Еще одно возвращение в Рим
Градостроительные симуляторы уже давно выросли в отдельный поджанр, и едва ли не половина из них посвящена строительству римских поселений. Со времен Caesar, коему в этом году стукнет пятнадцать лет, их было выпущено немало. Игрок может строить здания, а непосредственно управлять ему дозволено только войсками. Задача тоже всегда одна — построить город, и чтобы в казне звенели денарии, а жители в домах и на улицах были счастливы. Но способы и возможности достижения этого разные. Упомянутая серия Caesar и ее египетские собратья славятся полноценной экономической моделью — приходится организовывать производственные цепочки, вдумчиво открывать торговые маршруты. CivCity: Rome с деревом технологий и передвижными домиками разительно отличалась от канонов, заложенных конкурентами. А Glory of the Roman Empire... не отличалась сложностью.
Imperium Romanum последней доводится ближайшей родней. У них не просто один разработчик, игры похожи, как сестры. Различий немного, хотя достаточно для того, чтобы придумать новое название вместо дописывания двойки к прежнему. Хотите знать все об экономике? Обратитесь к руководству по Glory of the Roman Empire в октябрьском номере за 2006 год. Но если «Величие» не было обременено лишними сложностями, то его потомок уж совсем прост. До тренажера по размещению зданий SimCity Societies новому градостроительному симулятору еще падать и падать, но тенденция настораживает.
Схема классическая — строим жилые дома, обеспечиваем население водой, пищей и доступом к религиозным сооружениям. Особенность игры — в населении (как было и в названном предке), жители домов дальше определенного расстояния от семейного гнездышка уходить не желают ни ради работы, ни за покупками, ни в храм. Потому приходится умещать все необходимое на маленьком пятачке, обеспечивая счастье подопечных. Экономика примитивна, основной источник дохода — продажа или перепродажа товаров. Торговля происходит на нематериальном плане: назначаем торговый путь, а продукция появляется из ниоткуда и исчезает в никуда. Мы можем несколько раз собрать налоги, изъяв десять процентов достояния жителей.
Люди Империи
Люди в городе рождаются, растут, учатся, работают, ворчат на старости лет, а потом умирают. Каждая семья — это мужчина и женщина, а иногда еще ребенок и старик. Дети вырастают и, если есть свободные дома, заселяются туда. А если нет, то попадают в «запас», обозначенный скупой цифрой в разделе ресурсов. Дома, соответственно, будут пустыми, если в них некому жить.
В Imperium Romanum работают и женщины, и мужчины. Некоторые профессии требуют определенного пола: так, мясником может быть только мужчина, а ткачихой — только женщина. Черновой работой свободные граждане не занимаются, для этого есть рабы. Но, в отличие от Glory of the Roman Empire, где они были основной статьей расходов, здесь на них не нужно тратиться. Некоторое количество рабов живет в здании форума, а для увеличения численности можно построить дополнительные хибарки.
Недовольство населения выражается единственным способом — они выходят на улицы и начинают жечь все подряд. Иногда даже собственный дом, если под руку подвернется. Хорошо, если рядом есть префекты, они потушат пожары. Остановить бунтовщиков можно единственным способом — дать то, что они просят. Для этого достаточно внимательно выстроить цепочку зданий. Рабы тоже могут показать характер: если их чересчур изнурять трудом, они восстанут. Но с ними разобраться еще проще — увеличиваем их численность в проблемном районе, обеспечивая баклушами для битья, и вновь наступает тишина и покой.
Армия не относится к населению. Строим казармы одного из трех видов — пехотную, стрельбище или конюшни — и сразу же получаем отряд половинной силы. Снабжаем отряд оружием и одеждой, и солдаты плодятся до полной численности. Нужны они для единственной цели — защищаться от врагов. Военные походы здесь не в чести. А бои на своей территории происходят «стенка на стенку», побеждает тот, у кого войск больше.
С целью и без
Игровых режимов заявлено целых три (если не считать обучения, конечно) — набор разрозненных сценариев, временная линия и строительство Рима.
Сценарии не имеют концовки. В них не задано целей, и город можно строить бесконечно. Сложностью определяется лишь количество проблем, с которыми придется столкнуться. «Легко» — тишина и покой. «Очень тяжело» — непрекращающиеся набеги варваров со всех сторон; вариант для тех, кого интересует процесс, а не результат.
Временнáя линия — тоже набор сценариев, но несколько иного толка. Они конечны, для завершения нужно выполнить определенное количество заданий. Успешное завершение открывает доступ к новым миссиям. Пожалуй, это лучший режим из имеющихся в игре — задания не дадут заскучать, а порой и заставят задуматься над выполнением.
На фоне этого режим строительства Рима выглядит издевательством (тем более что он представлен в нескольких сценариях во временной линии). Миссия всего одна, и выполняется она вообще без усилий.
Но настоящая беда в том, что всем режимам не хватает масштабности. В Caesar крупные города могли достигать десятков тысяч жителей. А здесь даже не городки, не поселки, а деревеньки. Рим, в котором должно быть миллионное население, представлен двумя сотнями жителей, и даже если приплюсовать рабов, все равно до полутысячи не дотянет.
Таблички судьбы
Лучшее нововведение в игре — система выдачи заданий и событий. В любой момент мы можем активировать табличку (но не более трех одновременно), а уж что она нам принесет, ведомо только разработчикам. Это может быть внезапный подарок от Рима, предложение что-то построить или стихийное бедствие. Например, может появиться выгодный торговый маршрут, но в момент, когда торговые посты будут построены, он вдруг перестанет существовать. Или только что построенные причалы смоет внезапное наводнение. Или вдруг из-за дальнего края карты придет поразмяться толпа варваров с оружием. Бывают и положительные события, например, может присоединиться племя варваров, и на месте их поселения мы получим аванпост, или же несколько зданий нам обойдутся совершенно бесплатно. Жаль только, что все задания жестко прописаны в сценариях. Если бы они выпадали случайным образом, это бы очень сильно разнообразило игру.
ДОСТОИНСТВА | НЕДОСТАТКИ | |
Увлекательность 7 |
медитативный игровой процесс, строительство римских городов | все чрезмерно упрощено |
Графика 8 |
анимация жителей и зданий | ненатуральные дым и огонь |
Звук 7 |
озвучка событий | - |
Игровой мир 5 |
Римская империя | нет масштабности |
Удобство 7 |
меню строительства | некоторые функции можно найти только случайно |
Новизна нет Интерес повторной игры нет |
Награда | Вердикт: Римский градостроительный симулятор, очень простой в освоении, но ради этого в жертву принесена экономическая модель. | Рейтинг 69% |