Однажды на станции техосмотра среди малолитражек всевозможных форм и размеров появился прилизанный сверкающий изумрудный мотоцикл. Водители долго косились, стараясь делать вид, что им это совершенно безразлично. Но потом подошел один, второй, а вскоре уже все дружной стайкой обсуждали особенности жизни байкера — и старались невзначай прикоснуться к двухколесной торпеде.
А тем самым «байкером» был немолодой уже мужчина в очках и со значком депутата городской думы на лацкане пиджака. Отвечая на самый, возможно, животрепещущий вопрос, мужчина усмехнулся. «Опасно? Нет, опасность не в мотоцикле, а вот тут, — и он постучал пальцем по голове. — А мотоцикл — это стиль жизни...»
SBK 09 — симулятор мотогонок от компании Black Bean Games. Основное отличие от некоторых других подобных игр заключается в ежегодном детальнейшем моделировании чемпионата мира по этому виду спорта. Разработчики с завидной скрупулезностью перевели в код все, что только можно представить: команды с пилотами, мотоциклы, спонсоров, трассы, график чемпионата. Те, кто «болеет» этим видом спорта, будут просто в восторге. Они с радостью узнают разрез глаз пилота Noriyuki Haga из команды Ducati, полюбуются новейшей красоткой Alfa Mito, главным призом чемпионата, найдут еще сотню совпадений — и их спасти уже не получится. Священный транс на месяц-другой обеспечен.
Все остальные первым делом запустят собственно гонки. И тут же удивленно поднимут брови: позвольте, а почему так сложно? Ответ на этот вопрос кроется в широчайших настройках сложности/реалистичности. По умолчанию игра выставляет умеренно аркадный режим. Он, например, поможет гонщику при заносе или съезде с трассы. Но таких настроек несколько, и каждый может выбрать себе по вкусу. Ну а те, кому не подходит ни один набор настроек, могут выставить все параметры вручную.
Уже одно это сразу дает знать, что SBK — это в первую очередь серьезный симулятор. Вы сразу поймете это по поведению мотоцикла на разных типах покрытия, при разной скорости или погоде. Действительно, два с лишним десятка различных настроек позволят найти допустимый именно для вас уровень сложности. А я даже еще не говорил о более чем десятке настроек самого мотоцикла!
Попробовать на своей шкуре каждый пункт этих настроек можно в нескольких соревнованиях: целых пять видов одиночных заездов и всевозможные сетевые баталии. Разнообразие состязаний — это здорово, потому что сам чемпионат не особо длинный. Но очень увлекательный. Выбрав одну из команд, которые отличаются несколькими параметрами, влияющими на гонки в целом, мы попадаем в наш бокс. Тут можно поговорить с инженером — он настроит мотоцикл для каждой трассы. Если вы ему не доверяете, то можете покопаться во всех настройках машины вручную.
При желании можно пропустить все предварительные этапы состязаний и перейти к двухдневным гонкам (каждая трасса заставит испробовать свои силы дважды, как в и реальности). Но тогда оба раза придется начинать с последнего места.
Но 13 гонок со всеми их квалификациями и прочим проходят очень быстро — и хочется большего. Тут и помогают дополнительные режимы: гоночный уик-энд (подобное мы видели в Need for Speer ProStreet), быстрые заезды, серия «вызовов», тренировки. Когда же и это все пройдено и изучено, приходит время совместных заездов.
Чувство стаи
Если отбросить все эти режимы и прочее, то мы получим... песню. Иначе гонки назвать просто не получается! Первое время придется осваиваться с управлением. По умолчанию кнопки расположены неочевидно, поэтому лучше зайти в меню и все выставить под свои пальцы. Пригодится, уверяю.
А когда вы успешно освоите вхождение в поворот, робкие попытки «оседлать» трассу сменятся уверенностью. Она позволит вам без проблем одолеть всех соперников на умеренно реалистичных настройках. И где-то посередине, когда проблема вечно последнего места останется где-то в смутном прошлом, а победы будут даваться если и не легко, то без особых эксцессов точно, и возникнет это чувство.
Зрелище двадцати с лишним пилотов, которые изящно и легко входят в поворот, шустрой змейкой скользят по трассе, способно ввести в нирвану. Словно стайка тропических ярких разноцветных рыбок, они впечатывают красоту мотогонок через сетчатку прямо в мозг. Недалеко от этого и «чувство стаи», когда вы ощущаете себя частью этой картины. Как будто прикоснулся к чему-то немного непонятному и жутко красивому.
Дизайн пустоты
Для того чтобы это ощущение вас не покидало, разработчики озаботились чуть более симпатичной графикой, чем в предыдущей серии. Особенно это заметно при солнечной погоде. Мотоциклы и пилоты отлично детализированы, к этому никаких нареканий нет. Также неплохо смотрятся текстуры трассы, неба. Такие моменты легко создают веселое, «гоночное» настроение.
Чуть хуже смотрится погода плохая. Небо — да, асфальт — да, а вот брызги воды — нет. «Морские ежики» вокруг колес смотрятся неестественно, а капли дождя на камере стараются подражать «Гонщику» (который фильм со Сталлоне). Одно уточнение — это относится к стандартному режиму камеры «из-за спины». Если выбрать вид из глаз, то ощущения меняются в лучшую сторону.
