Рекламная компания The Saboteur щеголяла многообещающей системой Will to Fight, парижскими достопримечательностями, гонками по оккупированному городу и реалистичными драками. Но такого мы, признаться, не ожидали.
Оторваться было невозможно: укладывали фашистов штабелями, сносили вышки, подрывали склады, выполняли поручения Сопротивления, собирали в гараже десятки машин, проносились по парижским улочкам на глянцевых спорткарах, влюблялись, стреляли, снова влюблялись и... поняли, что The Saboteur — вовсе не боевик с уклоном в скрытное прохождение, а эпическая игра. И это обожгло так же непредсказуемо и приятно, как глоток крепкого скотча.
Шон Девлин, главный герой The Saboteur, — ирландец до кончиков ногтей, ненавидит британцев, падок на девушек, всегда готов к хорошей драке и безудержно циничен.
Но у судьбы тоже есть чувство юмора, хоть и весьма изощренное. Механик, а по совместительству гонщик, Шон оказался не в том месте и не в то время — в небольшом немецком городке Саарбрюккене летом 1940 года. Война застала его врасплох, оборвав едва начавшуюся карьеру и прибрав лучшего друга.
На пару с Джулсом Девлин угодил в плен к фашистам. От них требовали признание в шпионаже в пользу Англии. Прозвучало оно примерно так: «Англия? Ты что, недоумок?!» И вот Джулса не стало, а Шону пришлось бежать, чтобы спасти сестру товарища Веронику и шефа их гоночной команды Витторе. Под покровом ночи все они отправляются в Париж, где можно укрыться в кабаре напротив «Мулен Руж».
После вводной миссии этот эпизод дает под дых почище кулака. Перед нами — мирная жизнь, смазливые провинциалки, грациозные обводы «Авроры» (гоночного болида), предвкушение безоблачного будущего и мировой славы и две сногсшибательные девушки — блондинка и брюнетка. Эх, какую бы выбрать?
Тут-то и начинает работать необычная система «Воля к схватке». Жизнерадостные и яркие тона мгновенно выцветают, уступая место всем оттенкам серого с мрачными вкраплениями черного, красного и синего. Краски жизни уступили место черноте смерти, серости фашистского ига и красноте проливаемой крови.
Когда Шон несется обратно во Францию, явственно вспоминается эта же самая дорога несколько часов назад: ирландец со товарищи ехали на гонку, в стеклах автомобиля отражались зелень деревьев и голубизна неба. На обратном пути мелькают только красные повязки со свастикой, черная форма и пылающие дома.
Контраст настолько силен, что невольно забываешь о том, что Шон на волоске от гибели. Какие повороты, какое маневрирование, что там немцы! На горячку бешеного бегства странным образом накладывается ощущение трагической неизбежности. Мы долго пытались вспомнить похожую по эффекту визуализацию — и не смогли.
Культурная оккупация
Тем временем Шона ждет Париж. Он тоже лишился красок, стал угрюмым, но не печальным. Париж умудрился сохранить атмосферу какого-то яростного, смертельного эпатажа даже в условиях фашистской оккупации.
Все эти горшочки с цветами, узенькие улочки, архитектурные памятники, волшебные мелодии и такие бесстыдные француженки даже в черно-белом варианте полны особого шарма. Разработчики говорили, что хотят показать оккупацию Парижа не столько как акт военных действий, сколько как противостояние двух культур, фашистской и французской. И у них это получилось чертовски здорово!
Париж разделен на сектора, рассечен КПП на отрезки, местами обвит колючей проволокой. Но даже строгий немецкий ordnung и военная машина Третьего рейха не в силах свести на нет обаяние французской столицы. Серые здания все равно величественны, бордели все равно открыты, а в воздухе витает беспокойное ожидание чего-то романтичного и волшебного.
Долго такая ситуация продолжаться не может. Рано или поздно либо фашистов станет достаточно много, чтобы подавить волю французов, либо воля эта проснется и сметет черно-красную заразу с когда-то ярких и беззаботных улиц. Вот только для второго варианта нужен катализатор, толчок. Им и становится наш герой.
Что надо сделать неунывающему ирландцу? Вернуть Парижу краски. Для этого нужно сильно постараться, ведь нацистов много, порой даже слишком. Они буквально в каждом переулке, в каждом здании, в каждой машине. На первый взгляд.
Пар-р-рижская свобода
Судьба не переставала испытывать ирландца на прочность. Шон бежал от войны, сидел в кабаре и запивал потерю друга виски. Наверное, рано или поздно он бы спился или погиб в пьяной драке, но его заметил некто по имени Люк.
