Чемпион Олимпийских игр, обладатель восьми золотых медалей фестиваля экстремальных игр X Games двадцатидвухлетний «золотой мальчик» Америки Шон Уайт. Одно из трех крупнейших игровых издательств с мировым именем, чья внутренняя студия в Монреале делает исключительно хиты. Специализирующийся на открытых пространствах движок Scimitar, отлично зарекомендовавший себя в Assassin’s Creed. Что могло быть итогом такого альянса? Разумеется, исключительно симулятор сноубординга.
Игра имени Уайта
Нет, за самого Шона поиграть не дадут. Все-таки уровень не тот: наш, не его. И в этом будет заключаться вся интрига сюжета. Молодой райдер, то есть мы с вами, спустившись по склонам Парк-Сити, обнаруживает легендарного Шона Уайта. Тот прокатит нас на вертолете, попутно дав пару советов и пообещав присмотреть за нами. Наша задача заключается в том, чтобы, тяжелым трудом побеждая в различных соревнованиях, накапливая деньги, а с ними и новое снаряжение, опыт и мастерство, встретиться в финале с наставником и попытаться победить его.
В отличие от нас Шон крайне редко падает после головокружительных прыжков, срывается в пропасть или трещину ледника, попадает под лавину. Это как лицензированная машина в какой-нибудь серии Need for Speed: его нельзя «разбить». Поэтому грязь, кровь и пот, периодические падения, неловкие поначалу трюки достаются нам. А Шон будет играть роль наставника, появляясь в ключевых моментах и наделяя различными спецумениями.
Игра, сделанная на основе мощного молодежного движения, должна в любом случае служить его популяризации. Мы начинаем с выбора персонажа: все, как на подбор, красавцы и красавицы. Как в какой-нибудь онлайновой ролевой игре, нам надо выбрать внешность себя любимого, одежду, снаряжение и доску. На все про все есть небольшая сумма американских наличных. Большого функционального назначения, кроме самого сноуборда, снаряжение не имеет: исключительно эстетика внешнего вида фигурки райдера, которого нам предстоит наблюдать всю игру. Как сказал сам Шон: первое, что надо сделать на склоне, — это быть чертовски стильным.
Базовые модели всех видов сноубордов доступны с самого начала. А вот их продвинутые версии, с улучшенными характеристиками, в том числе и линейку снаряжения самого Уайта, придется покупать за деньги, выигранные в соревнованиях.
Соревнования бывают различных видов.
Big-Air — однократный прыжок, в котором надо с помощью трюка набрать больше очков, чем у конкурентов.
Jibfest — за определенное время надо сделать как можно больше так называемых рейл-трюков — проехать доской по перилам и ограждениям.
Half-Pipe — за определенное время надо выполнить как можно больше прыжков с трюками в трубе. Кстати, Шон — признанный мастер и чемпион именно в этом виде соревнований.
Slopestyle — в этом заезде надо использовать все возможные трюки для достижения максимального количества очков.
Bordercross — надо в максимально короткие сроки проехать определенную трассу.
Death Race — соревнование, цель которого — как можно быстрей проехать к финишу сквозь несколько ворот. Несколько электронных соперников будут мешать игроку, больно швыряясь снежками.
Freestyle — дается определенное время, в течение которого учитываются все возможные трюки.
Air Tricking — за определенное время надо успеть сделать как можно больше трюков в прыжке.
Ground Tricking — то же самое, только учитываются трюки, исполненные на снегу или предметах.
Airtime — все просто: за короткий промежуток времени надо как можно дольше находиться в воздухе. То есть прыгать.
Collect — надо проехать по трассе, собирая предметы. За каждый предмет начисляется дополнительное время, как только оно выйдет, соревнование прекратится.
Precision — что-то вроде слалома-гиганта: надо как можно быстрей проехать сквозь серию ворот.
Интересно, что в соревнованиях начисляют плюсы и призовые очки в зависимости от чистоты и сложности выполненных трюков. В каждом состязании существуют несколько ступеней денежных призов, соответствующих накопленному количеству призовых очков.
Как в любых играх подобного толка, часть соревнований будет доступна с самого начала, остальные открываются по ходу игры. Некоторые состязания доступны только при совместной игре.
Симулятор или аркада?
