Выкинь из сердца смертные сны,
Кружатся листья, кони летят,
Волосы ветром относит назад,
Огненны очи, лица бледны.
Призрачной скачки неистов пыл,
Кто нас увидел, навек пропал:
Он позабудет, о чем мечтал,
Все позабудет, чем прежде жил.
У. Йейтс, «Воинство сидов»
Это было время, когда создавались легенды. И то, что для нашего времени лишь легенда, тогда было обычным делом. Сиды и гиганты жили в холмах и лесах. Старые языческие верования сталкивались с христианством. Страна была поделена на лоскуты, и тот, кто хотел быть ее полноправным правителем, был обречен постоянно делать выбор.
И этот выбор определит, какой будет его легенда.
Время рыцарей и драконов
Историки могут сомневаться и спорить о том, существовал ли на самом деле король Артур, описанный Гальфридом Монмутским и Томасом Мэлори. Но даже если такого персонажа история не знала, то рассказы о нем и его рыцарях Круглого стола давно уже стали частью истории. В книгах и фильмах раз за разом уходят они на поиски святого Грааля, вновь и вновь сэр Ланселот влюбляется в королеву Гвиневру, и снова волшебный меч Эскалибур погружается в озерные глубины, сжатый в руке Владычицы Озера...
Что ж, пришла наша очередь примерить корону и удостовериться, удобно ли лежит в руке рукоять волшебного меча...
Вот только королю, кроме как побеждать чудовищ и спасать прекрасных дам, нужно еще и заботиться о стране — чтобы крестьяне подати вовремя платили, сыты были и бунтовать против трона не вздумали. В этом «Король Артур» напоминает игры серии Total War — разве что масштабы поменьше. Главный экран игры — карта Британии, разделенная на провинции. Глубокой дипломатической и экономической систем в игре нет, но взамен игроку позволяют определять внутреннюю политику, издавая законы и «декреты». Пример: закон о монополии на 20% увеличивает доход от торговли, но на столько же уменьшает доход ваших шахт. Если добыча ископаемых все равно не ведется, то все прекрасно — если дохода нет, то меньше он и не станет. Кроме того, правитель может решать, какие войска будут ему полезнее: обучать лучников, сразу сменить их на арбалетчиков или вообще ковать новые доспехи для рыцарей?
Условный игровой «год» длится четыре хода. Первые три — с «весны» до «осени» — это время подвигов и битв, когда ваши армии передвигаются по карте, атакуют и защищаются. Четвертый ход — игровая «зима» — время отложить мечи и достать перо и чернила: войска становятся лагерем там, где застали холода, а королю дают спокойно подумать над новыми указами.
Горек королевский хлеб
Сюжет игры поделен на четыре главы. Первая — вводная — быстро познакомит с основными приемами управления страной, а вот потом сюжетные события начинают сыпаться на голову бедного короля беспрестанно. Мало того что они почти всегда ходят парами — одно на выбор, — так ведь, если повременить с выполнением заданий одной главы, запросто может начаться следующая! И в одиночку тут никак не успеть. Но это и не нужно — для того ведь и существуют верные рыцари Круглого стола!
Выбираем одного из них и отправляем к тому месту карты, где вертится в воздухе белый свиток. Когда посланник короля доберется, игра откроет перед вами книгу, на страницах которой описано происходящее. А вам нужно выбрать, что делать дальше.
Например, в одной из деревень начали пропадать дети. Местные уже сбились с ног, пытаясь хоть что-нибудь понять, и теперь просят помощи короля. Проезжавший мимо сэр Балан не решился отказывать просителям и... Что дальше? Расспросить стражников, не видели ли они чего странного? Поговорить о том же с деревенскими стариками? Лучше, конечно, и то и другое. После расспросов удалось узнать, что недавно неподалеку от леса нашли странную девочку, которая была чем-то сильно напугана и с тех пор еще ни слова не сказала. А в одном из домов деревни как-то ночью слышали странные звуки... Дом или девочка? «Наверное, нужно начать с ребенка», — решил рыцарь. Малышка действительно молчала. Только женщина, приютившая ее, вспомнила, что, когда девочка попала в дом, она произнесла три слова: красный, ястреб, лилия. Слова эти сэр Балан на всякий случай запомнил, хотя и не придал им значения — мало ли что напуганный ребенок выдумает? А ведь зря не придал! В подвале того дома, где ночью что-то гремело, обнаружился тайный ход за замком с тремя дисками, поделенными на четыре части, на каждой из которых были изображены фигуры. Достаточно было нажать по порядку части с рубином, хищной птицей и цветком, и дверь отворилась.
