Я честно ни одного конкурента пока не вижу в этой сфере.
Олег Медокс
В июне 1940 года сотни немецких самолетов атаковали порты и конвои Великобритании. Чуть больше трех месяцев длилась битва Люфтваффе и Королевских ВВС за превосходство в воздухе над Англией. Разработка авиасимулятора на тему «Битвы за Британию», продолжения серии «Ил-2: Штурмовик», заняла десять лет.
Создавать авиасимулятор в течение десятилетия — это своего рода рекорд. Многие уже успели забыть классический игровой процесс «Ил-2: Штурмовик» и его продолжений: летящие строем бомбардировщики, вой пикирующих «Штук», виражи истребителей и сваливание в штопор, вечную беду новичков. За эти годы нишевый жанр симуляторов техники вообще, можно считать, тихо скончался. Пропали с горизонта самолеты Microsoft, мелькнули и исчезли виртуальные поезда, а серия Silent Hunter... в общем, она утонула.
А это стул, на нем сидят
Работа над «Битвой за Британию» началась еще в 2001-м, в год релиза оригинального «Штурмовика». Потом разработчики решили сделать новый движок, и через каких-то пять лет Ubisoft официально анонсировала Storm of War: Battle of Britain — его релиз был назначен на осень 2006 года. Шел год за годом, игры все не было, и мы ждали новый «Ил-2 без Ил-2» просто потому, что больше ничего не осталось.
А теперь, когда игра IL-2 Sturmovik: Cliffs of Dover все-таки вышла, невольно думается — лучше бы она побыла в разработке еще года три-четыре. Быть может, тогда бы ее довели до ума. Да и системные требования к тому времени уже не казались бы чистой воды вымогательством.
Я недаром начал с системных требований. Они тут такие, что по сравнению с ними некогда легендарные запросы Crysis покажутся очень и очень скромными. Я впервые вижу игру, которая ухитряется тормозить и падать еще в главном меню. Без видеокарты последнего поколения нет смысла даже подступаться к «Битве за Британию».
Поначалу это кажется странным, потому что графика улучшилась не так сильно по сравнению с «Забытыми сражениями» 2003 года выпуска. Техника и кабины действительно сделаны на высочайшем уровне, но небо и море ничем особенно не блещут, а пейзажи отчасти даже ухудшились. Вблизи дома, техника и реквизит красивы, но тут нет штурмовиков, чтобы смотреть на землю вблизи, а с высоты пейзаж с одинаковыми деревьями и домиками выглядит нереалистичным и чересчур кукольным. А если выкрутить графику на минимум, на голой земле проступают некрасивые текстуры лесов и вид становится еще хуже.
Но даже минимальная графика не помогает, потому что к процессору у игры запросы еще больше. Без Intel Core i5 или i7 делать тут нечего, обсчет физики заставляет вешаться процессоры предыдущего поколения. Это приводит к удивительному разбросу в производительности: две миссии могут быть совершенно одинаковыми на вид, но в одной FPS более или менее приличный, а вторая выдает честные полкадра в секунду. А что вы хотели — точный обсчет летной модели! Невиданная доселе в авиасимуляторах физика! Авиабомбы, словно каучуковые, отскакивают от земли, зенитки приподнимает и отбрасывает взрывом, осколки летят во все стороны.
Однако ж почти ничего из этого игрок не заметит. Героическое подробнейшее моделирование техники и мелочей вплоть до стульев и велосипедов на аэродроме оказывается никому не нужным — все это висит на игре мертвым грузом. В «Ил-2: Штурмовик» была хотя бы штурмовка танков. Были автоколонны, разъезжающиеся по обочине при обстреле. В «Битве за Британию» танки, бронемашины, поезда и автобусы, по большому счету, стоят на картах лишь для красоты — и чтобы было чем загрузить процессор последней модели.
В роли пилота «Штуки» можно оглянуться и посмотреть на нервничающего стрелка.
...Или даже пересесть на
него место. |
Война легкой не бывает
Стоит заметить, что карты сетевых миссий в игре мелкие и работают намного шустрее. Однако это было бы оправданием, если б игра изначально позиционировалась как многопользовательская. Но были речи (и какие речи!) о динамической кампании. Не получилось. Ее нет. Есть три комплекта одиночных миссий, два из которых названы кампаниями — одна за Королевские ВВС, другая — за Люфтваффе. В первой мы защищаем небо над Великобританией, во второй — играем за пилотов немецких истребителей и бомбардировщиков. Все задания тоскливы и явно делались наспех. Некоторые и вовсе непроходимы из-за багов. Доходит до того, что в начале миссии на экране видны диалоги и информационные сообщения из предыдущей! Конечно, к игре приложен редактор заданий, но... хорошо ли это, когда игрокам приходится самостоятельно создавать миссии?
