Все знают про Вторую мировую войну. Все наслышаны о том, что существовала Римская империя. Кто что-то знает про космос, кроме того, что какие-то жестянки крутятся на орбите Земли и передают сигнал на телевизоры? Соответственно, про первые две темы можно увидеть гораздо больше игр. Но космос не остается без внимания. Встречайте, мало кем понятая и почти не принятая Sword of the Stars!
Звезды и все, что между них
Да, это глобальная космическая стратегия. Что характерно для них — это нудная экономическая деятельность, когда надо управлять каждой планетой,
Редкий момент — корабли перешли в по-настоящему трехмерное пространство, один над другим. |
Итак, начинаем с одной планетой (или несколькими, что зависит от начальных установок) и тут же посылаем разведчиков узнать, что творится на соседних потенциальных обиталищах для нашей расы. Далеко не все пригодны для того, чтобы стать местом поселения светочей цивилизации, поэтому зависимые от расстояния колонизаторы подождут того счастливого времени, когда будут открыты планеты, пригодные для жизни. А там уж их заселяем и развиваем. Благо для того, чтобы сделать планету развитой, требуется сделать всего пару движений мышкой.
Девиз этой игры — война. Всегда и везде. Экономика занимает второе место и не должна мешать. Кто это не понял и старается найти какие-то хитрости по развитию планет и дипломатии — заранее проиграл. Мы просто создаем флоты и пускаем их в бой, стараясь переиграть противника в тактике. Конечно, технологии играют свою роль (и немалую, если правильно их использовать). Но главное — то, как вы строите флот, его расположение, стратегия и тактика. Победа останется за додумавшимся до самых оригинальных ходов. И всего-то — выберите одну из четырех рас и с ее помощью добейтесь господства над галактикой.
Экономика — вон!
Да, именно так. Все сосредоточено на войне, экономике посвящен минимум. Всего-то и требуется, что захватить планету и извести на ней вредные факторы, мешающие «разведению» человечества, а также наладить дороги. С этих пор про планету можно забыть. Хотя и не всегда.
Галактики могут быть по-настоящему огромны. И тогда в изобилии планет можно запутаться. |
Космос вполне трехмерен, поэтому его освоение представляет некоторые трудности, если вы намереваетесь оценивать дальность полета кораблей только с одной стороны. Покрутите галактику во все стороны, и обнаружите планеты, которые находятся совсем недалеко, только ранее прятались за другими. Зато, исследовав или освоив что-то, вы в силу облегчения жизни местным экономистам можете легко найти любую известную планету в списке и узнать из нее все из довольно небольшой закладки. А что нужно-то? Лишь состояние промышленности и наличие спутников на орбите. Если же с экономикой планеты все же необходимо провести какие-то манипуляции, то достаточно выбрать нужную вам планету и выйти из списка.
Возни с глобальной экономикой тоже немного. Дело в том, что расходы и доходы — не личное дело планет. Мы полностью оплачиваем колонизацию, но и полностью получаем все заработанные планетой деньги. Поэтому разобраться в круговой диаграмме, рассказывающей нам о денежных потоках, очень просто. Благо статей расхода и дохода очень немного.
Двигатель прогресса
Космическая стратегия без науки — это было бы странно. Поэтому и здесь наука не обойдена вниманием. Хотя, на первый взгляд, научное дерево выглядит довольно необычно, расположившись в виде панорамы. В любой момент времени видны только те исследования, которые доступны для изучения.
Секретное оружие землян. Никому не показывайте! |
Что понравилось, в науке опять сплошное удобство. Была взята на вооружение схема из Civilization, где, кроме обширных описаний того или иного открытия, есть еще и короткий список конкретных благ, получаемых с ним. Вот и здесь достаточно выбрать еще только планируемое изобретение — и вам, кроме описания, поведают, что же конкретно вы получите. А если это оружие, то и покажут его характеристики.
На мой взгляд, создатели игры немного пожадничали с количеством изобретений. Хотя они постарались, чтобы среди открытий было поменьше «проходных». Если что-то и разработано, то это прорыв. Открытий типа «+5% к мощности лазеров» здесь почти нет. А это уже благо.
Закрытый космос
Как я уже сказал, сражения — наиболее важная часть игры.
