Если вы окно разбили,
Не спешите признаваться.
Погодите — не начнется ль
Вдруг гражданская война.
Артиллерия ударит,
Стекла вылетят повсюду,
И никто ругать не станет
За разбитое окно.
Григорий Остер «Вредные советы»
На самом деле во всем виноваты инопланетяне: им нужны ритуальные чаши, для изготовления которых требуются черепа строго определенной, идеально яйцевидной формы. У пропавшего мэра была именно такая голова...
Бред?
Еще какой!
Замечательный бред! Ничуть не хуже, чем легенды и мифы про черную руку и гроб на колесиках. В самый раз для начинающего сыщика 12 лет от роду. Молодой человек, невзирая на школу, которая «препятствует его образованию», и многочисленные преграды на своем пути, обязательно выяснит, кто или что стоит за странными событиями, происходящими в этом сонном городке. В тихом омуте кто только не водится, помяните мое слово.
Да, опять опоздал. И домашнее задание не сделал. Но — три часа в этих стенах после уроков?! |
Первое впечатление от Tony Tough 2: A Rake's Progress в полной мере определяется словами «кошмар невыразительный». Угловатые персонажи, похожие на мультяшных героев, вырубленных для детской площадки топором не слишком старательного папы Карло. Унылый пейзаж со стертыми приметами времени: в таких маленьких поселках, о существовании которых знают лишь самые просвещенные картографы, век всегда прошлый, а годы не играют никакой существенной роли.
Графика специфична настолько, что непонятно — эта угловатость нарочита и является особенностью стиля, или просто разработчики махнули рукой на прорисовку, предоставив вытягивать игру сценарию и озвучке. И первое впечатление вполне может заставить вас закрыть квест сразу после просмотра начального ролика.
Однако это тот случай, когда стоит дождаться второго впечатления, потому что в итоге на другой чаше весов оказываются образы героев, любовно выписанные с тщательностью хорошего комикса. Диалоги и комментарии практически безупречны — такое впечатление, что в игре нет ни одной «проходной» реплики.
Знак, запрещающий самостоятельные раскопки на кладбище. Точнее... был знак. |
К личностям своих персонажей создатели подошли с исключительной скрупулезностью и несомненной любовью. Чего стоит хотя бы отказ совершить то или иное действие: в отличие от большинства квестов, где герой, как правило, отделывается от вас какой-нибудь одной стандартной фразой в духе «это бессмысленно», Тони неизменно аргументирует свое нежелание совершать предложенное ему действие. Этот тринадцатилетний оболтус вообще любит поговорить — и не только любит, но и умеет. В Tony Tough 2 можно играть ради одного только удовольствия выслушивать его ядовитые комментарии о происходящем.
Тони — очень самостоятельный молодой человек. Он нестандартно мыслит (игроку придется перенимать этот причудливый стиль мышления: задачки не слишком сложны, но, как правило, небанальны), он не слишком силен и вовсе не ловок, о чем периодически язвительно сокрушается. Иногда он обращается к аудитории по ту сторону монитора, то напоминая, что сам он — компьютерный персонаж, то поясняя, что лопата, разумеется, никак не может влезть в его школьную сумку, о чем он осведомлен не хуже игрока. К слову, это тот редкий случай, когда создатели игры приняли во внимание, что герою не слишком-то легко и удобно носить с собой кучу мелких и крупных предметов, зачастую остро необходимых для решения задачек: сумка Тони не пустует, но и не являет собой выход в параллельное пространство.
«Вот за что я тебя уважаю, Пантагрюэль, так это за то, что ты никогда не подчиняешься власти!..» |
Но к сожалению, все несомненные достоинства сценария не искупают полностью ни недостатков графики, которой не помешало бы выглядеть поаккуратнее, ни некоторого неудобства навигации: время от времени остро недостает хотя бы карты. Этот небольшой городок может заставить изрядно поломать голову над его географией, а поиск нужного дома или магазина — вылиться в бесплодную беготню по пустынным улицам. Немногочисленные ориентиры, конечно, помогают — например, будка с псом Пантагрюэлем возле дома Тони или разбитое героем в стремлении к свободе окно местной больнички, — но не спасают в тех случаях, когда ситуация начинает склоняться к безрадостному «чего хочу? куда лечу?..»
Управление в игре вполне стандартно: все основные действия совершаются мышью, ничего нового для «Тони» в этой области изобретать не стали — это, пожалуй, и к лучшему. Приятная, хотя и незаметная на первый взгляд деталь в механике игры — отсутствие багов. То есть, может быть, они, конечно, и есть — но очень хорошо прячутся. Ни одного не замечено.
