Бесплатный сыр
«Играй бесплатно!» Где только не увидишь этот рекламный лозунг... Интернет пестрит зазывными объявлениями о «совершенно новых онлайн-играх», где игроку предстоит покорить космос, стать владыкой мира или «найти себя». Эльфы, роботы, колдуны, волшебники, космические корабли и девушки с ненатурально большими бюстами — рекламная атака идет по всем фронтам. На деле же эти «мирки» с полноценной ролевой игрой не имеют ничего общего (за редким исключением), но бесплатность притягивает все новых игроков. Расчет прост — кому-нибудь захочется продолжить игру, добраться до вершины. А чтобы упростить задачу, игровой магазин услужливо распахнет свои двери в любое время суток. Такая условно-бесплатная модель в последнее время стала очень популярной, и игры с подобной системой оплаты исчисляются уже десятками. «Сфера 2. Арена» одна из них.
Начнем с того, что «Арена» к «Сфере 2», по сути, никакого отношения не имеет. «Сфера 2. Арена» скорее тезка, так как никакого игрового мира в игре нет. Есть только два города, несколько порталов на арены и торговцы, которые продают обмундирование и припасы. Копнем глубже.
Все, что осталось
Оказывается, для того, чтобы быть «ролевой», игре не нужно иметь никакого мира. Зачем мучиться с квестами и диалогами, если можно обойтись и вовсе без них? К чему материки, города, поселения, замки и подземелья, если опыт можно выдавать просто так? Ценные вещи и «таинственные» артефакты искать тоже не требуется, накопите только денег, а купить вещи всегда можно у торговцев (это единственные NPC в игре). Но в уровне, однако, расти все равно нужно, а это можно сделать, только участвуя в «рейдах». Иными словами, деритесь на аренах, получайте уровни, развивайте таланты, покупайте оружие и... снова деритесь на аренах. Все, больше в «Сфере 2. Арена» нет никаких дел. Мира для исследований и путешествий нет, монстриков, монстров и супербоссов тоже нет. Никаких квестов вам тут не выдают, поэтому у игрока в мире «Арены» есть только два занятия: ожидание боя на арене и собственно бой.
Если в других играх остро стоит проблема «чем заняться на максимальном уровне?», то в «Арене» этот вопрос звучит так: «Чем вообще здесь заниматься?» Постоянные однотипные бои крайне быстро приедаются. Не спасают положение и различные режимы (захват флага, дуэли и прочее). Игрок оказывается меж двух огней: с одной стороны, скучные сражения на арене, а с другой — абсолютно пустой город, где кроме торговцев и поговорить-то не с кем. Да и торговцы-то не будут с вами разговаривать. Вместо них вполне можно было поставить автоматы, которые бы так же забирали деньги и выдавали нужный предмет.
Игре можно было бы сделать скидку на то, что она специализируется исключительно на драках без всякого осмысленного обоснования. Четыре класса, в принципе, должны подразумевать тактическое взаимодействие. Воин, как повелось, играет роль консервной банки, которую по мере сил лечит жрец. В это время щуплый маг и не менее худощавый шпион должны уничтожить врагов. Жрец, ко всему прочему, умеет снимать активные чары и накладывать проклятья. Каждый класс имеет по три специализации, в которых есть дерево талантов. Чтобы получить главный талант, нужно вложить определенное количество очков в остальные (влияние World of Warcraft не заметить невозможно. Даже интерфейс меню талантов очень похож). Не радует лишь то, что большинство игроков не думает ни о какой командной игре, а выбирает специализации, которые призваны наносить максимальный урон. Так, в команде из двадцати человек может не оказаться, например, жреца с проклятиями. Шпионов, которые травят и бьют со спины, мне вообще не удалось встретить. Они выступали в качестве стрелков, но никаких атак исподтишка не было. Да и откуда им взяться, если тактика вражеской команды была проста — всей кучей в центр, туда, где флаг (или всей кучей туда, куда надо).
