После сражений в мирах Supreme Commander, Warhammer 40000 и Company of Heroes мы решили снова вернуться к идее Дуэльного клуба по нескольким играм. Ведь существует так много увлекательных стратегий, в которые хочется сыграть, но не всякая из них может претендовать на то, чтобы занять собой всю рубрику.
Представляем вашему вниманию компьютерную реализацию популярной настольной игры Risk, замечательное творение Сида Мейера и Брайана Рейнольдса — Alpha Centauri, а на десерт — стратегию 2008 годаот Sierra Online, подназванием Attack of the Genos.
На первый взгляд игры очень разные, но их объединяет глубина, необходимость тщательного планирования и беспощадность к ошибкам. Будь то бросание кубиков на карте мира, покорение неизвестной планеты или схватка с мутантами в XX веке — парочка неправильных ходов, и внимательный противник разорвет вас на куски! Да, это совсем не спортивное троеборье, господа. Это война.
Александр Яковенко
Программист, журналист. Предпочтения не зависят от жанра, в играх важны новые принципы и необычные решения. До сих пор хранит память о первой «Цивилизации», где за простыми правилами скрыты сложные закономерности, справедливые не только в виртуальной реальности.
Год рождения: 1981
Образование: системное программирование
Игровой стаж: 20 лет
Сергей Зверев
Переводчик, преподаватель, журналист. Играет во все, что видит. Особенно любит пошаговые стратегии, ролевые и карточные игры. Взращен на X-Com и Icewind Dale II. По собственному признанию, азарт и эмоциональность иногда приводят его к печальным последствиям, а временами, наоборот, помогают.
Год рождения: 1975
Образование: иностранные языки
Игровой стаж: 21 год
Бой 1. Risk II
Зверев: Для того чтобы нам было не скучно на маленькой Земле, подключаем двух компьютерных игроков. Буду надеяться, что они накинутся не на меня, а на Александра. Ну а с ними я потом как-нибудь разберусь.
Яковенко: На ближайшие полчаса выключаю мораль, эмоции, пристрастия, симпатии. Остается лишь одна цель — захватить мир. Здесь нет технологического преимущества, опытных солдат, гениальных генералов. За планету сражаются четыре претендента, и помощи ждать неоткуда. Главное — численное преимущество и... удача.
Мы уже рассказывали «Риске» в рубрике «Мини-игры», а сейчас напомним основные правила, чтобы вам было легче понимать, что тут происходит.
Минимальное число игроков — трое, цель — захватить весь мир. К слову сказать, в настройках можно указать покорение шестидесяти или восьмидесяти процентов территорий, но мы выбрали самый простой и принципиальный вариант — полное доминирование.
Изначальное расположение отрядов определяется двумя способами — собственным выбором территории или случайным распределением. После того как все территории будут захвачены, игроки вводят в игру подкрепления и начинается игра.
Защищающаяся сторона имеет преимущество, потому как при равных значениях кубика атакующий терпит поражение. Поэтому для успешной атаки необходимо численное преимущество. К примеру, шансы победить при нападении двумя отрядами на один — всего лишь 57%. Кроме того, важнейший фактор — захват континентов. Если на начало хода вам принадлежат Африка, Европа, любая из Америк, Азия или Австралия, вы получите дополнительные подкрепления. Соответственно, задача игрока — помешать оппоненту получить контроль над целым континентом.
Еще один из способов накопить силы — наборы карт, которые достаются в награду за покоренные территории. На каждой карте изображены пехота, кавалерия или пушка. Собрав три карты одного вида, мы можем обменять их на войска.
Родину не выбирают
Зверев: Бездушный «рандомайзер» раскидывает наши войска по странам и материкам. Где только меня нет! Филиалы в Греции, на Камчатке и даже в Гренландии... Куда ж кинуть подкрепления?
Эх, я всегда любил остренькое, поэтому все отряды устремляются в Мексику, под жаркое солнце, к кактусам, текиле и дону Хуану. Тем временем Александр распределяет свои силы между Австралией, Индией и Монголией — очевидно, намереваясь быстро организовать новый мировой порядок.
Судя по всему, его план — захват Австралии и быстрое получение дополнительных войск. К счастью, один из компьютерных игроков (желтый) тоже претендует на местообитание кенгуру и прочего сумчатого зверья. Будем надеяться, что пока они будут там драться, я захвачу Северную Америку — ведь подкреплений за нее дают гораздо больше. Да, там немало врагов, в том числе и пятерка синих пехотинцев Яковенко на востоке. Но мы справимся! Для небольшой профилактики отправляю парочку гренадеров в Сибирь — будет грустно, если Азия быстро попадет в руки врага. Желтый компьютер хозяйничает в Африке, но это меня пока что не волнует.
А вот красный игрок в Венесуэле слегка напрягает, у него там уже группа из одиннадцати отрядов. Моя мексиканская армия — 17 единиц, крупнейшая на карте! Что-то будет...
