В 2006 году компания Stardock Corporation выпустила прекрасную космическую стратегию — Galactic Civilizations II. Игра собрала немало наград, обросла дополнениями, да и сейчас радует любителей космических баталий. Лишь одна туманность омрачала яркий свет успеха: отсутствовал мультиплеер.
Плач и стоны ценителей жанра были услышаны. В 2008 году появился плод совместных усилий Stardock и Ironclad Games под названием Sins of a Solar Empire. «Грехи Солнечной империи» в русском переводе стали «Закатом», но суть от этого не изменилась — перед нами сражения в космосе между людьми. Важно другое: пошаговый режим сменился на бои в реальном времени.
Так вышло, что игра объединила в себе разнородные идеи: в «Грехах» угадываются Master of Orion, VGA Planets, Stars!, Star Wars: Empire at War, Supreme Commander...
Александр Яковенко
Программист, журналист. Предпочтения не зависят от жанра: в играх важны новые принципы и необычные решения. До сих пор хранит память о первой «Цивилизации», где за простыми правилами скрыты сложные закономерности, справедливые не только в виртуальной реальности.
Год рождения: 1981
Образование: системное программирование
Игровой стаж: 20 лет
Коротко об игре
«Закат Солнечной империи» сумел внести новые нотки в стабильный жанр стратегий в реальном времени. Порадовало, что необходимость микроконтроля сведена к минимуму — корабли движутся медленно, а приказы необходимо продумывать загодя. Приятно, когда на результат влияет тонкий расчет, а не реакция!
Гигантские расстояния привели и к другому следствию, на сей раз субъективному. Действие в «Закате» влечет меньше эмоций, а гибель флота вызывает не больше чувств, чем потеря фигуры в шахматах. Это не плохо и не хорошо — просто так сложилось.
Еще одна важная особенность — длительные бои. Даже короткая дуэль длится немало, а длинные сражения могут длиться и пять, и шесть часов... Подобное соперничество обладает преимуществами, но нельзя не заметить: обе популярнейшие стратегии наших дней, Command and Conquer 3 и World in Conflict, измеряют длительность партий в минутах.
Александр Яковенко
Сергей Зверев
Переводчик, преподаватель, журналист. Играет во все, что видит. Особенно любит пошаговые стратегии, ролевые и карточные игры. Взращен на X-Com и Icewind Dale II. По собственному признанию, азарт и эмоциональность иногда приводят его к печальным последствиям, а временами, наоборот, помогают.
Год рождения: 1975
Образование: иностранные языки
Игровой стаж: 21 год
Коротко об игре
В моей игровой юности я обожал серию Master of Orion, но это были «пошаговки». А тут — реальное время, хотя при первом взгляде на игру похоже, что из нее просто убрали кнопку «End Turn». Все остальное очень напоминает старые космические стратегии. Различные расы, военные и гражданские технологии, постройка флота, экономика... Нападать или защищаться? Какая раса сильнее на той или иной карте? Что развивать в первую очередь? Вариантов множество. И это хорошо!
Сергей Зверев
«Закат Солнечной империи» стал необычным гибридом RTS и пошаговых стратегий, поэтому мы кратко изложим основные принципы игры.
Звездная система состоит из планет, астероидов и прочих объектов, соединенных тоннелями. Межпланетное движение возможно только по этим тоннелям (если не учитывать несколько исключений). Действие происходит в режиме реального времени, но в масштабе звездной системы логика соответствует пошаговым космическим стратегиям.
Основная денежная единица — кредиты. Для любого строительства нужны и другие ресурсы — металл и кристаллы, которые следует добывать на орбите или покупать на черном рынке. Доступно два основных источника дохода: налоги с жителей и прибыль от торговых сооружений.
Население планет занимается исключительно поддержкой космических объектов, все развитие происходит на спутниках. Именно там возводят новые корабли, изучают технологии, добывают руду и торгуют.
Одно из важнейших ограничений — суммарное число объектов на орбите. Масштабное производство обречено быть распределенным, а сконцентрированное экономическое ядро попросту невозможно.
Классическое дерево наук в «Закате Солнечной империи» отсутствует, вместо этого есть набор «научных кустиков». В некоторых случаях можно изучить технологию высокого уровня, проигнорировав все остальные! Быстрое появление изобретений ограничено количеством лабораторий: для простейших улучшений нужна одна, а для важнейших — восемь. Для мирного развития требуются гражданские лаборатории, для армейских исследований — военные.
Все боевые корабли разделены на два типа: крупные и обычные. Крупные отряды (часто — линкоры) фактически заменяют героев из наземных RTS: они набирают опыт и получают дополнительные способности. Обычные суда (фрегаты и крейсеры) берут числом, при этом внимательный взгляд обнаруживает за странными названиями знакомые шаблоны: «разведчик», «пехота», «артиллерия», «авиация», «зенитка», «ремонтник», «колонист».
Предусмотрен и вариант мирной экспансии — культурной. Специальные сооружения позволяют «экспортировать» влияние на соседние планеты, изменяя уровень их лояльности. Высокая лояльность означает хорошие налоги, низкая заканчивается потерей колонии.
Бой 1. Люди против нелюдей
Начальные условия | |
Карта | Сайносский разлом |
Количество планет | 12 |
Условия | Пираты отсутствуют |
Александр Яковенко | TEC (ТВК) |
Сергей Зверев | Advent (Идущие) |
— У нас еще нет общепринятого самоназвания. Большинство пользуется термином «метагом», так сказать, «за-человек». Кое-кто называет себя «мизитом». Я предпочитаю называть нас люденами. Во-первых, это перекликается с русским словом «люди»; во-вторых, одним из первых люденов был Павел Люденов, это наш Адам. Кроме того, существует полушутливый термин: «хомо луденс»...
— «Человек играющий»...
— Да. «Человек играющий». И есть еще антишутка: «люден» — анаграмма слова «нелюдь». Тоже кто-то пошутил...
А. и Б. Стругацкие, «Волны гасят ветер»
Зверев: Когда-то давным-давно на одной из планет в галактике Млечный Путь зародилась разумная жизнь. Пролетели десятки тысяч лет. Любознательные существа покинули свою колыбель и устремились в космос. Некоторые историки полагают, что их гнал экономический кризис, что колонизация множества миров и открытие новых галактик описываются парочкой уравнений, которые до сих пор вбивают в головы простачков. Но мы, Идущие, знаем правду! Они были движимы страстью, страстью познания. Этим вечным огнем в груди, вечно свербящими мыслями, вечными вопросами — «Что там?», «Что будет, если?..», «А смогу ли я?», «Посмею ли я?»
Когда в заселенных мирах наступило изобилие, большинство стало сытым и самодовольным. Люди уже не искали, не спрашивали. Такими были многие, но не все. Исключением стал Орден Идущих — объединение пытливых и дерзких умов человечества. Мы использовали новейшие технические достижения для саморазвития. В ход шло все — мозговые имплантаты, воздействие излучениями на развивающийся плод, галлюциногены, позволяющие лучше узнать свой внутренний мир. В итоге мы стали видеть глубже, чувствовать острее. Мы предвидели события и осознавали свое родство с вселенной и друг с другом. Мы хотели, чтобы все присоединились к Единству, к экстазу телепатической любви. И тут пришли они, чванливые торговцы, стремившиеся контролировать все и вся, но не способные понять наш небольшой мир. Ими двигал страх, но за их спинами стояла вся мощь имперского флота. Мы были изгнаны на окраины Вселенной...
Прошло время — и мы вернулись, чтобы заплатить по счетам и спасти тех, кто еще мог видеть и понимать. А остальные... должны быть уничтожены.
Яковенко: Тысяча лет мира! Столько усилий было положено, чтобы остановить войны, избавиться от насилия, научиться жить собственным трудом... Мы избавились от убийств, верили в науку и бесконечные возможности космоса. Что это, если не золотой век цивилизации? Человечество упрекают, что верховной властью стали деньги, — но неужели оружие и кровь лучше?! Мы превратили торговлю в искусство и стремились к равным условиям для всех.
