За свою карьеру я промахнулся более девятисот раз. Я проиграл около трехсот игр. Двадцать шесть раз мне доверяли право последнего броска, когда на карте стояла победа, и я промахивался. Я терпел поражение снова и снова. И именно поэтому я добился успеха.
Майкл Джордан
Спросите, при чем тут знаменитый баскетболист, когда речь о тактической военной игре? Джордан явно не участвовал в ее создании и скорее всего даже не подозревает о существовании серии Operation Flashpoint и Armed Assault. Однако он проигрывал раз за разом, но выносил из этого урок, совершенствовался и в итоге стал чемпионом. Сила воли, терпение, умение работать над ошибками — вот что помогло ему стать одним из лучших игроков НБА за всю историю.
И именно всего этого так не хватает студии Bohemia Interactive Studios, которая в очередной раз наступила на уже порядком проржавевшие грабли.
Тяжело приходится американским миротворцам: вечно нужно нести демократию в страны, где хранятся большие запасы нефти и воинственных граждан. Нужно как следует освоить первое и помочь вторым, а если для этого понадобится приставить старый добрый «Кольт» или «Калашников» к спине — так тому и быть.
Четверке бравых парней из армии США удалось разобраться с проблемами в Черноруссии, матери стран нерусских. Бойцы уничтожили терроризм в зародыше, справились с моральными дилеммами и удалились на покой в места, где всегда тепло и солнечно. Но гидра преступного мира не дремлет, и на месте срубленной головы скоро может вырасти новая, более грозная.
Так и произошло, но теперь уже в Такистане — прекрасном восточном государстве, отлично подходящем для торговли оружием и планирования захвата мира. Американские власти решили убрать не в меру разошедшегося «бизнесмена», да только не сообщили снайперу, как он выглядит. Естественно, небывалая по своей нелепости операция провалилась — убийцу заметила охрана, Акела промахнулся и подстрелил одного из «сторожевых псов» террориста. Тот сразу сообразил, откуда ноги растут, и поспешил смыться. На поиски отправили целую роту борцов за справедливость, снабдив их танками, бронетранспортерами и внушительным боезапасом. Теперь этой практически незаметной команде предстоит поставить Такистан на уши и покарать всех, кто встанет на пути, — и виновных, и случайных прохожих.
Поход никуда
Показательным истреблением боевиков солдаты занимаются на просторах трех огромных уровней — в пустыне с редкими хибарками и деревьями, в горах и в урбанистических пейзажах. И вновь размеры полигона отлично подходят для небольшой войны, вот только военная драма очень скоро превращается в бестолковую комедию — сражения на открытых «полянках» редко длятся дольше минуты-двух, а в городках и деревнях и того меньше.
Черт с ними, с бестолковыми противниками, к ним мы давно привыкли... Хотя нет, с какой такой стати мы должны умалчивать об этих бездельниках, непонятно за что принятых в такистанскую армию и в ряды повстанцев? Враги не дремлют — они нагло храпят на постах, готовы сдаться после первых же выстрелов, плевать хотели на укрытия и перегруппировку. Единственное, что они действительно хорошо умеют, так это стрелять. Как только пересечете невидимую линию, рискуете моментально схлопотать пулю или две, а ведь это не Modern Warfare, тут это смертельно. Не хочется начинать уровень заново или возвращаться к сохранению? Тогда бдите и побольше передвигайтесь на корточках в особо горячих точках.
Но будьте готовы, что это может не спасти, — в пацифизм впадают не только матерые террористы, но и напарники. То они не обращают внимания на шквальный огонь, который вот-вот лишит Такистан последней надежды на «кока-колу», то готовы рваться на амбразуру, лишь бы разделаться с ненавистным врагом. И плевать, что солдат вооружен пулеметом, а неприятель сидит за рулем танка.
Выкидывают подчиненные и другие фокусы. Например, могут выскочить из бронетранспортера после первого же попадания по нему. «Все в порядке, ничего не повреждено, но главное — перестраховка», — именно так думают товарищи и тут же попадают под гусеницы вражеских танков.
Иной раз на эту шайку камикадзе снисходит озарение, и тогда они начинают подчиняться приказам и действовать как единое целое. В эти редкие мгновения миссию можно пройти за пятнадцать-двадцать минут, ни о чем не беспокоясь. Да что там, даже тактические таланты получается проявить. До определенного момента.