Яковенко: Первый мой выбор — распределение стартовых ресурсов. Провинции распределены случайно, а нам нужно усилить некоторые регионы. Цель — захватить какой-нибудь континент целиком. Итак, каковы возможности?
Жребий предложил мне две провинции в Северной Америке, две в Африке, три в Азии, три в Австралазии. Ага! Австралия! Старт с юго-востока карты — одна из классических тактик. Сама судьба приказывает — завоевание мира начинается с самого мирного уголка Земли.
Три из четырех местных провинций уже мои, на четвертой обосновался желтый игрок, представитель искусственного разума. Я усилил западную Австралию, он — восточную. Затем ставки повторились. Еще немного, и кенгуру станут свидетелями жесточайших боев! При счете 6:6 компьютерные нервы не выдержали, и «желтый» переориентировался на Африку. Добившись удовлетворительного преимущества, я осмотрелся вокруг.
Сергей явно решил поставить на Северную Америку. Странно, исходная позиция к этому не благоволит. «Красный», еще один искусственный интеллект, сконцентрировался на Южной Америке.
Если Зверев захватит весь континент, то получит значительное преимущество... Ему не грозит атака ни со стороны Аляски, ни через Гренландию. Испорчу-ка я ему удовольствие, добавлю оппозицию на востоке США! Оставшиеся силы делю между Индией и Монголией, они будут готовить вторжение в Азию. Можно, конечно, обеспечить подавляющее преимущество в Австралии, но тогда значительные силы останутся в тылу и темп будет потерян.
Итак, силы поделены на четыре части. Риск? Разумеется. Игра так и называется.
Мой личный континент
Зверев: Есть время планировать, есть время действовать. Семнадцать сердитых мужиков в сомбреро врываются в Аризону, Техас, Кентукки и прочие гнезда мирового империализма и выгоняют всех на мороз. Или в сад — это уж у кого как фантазия работает. Плохо другое — американцы не сдавались без боя, и моя победоносная армия потихоньку таяла, таяла, пока не растаяла совсем, превратившись в отряд из трех единиц. Надеюсь, что подкрепления, которые мне дадут за контроль над Америкой, окупят эти ужасные потери.
Между тем мой главный противник громит аборигенов Австралии, занимается геноцидом в Поднебесной и вышибает меня из Сибири. Я не думаю, что ему удастся захватить Азию, — это очень сложно. Но, судя по всему, у него именно такие наполеоновские планы.
На заметку: за контроль над Азией можно получить максимальное число подкреплений — семь единиц. Для сравнения — за Австралию вам дадут всего лишь два отряда. Однако контролировать Азию сложнее всего, потому что напасть на нее можно со всех сторон.
AI из Южной Америки получает ход и пытается напасть на ослабевшую Мексику. Спасают подкрепления и удача — на своем ходу я умудряюсь выбить его обратно, но армии опять нет. Перспективы туманны. Очень туманны...
Яковенко: Все идет по плану. Несколько выстрелов, и Австралия захвачена, погибло лишь четыре отряда. Оглянувшись (на Азию пока никто не претендует), без лишнего шума захватываю Китай. Может быть, продолжить вторжение? Нет, лучше поберегу войска для следующего этапа.
Сделаю лишь одно исключение из осторожной тактики. В Сибири наклевывается группировка, которую позже будет трудно разгромить. Монгольская армия переходит в атаку и вскоре устраняет опасность.
Теперь о потерях. Старт любой партии — время жертвовать. Два региона на юге Африки быстро сдаются «желтому», не причинив тому особого вреда. Моя жертва, пять отрядов на востоке США, не напрасна: главная армия Зверева больше не существует. Конечно, здесь мне помог и «красный», принесший такую же жертву.
Сергей, похоже, добился своей цели — Северная Америка у него в руках, — но цена оказалась слишком высокой. Неужели обязательно захватывать континент за один ход? Сегодня он явно не склонен к осторожности.
Украина от Microprose. Размер имеет значение.
Карта, кубики и фишки. И никаких компьютеров!
|
Генерал Пирр на связи!
Зверев: По итогам первых кровопролитных боев Северная Америка остается за мной, Южная принадлежит красному игроку, Африка — желтому, Австралия и крупная часть Азии — Александру. В Европе творится бог весть что. К примеру, Украина (здесь она почему-то изображена от Черного моря до Урала) под контролем «красных», а Скандинавия — «желтых».
США, находящиеся под моим контролем, приносят хорошие дивиденды, но что же будет дальше? С юга я заблокирован здоровенной группировкой красного, армий в Азии у меня не осталась. Буду сидеть дома — проиграю, нужно как-то повлиять на миропорядок. Нанимаю как можно больше морозоустойчивых воинов на Аляске и ломлюсь прямо через Берингов пролив. Да-да, по льду, на собачьих упряжках... Цель нападения — не дать Александру захватить Азию на следующем ходу. Иначе полученные им подкрепления не оставят мне шансов. На Камчатке меня больно и долго бьют, но она переходит под мой контроль. А что оставалось делать?