Все надежды в прошлом. Земной блеск стал прахом, а жизнь — кошмаром. Десятилетие войны перечеркнуло многовековой мир, и теперь враги ждут от нас агрессии! Мы вынуждены идти вперед, чтобы не оказаться позади.
Эпизоды этой войны внушают ужас: наш флот нападает на беззащитные планеты, сбрасывает бомбы на мирные города... Может быть, это проявление маниакальной жестокости человека? Но если этого не делать, те же планеты строят огромные линкоры, а «мирные» жители становятся капитанами, пилотами, наводчиками. Есть ли у нас выбор?
Две Земли, два дома
Зверев: Сражение, о котором пойдет речь, занесено в банки данных под названием Сайносский разлом. Не знаю, какой пустобрех дал ему такое имя и что там разломали, да это и не важно. Гораздо интереснее порыться в памяти и вспомнить самому, как оно было, — ведь мы ничего не забываем... Вся эта история началась, когда я начинал службу во флоте Единства в стародавние времена. Одно из моих первых испытаний и одно из наших первых столкновений с Торговой военной коалицией, или, если по-простому, — ТВК. Звучит как название детали для космического мусоросборщика, не правда ли? У них все так — функционально и без души.
Задание было простым и четким — колонизировать планетную систему звезды Синос и создать там территорию Единства. Враги были где-то поблизости. Мы знали это, но не знали, где именно. Тем интереснее, думалось мне, уже Идущему, но еще сопляку. Тем более заманчивым ощущалось будущее.
Кальдера... Наша первая колония, наш форпост в пяти парсеках от Синоса. Эх, глубокие моря и озера Кальдеры! Ах, ее зеленые равнины, раскинувшиеся на сотни миль... Ох, золотоглазые сестры Ордена с синими кудрями до самой кобуры бластера... Так, об чем это я? Ах, да — о войне. Проклятая война, проклятая ТВК...
Кальдере были нужны ресурсы, разведка и защита. На ближайших астероидах возводились экстракторы металла и кристаллов, из орбитальных доков вылетели первые Искатели, и, что самое главное, — был построен флагманский корабль, гордость и опора наших сил. Из всех вариантов мы выбрали носитель класса «Предтеча» за его особые способности. Нет, нет — из него ничего не вытекало! Несмотря на название, герметизация там отличная. «Предтеча» может наносить урон многим целям одновременно благодаря навыку «Злоба», а специально обученные сестры Единства ускоряют восстановление энергощитов всех дружественных сил в округе. Живучий, большой и красивый звездолет. Кристаллов, которые мы привезли с собой, не хватало на все, и пришлось купить пару сотен тонн у залетных контрабандистов. Дорого, но необходимо для быстрого развития.
Командование решает развиваться в сторону центра звездной системы, чтобы опередить противника. Ближайшая планета оказывается огромным куском льда, пока что непригодным для обитания. Да и кто захочет там жить после бархатного климата Кальдеры? Придется объяснить братьям и сестрам, что там тоже хорошо. Очень хорошо... В университете на спецкурсе «Влияние» этому учат. Мы прочтем им «Арктическую проповедь». А пока делать там нечего, и флагман возвращается домой.
Искатель облетает звезду и натыкается на еще одну планету. Она очень напоминает Кальдору, просто не планета, а загляденье. Одно плохо — на орбите кружатся станции с опознавательными знаками ТВК, наших заклятых врагов. Новость не пугает, а наоборот — делает сильнее. Ученые Единства начинают работать на войну, все ликуют и представляют, как лазерные пушки разрезают мерзкие корабли и лаборатории торговцев.
Яковенко: Опыт показывает, что при долгом развитии земляне чаще всего уступают мутантам. Вывод очевиден — необходимо нападать, как только появится возможность. Карта предоставляет идеальные условия для раннего штурма, ведь до противника всего два межпланетных «прыжка». Ситуация будто шепчет на ухо: атакуй, атакуй немедленно!
Несколько секунд длится внутренняя борьба. В результате тихий голос эмоций преодолевает команды бесстрастного разума, и я отказываюсь от первоначального плана. Да, действительно, скорое начало войны дает неплохие шансы на общий успех, но такая победа не принесла бы мне радости. Кроме того, Зверев наверняка ждет от меня чего-то подобного и готовит надежную оборону... Удивлю-ка я Сергея! Попробую реализовать другое преимущество Торговой военной коалиции — экономическое.
Сформулируем задачу: возможно ли в таких условиях мирное развитие? Минус очевиден — экспансия ограничена небольшим числом планет, и короткие торговые маршруты не принесут большой выручки. У компактного развития есть и достоинства: небольшую империю легко защитит один флот, а уровень лояльности будет стабильно высок. Решено!
Первые полминуты развития подчинены четкому шаблону. Мы покупаем сотню кристаллов на черном рынке, пока не выросли цены, вкладываем средства в добычу ресурсов, начинаем разведку.
На заметку: разведчики способны исследовать новые планеты в автоматическом режиме, режим свободного поиска включается правой кнопкой мыши.
Собственно, лишь после этого начинается свобода выбора и, как следствие, воплощение плана. Конечно, без трудностей не обошлось. Если бы за моими действиями наблюдал любитель стратегий, слабо знакомый с «Закатом Солнечной империи», то ему бы пришлось немало удивляться. Дебютные действия показались бы ему не просто странными, а парадоксальными и безумными!
Судите сами. Мы говорили о мирном развитии? Одно из первых орбитальных зданий — завод для крупных военных кораблей! Впрочем, это несоответствие объяснить легко: первый большой корабль создается бесплатно и потому незаменим при борьбе с нейтральными космическими путешественниками.
Чем дальше, тем больше странного. Каким же будет наш флагман, пионер флота, главная ударная сила? Из пяти доступных вариантов я выбираю линейный крейсер класса «Дунов», описанный в помощи как «вспомогательный». Еще нет никакого флота, кому же он должен «помогать»?!
У моего выбора несколько причин. Во-первых, сразу я нападать не собираюсь, а два «Дунова» в перспективе смогут поддерживать друг друга. Во-вторых, оружейная мощь этого линейного крейсера не намного отстает от аналогов. В-третьих, у него есть приятное спецумение — электромагнитный удар, быстро ослабляющий защиту врага. Сам по себе «Дунов» не впечатляет, но во главе армии фрегатов выглядит достойно.
Пришло время вспомнить о науке. Без ученых нам не обойтись: чтобы начать торговлю, необходимо изобрести орбитальные базы. Может быть, это и станет нашей первой целью исследований? Нет, первым изобретением становится ремонтная платформа для боевых кораблей!
Зачем готовиться к ремонту, ведь мы не собираемся атаковать? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо мысленно поставить себя на место противника. На первый взгляд, мутанты не должны нападать, ведь время их преимущества еще не пришло. С другой стороны, Зверев ждет моего нападения — а значит, скопил неплохой флот. Рано или поздно ему придет в голову мысль: а почему столь недешевая армия стоит без дела? Словом, незваные гости у меня будут гарантированно.
Космические прорабы
Зверев: Для войны понадобится много сил, и не только психических, а и вполне грубо-материальных. Колонизирован ближайший к Кальдере астероид со странным названием Смирнова, там будут построены дополнительные фабрики, производящие металлы и кристаллы. Следующая цель — создание небольшой группы легких фрегатов, которые вместе с флагманом отправятся к планетам ТВК, чтобы не дать им спокойно развиваться.
Проходит немножко времени, и флот Единства во главе с флагманом входит в околопланетное пространство противника. К сожалению, нас тут ждали. На орбите понатыканы ремонтные станции, защитные ангары и еще Бог весть что. Мы отходим, чтобы сохранить корабли, геройство тут ни к чему. Совершаем прыжок к неизведанной планете поблизости. И что вы думаете? Она тоже земного типа и уже колонизирована врагами! Какой лакомый кусочек они себе оторвали... Сразу две зеленых планеты...
