Трудно спорить с очевидным: готический детектив — благодатная почва для хорошего квеста. Термин dark adventure, может, и не особенно прижился в большом мире, зато прекрасно справляется со своей исходной задачей, исчерпывающе описывая суть лучших игр чешской компании Future Games: готический детектив с элементами ужасов. Новое их детище, Alter Ego, — ягода с того же поля, что и небезызвестное Черное зеркало (The Black Mirror).
Анонсы, трейлер и, разумеется, скриншоты — узнаваемая, детальная и замечательно атмосферная рисовка сама по себе оказалась неплохой рекламой. Нам обещали «квест с элементами классических ужасов, впитавший все самое мрачное из детективных рассказов Эдгара По и Конан Дойла». Ну а тем отважным, которые все же осмелятся рискнуть своим душевным здоровьем и погрузиться в атмосферу мрака и ужаса, разработчики гарантировали — по итогам прохождения — тревожные и беспокойные сны.
Что же на самом деле вырастили на своей готической, обильно орошенной кровью виртуальных жертв грядке чешские разработчики?
На первый взгляд все честно: мистический триллер в антураже викторианской Англии, в главных ролях — вор и сыщик; сумрачные, совершенные в своем роде пейзажи старого Плимута; загадочные исчезновения, оборачивающиеся зверскими убийствами; леденящая душу атмосфера...
На деле от викторианской эпохи остался только снобизм детектива Бристоля, одного из героев этой истории. Прекрасные сумрачные пейзажи стали не более чем фоном для перемещений персонажей, которые так и норовят отойти куда-нибудь в дальний угол экрана, а то и вовсе раствориться в дожде, сумраке или в чистом воздухе.
А леденящая душу атмосфера на поверку оказалась удивительно унылой.
К югу от Бейкер-стрит
История начинается с душераздирающего пассажа, как тяжко в этой стране живется безбилетникам. Дело в том, что если уже упомянутый нами детектив — благополучный и добропорядочный джентльмен, с молоком матери впитавший тоску по карьерному росту, то второй, ирландец Тимоти Мур, — человек улицы, джентльмен трущоб, вор и вообще темная личность. Он мечтает лишь добраться до Америки, где ему, может быть, наконец повезет. Впереди ждут тяжкие испытания: честный вор чинит стиральную машину и полощет белье — немыслимое дело! Вот она, «жестокая борьба за выживание». Впрочем, затем его ждут более обыденные подвиги: обокрасть нищего, проиграться в кости, попасться на краже...
В Плимут, где разворачивается действие игры, Тима вызвал письмом старый приятель, но случилось непредвиденное: беднягу зайца извлекли из уютного трюма, избили, раздели до нитки и вызвали полицию... вот ведь негодяи!..
К сожалению, в анонсе создатели игры почти не погрешили против истины: нет триллера страшнее, чем злоключения двух неудачников... если это не комедия, конечно. Признаться, временами появляется соблазн принять все это за фарс — но для фарса рассказчикам недостает иронии.
Линейное, лишенное малейшего намека на вариативность и подчас мучительно однообразное действие пестрит логическими дырами, а кое-как притянутые за уши обоснования навевают мысли о нездоровых сенсациях. Образ вора в целом вышел на редкость неудачным: именно его действия, как правило, обоснованы каким-то исключительно непостижимым ходом мысли, педант Бристоль более последователен. Да и с озвучкой детективу повезло больше.
Да, озвучка — вторая большая беда Alter Ego. Создателям игры отменно удались разве что вороны, лошади и садовые птички. Диалоги же все как один звучат столь же уместно, сколь закадровый смех в иных передачах. Особенно когда дело доходит до эмоций — герои чертыхаются так заунывно и старательно, словно сдают экзамен в воскресной школе.
Возможно, отчасти виной тому перевод, который грешит по меньшей мере... поспешностью. Первый сюрприз поджидает еще в главном меню: ПКМ, ЛКМ, «клик» и «щелчок мышью» мирно уживаются всего в двенадцати строчках лаконичной справки.
