Когда ты по свистку, по знаку,
Встав на растоптанном снегу,
Готовясь броситься в атаку,
Винтовку вскинул на бегу,
Какой уютной показалась
Тебе холодная земля,
Как все на ней запоминалось:
Примерзший стебель ковыля...
Константин Симонов
Некогда цветущая, а ныне лежащая в руинах Одесса встретила нас горячим приветом из свинцового дождя и обжигающей шрапнели. Немцы знали, что им некуда отступать и их единственный шанс спастись — дождаться эвакуации морем. Жить хотел каждый, поэтому истинные арийцы, бойцы СС, отчаянно дрались за каждый дом, понимая, что им пощады точно ждать не приходиться.
Наш отряд двигался к цели, когда пуля снайпера оборвала жизнь лейтенанта. Затем откуда-то сбоку застрекотал пулемет, и очередь скосила нерасторопных бойцов. Оставшаяся часть отряда попряталась по укрытиям, отстреливаясь от противника.
Вскоре на помощь подошел второй отряд. После определения позиции противника было принято решение начать штурм дома, где засели немцы. Ослепив дымом вражеского снайпера и пулеметчика, штурмовой отряд под прикрытием огневого единым рывком добрался до здания. Выкидав в окна гранаты, сразу после взрыва, чтобы не дать противнику опомниться, мы вошли в дом, и автоматчики добили немцев...
От модификации...
Свой жизненный путь Red Orchestra: Ostfront 41-45 начал как бесплатная модификация для Unreal Tournament 2004. Задумка авторов — сделать реалистичный сетевой боевик по Второй мировой войне — пришлась игрокам по вкусу, и вскоре модификация стала достаточно популярной;
На узком мосту можно в одиночку перебить целый отряд — в Red Orchestra все серьезно. |
Переломный момент наступил, когда Red Orchestra выиграла конкурс «$1,000,000 Make Something Unreal», который в 2005 году проводили компании Epic Games и Nvidia, и получила главный приз в миллион долларов. Проявив деловую хватку, разработчики Tripwire Interactive лицензировали движок Unreal 2.5 и объявили, что из модификации будет сделан полноценный коммерческий продукт, который станут распространять через электронную систему Steam.
Сказано — сделано. Если говорить прямо и без обиняков, Red Orchestra: Ostfront 41-45 — реалистичный исторический сетевой боевик по Второй мировой войне. А наших игроков он привлечет еще и тем, что посвящен исключительно Восточному фронту! Никаких союзников, только силы вермахта, боевые части СС и бесстрашные бойцы Красной армии.
В кои-то веки разработчики уделили серьезное внимание Великой Отечественной войне, не переврав при этом факты и не вылив на головы игроков тонны несуразностей. Забудьте «клюквенный» пафос Call of Duty, с заградительными отрядами NKVD на передовой и штурмом позиций противника голыми руками.
Проработка деталей поражает воображение; порой кажется, что перед нами ожили документальные пленки военных лет. Бескрайние залитые солнечным светом поля Украины, на которых можно встретить разбитый самолет люфтваффе или дымящуюся «тридцатьчетверку». Здания, разрушенные бомбежкой, с раскиданной по комнатам мебелью, оплавленные остовы автомобилей и покореженный «Тигр».
Не стоит искать здесь зрелищности. В игре нет показушных взрывов, эффектных сцен, война передана практически документально. Бойцы умирают до безобразия просто.
Когда работает артиллерия, всем нужно найти место поукромней и надолго залечь. |
Атмосферу идеально дополняет звук. Автоматные и пулеметные очереди, винтовочные выстрелы звучат до неприличия правдиво, тарахтение мотора и скрежет гусениц радуют слух. Танковые выстрелы и удар снаряда по броне заставляют прижаться к земле и бежать побыстрее.