Флагман торговцев прыгает за нами, мы снова переносимся к Дамоклу, они опять нас преследуют. Этакая игра в кошки-мышки, где вместо коридоров — гиперпространственные тоннели. Не достигнув ничего значительного (за исключением разведки), флот отходит к окрестностям центральной звезды. Нужно собраться с мыслями, гармонизировать внутреннюю энергию и решить, что делать дальше.
Яковенко: При первом знакомстве с картой возникают ассоциации с богатырем на распутье — от родной планеты отходит сразу четыре тоннеля! Первый из них ведет к звезде, откуда по такому же тоннелю можно попасть прямо «домой» к противнику. Второй путь ведет туда же, но транзитом через три нейтральных мира (именно за них пойдет главный спор). Третий тоннель ведет к окраинной планете, нашему будущему тылу.
Четвертый тоннель ведет к астероиду — тоже потенциальному тылу, но с оговоркой: за ним спрятана пространственная червоточина, которая после определенных успехов науки откроет обходной путь к сопернику. Именно этот кусок скалы и становится первой колонией.
Спустя пару минут я создаю второе поселение — на первой из трех планет между мной и Сергеем. Это место получает звучное название Агамемнон: имя древнегреческого полководца к месту, ведь именно сюда Зверев будет направлять атаки.
Не менее символично и название столичной планеты — Дамокл. Наша столица фактически оказалась на границе мини-империи, и меч внезапных атак непрерывно висит над ней. В сложившемся положении менее всего меня устраивало слово «внезапных», поэтому один из разведчиков непрерывно дежурил непосредственно у звезды — то есть на пути возможного вторжения.
Подготовка оказалась полезной: Сергей не заставил себя долго ждать. Пока я отвоевывал место для колоний, на орбите родного мира появились корабли противника.
Армия Зверева не выглядела беспорядочной ордой — лишь непорядочной. Главным гостем оказался космический линкор-носитель «Валория» класса «Предтеча» в сопровождении полудюжины легких фрегатов.
Взорвав пару фрегатов, я всеми силами атаковал флагман. Через минуту «Валория» начала отступать... в сторону моей же новой колонии, Агамемнона! Мой флот рванулся в погоню, и только после этого изрядно поцарапанные корабли врага улетели окончательно.
Корпорация «Человечество»
Зверев: Коллективный разум Единства встревожен. ТВК сильны в этом районе — гораздо сильнее, чем мы думали. Необходимо как можно быстрее колонизировать ближайшие планеты. Пусть они ледяные, пусть пустынные — будем жить и работать, где получится. Как говорили учителя Ордена, сила не в комфорте тела, не в деньгах. Сила внутри нас.
Желание превращается в действие, действие превращает мысль в осязаемый результат. Вот уже освоена холодная планета Ойнеус... Под влиянием Арктической проповеди сотни братьев и сестер поселились на бескрайнем ослепительном льду. Самые продвинутые умы Ищущих тоже не зря кушают психоделические грибы — исследован и готов к производству «Иллюминат», мощный фрегат с лазерными пушками.
Эскадра «Иллюминатов» вытесняет противника из очередного мира, который он уже собрался загрести жадными лапами ростовщика. Его флагман бежит, трусливо помигивая бортовыми огнями. Возрадовавшись победе, мы рвемся дальше, на его второй земноподобный мир, но оттуда приходится отойти — ТВК успела основательно укрепиться.
Яковенко: Отбив атаку, я решил ее проанализировать. Были ли у Сергея шансы на успех? Да, безусловно. Не позаботься я о защите, наверняка проиграл бы. Может быть, ему сразу стоило напасть на колонию? Думаю, нет. Я бы все равно отразил нападение, хоть и с большими потерями. С другой стороны, если бы у меня не оказалось флота, то удар по столице мог стать фатальным.
Как развить успех? Выросший флот направился к следующей планете — некий оригинал назвал ее Халесус. Только я избавился от нейтральных защитников, там же появился новый флот Зверева. Начало схватки показало его преимущество, и я счел за лучшее отступить. В утешение я захватил ледяную планету в тылу — Крон.
Предел экспансии достигнут. Что дальше? Во-первых, необходимо защитить позиции. Преимущество мутантов на данном этапе состоит в дальнобойных фрегатах класса «Иллюминат». При штурме с ними трудно бороться, но обезопасить собственные планеты нетрудно: достаточно построить на орбите защитные ангары с истребителями. Эти истребители быстро долетят до «Иллюминатов» и воспользуются их слабой броней. Хватит двух-трех ангаров, в каждом по две эскадрильи.
Флот также нуждается в усилении. Подкреплением становится второй «Дунов» — теперь линейные крейсеры смогут восстанавливать щиты друг друга. Тут есть опасность: Сергей способен построить линкоры, блокирующие мои крупные корабли. Придется рискнуть.
Одновременно с этим я забочусь о деньгах. Вскоре торговые порты возникают рядом со всеми планетами, и начинается активный обмен товарами.
Следует ли развивать науку? Скорее нет, учитывая небольшой размер карты. Я заканчиваю лишь простейшие исследования — увеличиваю максимальное население планет, усиливаю защиту кораблей. Кроме того, добавляю разнообразие во флот: создаю проекты дальнобойного фрегата «Джавелис» и ремонтного крейсера «Хошико».
Космос мал для двоих
Зверев: Прекрасно — теперь кроме ледяной планеты у нас еще есть и пустынное пекло, что не может не радовать. Замерз во льдах — добро пожаловать в пустыню. И наоборот. Не жизнь, а сплошной курорт.
Часть фрегатов контролирует район центральной звезды, чтобы враги не могли придти к нам в гости незамеченными. Кроме того, мы исследуем еще одну планету, но колонизации она пока не подлежит, потому как кишит космическими пиратами. Их слишком много, и они не хотят слушать благую весть Единства. Что делать, существа сами выбирают свой путь к погибели...
Через некоторое время происходит ужасное. Во время контратаки противника наш флагман гибнет. Регенерация экранов не успевает восстановить повреждения, ведь торговцы нападают уже с двумя большими кораблями! Я успеваю уйти в спасательной капсуле за какую-то минуту до взрыва. Сигналы от тех, кто остался внутри, вспыхивают в нашем мозгу и потом умолкают навсегда. Это катастрофа — он ведь был уже четвертого уровня посвящения! В пси-поле Единства разливается темная волна печали...
Яковенко: Преимущество у меня, теперь достаточно ждать врага. Сергей не отложил атаку, и новая эскадра вторглась на орбиту Агамемнона. Это не рядовой «укус»: похоже, Зверев вложил все доступные средства в войну! Из тоннеля появлялись новые и новые фрегаты... Неужели решающий удар?
К счастью, противник ошибся. Основной ударной силой стали «Иллюминаты», и тучи моих истребителей взрывали их один за другим. Первый, второй, третий! Я ударил по тылу эскадры, и атака захлебнулась. Противник отступил.
В погоню! Снова мы с Сергеем встретились на орбите Халесуса, ставшего его колонией. Здесь у меня нет поддержки истребителей, и противник решился дать бой.
Мутанты не перестроились после отступления, поэтому их боевой порядок был нарушен. Без лишних проблем я обошел «пехоту» (фрегаты «Послушник») и ударил по артиллерии («Иллюминаты»). Затем флот перенес огонь на флагман — «Валорию».
Конечно, противник тоже не дремал — «Джавелисы» быстро гибли. Соотношение сил оставалось равным, но тут пригодились специальные способности моих линейных крейсеров — электромагнитные удары значительно ослабили щиты «Валории». Удар, еще удар! Теперь вражескому флагману не уйти! Последняя атака... Грандиозный взрыв!
Экскурсия по боевым местам
Зверев: Тяжело, но нужно сражаться. Мы создаем новый флагманский корабль, исследуем тяжелый крейсер «Крестоносец Дестра». И тут оказывается, что с экономикой дело плохо. Постоянные сражения измотали наши запасы. Контрабандисты готовы продавать нам ресурсы, но денег тоже мало. Ну, а торговцы уже не прячутся за орбитальной защитой, они постоянно нападают на ближайшую к ним колонию, где недавно погиб наш первый флагман. Мы отбиваем их атаки, но они становятся все наглее. К тому же на их планетах замечены коммерческие лайнеры — видать, с деньгами у них значительно лучше. На что они их потратят? Уж явно не на постройку храмов и заботу о душе. И вот в какой-то момент к нам вторгается огромный флот врага.
