Нынешний выпуск Дуэльного клуба — экспериментальный. Вместо того чтобы всю дорогу сражаться в одной игровой вселенной, мы решили устроить многоборье. А площадками для битв нам послужат три пошаговых стратегии — Gazillionaire III от Lavamind, Heroes of Might and Magic I от New World Computing и Genesia (Ultimate Domain) от Microïds.
Кроме соревнования сразу в трех мирах мы преследуем и другую цель. А именно — вспомнить классику, игры, которые стояли у основания жанров и целых серий, развившихся на их успехе.
Если перечисленные названия вызывают у вас ностальгию — замечательно, давайте еще раз вспомним середину 90-х. Если же вы не застали те времена, наше противостояние продемонстрирует, как все оно было, с чего начиналось и откуда растут байты у многих современных стратегий.
Александр Яковенко
Программист, журналист. Предпочтения не зависят от жанра: в играх важны новые принципы и необычные решения. До сих пор хранит память о первой «Цивилизации», где за простыми правилами скрыты сложные закономерности, справедливые не только в виртуальной реальности.
Год рождения: 1981
Образование: системное программирование
Игровой стаж: 20 лет
Сергей Зверев
Переводчик, преподаватель, журналист. Играет во все, что видит. Особенно любит пошаговые стратегии, ролевые и карточные игры. Взращен на X-Com и Icewind Dale II. По собственному признанию, азарт и эмоциональность иногда приводят его к печальным последствиям, а временами, наоборот, помогают.
Год рождения: 1975
Образование: иностранные языки
Игровой стаж: 21 год
Бой 1. Gazillionaire III
Зверев: Помните — «Однажды в далекой-далекой галактике...» ? Наше первое сражение пройдет как раз в таком месте, очень далеком и закинутом не то в пыльное прошлое, не то в туманное будущее. Но мы не будем бомбить планеты, жечь друг друга лазерами тоже не собираемся. Да и вообще хочется отдохнуть от убийств. Столько войн в прошлом, столько обстрелов, бомбежек, молний и проклятий, что на нас уже живого места не осталось!
На этот раз противостояние мирное. Очень мирное. Моя корпорация Zve Limited будет соревноваться с компанией Александра под названием Jekyll Inc. Цель — заработать миллион кубаров, так называется здешняя валюта. Ну и, само собой, помешать противнику на пути к богатству, как подсказывают мне инстинкты игрока. О нет. Похоже, это все равно будет война...
Яковенко: Жизнь не может состоять только из сражений. Сегодня мои соперники избавятся от брони и злобных оскалов, вместо этого будут строгие смокинги, калькуляторы, дорогие сигары, респектабельные щупальца и хоботы. О, похоже, все не так просто: мы будем жить в мире невообразимых существ с тремя глазами, ложноножками и жабрами. Что-то мне подсказывает, что и я с Сергеем будем не совсем людьми.
Пусть внешне мы стали монстрами, но внутри из воинов превратились в гуманистов. В честь этого превращения моя компания получает имя Джекилла — а мистер Хайд подождет следующего боя.
«Газиллионер» — одна из лучших экономических стратегий прошлого. В ней сошлись очаровательные и отвратительные персонажи, постоянная смена спроса и предложения, элементы монополии и других азартных игр. Игра кажется простой, но лишь на первый взгляд. Основное занятие — межпланетная торговля в условиях постоянно меняющихся цен. Купили дешевле, продали дороже. Далее подключаются другие факторы — заработок на пассажирах, реклама, страховка, налоговая инспекция, фондовый рынок, банк и масса случайных событий, которые стараются выбить вас из колеи.
При этом Gazillionnaire III отличается от похожих игр. Это не просто сухая бездушная экономика, хотя думать тут приходится немало. В игровом мире живет множество существ, которые постоянно делают вам предложения разной степени заманчивости, бьют на жалость или искушают алчность. Это вкупе с подробной историей планетарной системы Кукубия создает захватывающую атмосферу.
Сражение с кредитом
Зверев: Игра начинается с выбора планет. Пара щелчков галактического генератора случайных чисел — и вот они перед нами. Меня вполне устроит красный гигант Nosh в верхнем правом углу и желтенький, похожий на витаминку, Frac посредине карты. В конце концов, какая разница, как зовутся планеты, главное — что на них будет продаваться.
Следующий выбор уже интереснее, это мой корабль! Каких тут только нет... Один похож на спрута и хвастается сбалансированным показателями. Другой, будто пепелац из популярного фильма, медленный, но вместительный. Третий — какие-то фиолетовые мозги под стеклышком. Не, это все не симпатично. Меня привлекает планетолет, похожий на гигантскую осу. Да и название под стать — Стингер XII. Его главная «фишка» в скорости, ведь на борту установлен 7-кварповый двигатель! Остальное тоже на уровне: 100 тонн груза, восемь пассажиров. Правда, топливный бак всего на двадцать тонн, но это мы переживем. Решено! Берем этого скоростного демона-осу и будем обгонять Яковенко в космической торговле.
На заметку: космические корабли в «Газиллионере» отличаются по четырем параметрам. Это объем трюма, количество пассажиров, скорость и экипаж. Выигрываете в одном — проиграете в другом. К примеру, судно с большим трюмом будет медленным, а межзвездный лайнер, вмещающий 16 пассажиров, потребует и большей команды (ей придется платить вдвойне). Вопрос выбора не банален и определяется вашими вкусами и стратегией.
Вначале денег у меня нет, но подозрительно щедрый финансист мистер Зинн одалживает 120 тысяч кубаров на покупку судна. Ага, подозревал я не зря. Придется платить ему с этой суммы четыре процента в неделю. Да, дорога к миллиону нелегка.
Планета Басс, биржевая столица Кукубии. Первый трудовой день шокирует. Денег нет. То есть вообще. Есть только долг мистеру Зину и восемь пассажиров, которые сразу приносят чуть-чуть наличности. Кстати, почему они платят мне всего тысячу кубаров за перелет? А ну-ка поставим цену в пять тысяч! А чтоб покупали, потратимся на рекламу. Рекламировать можно по-разному — тут и радио, и телевизор, и листовки, которые разбрасывают в космическом пространстве. Но с доходами от первых пассажиров не поторгуешь, поэтому дорога лежит прямиком в профсоюз, где я занимаю еще пятьдесят тысяч. Биржевая столица, говорите? Что ж, заглянем к брокеру, фиолетовому слизняку с огромными зелеными зубами. Говорит — ничего не продавайте! А мне и продавать нечего, куда нам с этими копейками на Уолл-стрит! Пока что играться с акциями не хочется, я и так уже должен там и тут. Нужно что-то надежное. В итоге, закупившись детскими пеленками и оггловским песком (не спрашивайте, что это такое), я отправляюсь на Тило, чтобы продаться подороже и совершить первую межпланетную сделку.
Это интересно: пассажирам в Кукубии все равно куда лететь. Куда вы, туда и они. Компанейский народ, однако.