Интересно, что в игре нет музыки. Вообще. Ни в меню, ни во время сражения. И еще удивительней, что в бесплатной модификации она имелась. Причем треки были написаны специально для игры и отлично звучали. Видимо, разработчики решили, что музыка лишь повредит игре, и теперь приходится играть под гулкое эхо канонады и выстрелы. Разве что на российских серверах кто-то изредка включает фронтовые песни по внутренней связи для поднятия настроения у бойцов.
... до симулятора войны
Впрочем, исторической достоверностью в антураже дело не ограничилось. Авторам непостижимым образом удалось добиться сплава между реалистичностью происходящего, игровым балансом и увлекательностью. Неопытный игрок, храбро бросившийся в бой, с удивлением обнаружит,
Прямым попаданием снаряда солдат в буквальном смысле рвет на части. |
Передвигаться можно только короткими перебежками от укрытия к укрытию, моментально падая на землю и нервно вжимаясь в укрытие, когда застрекочет пулемет и над ухом просвистят пули. Забудьте про аркадный прицел-крестик, к которому нас приучили за многие годы. Очередью, выпущенной «от бедра», вы сможете поразить противника только с 3-5 метров.
Приходится вскинуть оружие и тщательно нацелиться, а чтобы пули летели в цель точнее, нужно стрелять с упора и перед этим не совершать марш-бросков. У усталого солдата ощутимо дрожат руки, а тяжелое дыхание слышно за версту. Если над головой свистя пули, экран замыливается и начинает ходить ходуном, огонь на подавление в «Красной Капелле» действует отменно. Только автоматчики в ближнем бою могут дать очередь, надеясь, что хоть одна пуля найдет свою цель.
Бойцы, вооруженные винтовками Мосина и Kar98k, лишены такой роскоши и вынуждены в соответствии с реалиями драться прикладами и штыками. Штурм здания может перерасти в яростный бой с закидыванием гранат в каждую комнату, ударами прикладами по голове и накалыванием противника на штык-нож.
Но до этого нужно еще дожить; хоть пулеметчик и может стрелять только с разложенными сошками, пробежать мимо него не получится при всей сноровке. Да и побегать особо не получится. Оружие и увесистый вещмешок дают о себе знать, силы тают на глазах. Бросок на 50 метров, прыжок через забор, и усталый боец переходит на шаг.
Впрочем, пулеметчику тоже живется нелегко: «мертвая» зона стрельбы, нагревающийся на глазах ствол — из-за этого падает точность, а потом оружие вообще заклинивает.
Атака благополучно захлебнулась благодаря пулемету, ударившему с фланга. |
В качестве графического движка используется модифицированный Unreal Engine 2.5, который помимо разных спецэффектов научился переваривать карты до 4 километров (это, правда, добавили только в патче). Картинка радует глаз, если не обращать внимания на некоторую угловатость моделей персонажей; особенно хорошо получились пейзажи и техника. Правда, за красивости и огромные уровни приходится расплачиваться повышенными системными требованиями.
Физическая модель требует особого упоминания. Дело не ограничилось «правильной физикой для трупов» и «прыгающими бочками», в игре досконально просчитывается баллистическая модель. Что автоматная очередь «радует» огромным разбросом при стрельбе на большое расстояние, мы уже давно привыкли. Но что пуля теряет скорость, а вместе с ней и убойную силу, и постепенно устремляется к земле — звучит практически как откровение.
Беспечный снайпер, засевший в доме, немало удивится, когда его срежет длинная очередь из танкового пулемета, пробив тонкую деревянную стенку. Только неуничтожимые заборы, через которые не могут проехать танки, да непробиваемые деревья, выдерживающие попадание бронебойного снаряда, заставляют грустить и вспоминать физический движок Havok.
Командный боевик
Впрочем, не меткий и хитрый боец побеждает в Red Orchestra, а тот, кто умеет действовать сообща. Без толкового командира и координации действий даже сильные бойцы — всего
Удар прикладом — не способ позорного убийства, а необходимость. |
Победа присуждается за выполнение поставленных задач — захват и удержание определенной территории, уничтожение вражеских объектов. Именно за это щедро одаривают победными очками, а не за точность стрельбы, которой бы позавидовал Василий Зайцев.