Это уже не контратака, это война на уничтожение. Горстка «Крестоносцев», которые так и не успели сыграть своей роли, и новый флагман уводят армаду врага за собой, атакуя его главную планету. «Эвакуируйте население Кальдеры, мы выиграем для вас немножко времени», — такова была последняя телепатема братьев и сестер с флагмана. Багровый свет Синоса поглотил их души, а те, кто выжил, ушли из этой системы, но ничего не забыли. Мы помним, мы вернемся...
Яковенко: Сергей все-таки сумел потрепать корабли, и я отступил для ремонта. Выросшая экономика позволила расширить флот, построен третий крупный корабль — на этот раз дредноут «Колосс» класса «Марза».
В ответ Зверев предъявил новые корабли — крейсеры «Комсомолец Днестра»... ой, простите, «Крестоносец Дестра». Завязалось сражение, никому не принесшее преимущества. Когда крестоносцы пробили щиты на моем флагмане, я отступил — и Сергей бросился за мной. Не удержавшись, я приготовил неприятный сюрприз: «Колосс» лишь сделал вид, что отступает, а после вернулся на орбиту Халесуса и начал бомбардировать планету.
Истребители обеспечили мне преимущество на орбите Агамемнона, куда переместилась битва. Сергей, конечно, понимал, что не выдержит там долго, но им двигало желание взорвать мой флагман. Опасность и вправду была реальной, но я успел подвести подкрепление. Тем временем Халесус стал безжизненным: засыпав поверхность планеты листовками «Ничего личного», дредноут закончил работу. Противник больше не сопротивлялся.
Александр Яковенко: Широко известно, что «Иллюминаты» — один из наиболее эффективных кораблей игры. Я рискнул — и создал защиту, направленную в первую очередь против этих дальнобойных фрегатов. Кроме того, мне нужно было спровоцировать Зверева на атаку.
Ставка на «Иллюминаты» — мощнейшая, но не единственная. Все могло закончиться и по-другому, если бы Зверев немного выждал, а потом атаковал флотом из «Крестоносцев Дестра». Сильна и другая возможная тактика, основанная на сильных сторонах линкоров. Успел бы я подготовиться к такому варианту? Не уверен.
Сергей Зверев: Установка на быстрый урон оппоненту себя не оправдала. Нужно было раньше заняться экономикой и медленно копить мощь. Вышло же так, что ресурсы потратились на сражения и развитие военных технологий, денег стало мало, захватить ничего не удалось. Гибель развитого флагмана тоже сыграла некоторую роль, но не столь критичную. Победила более грамотная стратегия.
Бой 2. Агрессоры поневоле
Начальные условия | |
Карта | Дилемма |
Количество планет | 18 |
Условия | Пираты активны |
Александр Яковенко | Advent (Идущие) |
Сергей Зверев | Vasari (Васари) |
Смертельно опасная ракетная атака корабля, предпринятая древней автоматической системой защиты, будет иметь лишь нижеизложенные последствия: разобьются три кофейные чашки, сломается мышиная клетка, на чьей-то верхней руке появится ссадина; в то же время абсолютно не ко времени возникнут из небытия и снова исчезнут горшок с петунией и ни в чем не повинный кашалот.
Дуглас Адамс, «Автостопом по Галактике»
Яковенко: Одно дело огнем и лазером наставлять на путь истинный заблудших торговцев, другое — бороться с непонятными чудовищами, чья единственная религия начинается и заканчивается войной. Зубастых тварей трудно победить, наш шанс в силе разума и в свете знаний!
Неизвестно, что придется пережить боевым телепатам: не приведут ли повороты чуждых мыслей к безумию? Подействует ли гипноз на монстров-убийц?
Зверев: Мы всегда были хозяевами космоса. Мы контролируем тысячи разумных рас, бесчисленное множество миров, мириады созданий. Все это требует внимания и заботы — ведь хороший пастух должен заботиться о своем стаде. Планеты в самых разных уголках вселенной вливаются в большую семью, живут и работают под мягким, успокаивающим сиянием наших орбитальных экранов. Но иногда во время странствий приходиться сталкиваться с непокорными цивилизациями, которые противятся судьбе и не желают стать частью великой империи. Они надеются на что-то повлиять, хотят вести галактическую экспансию.
Жалкое и смешное зрелище. Превращая их миры в пустыни, покрытые коркой спекшегося песка, мы не испытываем ненависти. Это происходило сотни раз в прошлом. Править и распоряжаться судьбами — наша работа и призвание. Мы — Васари.
Кто я? Где я?
Яковенко: Что за злая ирония! Первая наша планета в этой звездной системе называется Гея... Предки тысячелетия назад были изгнаны из Земной империи, а теперь Единство вынуждено жить в месте, названном в честь той самой Земли! Не верится, что это случайность. Неужели преднамеренное оскорбление?
Оставим эмоции. Коллективный разум потому и сильнее, что способен абстрагироваться от страстей слабого организма! Вместе мы проанализируем ситуацию со всех сторон и найдем лучший вариант.
Формально звездная система Спики относится к категории средних, но в некоторых «маленьких» системах расстояния даже больше. Все 18 объектов расположены компактно: большой внешний круг, небольшой, но ценный внутренний и четыре планеты посредине. Именно на одной из срединных планет мы и возникли.
В отличие от прошлого случая, предварительное знание карты слабо помогает: влияние случайности велико. Именно поэтому мы начали с разведки и развития столицы, а переселение отложили до более удачных времен.
Как будем строить армию? Наш орден известен сильными линкорами, поэтому они и составят главную ударную силу. Более того: на раннем этапе сразу два крупных корабля пополнят флот. Это опасно, но командам необходим опыт!
Следует учесть, что где-то рядом прячутся пираты. Перед набегом они устраивают аукцион, и заплативший больше избежит нападения. С другой стороны, откупаться не обязательно, иногда проще встретить их со световым мечом в руках. Пойдем по второму пути: не только казна останется целой, но и линкоры получат новые способности.
На заметку: если часто откупаться от пиратов, они быстро наращивают мощь.
Все это мы обдумывали, пока разведчики исследовали космос. Результат не порадовал: монстры были рядом! Похоже, зря мы отложили колонизацию.
Зверев: Отчет васарийского управления колонизации и свободного поиска от 52 137 года по общегалактическому исчислению. Докладывает старший имперский смотритель Соа Се.
Небесное тело Нибур, звездная система Спика, созвездие Громовых Щупалец. Заселение прошло успешно, на орбите организовано производство поисковых автоматов, рабочие дроны активированы. Начинаем экстракцию ресурсов с ближайших астероидов и поиск разумной жизни. Для профилактики нежелательного сопротивления инициирована постройка линкора класса Вулкорас. Причины выбора — многоцелевые фазовые ракеты, платформа для орбитальных бомбардировок. При выходе из орбитальных доков получил собственное имя Ракулас. Цель названия — прославление древнего правителя для поднятия боевого духа. Голограммы и родословные членов экипажа прилагаются.
В процессе поисковых работ в системе Спика обнаружены следующие объекты, подлежащие занесению в галактический реестр:
Внешний периметр.
Скопление из четырех астероидов, рабочее название Хаконе. В окрестностях замечено два корабля класса легкий фрегат, не выходящих на связь. Намечен план зачистки и установки металло-кристалло-экстракторов.
Крупный астероид в окружении многочисленного флота, состоящего из боевых единиц различного класса. Связь с кораблем разведки, обнаружившим этот объект, потеряна. Выводы аналитического отдела — пиратская активность. Рекомендации — временное игнорирование. Причины — оптимизация экспансии.
Внутренний периметр.