До войны этот француз был известным писателем, а во время оккупации стал собирать вокруг себя решительных парней вроде Девлина. Люк подталкивает его к активным действиям, а вскоре бывший гонщик проглатывает самую жирную наживку: у него появляется шанс отомстить за смерть Джулса. Каждая цель приближает его к глотке Курта Декера, убийцы. И чтобы до этой глотки дотянуться, Шон готов на все, а Париж предоставляет тысячи возможностей.
Неистовый ирландец убивает много и со вкусом. Кулаками, ногами, из оружия, с помощью взрывчатки, сбрасывая с крыш и ломая шеи. Правда, бездумные расправы ни к чему, и лезть на рожон без явной цели глупо.
Тогда Шон становится диверсантом. Купив карту с отмеченными на ней немецкими целями, вы рискуете растеряться — мишеней сотни, если не тысячи! Из громкоговорителей несется пропаганда, снайперы наблюдают за городом с вышек, на складах хранится топливо и оружие, а бронетехника на блокпостах подавляет любое сопротивление.
Но этого вскоре становится мало, и ирландец приступает к полномасштабным операциям: спасает ученого, пускает поезд под откос, взрывает громадный завод, срывает фашистские мероприятия, устраняет генералов... Поверьте, практически в любом месте Парижа есть чем заняться, а под конец из арены для тихого саботажа город превращается в жаркий театр боевых действий.
Основная сюжетная линия The Saboteur занимает чуть меньше двадцати часов. Сюда умещается пара обучающих миссий, предыстория и крупные операции. Хоть в целом сценарий и предсказуем, а финал — прозрачен, некоторые повороты на самом деле неожиданны. И уж точно эффектны. Чего только стоят любовные похождения сумасбродного ирландца! Однако вся прелесть The Saboteur в том, что самое вкусное не ограничивается сюжетом.
В любое время Шон может оставить дела и заняться дополнительными заданиями. То священник попросит помощи, то пронырливый делец с черного рынка нарисуется, а то и английская разведка в игру вступит. Если хотите пробраться в пару-тройку немецких замков и пристрелить генерала СС под Триумфальной аркой, не проходите мимо!
Ирландец атакует
За исключением некоторых областей (чаще всего это «служебные» зоны фашистов, вроде склада), Шон может свободно гулять по городу. Однако если он достанет оружие или попадется на глаза патрулю, карабкаясь по стенам, немцы попытаются его задержать.
Вокруг места происшествия очерчивается зона опасности. Если в этой зоне, кроме Шона, будет находиться враг, тот поднимет тревогу, которая не утихнет, пока в ее области есть хоть один фашист. Ну а чтобы вырваться было сложнее, к зоне тревоги постоянно стекаются ближайшие патрули.
Если повезет разжиться немецкой формой, можно обмануть караульных и часовых и даже разгуливать с оружием в руках, ну а если удача отвернется, вы всегда вольны спрятаться в каком-нибудь укрытии — например, комнате проститутки или дряхлой лачуге.
Миссии можно проходить различными способами. Приведем в пример такую бытовую ситуацию. Шон пробирается на охраняемый склад, спустившись с крыши прилегающего здания, минирует цистерны с горючим, тем же путем отходит, а потом одним выстрелом снимает охранника в центре склада. К трупу тут же стекается вся честная компания, включая свободные патрули с соседней улицы и охрану соседнего объекта. В этот момент Шон подрывает склад и всех немцев в придачу. Элегантно и эффективно.
Или вот устранение генерала. Вариантов — тьма. Можно прорваться сквозь охрану, расстреляв все живое, и так же уйти. Можно по-тихому устранить часового, переодеться в его форму, пробраться вплотную к жертве и убить. И никто не помешает забраться повыше, чтобы издалека снять фрица из снайперской винтовки. И это действительно здорово.
Джаз и нуар
Никто не заставляет все время убивать и устраивать диверсии: даром, что ли, по всему Парижу логова Сопротивления с оружейными магазинами и гаражами?
Коллекционируйте гражданские и военные машины, ищите редкие гоночные болиды, побеждайте в подпольных гонках. Развивайте снайперские умения и открывайте новые виды оружия. Почаще заглядывайте в меню достижений и зарабатывайте всевозможные умения и улучшения, забирайтесь на самые высокие здания, ищите секреты, выполняйте особые трюки. Охотьтесь на уток, метайте ножи, смотрите стриптиз — Девлина ни в чем не ограничивают.
Музыка играет только в зданиях и автомобилях, она нечастая спутница Шона — и тем сильнее впечатление. В основном это отличный джаз и блюз сороковых-шестидесятых годов, а проигрываемая во время особо эпичных моментов главная тема и вовсе вызывает мурашки. Ощущения — будто на выходе из кинотеатра после просмотра последних двух частей «бондиады».
