Многие игроки на форумах Необъятной частенько называют игры, подобные «Бельтиону», «украинскими ролевыми». Звучит вовсе не хвалебно, потому что предполагает посредственную реализацию идей вселенского масштаба. И когда этот ярлык вешают, даже не разобравшись, становится обидно. И за разработчиков, и за игроков.
Недавно увидевший свет «Бельтион. Свод Равновесия» (от украинских разработчиков) тоже кое-где удостоился вышеназванного нелестного звания. Мы попытались разобраться, справедливо ли это утверждение, или просто традиция такая пошла: не глядя обзывать игры, наделяя их якобы «национальными» колоритными чертами. Мы решили найти и взвесить все «за» и «против». Результат вы видите ниже.
В последнее время выходит множество всевозможных адаптаций, игр по фильмам, книгам, музыке, боевым искусствам и чему там еще. Вот и «Бельтион. Свод Равновесия» — не исключение. Действительно, в основе игры лежит серия книг популярного писателя Александра Зорича (на самом деле, конечно, авторского дуэта Яны Владимировны Боцман и Дмитрия Вячеславовича Гордевского). Кто-то скажет: посредственная реализация, громкое имя на обложке и пустота внутри. Не верьте! «Бельтион» дышит полной грудью, сверкает гранями сюжета и вообще держится крепким пупырчатым огурчиком с бабушкиной грядки.
Роман с литературой
Игра начинается с небольшого вступительного ролика, который не только вбивает в головы выпускников Свода Равновесия (а заодно — и в наши) существующие в княжестве Варан реалии, но и здорово пугает. Воображение уже рисует насквозь тоталитарное общество с кишащими в подворотнях зомбированными шпионами. Есть над чем задуматься — ведь главный герой будет одним из них.
Свод Равновесия, в стройных и грозных рядах которого нам придется служить (а что, в таком обществе есть выбор?), — суть местная инквизиция. Которая не только запрещенную волшбу пресекает, но и политическими фигурами, словно кукольник марионетками, вертит по собственному усмотрению. Ну а протагонист наш пока что — сошка мелкая, вот и придется всякие поручения выполнять. Поди туда, забери то.
Но не долго, не долго этому продолжаться... Потому что писательский дуэт самолично принимал участие в написании сценария для игры, а это говорит о многом. Буквально скоро весьма могущественные личности (притом с разных сторон невидимых баррикад) очень заинтересуются нашим героем. И уж если тут не сплоховать, то вершина власти Свода Равновесия, а заодно и главная тайна Бельтиона нам точно покорятся.
Все эти сюжетные изыски так и могли бы изысками остаться, если бы не работа дизайнеров. Разработчики из Rostok-Games не только позаботились об отличном сюжете, но и серьезно проработали игровой мир. Задания в игре довольно разнообразные, разработчики тщательно старались уйти от «почтовой системы». Не всегда это удавалось, но общее впечатление положительное. Мы проверяем контрабандистов, крадем важные артефакты, ловим колдунов, скупаем злосчастные пирожные, пытаемся... Чем только не придется нам заниматься по ходу игры! Очень запомнились также моменты, когда игра одним щелчком пальца избавилась от нудной и не всегда нужной части подобных эскапад — возвращения. Проходить одно и то же во второй раз? Увольте, это скучно. А вот мгновенно переместиться к началу странствий после достижения главной цели очередного похода — совсем напротив.
И тут исподволь начинает скрестись в дверь работа дизайнеров уровней. Тихонько, чтобы не спугнули, — эпизодами. Она поначалу не особо и заметна, но один момент переворачивает представление об этой части игры с ног на голову: в самом начале по сюжету один из матросов в порту указывает нам на некую деталь в оборонительной системе города. «Ничего себе, а я и не видел!» — вот что думается в первый момент. А приглядевшись повнимательнее к остальным ин- и экстерьерам, начинаешь замечать множество незаметных мелочей. И что важно, мелочи эти полностью соответствуют тематике и «настроению» каждой локации. Вот, скажем, смутный силуэт здоровенного морского чудища (в те времена половина всяких рыбин была чудищами!) в том же порту: ну даром он не сдался, да и сделать с ним вроде нельзя ничего. А он есть, и это «что-то» сделать уже хочется. Так мы совершенно случайно получаем очередное задание. И ведь дадут пострелять потом, правда, не туда, куда мы думали, но все же!
