— Знаешь, как мы греемся в России?
— Я догадываюсь, малышка.
— Мы играем в шахматы.
— Я не угадал, малышка.
х/ф «Остин Пауэрс 2: Шпион, который меня соблазнил»
Хорошо быть шпионом на службе Ее Величества — знай себе попивай мартини и соблазняй красоток! У американских суперагентов жизнь совсем другая — тяжелая, нервная и опасная. Если судить по фильмам и книгам, они только и делают, что натыкаются на заговор в своих же спецслужбах, а потом подолгу бегают по всему миру от собственного начальства и коллег.
Не стал исключением и Майкл Тортон, новый сотрудник тайной правительственной организации «Протокол «Альфа». А ведь дело-то изначально выглядело таким простым: выяснить, откуда у бородатых арабских террористов взялись новейшие ракеты крупной американской корпорации «Хэлбек». И вот пожалуйста — самого Майкла хотят убить, он числится «сбежавшим» агентом, его разыскивают ФБР и все спецслужбы мира, а зловещие производители оружия как ни в чем не бывало продолжают бесчинства!
Выбора у нашего героя нет. Придется ему распределить очки навыков, прикупить на черном рынке оружия, патронов и шпионского снаряжения и отправиться в поход, чтобы самому вершить правосудие. Ролевая система позволяет выбирать способы прохождения заданий по вкусу. Можно тихо красться в тенях, вскрывать технику и разбрасывать гранаты. Можно воевать открыто, надеясь на бронежилеты и автоматы, — а то и экономить патроны, махая руками и ногами в стиле гонконгских боевиков.
Проклятие ситхов
Студия Obsidian Entertainment попала во многие «черные блокнотики» (и в наши тоже) пять с половиной лет назад, когда выпустила полусырую вторую часть Knights of the Old Republic. Из многообещающей игры в последний момент с мясом были выдраны квесты, сюжетные линии, герои и целая планета. Вина тут, конечно, частью лежит и на издателе LucasArts, пожелавшем непременно отправить игру в магазины до праздников (и все равно не успевшем). Но недобрая молва годами преследовала именно Obsidian, пока она занималась второй частью Neverwinter Nights и дополнениями к ней.
SEGA оказалась к разработчикам добрее. Alpha Protocol вышел с изрядным опозданием (релиз обещали еще весной прошлого года), однако он по крайней мере выглядит готовым — ошибки немногочисленны, игра идет и с ног не падает, а сюжет не обнаруживает явных лакун. Впрочем, если врубить режим паранойи, то странности обнаружить можно. Например, сцена из видеоролика, с московской крышей, вертолетом и гусями, в игре так и не нашлась. Вдобавок непонятно почему обзавелся собственным досье боксер-гигант Павел Ваняев по прозвищу «Чемпиончик». Многовато внимания для героя одной маленькой сценки! Похоже, в ранних концепциях он задумывался как один из игровых боссов, но потом его роль пустили под нож, а досье оставили.
Пристальное внимание всей российской игровой общественности Alpha Protocol привлек в прошлом году по очень необычному поводу.
В видеоролике о похождениях героя по крышам Москвы в одном из кадров мелькнула кнопка пожарной сигнализации. На вид — вполне обычная, красная. Вот только надпись под этой кнопкой, хоть и была на правильном русском языке, содержанием могла озадачить любого. В ней предлагалось «при пожаре» воровать, убивать, производить противоестественные действия по отношению к гусям (!) и ждать ответного сигнала.
Вскоре выяснилось, откуда она такая взялась: художник из Obsidian в поисках кнопки сигнализации с русской надписью недолго думая взял фотографию из сети. Он наивно предполагал, что такие в России висят везде, и не мог предположить, что картинка изначально была шуткой по мотивам интернет-мема. Когда компания осознала свою ошибку, бедных гусей из игры выкинули (а с ними почему-то и сцену на крыше).