Яковенко: Дебют завершился, пришло время анализа. Сильнейшую позицию занял «желтый» — он утвердился в Африке и уже угрожает беззащитной Европе. «Красный» заперт в Южной Америке без особых перспектив.
Неплохая ситуация у Сергея, он полностью захватил Северную Америку. Выгодное положение: под его контролем экономически мощный континент, а защищать его так же просто, как Австралию. Дело в том, что номинально опасность висит над пограничными регионами — Аляской, Гренландией, Центральной Америкой (фактически Мексикой). Звереву же достаточно защищать Мексику, оставшимся границам никто не угрожает.
Мои войска почти захватили Азию. Я мог бы действовать быстрее, но уже предвижу схватку с «желтым», так что стараюсь беречь армию.
Дальнейшие события подтверждают прогнозы. «Красный» ожидаемо расшиб лоб, пробиваясь в Африку. А жаль, он бы мне помог! «Желтый» без проблем покорил Европу. Я захватил восток Азии и двигался к Уралу... И тут Сергей совершил абсолютно неожиданный поступок.
Я полагал, что граница Аляски и Камчатки стабильна. Действительно, там был установлен примерный паритет по армиям, да «горячей точкой» это место трудно назвать. Зверев рассудил по-другому: его войска перешли Берингов пролив. Результат ожидаем — Камчатку он все-таки захватил, но с большими потерями. Странное решение — он потерял всю армию, а мне не слишком навредил. Классический пример Пирровой победы.
Чингисхан против всех
Зверев: Как говорят все известные и неизвестные теоретики войн — если в каком-то месте чего-то много, то в другом его мало. Черт бы их побрал, но они правы! Мексика снова переходит к красному игроку, и на следующем ходу я не получаю таких долгожданных войск за континент. Тех крох, что приходят, не хватает на то, чтобы вновь оттеснить компьютер в Венесуэлу. Все, что могу сделать, — расшибить лоб об здоровенную армию красного игрока, но это ничего не изменит. В итоге я сижу со своей армией в Техасе и грустно смотрю, как Яковенко захватывает территорию за территорией, собирает наборы карт и получает колоссальные подкрепления. И вот уже отбита Камчатка, а вся Евразия становится синей-пресиней, будто заросшая васильками-мутантами.
Желтые африканцы и красные бразильцы его не остановят. Надеюсь, он будет милостив к нам...
Яковенко: Агрессия Сергея не осталась без ответа. «Красный» собрал силы и захватил Мексику. Армии для адекватного ответа у Зверева не нашлось, и регион стал переходить из рук в руки.
Мне также пришлось несладко: часть армии пришлось перебросить на восток, чтобы отбить Камчатку. «Желтый» воспользовался ситуацией, чтобы пройтись огнем вплоть до Китая. Ему удалось собрать коллекцию «карт», давшую новые подкрепления. Что же, игра закончена, искусственный интеллект победил?
Нет, наконец повезло и мне. Похожая коллекция позволила набрать новую армию, и я отбил часть территорий. Несколько последующих ходов я захватывал по одному региону в Европе и Африке. «Желтый», конечно, каждый раз возвращал провинции, но его экономика при этом значительно страдала. Эта тактика постепенно принесла мне численное преимущество, и я освободил Европу. Больше мне никто не мог противостоять.
На заметку: один из вариантов игры Risk можно найти на диске октябрьского номера ЛКИ.
Сергей Зверев: Бой получился знатный, но исход мог быть другим. Стоило подождать, надежнее защитить Мексику, а на Камчатку напасть на следующем ходу, когда Александр увел бы оттуда войска, сражаясь с «желтым» игроком. Вот такая это игра — один неверный ход, и все рассыпается. Тем и интересна.
Александр Яковенко: Риск бывает излишним. Исход боя решила атака на Камчатку, которая подорвала силы Сергея. Ему стоило бы подождать, пока я с «желтым» буду воевать, а затем уничтожить победителя. Вместо этого он потратил силы на атаку и не смог защитить единственное опасное направление — юг. Не могу, впрочем, не отметить: он действовал отважно и пошел на противника с открытым забралом.
Бой 2. Alpha Centauri
Зверев: Эта игра сразу напомнила мне мою «старую любовь»... Нет, не «Цивилизацию», а стратегию, которую Microprose выпустилав 1994-м, — Master of Magic. Неважно, что действие происходит на далекой планете. Неважно, что роль магии исполняют лазерные технологии, а вместо пещер с драконами — осколки спускаемого аппарата. Здесь такой знакомый набор ощущений, которые захватывает и заставляют замирать перед нажатием на кнопку EndTurn. Неизвестность, развитие империи из крошечного города, необходимость постоянного выбора, тревожное ожидание — все то, что отличает хорошую игру жанра 4X. Ну что ж... Начнем исследовать, расширяться, пользоваться всем, чем только можно, а потом... Каков там четвертый «Икс»? Ах, да — Exterminate! Так, где тут у нас господин Яковенко?