Борьба начинается раньше, чем я мог предположить. Александр успевает прилететь на Тило раньше меня и купить что-то дешевое. Как там называется его фирма? Джекилл Инкорпорейтид? Говорят, что в каждом докторе Джекилле прячется мистер Хайд...
Мы это запомним. А пока займемся своими делами; прилетев на столичную планету Кукубии — Стай, я прошу профсоюз понизить процентную ставку по моему кредиту. Мол, посодействуйте начинающему бизнесмену, времена трудные, то да се. И что вы думаете? Они проводят аудит Zve Limited и решают, что зря вообще одолжили мне денег. И в итоге не понижают, а повышают процент! Нет, я лучше промолчу.
Яковенко: Главная особенность безумного космического мира — тотальное недоверие. Все сделки совершаются лично, так что приходится мотаться по планетам туда-сюда. Понятно, что корабль в таких условиях особенно важен.
Мой выбор — «Локомотис», корабль с большим трюмом на 110 тонн, неплохим топливным баком на 40 тонн и средним 6-кварповым двигателем. Хотелось бы побольше кварпов, конечно! Среди недостатков — всего лишь 5 пассажирских кают и... внешний вид корабля. Описать его просто: консервная банка с паровозной трубой. Вот такое вот чудо космических технологий и венец межзвездного искусства.
Первая планета неаппетитно называется Stye. Заполняю полный трюм важнейшим товаром, основой галактической экономики, заветной мечтой жителей многих миров — тоником для волос. Очень надеюсь, что земноводным на следующей планете он понравится.
Это интересно: кроме разных цен на товары, каждая планета Кукубии имеет свою изюминку. На одной можно улучшить двигатель, на другой дать отпуск экипажу, еще где-то — сходить в казино или принять участие в ток-шоу. Все это влияет на ваши дела. Иногда хорошо. Иногда не очень.
Цены на пассажирские перевозки делаю максимальными: пассажиров будет немного, но и места для них мало. Кроме того, закатываю грандиозную рекламную кампанию.
Итак, от пассажиров прибыль будет невелика, сосредоточусь на грузах: по крайней мере, трюм у меня больше. Это не только преимущество, но и проблема: далеко не на всех планетах найдется достаточно прибыльного товара, чтобы заполнить корабль полностью.
Обычные действия после прилета — найти дешевый товар и лететь туда, где он дорог. Моя экономическая стратегия будет основываться на одновременной торговле несколькими типами вещей, при этом важно найти максимум совокупной прибыли.
Как вырыть яму в космосе
Зверев: Следующие недели проходят в борьбе с налогами, экипажем, требующим зарплату, и попытками (успешными) заработать на загадочных криптунах и лампах, работающих на вулканической лаве. В одном из перелетов мне встречается Квист, гениальный (по его словам) бизнесмен, предлагающий инвестировать десять тысяч в дело, которое скоро принесет десятикратную прибыль. Рискнем.
Отдаю долг профсоюзу, но мистер Зинн пока что тянет с меня соки своими четырьмя процентами. Еженедельный отчет показывает, что у Саши дела получше — он уже почти вышел в ноль, тогда как я копошусь в районе минус пятидесяти тысяч. И как раз в этот момент, во время одного из перелетов, я встречаюсь с Брау, промышленным шпионом. «Всего 20 тысяч — и у ваших конкурентов будут большие проблемы. Я мастер в таких делах», — говорит он. От такого предложения сложно отказаться. И что вы думаете? На следующий ход у одного из компьютерных оппонентов перегреваются трюмы, у другого коммерческие секреты попадают в прессу, и все это убыток. Но меня больше волнует судьба Jekyll Inc. Ага, у него возникают непонятные проблемы с двигателями, и как результат — урон в 40 тысяч кубаров. Нет, конечно, я тут ни при чем...
Верно говорят — не рой другому яму. Не успел я порадоваться шпионской операции, мой экипаж объявил забастовку, пришлось поднять зарплату. А потом Александр отлично заработал на контрабанде, получил наследство. Еще пара недель, и он отдал все долги, а я оказался на последнем месте. Даже компьютеры впереди! Это катастрофа? Надеюсь, нет — до миллиона нам обоим еще далеко.
Яковенко: Приятная новость — путешествующая голова на колесах увеличила мне грузовой трюм. Почти бесплатно! Вот спасибо!
Пока летаю по периферийным планетам, торгую кислородом и кре... кря... криптунами. Дело оказалось прибыльное: деньги понемногу растут, и я вскоре отдал все долги. Наконец-то работаю исключительно на самого себя!
Большой топливный бак позволяет неплохо экономить на горючем: заправляюсь я исключительно на планетах с дешевым топливом. Деньги по большому счету небольшие, но на начальном этапе разница ощущается.
Неприятные новости тоже есть: мои двигатели оказались не такими уж и хорошими. Противники то и дело обгоняют меня, скупая хорошие товары. Особенно обидно, наблюдать за преуспевшим кораблем компании Zve Limited! Приходится покупать дополнительную рекламу, чтобы часть товара попридержали.
В конце этапа мне крупно повезло. На одной из планет все товары раскупили до меня, и пришлось покупать маловыгодные лягушачьи лапки. Проблемы обернулись удачей: случайно встреченный контрабандист поменял груз на дорогие экзотические товары! Конечно, я рисковал перед законом, но все обошлось.
Прибыль легко компенсировала все потери от козней врагов. Диверсант сломал двигатели? Чепуха, их быстро отремонтировали! Золото по-прежнему наполняет карманы — что еще нужно?
Путь к монополии
Зверев: Период первичного накопления капитала позади. Долгов нет, мистер Зинн вместе с кредиторами из профсоюза больше не страшны. Теперь финишная прямая к миллиону кубаров открыта. Да и помогают мне, не могу не признать. Преступный синдикат Хапа Джилос за какие-то 16 тысяч наносит урон фирме Александра в 36 тысяч. Хорошая инвестиция, я считаю.
Следующая интересная покупка — десять акций на бирже Зайла. Они, похоже, сейчас на подъеме, позже продадим с выгодой. Остальное время проходит в постоянных перелетах с планеты на планету, изучении спроса и предложения. Мои трюмы стали родным домом для лунных папоротников, икс-топлива и тоника для мытья волос в вакууме. Таков путь торговца.
А как там дела у конкурирующей фирмы? Хм, неплохо у нее дела, совсем неплохо. Несмотря на мафию, промышленных шпионов и мой быстрый корабль, Александр умудряется быть впереди меня, причем хорошо впереди, тысяч эдак на сто. Как ему это удается? Кроме того, он успел купить пару учреждений на планетах и теперь постоянно снимает прибыль, когда на них приземляется какой-то корабль. Правда, одно из них он купил очень дорого, будем надеяться, что оно не успеет окупиться.