Детектив Шапокляк выходит на тропу войны
Химические опыты. Прекрасный повод «немного пошалить» (с) Карлсон. |
Действие Tony Tough 2: A Rake's Progress происходит в 1953 году, когда молодому человеку, уже знакомому нам по Tony Tough and the Night of Roasted Moths, исполнилось 12 лет, но уже в этом нежном возрасте он подает немалые надежды... и является кошмаром любого, кому сколь-нибудь дорог покой. Этот предприимчивый разгильдяй попадает в разные сомнительные ситуации настолько часто, словно сам же их вокруг себя и генерирует. Впрочем, отчасти это так и есть. Достаточно один раз проспать выход в школу, а потом на уроке химии налить в пробирку лимонад — и неминуемо пострадает одна жаба, один почтальон и одно окно в местной больнице.
Нельзя сказать, что Тони — хулиган. О нет, этот очкарик не хулиган, у него просто исключительно нестандартное мышление и абсолютное равнодушие к общественным нормам поведения.
Игра проведет парня от утренней слишком поздней побудки до финала этой увлекательной истории с похищениями, необъяснимыми происшествиями и тюремной камерой. В каждой новой главе события одного-единственного дня, в который и уместилась вся история, будут раскрываться все более полно, добавляя к сложившейся картине новые подробности, — несколько необычное для квеста построение сюжета, но весьма увлекательное.
Лоррэйн, медсестра. Гарольда разлучили с Тони, чему жаб наверняка несказанно рад. |
В начале игры — а точнее, еще до начала — вы вместе с Тони попадаете в аптеку Алексис, где можно ознакомиться с предлагаемыми функциями и настройками. Их, к слову, немного, да и разрешение экрана — 800x600 — не обещает звезд с неба. Кое-какие пояснения Тони и сам даст чуть позже, но поначалу стоит определиться, все ли из доступного набора вас устраивает. Быть может, какие-то опции (например, субтитры) надо бы включить, а какие-то, напротив, выключить. А чтобы закончить с подготовкой и начать смотреть первый сюжетный ролик, заведите с Алексис разговор о самом Тони.
Итак, что делает образованный, но не питающий пиетета к учебному заведению молодой человек, оставленный после уроков на дисциплинарное взыскание? Правильно, обдумывает план побега. К сожалению, ни один из стандартных вариантов выхода из ситуации и из школы не сработает: кто-нибудь да заметит беглеца, не преподаватели — так однокашники. Значит ли это, что ближайшие три часа этот достойный юноша обречен лезть от скуки на потолок и украшать учительский стул художественной аппликацией из канцелярских кнопок? Ни в коем случае! Тут вот под коробкой сидит Третий Вариант — специально для целеустремленных и небрезгливых. Зная скверный характер своего желудка, способного закатить форменную истерику ни с того ни с сего, Тони с полным на то основанием может предположить, что от знакомства с Гарольдом его капризный организм устроит бунт по всем правилам. Немного самопожертвования — и вот она, свобода. Своеобразная такая свобода с решеткой на окне.
Больница, пострадавшая от пребывания там Тони. С другой стороны — зачем ставить на окна такие решетки?.. И вообще, получилось довольно-таки аккуратно. |
Выбраться из больницы до того, как в палате с обычным врачебным обходом появится отец Тони, — задачка посложнее. Вдобавок подлое мыло ускакало от молодого человека аж на пустующий стенной шкаф, но его можно вернуть, если под ножку шкафа подложить прибор для измерения давления — тогда при небольшом усилии со стороны Тони оно само свалится ему в руки. Мыло — это, конечно, та еще машинная смазка, но на один раз хватит, а больше и не надо. Кое-как смазав стоящее тут же древнее кресло-каталку, многообещающий юноша свяжет ее с люстрой свитым из полотенец жгутом, после чего останется только позвонить и позвать медсестру, чтобы она одним могучим ударом двери разом решила проблему решетки на окне.
День, начавшийся с умершего тихой смертью будильника, продолжится замечательным приобретением, бесценным для человека, мечтающего стать сыщиком: Сеймур, приятель Тони, на какой-то распродаже обрел «Руководство частного детектива», издание для начинающих. Эта ценная книга перекочует в сумку главного героя, а сам он отправится дальше слоняться по городку и от безделья решать всяческие увлекательные головоломки. Например — где взять денег на парик (настоятельно рекомендованный составителем «Руководства»), если парик есть у Алексис, но дарить она его, что неудивительно, не хочет. Вволю поторговавшись с ней, цену можно немного сбить, но даром приз заполучить все равно не удастся, поэтому придется изрядно поломать голову над источником средств.
Кое-что удастся заполучить, решив для Филиппа древнюю задачку с гвоздями и пятью квадратами, кое-что — у почтальона, починив ему велосипед (разводной ключ закопан возле ящика с инструментами, лопата висит на ограде кладбища, запасное колесо можно открутить от пресловутой коляски). Какие-то средства найдутся у Сеймура в копилке, спрятавшейся под коробкой. К слову, попроситься немного погостить у Сеймура тоже будет небесполезно.