Яковенко: «Альфа Центавра», пожалуй, одна из наиболее недооцененных игр. В ней есть яркие характеры, сюжет, развитая дипломатия, конструктор отрядов... И это все в пошаговой стратегии глобальных масштабов!
1999 год. Civilization II уже стала классикой. Поклонники ждут новинок от знаменитого Сида Мейера. Разработчики идут им навстречу, и на прилавках появляется свежая игра. Третья часть «Цивилизации»? Нет, «Альфа Центавра»!
Еще в первой части игры земляне улетели к ближайшей к Солнцу звезде. Вопреки ожиданиям они прилетели и... начали все сначала. Снова человечество разделилось на «народы», стало размножаться, исследовать и воевать. Где-то мы это уже видели.
В названии Sid Meier's Alpha Centauri скрыто имя знаменитого геймдизайнера, но проектировал игру вовсе не он — главным был Брайан Рейнольдс. Кстати, именно он в основном работал над Civilization II, он же придумал ответвление от серии. Никаких революций не было, принцип разработки был следующим: «все то же самое плюс кое-что новое». Нового было немало — государственные границы, развитое управление государством, мощная дипломатия, возможность проектировать отряды и менять уровень местности...
Но игра оказалась не для всех. «Продвинутые военные алгоритмы» — явно полезная технология, но эмоций от ее получения немного. То ли дело изобретение пороха! Мир Альфы Центавра чужой для человека, его конфликты требуют вживания, прочувствования. Civilization рассказывала, как бомбардировщики ацтеков уничтожали монгольских мушкетеров, — тут все просто и понятно. В Alpha Centauri их место заняли абстрактные «Ученые» с «Ульем», «гарнизоны» и «лазерная пехота».
В общем, «Альфа Центавра» не пользовалась грандиозным успехом. Идей в ней хватило бы на несколько игр, но покупатели предпочитали «Цивилизацию». Мы же решили взглянуть на «Альфу» из сегодняшнего дня и отдать дань недооцененному проекту.
Холодно и от дома далеко
Зверев: Мы решили не выбирать фракции на свое усмотрение, а кинуть кубик. При правильной игре любая из сторон имеет свои преимущества, а случайный выбор предполагает самые разнообразные сочетания. Мне выпадает Human Hive, в переводе — «Человеческий улей». А это означает коллективизм, строгие порядки и быстрый рост населения, недаром во главе фракции — китайский лидер Шенг Джи Янг!
Александру достаются «Падчерицы Геи», помешанные на гармонии с окружающей природой и экологии, — в общем, эдакий «Гринпис» из будущего. Но не стоит расслабляться, ведь они умеют приручать местную фауну, и, если мы окажемся рядом, на меня может накинуться свора мозговых червей.
Но пока что ничего не известно. Мы высадились на побережье северо-западного материка (или островка), исследовали какие-то обломки и получили машинку (rover). Приятно — теперь можно вести разведку сразу в нескольких направлениях. Наш путь лежит на восток — по холмистой равнине, заросшей красноватыми пятнами местных грибов. Они тормозят движение, но ехать надо. Через несколько ходов к разведчикам присоединяется колонизационный модуль. Его я посылаю на юг, там больше полезной растительности, а значит, и еды!
На заметку: собирание НВО (неопознанных валяющихся объектов) может привести к самым разным результатам. Вам могут дать ресурсы, технологию, отряд. А может случиться так, что вы спровоцируете рост агрессивной флоры, и пройти дальше будет сложно. Но подбирать их все равно стоит — обычно находится что-то вкусное и полезное.
Восточная равнина щедро усыпана обломками — то немножко энергии подберу, то еще одну машинку, то артефакт пришельцев выкопаю и тяну к себе в город. Врагов не видно, ни живых, ни компьютерных. В какой-то момент мне показалось, что в окрестностях Альфа Центавра я один, но в этот самый момент...
Яковенко: Начинаю партию с нетерпеливым любопытством — чью роль мне придется исполнять? Результат немного смущает: я возглавил последователей Геи. Леса, реки, зелень, цветочки... Нелегко будет воевать с такими-то особенностями!
На маленькой карте некогда развивать культуру, здесь нужно воевать за жизненное пространство. Впрочем, у нас есть и преимущество: время от времени черви-аборигены будут не атаковать нас, а присоединяться.
Моя задача на дебют — получить преимущество в науке. Скорее всего, мы первыми изобретем «Доктрину гибкости» — то есть, проще говоря, корабли. Таким образом, я смогу исследовать моря и собрать разбросанные по ним сокровища. В свою очередь, это даст толчок и экономике, а затем настанет оптимальный момент для атаки на Зверева.
