Демон, овладевший разумом эльфийского предводителя, пал. Пали и помогавшие ему шаманы. Но, как справедливо заметил великий инквизитор, вождь орков Угрюм жив, жив и Деррик Пфайль, а значит — война не закончена.
В этом выпуске «Дуэльного клуба» мы испытываем сетевой режим «Кодекса войны». На здешних картах потеснее, чем у идейного вдохновителя — Fantasy General, и у многих карт уже заранее задан набор доступных войск; но тактических комбинаций остается предостаточно. Играют Анатолий Малин и Ричард Псмит. Дуэлянты договорились о том, что ни одну из сетевых карт, отобранных для дуэли, они не опробуют до решающих сражений. Так больше возможностей удивить соперника: если знать заранее, какие войска присутствуют на поле боя, это может излишне упростить игру.
Анатолий Малин
Химик, преподаватель, редактор. Любит пошаговые стратегии, ролевые игры и виртуальные миры. Предпочитает игры с широкими возможностями разнообразного развития: придумывать план ему порой даже интереснее, чем его реализовать. Старается полагаться на уверенный перевес, а не на обманные маневры.
Год рождения: 1965
Образование: химия
Игровой стаж: 26 лет
Коротко об игре:
В «Кодексе войны», конечно, нельзя развивать базу и двигать вперед науку, зато доля случайности здесь невысока, и все решает точный расчет. Для «Дуэльного клуба» особенно приятно увидеть пошаговую стратегию, в которой битвы занимают не больше времени, чем в RTS: затяжные партии в Master of Orion 2 и другие «4х-стратегии» нередко становятся соревнованием в выносливости.
Анатолий Малин
Ричард Псмит
Программист, переводчик и главный редактор «Лучших компьютерных игр». В играх ценит возможность необычных, «творческих» комбинаций и качественный сюжет; из жанров предпочитает ролевые игры и пошаговые стратегии. Очень не любит действовать «по учебнику».
Год рождения: 1972
Образование: вычислительная математика и программирование
Игровой стаж: 24 года
Коротко об игре:
Для дуэлей «Кодекс войны» хорош уже тем, что позволяет сразу перейти к делу. Терпеть не могу начинать поединок с долгого развития — все равно что дуэлировать на напильниках, причем сражаясь их основной рабочей поверхностью. Fantasy General в свое время отлично подошел для дуэли, теперь попробуем его современного потомка.
Ричард Псмит
Бой 1. Штурм горной цитадели
Начальные условия |
Карта: Гамбит |
|
Анатолий Малин |
Ричард Псмит |
Люди | Орки |
Малин: Мне предстоит защищать крепость, а орки должны взять ее штурмом. Спрашивается, в чем подвох? Известно же, что обороняться всегда проще.
Армию здесь можно набрать практически с нуля: у меня изначально есть алебардщик и катапульта. Крепость стоит на горном перевале, выходя к оркам всего одной клеткой. Это было бы преимуществом... если бы не тот факт, что граничит с ней с моей стороны тоже всего одна клетка, прикрыть гарнизон я могу — по максимуму — одним стрелком и одним орлом. Да, эта позиция не кажется такой уж надежной...
Есть и еще одно осложнение: горы, которые на первый взгляд замечательно укрепляют мою позицию, препятствуют вылазкам. Есть искушение сделать ставку на авиацию, но она очень уж дорога: даже за одного орла три с лишним сотни монет (из полутора тысяч) выкладывать весьма болезненно. Поэтому поступлю ортодоксально: мечник (запасной боец гарнизона), арбалетчик (прикрытие гарнизона), боевой орел (истребитель и прикрытие гарнизона), вторая катапульта (она может стрелять через горы и город), а для вылазок — невозмутимые рыцари и «скауты» (брр!). Катапульты ставлю в выступы города, арбалетчика — по центру, остальную публику ставлю перед городом, чтобы сразу же отвести назад.
Псмит: Задача моя сводится к тому, чтобы выбить людские полки из двух клеток крепости. Вопрос вот в чем: будет ли Анатолий принимать бой перед стенами города — или решит дожидаться меня внутри?
Если дожидаться — то будет несложно взять первую клетку (заставить отступить одного солдата всегда реально), но будут неизбежные трудности со второй. В один ход выбить обоих защитников почти нереально — второго сможет атаковать от силы один боец (хорошо, еще катапульта). Идею бомбардировок признаю бесперспективной: приличный гарнизон мигом перестреляет дирижабли.
У меня уже есть один «сталкер», он будет работать ускорителем для медлительной тоссы (катапульты) и стрелков. В первом ряду будут топать двое троллей; в случае чего им легко вылечиться. На случай боя перед крепостью запасем орков-всадников. Гоблины-убийцы тем временем, невидимые, пойдут в обход: горный кряж длинен, но успеть его обойти вполне реально. Осталось денег на одного «сильного орка» — возьмем, разменяем его где-нибудь.
Движение наощупь
Малин: Первым делом пускаю орла на разведку прямо вперед. Конечно, если Псмит обложился лучниками, это будет стоить дорого, но я не буду двигать птичку уж слишком далеко — надеюсь, ПВО подтянуть просто не успеют.
Что же мы видим? Тролли, катапульта с одним (!) стрелком, бычачья кавалерия, один пехотинец, и... все? Сомневаюсь я что-то! Сдается мне, в тылу есть еще дирижабль, который обходным маневром пойдет бомбить мои катапульты. Пусть себе — они прикрыты арбалетчиком.