«Разбил меня радикулит, да так удачно!..»
Сточные воды Плимута: на дне.
И вышло у меня в ответе: два землекопа и две трети...
|
Мысли вслух: остается только догадываться, о ком идет речь, когда за кадром звучит сакраментальное «Боже, храни короля!». 1894 год, на троне королева Виктория, а ее супруг — принц-консорт Альберт — умер более тридцати лет назад.
Впрочем, орфография — это полбеды, а вот прелести управления... К примеру, меню при попытке загрузить сохраненную игру нередко самодеятельно переходит к следующему пункту, предлагая недостаточно бдительному игроку сохранить неизвестно что в только что выбранную им для загрузки ячейку.
К сочетанию Alt+Tab игра тоже неравнодушна, реагируя по-разному, в диапазоне от полного безразличия до мертвого зависания. Кстати, для адекватной работы игре требуется Windows XP или Vista. Счастливые обладатели «семерки» могут попытаться, но предприятие это рискованное — локализаторы честно предупреждают, что игра не рассчитана на Windows 7 и может работать некорректно. Практика показала, что предупреждают они не зря.
И даже графика, которая действительно могла бы порадовать игроков, порой скорее забавляет: прачка, стоящая на гладильной доске; детектив, растворяющийся прямо посреди экрана; задержанный, попирающий башмаками бумаги на столе дежурного констебля в участке... и так далее. Из-за такой небрежности в наложении фигур Плимут населяют уходящие в стену призраки, а прелесть пейзажей и интерьеров, несмотря на более чем достойную прорисовку, отступает на второй план.
Больше всего эта игра напоминает противостояние Шерлока Холмса и последователей Ктулху, вышедшее в 2007 году. Разве что на великие имена создатели Alter Ego замахивались только на словах. Зато в динамичности игра уступает и «Секрету Ктулху», и появившемуся годом позже «Отелю «У погибшего альпиниста» от Electronic Paradise.
Полицейский участок — причуды перспективы. Если посмотреть внимательно, становится ясно, что асоциальный тип на заднем плане вовсе не гном. И стоит он отнюдь не на столе. |
Еще одна отходная детективному жанру
В сущности, «Отель» и Alter Ego сходны не только неспешностью действия и невыразительной озвучкой. Больше всего эти две игры роднит тяжкий груз нереализованного потенциала. «Отель» погубила отчасти сложность замысла, отчасти — спешка. В нашем же случае о спешке, казалось бы, говорить не приходится: первые анонсы прозвучали еще в 2007 году.
Так что же заставило авторов прекрасной The Black Mirror вместо обещанного «ужаса ужасного» выпустить эту печальную историю? И ладно недоработки — в конце концов, их всегда можно поправить заплаткой. Но что делать с логикой персонажей, с динамикой действия?.. Похоже, этим вопросам так и суждено витать над прахом новой dark adventure, не ставшей, к сожалению, ни «Падением дома Ашеров», ни «Этюдом в багровых тонах».
ДОСТОИНСТВА | НЕДОСТАТКИ | |
Увлекательность
3
|
не обнаружены | монотонность, предска- зуемость сюжета, логические нестыковки |
Графика
6
|
красивые пейзажи, неплохие интерьеры, хорошая прорисовка деталей | неаккуратно вписанные в фон фигуры, огрехи анимации |
Звук
3
|
звуки природы; музыка, соответствующая антуражу | неубедительные и невыразительные интонации героев |
Игровой мир
3
|
атмосферность локаций | сходство с викторианской Англией лишь внешнее; тусклая речь персонажей |
Удобство
2
|
карта, возможность подсветки активных зон, теоретически удобный интерфейс... | ...который слишком часто и серьезно сбоит; жесткие требования к ОС |
Новизна
нет Интерес повторной игры нет
|
Рейтинг журнала
33%
|
Вердикт: Действительно кошмарный детектив. |
Награда журнала
нет
|