Для надписей в «московской» главе, видимо, подключили внешних разработчиков по принципу outsource. В результате получилось забавное смешение настоящего русского языка и «голливудского». Некоторые плакаты в игре блистают афазически-невразумительным скоплением псевдокириллицы, а кое-где заметны проблески разума. Уж не знаю, как объясняли сотрудникам Obsidian отсутствие первых двух букв в надписи «Победа» на корме яхты, но пасхалка получилась знатная. В трюме той же яхты наклеен ехидный плакат «Газ на экспорт поступит в срок!». В офисах компании «Моло-Тэк», московского производителя электроники (уже оксюморон), висят предупреждающие таблички «Добро пожаловать! Посторонним вход воспрещен».
Не все плакаты и надписи удалось привести к релизу в нормальный вид. Но радует уже то, что гусей Obsidian оставила в покое.
Характер скверный. Не женат
себя раньше.
Эти самые досье играют в похождениях агента Тортона важную роль — они не дают нам запутаться в происходящем. У Alpha Protocol есть очень важная специфика: хоть с виду она и похожа на боевик, но это именно ролевая игра, притом, как особо подчеркивают разработчики, шпионская ролевая игра. Поэтому информация, связи, источники ценных сведений очень сильно влияют на происходящее.
Игровые досье заводятся автоматически на каждого мало-мальски важного героя (и на парочку совсем уж незначительных). Вдобавок отдельные досье ведутся и дополняются по ходу игры на все замеченные организации — от самого «Протокола «Альфа» и ЦРУ до группы телохранителей какого-нибудь заштатного босса. Все, что Майкл Тортон узнает в диалогах, из писем и перехватов, от платных информаторов, друзей и знакомых, укладывается в досье. Не обязательно внимательно просматривать их перед тем, как покинуть конспиративную квартиру и отправиться на задание, но это помогает.
Полезно знать, с чем мы столкнемся в бою, каковы сильные и слабые стороны врага (якудза не носят бронежилеты, но ведут плотный огонь, а китайские спецслужбы любят забрасывать гранатами). Иногда сведения о человеке позволяют подойти к нему с правильной стороны в разговоре и быстрее наладить контакт.
За отдельные деньги информаторы готовы снабдить нас картой местности, открыть тайники, облегчить взлом компьютерных систем и даже подкупить охрану, чтобы уменьшить ее численность.
Шквал информации в виде диалогов, писем, перехватов, досье обрушивается на игрока мгновенно и вынуждает разбираться, кто кого не любит и кто в чем заинтересован. О важности тех же диалогов разработчики дают намек уже в самом начале игры, которое сильно напоминает обучающий режим Mass Effect 2. Майкл Тортон, как и Шепард, приходит в себя в больнице и, пользуясь советами незнакомой девушки, вышедшей с ним на связь, пробивается через коридоры и залы, на бегу ухватывая основные игровые концепции.
Вот только в конце обучения Alpha Protocol наставница как бы невзначай спрашивает: «Кстати, ты помнишь мое имя?» Вопрос, что называется, на засыпку. Разведчица с романтическим именем Мина — наш будущий связной и первый кандидат на роман. Правильный ответ может стать началом прекрасной дружбы, а ошибка уронит Майкла в ее глазах.
Осложняется дело тем, что на выбор варианта диалога дается лишь пять секунд. Это намного реалистичнее, чем долгие гляделки в других ролевых играх.
Шпионаж и Карнеги
Необычно устроены диалоги в Alpha Protocol — они заставляют внимательно слушать собеседника и стараться распознать его нрав, чтобы ответить «в струю». Случаи, когда надо прямо отвечать на вопрос, выбирая из «Лина / Тина / Мина», встречаются тут не так часто. Как правило, варианты сводятся к «Ответить вежливо / Деловито / Дать по морде» или «Застрелить / Арестовать / Отпустить», когда наш агент беседует с поверженным боссом.