Еще на стадии разработки разработчики утверждали, что Shaun White Snowboarding — это первый симулятор сноуборда, в котором ведущую роль будет играть не анимация персонажей, а физическая модель. Давайте разберемся, так ли это.
Действительно, практически во всех предыдущих играх не учитывался тип покрытия. А что доска? В Shaun White Snowboarding мы узнаем, что она бывает разных видов — для разных условий катания своя. Взяли не ту — и поворачивать, например, на целине стало значительно сложнее. Да, все верно. Игра четко различает тип склона, по которому мы спускаемся, и разные вариации сноуборда. Вы сразу почувствуете, чем отличается обнажившийся ледник от укатанной трассы или глубокого снега. Ощущения сложные.
Ваш покорный слуга давно занимается горнолыжным спортом. При «живом» катании переход на другой тип склона чувствуется мгновенно и чуть ли не кожей, а тело условным рефлексом перестраивается на нужные движения. Например, попав на большой скорости с глубокого снега на жесткий укатанный наст или ледовую корку, сразу подбираешься и «кантуешься» — переходишь с плоскости лыжи или доски на кант, острый край. Это предотвращает соскальзывание и падение, причем катание тут же становится жестким.
И вы знаете, аналогичные перемены происходят и в игре. Это слабо заметно по движениям персонажа, но мгновенно чувствуется по управлению им. На умеренном снегу, покрывающем ботинки персонажа, катание самое легкоуправляемое. Переходим на необкатанный участок склона — и персонаж поначалу «зарывается» в глубоком снегу, движение замедляется и становится «тяжелее». Пару мгновений — и ваше альтер эго самостоятельно переносит вес тела на «верхнюю» ногу (по отношению к склону — так нос доски задирается над снегом), и ехать становится значительно легче. Только резкие повороты не всегда доступны. Вылетели на лед — фигурка переносит вес тела на обе ноги, стараясь стать устойчивее. Разумеется, поворачивать очень тяжело, доска постоянно проскальзывает, мешая нам держать направление.
Анимации персонажей, впрочем, тоже уделено немало внимания. Шону пришлось специально прерывать тренировки по подготовке к очередным соревнованиям: его движения записывались несколько недель.
Многолетний опыт свободно пропускает увиденное на экране сквозь фильтр достоверности. И это, на мой взгляд, главная заслуга разработчиков. Есть и мелкие придирки: излишне высокая скорость на пологих склонах, не всегда корректная анимация, заставляющая персонажа стоять на очень крутом склоне перпендикулярно ему. Также совсем не реалистично смотрятся столкновения с различными предметами — райдер зачастую продолжает ехать без помех. Движение вверх по склону пешком происходит чуть ли не медленнее, чем с «обутым» сноубордом. Можно и еще найти, если покопаться. Но они так и останутся придирками.
О вкусностях электронного сноубординга
Ядро симулятора средневекового убийцы, заточенное под прорисовку открытых пространств, щеголяет в игре отменным видом снежных вершин. В самом начале, после короткого ролика со знакомством с Шоном Уайтом, разработчики оставляют нас наедине с доской, снегом и горами.
Игровая картинка радует. Снег довольно реалистичен. Не хватает, пожалуй, мелких деталей: следов других райдеров, мелких бугорков или рытвин, и поэтому иногда кажется, что спускаешься по белой простыне. К сожалению, предметы и здания подкачали. Низкополигональные строения, равно как и деревья, портят окружающую картину. Немного портит общее настроение некоторая тусклость. В действительности при солнечной погоде в горах всегда ослепительно ярко: снег отлично отражает солнечные лучи. Поэтому пейзажи в Shaun White Snowboarding при отсутствии тумана или облаков выглядят в некоторых ракурсах немного мрачновато. Конечно, при таком освещении легче ориентироваться в окружающей белизне, и разработчики это прекрасно понимают. Но сердце просит ослепительной белизны.
Что действительно порадовало, так это отсутствие всякого рода условностей и ограничений в плане доступности игрового мира: высадившись с вертолета на крайней высоте американского курорта Парк-Сити, мы наслаждаемся пасторалью зимних пейзажей и выбором маршрута дальнейшего спуска.
