— Леди и джентльмены, прошу внимания! — Агата постучала карандашом по бокалу. — Итак, в результате обследования места происшествия, анализа так называемого завещания и бесед с вами мне удалось составить полную картину преступления. Но начать мне придется издалека. Готовы ли вы слушать?
М. Успенский, А. Лазарчук «Посмотри в глаза чудовищ»
Пролог
Восточный экспресс. Начало долгого пути. |
Детективный жанр при всей его несомненной привлекательности для создателей квестов таит в себе массу подводных камней, способных если и не разбить лодку, то изрядно ее поцарапать.
И один из таких камней — предсказуемость.
В самом деле, какой здравомыслящий человек рискнет дописывать за леди Агатой Кристи «новые, доселе неизвестные истории»?.. В лучшем случае это будет удачная стилизация, в худшем... но не будем сейчас о грустном.
Взяв сюжетом знаменитый детективный роман «Убийство в Восточном экспрессе», создатели игры сделали ставку на довольно-таки аккуратное следование тексту: перечитав роман, можно легко убедиться, что сохранена не только сюжетная линия, но и характеры, и диалоги. Сохранен даже тот эпизод, в котором вскоре после того, как «Восточный экспресс» покидает Стамбул, Пуаро отвечает отказом на предложение работы от мистера Рэтчетта — одного из пассажиров и самой неприятной личности во всей этой увлекательной истории. Отказ, конечно, изрядно ранит самолюбие американского миллионера, но, невзирая на всю его злопамятность, долго огорчаться по этому поводу ему не позволяет судьба:
Эркюль Пуаро объясняет мистеру Рэтчетту, что не будет на него работать. Спешите видеть, неодолимая сила встречается с несокрушимым препятствием! |
Впрочем, совершенно обойтись без изменений не удалось. Посчитав, что столь выдающаяся личность, как Эркюль Пуаро, попросту не может сделать то количество ляпов, без которых наверняка не обойдется игрок, Ли Шелдон, автор сценария, и AWE Games решили проблему несоответствия довольно просто: вместо месье Бука, владельца железнодорожной компании и старого знакомого «маленького бельгийца», в поезд села мадемуазель Антуанетта Марсо.
И поскольку эта достойная леди не обязана быть великим детективом, ей под руководством игрока позволено и бестолково бегать по поезду в поисках какой-нибудь необходимой улики, и упускать значимые детали, и совершать ошибки. Сам же Эркюль Пуаро, повредив лодыжку в тот момент, когда поезд резко затормозил перед снежной преградой на пути, вынужден пребывать в покое в своем купе и полагаться на энергичность и сообразительность мадемуазель Марсо. Что, впрочем, не мешает ему строить свои умозаключения на основе ее регулярных отчетов.
Откровенно говоря, мне подобное решение пришлось по душе: мы с Антуанеттой, как и предполагали создатели игры, столько раз ошибались, что нам было даже как-то неловко так часто беспокоить великого детектива в надежде на подсказку.
Факты. Показания свидетелей
Детектив от леди Агаты Кристи — это, как правило,
Моцион на свежем воздухе. |
И надо признать, игра по большей части сохраняет авторский стиль: расследование ведется в сдержанной английской манере, диалоги неизменно соответствуют характерам (впрочем, некоторая их часть напрямую перекочевала в игру из оригинального текста, чему можно только порадоваться), манера речи и интонации персонажей индивидуальны и выразительны, а ощущение собравшейся в поезде «пестрой компании» не в последнюю очередь создается за счет разнообразных акцентов.
Нельзя не отдать должное мадемуазель Марсо — случайная ассистентка Пуаро весьма корректна в общении, умна, решительна, что, дополняясь определенным бесстрашием, создает очень приятное впечатление.
Этот образ — целиком и полностью заслуга Ли Шелдона, и, пожалуй, за него я склонна простить сценаристу безнадежно слезоточивый финал, более всего подходящий для мелодрамы средней руки.
Увы, создатели игры, видимо, сочли, что известной истории недостает то ли свежей нотки,
Один из наиболее сильных образов как в тексте, так и в игре — княгиня Драгомирова, старая женщина с железной волей. И альтер эго игрока, Антуанетта Марсо. |
Если бы еще аниматоры чуть лучше потрудились над внешним обликом бедной девочки... Но о работе художников стоит рассказать отдельно.
Человеческие лица и в особенности мимика — величайший камень преткновения игровой анимации. Следующей по списку проблемой идет пластика. Эти сложности не обошли и AWE Games, где к решению вопроса подошли хотя и не без старания, но явно недостаточно внимательно. Результат получился средненьким: каким-то героям повезло больше, каким-то — меньше. Больше всех не повезло бедняжке Дейзи, из-за чего ее триумфальный выход на сцену сопровождался взрывом не прописанного в сценарии восторга.
Как ни странно, оба центральных персонажа — Эркюль Пуаро и Антуанетта, альтер эго игрока — тоже не могут похвастаться своим внешним видом. Искреннее недоумение вызывает великий детектив, лежащий под пледом в полном облачении джентльмена — разве что шляпы и трости недостает. И не менее искреннюю печаль вызывает мадемуазель Марсо, при создании которой настолько поскупились на мимику, что ее лицо, и без того довольно-таки шаблонное, приобрело сходство с пластиковой маской.