Планета типа «Синяя зелень», рабочее название Ганеса. Аналогична небесному телу Нибур. На орбите — шесть кораблей различного класса. Контакт установить не удалось. Подлежит колонизации с предварительной зачисткой орбиты.
Планета типа «Белый холод», рабочее название Федра. Защита — пять примитивных боевых единиц местной разработки. Подлежит зачистке и колонизации после разработки проекта «Арктическая оккупация».
Планета типа «Синяя зелень». При подлете установлена гиперрелейная связь с высокоразвитой цивилизацией, называющей себя Единство, а планету — Гея. Сценарий контакта класса A (радостное присоединение к Великой Империи) не привел к положительным результатам. Сценарий класса Б (покорное присоединение к Великой Империи под страхом экстерминации) был встречен агрессивно. Рекомендации — скорейшее уничтожение.
Звездный маятник
Яковенко: Говорят, эта звездная система известна как «Дилемма»? Чертовски удачное название! Именно дилемма встала перед нами, когда пришло время развиваться.
У всех вариантов полно недостатков. Если колонизировать внешний круг, то придется довольствоваться бедными планетами, да и пираты будут постоянно атаковать. Прорываться к богатым внутренним мирам трудно, ведь Сергей меня уже опередил — близкое соседство будет опасным! Может быть, искать новые земли подальше? Их лояльность будет невелика из-за больших расстояний.
Времени на размышление нет. Результатом раздумий стал промежуточный вариант — колонизировать все подряд и действовать по обстановке. Кстати, обстановка проявилась сразу же: начался первый пиратский рейд. Корсары пытались взять числом, но мой флот показал себя с лучшей стороны и избавился от противника. Разбойникам понадобится время, чтобы зализать раны, так что Единство легко построит первую колонию на астероиде Клитиос.
Еще немного — и на ледяной планете со звучным именем Федра появится вторая колония... Стоило кораблю-колонизатору появиться на орбите, как там же появились фрегаты Васари! К счастью, флот был неподалеку и легко отбил наглое нападение.
Несколько следующих секунд ушли на размышление. Что теперь? Поселения Единства и империя Васари стали соседями. Взглянув на Ганесу глазами разведчика, мы увидели теплый и быстро развивающийся мир. Да, экономически чужаков уже не догнать!
Похоже, что о защите колоний Сергей не позаботился! Верно, от Единства не ждут раннего удара. Может быть, именно в этом наш шанс? Уже построено два линкора, им помогает дюжина «Послушников»... Хороший повод для атаки.
Проанализируем второй вариант — дальнейшую экспансию. Колонизировать внешний круг? Давление пиратов удвоится! Развиваться вблизи от звезды? Получится протяженное сообщество планет: мы подставим «брюхо» для удара монстрам.
Итак, мы вынуждены стать агрессорами. Это произошло вопреки нашим желаниям и склонностям. Иногда даже Единству приходится действовать вразрез с собственными целями.
С момента нашей атаки события стали напоминать то ли обезумевший маятник, то ли космический калейдоскоп. Сначала рядом с Ганесой нам сопутствовала удача, но у Сергея все-таки был припасен приличный флот. Даже два линкора не компенсировали слабость фрегатов, и спустя пять минут нам пришлось отступать на орбиту Геи.
Зверев погнался за мной, надеясь взорвать флагман, но столкнулся с помощью «родных стен», а затем атаковал свежеоснованную Федру. Восстановленная эскадра бросилась на помощь колонистам, но противник тоже не дремал. Похоже, Сергей полностью остановил экономическое развитие и вложил все средства в новую армию.
В определенный момент спор был прерван пиратами, но от них удалось откупиться — война на два фронта оказалась бы явно лишней. Теперь угроза нависла над Васари — но Сергей почему-то не отвел войска на защиту. Дальнейшие события превратились в сплошное мельтешение: то я перейду в контратаку, то Зверев подведет новые войска.
Что дальше? Вы сами легко догадаетесь. Все закончилось так, как должно было. Победил тот, у кого был план.
А. Я.: Первое, что хочется отметить, — неудачный перевод названия. Английское Advent навевает религиозные ассоциации: пришествие, пост, протестанты, аскеты... и, в конце концов, адвентисты. Русскоязычное «Идущие» не передает весь смысловой спектр.
Во многом Advent напоминают Aeon из Supreme Commander, но в «Закате» характеры проработаны подробнее: поклонники духовного совершенства сочетают высокую нравственность с маниакальным желанием мстить.
С. З.: Наверное, ты их неправильно понял. Их заботит не нравственность, а самосовершенствование в чистом виде. Все эти генетические изменения, имплантаты в духе киберпанка и даже пси-способности — это стремление к мощи, темная сторона силы. Но игра за Единство на маленькой карте напрягает. Ничего не успеваешь сделать, как приходят агрессивные Васари или толстосумы-люди, и тут никакая телепатия не спасает!
А. Я.: Если на маленькой карте против rush'a, то не спасает. А если на большой? И развить всю их «мистическую» линию. В целом, я думаю, что Advent пострадали из-за попытки сесть на два стула. Разработчики предусматривали и возможность дуэли один на один, и командные бои «толпа на толпу». Конечно же, баланс игры намного усложнился. Например, противостояние команды «ТВК плюс Advent» с двумя ТВК трудно заранее прогнозировать, а в то же время результат простого боя ТВК — Advent слишком зависит от выбранной карты.
С.З.: ТВК плюс Адвент? Это идея. Слушай, может, хватит лупить друг друга? Давай вылезем в инет, ты возьмешь людей, я мутантов и вместе разорвем кого-нибудь третьего?
Зверев: Отрывки из гиперпространственных переговоров командующего объединенным флотом системы Спика, капитана линкора «Ракулас», младшего звездоистребителя Зака Солимпа со штабом сектора:
Зак на проводе. Мы привели в действие план старшего бюрокра... э... смотрителя Се. Для начала нам нужен был флот, хорошее и серьезное прикрытие для флагмана. Я не собирался рисковать «Ракуласом»... Так ему и сказал. Ну, почти так... Да, я знаю, что он написал на меня рапорт из-за слова... (далее неразборчиво). Если бы эти Идущие, или как их там, взорвали мой линкор, из чего бы мы построили второй?! Слушаюсь, старший Истребитель. Есть не зарываться!
Я выбрал ракетный фрегат «Канрак» как основу ударных сил. Дальнобойные ракеты, быстрое усовершенствование, игнорирование части энергощита противника. Ресурсов на все не хватало, и я... Да, это был мой приказ — закупить кристаллы на черном рынке по ценам, превышающим среднегалактические. Да, я отвечу за это! Также не забудьте спросить Се о том, почему у нас было так мало кристаллов. Отдел снабжения, которым он управлял... Есть отставить треп!
Вторая плодородная планета была очищена и колонизирована. Да, под названием Ганеса, старший Истребитель! С пиратами пришлось договариваться. Я боялся пиратов? Нет, я их использовал, потому что сил на все не хватало. Далее была захвачена группа астероидов, возведены заводы переработки и начаты экономические исследования. Больше кристаллов, больше металла — значит более мощный флот. Нет, я не учу вас стратегии, просто к слову пришлось...
Федра? Мы действовали по плану и собирались взять ее, но встретились с мощным флотом противника из двух линкоров и фрегатов прикрытия. Нет, никто и не думал бежать, как вы могли подумать, старший Истре... Было проведено тактическое отступление к Ганесе, где я объединил флоты «Канраков» и лично подлетел на усовершенствованном флагмане. Лично!
Дальше? Заставили отступить, преследовали в гиперпространстве. Прыжок, потом еще прыжок уже на их родной мир — один из флагманов Единства был сильно поврежден, но им командовал хороший капитан... Не смогли, признаю свой промах, не смогли уничтожить сразу, пришлось отойти под угрозой потери всего флота.
Отступили на Федру, потеряли астероиды с ресурсами из-за атаки пиратов, но я не мог разорвать свой флот — угроза со стороны Единства была гораздо серьезнее. Нет, я не оправдываюсь, докладываю о ходе операции...
