— Что?! — побагровел герцог. — Мне... в этом? В однобортном? Да вы что?! Не знаете, что сейчас в однобортном никто уже не воюет? Безобразие! Война у порога, а мы не готовы! — Он резким движением перевернул стол, уселся за швейную машинку и начал лихорадочно перешивать мундир.
Г. Горин, «Тот самый Мюнхгаузен»
Европейцам подчас сложно понять азиатское искусство. Кино, где за полтора часа сеанса едва ли услышишь десять слов. Китайские картины, написанные синими чернилами разных оттенков. Японские стихи хокку в три строки без рифмы. Все у них самобытно — даже игры. «Азиатская MMORPG» — словосочетание, которое уже давно стало штампом. Стоит лишь произнести его, как игрок понимающе кивает. Значит, сначала надо будет уничтожить одну тысячу монстров, чтобы суметь убить еще две-три или десять... Вроде бы все известно: и уничтожение монстров в промышленных масштабах, и графика, и система управления. Но игроки заново покоряют все новые и новые миры. Может быть, они не так похожи, как кажется?
Чем удивят нас в этот раз
Едва ли не каждый азиатский виртуальный мир верен двум принципам. Первый — следовать в кильватере Lineage II и заимствовать оттуда все удачные и (чаще) неудачные идеи. Второй — создать и бережно хранить, вероятно, одну-единственную, но совершенно уникальную особенность. Вокруг нее обычно и строится весь игровой процесс.
Поэтому новичок, сталкиваясь с «еще одной тенью Lineage», вправе ждать сюрприза. В Perfect World первые уровни все совершенно стандартно, а потом у персонажей вырастают крылья, и они начинают летать. Вот только, чтобы уподобиться ангелам, нужны не смирение и любовь к ближнему, а, как всегда, штабель из трупов монстров... который будет складываться несколько месяцев.
Granado Espada раскрывает карты гораздо раньше. После входа в игру нам вместо одного персонажа предлагают создать семью из трех человек. Игрок недоумевает: «Зачем мне сразу трое? Одного бы развить до высоких уровней, а уж потом других пробовать. Да и вообще — однолюб я». Но, оказывается, братская кровь в жилах героев течет не просто так. Отныне вас будет трое. Играем не персонажем, семьей!
Группа — это я
Сначала может показаться, будто игра тремя персонажами — не капитальный ремонт и перепланировка игрового процесса, а лишь косметические изменения. Как новые обои поклеить. Но уже в первом бою с монстрами становится ясно — это совершенно другая тактика. Даже опытные некроманты, которые и в других MMORPG бегали стайкой, тоже удивятся здешнему игровому процессу.
У вас действительно три равнозначных героя. Каждому надо найти хорошую броню и украшения, дать в руки лучшее оружие. У всех троих есть множество различных умений, и надо выбрать правильную линейку развития.
Здесь нельзя сказать: «Я танк — меня интересуют только латы, их стоимость и где приобрести». Если вы создадите в семье трех одинаковых персонажей, то едва ли сможете далеко уйти от стартового города. Вспомните, сколько путешествий в подземелья провалилось из-за плохо сбалансированной команды. Ну а здесь вы сами себе команда. Можно экспериментировать с классами, но баланс должен быть всегда. И если в других мирах танку всегда готов придти на выручку лекарь или хитобой, то в GE из-за самодостаточности игроков никто не спешит объединяться в группы. Кому-то такой подход, безусловно, понравится. Но если вы ищете именно командной игры, увы, придется ждать тридцать-сорок уровней. Выдержите?
Трое из пяти
Будь у нас под руководством всего один персонаж, пяти доступных классов явно не хватало бы. Однако героев у нас три, а значит, возможных разумных сочетаний больше пятнадцати. Вот только сами классы, увы, не отличаются оригинальностью.
Первый класс — солдат. Стандартный «танк» с крепким здоровьем, слабым ударом, тяжелой броней. Его брать практически необходимо, поскольку остальные бойцы довольно быстро гибнут от острых когтей монстров.
Также поприветствуйте мага и элементалиста. Первый работает против одиночных целей и умеет накладывать ослабления, второй использует массовые заклинания и усиливает группу.