Сами сражения тоже не впечатляют. Ни о какой тактике речи не идет, главное, набрать вещей покруче и купить дрын потяжелее. Балансом на аренах и не пахнет. Против вас могут сражаться игроки, которые выше вас даже на десять уровней. Если в World of Warcraft, к примеру, это обычное дело (на battlegrounds), то тут разница крайне серьезная. По сути, даже просто попасть по врагу шансов почти нет. Бывало, что целая команда из десяти человек тщетно пыталась убить одного воина. Он даже не сопротивлялся, а просто добродушно отрубал особо ретивым конечности.
Самое обидное, что никаких красочных эффектов (которыми славятся, к примеру, азиатские игры) нет и в помине. Только разноцветные цифры с уроном то и дело пролетают по экрану.
Оболочка
Внешние данные «Сферы 2. Арена» оказались сильно ниже среднего. Уровень графического исполнения совсем не плох, просто он уже устарел. Текстуры хороши почти везде, каждый кирпичик главной площади города выглядит как настоящий. Но к стене дома лучше не подходить близко, так как текстура на ней крайне размыта. Деревья тоже подкачали: технология «два спрайта крест-накрест» уже давно вышла из моды. Впрочем, как и спрайтовые эффекты света, которые поворачиваются за вами, куда бы вы ни шли. Особенно жутко выглядит главная площадь города Форлау — там этих фонарей с десяток, и все красненькие огоньки будто следят за вами.
Модели персонажей, как ни странно, вполне симпатичны. Броня и оружие на них выглядит очень внушительно. Каждая застежка на броне, каждый узор на щите — все выполнено очень подробно, и к детализации никаких претензий нет. Но и тут, к сожалению, не обошлось без обратной стороны. Анимация персонажей настолько бедна, что, честно говоря, хочется отвернуться. Тень не удалась — размытое пятно прямо под ногами намекает на то, что никакого динамического света и в помине нет. Тень, как верный друг, всегда рядом. Берегите ее.
Звук в игре не оставил впечатлений. Музыка хороша, но прочее вызывает тошноту... Поэтому пришлось отключить все вместе (отдельно нельзя).
Единственная, пожалуй, светлая сторона игры — управление. Оно не вызывает отрицательных эмоций, так как все сделано весьма удобно и интуитивно. Движение привычными WSAD, окно персонажа назначено на C, а окно талантов открывается кнопкой T. Можно прыгать — это делается с помощью пробела. Чтобы освоиться в игре, не придется лезть в настройки и изучать, за что отвечает определенная клавиша. Это безусловный плюс.
Вот разве что багов здесь немного, к тому же игра регулярно обновляется.
Обрубок полноценной «Сферы 2» в виде «Арены» не удался. Положительные стороны в виде удобного управления и некоторых красивостей даже на десятую не компенсируют провалов в главном — игровом процессе. Зато играть можно совершенно бесплатно, и это, пожалуй, основное преимущество.
Ошибочно считать «Сферу 2. Арена» MMORPG. Это сетевая рубилка «по мотивам», при том совершенно ничем не выделяющаяся. Плохо в сложившейся ситуации то, что «Арена» может подпортить репутацию полноценной «Сфере 2», которая готовится выйти в 2009 году.
ДОСТОИНСТВА | НЕДОСТАТКИ | |
Увлекательность 3 |
нет | однообразные бои на аренах |
Графика 5 |
модели выполнены весьма неплохо | светящийся туман шейдеров не в силах скрыть устаревший движок |
Звук 4 |
приятная музыка | звуки шагов и сражений неестественны |
Игровой мир 1 |
нет | игровой мир отсутствует, это полигон |
Удобство 7 |
управление в игре сделано удачно | незначительные баги |
Новизна нет Интерес повторной игры нет |
Награда нет |
Вердикт: Закуска к «Сфере 2» вышла исключительно неудачной. Без игрового мира в игре делать нечего, а постоянные однообразные сражения очень быстро надоедают. | Рейтинг 41% |