Летний домик Сеймура, Сеймур прилагается. |
Самым сложным будет тихонько забрать пожертвования из церкви: для этого Тони придется при помощи мела, взятого с доски на выезде из города, перевоплотиться в почтенного старца, потому что иначе падре его в церковь не пустит: там сейчас лекция для колхозников... perdуneme, проповедь для старшего поколения.
К слову, на доске объявлений возле церкви есть совершенно бесхозная магнитная буковка, которая изрядно пригодится Тони, когда тому при помощи собачьего поводка понадобится достать из водостока половинку идентификационного браслета.
А тем временем в городке продолжают происходить необъяснимые происшествия: похищена Корнелия, горничная в доме семьи Tough. Некоторые любопытные детали молодой человек узнает, покопавшись в личных карточках пациентов больницы, если ему удастся отвлечь бдительную медсестру — в этом ответственном деле ему здорово поможет меловая конфетка, испеченная из мела и воска (свеча стоит на тумбочке возле постели Тони).
Дальше неугомонный характер будущего детектива приведет его на задний двор церкви: там из кирпичной кладки он возьмет кирпич, чтобы разбить чуть позже витрину магазина Bazaar и оказаться в тюрьме. Впрочем, в тюрьме молодой человек тоже надолго не задержится. Соорудив собственный муляж из подушки, парика и ночного горшка, он довольно быстро окажется на свободе, заодно захватив в качестве сомнительного трофея непотушенную сигарету со стола.
Одна зовет Тони котеночком, вторая чемпионом, обе исключительно далеки от истины. |
За три монетки почтальон согласится одолжить парню свой велосипед, однако неоднократно воспетые в сказаниях «кривые ручонки» и тут испортят Тони жизнь: искать небольшие монетки по всей округе — занятие для Золушки. А наш главный герой, увы, за все свои 12 лет не завел полезных знакомств с интеллектуальными голубями или мышами, поэтому ему придется справляться собственными силами. Первая монетка найдется под тем щитом, с которого молодой человек уже снял запрещающую раскопки лопату. Вторую он обретет после того, как с помощью набранного из разбитого пикапа бензина выжжет мешающую растительность, а третью — натерев мылом ступеньки почтенного заведения Чучо Хуареса (предварительно в похоронное бюро нужно позвонить из дома).
Велосипед здорово поможет Тони в его мелких пакостях, которые именуются расследованием необыкновенных происшествий: по крайней мере, мобильность его здорово повысится, а как следствие — и радиус действия той каучуковой бомбы, которой для порядка и покоя является личность по имени Tony Tough. Но о его решительной борьбе с дорожным знаком и безусловной победе над противником мы здесь рассказывать все же не будем. Пусть этот завершающий кусочек головоломки до поры останется тайной.
Версия наблюдателя
Город на обочине. |
Не секрет, что в случае игровых серий вторую часть игры оценивают в контексте первой: это логично, продолжение должно соответствовать первоначальной игре. Но в случае Tony Tough 2 этот подход не совсем оправдан: во-первых, перед нами не продолжение, а пролог к событиям первой части, а во-вторых, он стилистически самостоятелен, и с первой частью его объединяет только личность главного героя.
Tony Tough 2: A Rake's Progress вряд ли станет событием игрового мира, и это не та игра, которую можно рекомендовать всем без исключения. Недостатков у нее хватает, и, забегая вперед, можно с уверенностью предположить, что найдется немало тех, кто еще в самом начале закроет этот квест и никогда больше к нему не вернется. Но игру можно смело рекомендовать тем, кому по душе ядовитый юмор юного мизантропа и легкий флер абсурда, всюду его сопровождающий. Быть может она даже сподвигнет кого-то, пропустившего Tony Tough and the Night of Roasted Moths и доселе не знакомого с великим и ужасным детективом Тони, пройти и первую часть.
ДОСТОИНСТВА | НЕДОСТАТКИ | |
Увлекательность 7 |
сценарий | иногда случающиеся "провисы", когда непонятно, что делать дальше |
Графика 5 |
специфика стиля выдержана неплохо, но... | ...грубовато, да и достоинства этого стиля вызывают сомнение |
Звук 8 |
мы с Тони задержались у Алексис, чтобы послушать кантри из ее радио | не отмечены |
Игровой мир 6 |
"город на обочине мира", прекрасно проработанные персонажи | такое впечатление, что по городу бегает один Тони |
Удобство 6 |
простая навигация | нет карты |
Новизна нет Интерес повторной игры нет |
Награда | Вердикт: Квест увлекательный, но - на любителя. | Рейтинг 67% |