Несколько лет назад прилавки магазинов захлестнула волна стратегических игр, основанных на движке первого «Блицкрига». Прошло немало времени, и похоже, что нас ждет вторая волна с осовремененной графикой и оригинальным игровым процессом. Одной из первых ласточек стала «Битва за Тобрук». На страницах журнала мы уже рассказывали о бета-версии игры. Наконец пришла пора взглянуть на окончательный результат труда разработчиков.
«Великие битвы: битва за Тобрук» — вторая игра в серии стратегий, целиком и полностью посвященных особо известным сражениям Второй мировой войны. Расположившись где-то между первым и вторым «Блицкригами» по игровому процессу, игра предлагает окунуться в события Черного континента, взяв под свое командование войска немецкого африканского корпуса либо же союзнические экспедиционные силы. Театр военных действий выбран не случайно — рядовой игрок слабо представляет себе сражения, происходившие вне пределов Восточного фронта и Нормандии. То и дело проскакивали эпизоды с африканской тематикой в разнообразных стратегиях и боевиках, посвященных Второй мировой войне, но в целом барханы африканских пустынь не пользуются популярностью у разработчиков. Долгое время никто не брался рассказать всю историю событий от начала и до конца. Наконец данный пробел был восполнен.
Студия Arise, до этого известная своей игрой «Койоты. Закон пустыни» и дополнением «Блицкриг II: возмездие», взялась перебросить нас в прошлое. В ходе разработки использовались настоящие карты военных лет. Забегая вперед, скажу, что экскурс в военную историю удался: белых пятен в событиях более чем полувековой давности практически не осталось.
Стратегия про танки?
За основу игры взят движок другой отечественной стратегии — «Блицкриг 2». С одной стороны — это хорошо, так как позволяет нам не тратить много времени
Песок и редкие пальмы. Такой унылый пейзаж будет сопровождать игрока всю игру. |
Игровой процесс напоминает «Блицкриг» за первым номером и серию стратегических игр «Противостояние». Больше мы не способны самостоятельно выбирать подкрепления — они присылаются старшим командованием для помощи на особо важных участках фронта перед решающим наступлением противника либо после выполнения сюжетных заданий и поддержки атаки. Выбор также остается не за нами — что пришлют, тем и будем воевать. Справедливости ради надо отметить, что на подкрепления жаловаться не приходится — их выдают именно тогда, когда нужно, и именно то, что и требуется. На вас наседают танки противника, а боезапас уже на исходе? Держитесь — вполне возможно, что вскоре нам пришлют несколько машин снабжения и противотанковую артиллерию. Главное — не потерять позицию и успеть подвести подкрепления. Если же это уже произошло, быстро образовать новый оборонительный рубеж. Также наши подразделения с самого начала обладают специальными навыками, которые обязательно нужно использовать. Связка гранат позволяет пехоте стать грозным оружием против танков. Стрельба на ходу дает технике больше шансов на выживание.
Тайно выбираемся с аэродрома. Сейчас там такое начнется... |
В стратегии присутствуют две кампании с десятком заданий в каждой. Их прохождение весьма увлекательно. «Битва за Тобрук» — это сложная игра. Для завершения игры с опробованием разнообразных тактик и решением нетривиальных задач может потребоваться неделя, а то и больше. Вообще, со сложностью творятся какие то странные вещи — сложность в заданиях в кампании за союзников идет по нарастающей, а вот немецкая сторона таким благом обделена, и уже вторая карта может стать камнем преткновения для многих игроков. Впоследствии крайне трудные и весьма простые уровни будут чередоваться, вводя нас в заблуждение.
Задания на миссию достаточно разнообразны и воспроизведены в соответствии с историческими реалиями. К примеру, после сравнительно легкого захвата аэродрома следует мощная контратака. На подготовку обороны практически не дается времени. Но самое интересное только начинается. После успешного отражения атаки к нам с тыла заходят «запоздавшие» танки неприятеля. Необходимо в ускоренном темпе создать новую линию обороны и удержать позицию. При отсутствии снабжения боеприпасами сделать это весьма непросто. Или же другой пример. Немецкие войска прижаты спиной к минным полям. Англичане, уже радуясь скорой победе, посылают в атаку все свои войска. Нам необходимо продержаться до тех пор, пока саперы не проложат безопасный коридор, по которому сможет подойти подкрепление. На словах все просто, но выполнить задуманное в условиях постоянных авианалетов весьма проблематично.