Еще одного героя локализаторы осчастливили непотребным имечком «скаут»: это смесь лекаря и убийцы. На начальных уровнях он врачует раненых, а позднее берет в руки кинжал и двумя точными ударами разделывается с противником.
Однако больше всего разработчики выделяют мушкетера. Он наносит сильнейший урон одиночным целям, использует различные патроны (отравляющие, ослепляющие) и наиболее тщательно выбирает позиции для атаки: чем удобнее положение для стрельбы, тем точнее полетит пуля.
Из этой пятерки нам и придется составлять колоду персонажей. На начальных уровнях самое популярное сочетание — солдат + скаут + элементалист. Танк ввязывается в бой сразу с несколькими монстрами, скаут быстро восполняет его здоровье, а элементалист двумя заклинаниями убивает всех противников. Кому-то больше по душе быстро разделываться с одним, но сильным противником. Желательно повыше себя уровнем. Для такой задачи подойдут солдат, маг и мушкетер.
Впрочем, необязательно зацикливаться на одном сочетании. Ведь и в других MMORPG состав группы может меняться в зависимости от типа подземелья. В одном нам понадобятся четыре лекаря, в другом — как можно больше хитобоев. Вот и Granado Espada позволяет нам в любую секунду поменять бойцов, не призывая на помощь других игроков. Для этого надо всего лишь создать персонажа нужного класса. Развивать его отдельно, во второй раз, не придется. Любой член семьи сразу же сравнивается уровнем с остальной частью команды. Такая система хороша еще и тем, что позволяет попробовать сразу все классы в игре. До смерти надоели маги и солдаты? Создайте мушкетера и немного повоюйте им.
Вскоре после релиза игры выяснилось, что три персонажа — не только боевая команда. Семья героев способна неделями развлекать игроков в мирной жизни. Стоит только правильно поставить персонажей, дать команду на использование «эмоции» и... успеть сделать снимок. Персонажи обнимаются, отвешивают друг другу поклоны, целуются. Каждый выполняет свои действия, и нам надо лишь вовремя дать задания сразу всем.
Одни игроки не придают этому значения, другие считают создание картинок чуть ли не самым интересным в игре. И это не шутка! Существуют целые порталы в интернете, где есть только снимки семей да подписи к ним. Некоторые картинки ограничиваются одной строкой комментариев, а другие становятся настоящими иллюстрациями к рассказам из десятка снимков.
Важную роль в таких постановках играют наряды героев. Вроде бы мелочь, а на ней держится игра. Но об этом — в следующей главе.
Походный смокинг
Когда мы создаем персонажа, выбрать можно только пол и класс. От этого и будет зависеть внешность бойца. Так что в первые секунды игры наш любимый и непременно особенный герой не отличается от сотен клонов. У всех одинаковые наряды, лица и прически. Если хотите как-то выделиться, зайдите в магазин и прикупите себе новый паричок. Вариантов причесок — масса. Можно и африканские косички сделать, и кудряшки, и выпрямить волосы. Да и доступна парикмахерская любому желающему. Неважно, сколько дублонов собрал персонаж, главное — сколько рублей готов отдать за это игрок.
Любая одежка, которая меняет лишь внешний вид, стоит реальных денег. Хочется выделиться — платите. Плевать на внешность? Нет проблем, можно всегда бегать в чем игра родила.
Разработчики обычно рассказывают прессе и игрокам, что берут деньги только за наряды. Однако на самом деле в GE есть зелья и украшения, которые сильно упрощают развитие персонажа. На целых двадцать процентов увеличивается получаемый опыт, возрастает скорость передвижения и атаки бойца, крепчает его здоровье. Игроки говорят, что и без вложения денег можно легко добраться до максимального уровня, но при этом никто не спорит, что если заплатить, станет намного проще...
Хотя большинство все-таки предпочитает купить не зелье, повышающее силу или скорость атаки, а новый наряд. Причем обновка может стоить как месяц игры в любую платную MMORPG. И пускай цены в здешних модных магазинах кусаются, все равно очень многие игроки покупают для своих семей платья, фраки, необычные парики, крылышки, уши зайцев и прочую мелочь. Все это можно приобрести сразу же, хоть на первом уровне. И здешние платья действительно очень красивы.
