Слово судьи
Алексей Шуньков
Сегодня мы разберем дело подсудимого, сложное во всех отношениях. Игра, к которой слово «нашумевшая» стало применимо буквально сразу же после выхода. Игра прекрасная и уродливая одновременно. Оценки игроков здесь расходятся кардинально. Одни полагают, что разработчики решились на отчаянный шаг и воплотили максимально реальный, живой и буквально кожей ощущаемый мир, и именно жестокость этой реальности вызывает животный страх у пугливых эстетов. Другие убеждены, что пресловутая игровая атмосфера — это дешевый эпатаж и спекуляция на контрастах, призванных скрыть насущные проблемы баланса и игрового процесса. Что ж, давайте разберемся и вынесем справедливый приговор. Слово предоставляется стороне обвинения.
Слово обвинения
Антон Лысенко
Высокий суд! Уважаемый господин судья!
Путь к победе проходит по кровавым лужам. В прямом смысле. |
Первым обвинением будет совершенная невозможность того мира, что существует в игре. Отметим, что все приходящее извне включает в себя только капсулы с ботинками и презервативами и собственно заключенных. На самой планете существует лишь два завода по производству оружия. Производством транспорта, одежды, не говоря уже о пище, никто не озаботился. Никаких сел или даже фермерских полей. Нет, конечно же, такой мир существовать не может, однако игрой он пропагандируется как едва ли не идеальный...
Игра заманивает доверчивых игроков рекламой того, что в ней есть множество видов оружия. Однако это бессовестное мошенничество — большая часть игры проходится при помощи тесака и автомата «Живодер», все остальное понадобится лишь при дальнейшей продаже. Тогда при чем здесь все это разнообразие, если оно не имеет никакого значения?
Еще более гнусный обман представляет собой обещанная реакция окружающих на нашу одежду. Даже самый хилый оборванец не обратит никакого внимания на то, что герой защищен по высшему разряду, и все равно полезет в драку. А единственное, на что окружающие обращают внимание, — это одежка половых извращенцев, которую не наденет ни один здравомыслящий игрок. Любой ценитель ролевых игр будет лишь преступно введен в заблуждение.
Рассмотрим, что же от ролевых игр есть в подсудимом.
Наркомания в «Санитарах подземелий» не приветствуется. В качестве лекарства предложена пуля. |
Зажигательные гранаты — одно из средств, разнообразящих тактику. |
Продолжим обвинение по предыдущему пункту. Для полной увлекательности подсудимому катастрофически не хватает случайных боев. Даже при всей «нелинейности» число вариантов прохождения конечно, и никакого решения этой проблемы нет.
Подсудимый присвоил себе достойное звание тактической игры. Однако видим ли мы здесь хотя бы какие-нибудь признаки тактики? Все бои проходят либо в виде свалки в центре маленькой карты, либо в виде перестрелки с разных концов длинного коридора. Ни в каких проявлениях фантазии подсудимый не замечен. И где же здесь, спрашивается, тактика?
В продолжение речи об истории мира хочется сказать, что игрока держат в преступном неведении. Ему доверяются лишь какие-то обрывки информации о прошлом этого мира. В то же время от него утаивается многое из происходящего в действительности. Не говоря уже о том, что все произошедшее с окончанием игры стало совершенной тайной, история обрывается, как гнилая веревка. И если авторы таким образом планировали организовать себе задел для будущего дополнения, это нисколько не оправдывает их преступные намерения по сокрытию улик. Ведь не дан даже ответ на главный вопрос — что вообще мы делаем в этом мире? Зачастую наши действия вовсе ни на что не влияют, хотя, казалось бы, преступные сообщества этой планеты должны так или иначе на них реагировать.
Подводя итоги, могу с полной ответственностью заявить, что подсудимый не достоин ни высоких оценок, ни внимания игроков. Прошу высокий суд принять во внимание всю тяжесть и многочисленность приведенных выше преступлений и вынести свой приговор.
Слово защиты
Александр Яковенко
Уважаемый суд! Господин обвинитель! Взгляните в чистые глаза моего основного подопечного Кабана! Можете ли вы поверить, что он умышленно совершил все те злодеяния, что ему приписывают? Да, его деятельность не обошлась без нескольких ошибок, но многие ли могут похвастаться обратным? Справедливо ли валить на него все грехи?