Игра дает широкие возможности для тактического планирования. Как расставить пулеметчиков, куда должны пойти автоматчики, где должны стоять стрелки, что должен делать снайпер? Эти вопросы должны постоянно мучить командира, если он хочет одержать победу! В Red Orchestra жизненно необходимо понимать, когда пойдет противник, где вы хотите его уничтожить и куда вызвать артиллерийский удар.
Чтобы улучшить свои результаты, игроки на западных форумах всерьез обсуждают тактику, применявшуюся пехотными подразделениями во время Второй мировой войны. Построение при движении на пересеченной местности и в городе, взятие бункеров, прорыв малых брешей в обороне, зачистка зданий и траншей. Все это работает, пускай с определенными поправками — это все-таки игра, а не настоящая война. Даже закрепленный в уставе РККА единый рывок по всему фронту обороны противника имеет право на жизнь,
Прямо военные хроники, только со мной в главной роли! |
Особенно слаженная работа требуется танкистам. Стрелком, водителем, пулеметчиком может стать любой член экипажа — управление невероятно легкое, — но разброд в умах танкистов превращает «стального монстра» в бесполезный кусок железа. Слишком уж сильное разделение ролей. Водителю-механику приходится управлять машиной практически при нулевой видимости. Через узкое обзорное отверстие с трудом различаешь, что творится впереди; события, происходящие сбоку и сзади, — тайна за семью печатями.
Командир — единственный, кому видна вся панорама, однако из-за отсутствия стабилизирующих гироскопов прицельно стрелять из главного орудия можно только стоя или на малом ходу. Промазали из устрашающего ИС-2? Надейтесь, что за 30 секунд перезарядки никто не воспользуется вашей беспомощностью.
Пулеметчик же — единственная надежда, когда дело дойдет до уничтожения пехоты с противотанковым оружием. Можно, конечно, кататься одному и скакать с места на место, периодически вылезая из люка, но нормальной игрой это назвать нельзя.
Ценность Red Orchestra в том, что она смогла принести в жанр нечто новое, показать виртуальную войну такой, какой мы ее еще не видели. «Красной Капелле» не грозит популярность Call of Duty, Battlefield 2142 и тем более Counter-Strike — не всем понравится динамика игры и реалистичный подход. Однако новые ощущения, чувство, что перед нами не очередное развлечение на полчаса, а хоть в чем-то настоящая война, стоят мучений со Steam, 300-мегабайтной «заплатки», обязательной для скачивания, и кусачего трафика. Шедевр военного искусства!
Напоследок: увы, на иллюстрациях для статьи пришлось попозировать ботам. Из-за технологической особенности движок Unreal при записи демо урезает все оружие, поэтому при повторе приходится наблюдать чистый экран. Ставить снятые непосредственно во время игры кадры — значит отпугнуть читателя ужасными картинками в низком разрешении, с отключенными эффектами. Это исказит представление о Red Orchestra. Такова цена за приемлемые пинг и fps!
ДОСТОИНСТВА | НЕДОСТАТКИ | |
Увлекательность 9 |
реалистичность происходящего, тактическая составляющая | нет |
Графика 8 |
красивые пейзажи и модели техники | высокие системные требования |
Звук 9 |
звуки выстрелов, озвучка | некоторые высказывания персонажей весьма странны |
Игровой мир 7 |
атмосфера, достоверность | нет |
Удобство 9 |
управление, голосовая связь | трудно освоить, редкие баги |
Новизна да Интерес повторной игры да |
Награда | Вердикт: Новые ощущения, реалистичность происходящего, проработанная тактическая составляющая делают Red Orchestra: Ostfront 41-45 одной из главных игр года! | Рейтинг 89% |