Не удержался и я — приобрел какой-то орбитальный модуль на Зайле. Все это напоминает «монополию» в космосе. Еще из приятного — мне бесплатно улучшили двигатель, назвав это рекламной акцией. Стараюсь использовать преимущество, прилетая на планеты раньше конкурента и скупая выгодные позиции. Иногда получается, но зачастую мне не хватает емкости трюмов, чтобы выкупить все вкусное.
На заметку: Хотя «Газиллионер» — пошаговая стратегия, игрок с более шустрым кораблем порой может сделать два хода подряд. Поэтому быстрый двигатель — это очень важно.
Яковенко: Статистика показывает, что Jekyll Inc. раза в полтора богаче противника. Вот что значит правильная стратегия!
Важно, что я вовремя отказался от перевозки экзотических товаров: как правило, они приносят максимум прибыли, но не в этот раз. Так сложилось, что на рынке переизбыток экзотики, и покупать его никто не хочет. Зверев действовал иначе: покупает и надеется, что спрос все-таки появится. Нет, спрос так просто не появляется...
Обрадовавшись, я решил прикупить недвижимости. Что сегодня на аукционе? Ракетная станция? Бюро по управлению погодой? Что-нибудь непредставимое? Нет, всего лишь банальный бизнес-центр. Удачная ставка — и у меня появилась собственность на планете Тило.
Это важно: время от времени в игре проводятся аукционы, на которых продаются усовершенствования для кораблей или здания на планетах.
Удача улыбнулась и противнику — безо всякого аукциона ему улучшили корабль. Что ж, должно было и ему когда-нибудь повезти! А я пока буду развивать заработанное преимущество.
От экономических забот меня отвлекла собачка Спайк, подобранная прямо в космосе. Такая милая... Конечно, я не брошу ее! Милосердие оказалось ошибкой. Спайк напал на пассажиров, погрыз новые сиденья, порвал проводку и разодрал капитанскую постель. Высадив животное на ближайшем астероиде, полетел подсчитывать убытки. Все не так плохо: удовольствие обошлось мне лишь в 10 тысяч.
Ставки растут
Зверев: Денег стало больше, и в ход пошли складские помещения. Не получается выкупить все самое выгодное? Отправляем часть на склад. Купили дешево, но не получается дорого продать? Тоже пусть на складе полежит до лучших времен. Противник действует аналогично.
Удается наладить постоянный поток пассажиров, и это становится важной частью моей прибыли. Корабль увеличился, могу уже брать на борт 10 существ. У Jekyll Inc. столько народу возить не выходит. Еще из приятного — акции Зайла выросли раза в два, эх, жаль, что маловато купил. Но прибыль будет, это точно. Может, вообще стоило меньше торговать лягушачьими лапками, а больше следить за котировками?
Во время одного из перелетов полностью оценил, что значит вовремя застраховать корабль. Решив как-то продать партию фирменных тостеров с планеты Басс, я наткнулся на злобных галактических экстрасенсов. Они испортили весь груз, расплавили проводку и украли мозги двух членов экипажа. Страховая компания возместила весь ущерб, включая украденные мозги. Никто даже ничего не заметил.
Позже корабль засасывало в звездные вихри, на нас нападали подлые Вики-Ваки, а страховка все покрывала. Не знаю, откуда у здешних страховых фирм столько денег, но они безропотно компенсировали любые потери.
Тем временем дела у конкурента стали похуже. У меня уже 400 тысяч, вот уже 500, а Jekyll Inc. все где-то в районе 200 плетется. А ведь игра идет всего лишь до миллиона. Боюсь загадывать, но, похоже, что космическая фортуна повернулась к нему дюзами.
Яковенко: Все вокруг улучшают двигатели, кроме меня. Проявить инициативу я не могу, а предложений почему-то нет. Продолжаю действовать по привычной стратегии, но все лучшие товары достаются не мне. На центральных планетах мне и вовсе делать нечего — поставщики лишь разводят руками.
Прибыль у меня есть, но все меньше и меньше... Однажды я решил сэкономить на страховке и поплатился не только потерей груза, но и сломанным кораблем. Череда неприятностей съедает деньги, и становится ясно: я отстаю. Неприятнее всего, что сделать можно немного, и приходится обслуживать второстепенные планеты, соглашаясь на небольшую прибыль.
Фондовый рынок приносит новость: вдвое обвалились акции планеты Басс. Сразу же скупаю обесценивавшиеся бумаги, быть может, они еще вырастут в цене! Если это произойдет, прибыль будет огромной, а нет — убытки останутся небольшими.
Финишная кривая
Зверев: Начиная с 500 тысяч у меня получается наладить постоянную торговлю между двумя планетами — Зайлом и Хорком. Если какой-то товар дешево стоит на одной, но не очень дорог на другой, он отправляется на склад. Посещая на планету в следующий раз, я забираю его и продаю уже с прибылью или везу на другую. В итоге летаю туда-сюда, не трачу лишнего времени и быстро зарабатываю. Особенно хорошо идет экзотика и драгоценные камни. Икс-топливо и криптуны тоже радуют. На Зайле у меня еще и орбитальные станции, все-таки лишнюю копеечку приносят.
А вот и моя знакомая мафия пожаловала. Опять предлагают навредить конкурентам. Нет, дорогие мои, хватит. Если карта ляжет плохо и мне выпишут огромный штраф, будет очень неприятно. Особенно сейчас, когда я уже побеждаю. Рисковать нужно в плохой позиции, а не в хорошей.
Вот уже 800 тысяч, 900... Александр тоже подзаработал кубаров, но ему уже не догнать Zve Limited. В очередное посещение Хорка я продаю 273 акции и достигаю заветной цифры с шестью нулями. Встречайте нового кукубийского миллионера!
Яковенко: Проблема в том, что мои операции остались на прежнем уровне, а конкуренты намного нарастили объемы. Те действия, что были прибыльны еще недавно, теперь выглядят просто смешно.
Ставка на акции себя, увы, не оправдала. Прибыль была, но настолько мизерная, что и упоминать стыдно.
На финальном этапе я сосредоточился на незаконных сделках, но это тоже не принесло глобального успеха. Со временем я преодолел отметку в 700 тысяч, надеялся развернуться — но поздно. Зверев заработал заветный миллион.
Сергей Зверев: Что привело к победе? Во-первых, правильный выбор планетолета. Он и сразу был быстрым, а под конец вообще летал с 9-кварповым двигателем и перевозил 12 пассажиров. Далее — я правильно сделал, что рискнул и изрядно насолил противнику с помощью шпиона и мафии. И наконец, удачно организованная торговля в центре системы сказалась, особенно складские операции. А ведь в начале партии казалось, что все совсем плохо...
Александр Яковенко: Достигнув первого успеха, я продолжил действия на той же волне. При этом я не среагировал на ключевое событие — дополнительное улучшение у противника. В общем, моя стратегия оказалась недостаточно гибкой, и изменившиеся условия обеспечили мое отставание.