Ход вывел рыцаря и его отряд на поляну с лагерем разбойников, где и держали детей. Можно было бы напасть и прямо сейчас, но сэр Балан подумал, что в суматохе боя пленники могут пострадать, поэтому приказал ждать. Очень скоро разбойники дорвались до выпивки, после чего благополучно заснули, а затем королевские солдаты просто связали их одного за другим...
Вдобавок к выполнению заданий рыцари командуют армиями, помогают войску в бою магией — то тумана напустят, чтобы лучники дальше своего носа стрелять не могли, то вообще сменят ясный день на темную ночь. Но не только: хорошо подумав, король может пожаловать одну (или несколько, но не больше трех) провинцию своей державы в дар рыцарю. Думать тут нужно действительно хорошо. Пусть такой подарок в любом случае подольет масла в огонь преданности вашего соратника, но для королевства это может обернуться бедой. Скажем, некоторые из рыцарей не терпят чужих культур. Поставьте такого «гордого бретона» во главе, например, валлийской провинции — и вот уже готов повод для народного бунта...
А какие же рыцари без прекрасных дам? И эти милые создания также будут вам попадаться во время странствий. Помогите ей (или ее отцу) — и тогда зимой можно будет сыграть при дворе свадьбу. Или обменять даму на волшебный щит у ближайшего торговца. Что делать, такая уж незавидная судьба у супруг рыцарей короля Артура...
Вся королевская рать
Но вот все бумаги подписаны, переговоры не состоялись, король зол, и в ход идет «последний довод» — мечи, копья и луки. Камера слетает из-под облаков к земле, приближая бой. Главное, что нужно знать: для победы не обязательно перебить всю армию противника до последнего коня. Вполне достаточно добиться, чтобы вражеские солдаты показали спины и побежали. Для этого на каждом поле битвы есть «контрольные точки», захват которых улучшает боевой дух своих войск и уменьшает — чужих.
Но «точки» — не просто наугад воткнутые флаги, которые нужно захватить, а места, вроде деревень или волшебных башен, захватывать которые вполне логично. Прибрали к рукам деревеньку? Отлично! Войска вокруг нее получат прибавку к выносливости. Над башней волшебника появился ваш флаг? Еще лучше! Теперь можно колдануть что-нибудь эдакое на зазевавшегося врага.
Когда на равнину выходят несколько десятков рыцарей в сверкающих доспехах — хочется поставить бой на паузу, опустить камеру до уровня земли и потратить несколько минут на то, чтобы разглядеть их вооружение во всех подробностях. «Летние» лучники сидов в броне из янтарных кристаллов поднимают вверх луки, чтобы обрушить на врага рой стрел, тяжелая конница с копьями, украшенными цветными лентами, несется вперед...
Вот только... во время рукопашной схватки ожидаешь увидеть побоище, но игра откровенно пасует, и яростная схватка превращается в медленный, с ленцой, обмен ударами. Сначала мы их, потом они нас. Повторить, пока хоть кто-то еще на ногах или в седле. К сожалению, анимация боя в «Короле Артуре» не удалась.
Да и камера постоянно утыкается в край карты, ни в какую не желая показать, кто же у этого края стоит? Вот и летай, «верти головой», чтобы выбрать затерявшихся в леске пехотинцев... Не помешали бы и указатели на отряды, которые находятся вне поля зрения камеры, как это было в старом Warhammer: Dark Omen. Да, конечно, можно выбрать любой отряд щелчком по его изображению внизу экрана, но когда там собирается пять-шесть одинаковых — поди пойми, какой из них сражается сейчас на правом фланге, а какой на левом?
Но, право же, это такие мелочи, когда кавалерия обходит врага с фланга, лучники осыпают его стрелами, а в лесу поодаль ждет команды засадный полк... И рыцарь ведет армию в бой не только по приказу короля, но и потому, что хочет показать свою доблесть, ведь иначе он не может — это будет уже не по-рыцарски.
ДОСТОИНСТВА | НЕДОСТАТКИ | |
Увлекательность
9
|
текстовые задания, выбор стиля управления королевством | иногда задания валятся все сразу, и что с ними делать — неясно |
Графика
8
|
модели воинов, изображения на экране загрузки | анимация боев |
Звук
8
|
красивая музыка... | ...но мелодий очень мало |
Игровой мир
8
|
«время чудес» | анахронизмы |
Удобство
8
|
обучение, интерфейс глобальной карты | неповоротливая камера |
Новизна
да Интерес повторной игры да
|
Рейтинг журнала
86%
|
Вердикт: Пусть «Король Артур» состоит в несколько странных отношениях с историей, но он и не претендует на достоверность. Это сказка о могучих волшебниках, прекрасных дамах и отважных рыцарях, поданная в виде компьютерной игры. |
Награда журнала
|