Давайте разберемся без эмоций, рассмотрим по отдельности «скелет» игры и ее наполнение: в случае «Санитаров» провести разделительную линию между котлетами и гарниром из мух несложно.
Фундаментом для космических похождений служит обычная ролевая игра, выстроенная по образу и подобию Fallout. Сравнение с легендой виртуальных миров неслучайно: «уши» источника для вдохновения встречаются не раз, и без сравнения не обойтись.
Наибольшая претензия к фундаменту «Санитаров подземелий» —
Культура в игре представлена прежде всего «Пасхальными яйцами», например, театра «Глобус» и матерного переложения «Евгения Онегина». |
Со времен Fallout Tactics: Brotherhood of Steel хорошо известно: не в боях счастье. Сами по себе командные сражения с видом сверху не слишком впечатляют, зато, согласитесь, служат прекрасным фоном для исследования мира! В нашем случае именно это и требуется.
К странноватому интерфейсу несложно приспособиться, зато в качестве компенсации количество ошибок сведено к минимуму: ведь в современных ролевых играх от этого так легко отвыкнуть. Все остальное на месте: свобода, разговоры, города... Фундамент у игры вполне достойный — видали и похуже — дело за наполнением. Скажем и о нем пару слов.
Мир «Санитаров подземелий» неоднозначен и сложен. Планета-тюрьма Матросская Тишина — необычный мир, и было бы странно ожидать в нем высоких отношений и всеобщей доброжелательности.
Знакомство с жителями Матросской Тишины оставляет неоднозначное впечатление. На этой планете просто нет хороших людей: все норовят обмануть, ограбить, убить. Тут нет места, где можно было бы расслабиться: даже только что спасенный персонаж хочет обогатиться за наш счет. Возникает ощущение, что «Санитары» — вовсе не ролевая игра, а симулятор обычной тюрьмы с легким налетом фантастики.
«Санитары подземелий» вплотную подобрались к необычному жанру — симулятору тюрьмы. |
Главный герой по имени Кабан не становится космическим Зорро, благородным рыцарем, всеобщим спасителем... Наоборот, он гармонично вливается в общество уголовников, методично двигаясь к цели. Чужие жизни его при этом не беспокоят: невинных на планете нет.
Более того, сама игра не приветствует стремление к идеалам добра: альтруизм крайне редко вознаграждается, а порой даже жестоко наказывается. Важно поступать не в соответствии с абстрактными моральными принципами, а «по понятиям».
Все перечисленное звучит как тяжелое, будто могильная плита, обвинение. С обвинениями сложно спорить, но означают ли они, что «Санитары подземелий» — игра, недостойная высоких баллов?
Чтобы оценить игру, нам нужно эталонное значение, идеал. Матросская Тишина более всего напоминает постапокалиптичный мир, поэтому эталон напрашивается сам собой — знаменитый Fallout.
Вспомним вторую часть игры, эпический рассказ о спасении Избранным родного поселения. Главный герой был способен сотрудничать с работорговцами, даже продавать им своих друзей... Fallout 2 говорил о том, что даже о монстрах и мутантах нельзя судить по одному только виду, но знаменитый дикареамериканец Сулик — явно не титан мысли! Что это, как не скрытый расизм? Можно ли после этого обвинять «Санитаров»?
Мой подопечный Кабан выживал за счет воровства — но разве в Fallout это не была одна из эффективнейших тактик при быстром развитии? Не забывайте и про хит последних лет Grand Theft Auto: San Andreas. «Санитары» не предложили ничего принципиально нового, они лишь пошли дальше по давно известному пути.
Разве мы можем обвинять игру в том, что она излишне хорошо соответствует идеалам?
Главные герои на корню вырезают целые банды работорговцев, одновременно не гнушаясь покупкой рабов — если это нужно для дела. Удивительная гибкость! |
Одновременно «Санитары подземелий» предлагают нам завершенный, целостный мир. То и дело встречаются яркие, нестандартные персонажи: жуликоватый тайный агент Черныш, на редкость образованный глава каннибалов, колдун-шахтер... Всех не перечислить! В этом мире можно жить, ему можно удивляться, узнавать в нем поучительные истории. Сравнение с симулятором — комплимент для ролевой игры, согласитесь!