Пока же стоит разобраться с окружением. Столицу мои подданные с присущим им воображением назвали Приземление Геи — что ж, эта красноватая планета и вправду станет нам Землей. Расположились мы на склоне холма, рядом есть и вода, и минералы для производства. Место неплохое, хоть и неидеальное.
А идеальное место вскоре было найдено — разведчик обнаружил его в первой же вылазке. Плохая новость: симпатичная долина уже принадлежит профессору Захарову. По пути мы своеобразно познакомились с «миротворцем» по имени Лал — он подвел технику к моему городу и «попросил» технологию в подарок. Пришлось поделиться, расстались лучшими друзьями.
Налаживаем дружеские связи
Зверев: Через тринадцать лет после высадки я наконец-то столкнулся с другими выжившими в катастрофе. На западном побережье примостился небольшой городок Спартанской Федерации во главе с полковником Сантьяго. Полковник оказался симпатичной шатенкой из Пуэрто-Рико. Несмотря на ангельскую внешность, она сразу же потребовала у меня промышленные технологии. Ага, просто так, мол, дай, а то кто его знает — вдруг я рассержусь! В итоге мы сошлись не на подарках, а на обмене знаниями и заключили пакт о ненападении.
Что ж, мир — это замечательно. Чем больше у меня контактов с другими фракциями, чем больше обменов знаниями — тем хуже для Александра. Если повезет, я даже смогу уговорить кого-то из компьютерных игроков напасть на его экологически чистые города! Но пока мне нужно позаботиться о своих. Неподалеку вырастает еще одно поселение, потом еще одно. Пользуясь мирными соглашениями, я решаю направить все ресурсы в рост городов, иногда пренебрегая защитой. Это риск, но в данной ситуации приемлемый.
Однако городов самих по себе мало, их нужно обустраивать. Для этой цели у меня строятся специальные «формеры», позволяющие сажать леса, разводить фермы и заниматься добычей ископаемых. Пока что все идет хорошо. Недовольных нет, войны нет, вот только где же Яковенко? Его отсутствие одновременно радует и настораживает. Я вот сейчас разовью мирное строительство, построю ясли, школы, колледжи. А что, если ко мне вдруг пожалуют агрессивно настроенные борцы с загрязнением природы? Они ведь могут решить, что я и есть это самое загрязнение...
Яковенко: Цветочная Проповедь символизирует второй этап моего развития. Именно такое религиозно-ботаническое название получил мой второй город. Впрочем, место и вправду замечательное: еды здесь хватит надолго. Пришлось даже объявлять войну ради такого окружения — иначе границы было не перекроить.
Еще несколько лет — то есть ходов, — и мы избавились от профессора. Дружественные червяки легко прорвали хлипкую защиту, и я обзавелся третьим городом. Жизнь налаживается! Правда, мне пришлось подготовить большую армию, но это лишь особенность развития, а не проблема.
Обмен науками с другими нациями приносит свои плоды. Пришло время для социальной инженерии: я меняю политический строй на «полицейское государство», упрощая содержание многочисленной армии. Дело в том, что для поклонников Геи характерна повышенная эффективность экономики — что пока не дает реальных преимуществ. Новый строй снижает эффективность до нейтрального уровня, взамен мне легче содержать армию, да и жители будут меньше бунтовать.
Еще несколько лет, и ученые наконец изобретают гибкость. Приморские города переориентировались на флот. Теперь все моря наши!
Червяки начинают и...
Зверев: В какой-то момент мирное развитие сменилось бурной чередой событий. Во-первых, я столкнулся с сестрой Мириам, лидером религиозной группы Lord's Believers. Она отнеслась ко мне по-доброму. Не знаю, что тут сыграло роль — церковные заветы или же численность моего населения (самая большая на планете), но мы заключили пакт. Интересно, что ее столица оказалась рядом с моим вторым городом, но обнаружилось это лишь тогда, когда двое наших «формеров» столкнулись нос к носу во время прокладки дорог.
Такая близость крупного поселения наводит на любопытные мысли... Что, если скопить войск, окружить ее города и за пару ходов забрать их себе? Но пока что эта идея неосуществима и мы дружим с Мириам. Я даже попросил ее напасть на нашего общего врага — Падчериц Геи под управлением Александра. Не знаю, правда, где он, но мы уже с ним воюем!
Между тем сводка новостей сообщает, что с технологией у меня дела обстоят так себе. Приходится строить солнечные батареи, лаборатории, исследовать инопланетные артефакты. И вот уже у меня есть пехота с излучателями частиц мощностью в четыре единицы! Правда, на чем переправлять их? Флот... Очень нужен флот!
Однако Александр избавил меня от терзаний. Он сам пожаловал в гости, причем с весьма агрессивными намерениями. Не ожидал я такого от экологов, никак не ожидал. Пришлось испытать новые излучатели на практике, и у моих берегов остались только пустые транспорта.