Бой 2. Heroes of Might and Magic I
Зверев: Какие симпатичные монстры на четверть экрана! Войска, которые можно сразу выкупать, не дожидаясь усилений! Я вырос на HoMM II, и когда впервые увидел его родителя, у меня возникло чувство дежавю. Будто я уже все это видел... Будто я уже во все это сражался...
Яковенко: Каждая новая часть «Героев» приносила что-то новое, но и без потерь не обходилось. У самых первых было непревзойденное обаяние, потускневшее, по моему мнению, во всех продолжениях. Неудивительно, что нам особенно приятно вспомнить именно эту игру.
Эта игровая серия не нуждается в представлениях. Иногда кажется, что без нее мир был бы другим. Однако пик популярности пришелся на вторую и третью части, а первая осталась в тени, и многие игроки ее вообще не видели. А посмотреть стоит: там ведь такие обаятельные дракошки на пол-экрана и феечки в желтых бикини! Да и сама игра мало в чем уступает второй части. Правила чуть проще (например, нет улучшений войск), но стратегия и атмосфера — та самая, родная.
Первые Heroes of Might and Magic с нами так давно, что события того времени вспоминаются с трудом (да-да, мы уже такие старые). Тысяча девятьсот девяносто пятый год! Появилась Windows 95. Группы Garbage и Rammstein выпустили дебютные альбомы.
Мы узнали о Command & Conquer, Jagged Alliance и Warcraft II, а в Лос-Анджелесе состоялась первая игровая выставка E3. В кинотеатрах — да что там, на видеокассетах! — вышли «Крепкий орешек 3», «Храброе сердце», «Джуманджи», «Игрушечная история».
Птенцы людей, птенцы фей
Яковенко: Я смотрюсь в зеркало и удивляюсь. Вижу длинные светлые волосы, приторное лицо, кривую линию губ. Итак, я — рыцарь, владелец замка, человек по имени Хаарт. Группка крестьян жмется у каменных стен в ожидании — они уже почувствовали приближение битв.
Замок расположен на крохотном острове, из интересного — лесопилка и небольшой храм. Путь к древесине перекрыт внушительным войском, а храм охраняют странные существа с арбалетами. Да, не лучшая цель для крестьян.
У меня даже не хватает дерева, чтобы построить лодку и бросить родное гнездо! Выбора нет — на остатки фамильных сокровищ нанимаю двух компаньонов — рыцаря с восточными чертами лица и мага-недоучку, за которым почему-то увязались несколько горгулий. Они-то и усмирят охранников храма.
Все готово для морского путешествия: в гавани стоят две ладьи. Пока я с парой солдат исследую морские окрестности, один из подручных захватывает вторую часть родного острова — это отнимает время, но дает постоянный приток дефицитных бревен. Закончив битвы, помощник получает отпуск, а его войска соединяются с основной командой. Пришло время для путешествия.
Географы родного замка знают лишь общие черты нашего мира: он состоит из большого острова в центре и четырех небольших вокруг. Похоже, владелец центральных земель будет сильнейшим!
Ладья подплывает к земле, и зоркий рыцарский взгляд помогает увидеть врага: он уже давно осваивает центр! Я опоздал... Впрочем, найдется и для меня девственный берег. Высаживаюсь подальше от противника в богатом районе. Сокровища, сокровища! Глаза разбегаются от разбросанных драгоценностей. Чтобы собрать все, приходится даже звать подмогу!
Спустя неделю приходит подкрепление, и объединенные войска захватывают местную деревушку. К сожалению, денег не хватает, и я не могу превратить ее в полноценный замок. Да и враг где-то поблизости.
Зверев: Карта «Четыре угла» — классический вариант для многопользовательской игры. Посередине — большая земля, богатая ресурсами и артефактами. Мы же расположены по уголкам в окружении враждебных сил. Кто первый выберется из своей провинции и начнет экспансию в центре, тому все и достанется.
С трепетом жму кнопку начала хода, ожидая, что же мне достанется. Вот бы колдуна с гидрами взять, эх, люблю колдунов в «Героях». Ой, что это за девочка? Зеленый венок, заостренные ушки... Эльфы, будь они неладны. Ладно, зато у нас потом будут лучники и друиды, два неплохих стрелковых отряда. Начинаем стандартно — второй нанятый герой (а вернее, героиня) отдает часть войск первому, а сам отправляется на разведку.
Это интересно: и отличие от HoMM II, здесь есть только четыре вида героев — рыцарь, колдун, волшебница и варвар. Некромантов и магов еще не изобрели.
Стартовый остров хоть и маленький, но все равно вредный для здоровья. Первые враги — родные феечки, несколько отрядов по шесть крылатых малышек в каждом. Моих фей больше, да и гномы успели поработать топориком. Не люблю гномов — глупые медленные мужики, но для начала мне нужно хоть что-то. Ага, вот и первый вкусный сундучок. Второй спрятан за толпой подозрительных дядек с пиками. Ой, не хочу я сейчас с ними драться...
Так, что делать дальше? Есть два варианта. Один — разобраться у себя дома. Второй — послать местных монстров куда подальше и нацелиться на захват центра. Первый вариант проще, но второй стратегичнее! Есть и хитрый вариант, все-таки второй сундучок тоже должен быть моим. Тратим весь запас дерева на верфь и лодку, сажаем туда вторую героиню и обплываем пикинеров. Вуаля, сундук забран, ловкость рук и никакой эльфийской магии!
Тем временем отстраиваем волшебную башню первого уровня, прочесываем окружающие воды в поисках бревнышек. День, другой, и армия выглядит солиднее. Вот и центральный остров. Гулять тут нужно аккуратно, поэтому вспоминаю секретную эльфийскую тактику под названием «что не съем, то понадкусываю». Оставленные без присмотра сундуки, ресурсы и шахты забираю, слабых бью, к сильным не подхожу. Потом загружаюсь на лодочку, высаживаюсь на другом берегу в центре и снова отплываю, когда прикарманил все, что мог. Ну и жду подкреплений из родной провинции. Очень жду. Ведь противник не дремлет, хотя и ведет себя подозрительно тихо.
Рыцарь-бухгалтер, волшебница-грабитель
Яковенко: Все больше меня занимает один вопрос — как заработать на полноценную армию? Сражаться за центр? Не уверен, что выиграю, да и сокровища там уже собраны. Что там географы говорили про четыре острова... Два из них сейчас пустуют! Оставлю центральный континент сопернику, а сам отправлюсь на незанятые острова.
Второй месяц пребывания в этом мире закончился боями на юге. Теперь я крупный землевладелец: два замка и деревушка, развивать которую опасаюсь. Тем временем другая проблема сама собой не решилась, мне не хватает кристаллов, необходимых для вызова паладинов. Эти воины должны были стать цветом войска, главной ударной силой! Чувствую себя обделенным.