Более того, Матросская Тишина позволяет узнать больше о себе. Иногда возникает ситуация, когда приходится выбирать: сохранить чужой секрет или получить выгоду лично для себя. Ни вознаграждения, ни даже простого «спасибо» за благородство не будет: мы делаем совершенно личный выбор, без похвалы или поощрения. Такой выбор случается и в жизни...
«Санитары подземелий» могут оставить тягостные ощущения, но было бы несправедливо закопать их под горами критики. Эта игра выполнена в соответствии со стандартами современных компьютерных игр и по пожеланиям их любителей — и во многих местах превосходит ожидания. Если результат нам не нравится, это не причина занижать оценку: наоборот, необходимо выставить высокий балл... и, возможно, поменять измерительные линейки.
Протесты обвинения
Антон Лысенко
Начнем с первого довода защиты о том, что претензии к боевой системе игры надуманы. Ибо, хотя наш боевой офицер в начале игры и не может с нескольких попыток попасть даже по самому слабому противнику, позже он справляется с этим недостатком и убивает любых врагов без малейших проблем. Но позвольте, каковы же причины этой начальной слабости и дальнейшего преображения? Ведь никаких предпосылок к этой самой слабости наподобие амнезии, тяжелой травмы или болезни у Кабана не отмечается. Наоборот, он вполне здоров и готов к выполнению задания. Просто преступная халатность по отношению к сюжету!
Защита уверяет, что не в боях счастье. Надо отметить, что это сомнительный способ отвлечь нас от недостатков игры. Ведь все несчастные игроки, обманутые якобы богатым внутренним миром подсудимого, видят свое счастье как раз таки в боях.
Главное в виртуальном мире — отношения между героями. |
Защита пытается оправдать действия героев на планете, считая, что вся действительность вынуждает игрока поступать именно так. Да, надо отметить, что жизнь на планете Матросская Тишина исключительно сурова и не предрасполагает к человеколюбию. И очень часто проблема встает ребром — или убиваешь ты, или же убивают тебя. Однако, как показывает пример все того же Fallout, упомянутого защитой, даже в самом антисоциальном мире, далеком от человечности, всегда находятся варианты, отличные от широко известного метода «нет человека — нет проблемы». Однако нет, здесь все вопросы решаются не добрым словом, а только применением оружия. А те, казалось бы, добрые дела, которые иногда совершает герой игры, почему-то постоянно сопровождаются гнусными преступлениями.
К сожалению, проблемы с антисоциальными наклонностями (воровство, обман) персонажей, которые защита предлагает простить им, действительно характерны для большинства ролевых игр. Да, это действительно эффективный способ выживания. Разница только в том, что здесь ему нет никакой альтернативы. Да, добро не всегда вознаграждается, но наверняка должны существовать какие-то способы заработка, кроме убийства или обворовывания всех встречных. Заметьте, подсудимый явно занимается недобросовестной рекламой преступного образа жизни.
Со слов защиты можно заключить, что внутренний мир подсудимого необычайно красочен. Насколько же это правда? Лишь отчасти. За цветистыми байками от нас пытаются скрыть серость и убогость сюжета. Сюжета, у которого нет ни начала, ни конца, а есть только набор шуток. И что же получаем мы, кроме еще одной попытки обмана?
Итак, я утверждаю, что подсудимый цинично нарушает многие писаные и неписаные игровые законы. Подчеркиваю — нагло и цинично. И это заставляет меня требовать от высокого суда самого сурового приговора.
Протесты защиты
Александр Яковенко
Уважаемый суд!
Мне представляется по меньшей мере странным взваливать на «Санитаров подземелий» вину за большинство проблем жанра. Ролевые игры — и компьютерные, и «живые» —
Враги радуют разнообразием. |
Мир невозможен? Напротив, он вполне реалистичен. Реализм заключается в полуфеодальной структуре общества, в отношениях, в жестокости, в легком безумии большинства жителей... Создатель планеты Дмитрий Пучков не понаслышке знаком с криминальной сферой, и он добросовестно перенес свои знания в виртуальное пространство. Вопрос, почему людям нравится жить в электронной тюрьме, я с вашего позволения оставлю за скобками — главное, работа сделана качественно.