С дизайном повезло меньше — те же трассы, в отличие от бокса, смотрятся бедно. Это потому что они пустые. Вот, например, вырвавшись вперед, игрок становится постоянным объектом телеведущих на вертолете. Вроде бы это должно добавлять реалистичности, а действует с точностью до наоборот. Дело в том, что этот вертолет практически никогда не видно, и только по звуку винта можно определить его присутствие. В этом месте игрок вообще остается один на один с трассой. Остальные пилоты где-то позади, зрителей не видно, только полотно асфальта и звуки моторов... Одиноким волком быть не хочется, хочется обратно в стайку.
SBK — серьезный симулятор, и со звуком моторов тут все в порядке. Вы даже можете послушать, как звучат разные модели, — отличия есть. Плохо реализован другой важный момент гонок, музыка. На первый взгляд кажется, что все в порядке — заставка бодрит прошлогодним хитом и заставляет ждать продолжения. Его не будет. Остальные треки в игре невыразительные. Причем состав стандартный для такого типа игр: по несколько композиций рока и электроники. Но то ли музыка незнакомая, то ли подобрана плохо, однако так и не вырисовывается целостной музыкальной картины игры, хоть убей.
Длина дистанции
Разработчики прекрасно понимали, что игра довольно короткая. Чемпионат? Его можно рассматривать всерьез ровно два раза: первый и на максимальных настройках реализма. Время его прохождения можно увеличить, если делать все «как в жизни». Свободная езда для изучения, квалификация, прогрев резины... Но ко второй половине чемпионата это начинает порядком надоедать. Хочется адреналина, азарта, который дают именно гонки.
Чуть дольше держатся уик-энды, но и они заканчиваются. И тут начинаешь замечать всякие «extras». Umbrella girls, что так ласково и заботливо прикрывают зонтиком нашего гонщика от солнцепека или... грозы. «Вызовы» исправно цепляют серией заездов на время или скорость. Но скоро и у них кончается запал. Дальше начинается сетевая игра.
Режимов там несколько, но они стандартные. Игра с друзьями интересна не этим. Тут все дело в отсутствии «правильного» искусственного интеллекта, который и делал нашу маленькую стайку возможной. Если в одиночной игре столкновения были редкостью (да и то в основном по нашей вине), то в многопользовательском режиме они — постоянство. Дело и в разных стилях езды игроков, и в разных настройках реализма. Причем, если учитываются повреждения мотоцикла и «усталость» пилота, такие заезды приобретают особую остроту. Пара падений — и твой гонщик выбывает из соревнований. Постоянное балансирование между азартом и весельем столкновений и реальной возможностью не доехать до финиша — очень интересные переживания! Хотя многое зависит от договоренностей между игроками.
Одно несомненно: SBK стоит намного ближе к серьезным симуляторам, нежели к аркадным гонкам. И это во многом определяет и уровень графики, и отсутствие других контроллеров, кроме клавиатуры, и невыразительную музыку. Ведь все перечисленное скорее присуще какому-нибудь гоночному блокбастеру. Игра берет не этим, а серьезным уровнем сложности, сотней настроек, достоверным поведением мотоцикла на трассе.
Но не менее важно, что вся эта сложность не мешает даже новичкам получать удовольствие от игры. Не желаете разбираться в устройстве мотоцикла и сравнивать настройки с типом конкретной трассы? Не беда, инженер может самостоятельно отрегулировать машину на наилучший результат. Пошел дождь, а на железном коне — не те подковы? Тоже не проблема, галочка напротив «автоматических шин» вам в помощь. Не можете разобраться с особенностями торможения передним или задним колесом и крутости поворотов? Ну и ладно, заставьте игру не учитывать вес пилота и мотоцикла.
В итоге это дает удивительно гибкую игру. А яркие моменты, сочная картинка и адреналиновый запал довершают дело. Вы можете вообще не любить мотогонки, но в гостях у SBK 09 вам точно понравится.
Запуская очередную серию мотоциклетных гонок SBK 09, я меньше всего интересовался всевозможными косметическими изменениями, о которых так долго и старательно жужжала пиар-компания издателя. «Новая улучшенная физическая модель»? Падения оставят отметины на гонщике и мотоцикле? Да бог с ними. Главное, чего я ждал — сохранилось ли за всей этой наносной шелухой ощущение «стиля жизни»? Судя по горящим глазам и словам домашних «Ну когда же ты оторвешься от этой игры?» — да.
ДОСТОИНСТВА | НЕДОСТАТКИ | |
Увлекательность 7 |
достоверная физическая модель, множество дополнительных неигровых элементов | откровенно скучная игра при аркадных настройках сложности |
Графика 7 |
высокодетализированные модели мотоциклов и гонщиков, достоверные трассы | нереалистичные эффекты воды, слабодетализированные задники |
Звук 6 |
достоверный звук моторов | невнятная музыка, посредственные звуки окружающего мира |
Игровой мир 7 |
детальнейшее воссоздание реалий чемпионата по мотогонкам | отсутствие объектов на трассах |
Удобство 7 |
удобное, хоть и необычное управление с клавиатуры | — |
Новизна нет Интерес повторной игры да |
Награда журнала |
Вердикт: серьезный симулятор с широчайшей градацией настроек — стиль жизни имени чемпионата мира 09 | Рейтинг журнала 65% |