Может быть, компенсировать разницу войсками из новых земель? Нет, не выйдет: слишком мало они пробыли под моей властью. Лучше ликвидирую пробелы в образовании. Пусть наука меча уже освоена, но волшебство рыцарям дается труднее... Приказываю построить магическую башню и провожу в ней несколько дней. Назвать себя чародеем я не могу, но на простейшие фокусы уже способен.
Противник пока не проявляет себя: видимо, осваивает захваченные территории. В тавернах поговаривают, что экономически я сильнее, но дефицит кристаллов способен свести успехи на нет. Решено: пора сражаться за центральные земли! Одновременно отправлю в восточные моря разведчика: чем живет противник?
Зверев: Центральный остров вдоволь снабдил меня вкусностями, и армия уже внушает страх всем крестьянам в округе. Шутка ли — десять небритых великанов с дубинами? А шесть белоснежных единорогов, пусть худощавых, но от этого только более злых? А тринадцать друидов (кстати, не к добру это) слегка бомжеватого вида? Вот с такой армией, не считая присоединившихся воров и нескольких десятков гномов, я приплыл на ничейные земли через месяц.
Теперь мы тут уже разгуляемся, да! Гулять приходится через всех подряд, кроме воров никто не желает присоединяться. Бьем синюшных горгулий, мертвенно-бледных духов, каких-то латников на лошадях, размахивающих двухметровыми полосатыми палочками. Я уже не удивляюсь местной фауне, мне б главное — сундучки потолще да потерь поменьше. Увы, потери накапливаются, а тут еще и неделя чумы.
Есть и приятные новости — наконец-то мы насобирали золотишка да ртути на Красную Башню. Скоро к нам на службу поступят огненные фениксы, а они прямо как драконы! Ну, почти как драконы. Кроме того, и волшебная башня растет как на дрожжах. Другой вопрос, что вернуться туда и выучить заклинания займет время, которого у меня нет. А что там Александр? Не видать Александра. С одной стороны, это хорошо, а с другой...
Визиты невежливости
Яковенко: Снова ступаю на песок центральных земель, готовится к высадке и помощник. Заметно, что здесь уже побывали: все плохо лежащее нашло теплое место в чьем-то кармане. Впрочем, моя цель — шахта с кристаллами. На востоке виднеется мирная деревня, но пока не до нее. Я скачу на север, но следующий день приносит сюрпризы: на найденную деревню нападает волшебница, легко захватывает ее и за день возводит стены замка... Лишь после этого она увидела меня!
Как поступить? Может быть, напасть на нее? Разведчики утверждают, что среди ее войск есть фениксы! В моем замке паладины остаются мечтой... Скорее, противник бросится на меня! Продолжаю путь на север, к шахте. Теперь выбор за Сергеем — рискнет ли он дать главное сражение?
Невероятно! Что за наглость! Зверев захватил мою же ладью и отправился прямиком к моему рыцарскому замку. Там, конечно, есть охрана — новобранцы этой недели, но им не выстоять. У меня останется второй замок, но его еще нужно развить. Рвануть наперерез? Нет, мне не успеть: ладьи движутся слишком быстро. В качестве утешительного приза помощник захватывает только что возведенный замок в центре.
Нельзя отдавать инициативу врагу. Нанесу ответный визит вежливости уже в его родной замок! Чтобы получить преимущество, объединю охрану с основными войсками: домашний замок уже не спасти.
Второй герой с новобранцами счастливо ускользает из-под носа захватчиков, и объединенное войско уже выглядит солидно. В операции примет участие и разведчик: именно его ладья поможет перебраться на остров волшебников.
Это интересно: первые «Герои меча и магии» были преподнесены игрокам как Strategic Quest. Необычный жанр, не так ли?
Похоже, враг не ожидал такой контратаки! Захватив рыцарский замок, он ринулся на защиту собственной столицы. Наверняка в команде есть опытный моряк: лодка несется чуть ли не вдвое быстрее моей! Нет, ему не успеть: я уже высадился на берегу. Дорогу пытаются перекрыть сразу четыре героя, но кавалерия с мечниками попросту втаптывает их в землю... Лишь магические стрелы нашли десяток целей среди моих лучников. Короткая битва, и волшебный замок поменял хозяина.
Под стенами уже высадились основные силы врага. Прибудь они хоть на день раньше, шансов у меня не осталось бы. Ночь перед главной битвой я провожу в башне магов.
Зверев: Во время одного из набегов на главную землю замечаю рыцаря с неизвестным мне опознавательным флагом. Вот и мой враг, где ж он был раньше? Нападать или нет? Я могу и выиграть, но потери будут серьезными, а до дома далеко. Надо бы сыграть как-то изящно...
Рыцарь движется на север, я за ним. По дороге захватываю какую-то деревушку. Теперь надо подумать, что делать. Разведка донесла, что рыцари живут на северо-западе, а вот и кораблик, на котором они приплыли. Движимый природной эльфийской жадностью, я сажусь на него и отплываю в гости к Александру.
Само собой, сопротивление мизерное (ведь главная армия осталась на острове), и человеческая столица переходит под мой контроль. Мы всяко радуемся, уже собираемся вводить налоги на короткие уши, как внезапно приходят плохие новости. Противник каким-то образом раздобыл еще одну лодку и тоже решил навестить меня. Но плывет он не отбирать собственный город, а совсем в другую сторону — на мой родной островок!
Не, это не дело. Срочно отправляюсь домой, одновременно создавая заградительный отряд из новобранцев на своем острове. А вдруг ему не хватит хода? А вдруг я успею раньше?
Несмотря на все ухищрения, попутный ветер, захват маяков и артефактов, моя героиня высаживается у знакомых стен ровно на один ход позже. Я опоздал на один ход!
В замке уже вовсю хозяйничают неотесанные мужланы. Но самое страшное — человеческие колдуны захватили драгоценную магобашню пятого уровня!
Чужой в родном городе
Яковенко: День назад этот замок был для меня чужим, сегодня приходится его защищать. Славно нынче шутит судьба!
В моем распоряжении три десятка лучников, полторы дюжины мечников, тридцать пехотинцев с пиками, семнадцать кавалеристов и полсотни гоблинов. Противник привез двадцать пять эльфов, десяток друидов, тридцать гномов, десять единорогов и четыре феникса. Даже с учетом укреплений перевес в стрельбе у противника. Компенсирую-ка я это неравенство!
Первым же движением волшебница насылает ослепление на кавалеристов. Ничего страшного: обойдемся пока без них. В башне магов я сидел не зря: суровым мечникам предстоит первый в жизни полет. Нельзя сказать, что они были добровольцами, но кто же их спросит...
Эльфийские стрелки и моргнуть не успели, как из дрожащего воздуха на них опустились мечи! В ответ фениксы кинулись на лучников-людей, и из трех десятков два стали историей.