Профессионал быстро разберется, кто, чем и в кого стреляет. |
Главное отличие от Master of Orion в том, что, сколько бы вы ни привели с собой кораблей, размер эскадры на поле боя всегда будет ограничен. Этим игра похоже на недавнюю Star Wars: Empire at War. Но на этом сходство и заканчивается. Потому что там был только лимит на возможное количество кораблей и по мере потерь вводились новые. Да и сражение проходило на одной карте, и новые корабли производились прямо не отходя от поля боя. А в Sword of the Stars вы заранее ограничены тем, с чем вступаете в начало боя. Но зато есть возможность тонко настроить состав эскадры из имеющегося в распоряжении, а также создать начальную расстановку кораблей на поле боя. Что немаловажно, учитывая то, что в зависимости от этой самой расстановки бой может проходить совершенно различным образом. Второе правило космических боев состоит в том, что корабли, не попавшие в «первичную заявку» на бой, могут вступить в него позже, по мере потерь основного флота, и только вы определяете последовательность их попадания на линию фронта. Что опять же дает простор для тактики. Так, можно создать первую линию именно для борьбы с кораблями противника и выкосить оборону плотным огнем. А потом, заставив эти корабли отступить, вызвать вторую линию, которая займется именно населением планеты. Или первой волной послать дешевые корабли-камикадзе,
Рой ракет, летящих к цели, говорит об одном — сегодня эти ворюги уйдут без наших ресурсов. |
Еще один плюс местной войны состоит в том, что «проходного» оружия здесь почти нет. Большую часть того, что исследуют ученые, так или иначе можно использовать. Противник поставил на ракеты? Создадим больше противоракетных крейсеров. Он думает спастись за силовыми щитами? Будем использовать больше баллистического оружия. Против нашего баллистического оружия появились отражающие щиты? Вернемся к лазерам. Анализируйте состав флота противника в схватках и создавайте флоты, оптимально использующие промахи противника. Так, против каждого из противников могут применяться совершенно различные по структуре и вооружению флоты. В этом как раз довольно серьезное отличие от прочих космических стратегий, где в большинстве случаев мы добиваемся особо «ядреной» бомбы и с ней наперевес покоряем не додумавшиеся до этого народы.
Какой-то Юлий Цезарь — стреляет сразу в две стороны! |
Не все ладно на просторах галактики
Чего же не хватает в этой, казалось бы, всем замечательной игре? Да вообще-то немногого. Например, приличной системы дипломатии. Ее облегчили заодно с экономикой, и теперь мы имеем право только вступать в союзы и объявлять войну. Никаких обходных маневров.
Очень неудобна система управления в боях, когда постоянно скачешь между голографическим экраном и полем боя в космосе. Ибо отметки целей можно найти только в первом, а посмотреть, чем стреляет противник, — только во втором. Хотя считать бой сильно суматошным не стоит — он идет медленно и размеренно, корабли не суетятся и неторопливо обмениваются залпами. Так что всегда можно принять решение, даже не прибегая к паузе.
Остальные недостатки — по большей части мелочи. Правда, тут же я бы отметил одно из самых важных достоинств игры: она стала одной из немногих, в которой никакие издевательства так и не привели к «падениям» или сколько-нибудь значительным ошибкам. На фоне большинства игр, требующих патч сразу же после выпуска в народ, это огромное достижение.
Если бы директором был я |
Была бы введена мощная система дипломатии. Она совсем не мешает усердным боевым действиям. Зато как приятно подкупить одного из противников, чтобы тот напал на другого и оба ослабли. Не говоря уж о прочих извращениях большой дипломатии... Ввел бы большее количество случайных событий и сделал бы их более разнообразными. Сделал бы еще больше и ветвистей систему науки. Неужели жалко изобретений? Все равно экономики нет. Тем более что игра показала наличие очень неплохой фантазии у авторов. Наверняка бы придумали бы и еще десяток довольно экзотических орудий уничтожения. Ввел бы в игру авианосцы и битвы малого флота, неспособного к самостоятельному перемещению меж звезд. Казалось бы, так мало, но это уже совершенно новая тактика. Ведь даже при сложившихся условиях тактика 5 крейсеров на 5 крейсеров совершенно отличается от того же количества крейсеров на 15 эсминцев. Что уж говорить о стае истребителей. Сделала бы больше способов очистки планет от недружелюбного населения, наделив каждую из рас своим, уникальным. Жалко, что ли? А то иной раз даже и не знаешь, получишь ли ты что-нибудь для того, чтобы не оставлять после себя безжизненных спутников звезд. Сделал бы что-нибудь уникальное для исследовательских кораблей или хотя бы увеличил для них скорость. А то в игре это самые бесполезные корабли. |
Не все смогут проникнуться мыслью, что абсолютного оружия нет и придется постоянно выбирать между тем, что имеется. Не все сориентируются в хитрых тактических маневрах и поймут, что врага можно уничтожать еще как-то, кроме как огромным флотом на орбите. Но те, кто примут эти правила, — останутся довольны.
ДОСТОИНСТВА | НЕДОСТАТКИ | |
Увлекательность 9 |
каждая игра действительно неповторима при всем минимализме | проблемы с дипломатией |
Графика 7 |
отличная анимация боев в космосе | космос между боями скучноват, слишком много темных цветов |
Звук 7 |
симпатичная музыка | звуки боя могли бы сделать и получше |
Игровой мир 8 |
расы довольно неплохо продуманы и имеют собственную историю | одна из рас значительно слабее остальных |
Удобство 7 |
очень легко найти что-то нужное | управление боями в космосе заставит помучиться |
Новизна да Интерес повторной игры да |
Награда | Вердикт: Космостратегия, лишенная проблем с управлением планетами. Рай для настоящих тактиков, готовых к любым неожиданностям. | Рейтинг 82% |