Прошло несколько ходов, и у меня тоже появилась морская техника. Высадка на остров партии «зеленых». Выстрел, удар, сгоревший «формер», разрушенный город... Противник оказался не готов к такому повороту событий и сдался. Выводы — хочешь защищать природу, защити сначала самого себя!
Яковенко: Морские приключения стали полным кошмаром! То мне подарят ненужный отряд, то дадут немного «денег», то помогут со строительством... А чаще всего мне просто добавляют врагов. Где такая нужная мне наука?!
Карта состоит не из множества островов, как я надеялся, а из двух больших континентов. Таким образом, я не могу стать посредником между цивилизациями, обменивая по нескольку раз одну и ту же технологию.
Все мои вложения во флот закончились полным пшиком. Единственная моя отрада — червяки, что в боях с Лалом набирают опыт. Воевать пришлось, нужно же куда-то девать накопленную армию? Его страна оказалась не готова к вторжению. Впрочем, больших дивидендов мне это не принесло — лишь бедную провинцию.
Итак, моя главная ставка не сыграла. Червяки пока действуют неплохо, но с каждым ходом устаревают... Нужно реализовывать преимущество, пока оно не пошло прахом! Армия загрузилась транспортные корабли и отправилась к одинокому городу Зверева.
Дальнейшие события стали шоком. К месту высадки подъехали машины, о которых мои техники могут только мечтать. Пока я развивал разведывательную ветку для обмена науками, ученые Сергея создавали новое оружие. Моя армия была попросту растоптана! А когда вражеские силы вторглись на мой остров, оборонять собственные города было уже нечем.
Сергей Зверев: У меня получилось хорошо развиться, избежать ранних столкновений с компьютерными фракциями и быстро получить военные технологии. Дальше все вышло само собой. Хотя если бы Александр не напал так скоро, неизвестно, чем бы все это закончилось...
Александр Яковенко: Череда неудач подкосила мое терпение, и я очертя голову перешел в атаку. Такая несдержанность стала непосредственной причиной поражения, хотя развитие и без того было заторможено. Возможно, я просто не вжился в выпавшую роль, а экологи оказались не лучшими воинами?
Бой 3. Commanders: Attack of the Genos
Зверев: Когда я в первый раз увидел эту игру, то сразу загорелся идеей сыграть против живого противника. Пошаговая стратегия, туман войны, разнообразные карты и войска, командующие со спецспособностями... Хм, тут есть где разгуляться!
Яковенко: Commanders очень напоминают любимый мною Massive Assault. Главные отличия — роль транспортов намного ниже, а отряды могут проходить друг сквозь друга. Кроме того, здесь есть туман войны, а значит, особое внимание придется уделить разведке.
Давайте посмотрим внимательнее, с чем мы имеем дело в этой «пошаговке». Прежде всего нас интересует армия. Итак, на заводе можно строить следующие войска:
Грузовик (высокая скорость, вмещает до трех отрядов пехоты);
Радар (низкая скорость, слабая броня, обнаруживает противника);
Разведавтомобиль (высокая скорость, эффективен против пехоты);
Ремонтник (низкая скорость и броня, чинит технику);
Легкий танк (средние показатели скорости, брони и огневой мощи);
Тяжелый танк (хорошо стреляет, но медленно движется);
Легкая артиллерия (большая дальность, слабая броня);
Тяжелая артиллерия (то же самое, но бьет сильнее);
Супертанк (хорош всем, кроме цены).
Кроме техники нам доступны легкая и тяжелая пехота. Первая разновидность быстрее движется, вторая хороша против танков противника.
В отдельных миссиях можно закупать и авиацию — истребителей, бомбардировщиков и транспортные самолеты. Интересно, что тут можно создавать «матрешки» — сажать пехоту в наземный транспорт, а его, в свою очередь, в воздушный. Вот только будет очень больно, если такая матрешка хлопнется о землю. Ведь ПВО тут тоже есть!
Сердце армии — командующий, восседающий на ходящем роботе в духе Star Wars. У каждого из командующих есть своя способность — как активная (ракетный дождь, клонирование, вызов подкреплений), так и пассивная (повышение защиты своих войск, увеличение дальности и так далее). Для использования способности требуется накопить энергию, на что тратится пять-шесть ходов.
Если условие победы — не уничтожение командующего, а захват столицы или полное уничтожение сил врага, убитого командира можно нанять заново. Очевидно, его генетическая копия хранится в специальном контейнере на базе и при необходимости быстренько превращается в полноценного профессора или генерала.
Чей план лучше?
Зверев: Я играю за злобного, но очень умного профессора. Он умеет создавать войска прямо из воздуха — клонируя не какую-нибудь овечку Долли, а танки и артиллерию. Делается это просто — субатомная копия объекта и дальнейший синтез по готовой матрице. Вот она, наука 1930-х годов!
Теперь главное — верно распорядиться этим талантом, придумать под него какой-то хитрый план... Да так, чтобы и самого себя не перехитрить.