Игра с первых минут намекает: ты можешь прокатиться там, где тебе угодно — и где позволит мастерство. Никаких специальных трасс, ограниченных невидимыми барьерами. Увидел вдалеке интересный склон? Так бери доску в руки и попробуй до него добраться. А вот те самые строения полностью неинтерактивны. Жаль, было бы приятно разнообразить собственно катание посиделками в кафе, например, или наблюдением за трассой со смотровых площадок. Если не участвовать в соревнованиях, скоро начинаешь ощущать некую пустоту шикарных горнолыжных курортов, иногда хочется большего, нежели просто спуск по склонам.
На выбор нам предоставляется четыре курорта, частично срисованных с реальных: Парк-Сити в Америке («домашний» курорт Шона), склоны в Японии, Европе и на Аляске. И опять же никаких ограничений. Надоело в Америке? Пара щелчков мышкой — и вы в Стране восходящего солнца. Для настоящего сноубордиста нет границ. Только обязательная «труба» при переходе из одной локации в другую немного раздражает. Я лучше бы посмотрел интересные картинки с трюками при загрузке уровня.
Разумеется, просто накатывать километры вам рано или поздно надоест. Чтобы такое произошло как можно позже, разработчики придумали несколько занятий. Во-первых, поиск секретов. На каждом склоне есть труднодоступные участки, которых бывает реально достичь только пешком. Во-вторых, возможностью играть с друзьями. Всегда приятно прокатиться одной большой компанией. Для этого режима предусмотрены и отдельные виды соревнований. А можно просто поиграть в снежки — в том числе и на склоне («подбитый» игрок будет падать). А еще можно взять в виртуальные руки камеру и записать особо выдающийся спуск друга. Или свой. Или сногсшибательный трюк, увидев который Шон Вайт поседеет. Все записанное можно выложить в сеть, навсегда прославив свое мастерство.
В игре отличный саундтрек. Под стать какому-нибудь автосимулятору, найдется все: и рок, и электроника, и даже восьмидесятые. На любой вкус. В основном музыка создает тот драйв, который просто необходим для наслаждения спуском. В таких проектах умело подобранный саундтрек — очень важная составляющая успеха. Музыку из Shaun White Snowboarding хочется сохранить на жестком диске — большего и не скажешь. А вот звуков игрового мира маловато. Нет, грохот спускающейся лавины или скрежет скользящей по льду доски вам запомнится. Но иногда это все, что вы слышите. Звуковую картину можно было бы насытить множеством различных звуков.
По поводу управления надо сделать небольшое уточнение. Игры вышла практически на всех разновидностях консолей. И хотя мы с вами говорим о версии для родного персонального, все вышеописанное доступно при управлении с геймпада. Поверьте, кататься с помощью клавиатуры можно, а вот выполнять трюки... Есть три варианта раскладки клавиатуры — и их нельзя изменить. Лучше не ломать пальцы и приобрести хороший контроллер, лучше с вентиляторами. Кстати, этой игре очень подходит набор колонок с функцией ambilight: проецируемый по площади белый свет (чаще всего на всем протяжении игры мы видим тонны снега вокруг) и обдув прохладным воздухом сильно добавляют реалистичности происходящему по ту сторону экрана.
Симуляторов сноубординга мы не видели уже давно, а хороших — почти и не было. Shaun White Snowboarding радует не только возможностью весело прокатиться с друзьями, но и отличной картинкой в совокупности с достоверной физикой. А уж если вам надоело гонять все игры под маркой Тони Хоука, то тем более добро пожаловать!
ДОСТОИНСТВА | НЕДОСТАТКИ | |
Увлекательность 7 |
увлекательные сюжетные трюки, задорная динамика («а сможешь ли?») виртуального сноубординга | однообразность игровых событий, отсутствие каких-либо игровых элементов, кроме собственно катания |
Графика 8 |
отличная прорисовка, реалистичный снег, красивая анимация | слабодетализированные предметы, здания |
Звук 8 |
отлично подобран музыкальный ряд | мало звуков окружающего мира |
Игровой мир 5 |
обширные трассы, возможность самому прокладывать маршрут | нет интерактивных предметов, трасс могло бы быть больше |
Удобство 7 |
лаконичный интерфейс | удобно играть только с джойстиком |
Новизна нет Интерес повторной игры нет |
Награда журнала |
Вердикт: Отличный способ интерактивным Шоном Уайтом убедить родителей разориться на сноуборд. | Рейтинг журнала 70% |