Второй камень преткновения тоже не удалось обойти без потерь: пластика действующих лиц выдает проблемы с суставами и некоторую дискоординацию. Неестественные движения и скованная походка, наклеенная прямо на кожу одежда — нельзя сказать,
Стамбул, окрестности вокзала. |
Окружающая героев действительность вызывает смешанные чувства. Стамбул, похожий на мелкопоместный привокзальный рынок, заснеженные окрестности загадочной хижины, интерьеры Восточного экспресса...
К слову об интерьерах. Они неоднократно подвергались суровой критике — дескать, много бутафории, мало функциональных объектов... Но, позвольте, речь идет о знаменитом Восточном экспрессе! Это поезд, где современный минимализм не в чести. Зато в чести бархат, батист, хрусталь и начищенная медь — и как раз их-то отчетливо недостает. К сожалению, к пассажирским вагонам художники подошли менее творчески, нежели к вагону-салону или вагону-ресторану: купе выглядят излишне скромно для первого и второго класса легендарного Восточного экспресса.
Вдобавок при осмотре апартаментов создается впечатление, что живых людей в поезде на самом деле нет: ни раскрытой книги, ни газеты с последними новостями, ни хотя бы отложенных на время игральных карт. Только у покойного миллионера в пепельнице на прикроватном столике есть пепел — и то лишь потому, что в этом пепле прячутся ценные улики.
Два вагона, в каждом из которых 16 мест,
Мистер Рэтчетт, уже очень тихий и молчаливый. |
Игра вообще требует методичности и аккуратности, и есть несколько правил, которые лучше соблюдать хотя бы во имя сохранения собственных нервов. Во-первых, каждое дело нужно доводить до конца, вне зависимости, сбор паспортов это или сличение обуви. Во-вторых, каждая улика, попавшая в нежные ручки Антуанетты, должна быть подробно изучена в инвентаре.
Инвентарь, активизирующийся правым щелчком мыши, представляет собой многофункциональный и весьма удобный в использовании виртуальный «карман», куда попадает все, имевшее несчастье заинтересовать мадемуазель Марсо. Многофункциональный — потому что помимо улик в нем хранятся документы, включая рабочий блокнот, и на специальной вкладке можно работать с предметами, комбинируя друг с другом. Например, если соединить плоскогубцы и медный браслет, получится безнадежно испорченный медный браслет — очень, очень полезная вещь. И вот о пользе подобных предметов и пойдет сейчас речь.
Чудо современной радиотехники. |
Помнится, создатели обещали, что нелогичных загадок не будет. Однако на определенном этапе игры от Антуанетты требуются навыки радиолюбителя, и метод починки сломанной аппаратуры при помощи статуэтки, апельсинового сока и чаши для пунша способен заставить задуматься о границах человеческих возможностей. Логика неспециалиста просто-напросто пасует перед столь причудливым набором деталей.
Наградой за интеллектуальные мучения будет редкой красоты натюрморт. И... есть подозрение, господа, что интернет и информационные поисковые системы изобрели еще до Октябрьской революции. Потому что вторым призом за создание авангардной радиотехники станет общение с неким молодым, но подающим большие надежды юношей. Тот, помогая Антуанетте в меру своих скромных сил, без особенного труда находит ответы на столь дурно сформулированные вопросы, что автор сих строк склонен заподозрить талантливого парня не только в проникновении во Всемирную паутину, но и в экстрасенсорике.
На фоне этого Deus ex maсhina такие мелочи, как следы в сугробе, которые всю игру не может засыпать метель, или удачно обнаружившаяся неподалеку от поезда хижина, кажутся сущими пустяками.
Пуаро садится поудобнее и размышляет
Что ж, AWE Games выпустили недурной квест, постаравшись по мере сил сохранить авторский текст и стиль. И в целом преуспели: игра, как уже было сказано, радует той самой атмосферой английского детектива, в котором сюжет не менее важен, чем успешное расследование.
При этом, к сожалению, разработчики недостаточно внимательно отнеслись к поставленной задаче, и в результате игра при всех своих достоинствах не избежала ни мелких нелогичностей, ни сомнительных нововведений. Коль скоро AWE Games намерена продолжить серию квестов по мотивам произведений леди Агаты, было бы весьма грустно обнаружить, что подобная небрежность в деталях и есть устойчивый авторский стиль.
Но поскольку выпущенных двух игр все-таки слишком мало для вердикта, с окончательной оценкой серии имеет смысл пока подождать.
ДОСТОИНСТВА | НЕДОСТАТКИ | |
Увлекательность 8 |
детектив от Агаты Кристи | сомнительные нововведения |
Графика 6 |
неплохие интерьеры | неаккуратная анимация |
Звук 9 |
хорошая музыка, превосходно озвученные диалоги | не отмечены |
Игровой мир 8 |
атмосфера классического английского детектива | некоторые детали выбиваются из общего стиля |
Удобство 7 |
удачный интерфейс, удобный способ быстрого перемещения по поезду | игра любит вылетать от клавишесочетания Alt+Tab |
Новизна нет Интерес повторной игры нет |
Награда | Вердикт: Увлекательный сюжет, сильные образы, но неаккуратное исполнение. | Рейтинг 72% |