В желтой жаркой Африке,
В центральной ее части,
Как-то вдруг вне графика
Случилося несчастье!
В.Высоцкий, «Что случилось в Африке»
Борьба божественной открывашки за мир во всем мире
Героев «Анка-2» мы оставили в самый что ни на есть романтический момент: разногласия позади, а впереди сплошное светлое будущее, омрачаемое разве что наличием могущественной открывашки для бутылок — той самой, для воссоединения с которой Ассилю пришлось потратить столько сил и нервов. Почему «омрачаемое»? Потому что из-за нее спокойной жизни героям не светит еще долго.
Не так много в Египте найдется тех, кто, увидев в небе новое созвездие, кинется в чужую спальню. Но нашим героям повезло — с такими доброжелателями, как шаман и факир, никаких врагов не нужно, а нужна хорошая система сигнализации.
Теплой египетской ночью, когда Тара и Ассиль мирно спали, а небо готовилось обрушить на город горящие метеориты, от многолетнего сна пробудился — спасибо этим самым доброжелателям! — пресловутый Анк, к началу третьей серии уже сделавший карьеру от найденной Ассилем открывашки для бутылок до могущественного артефакта.
Пробудился и немедленно расхвастался: мол, он-то на самом деле древний бог, единственный, кто может по первое число навалять фавориту сезона Сету. В общем, эта божественная задница — последняя надежда египтян, и пускай Хранитель пошевеливается, Анку непременно надо выиграть этот забег.
...С прискорбием приходится признать, что примерно таким стилем древний бог и изъясняется. Право же, в роли могущественной открывашки он был как-то симпатичнее: то ли древний бог все же недоспал в своей мистической нирване и теперь дурит, то ли с воспитанием у него всегда было неважно. По крайней мере, шутки у него весьма сомнительного качества.
Вообще-то юмора в игре много — он задуман той великой черепахой, что удержит на своей спине мир, но, кажется, тяжесть мира изрядно расплющила черепаший панцирь: назвать шутки искрометными можно только в очень хорошем расположении духа.
Причудливые, а зачастую и нелепые действия — «богов, героев и простых граждан», диалоги Тары и Ассиля, мнение Анка, которое прорывается бурным потоком — и обычно не вовремя... Что-то заставит улыбнуться, что-то — хмыкнуть, а что-то — лишь пожать плечами, потому что не всякий гротеск смешон, да и бредовость вдохновенная от бредовости обыкновенной отличается принципиально.
Увы, в игре больше второй, чем первой.
Она же — еще раз увы! — сказывается и на загадках, которые по большей части завязаны на создании новых инструментов из чего попало. Логика в этом вопросе ночевала настолько редко, что руководствоваться ею не приходится — ее заменяют немногочисленность подручных материалов и принцип «а вдруг оно заработает?». Приходится бесконечно складывать одно с другим, третье с пятым, соединять, разъединять, комбинировать — и пытаться применять на местности. В силу того, что местность далеко не всегда представляет собой карниз, сужающий область приложения фантазии, герои зачастую мечутся, как мартышка с приснопамятными очками — не так-то просто сходу догадаться, что, к примеру, Ассилю нужно для того, чтобы снять кошку с дерева.
Положение осложняется тем, что героев у нас двое. Конечно, этот семейный тандем довольно эффективен в тех случаях, когда приходится действовать сразу на два фронта, но изрядно добавляет головной боли в решении игровых задач. Дело в том, что взять необходимый предмет обычно могут оба, а вот использовать — только Избранный, из-за чего процесс «а вдруг оно заработает» иной раз затягивается неимоверно.
Второе, на что уходит игровое время, — это диалоги. Их много, и, откровенно говоря, несколько больше, чем нужно, — с героями все время кто-нибудь норовит пообщаться, а смысловая нагрузка всех этих разговоров составляет невеликий процент от общего объема. Тем не менее с этим приходится считаться, потому что вести героев к победному финалу, не отвлекаясь на разговоры, неразумно: помимо атмосферности и достойной озвучки можно таким образом пропустить необходимые для дальнейшего прохождения сведения.
К слову, озвучены диалоги действительно удачно, речь персонажей естественна, насколько это возможно для подобного мультяшного приключения, и по-мультяшному же индивидуальна. Музыке повезло меньше: этот стилизованный под этнические мотивы фон не раздражает, но и ничем не привлекает внимания, и даже не особенно влияет на общую атмосферу игры.