Представьте ситуацию: едете вы во главе колонны по узкой горной дороге. За поворотом, судя по всему, расположен блокпост боевиков, а лезть под пули — не вариант. Вполне логично отправить вперед сослуживцев, а самому пристроиться сзади. Но не тут-то было! Никто из подчиненных не посмеет обогнать вас — в силу жесткого соблюдения этикета или по религиозным причинам. И не только в данной конкретной ситуации, но и вообще напарники в транспорте никогда не сунутся вперед. Так что готовьтесь к методу проб и ошибок, прежде чем сумеете с пятой попытки перебить вражескую технику и остаться в живых.
И не надейтесь на тактику. Хоть в графе «жанр» у ArmA 2 и значится «тактический боевик», связь с тщательным планированием операций давно утеряна. Приказы не выполняются, мозгов братьям по оружию катастрофически не хватает, и все приходится делать самому, желательно с камерой от третьего лица — угол обзора гораздо больше, чем при виде из глаз. Вот и сводится вся реалистичность войны к гибели с чуть ли не первого попадания да возне с техникой.
Машин смерти в Такистане хватает, все они детально воспроизведены и прорисованы до мельчайших деталей. Не хотите сидеть за штурвалом? Можете перебраться на место стрелка или просто смотреть в бойницу и указывать, куда и как ехать. А если уж совсем лень участвовать в этой возне, то присядьте на скамейку и ждите прибытия в пункт назначения.
С вертолетами такое не пройдет, хотя помощник всегда рядом, да и автопилот под рукой. Максимум, что вам светит, кроме пилотирования, — нацеливание пушек, чтобы впоследствии расстрелять несчастных такистанцев и разбомбить их дома и склады под покровом ночи. Разумеется, использование приборов ночного видения и фонарей приветствуется.
Жаль, возможностей побродить по ночному Такистану не так много: расставлять ловушки и играться с лазерным прицелом в кромешной темноте действительно здорово. Но еще веселее наблюдать, как на военные базы периодически забредают козы или кролики, — вояки относятся к этому совершенно спокойно и даже не пытаются отпугнуть живность. Днем этого не увидеть, но вот ночью...
Подводя итог
Кампания не блещет не только отсутствием ночных вылазок, но и недостатком запоминающихся моментов в общем. Миссии проносятся одна за другой, не оставляя после себя никаких эмоций и ощущений: ни красивыми пейзажами полюбоваться, ни удовлетворить свои полководческие таланты.
Зато среди дополнительных сценариев спряталось множество интересных заданий. Тут и пробежка в тыл врага в целях саботажа, и работа сумеречным снайпером, и полет на военном вертолете с попутным отстрелом всего движущегося, и прыжки с парашютом, и езда на практически всех видах техники (а ее действительно много). Ярко, увлекательно, отлично. Даже почти всегда.
«Почти» — потому что ошибки в коде никуда не делись. Более того, их стало куда больше. Текстуры в любой момент могут исчезнуть, головные уборы — испариться, а кусты и деревья — появиться в неожиданном месте. Персонаж с грацией слона застревает в кустарнике, под стать ему ведет себя и танк, для которого небольшой камешек иногда может стать непреодолимым препятствием. Управление может в любой момент сбиться, и нажатие кнопки «вперед» уложит героя в траву. Сюжетные объекты и персонажи вольны исчезать и появляться с десятого захода, а города пустынны и отдают какой-то обреченностью. Зато можно побродить по ним в облике козла — вот это достижение!
Но лучше бы Bohemia Interactive Studios все-таки сделала работу над ошибками, а не прикручивала скачки на парнокопытных и экскурсии по местам славы на мотоциклах и своих двоих. И если оригиналу мы простили многое в надежде на будущее, то теперь давать награду не станем. «Операция «Стрела» этого не заслуживает.
Вердикт: В Такистане жизнь проще, чем в Черноруссии, однако над ошибками еще работать и работать. Может, в третий раз создатели и донесут до нас свои гениальные идеи без колоссальных ляпов, но второй блин совершенно точно вышел комом. Снова. |
Новизна
да Интерес повторной игры нет
|
Рейтинг журналаа |
Награда журнала |
||
Игра
60%
|
Дополнение
50%
|
Игра |
Дополнение нет
|