Потом наступила развязка — финальный бой. Мы легко уничтожили оба вражеских линкора, потому что смогли выставить не менее 20 усиленных ракетных фрегатов. Далее атаковали их родину — планету Гея. Остальное вам известно, старший Истребитель. Что вы сказали? Есть, старший Истребитель! Служу Великой Империи!
Александр Яковенко: Нестандартные тактики потому и нестандартны, что связаны с риском. В возникшей ситуации обычные варианты не работали, было необходимо странное, неожиданное решение — но озарение так и не пришло. В результате пришлось отказаться от запланированной тактики, а переход к новому варианту не удался.
Как говорил один российский политик в недавнем прошлом, «нельзя перепрыгнуть пропасть в два прыжка, поэтому мы будем преодолевать ее маленькими шагами». Попытка подобного преодоления перед вами.
Сергей Зверев: Я собирался играть по другому сценарию, чем тот, который в итоге получился. Средняя карта, раса с хорошей экономикой. Поэтому после постройки одной военной лаборатории ушел в гражданское дерево исследований. Но мы оказались рядом, более того — после стычки у нейтральной планеты Александр двинулся дальше, уже на мою колонию. Пришлось клепать фрегаты пачками и драться. В ходе драки оказалось, что противник не смог ничего противопоставить флотилии «агрессоров Канрак». Когда оба его флагмана погибли, я понял, что партия выиграна. Очевидно, что Александр ошибся с изначальным замыслом, в частности, зря построил два больших корабля.
Бой 3. Чужой против экономиста
Начальные условия | |
Карта | Случайная средняя |
Количество планет | 20 |
Условия | Пираты отсутствуют |
Александр Яковенко | Vasari (Васари) |
Сергей Зверев | TEC (ТВК) |
Торговцы... Всегда и всюду впереди политической гегемонии Основания шли торговцы, проникавшие в самые отдаленные уголки Периферии. Месяцы или годы могли пройти между их возвращениями на Терминус, свои крохотные корабли они всегда ремонтировали вручную, честность их оставляла желать лучшего, их смелость...
Айзек Азимов, «Основание»
Зверев: Война — всего лишь разновидность бизнеса. Затраты на вооружение, оснащение, исследования, людские ресурсы — это инвестиции. Доходы от колонизированных или отбитых у противника планет, от захвата его населения и кораблей, от продажи оружия — это прибыль. Что же самое главное? Главное — положительный баланс, или сальдо, как сказал бы бухгалтер. Ну, а остальное: различные идеи, патриотизм, громкие слова, эмоции людских масс — не более чем инструменты для смещения баланса в нужную сторону. Что вы говорите? Мы циники? Нет, друзья мои, мы реалисты.
(«Торгово-военная коалиция как она есть», издательский дом Римон Хетт, отрывок из предисловия к 50-му коллекционному изданию, напечатанному на настоящей бумаге.)
Яковенко: Империя превыше всего! Разве гладкокожие млекопитающие заслуживают владычества? Они даже не способны договориться с сородичами! Если они вдруг получат полный контроль над Вселенной, сразу же начнут пожирать сами себя.
Вывод очевиден: только уверенная рука Васари способна объединить Галактику. Все мы работаем на единую цель — славу нашей расы! Впрочем, мы вольны самостоятельно определять средства. Иногда лучше всего испепелить всех соперников очищающей плазмой, но в этот раз покорение космоса будет мирным.
Деньги против времени
Зверев: Пришельцы, идущие с неведомых звездных систем, нарушили ритм нашей жизни, убили наших торговых агентов и биржевых аналитиков, уменьшили уровни продаж! Их очередная цель — планетное скопление вокруг звезды Авиор, которое мы как раз собрались разведать и включить в состав Торгово-военной коалиции. Геологическая разведка обещает новые миры для колонизации, богатые ресурсами планеты, астероиды с редкоземельными металлами. Разве можно отдать все это каким-то щупальценогим монстрам?
Как представитель совета директоров ТВК, я вылетел на единственный освоенный мир неподалеку от Авиора — планету Ферос, чтобы руководить операцией. Невежи из военного ведомства хотели послать туда какого-то генерала или звездного адмирала, но мы их быстро осадили. Сами подумайте, что эти люди могут понимать в войне? Как они могут сравниться со мной, закончившим Академию галактического хозяйства с отличием? Со мной, защитившим диссертацию по теме «Соотношение расходов и доходов при бомбардировке планет типа А72 нейтронными бомбами среднего ценового сегмента»! Смешно, ей-богу. Нет, вы не подумайте, что я хвастаюсь. Хвастаться невыгодно.
Прилетев на Ферос, сразу же приказываю разрабатывать ближайшие астероиды. Ресурсы — это деньги, деньги — это военные корабли, корабли — это новые планеты, планеты — это деньги! Так, что дальше? Дальше боевой флот. «Мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые позитронные мозги», — гласит древняя поговорка. Вот и я человек экономный, поэтому сразу заказываю по каталогу ТВК самый большой, самый мощный, самый бронированный корабль — линкор Колл. К тому же мне его продадут по особой акции, которая называется «Первый линкор — бесплатно!» Выгодно, а? Следующим пунктом — финансовый анализ звездной системы, или, как его зовут наши вояки, — разведка. Определим, какие астероидные скопления и планеты подлежат колонизации в первую очередь. Зачем? Чтобы максимизировать поступающие средства и успешно вести экономическую экспансию. Все для рынка, все для победы! Анализ выполняется с помощью фрегатов Аркова, имеющих на борту компьютеры, напрямую связанные с центральным бюро по оценке и продаже небесных тел. Удобно! Рентабельно!
Рядом с нами оказались астероиды, захватим их первыми, чуть ближе к центру системы — ледяная планета и планета земного типа, их захватим во вторую очередь.
На заметку: во Вселенной немного альтруистов, защищающих астероиды, — с парочкой звездолетов линкор справляется без поддержки.
Что ж — вот и бизнес-план. А как там с пришельцами? Они пока не обнаружены, но я подозреваю, что их форпост расположен на другой стороне планетного скопления. И это хорошо, ведь нам потребуется время для первоначального накопления капитала.
Яковенко: Победа — реализация собственных достоинств. Что можем мы, Васари, против человеческой орды? Наши фрегаты сильны, но и противник искусен в войне. Линкоры способны бороться с десятками врагов, но и люди строят огромные корабли.
Нет, наша настоящая сила не в оружии! Миры, населенные братьями, тесно связаны друг с другом. Мастерство ученых позволило соединить напрямую даже отдаленные планеты: достаточно запустить специальные спутники на обе орбиты.
Конечно, при этом возрастают расходы на науку, но затраты восполняются: один мощный флот способен защитить большую империю. Людям же приходится делить силы, чтобы защищать жителей, — один «кулак» не успевает повсюду.
Быстрый флот позволяет заселить большое сообщество миров, стратегией для нас станет быстрая экспансия. Трудно соперничать с млекопитающими в сфере получения прибыли — но большое население позволит не отстать от них. Возьмем на вооружение их же методы, будем зарабатывать на торговле.
Перечисленные приоритеты определили и выбор флагмана. Первым крупным кораблем станет «Эвакуатор Джаррасул», призванный занимать другие планеты. Конечно, это ослабит военную мощь Империи, но развитие ускорится.
Это важно: обычный корабль-колонизатор слишком уязвим для атак. Стандартная процедура при получении новых провинций неизменна: боевой флот уничтожает всех защитников, и лишь после этого появляются строители. Если же крупный корабль способен высаживать посланцев на планеты, то мы сначала создаем новый город, и лишь потом убиваем защитников. Выигрыш во времени — несколько минут!
Как вы уже поняли, в науке нам важнее «гражданская» ветка развития. Хотя первая лаборатория оказывается военной (нам необходим мощный «Агрессор Канрак»), остальные ученые занимаются исключительно мирными исследованиями.