Следующий ход позволил отправить в полет и пехотинцев: друидов осталось лишь четыре. Противник не остался в долгу: столько же лучников осталось после атаки фениксов, а гоблины полегли все. Мечники почти погибли, но успели добить эльфов...
Пехотинцы, расправившись с друидами, ввязались в бой с гномами и единорогами. Туда же полетели и фениксы... Потери оказались велики с обеих сторон, и в этот момент я призвал благословение на головы кавалеристов. Весь бой они простояли в резерве и теперь во всю мощь ударили по фениксам. Чтобы не погибли ценные войска, оставшиеся мечники отвлекали опасных «птиц», а кавалеристы методично добивали. Спустя несколько минут все было кончено.
Зверев: У меня не остается вариантов, как забирать город обратно. Это неприятно. Во-первых, врага будут защищать мои стены и лучники на башнях. Во-вторых, магия. А ведь на пятом уровне вроде был боевой телепорт...
Входим сквозь белокаменные ворота. На стенах мечники, лучники, кавалерия. Больше, чем я рассчитывал. Будем расстреливать, будем ослеплять, ведь моя сила в бойцах разящих с расстояния, а фениксов пока что маловато.
Я кидаю на кавалеристов слепоту, чтобы исключить их из боя. В это же время фениксы подлетают к лучникам, и приличная их часть превращается в жаркое. А вот дальше произошло то, чего я опасался, — десятки суровых, закованных в броню воинов возникают прямо перед моими друидами и стрелками, минуя полянку перед замком стены. Телепортация! Они наносят кошмарный урон в ближнем бою, а через пару ходов кончается мана, чтобы дальше слепить кавалерию. Погиб эльфийский город, люди празднуют окончательную победу. Вот что значит отдавать в руки врага мощные заклятия! Вот что значит гоняться за двумя столицами сразу!
Сергей Зверев: Все было замечательно до той поры, пока я не стал наглеть. Следовало вернуться домой заранее, выучить магию и дать противнику решающий бой где-то на нейтральной территории. Хотелось успеть все, но как часто бывает — такой игрок садится между двумя стульями.
Александр Яковенко: Конечно, в финале мне повезло. Конечно, Сергей развивался лучше. В то же время неправильно благодарить лишь фортуну, для удачи были подготовлены условия.
Во-первых, у меня в восточных морях «на всякий случай» болталась ладья — я знал, что она нужна, но не понимал до финального этапа, для чего именно. Просто предусмотрительность. Во-вторых, последняя гонка на лодках была просчитана заранее, противник не мог успеть. В-третьих, я целенаправленно прививал рыцарю качества мага, что в конце концов определило результат боя.
Бой 3. Genesia
Зверев: Genesia всегда нравилась мне своей атмосферой. Маленькие домики, маленькие жители, деревья, холмики. Все такое игрушечное и милое. На складе аккуратно сложены разнообразные товары, в каждом здании звучит своя музыка. Неужели скоро сюда придут враги, чтобы жечь и крушить? Не позволим!
Яковенко: Говорите, я военачальник? Ха! Когда подопечные поступают под мое командование, они не знают, где находятся, не знают, кто такие, и не знают даже, что означает слово «знают». Я буду руководить посевной кампанией и уборочной, следить за топливом и за продуктами. Если понадобится, я буду подтирать носы простуженным жителям! В общем, я буду вездесущим — а для этого придется побегать!
Genesia — одна из первых военно-экономических стратегий. По влиянию на современные компьютерные игры она сравнима с первой «Цивилизацией»: революционных идей в них примерно поровну.
Игровое поле состоит из квадратных секторов, каждый из которых может стать целой деревней. Начинаем мы в одном из таких секторов. Цель игры — с нуля построить человеческое поселение.
Каждой деревне приписано несколько жителей. Каждому из них необходимо указать занятие: фермер, солдат, строитель, ученый, кузнец, лесоруб... Именно выбор профессий и определяет развитие деревни. Впрочем, на этом миссия игрока не заканчивается: дел у нас по горло.
Во-первых, организовываем строительство общественных зданий: мастерской, казарм, церкви и других. Во-вторых, определяем развитие науки и задачи для мастеров. В-третьих, лично командуем войсками. В Genesia даже есть возможность «культурной победы»: для нее нужно найти на карте особые магические кристаллы. Кроме того, следует учитывать времена года, здесь они вовсе не для красоты.
В общем, мы полностью организовываем жизнь небольшого поселения — от обеспечения пищей и водой до защиты границ и организации первых полетов. При этом Genesia больше чем обычная пошаговая стратегия; дело в том, что ход жестко ограничен по времени, и с определенного момента на все подряд попросту не хватает времени.
Весенние старты
Зверев: За работу, мои трудолюбивые поселенцы! Чтобы обосноваться на новом месте, перво-наперво нужны ресурсы. Ага, бурильная установка вон на том холмике будет весьма кстати! Сказано — сделано, один из четырех поселенцев отправляется на строительство. Остальным прямая дорога на лесоповал. Пара колодцев не даст помереть от жажды, а еды пока что хватит.
Что будем делать дальше? Расстояние между мной и Александром приличное, будем планировать спокойное развитие с упором на науку. А когда обычные крестьяне превратятся в ученых, когда им откроются секреты пороха и чугунного литья, вот тогда и познакомимся с неприятелем поближе.
Пальмы и сосны превращаются в дрова, а холмы — в камни и металл. Еще пара ходов, и появляется склад, где будет храниться все нажитое добро. Я строю его подальше от границы с соседней клеткой, чтоб не пострадал в первые дни войны.
Прошел год. Весна — время сбора налогов, игра советует их поднять. Но я не буду этого делать. Во-первых, пока нет казарм — а без них это невозможно. Во-вторых, деньги особо не нужны, пусть лучше люди довольны будут. Склад постепенно заполняется — и вот уже самое время подумать о пище духовной. Раз, два — вот у нас и церковь! Да не пустая, а с двумя монахами. Откуда они пришли, не знаю, но уже предлагают пожертвовать немножко денег. Даю им 500 золотых, и мораль всех жителей взлетает до упора. Что ж, монахи недаром кушают свой хлеб, я доволен.
Кстати, о хлебе. Два жителя устроены на постоянную работу по кормежке остальных. Еда — это архиважно! Если ее много, придут новые поселенцы. Если мало, собственные начнут бастовать. Я стараюсь, чтобы было побольше. Один работник строит новые дома, другой заполняет закрома пшеницей. Ну как тут не придти ко мне в поселок? И приходят.
Следующий пункт плана — мастерская. Хоть название и скромное, по сути дела это самое главное здание в игре. Назначив одного человека ученым, я получаю доступ ко всем веткам развития. С чего начать? Один из вариантов — как можно быстрее исследовать тележку и продавать излишки металла или камня торговцу. Но я решаю не спешить с этим, а сперва изучить удобрения, чтобы съедобных ресурсов стало больше.