Атака захлебывается, но англичане и не думают отступать. |
Оппоненты ведут себя довольно разумно. Больше пехота не бросается вдогонку за нашими танками, если шансы разобрать их на запчасти невелики. Вместо этого солдаты предпочитают занимать доты с тяжелым вооружением либо использовать противотанковые пушки, одновременно проводя отвлекающую атаку. Искусственный интеллект может и удивить, на ходу перестроив оборону и оставив нас с носом. Хотя встречаются такие изыски крайне редко, что наводит на мысли о некоторой «сырости» игры. Но об этом чуть позже.
Атмосфера игры держит в постоянном напряжении. Часто, казалось бы, простое задание превращается в сущий кошмар, атака сменяется необходимостью обороняться в совершенно неподходящих для этого условиях. Некоторые задания, особенно на высоких уровнях сложности, завершаются, когда у нас уже нет сил отразить еще одну волну. Именно поэтому потеря даже одного миномета может стать фатальной для выигрыша.
Фасетчатые глаза бага
К сожалению, многие ошибки
Колонна спешит добраться до лагеря и занять оборону. |
Вызывает
Сбросил бомбы — и лети спокойно. |
Иногда наши танки скапливаются в одном месте и не могут разъехаться. Можно, конечно, развести их вручную, но на это требуется время, а задания порой весьма динамичны и не терпят задержек в исполнении. Бывает, что пушки не могут развернуть орудия в сторону, из-за чего и гибнут. За время прохождения такие недоработки встретились всего пару раз, но уже само их наличие настораживает.
Скорей всего, все существующие проблемы будут исправлены в патчах, но на данный момент в сети еще не появлялось ни одного, поэтому на многие ошибки приходится либо закрывать глаза, либо пытаться использовать себе во благо.
Люди, ау!
Грамотная оборона артиллерийской позиции — залог успеха. |
Многопользовательский сервер от Nival порадовал своей пустынностью. Безрезультатно выждав около двух часов и не увидев ни одного желающего сразиться на просторах интернета, я вынужден констатировать, что мультиплеер в игре скорее мертв, чем жив. К сожалению, не лучшим образом дела обстоят и с отдельными сценариями. Никаких дополнительных карт или даже редактора на диске с игрой обнаружено не было, поэтому творческим людям, которые хотят разнообразить игру, можно порекомендовать воспользоваться редактором для «Блицкрига 2». Несомненно, это недостатки игры, из-за которых желание еще раз устанавливать игру может и не возникнуть.
Игровые компании, несомненно, захватывают, но когда-нибудь они будут пройдены, и диск отправится на дальнюю полку. «Битва за Тобрук» не стимулирует игрока к повторному прохождению. Все разнообразие тактических приемов мы опробуем сразу же, к этому нас так или иначе подталкивают сами разработчики.
Противостояние в Африке закончилось более 60 лет назад. Возможно, вскоре разработчики устанут штамповать игры про высадку в Нормандии и открытие второго фронта и обратят свой взор в более южные широты. В тех местах велась рыцарская война, и по большей части и англичане, и немцы сражались с пустыней, а не друг с другом. Солдаты не забывали значения слова «милосердие», а к пленным относились с уважением. «Великие битвы: битва за Тобрук» отлично передает атмосферу тех сражений. Две интересные и сложные кампании, а также весьма обширное разнообразие выигрышных тактик подпорчены многочисленными ошибками. Игра вышла шероховатой в деталях, но достоинства полностью перекрывают недочеты. Игра не привнесла в жанр чего-то нового и не развила старых идей. Перед вами добротное приключение, но только на один раз. Как результат — рейтинг 70% и награда «Медаль».
ДОСТОИНСТВА | НЕДОСТАТКИ | |
Увлекательность 7 |
сложность прохождения, наличие "расслабляющих" заданий | недостаток разнообразия тактик |
Графика 6 |
ясное представление всей картины боя | устаревший движок, монотонность пейзажей |
Звук 7 |
не мешает игре | порой "заедающие" фразы у боев |
Игровой мир 8 |
увлекательная атмосфера африканских сражений | еще одна стратегия про танки |
Удобство 7 |
интуитивное управление | большое количество ошибок в игре |
Новизна нет Интерес повторной игры нет |
Награда | Вердикт: Стратегия для любителей сложной игры и желающих почувствовать законную гордость при прохождении тяжелого боя. Увы, на стороне противника выступают еще и баги. | Рейтинг 70% |