Тема вторжения злобных пришельцев в нашу привычную жизнь стала популярным сюжетом различных книг, фильмов, а в последние десятилетия и компьютерных игр. Один из отцов-основателей идеи, несомненно, — Герберт Уэллс, который написал в конце позапрошлого века научно-фантастический роман «Война миров».
Это произведение повлияло на многих писателей, на его основе были созданы радиопередачи, сняты сериалы. Но ни один из них не произвел такого впечатления на массового потребителя, как адаптация романа, сделанная Орсоном Веллесом и переданная по американскому радио 30 октября 1938 года. Рассказ был построен в виде журналистских репортажей с места событий, а события были ужасающие!
Марсианские капсулы приземлились в Нью-Джерси, армия была бессильна, лучи смерти и ядовитые газы уничтожали все на своем пути. Многие люди пропустили начало трансляции с объяснением, что это всего лишь радиопьеса, и приняли все за чистую монету. В некоторых городках началась настоящая паника... Люди бросали дома, садились в машины, ехали и бежали куда глаза глядят. Можно предположить, что если бы в Америке на самом деле высадились марсиане, паника была бы куда меньше. Вот она, сила масс-медиа!
Край космоса
Зверев: Новенький линкор провел первые испытания лазерных пушек при захвате астероидов. Какие-то местные жители были против... Пушки показали себя прекрасно — качество отличное, гарантия от завода производителя. Обещали, что броня и щиты самые лучшие на рынке, и вроде тоже не обманули. Приказываю колонизировать зачищенный участок и направляюсь в научный отдел. Пока время есть, займемся улучшением экстракторов и постройкой торговых центров. Кому ж торговать, если не нам?
А вот и мой главный конкурент — зеленые корабли-шпионы обнаружены сначала в центре системы, а потом уже вблизи Фероса. То, что они нашли меня раньше, чем я их, несколько напрягает, но пока тревожиться рано — ведь противник тоже занят заселением планет.
Вот и ледяная планета стала частью ТВК. Туземцы называют ее Ра-Шалом... как будто здороваются с богом Ра на одном из древних языков старушки Земли. Любопытно. Посмотрю между делом их генетическую карту. Далее — серьезное сопротивление на ценной планете Эгина, но и оно не способно противостоять флагману. Надо будет предложить рекламный слоган: «Флагман класса Колл — мы решаем вопросы». Правда, я немного подстраховался и приказал построить пяток легких фрегатов. Терять линкор нельзя, ведь следующий уже не будет бесплатным.
Опять научные заботы, опять думаю, как заработать. Изучаем быструю сортировку, гидрометаллургию. Строим торговые центры. Проходит немного времени, и группки коммерческих лайнеров, словно стайки птиц, начинают порхать с планеты на планету. Поступления в бюджет растут, ресурсы прибывают — бизнес-план приведен в действие!
В отношении предстоящего конфликта все туманно. Связь с разведчиками, посланными в предполагаемый вражеский сектор, прервалась. Еще один был уничтожен пиратами. Принимаю решение построить несколько оборонительных сооружений на планете Эгина, потому как при нападении Васари именно она подвергнется первому удару. На орбите устанавливаются две ремонтные станции, между ними — пушка Гаусса. Не бог весть что, но голыми руками планету уже не взять, а если будет нужно, построим еще.
Это важно: ремонтные станции способны чинить друг друга, поэтому их следует располагать неподалеку.
Чтобы сэкономить, пускаю на разведку оставшиеся легкие фрегаты. Внезапно оказывается, что прямо у меня под носом Васари организовали добычу металла и кристаллов! Там даже нет планеты, просто парочка астероидов. Атаковать или нет? Это уже будет прямым объявлением войны... Риторический вопрос. Конечно же, да! Больше ресурсов, хороших и разных!
Теперь под моим управлением пять опорных пунктов, включая три планеты, астероид — и еще одна группа астероидов сугубо для добычи минералов. Хороший экономист интуитивно чувствует, когда нужно менять бизнес-стратегию. Ну, а тут помимо интуиции еще и факты давят — ресурсов много, враг близко. Надо бы заняться постройкой боевого флота. Нападать я пока не планирую, но кто знает — вдруг Васари нападут первыми?
Начинаем постепенно наращивать мощь, выбрав в качестве базового корабля фрегат «Джавелис». В переводе с английского Javeline означает копье, и такое название не случайно. Это дальнобойный ракетный фрегат, не очень живучий, но достаточно дешевый для массового производства. Суммарный урон большой группы «Джавелисов» не оставит моих яйцеголовых друзей равнодушными.
Мой флагман уже набрался опыта и получил способности — специальные гауссовские пушки и новое силовое поле. Кстати, это была еще одна из причин выбрать именно звездолет класса Колл. Дело в том, что его силовое поле уменьшает урон от ракет противника, а Васари знамениты своими ракетными агрессорами «Канрак». Но одного силового поля недостаточно, Коллу нужен партнер, и идеальным будет линейный крейсер «Дунов». Этот линкор имеет на борту уникальную систему восстановления защитных экранов, недавно разработанную в научных центрах ТВК. В итоге один большой корабль ведет огонь, а другой его «лечит». И, конечно же, сам тоже обладает внушительной огневой мощью.
Яковенко: Наука и экономика, конечно, важны, но первой заботой стала разведка. Три «Навигатора Джикара» направились по трем направлениям, а затем к ним присоединилась еще пара таких же искателей. Вскоре пришло приятное известие: на расстоянии всего лишь двух фазовых прыжков найдена планета земного типа! Редкая удача, ведь в большинстве случаев приходится либо терпеть невыносимый холод ледяных планет, либо жевать песок на пустынных колониях.
Поиск принес и печальные новости: совсем рядом от нас червоточина Дюркхайм, ведущая куда-то в глубины космоса. Хуже всего, что нельзя полноценно защитить это направление, ведь сразу две важных колонии могут попасть под удар.
Будущее обещает сложную обстановку, но пока все спокойно: до противника далеко. На соседнем со столицей астероиде, Клитиосе, возникла наша станция. Пусть доход от нее невелик, зато это место богато строительными ресурсами. Второй целью путешествия стала земная планета — пусть она и не соседствует с базовым миром, но важна экономически. Новое поселение получило имя Адонис.
А как там поживает наш противник? Разведчики уже обшарили все доступные уголки и вернулись с нерадостными вестями: враги развивают колонии быстрее. Проклятые людишки, вот размножаться-то они всегда рады! Необходимо их догонять, быстрее, быстрее!
Флот спешит, основывая третью деревню на ледяной Толозе, затем спешит к пустынной Галатее... Результат — наши владения выросли почти вдвое, но все фрегаты потеряны. Вторым следствием ускорения стал небольшой финансовый дефицит: новые колонии поначалу приносят лишь убытки, и необходимо вкладывать дополнительные средства в инфраструктуру. Несмотря на проблемы, я все-таки наскреб кредиты на линкор — иначе ударная сила армии отстанет.
Фундамент будущего успеха заложен, так что есть немного времени на невинную шалость. Разведчики Васари способны самостоятельно захватывать небольшие астероиды с рудой, в то время как людям приходится посылать для той же миссии колонизаторов. Парочка пригодных объектов обнаружилась рядом с человеческими базами, и один из «Джикаров» быстро их захватил.
На заметку: захват отдаленных астероидов с металлом — путь к богатству для Васари. Пока все соперники покупают, мы продаем!
Будет ли реальная польза? Сомневаюсь: слишком близко к противнику. Смысл в другом — передать «привет» сопернику, отвлечь его от важных дел. На самом-то деле этот поступок — феерическая наглость, еще минуту назад между человеческой Коалицией и Васари было пять фазовых прыжков — а теперь лишь одна.
Мир и война
Зверев: Приходят важные известия — всего лишь в трех прыжках от недавно конфискованных мной астероидов конкурирующая фирма ведет захват планеты Галатея. Обнаружены два крупных корабля (аналоги моего Колла) с группой поддержки из четырех или пяти фрегатов, не более. Следующая от Галатеи точка — колонизированный астероид в окружении научных лабораторий. Полностью беззащитный.