Обычно мы даже примерно не знаем, что именно ответит Майкл, а выбираем лишь тон, который должен найти правильный ключик к сердцу собеседника. Вкусы у всех персонажей разные — если одни тают от вежливости, то другим подавай нахальство. Попытки отгадать, что кому по нраву, — своеобразная метаигра. Логично, что на недалекого охранника американского посольства в Москве лучше накричать, притворившись разгневанным начальством. Попытки заигрывать с малознакомыми агентами женского пола — не лучший выбор, так что стоит дождаться, когда они сами начнут делать авансы, а потом уже фамильярничать. Старые и циничные коллеги по «Протоколу», скорее всего, оценят прямоту, а опытные немецкие наемницы клюнут на наглость и демонстративную удаль под дулом пулемета.
тых, — убойное сочетание и смелый отход от ушаночных канонов.
Вообще, персонажи в игре потому и «читаются» так легко, что сделаны в основном по типажам. Есть тут Верная Помощница, Ответственный Президент, Алчный Директор, Хитрый Мафиозо, Отважная Журналистка, Совестливая Секретарша, Марионеточный Террорист, Тупые ЦРУшники и другие известные всем герои. Кто-то запишет это в недостатки. Но если так, то почему бы тогда сразу не пожурить за повторяющиеся типажи героев небезызвестную бондиану или серию GTA? Alpha Protocol — тоже отчасти пародийная и сатирическая игра. Немецкие наемницы тут похожи на героинь порнофильмов, русские мафиози плавают по Москве-реке на яхте «Беда» и фанатеют от диско, а арабские шейхи коллекционируют ракетные установки и танки Т-34.
Не все персонажи здесь, конечно, одинаково интересны. Сам Майкл Тортон, пожалуй, скучноват, но это как раз не недостаток, главный герой, как безразмерный свитер, должен подходить всем. Но всех мафиози, агентов и девиц по запоминаемости опережает вольный агент Стивен Хек. Его не забыть с первой встречи, его досье совершенно неправдоподобно, и каждая сценка с этим слегка безумным товарищем — маленькая комедия.
А кто стрелял?
Против шести критических попаданий в голову сами боссы бессильны.
На то, что к игре не стоит подходить слишком серьезно, намекает и боевая система. Тонкие ценители реализма приходят в шок, когда узнают, что здесь есть умение, позволяющее по полминуты невидимым гулять среди врагов и пинать их, пока те бегают кругами и озираются. Куда там Кольцу Всевластья! А кому по нраву выверенный баланс ролевой системы, будут огорчены тем, что заниматься, к примеру, ближним боем в Alpha Protocol будет лишь истинный фанат голливудских драк, не боящийся трудностей. При этом ветка изучения пистолетов настолько жульническая, что позволяет Майклу Тортону выносить боссов с одного «пиф-паф» (против шести критических попаданий в голову сами боссы бессильны).
В конце концов, не обязательно даже таиться по углам, ходить на цыпочках, навинчивать на пистолет глушитель и прятаться от камер. На черном рынке к нашим услугам шумные, но чрезвычайно прочные бронежилеты и улучшения к ним. Ветка сопротивляемости позволит неплохо чувствовать себя даже под градом пуль, так что чистой воды стрелкам тоже есть место в боевой системе Alpha Protocol. При этом способность некоторое время палить из пистолета-пулемета безостановочно, не тратя патроны (увы тебе, реализм!), добавляет игре необычного шарма.
Впрочем, дырявыми по балансу были и Mass Effect, и Dragon Age, и море других ролевых игр, так что в этом плане разработчики Obsidian не сказали ничего нового. Если персонаж по духу метатель гранат или рукопашный боец, ему незачем трогать безусловно мощные и удобные автоматы. Игра потому и называется ролевой, что в ней игрок сам принимает решения и отвечает за их последствия.
Слабое место сражений в игре — искусственный интеллект. Иногда враги вполне адекватны ситуации, хотя трудно представить себе, чтобы охранники, сбежавшиеся на шум и увидевшие труп коллеги, через полминуты пожали плечами и разошлись по постам. Странновато и их зрение — трудно заранее предугадать, то ли враг тебя увидит издали, то ли не сможет рассмотреть в упор (освещение тут, кстати, ни при чем — важнее снаряжение и развитие навыка скрытности). Но когда в бою противники вдруг начинают задумываться и ковырять в носу, напряжение схватки куда-то пропадает.
