Спустя год после релиза отечественное дополнение к Mount & Blade само обзавелось дополнением. Слишком многого от «Великих битв» ждать не приходилось — разработчики из студии «СiчЪ» заранее предупредили, что ограничатся внедрением сетевого режима. С другой стороны, «Огнем и мечом» в свое время произвела столь сильное впечатление, что проигнорировать выход игры в онлайн не представлялось возможным.
С мушкетом в интернет
В 2009 году у студии «СiчЪ» получилось очень интересно развить идеи TaleWorlds. Речь Посполитая и Запорожская Сечь, гусары с татарами, шпаги и пистоли — перенос Mount & Blade из абстрактного средневекового мира в Восточную Европу XVII века удался на славу. Существование игры оправдывала уже одна атмосфера, словно пришедшая из романов Сенкевича. А наличие трех полноценных кампаний с сюжетными линиями (в противовес «песочнице» Mount & Blade) позволяло закрыть глаза на «мелкие» недостатки — например, на то, что пройти их до конца было невозможно из-за различных ошибок.
Потом TaleWorlds выпустила дополнение Warband, добавив в игру сетевой режим. В «СiчЪ» тоже решили не отставать и в свою очередь анонсировали многопользовательское дополнение. Но если TaleWorlds помимо этого добавила в игру еще одну фракцию и ряд новых возможностей, то «СiЧъ» одиночную кампанию почти не затронули. Те, кто надеялся, что в дополнении будут воссозданы наработки из Warband — та же возможность играть свадьбы, например, — остались ни с чем.
На заметку: что-то в «Великих битвах» от Warband все же есть... Например, текстуры!
Впрочем, это с головой компенсирует возможность опробовать мушкеты и пистоли в бою с живым противником. Замечательная альтернатива бесконечным рыцарским поединкам и боевым топорам.
Рота, стройся!
«Великие битвы» могут похвастаться несколькими многопользовательскими режимами, большей частью заимствованными из Warband. Но есть и один уникальный — под названием «Капитаны». В нем вы можете вывести на поле боя отряд наемников под своим управлением, а в комплекте поставляются карты повышенной вместимости, дающие возможность загнать на поле сражения до двухсот бойцов. Конечно, Warband тоже позволяла добавлять в онлайновую игру ботов и вербовать их на свою сторону. Но там об удобстве и речи не шло, да и «настраивать» появляющихся солдат было нельзя. А в «Великих битвах» разрешается собственноручно выбрать оружие и снаряжение своему войску.
Подобный подход привносит в онлайновые сражения Mount & Blade элемент тактики. Происходящее в Warband во многом напоминало сетевой боевик средней руки: либо куча мала, когда герой влетает в толпу, пару раз взмахивает топором и гибнет от удара в спину, либо ситуация, когда несколько опытных игроков рвут в клочья всех на карте. «Капитанам» приходится задумываться об иных вещах — какие взять войска, какую позицию занять на поле боя, каким образом противодействовать отрядам противника.
себя во всей красе.
Генералы под контролем ИИ никогда не были достойными противниками — не применяли никакой тактики, кроме как навалиться кучей, и с готовностью угождали в любые ловушки. Живой игрок не станет спешить к стоящим на холме лучникам, растягивая войска и позволяя разбить свой отряд по частям. Напротив, он может преподнести вам неприятный тактический сюрприз.
Напарники из виртуальных полководцев тоже были никудышные, а вот когда на поле боя оказываются несколько отрядов под управлением живых командиров, всевозможные засады и обходные маневры проходят на ура.
Конечно, все вышесказанное — забавы на любителя. Далеко не каждый играл в Mount & Blade ради тактических изысков и возможности попробовать себя в роли Суворова. Но если вы всегда полагали сражения основным достоинством Mount and Blade, то мимо проходить не стоит. Битвы с огнестрельным оружием заметно отличаются от средневековых, а уж против живого соперника — и подавно.