Я решаю дать противнику возможность захватить центр, построить артиллерию и спровоцировать его на атаку. Когда он подойдет близко, мы ударим двумя артиллерийскими отрядами (один из них будет получен клонированием), а потом накопим на супертанк, склонируем его, и дело в шляпе!
Однако отдавать совсем все мы не будем. Пехота отправляется на захват нефтяных вышек по бокам от базы, а командующий с разведчиками движется к центру, чтобы посмотреть, чем занят Александр. Подъехав поближе, мы обнаружили, что в центре уже много нехороших ребят, и отошли — терять профессора Зейна нельзя, ведь новый обойдется в 5000 кредитов!
В конце хода встает вопрос — что покупать. Так как моя тактика не подразумевает быстрой атаки, я беру передвижной радар. Информация — вот что ценно! На следующем ходу в мое распоряжение поступает тяжелая артиллерия. Эх, хрупкая она... Но мощная. Но ведь хрупкая!
Яковенко: Жребий дал Сергею роль профессора Зейна. У этого персонажа отличная спецспособность — он способен клонировать свой сильнейший отряд. Как следствие, ему выгодно отсидеться в защите, чтобы затем предъявить армию клонов.
Понятно, что противник будет копировать мощный отряд. Это будет либо тяжелая артиллерия, либо супертанк. Моя тактика должна стать ответом на действия Зверева — поэтому я сконцентрируюсь на тяжелой пехоте. Кроме того, время работает на него, поэтому у меня есть все шансы быть первым в центре.
Так и есть, пехота и сверхотряд успешно занимают центральную область. Зоркий взгляд разведчика увидел артиллерию противника — теперь все ясно. Если бы противник копил на суперотряд, мне нужно было бы сломя голову нестись вперед, но Сергей выбрал менее рискованный вариант.
Вражеские войска попробовали было подойти к занятым мной позициям, но помешала узкая дорога. Кто первым встал — того и центр! Тем временем я направил пехоту к ключевым точкам карты — нефтяным вышкам, расположенным по обе стороны от центрального прохода.
Быстрее, тише, слабее
Зверев: Проходит несколько ходов, я захватываю две точки с ресурсами и смещаю армию к нижней части карты. Судя по показаниям радара, туда же движутся вражеские отряды. Попробуем поиграть с ними в кошки-мышки.
Это интересно: радарные установки отображают вражеские отряды в виде зеленых точек на территории, которая скрыта туманом войны. В результате вы не знаете точно, что вам противостоит, но видите количество отрядов противника. Это очень ценная информация.
Две артиллерийские установки занимают позиции рядом с вышкой, за ними располагается радар, а перед ними — командующий и отряд пехоты. Конечно, прикрывать артиллерию широкой грудью профессора — не лучший вариант, но другого у меня сейчас нет.
Дальше начинаются неприятности. Я опасаюсь подставить артиллерию под удар и никак не могу найти нужную позицию для атаки. То сильно далеко, то слишком близко и опасно. Пока я пытаюсь угадать, на каком именно квадратике нужно разместиться, Яковенко решает вопрос за меня и нападает.
Двойной артиллерийский залп сносит его командующего, однако подъехавший транспорт с уймой пехотинцев смещает баланс не в мою сторону. В итоге Зейн гибнет, а ведь он как раз собирался склонировать супертанк, на который я так тщательно коплю средства.
Оставшаяся без поддержки артиллерия долго не живет, моя группировка разбита. Это похоже на полный провал, но в этот момент у меня как раз хватает средств на долгожданное супероружие. Преимущество этого танка не только в броне, огневой мощи и неплохой скорости. Он еще и не имеет слабостей в бою с другими разновидностями войск. Принцип «камень-ножницы-бумага», по которому легкая пехота бьет тяжелую, тяжелая бьет танки, а танки бьют легкую, на него не действует.
Что ж, развлечемся напоследок?
Яковенко: В этой стратегии побеждает тот, кто атакует первым. Как следствие, защищаться легче — атакующий вынужден подставлять свои войска под удар.
В данной партии атакующим буду я. Большинство нефтяных вышек уже мои, но что с того, если противник легко сделает копию любого танка? К счастью, на такое действие нужно накопить энергию, а это занимает время.
Кратчайший путь к Сергею идет через центр, но он занимает лишь ячейку в ширину. Идеальное место для обороны с поддержкой артиллерии! Лучше я пойду по правой или левой дороге, там места больше.
Разведка показала, что артиллерия и главный отряд Сергея сместились от башни к одной из вышек. Новых подкреплений у него нет — Зверев явно копит деньги на десятитысячного монстра (именно столько стоит супертанк). Отлично, лучшего момента для атаки не придумать!
Пехота погрузилась в грузовики и направилась к противнику. Осторожно, только не спугнуть бы! Пару ходов мы балансировали на краю опасной зоны, а затем все войска ринулись к противнику.