После Lineage II я не мог найти MMORPG, где были бы так же достойно прорисованы доспехи героев. Даже Age of Conan с его революционной графикой не смог меня удивить. А у GE получилось. Над вещами работал известный дизайнер-костюмер, который сумел перемешать стили с XVII по XX век, добавить к ним чуть-чуть современности и при этом не перегнуть палку. Сначала на наших героев надеты классические костюмы, мужчины ходят во фраках, девушки в бальных нарядах, но после первого захода в магазин гардероб меняется. Платья и фраки остаются, но все меньше напоминают классику. Есть даже довольно необычные стили. Как вам щит из надгробной плиты?
Такое внимание с нашей стороны к внешности героев может показаться удивительным, но именно этим Granado Espada «держит» игроков.
Единственное, что нарисовано из рук вон плохо, — интерфейс. Значки мелкие, изредка не вписывающиеся в общий стиль. С удобством не лучше: например, чтобы вызвать карту или инвентарь, игра требует не привычные M и I, а сочетание клавиш (карта Alt + Z).
Гоните его на меня!
Выяснив, в чем отправляться на войну, можно приступить к первым заданиям. Все начинается с серии традиционных «подай-принеси», в которой мы знакомимся с историей мира, управлением, боевой системой. И как только учителя сочтут нас готовыми, все семейство получит первое задание. Оно обнадеживает — убить пять чудовищ. Даже удивительно, всего пять? Ребята, а вы точно из Азии?
К уровню двадцатому удивляться игроки уже перестанут. Городовой требует три сотни желудков какой-то небывалой зеленой твари, а мэру мы и вовсе пообещали пятьсот зверьков настрелять. Но, сами понимаете, враг не дремлет. И уже на сороковом-пятидесятом уровнях его станет больше, намного больше!
Вот только, в отличие от Lineage II, где даже одного монстра приходилось по двадцать секунд мучить, здесь все твари гибнут практически моментально. Вдобавок у нас сразу три персонажа, и долго они возятся лишь с боссами да высокоуровневыми врагами. И игра бы все уровни шла как по маслу, да от самого игрока практически ничего не зависит...
Во-первых, в GE для игры требуется только мышка. Одной кнопкой мы делаем абсолютно все, второй — вертим камеру. Хотим монстра бить? Один щелчок по нему, и наше бравое семейство лупцует неприятеля. Персонажи настолько самостоятельные и взрослые, что могут и вовсе обойтись без нас. Дайте им задание обороняться и уходите. Герои сами атакуют монстров, оказавшихся поблизости. Включили игру и ушли на работу. К вечеру бойцы получили три новых уровня.
Сложно сказать, хорош такой подход или плох. С одной стороны, это роспись разработчиков в своей беспомощности сделать игровой процесс увлекательным. Вспомните World of Warcraft, Age of Conan, Pirates of the Burning Sea, The Lord of the Rings Online — во всех этих играх интересно сражаться и развивать героя. В GE многим игрокам дольше двух часов не высидеть. Да, монстры гибнут от одного точного пинка. Вот и щелкайте мышкой с утра до вечера, каждый день...
В таком свете легальный «бот» сильно облегчает игру. С помощью «автозащиты» вы с удовольствием играете пару часов, потом оставляете героев воевать одних, и на следующий день они уже готовы двигаться дальше. Открылись новые квесты, территории, монстры. Ведь развиваем мы персонажей не для еще более настойчивого уничтожения врагов. Героям срочно надо вырасти и начать вершить судьбы людей.
MMORPG, как ни крути, игра ролевая, и многие хотят отождествлять себя со своим героем. Вот только как стать не мушкетером или магом, а сразу... семьей? В Granado Espada нет одного главного персонажа, все трое равны. Когда мы говорим с NPC, нас приветствуют словами «Здравствуйте, семья такая-то». Имена отдельным персонажам, в общем-то, и не нужны.
Можно, конечно, придумать длинную историю семьи, сделать этакую «Сагу о Форсайтах», но это уже совершенно иной процесс, ничего общего с отыгрыванием роли не имеющий. Вроде бы мелочь, а без нее многое теряется. Странная ролевая игра, странная...