И суровому солдату, и ловкому каратисту придется вскрывать электронные схемы, подцеплять отмычкой цилиндры замков и взламывать компьютеры. По традиции последних лет сделано это в форме трех мини-игр.
Работа отмычкой не так убедительна, как, например, в Fallout 3, но в дело сгодится. Обходить электронные схемы труднее, но навостриться это делать тоже несложно. А вот с хакерским делом — амба, тушите свет! Идея заставить игрока вглядываться в матрицу мельтешащих цифр крайне неудачна. Вдобавок именно в этой мини-игре баланс иногда уезжает в сторону безумной сложности. Впрочем, есть пара способов обойти проблему. Надо либо набрать персонажу умений, особенностей и элементов снаряжения, упрощающих взлом, либо взять с собой на задание побольше электромагнитных гранат. Разбомбив ими компьютер, Майкл может спокойно снимать с него информацию.
Кстати, кто не знал — эти ЭМИ-гранаты еще отлично справляются с амбарными замками. Не верите? Поиграйте в Alpha Protocol.
В Alpha Protocol заметно влияние концепций Mass Effect. Но Obsidian не просто перенимали идеи, а полемизировали с BioWare. В разговорах Шепард мог стоять и размышлять над ответом сколько угодно — Майклу приходится быстро соображать и зачастую выпаливать что на ум взбредет. Шепард мог быть хорошим или плохим — Майкл вынужден подстраиваться под отдельных людей и завоевывать репутацию с каждым. Если романтически настроенный Шепард был обречен на конфетно-букетный период и долгие разговоры об отношениях, то Майкл крутит несколько романов параллельно — профессия суперагента обязывает!
Полемика Obsidian особенно сильно заметна в вопросах важного выбора, стоящего перед героем. Кем из команды пожертвовать? Спасать ли политиков в сражении? Эти дилеммы Mass Effect кажутся элементарными по сравнению с вопросами, которые должен решить Майкл. Кого спасти от гибели — десяток посторонних прохожих или девушку, с которой он познакомился недавно, но которой пообещал защиту? Отвести угрозу массовых беспорядков или спасти от убийцы президента страны, чтобы предотвратить военный конфликт? И наконец, что выбрать — совесть или свободу?
При всей кажущейся несерьезности и пародийности игры разработчики Alpha Protocol проводят в ней несколько очень серьезных идей. Например, о том, что зло часто прячется за маской патриотизма. О том, как быстро меняются убеждения человека, когда верность стране подразумевает гибель ради того, чтобы преступники у власти остались безнаказанными. О том, как обманчиво первое впечатление и как важно в каждом вопросе выслушать обе стороны. О важности отношений между людьми и, наконец, о том, что иногда приходится принимать решения, игнорируя трезвый расчет и слушая свое сердце.
Выбор, решения, последствия, раздумья — вот что делает ролевую игру ролевой игрой. А это значит, что Obsidian можно поздравить с возвращением после почти двухлетнего молчания.
ДОСТОИНСТВА | НЕДОСТАТКИ | |
Увлекательность
8
|
многоплановый сюжет, охота за разведданными, свобода выбора друзей и врагов, моральные дилеммы | неудачные мини-игры, сбоящий искусственный интеллект |
Графика
7
|
оружие, снаряжение, подробно воссозданные пейзажи и интерьеры | морально устаревшая анимация |
Звук
8
|
игра актеров, ненавязчивая музыка, фоновые звуки | не отмечено |
Игровой мир
10
|
четыре страны и десятки персонажей | отсутствие «мирных» областей |
Удобство
9
|
вся торговля, переписка и досье собраны в одном месте, миссии и их исход подробно описываются | нет горячих клавиш под разные умения и устройства |
Новизна
да Интерес повторной игры да
|
Рейтинг журнала
83%
|
Вердикт: Разведка, заговоры, досье, перестрелки, красивые девушки — с таким джентльменским комплектом игре можно смело выдать титул «Лучшая шпионская RPG». Тем более что других-то на горизонте все равно нет. |
Награда журнала
|