В яростной перестрелке я потерял половину войска, в том числе и своего командующего, но зато и главный робот противника был взорван! Нет больше на поле профессора! Ну а без поддержки других войск артиллерия оказалась совсем беззащитна.
Только я закончил добивать врага, как Сергей накопил-таки на супертанк. Похоже, соперник готов отомстить! Или это просто акт отчаяния?
Танки и танго
Зверев: Выехав в чистое поле, мой танк с легкостью расправляется с обидчиками, одновременно получая level-up. Хм, может, еще не все потеряно? Несмотря на потери, Александр пытается подранить двухпушечного тяжеловеса, но это лишь добавляет ему опыта. Ситуация напоминает атаку на мощный отряд противника в Disciples II. Повредить не получается, получается только «накормить».
На радостях я начинаю наводить на карте порядок — отбираю нефтяные вышки, добираюсь пехотой до центра и гоню транспорта в верхнюю часть карты. С другой стороны, понятно, что одним танком войну не выиграть, да и противник может накопить на такой же дорогой, но эффективный отряд.
И вот тут я совершаю ошибку. У меня уже был готов ремонтник, который так замечательно идет в пару к супертанку, а тот был подранен. Мне нужно было отвести его на починку, а я, окрыленный всесокрушающей мощью, решил подстрелить еще какого-то несчастного и нарвался на равного по силе. Неважно, что мой экземпляр уже заработал офицерские звездочки. Ранения дали о себе знать, и он погиб.
С этого момента маятник опять качнулся, и уже Яковенко начал победное шествие по карте. Я пытался подстрелить его пехоту легким танком, нагло заведя его прямо на базу, но ничего не вышло.
На заметку: как бы ни была пехота слаба в столкновении с командующими или скаутами, выиграть без нее невозможно. Ведь именно люди захватывают строения и точки сбора ресурсов. Поэтому на них порой разворачивается настоящая охота.
Было построено еще несколько единиц техники, и в какой-то момент наши армии столкнулись в центре карты. К слову, очень большую роль в финальном сражении сыграла способность вражеского командующего, а именно — «ракетный дождь». После него мои супертанки оказались изрядно подранены и не выдержали схватки с противником. Потеряв армию, я потерял надежду на дальнейшее сопротивление. Денег не было, шансов тоже. Поздравляю Александра с победой.
Яковенко: Несколько ходов подряд мы с Сергеем наблюдали картину под названием «Слон борется с посудной лавкой». Супертанк Зверева в одиночку разнес подраненную пехоту и легкие танки, даже не заметив сопротивления. При этом он еще и получил опыт за все эти массовые зверства! Теперь единиц здоровья у него больше... Замечательно, просто замечательно.
Единственная надежда — преимущество в экономике. За прошедшее время я успел накопить на собственный супертанк. Отряд противника все-таки немного поврежден, а у меня сохранилась пара легких танков — пора переходить в контратаку!
Увы, я не успел. Сергей предусмотрительно построил ремонтный броневик и починил главное оружие. Моя атака была слишком быстрой, так что я лишь потерял один из легких танков. Кроме всего прочего, на моей базе хозяйничает аналогичный танк противника. Он пытается подстеречь строящуюся пехоту, чтобы не дать ей пойти вперед на захват вышек. Я, в свою очередь, охочусь за ним с помощью своего танка. В итоге он опасливо прячется за зданиями. Ну и пусть себе там живет.
Тем временем пехота противника отбила у меня нефтяные вышки. Впрочем, я как раз успел построить второй супертанк. Мы словно поменялись местами: военное преимущество теперь у меня, экономическое у Зверева. Кое-как я наскреб деньги на нового командующего, и мы пошли в финальную атаку. Кстати, пара слов о командующем... Он не умеет производить танки из воздуха, как профессор Зейн, но тоже в состоянии испортить настроение. Его талант — сбрасывать на головы и башни врагов ракеты, поражая все в определенном радиусе. Может, удастся подранить парочку супертанков?
Еще немного — и качели качнутся в другую сторону. Еще пара ходов, и Зверев построит третий супертанк. Ситуация развернется еще раз: экономическое преимущество будет моим, военное — противника. Голова кружится от таких изменений!
В ключевом сражении я смог накопить большее число супертанков на квадратный сантиметр и уничтожить армию Сергея. Сам не верю, что все закончилось именно так.
Сергей Зверев: Ставка на артиллерию себя не оправдала. Пожалуй, мне нужно было сразу же копить на супертанк и успеть его склонировать. Однако и после провала первой фазы у меня были неплохие шансы, но пара тактических ошибок свела их на нет.
Александр Яковенко: Цепочка случайностей привела к моей победе. Фортуна кренилась то к одной, то к другой стороне, и в конце концов все решила госпожа Удача.
ФИНАЛЬНЫЙ СЧЕТ | |
2 | 1 |
ПОБЕДА АЛЕКСАНДРА ЯКОВЕНКО |