Кавалеры против янки
Наивно полагать, что в Lineage II игроков привлекают только занудная «прокачка», да не такая уж глубокая система PvP. Захватывает не монотонная беготня от одного монстра к другому, а социальная структура. Сами разработчики практически ничего для ее развития не сделали, разрешили лишь штурмовать замки да объединяться в альянсы. Ох, чего только ни придумывали непосредственно игроки! Интриги, свержения лидеров, борьба за власть, лицемерие...
Современные азиатские MMORPG по-прежнему делают большую ставку именно на социальную систему. Во-первых, она не дает заскучать игрокам максимального уровня (самая большая проблема большинства онлайновых игр), а во-вторых, толкает развивать персонажей. Когда знаешь, что впереди будет интереснее, появляются силы пройти квест на убийство тысячи монстров...
GE можно назвать хорошей ученицей Lineage II, и учитель даже кое-где превзойден. Единственное, что не получилось перенять и улучшить, — захват замков. В остальном здешняя социальная система намного превосходит то, что есть в Lineage II.
Мир игры — альтернативный взгляд на заселение Нового Света. Колонисты исследуют мир, военные истребляют туземцев, а корабли изо дня в день привозят все новых и новых искателей приключений. Вот только рядом с мушкетером бегает маг, а возле индейца — зеленая шестиногая гадина, плюющаяся ядовитой слюной. И лишь колонисты самые обыкновенные. Приплыли за славой и богатством, но рассорились и разбились на партии...
Каждый игрок, достигший определенного уровня, становится роялистом или республиканцем. Отличий между двумя фракциями практически нет. Все сводится к одному — одни люто ненавидят других. И когда уже просто невозможно терпеть, вспыхивает война. Длится она несколько дней, после чего заключается мирное соглашение, и роялисты вновь могут легко собираться в одну группу с республиканцем.
Но не только сражениями живет мир GE. Примерно раз в месяц проходит голосование. Каждая партия выбирает себе президента или герцога. В игре появляются урны для голосования, и игроки, достигшие десятого уровня и состоящие в серьезных гильдиях, могут выбрать себе правителя. Как только победители будут определены, начнется следующий этап. Гильдии двух фракций вступают в бой за территории. Захватывать их полезно не только для поднятия самооценки всего клана, но и для главной цели всей игры — сделать своего президента или герцога канцлером. Такой титул достается лидеру фракции, которая владеет большей частью мира. Канцлер получает множество привилегий и очень, очень неплохие деньги.
Ох, как бы не помешали такие нововведения и платным играм... Age of Conan и Tabula Rasa могли бы засиять ярче, будь у них хоть что-то похожее. Правда, не всем окажется по душе именно такая социальная система. Интриги, постоянные войны, дипломатия, лицемерие. И ведь мало кто из игроков сможет добиться высот. У власти стоят семей двадцать, а все остальные — всего лишь их солдаты. Азиаты, как обычно, верны себе...
В нише бесплатных MMORPG Granado Espada одна из лучших. Разработчики сделали очень сильную социальную систему, но заставили игроков месяцами бездумно убивать мириады монстров. Если вы сможете дойти до очень высоких уровней, игра покажет все свои достоинства. Но тем, кто прибегает в новый мир на два месяца и уходит, здесь делать нечего. Разве что посмотреть на необычнейший игровой процесс. Все-таки когда нам еще дадут под руководство сразу трех бойцов?..
ДОСТОИНСТВА | НЕДОСТАТКИ | |
Увлекательность 7 |
проработанная социальная система | занудное развитие персонажей, однотипность |
Графика 8 |
костюмы, города | пейзажи, технический уровень |
Звук 9 |
смесь классических и рок-композиций | иногда музыка слишком навязчива |
Игровой мир 7 |
он во многом создается игроками | практически нет сюжета, а к середине игры и квестов |
Удобство 8 |
тем, кто играл в Lineage II, понятно все и сразу | необычные «горячие клавиши» |
Новизна да Интерес повторной игры да |
Награда | Вердикт: Разработчики сделали очень красивый и необычный мир, но игра страдает всеми «бесплатно-азиатскими» болезнями. Попробовать стоит, но оставаться ли в ней — большой вопрос. | Рейтинг 75% |