А здоровенная кувалда роликов и сцен на движке забивает последний гвоздь в доски бельтионоощущения. Эффектно, масштабно и дух захватывает. Помните полет птицы в «Александре» (который Македонский)? Когда сначала мы видим битву с высоты птичьего полета, а потом — в полном приближении? Очень похоже. И пусть перед нами не поставленная с тысячами статистов сцена, а всего лишь пара десятков врагов на узеньком мосту — эффект схожий.
Привереды обойдутся
И все это — при не самом лучшем, строго говоря, уровне графики: привереды найдут, к чему тут придраться. Право слово, при современных красотах ролевых игр подобная картинка вызывает улыбку. Разработчики изобрели локальную машину времени, и мы перенеслись на пять лет назад? Но опять же — все это только на первый взгляд.
Обучающая миссия, сплошь выполненная во всевозможных оттенках унылого, сменяется более жизнерадостными картинами. Вот тут и начинаешь замечать маленькую особенность «Бельтиона»: все текстуры сделаны с легким налетом «мультяшности», отлично скрывающим многие недостатки устаревшей картинки. С эстетической точки зрения «Бельтион» выглядит на порядок выше, чем мог бы при существующем техническом уровне графики. Ваш покорный слуга ценит это намного больше, нежели непомерное количество полигонов на квадратный сантиметр протагонистской физиономии.
Что дальше? Ролевая система? Ну да, упрощена до банальности. Но тут надо учесть вот что: «Бельтион» — первый проект Rostok-Games, и, как это свойственно многим его коллегам, рассчитывался как некая эпическая ролевая игра. Однако разработчики все же решили выпустить игру хотя бы в текущем десятилетии, и проект сменил ориентацию, став ролевой игрой с элементами боевика.
Разработчики пошли по пути, близкому к пути Gothic, — уровней у персонажа не будет, а получаемый за каждое убийство опыт тратится на «тренировку» протагониста. Хотите быть покрепче здоровьем? Извольте отдать тысячу опыта. Желаете, чтобы клинки в ваших руках наносили чуть больше урона? Две тысячи, и торг неуместен. Система простая, но в то же время крайне эффективная. Герой не получает с уровнем какую-либо странную и непонятно откуда взявшуюся способность, а понемногу обучается у некоторых встречающихся по сюжету учителей. Логично и просто.
Не так хорошо с боями. Если протагонист и повышает какой-то параметр, скажем, урон клинков, то по части сражений это не меняет ничего. Только враги будут быстрее умирать. Сам же процесс напоминает нечто среднее между рубкой Diablo и Morrowind’а. То есть плюем на защиту и стараемся нанести как можно больше ударов в секунду. Враг свалился — переходим к следующему. Если их несколько, то придется немного полавировать, впрочем, суть от этого не меняется. Но это все применительно к оружию ближнего боя, стрельба из лука все меняет. Конечно, «лазерный прицел» перекрестья выглядит неестественно, зато позволяет наглядно оценить расстояние и изменение траектории полета стрелы. Честное слово, миссии, где приходится частенько скакать безумным робингудом, играются намного веселее, чем остальные.
С этим же — то бишь первым проектом — связано и полное отсутствие оптимизации движка. И я прекрасно понимаю эмоции моего коллеги, разрывающего эту часть игры на маленькие и редкие кадрики в секунду. Но есть и светлые моменты: каких-либо серьезных багов, мешающих продвигаться по сюжету, замечено не было. Персонажи не застревают в элементах окружения, игра не вылетает поминутно на рабочий стол, а текстуры исправно подгружаются. Казалось бы, это следует воспринимать как должное, но многие игры, к сожалению, не могут подобным похвастаться. А ведь разработчики не лицензировали готовый движок по причинам, шепнем на ушко, финансового характера. Но самим написать код, добиться отсутствия ошибок... Ох, ну да, есть «тормоза». Даже при том, что оба рецензента играли с двумя поставленными патчами. Но эту проблему решат в ближайшем будущем. Или она уже будет приговорена на момент появления этого номера журнала.
Хорошее впечатление произвел вменяемый и понятный интерфейс. Кнопки исправно переназначаются (непонятно только, почему разработчики перемешали все пункты в меню настройки управления), элементы интерфейса не мешают воспринимать и оценивать происходящее, и от них не рябит в глазах.
