На воде, скажем, нельзя забыться, как бывает на улице: ноги все время держат тебя, и твой рассудок начеку, в равновесии, точно ты род компаса.
Иосиф Бродский, «Набережная неисцелимых»
Вода, вода, кругом вода! Разве кто-то способен променять этот прекрасный вид на любые красоты материковых просторов? Где им испытать прохладу, которую несут морские волны? Где еще ощутить свежесть, коей наполняет легкие здешний ветер? В каком краю придется увидеть игру солнечных бликов на водной глади, когда солнце клонится к закату? Как ни крути, чтобы познать настоящую красоту, нужно хоть пару дней прожить на острове. И, раз уж вы к нам выбрались, может, подсобите простым обитателям с благоустройством? Конечно, в свободное от любования время!
чужина Адриатики — Венеция!
Погружаться в островной мир Anno 1404 не только приятно, но и интересно. Экономические стратегии — удивительный жанр. Могут ли одни трудовые будни стать отдыхом от других трудовых будней? Убедительно доказано — могут.
Ветераны, которые помнят Anno образца 1503-го, 1602-го и 1701-го, легко узнают старую знакомую под новой венецианской маской. Стиль этой серии игр о строительстве, торговле и производстве остается неизменным.
Как и в большинстве подобных стратегий, здесь мы занимаемся возведением города и удовлетворением потребностей его граждан. В нашем случае обычные ингредиенты еще слегка приправлены толикой боевой составляющей и щепоткой мореплавания.
Любое наше поселение прежде всего привязано к порту. Он — как сердце, прочее же — кровеносная система. Сюда стекаются все товары, отсюда они попадают в дома к гражданам или уплывают к иным берегам, оборачиваясь для нас сундуками золота или заморскими диковинами. Правда, ради такого преуспевания еще нужно потрудиться: протянуть дороги, организовать добычу ресурсов и обеспечить их переработку в продукты потребления.
Наши подопечные в только что созданной деревне — обычные крестьяне. Жизнь у них простая, потребности тоже. Ублажить их легко. Но если ваши амбиции простираются дальше рыбной ловли, придется создать все условия для обогащения простого люда и перевода его в новый статус. Сперва в горожан, потом в патрициев и наконец — в благородных аристократов. Этих и высокими налогами обложить не грех!
Рано или поздно ваши подданные вдоволь запасутся пищей телесной и духовной, одеждой и всем, чего им недостает для счастья. Бытовые вопросы улажены. Значит, настала пора и конкуренту палки в колеса ставить, и войной на особо буйного неприятеля идти! Честное противостояние с жителями прилежащих островов — отличительная черта серии.
Режимов одиночной игры — три штуки. Это кампания, в которой проще всего освоиться с азами, независимые сценарии (коих в дополнении значительно прибавилось — самых разных по сложности и специфике) и «песочница», где можно хоть целую вечность благоустраивать свои владения.
А владений у нас будет в достатке. Что отдано на откуп игроку в Tropico? Один-единственный остров? В Anno берем выше — занимаемся целыми архипелагами!
От острова к острову
В зависимости от начальных условий приходится принимать разные вызовы. Не все острова одинаково пригодны для привольной жизни. Конечно, если первая колония расположена в земном раю, обильно заросшем лесами и испещренном залежами полезных руд, перебоев с древесиной, злаковыми или минералами не предвидится — тогда тактика развития ясна. Но на пустынном клочке земли выживать придется за счет различных ухищрений. Главное — искать новые острова, пока народ не взбунтовался по причине тягостных будней.
Для поддержания благостных настроений среди населения волей-неволей придется постепенно расширять свои владения, заселять новые территории, связывать их между собой торговыми маршрутами и оборонять корабли от пиратских набегов.
В иных играх разросшийся город требует от игрока столь пристального внимания и совершения такого множества мелких действий, что становится уже не до графических прелестей и игровой атмосферы. Тут бы поспеть всюду, подкрутить каждую гаечку, удержать шаткую экономику от коллапса.
Но если вы забегались с мелочами в Anno — значит, почти наверняка изначально избрали неверный путь. Акцент здесь не на микро-, а на макрорешениях. Да, экономика в игре впечатляюще детализирована — десятки добывающих зданий, еще больше перерабатывающих. И все же благодаря постепенному росту благосостояния горожан и плавному появлению новых построек сориентироваться во всем этом многообразии достаточно легко.
Суета сует
Первейший залог приятной игры — удобный интерфейс. Если ваши склады окажутся под завязку забиты рыбой или, наоборот, портным будет недоставать конопли для рубах и штанов, вас тут же об этом известят. Но скорее всего, если вы грамотно рассредоточили по острову нужные здания в нужных количествах, дела скоро пойдут по накатанной.
Когда стартовый капитал будет грамотно вложен в недвижимость и хозяйство приведено в порядок, игра не перейдет в режим постоянной профилактики происшествий. Раздвигая рубежи своих владений, можно быть спокойным за уже проработанные участки.