Бесполезные мушкеты
К сожалению, выход в онлайн обернулся рядом неприятных проблем. Например, всплыл серьезный дисбаланс между различными видами вооружения — в кампании он не слишком бросался в глаза, зато в сети сразу стал очевиден. «Быстрое» холодное оружие значительно сильнее всевозможных алебард, а хваленый огнестрел проигрывает лукам из-за своей неточности и долгой перезарядки. Не то что бы совсем и постоянно проигрывает, но при прочих равных обычно уступает.
Вот другой пример: при покупке снаряжения в одном ряду стоят и огнестрельное оружие, и луки. В Warband при автоматическом выборе оружия, если у вас не хватало денег на заказанный лук, вы просто отбрасывались на одну позицию назад и получали оружие более низкого качества. В «Великих битвах» вы в аналогичной ситуации можете вместо вожделенного лука обнаружить в руках мушкет или пистоль. Это при том, что поменять вам стрелы на пули никто не удосужится. Конечно, можно каждый раз проверять доступность боезапаса вручную — но это довольно неудобно.
Последняя и, наверное, самая серьезная проблема — катастрофическая нехватка игроков. Хорошо, если у вас есть группа единомышленников, готовых разыграть сражение-другое. А если нет? На момент написания материала найти себе оппонента на серверах игры было задачей повышенной сложности. Остается надеяться, что со временем ситуация изменится.
Несбывшиеся надежды
Проблема состоит еще и в том, что «Великие битвы» топчутся на месте. Разработчики могли бы исправить проблемы в кампании — но не стали. Могли бы внести более серьезные изменения, чем пара новых видов товара на рынке, могли тщательнее подойти к ликвидации багов — но «голое» дополнение без заплаток отличается стабильностью только по части вылетов и зависаний. Как и оригинальный «Огнем и мечом» год назад.
Но тогда игра нашла, чем компенсировать причиненные неудобства. «Великим битвам» же предъявить практически нечего. Возможность сразиться по сети с мушкетом в обнимку и отрядом за плечами... этого не то чтобы мало, но восторг вызывает лишь у немногих. Развитие идей TaleWorlds получилось минимальным, а вот развития самой «Огнем и мечом» не вышло вовсе.
Главный аргумент в пользу «Великих битв» разработчики формулируют так — «с пистолями, да в онлайн». Если концепция вам близка, предлагаем небольшой список модификаций, позволяющих поохотиться с огнестрельным оружием на живых противников.
1866: Western Mod — Mount & Blade на Диком Западе. Ковбои против индейцев, кольты и винчестеры против луков и томагавков.
Finland At WW2 — модификация по мотивам советско-финских войн двадцатого века. Играть дают за солдат страны Суоми, СССР и Германию. Если хотите пострелять из шмайссера или ППШ — вам сюда.
Hunt Mod — весьма оригинальная модификация, в которой игроки делятся на две команды: охотники и оборотни. Первые вооружены огнестрельным оружием, вторые полагаются на холодное. Задача участников сражения, как нетрудно догадаться, — перебить друг друга.
Assault Mod — еще одна вариация на тему игры «казаки-разбойники», на этот раз в антураже гражданской войны между Севером и Югом в США. Один отряд игроков выступает в роли беглых негров (вооружены слабо, зато имеют численный перевес). Второй представляет южан, посланных на поимку рабов.
Все перечисленные здесь модификации вы можете скачать с официального форума игры — forums.taleworlds.com/index.php.
Увлекательность |
9
|
Рейтинг журнала
72%
|
Награда журнала
|
Графика |
6
|
||
Удобство |
8
|
||
Звук |
7
|
||
Баланс |
6
|
||
Масштаб дополнения |
4
|
Запоминается
— огнестрельное оружие
— огромные карты |
Хотелось бы
— лучшего баланса вооружения
— более современной графики |
Вердикт
Рекомендуется всем, кто мечтал о сетевом режиме в «Огнем и мечом».
|