Для начала ученому придется открыть науку, потом химию, а потом уже будем удобрять. Открыть науку... Глобальный тут подход к исследованиям, ничего не скажешь. Когда поселение заметает снегом, мастерская становится популярным местом, ведь что еще делать долгими зимними вечерами? На полях не поработаешь, деревья рубить руки мерзнут. Поэтому вся деревня собирается у пробирок, горелок, кульмана и изобретает, изобретает, пока ход не кончится. Чего мы только не изобрели! И металл, и дерево, и ремесла, и даже колесо. Мои ученые гениальны! Потом приходит весна, противно квакают лягушки, и народ уныло расходится по полям, лесам и стройкам. Вот так и живем.
Яковенко: Четыре человека в армии — маловато, будем честны. Учтите, наша мини-цивилизация обеспечивает себя сама: мы собираем еду, изучаем новое оружие, строим его и воюем. Нет никаких рабов-крестьян, обреченно и монотонно собирающих хлеб! Чтобы не жить впроголодь, приходится жертвовать, например, наукой.
Первым делом мы строим бурильную установку, что снабдит нас камнем и железом. Далее на очереди колодец и склад. Зачем нам склад? Чтобы хранить еду! Социальная политика для нас на первом месте, и половина небольшого населения отправляется на поля. Вообще-то, для сытой жизни с лихвой хватило бы и одного хлебороба, но большие запасы еды служат хорошей рекламой: они будут привлекать к нам переселенцев. Ребята, приезжайте, у нас сто-о-олько еды!
На заметку: для получения урожая необходимо работать на полях два времени года назад. Весенние хлопоты сами по себе дают немного — но они необходимы для успешного аграрного лета. Логично, сначала сеем пшеницу, затем ее собираем. Учтите, зимой на полях делать нечего!
Следующее здание — мастерская. В небольшом доме найдется место и кузнецам, и ученым, так что экономия налицо. Научное развитие также подчинено принципу «все для людей»: первым делом изобретаем удобрения. Затем мы стремимся к лучникам, ведь это позволит при нападении быстро мобилизовать население. Мы же пока не будем строить воинственных планов.
Будем строить новые здания! Новые жители должны где-то завести хозяйство, и каменные строения возникают один за другим. Растет и население: вот уже у нас десяток жителей. Появляются первые дети.
Поинтересуемся, кто чем живет? Тут поселился сорокалетний фермер. А вот женщина, семьдесят лет, лесоруб. Почему-то у нее плохое настроение... Мужик, тридцать пять лет, изобретатель. Девушка-красавица, девятнадцать лет, строитель. Вот еще изобретатель, тридцатилетняя женщина. До сих пор простужена после холодной зимы? Ничего-ничего, это не смертельно.
Кстати, о смертельном. Среди прочих зданий мы создаем казарму. Местный военком останется пока без дела, армия остается для меня роскошью, но в случае войны он явно пригодится.
Щедрое лето
Зверев: Люди прибывают, науки изучаются, урожай собирается. Казалось бы, жить да добра наживать? Увы. Нет мне покоя. Улучив пару секунд, заглядываю на участок Александра. А там что, вы думаете, построено? Казармы! А для чего нужны казармы? Для выпуска войск! А для чего нужны... В общем, вы поняли. Придется ускорить исследования в области взрывчатки и литья. Я не буду шутить, а сразу сделаю упор на пушки. Да. Все будет серьезно. Да.
Все больше нас, все больше еды, камня, металла, дерева. А противник и в ус не дует, знай — строится себе, развивается. А у меня пушка исследовалась. А у меня пушка построилась! Это было легко, нужно было просто превратить всех ученых в кузнецов-литейщиков. Хорошо, когда каждый житель на все руки мастер! И тут настало время призадуматься — как, собственно, воевать будем? Если тащить пушки через все эти лужи да буреломы, жизни не хватит. Причем не игровых персонажей, а моей собственной. Нужны дороги, подсказывают сельские инженеры. Значит, сперва придется захватить соседнюю территорию... Захватим, мы такие. Прошла зима, настало лето, и вот уже бежит к нейтральному флагу мой первый воин. Цап-царап — одной оранжевой клеткой на карте стало больше.
И пошло-поехало. Деревья валим бомбами, на их место укладываем дороги. Одна пойдет прямо от мастерской, чтобы везти пушки. Вторая — от казарм. Надо бы построить еще одну мастерскую на случай нападения, но, думаю, успеется.
А тем временем моя деревня переживает настоящий бэби-бум! Откормившись на вкусных продуктах с удобрениями, послушав проповеди в местном храме по 500 золотых за штуку, да хорошенько поработав на лесоповале, народ прирастает по два, а то и по три в сезон. Замечательно, у нас для всех работа найдется. Учитывая, что у меня уже много пушек, решаю прикрыть их лучниками. Если у Яковенко будут воздушные шары, я смогу их сбить, а пушки расправятся с его пехотой. Поэтому всему лишнему народу выдается арбалет — и вперед за орденами! Однако у противника тоже был замечен лучник, причем шел он как-то странно, огородами. Вспоминая наш бой по «Обитаемому Острову», когда у меня в тылу неожиданно возникли диверсанты, решаю подстраховаться. Вокруг родного флага возводятся... Что вы думаете? Стены, здания, казармы? Да нет — обычные колодцы! Пехотинец не сможет снести колодец, а значит, не сможет захватить флаг. Какая никакая, а профилактика. Правда, из-за большого числа колодцев может высохнуть земля. Но что поделать — нам сейчас не до экологических проблем, ведь армия уже на подходе к вражеским землям. Сейчас будет жарко.
Яковенко: Жизнь в нашем мире трудна, и настроение многих работников упало. Это проблема решаемая — спустя пару месяцев в центре поселения вырастает церковь. Бесплатным дополнением к зданию стали два служителя, хмуро глядящих на посетителя. Подивившись цветному витражу (откуда они взяли стекло?), начинаю разговор. Главный священник настроен по-деловому:
— Сколько?
— Двести.
— Хватит. Боги наградят тебя.
Не иначе, у него прямая связь с высшими силами! Впрочем, это уже не мои проблемы.
Один из жителей все-таки не оценил усилий и отправился куда-то далеко. Другой и вовсе скончался от старости... К счастью, реклама приносит плоды, и на место каждого из них приходят двое новых.
Еды на складе вдоволь, и я уделяю основное внимание ученым. Следующий шедевр научной мысли — тележка! Рядом со складом возникает магазин, в котором ничего не продается. Зачем же здесь это здание, спрашиваю я владельца. Он говорит, что готов покупать что угодно. А, так это антимагазин! Превосходно!
Господин владелец магазина, не хотите купить тонну камня? Согласны? Прекрасно! А как насчет железной руды? Чудесно! Что же еще вам предложить... А! Не интересует ли свежая вода, только что из колодца? Интересует?! Отлично!
Удачные сделки позволили подправить финансовое положение — перспектива войны теперь не кажется такой грустной. Быстрый взгляд в направлении противника показывает: он готовится к войне. О наступлении речь пока не идет, но и пушки Сергей создает явно не для коллекции.