Полноценные производственные связи оставим для экономических стратегий — там точных воплощений более чем достаточно. Мы видим тюремную планету глазами главного героя Кабана — а его многое не интересует. Возможно, с другого ракурса ситуация бы выглядела совершенно иначе.
Кабан заслужил медаль. А игра? |
Претензия к излишнему разнообразию оружия вызывает удивление. Если бои слишком просты, достаточно повысить уровень сложности (благо это можно сделать в любой момент) — уверяю вас, легкой прогулки не получится.
Реакция окружающих на одежду — отдельная тема для обсуждения. Игровая модель не лишена недостатков, но предлагает любопытные эффекты: например, если на шее героя толстая золотая цепь, а руки заняты гранатометом, то мирные жители охотнее расстаются с имуществом. Логика, возможно, выглядит ненормальной со стороны, но в игровое пространство она вписывается идеально.
Соглашусь с тем, что «Санитары подземелий» не предлагают полноценной свободы в отыгрыше роли. Нельзя выиграть с помощью дипломатии, тихих убийств... Однако тут необходимо вспомнить об одном важном аспекте. В одном из интервью Дмитрий Пучков признался, что стандартная для компьютерных игр ролевая модель кажется ему странной. Главный герой для него — вполне конкретный (во всех смыслах) литературный персонаж Кабан. Почему этот герой из полного неумехи за считанные дни становится специалистом в воровстве, торговле, разведке, ремонте? Кабан — космический десантник, его работа — убивать, калечить и взрывать. Таким он приходит на планету-тюрьму, таким и должен улететь. Мнение Гоблина оказало свое действие: игра рассчитана на то, что путь к цели усеян горами гильз и лужами крови.
Главное, что есть в игре, — яркий мир. Пусть к нему не прилагается учебник по истории, но он населен жителями со своими желаниями и целями. «Санитары подземелий» интересны прежде всего человеческими отношениями, предательством, ненавистью, гордостью... Покупателю дана свобода, хочет ли он жить в таком мире, и не игра виновата, что встречает спрос.
Приговор
Алексей Шуньков
Итак, стороны высказались, и тезисы их были учтены. Мы переходим к самой ответственной части нашего заседания — к вынесению приговора.
Суд признает за игрой безусловное качество исполнения. Различные стороны игрового процесса, пусть и не идеальные сами по себе, умело объединены в завершенный продукт. И даже принимая во внимание все перечисленные технические недочеты, суд не видит в них состава преступления. Вспомните самые звездные игры последнего года — разве ни одна из них не была замечена в подобных же недоработках? Бывало и похуже, не становясь при этом поводом для однозначного бойкота.
Но суд также может понять и тех, у кого игра вызывает отторжение. И причина здесь не в частностях вроде системы боя или тактической модели. Проблема — куда более глобальная. «Санитары подземелий» — это мастерская пародия на отвратительный мир. Пародия настолько удачная, что она едва не переплюнула оригинал. И именно тот мир, столь отчетливо очерченный в сюжете, вызывает у многих игроков глубокое омерзение. «Нет, такую игру нельзя хвалить!» — чувствуют они, впопыхах выискивая в игровом процессе мелкие недостатки и раздувая их. И они тоже, без сомнения, правы.
Суд не принимает ни одной из крайних позиций. Мы не можем спорить с фактами: игра удалась, получив признание десятков тысяч игроков. Пусть это будет закреплено в рейтинге, составляющем восемьдесят пять делений процентной шкалы. Но вместе с тем мы не можем одобрить мир, где в почете жлобство, подлость и грубость. Чем натуральнее этот мир, подаваемый игроку как нечто само собой разумеющееся, тем жестче будет наша позиция. Мы против таких игр, какой бы мерой популярности они не пользовались. Поэтому «Санитары подземелий» не получат никакой награды журнала. Приговор окончательный и обжалованию не подлежит.
Рейтинг журнала: 85% |
Награда: нет |