До выхода дополнения игре недоставало разве что сводных таблиц, какого-нибудь экрана статистики, на котором подавалась бы информация о состоянии дел в колониях. Экран этот ввели. Но не как общедоступную деталь интерфейса, а как функцию нового здания Bailiwick (Администрация бейлифа). Все острова, на которых эта полезнейшая постройка возведена, включаются в сводку, где отображаются наличествующие на складах ресурсы, уровни налогообложения, построенные здания, эффективность их работы и стоимость содержания. Все — с возможностью быстро перейти к нужному объекту. Бальзам на душу любого управленца!
А вот бои, что морские, что наземные, так и остались слабым местом серии. Пешие войска ползут нестройной кучей и облепляют вражеские постройки или смешиваются со столь же разрозненным противником. Корабли грустно тычутся друг другу в бок и, наконец развернувшись бортом к вражеским судам, палят до победного. Ни на какую тактику, маневры, ухищрения надеяться не приходится — и сложно их провернуть, и ни к чему. Тупо давить массой — единственно прогрессивный метод.
Понятно, что сражения никогда не были центральной темой Anno. Превосходство над врагом достигается через финансовое преимущество. Не борьбой армий, но борьбой индустрий куется победа. Для глубоко экономической стратегии — ничего удивительного. И все же подобный примитивизм — как бельмо в глазу. Раз сюжет вечно крутится вокруг конкурентных склок и территориальных споров, отчего было не довести боевую систему до ума?
Спасает хорошая проработка другой сферы взаимодействия — диверсий. Что может быть приятней, чем подослать к ненавистному конкуренту саботажника и устроить поджог? Если этого мало, внедряемся на чужое предприятие и стопорим работу. Стереть чужое поселение с лица земли теневой деятельностью не выйдет, но подорвать его экономическое положение — еще как. Купеческая война — это тоже война!
Конкуренция — двигатель прогресса!
Перечень маленьких изменений и дополнений, привнесенных с приходом на острова венецианских купцов, весьма велик: вещи, корабли, задания, достижения и медали, целый вагон городских украшательств для ценителей эстетики...
Самые рьяные градостроители теперь могут обжиться на вулканическом острове. Придется вечно трястись в предчувствии извержения, зато богаче этих островов по залежам полезных ископаемых не найти.
шие отношения с коллегами — вдруг задание какое дадут?
Более значимо, что у нас появился новый рычаг влияния на собственные и чужие города — через совет консулов. В совете есть пять мест, одно из которых занимает отец-основатель. Он же удерживает символический ключ от города. Но его высокое положение всегда рискует пошатнуться. Приобретя за звонкую монету несколько мест в совете, можно попросту лишить бывшего хозяина символа власти и захватить поселение под свой контроль.
Но даже такое изменение — лишь любопытная мелочь на фоне главного нововведения. Это полноценный многопользовательский режим! Ту пародию на сетевое взаимодействие, которой располагал оригинал, явно прикрутили к игре для галочки. Неужели и вправду кто-то из праздного интереса увлеченно просматривал статистику тысяч незнакомцев? Или загружал скриншоты и сохраненные игры, чтобы полюбоваться на дело рук чужих? Что ж, если такие находились — рады за них. Но нам точно хотелось другого, совсем другого! И наше время пришло.
В совместной игре теперь могут встретиться до восьми человек, при желании — объединенных в несколько команд. В специальном режиме Co-op делами одной и той же колонии управляют сразу два или три игрока — против такого же конгломерата или компьютера. Согласитесь, на практике убедиться, чьи управленческие навыки не знают себе равных, куда лучше, чем меряться мертвой статистикой!
У безбрежных вод интернета мы и расстанемся с Anno 1404. Желаем ей долгого плавания, выгодных сделок и скорого путешествия в новый исторический период!
ДОСТОИНСТВА | НЕДОСТАТКИ | |
Увлекательность
9
|
многогранное хозяйствование, многопользовательский режим | маловразумительные сра- жения, простоватый сюжет |
Графика
9
|
пасторальная, в меру детализированная картинка, волшебная вода | что хорошо при виде с верхотуры, вблизи впечатляет чуть меньше |
Звук
7
|
музыка и шумы города под- держивают общую атмосферу |
ни одна мелодия не запоминается |
Игровой мир
8
|
умиротворяющие виды, колоритные персонажи | условность, уход от истори- ческих реалий в красивость |
Удобство
8
|
компактный интуитивный интерфейс, система напоминаний | нет полноценного обучения, кривое управление войсками |
Новизна
да Интерес повторной игры да
|
Рейтинг журнала
81%
|
Вердикт: Появление сетевой игры — ключевое новшество дополнения. А в целом, поклонники серии могут быть спокойны — очередная часть продолжает осваивать все ту же привычную колею, намеченную предшественницами. |
Награда журнала
|