Боям в мире «Бельтиона» отводится лишь треть общего времени. Остальное занимают в равных пропорциях сюжетные и дополнительные задания и элементы исследования мира. Самое главное, что интригующий сюжет рождает желание добраться до финала, разнообразные задания не оставляют чувства дежавю, а простая ролевая система позволяет добиваться желаемого с приятным послевкусием. А итог всего этого — своеобразная и самобытная атмосфера. И пусть эта история больше не повторится — зато запомнится надолго.
Мой коллега, будучи последователем доброго и светлого пути, решил разложить все по полочкам, аккуратно приготовить и подать на стол. Однако я, прошу у вас прощения, не настолько снисходителен и мил, да и вообще зло требует некоторой хаотичности. Поэтому не надейтесь, что все будет столь же красиво и с бантиком... (За кадром раздается злобный смех.)
Что заставляет приобрести «Бельтион. Свод Равновесия»? Множество красноречивых высказываний разработчиков, неплохая рекламная кампания, аллюзии на «Готику» и надпись на коробочке от диска «По мотивам тетралогии Александра Зорича». Этот творческий дуэт ответственен за произведения в жанре фэнтези и научной фантастики, а также известен историческими работами и сценариями к таким известным проектам, как «В тылу врага» и «Завтра война».
«Свод Равновесия» — неплохая сага об инквизиции княжества Варан, которая (инквизиция, не сага) тщательно следит за городом и его обитателями. В порту всплыли контрабандные запрещенные товары? Пожалуйте на суд. Кто-то применил магию? Туда же. Разговаривают там мало, впрочем как и в любой секретной организации, — все члены Свода Равновесия поголовно скрываются под масками чиновников и торговцев, а когда приходит время действовать, показывают аналог «корочки» — знак Внешней Секиры.
Однажды в ряды Свода решил записаться парень по имени Орвин. Получилось, стал офицером, быстро продвинулся по службе, вник во внутренние интриги, вдоволь накатался по стране, пообщался с представителями различных народов и... Описывать сюжет и персонажей можно очень долго. Можно, но не нужно — все и так в полном порядке, и здесь никаких претензий нет и быть не может. Мой коллега уже рассказал вам обо всем хорошем, что нашлось в «Бельтионе», а я в свою очередь поведаю о тех вещах, с которыми невозможно мириться.
Ролевая игра. Ролевая?
Что должно быть в заведомо успешной ролевой игре, кроме качественного сюжета и проработанных персонажей? Хорошая ролевая система, некоторая свобода действий, нелинейность, обилие дополнительных, несюжетных заданий и разнообразие. В «Бельтионе» их нет, забудьте.
Вместо ролевой системы — ее невзрачная бедная родственница: прибили пару десятков врагов, выполнили несколько заданий, поднабрали опыт и тащим Орвина к высшим чинам Свода, у которых можно повысить навыки рукопашного боя и владения мечом, количество очков здоровья и энергии и мастерство стрельбы из лука. А где же «Сила», «Ловкость», «Интеллект», «Хитрость» и тому подобное? Как-то несолидно.
Помимо основных навыков, можно изучить несколько умений (вроде регенерации и использования заговоренных стрел) и заклинаний. Последних я насчитал аж семь. Откуда такая цифра в ролевой игре с заявкой на качество? Впрочем, Орвину нечасто приходится прибегать к магии — в основном он орудует мечами, луком и гранатами. Да-да, вы не ошиблись — именно гранатами, ведь они так хорошо усмиряют толпы зомби, вышедших на охоту.
Сама по себе боевая составляющая — чистая песня. Только непристойная. Как бы хорошо Орвин ни развил свой навык владения мечом, он все равно будет использовать только три удара: хук справа, хук слева и рубящий сверху вниз. У врагов и того хуже — одна-две атаки в запасе и абсолютное неумение парировать. До зрелищности боям далеко, как и до накала, — можно зажать левую кнопку мыши и минут пять читать книжку.
На заметку: стрельба из лука просто очаровательна: стоит только сделать максимальное приближение, как вы заметите, что стрела лежит у Орвина... на запястье!