Точно так же из второй серии в третью перекочевал и видеоряд, обогатившись незначительными деталями, из-за которых отчего-то резко возросли системные требования. К сожалению, угловатость прорисовки и ретушь, которая в сочетании с тенями дает общее ощущение смазанности изображения, не идут игре на пользу. Конечно, анимационный стиль было бы несправедливо упрекать в неестественности, и мы ни в коем случае не будем этого делать, но яркость красок и отчетливость линий — это то, без чего результат рискует получиться попросту тусклым, и именно их игре зачастую недостает.
От предшественников «Анком-3» унаследованы и «путешествия за три моря», хорошо знакомые по прежним приключениям Ассиля и заставлявшие нас подолгу водить героя из точки А в точку Б и обратно. В путешествиях этих, как правило, нет никакого особенного смысла — герой просто преодолевает пространство экран за экраном.
Впрочем, со времен «Анка-2» в визуальном пространстве мира произошли некоторые изменения — количественные, а не функциональные. Возросло число игровых экранов и появились новые локации — теперь мир не ограничивается Африкой вообще и Египтом в частности, Ассилю предстоит путешествие в северные земли и знакомство со скандинавскими богами.
Удачной находкой разработчиков стала борьба со слепым поиском активных предметов: теперь все необходимое при нажатии на клавишу «Х» оснащается восклицательными знаками. Впрочем, если вспомнить о причудливости логики в этом мире, новинка выглядит просто актом милосердия.
Прочие детали управления игрой вполне обычны: инвентарь в левом верхнем углу экрана, функциональный курсор, пробел, позволяющий проматывать ролики, и Tab, открывающий список актуальных заданий. Удобно и незамысловато.
К несомненным достоинствам игры стоит отнести и ее динамичность: история развивается стремительно, и от завязки до финала героев ждет не только обилие задач и проблем, но и неожиданные повороты сюжета — такие, например, как внезапное перемещение в мир скандинавских богов. А в конце, если все заложенные разработчиками трудности будут героически преодолены, нам покажут настоящую битву богов — драку Сета и Осириса, которые наконец-то дозрели до того, чтобы собственноручно выразить друг другу свою неприязнь.
Взгляд из партера
Что ж, создавать околоегипетскую эклектику, замешаную на обильных шутках, разработчики Ankh’ов научились. Однако грустно, что с таким ремесленным подходом игра потеряла остатки логики, и даже юмор и обилие забавных локаций и персонажей игру спасают лишь отчасти: количество, увы, не способно заменить качество.
Технические аспекты также рассчитаны на невзыскательную аудиторию: графика смазана, общие звуковые эффекты невзрачны, и, если бы не гармонично построенные диалоги и живо озученные персонажи, нам оставалось бы только гадать, куда делись прежние яркие краски и шарм.
С появлением на свет очередной истории от Deck 13 Interactive можно смело говорить о новом сериале среди квестов. «Анк-3», или Ankh: Battle of the Gods, сейчас стоит в шеренге последним, ожидая прибытия «Анка-4». В сущности, от предшественников он отличается лишь сюжетом, в полной мере унаследовав и достоинства, и недостатки предыдущих частей.
Увы, как бы ни надеялись оптимисты на разработчиков, Ankh 3 иллюстрирует поговорку «выше головы не прыгнешь». В итоге, при всей схожести второй и третьей игр о приключениях Ассиля, все же «Анк-3» — это «ненастоящие елочные игрушки»: блестят, мерцают, но отчего-то не радуют.
ДОСТОИНСТВА | НЕДОСТАТКИ | |
Увлекательность 6 |
динамичность и юмор | процент удачных шуток невелик |
Графика 6 |
хорошо выдержанный мульпликационный стиль | нечеткие изображения |
Звук 7 |
удачная озвучка | не отмечены |
Игровой мир 7 |
яркие персонажи | хромающая логика |
Удобство 7 |
удобная панель управления | нет возможности быстрых переходов между локациями |
Новизна нет Интерес повторной игры нет |
Награда | Вердикт: Игра веселая, но по-прежнему неровная. | Рейтинг 65% |