У меня на этот момент было произведено уже более 15 ракетных фрегатов, и они продолжали строиться. Пятнадцать... Скоро будет двадцать... Васари не построили укреплений на участке, примыкающем к моим планетам... Хм...
Проанализировав ситуацию, я решил отказаться от плана постепенного развития и экспансии. В данной ситуации будет проще убрать пришельцев одним мощным ударом. Если они потеряют две, а тем более три планеты, а я удержу свои, их положение станет экономически безнадежным. Мои же деньги будут превращаться в новые и новые фрегаты, крейсера и линкоры, идущие в атаку. Как написал один умный человек на форуме межгалактического гипернета — «Уничтожайте противника, забрасывая его своими деньгами». Да будет так!
Что касается планет и прибылей ТВК, то, судя по всему, Васари не планируют нападения — ведь их флагманы заняты колонизацией. Некоторое время я концентрирую силы и заодно переключаюсь на военные исследования. Усиливаю ракеты, укрепляю корпуса, строю очередную лабораторию, чтобы еще сильнее увеличить урон. Моя задача — как можно быстрее ликвидировать постройки и флот врага, остальное не имеет значения.
Вторгаемся в околопланетное пространство Галатеи. На орбите тихо — торговый порт, фабрики переработки... Все это подлежит уничтожению. «Джавелины» хорошо справляются с задачей, флот не спешит дальше — ждем подхода следующей группы, чтобы накопить кулак покрупнее. Внезапно появляются Васари. Приказываю сконцентрировать огонь на больших кораблях. Они дорого стоят, уничтожим — нанесем максимальный ущерб. Моих ракетных фрегатов на поле боя гораздо больше. При попытке уйти в гиперпространство взрывается один из линкоров, чуть позже — другой.
Яковенко: Невиданных успехов достигли Васари! У каждой планеты работает торговый порт, ученые основали новые связи между мирами, изобретено множество полезных мелочей. Со стапелей сошел новый линейный корабль, способный усилить весь флот.
Какое прекрасное сообщество планет... могло бы быть. Сослагательное наклонение пришлось вставить из-за нападения людей. Вражеские фрегаты появились именно в тот момент, когда ученые решили поставленные задачи, когда торговцы впервые ощутили вкус прибыли, когда переселенцы освоились и начали платить налоги! «Золотой век» длился не больше минуты.
Первая волна оказалась не слишком сильной, но после этого появлялись все новые и новые фрегаты... На нас нападает человечество или разумная саранча?! Галатея выдержала недолго, следующей жертвой стали орбитальные станции Клитиоса.
Кто мог подумать, что соперник изберет столь прямолинейную и бесхитростную стратегию? Или, быть может, я обманул сам себя? Впрочем, развитие экономики еще позволяет сопротивляться, и верфи начали срочно строить пополнение.
А. Я.: Приятно, что «Закат Солнечной империи» отошел от шаблонов. Люди здесь не середнячки-универсалы и не прямолинейные костоломы, а торговцы, вынужденно вспомнившие об искусстве войны. Их преимущество — быстрое строительство, способность к экспансии и мощная экономика. В военном же отношении они скорее проигрывают другим сторонам, и чем дальше, тем сильнее.
С. З.: Проигрывают? Хм... Больше денег — больше флота. Погляди на наш последний бой.
А. Я.: ТВК, конечно, хороши в торговле, но остальные тоже не лаптем космические щи хлебают. При тщательном подходе и Васари способны догнать землян! Взгляни на график торговой прибыли в зависимости от времени.
Действительно, люди опережают Васари за счет ранних торговых баз, но посмотри: разница не увеличивается. Чем дальше, тем меньше эта величина в процентном отношении. А вообще тебе просто повезло!
Закат империи
Зверев: В состав ударной группы вливаются новые и новые группки фрегатов с заводов Эгины. Потери минимальны — благодаря большому урону моих сил противник не успевает их уничтожать. Снова наступает тишина, но задерживаться тут нет больше смысла. Прыжок на Клитиос — похожий бой, тот же исход. Интересно, что Васари снова выставили два линкора. Да они богаты! Вернее, были богаты... Орбитальным структурам Клитиоса осталось жить недолго.
В ходе сражения мой линкор Дунов сделал то, для чего он был построен, — восстановил щиты Коллу. В какой-то момент их состояние было критичным. Вдруг со стороны Сатурны (очевидно, главной планеты пришельцев) вылетает еще один линкор. Попав под мой огонь, он прыгает к центру звездной системы. Я его не преследую, подумаешь — линкор. Ударный кулак состоит уже из пятидесяти ракетных фрегатов плюс два линкора-ветерана. Что ж, этого должно хватить. Вторгаемся на Сатурну. Прыжок!
Далее не произошло ничего, что заслуживало бы подробного рассказа. Но в самом конце войны Васари нас удивили. Вы помните тот линкор, который успел уйти от нашего флота? Он появился вновь, причем не где-нибудь, а прямо у главного мира — планеты Ферос. Космический камикадзе? Необъяснимая прихоть инопланетного разума? Ксенопсихологам еще стоит расследовать и классифицировать этот случай, ну, а с военной точки зрения он закончился плачевно для агрессора. Сперва ремонтные станции и орбитальные пушки не дали ему спокойно бомбить планету, а чуть позже группа произведенных «Джавелинов» отправила экипаж линкора в васарийский рай. После этого остатки сил древней Империи окончательно покинули этот сектор космоса. Мы не стали их преследовать и ввязываться в бой за пределами системы Авиора. Это невыгодно.
А. Я.: Васари оставили необычное впечатление: у них есть не достоинства или недостатки, а особенности. Трудно выделить область, где они однозначно сильнее соперников, но они нигде и не отстают. Обычно в такой ситуации мы наблюдаем серые, невзрачные расы — но не в Sins of a Solar Empire. Браво, разработчики!
С.З.: Они сильнее силой духа! Представь себе, что ты десять тысяч лет правил галактической империей. Будешь ли ты кому-то подчиняться после этого? А, ладно, можешь не представлять. Куда тебе, манчкину...
А. Я.: Рассмотрим график зависимости силы духа от времени... Или ладно, не будем рассматривать, тем более его и нет. Отмечу только: дух не мешает Васари ни торговать, ни начинать подлый rush (вспомни второй бой!), ни изучать новые технологии.
Яковенко: Способны ли ракеты победить ураган? Сомневаюсь. Незаметно простая атака людей превратилась в стихию, ведь каждые пару секунд прибывали новые и новые фрегаты... Мощная волна сносила все на пути, не обращая внимания ни на защиту, ни на усилия ремонтников.
Клитиос сопротивлялся несколько минут, но и он пал. Что делать? Осталось только одно — месть. Гигантский разрушитель «Вулкорас» обошел вражеские силы, по червоточине долетел до человеческой столицы и сбросил на нее бомбы. Конечно, он не мог в одиночку уничтожить всех землян — но мы все-таки оставили о себе недобрую память.
Александр Яковенко: Да, не ожидал я от противника подобного подхода к бою! Единственная моя ошибка в том, что я не отслеживал постоянно действия и настроения оппонента. Вот и получилось: я пришел на дуэль с элегантной шпагой, а Сергей — с дубиной.
Мог ли я что-либо противопоставить? Теоретически — да, многочисленные эскадрильи истребителей остановили бы вторжение. Проблема в другом: подобный вариант развития — специализированный ответ на атаку «Джавелисами», а в иных случаях он приводит к экономическому отставанию.
Сергей Зверев: Быстро нарастив экономическую мощь, я начал производство резервного флота, рассчитывая продолжать развитие. Но не удержался от нападения, когда увидел незащищенные рубежи Александра. В итоге мой флот а-ля «про запас» превратился во флот «здесь и сейчас». Атака могла и провалиться, если бы ракетные фрегаты напоролись на ангары или корабли с истребителями. Но их не было.
ФИНАЛЬНЫЙ СЧЕТ | |
2 | 1 |
ПОБЕДА СЕРГЕЯ ЗВЕРЕВА |