Стоит забыть и о нелинейности — в мире «Бельтиона» это явно запретное слово. Сойти с рельс, заготовленных сценаристами, невозможно — что бы вы ни делали, в конце концов все равно попадете из точки А в пункт В. Работа в Своде Равновесия настолько сурова, что даже на дополнительные задания времени нет: редкий персонаж попросит о помощи, а Орвин согласится взяться за дело. Правда, иногда попадаются занятные моменты. Например, в самом начале две девушки просят у главного героя пирожное — им скучно, а от скуки хочется есть. Если принесете одно, вас пошлют за вторым, а как только притащите оба кекса, то услышите, что они слишком дешевые и, чтобы удовлетворить чувство голода, нужно съесть лакомства, которые стоят в десять раз дороже. Жизненная ситуация, ничего не скажешь.
Вообще, самое ужасное в выполнении заданий — забеги туда и обратно, причем иногда настолько длинные, что великому хоббиту и не снилось. Отправились с проверкой в порт? Будьте добры вернуться и отчитаться. И хорошо еще, когда обе точки назначения находятся по соседству, но ведь бывает, что и в разных городах!
Изображая робота
На этом перечень минусов не заканчивается. Как вам постоянные тормоза и 15-20 кадров в секунду во время боя? А ведь это далеко не на самых слабых машинах. И что прискорбнее всего, даже патч пока не в силах изменить ситуацию. Хотя, скорее всего, исправления обречены на провал: тормоза — это одно, а ужасная анимация — совершенно другое. Думаю, многие знают, что значит изображать робота. Так вот, Орвин, судя по всему, многократный чемпион варанских соревнований по авангардным танцам: ему не присущи большинство человеческих движений, лишь три-четыре рывка да какой-то кривой прыжок. В 2009 году это смотрится странновато, а отговорки, дескать, разработчики — дебютанты и вообще, никого не греют: авторы The Witcher тоже брались за ролевую игру впервые, только вот результаты не сравнимы.
Но и это еще не конец: сотрудники Rostok-Games решили добить нас сухими, совершенно неестественными интонациями героев — в «лучших», к сожалению, традициях русской игровой индустрии. Даже когда звучат ругательства или шутки, голос остается предельно ровным и равнодушным, словно актеру безразлично, читает ли он художественный текст или приходно-расходную книгу в зеленной лавке.
Сюжет, атмосфера и проработанные персонажи изо всех сил пытаются удержать чашу весов хотя бы на золотой середине — ни о каких претензиях на перевешивание и речи быть не может. Может, не стоило разработчикам начинать карьеру с работы над проектом по книге? Тяжелая эта задача, перевести произведение на язык игры, и Rostok-Games пали еще одной жертвой на поле неравного боя.
Действительно, игра довольно неоднозначная: в ней уживаются как великолепные достоинства, так и удивительные недостатки. Поверьте, спор по поводу игры был более чем жарким, а все, что вы прочитали в двух колонках, — исключительно личное мнение авторов. Вы тоже можете составить свое — достаточно лишь запустить файл beltion.exe. Кстати, именно тут, в стандартном описании файла, вы можете увидеть предыдущее название проекта (Бельтион. Beyond the Ritual). О чем это мы? О том, чтобы вы просто помнили: «Бельтион» имеет ряд типичных «ошибок первого проекта», но тем не менее игра получилась достойная. Она не заслужила странноватого ярлыка очередной «украинской ролевой».
ДОСТОИНСТВА | НЕДОСТАТКИ | |
Увлекательность 6 |
сюжетные интриги, разнообразные миссии | слабая ролевая система, линейность, мало дополнительных заданий, плохая боевая система |
Графика 6 |
красивые пейзажи, непло- хие модели персонажей | ужасная лицевая анимация, малое количество движений, посредственная детализация доброй половины зданий |
Звук 6 |
неплохая музыка | игра актеров невыразитель- на, эффекты не впечатляют |
Игровой мир 8 |
качественный сюжет, хорошо проработанные персонажи, необычный мир | не помешал бы бестиарий или мини-энциклопедия |
Удобство 6 |
легкое управление, удобный инвентарь | полное отсутствие всякой оптимизации |
Новизна нет Интерес повторной игры нет |
Награда журнала |
Вердикт: Поклонникам творчества А. Зорича, любителям первоклассных ролевых игр... не посвящается! Отличный сюжет и разнообразие миссий по-добрососедски уживаются с монотонностью игрового наполнения и непередаваемой оптимизацией — вот что вам стоит знать про «Бельтион». Не «украинская игра», а «первый проект». | Рейтинг журнала 62% |