Что же делать? Вспоминаю, что нас на карте вовсе не двое — где-то недалеко развивается игрок с искусственным интеллектом. Не желаете заключить союз, господин Компьютер? Нет? Жаль.
Все свободное население срочно становится учеными: нужно срочно изобрести пушку! Страшно думать о том, что там выдумают бывшие строители и лесорубы, но выбора нет. Кроме того, я строю две новых казармы вплотную к границам — это проще и дешевле, чем вести дороги. Наконец, я возвожу и новые склады, чтобы разрушение одного из них не повлияло на нормальную жизнь.
В довершение всего приказываю выбрать среди населения. Новобранец получил оружие и... спрятался за высоким зданием. Не забывайте, у противника не будет времени на детальную разведку, и, надеюсь, воина попросту не заметят!
Оценим положение. Так случилось, что важнейшие здания — склад, мастерская, магазин — оказались почти на границе. На первый взгляд, это безумие, но я сознательно так все устроил. Разумный риск. Причин у странного решения несколько. Во-первых, из-за сложного рельефа свободного места не так уж и много. Во-вторых, не забывайте: времени на приказы будет немного, и я сэкономлю себе несколько секунд на другие полезные дела.
Осенние ожидания
Зверев: Артиллеристы с лучниками бодро пробрались сквозь заросли на нейтральной территории, простучали башмаками и лафетами по свежим каменным дорогам — и вот уже перед нами белые стены чужих казарм. Ничто не предвещало проблем, но я недооценил коварство неприятеля, сильно недооценил. Когда до открытия огня прямой наводкой оставались один-два хода, на меня неожиданно напал компьютерный игрок. Его солдаты выскочили из леса, и давай мутузить моих стрелков! Александр заключил с ним договор, не иначе. Эх, зря я не подумал о такой возможности, ну да ладно. Стараюсь прорваться пушками к его деревне. Прорываюсь. Выстрел! Сторожевая башня превращается в головешки, потом какое-то дерево, потом мастерская! Но тут откуда-то выруливают его собственные пушки, и после скоротечного размена моей артиллерии приходит конец. Как неловко получилось! Остатки пехоты тоже гибнут — у Александра, оказывается, целая армия стрелков. Такое ощущение, что все его жители стали под ружье.
На заметку: военная система реализована по принципу «камень-ножницы-бумага». Пушки убивают пехоту, воздушные шары убивают пушки, а лучник может запросто сбить воздушный шар. Кроме того, именно пехота может захватить чужую землю.
А между тем количество людей в моей деревне не особо увеличивается. Занявшись войной, я не смог уделить много времени мирному строительству. Все сразу тут просто не успеть, ведь длина хода ограничена. Пока воевал, выискивая среди этих чертовых пальм свою артиллерию, люди жили как хотели. На втором захваченном мной кусочке вообще какое-то самоуправление. Там уже домики строятся, пшеничное поле даже есть. Весело.
После поражения в пушечной баталии я призадумался. Проблема в том, что вести войска тяжело, даже если есть дороги. Надо, наверное, укреплять второй «стихийный» поселок, а там видно будет.
Яковенко: О войне известно давно, война началась неожиданно. К моему удивлению, Сергей не стал подтягивать все войска, а пошел на меня половиной армии.
Одновременно на горизонте показались синие флаги третьего участника: похоже, он не собирается быть простым свидетелем. Как насчет альянса теперь? Прекрасно! Вместе мы его победим!
Мое главное преимущество перед Сергеем в том, что войска строятся прямо на месте. Армия Зверева, прокатившись по новопостроенной дороге, застревает в болотах, а первая моя пушка сразу же вступила в бой.
Столкновение принесло потери обеим сторонам. Пришлось забрать в армию несколько кузнецов из мастерской... Зверев тоже вел подкрепления, но они явно опаздывали. Кажется, он попросту не успевает раздать приказы всем отрядам! Не разочаровал и союзник: он без промедления ударил пехотой по лучникам Сергея. Результат был предсказуем. Спасибо!
Бой выигран, но что дальше? Большая армия уже не позволит развиваться экономически. Выбора нет — идем в ответную атаку. Сергей также понимает, что к чему: боюсь, он разберет дорогу между нами. Нужно захватить контроль над тем сектором! Один из лучников не стал сражаться с опоздавшими подкреплениями, а получил особый приказ.
Зима человеческих отношений
Зверев: Что делает хороший командующий, отбив атаку? Верно — он идет в контратаку, чтобы воспользоваться ситуацией. Мой противник так и поступил, но обидно было не это — а то, что я проворонил флаг во второй деревне. За один ход все домики и поля перешли под контроль Александра. Ну да ладно, домики, пусть он их разрушит. Ладно, угнанные в рабство люди. У меня они тоже полжизни на лесоповале проводили. Но дороги! По этим дорогам он же придет ко мне домой!
Мне совсем немного осталось до изобретения воздушного шара. Уже и ткацкий станок изобрел, и горелку, и телескоп (они на войну собираются или в планетарий?). Но, как известно, чуть-чуть не считается. Воздушному шару не суждено было взлететь, потому как в один прекрасный весенний день мастерская взлетела на воздух. Самое плохое в том, что мне негде было производить пушки, а вражеские войска все шли и шли. Конечно, я заложил новую мастерскую, но время было потеряно. Пара моих отрядов была уничтожена в размене, а когда появились новые, было уже поздно. Погибли мои маленькие жители, моя маленькая деревня, все погибло. Ну что ж. Мы еще встретимся, пан Яковенко. В другом мире и в другое время.
Яковенко: Численное преимущество у меня, остается только его реализовать. Первым делом я разрабатываю оптимальный маршрут. Далее войска по дорогам (как новым, так и трофейным) подходят к городу Сергея. Лучники разбираются с пехотой, пушки — с пушками... Не забываем и о зданиях, главное — военные объекты.
Все видят, я не хотел войны. И я, и жители поселка стремились к мирному развитию и торжеству науки, но этому не суждено было произойти. Что ж, мы были готовы.
Сергей Зверев: Когда мой «раш» не удался, все еще было терпимо, даже несмотря на союз противника с компьютером. Но увлеченность исследованиями и пренебрежение второй деревней оказались фатальными. Стоило рассчитывать на более планомерное выдавливание и захват территорий. Да и построенные дороги очень не вовремя попали под контроль Александра.
Александр Яковенко: Думаю, Сергей поспешил с атакой — или, наоборот, опоздал. Как раз к этому моменту у меня возникли пушки, и отбить нападение было несложно. Ставка на экономическое развитие себя оправдала, ведь в Genesia можно мгновенно переключиться на военные цели.
ФИНАЛЬНЫЙ СЧЕТ | |
2 | 1 |
ПОБЕДА АЛЕКСАНДРА ЯКОВЕНКО |