Общая недоделанность, ошибки и серьезные проблемы с производительностью — это бич симуляторов техники. Но в этом смысле «Битва за Британию» ухитряется переплюнуть и Lock On, и Silent Hunter 5. Эргономики тут нет как класса. Неудобно сделано даже главное меню. В оригинальном «Ил-2» игроки первым делом выключали бьющий по мозгам марш в главном меню. Здесь и этого сделать нельзя — музыка не отключается вообще! Картинки на экранах загрузки миссий попадаются настолько некрасивые, что, возможно, именно из-за этого их и затемнили. Указатель мыши в кабине самолета двигается с заметным лагом. Падения настигают игру в непредсказуемые моменты: невозможно заранее угадать, засчитается пройденная миссия, или игра свалится по ее завершении.
Окошко игровой карты оформлено в ностальгическом стиле «Windows 95». Конечно, это уже «ретро», но еще недостаточно ретро, чтобы соответствовать духу сороковых. К тому же по умолчанию на игровой экран налеплено другое «виндоусное» полупрозрачное информационное окошко, которое можно убрать или сделать прозрачным лишь методом проб и ошибок. А каким дустом вывести на нем слова «Console» и «Send», оставив игровые сообщения на месте, мне так и не удалось выяснить. Одним словом, игра рассчитана под напильник. Ничего тут не работает толком сразу.
От фанатов — фанатам
Самое обидное, что под всем этим нагромождением ошибок, недоделок и всяческой любительщины запрятан хороший симулятор. Местами проглядывает то самое качество, за которое полюбили серию «Ил-2», — подробно смоделированная техника, толковый ИИ, историческая достоверность и множество мелочей, которые не стал бы прорабатывать никто, кроме заядлых поклонников авиационных симуляторов. Например, действующие приборы и кнопки в кабине: они не нужны совершенно, и разработчики сами об этом говорили, но теперь можно, например, нажать указателем мыши на гашетку, чтобы дать очередь в небо, хотя делать это совершенно незачем.
Создателям игры явно интереснее было заниматься самолетами, чем вылавливать ошибки. Вместо того чтобы заботиться об игровом процессе и оптимизации, разработчики вылизывали симуляторную часть. В результате получился чистой воды любительский проект. Чтобы продраться через его тернии, надо действительно страстно и всей душой любить авиасимуляторы.
«Битву за Британию» погубило стремление к совершенству — ее разработку нельзя было закончить, можно было только прекратить. Это и произошло. И теперь нам очень интересно, как отреагирует публика на явное несоответствие ожидаемого и полученного. Пару месяцев назад небезызвестную ролевую игру от BioWare подвергли анафеме за куда меньшие грехи. Но то была ролевая игра. Симуляторщики — народ терпеливый. Они готовы на многие жертвы ради любимого хобби. Среди них надолго не задерживаются те, кому нужно качество «здесь и сейчас». Особенно сейчас, когда налицо ситуация «а куда вы денетесь с подводной лодки». Конкурентов-то на горизонте нет. Никто больше не хочет делать авиасимы. Не в HAWX ведь теперь играть, правда?
Если игроки поймут всю сложность момента и дадут «Битве за Британию» шанс, то надежда еще есть. Что-то подсказывает мне, что разработчики не бросят авиасим и шанс заменить старый «Ил-2» у него остался — если не в одиночной игре, то хотя бы в сетевых сражениях. Пойдут заплатки, начнет уменьшаться список ошибок, сформируется какое-никакое игровое сообщество. А там и компьютеры потихоньку дорастут до «Битвы за Британию». Главное, чтобы она не стала последней игрой в своей серии. Потому что больше у нас нет ничего.
Пока верстался номер: создатель серии «Ил-2: Штурмовик» Олег Медокс заявил о том, что покидает индустрию разработки игр.
Увлекательность |
6
|
Рейтинг журнала
66%
|
Награда журнала
|
Графика |
8
|
||
Удобство |
4
|
||
Баланс |
7
|
||
Разнообразие тактики |
7
|
Запоминается
— тормозное главное меню
— оформление окошек «под Windows 95» — велосипеды у ангаров |
Хотелось бы
— соответствия производитель- ности системным требованиям
— поменьше вылетов на рабочий стол — динамической кампании |
Вердикт
Громоздкая, недоделанная, неудобная и не очень интересная игра, в которой совершенно затерялся отличный симулятор.
|