Посмотрите, как стоит Шон во время разговора, как он подносит зажигалку встречной девице, послушайте акцент даже не второстепенных героев — массовки! Доносящиеся из соседнего кафе смех девиц и пьяные выкрики немцев и местных, постоянные шуточки с уклоном в темы спиртного и любовных отношений — каждый мимолетный эпизод The Saboteur дополняет атмосферу игры.
Это интересно: разработчики хотели вложить в образ Шона немного от шпионской «бондиады». Отголоском этого стали постоянные упоминания любовных похождений. Кроме того, за время игры гонщик успел засветиться сразу в двух любовных треугольниках!
Прилип до смерти
К сожалению, не обошлось и без досадных недоразумений. Например, только так можно назвать игровые тени. Если вблизи они еще ничего, то на тени от зданий и удаленных объектов без слез не взглянешь. Про дальний план тоже лишний раз говорить не хочется — полигонов там меньше, чем витаминов в гамбургере. Да, технически графика откровенно несовременная. Вспомнить только первые кадры игры — обнаженную девушку... брр! Все впечатление вытягивает именно черно-белое «кино».
Еще одно недоразумение — система укрытий. Сколько было слов о ее адекватности — все впустую!.. Она работает только с одиночными объектами. Дверные проемы просто убивают: мало того что их часто не пройти без прилипания, так еще и отпрыгнуть не получится, если в следующей комнате полно фашистов. Шон будет прислоняться к стенке, закрывать обзор и быстрее умрет, нежели согласится вернуться в предыдущую комнату.
Есть и баги, но немного. Несколько раз встретилось застывание персонажей. Подошли друг к другу, появилось меню диалога, и — ничего. Выйти из него нельзя, а никто ничего не говорит. Принудительно вырубаем игру и пытаемся запустить ближайшую точку автоматического сохранения. Не получилось — начинайте миссию с начала. Однако на фоне общего впечатления это не более чем придирки.
Прообразом Шона Девлина послужил гонщик и английский разведчик Уильям Гровер-Уильямс. Его отцом был англичанин, а матерью — француженка, поэтому с детства парень свободно владел двумя языками. Он рос на окраине Парижа, но с началом Первой мировой войны семья перебралась в Монако. Там Уильям начал подрабатывать шофером и купил мотоцикл, на котором гонял по городу.
В 1919 году он работал водителем у известного ирландского артиста Уильяма Орпена, в 1926-м стал профессиональным гонщиком, а уже в 1928-м выиграл Гран-при Франции на Bugatti. Вплоть до Второй мировой Гровер-Уильямс участвовал во множестве гонок, среди его достижений — несколько побед в Гран-при Бельгии и Монако.
Когда началась война, Гровер-Уильямс бежал в Англию, где недолго работал шофером в службе тылового обеспечения СВ. Поскольку он был гражданином Франции и свободно изъяснялся на двух языках, его завербовали в Управление специальных операций и высадили в Париже, где он связался с Сопротивлением, занимался диверсиями и развивал агентурную сеть.
В 1943 году Гровер-Уильямса арестовали сотрудники гестапо и моментально отправили в концлагерь Заксенхаузен. Его долго пытали и казнили в 1945-м, буквально за несколько недель до конца войны.
Студию Pandemic закрыли аккурат за пару дней до релиза игры. The Saboteur должен был реабилитировать разработчиков после пары последних провалов. Обидно, ведь проект оказался ярким и необычным...
ДОСТОИНСТВА | НЕДОСТАТКИ | |
Увлекательность
9
|
несколько способов прохождения, интересный свободный режим, разнообразие заданий, симпатичные мини-игры | невозможность полностью пройти любую миссию в скрытном режиме |
Графика
8
|
нуар, насыщенность красок, лицевая анимация | отвратительные тени, слабые задники, бедные эффекты воды |
Звук
10
|
игра актеров, волшебная музыка | не отмечено |
Игровой мир
9
|
очень атмосферный Париж, детально воссозданные районы и архитектура, увлекательный сюжет | прохожие здороваются с Шоном, называя его по имени, но ни один фашист его не узнает |
Удобство
8
|
толково реализованная система опасности | немного перегруженное управление |
Новизна
да Интерес повторной игры да
|
Рейтинг журнала
88%
|
Вердикт: Шон Девлин, конечно, не такой мастак конспирации и тихого убийства, как Альтаир, но зато он живет в Париже, водит шикарные машины, пользуется популярностью у девушек и наводит страх на фашистов одним взглядом. Неповторимый стиль черно-белого кино, джаз и блюз — этого не найти ни в каких других шпионских боевиках. |
Награда журнала
|