между добром и злом. Но быстро обучаешься их игнорировать.
А если на месте одного из персонажей — даже и вашего главного героя! — появился траурный значок, это не повод немедленно загружаться. Как правило, он полежит и оживет. Лишь бы не полегла вся группа в целом. Поначалу выглядит удивительно, но...
Нас часто спрашивают: сколько баллов рейтинга обеспечивает игре «Корону», сколько «Орден» и сколько «Медаль»? Правильный ответ: нисколько. Рейтинг, выставленный Neverwinter Nights 2 с учетом всех недоделок, довольно скромен: как он может быть выше, если играть откровенно неудобно? И все же ощущение, которое оставляет NWN 2, вполне недвусмысленно: эту игру мы не снесем с жесткого диска еще много лет.
Если бы в игре была только «главная кампания», возможно, «Короны» бы она и не удостоилась. Но Neverwinter никак нельзя оценивать только по основному сценарию. Эту игру будут делать ее поклонники. И им для этого предоставлены такие возможности, каких мир еще не знал.
ДОСТОИНСТВА | НЕДОСТАТКИ | |
Увлекательность 9 |
игроконструктор, взаимодействие с NPC, ролевая система | местами затянуты диалоги |
Графика 7 |
подземелья, лица | статические анимации, технический уровень, системные требования |
Звук 8 |
голоса, музыка | эффекты |
Игровой мир 8 |
персонажи, сюжетные возможности | шаблонная завязка |
Удобство 6 |
карта, нормальное командование группой, исправлен радиальный интерфейс | долгое сохранение, изуверская камера, завышенные системные требования |
Новизна да Интерес повторной игры да |
Награда | Вердикт: Игровые дизайнеры задумали шедевр и исполнили свой замысел. А вот программисты справились со своей работой посредственно. | Рейтинг 80% |