Известно, что обычно на разработку игр уходит не менее двух-трех лет. Более того, иногда этот срок увеличивается вдвое или даже втрое! Происходит это не из-за наплыва флегматиков в среду разработчиков — такой долгий срок нужен на игровой дизайн, продумывание идей и функций, сведение мыслей в единую цель... А если на ту же работу дают вдвое меньше времени? Будет ли результат настолько же хорош? А если темп нужно держать десятилетиями?
Игра имени овечки Долли
Футбольные симуляторы должны выходить как минимум раз в год. Более того, спустя полугодие необходимо что-то вроде дополнения, посвященного определенному турниру. Между прочим, с недавних пор к заботам добавилось разделение на новые и старые консоли... В таких условиях нелепо ждать града новинок!
К тому же на персональных компьютерах для FIFA отрезан путь к улучшению графики. Версия для PC перенесена с PlayStation 2 — а значит, графика обречена оставаться на уровне начала века.
Что делать в случае, когда привычный метод «добавим немного полигонов» недоступен? Может быть, можно ограничиться изменениями в составах команд? Футбол-то, по большому счету, не меняется: те же футболисты переходят между теми же командами. Правда, покупатели почему-то возмущаются...
Второй путь сложнее: улучшать геймплей или приближать игру к реальному футболу. Непонятно только, как именно это сделать. В FIFA 07 работа удалась: игра из бестолковой суеты двух десятков персонажей превратилась в футбол — с сопутствующей реальному миру логикой и структурой. В сумме изменений было не так много, но они двигали симулятор в правильном направлении.
FIFA 08 похожа на предшественницу. Точно так же при первом взгляде возникает вопрос «неужели они изменили только картинку в меню?», точно так же нововведения в графике оказываются мифом. Что же изменилось?
Особенная горошина
Главное впечатление от FIFA 08 — геймплей резко усложнился. Такое впечатление, что в EA внимательно прочли всю критику и решили сделать по принципу «хотите сложности — так не жалуйтесь потом». Форварды под управлением компьютера легко обходят наших защитников, а оборона противника умело противодействует нашим атакам.
Более того, игра не просто усложнилась — она усложнилась неравномерно. Главным изменениям подверглась защита: если раньше для отбора мяча было достаточно бежать рядом с противником и быстро-быстро нажимать на одну и ту же кнопку, то теперь форварды легко преодолевают такой заслон. В FIFA 08 человек должен выбирать моменты для отбора или простого прессинга, важнее стала позиция защитника, а подкаты превратились из бесполезных трюков в обязательное оружие.
Разработчикам удалось немыслимое: защиту удалость сделать интересной! Всего лишь год назад это казалось чем-то фантастическим: оборона ворот была лишь необходимой рутиной. Перед нами не просто улучшение симулятора, а принципиальный шаг в эволюции спортивных игр! Теперь защищаться можно не менее эффективно, чем раньше, но сейчас для этого требуется правильное и своевременное сочетание различных приемов.
Компьютер стал обороняться даже лучше: шансы на нашу удачную атаку резко упали. В целом игра стала больше напоминать реальный футбол, но из низшей лиги: много борьбы, минимум красоты.
На фоне обновленной защиты логично выглядит и другая идея: управление не целой командой, а ее частью. Сидящий за компьютером человек больше не чувствует себя одиноким: для победы необходимо сотрудничество с виртуальным помощником, нужно понимать действия товарищей под управлением компьютера - появляется чувство команды, которое так важно в настоящем футболе!
Давайте сделаем мяч квадратным!
Какими бы потрясающими ни были нововведения, одного их наличия мало. Свежесозданное необходимо еще вплести в ткань геймплея, причем где-то рядом должен обитать баланс.
Именно это и не удалось создателям игры. FIFA 08 больше напоминает демонстрацию новых идей в середине разработки, чем готовый продукт. Пусть в целом симулятор пока не впечатляет, но зато каковы отдельные части! Помимо улучшенной защиты и новых режимов, разумнее стали вратари, интересные идеи есть в режиме тренера. В то же время графика, баланс, анимация остались «на потом» — допустимо для демо-версии, но ужасно для готовой игры.
Несмотря на отдельные слагаемые, суммарная увлекательность снизилась. Во многом виновата усиленная защита: теперь стратегический элемент в атаке не так важен, а без финтов не обойтись. Это не просто смещение баланса, а снижение реалистичности: структуру атаки можно без изменений перенести из реального футбола в виртуальный, а вот клавиши соответствуют финтам лишь символически!
Официальный сайт игры честно предупреждает: для игры через интернет необходимо подключение к интернету. Рядом не мешало бы дописать, что версия для PC служит лишь пародией на игру для Xbox 360 и PlayStation 3... Впрочем, этот же факт внушает оптимизм: может быть, уже через год FIFA отберет у Pro Evolution Soccer утраченное лидерство? Кстати, именно в FIFA 09 запланирована официальная поддержка российской премьер-лиги — что уже обеспечивает наш интерес.
ДОСТОИНСТВА | НЕДОСТАТКИ | |
Увлекательность 6 |
интересный режим контроля нескольких игроков | несбалансированность игры |
Графика 5 |
низкие системные требования | ошибки и проблемы с деталями |
Звук 8 |
достойный комментарий | невыразительный шум трибун |
Игровой мир 9 |
много лицензий | искусственные эмоции игроков |
Удобство 8 |
улучшение привычного управления | перенесена клавиша смены игрока |
Новизна да Интерес повторной игры да |
Награда | Вердикт: Интересный эксперимент со слабым геймплеем. | Рейтинг 68% |