Отвожу назад, как и планировалось, основную часть гарнизона, а разведчика прячу за рекой — авось ему подвернется случай заклевать катапульту. Это бы полностью окупило его существование!
Псмит: Вывожу вперед троллей, катапульту и... ничего не вижу, кроме одиноко парящего орла. А почему, спрашивается, не вижу? Потому что и тосса, и тролли близорукие! Эх, не хватает гоблинов в первом ряду... Но сталкеры очень заняты — гонят стрелковые бригады, а убийцы убегают на фланг. Им предстоит долгая дорога в дюнах, прежде чем они смогут исполнить то, ради чего я их брал. Не хотелось бы, чтобы их заметили по чистой случайности!
В орла все-таки надо выстрелить — для порядка. Выдвигаю лучника... и вдруг вижу за рекой разведчика людей. Что называется — хорошо, увидел его первым, потому что так и без лучника остаться недолго.
Придется потратить на его подавление время... Хотя почему — потратить? Пусть это так выглядит со стороны, но мы-то знаем, что даем время нашим бравым ребятам для захода в тыл.
Битва у ворот
Малин: Перед воротами крепости вырисовывается косолапый тролль, рядом — еще один и орк при них, а позади — вовсе не лучник, как полагается по правилам искусства, а катапульта. Тем временем лучник и бычий наездник пытаются уничтожить моего разведчика, который даже немного облегчил задачу, напав первым (эх, как не хватает хотя бы первого уровня, на котором дают отравленное оружие!).
На то, что Псмиту не хватит 14 ходов, я особо не надеюсь. Я надеюсь, что он откроется для контратаки. Иногда и плотный строй оказывается великолепной целью! Особенно когда передовой тролль встает на клетку, на которую пристрелян мой арбалетчик и обе катапульты.
Израненный громила отступает, открывая катапульту. Это мой шанс! Только вот вопрос: на добивание тролля я могу пустить только один отряд. Рыцарей — или пехоту? Рыцари добьют точно, но и сами полягут. После чего отряд, который пойдет бить катапульту, окажется в кольце, и...
Нет, только пехотой! Выдвигаем вперед мечника и алебардщика. Ба-бах! Катапульта скрывается в облаке пыли... и возрождается из нее с одним хитом. И зеленый монстр оказался крепковат — выжил, мерзавец. На следующий ход будет как новенький. Ненавижу регенерацию.
Псмит: Подвожу войска к городу, но штурм не начинаю — так, один снаряд из катапульты, для знакомства. Лучника в центре города мне не видно — проклятая близорукость троллей! — но я уверен: он там есть. Он не может не есть.
Пока же разберемся с разведчиком: выстрел, наскок кавалерии. Н-да... С моей стороны — без потерь, но разведчик не добит, а значит, либо возиться с ним дальше, либо давать ему отлечиться и въехать мне в тыл. Нехорошо получилось.
И тут еще моему троллю достается сразу с трех точек! Да, как-то я не рассчитывал на две пушки в городе! Правда, у тролля шкура толстая, но фронт прорвали. Посмотрим на это оптимистично: Анатолий принял бой перед стенами города! К чертям разведчика, пока он будет ход лечиться, попробуем выбить защитные отряды.
Первый раунд считаем ничейным: убитых нет, все отделались легким испугом. Теперь посмотрим, кому быстрее удастся прийти в себя!
За битого двух небитых дают
Малин: Главное — вовремя признать неудачу операции и не превращать мелкий тактический проигрыш в катастрофу. Убираю войска с линии огня, дав на прощание пару пинков троллю (просто чтобы он не отправился вслед за мной). Отвожу разведчика: хотите догонять, форсировать реку — милости прошу!
Тролль подходит к городу... и мой пехотинец, получивший всего пару ран, убегает из-за стен! Трусов и мародеров — расстреливать через одного! Закрепиться в городе оркам я не дам (кто с мечом к нам придет — от двух катапульт и получит), но симптом неприятный.
И все-таки сдается мне, что я не вижу всех войск Псмита. Неужели где-то все-таки летает дирижабль? Воспользуюсь небольшой передышкой и сгоняю орла на разведку.
Псмит: Видимо, Анатолий не смирился с ничейным исходом «Битвы у ворот» и надеется как-то повредить моему троллю. Однако еще Ницше замечал: «То, что не убивает, — делает сильнее». Опыт работы «троллем для битья» принес моему зеленому красавцу уровень, и я, разумеется, выбираю страх — что может быть лучше для штурма городов?
Признаться, я не надеюсь взять город с первого наскока. Про катапульты я еще не забыл. А вот отрезать сбежавшего из города мечника и затоптать копытами быка — самое милое дело. Кажется, это первый настоящий успех!
Одного я не понял: где все это время была вражеская «авиация»?
Скрытые силы
Малин: Надо признать честно: стоять в глухой обороне не получится. После того как у меня остался лишь один оборонительный отряд, а тролль Псмита, похоже, стал «страшным» (иначе с чего бы моему мечнику дезертировать с выгодной позиции?), все, что остается, — это разработать слабость в позиции противника контратакой. Разумеется, продолжая держать ключевую точку.
Я вывожу рыцарей из замка и бросаю на тролля-штурмовика; остаткам доклюет печень боевой орел. Разведчики из-за реки идут в самоубийственную атаку на кавалерию. Жаль, что быков нельзя задержать, просто поставив рядом с ними свой отряд, — «невозмутимость», видите ли...
Тролль убит, катапульта уничтожена. На первый взгляд, можно праздновать победу... но только один вопрос — достаточно ли закрыт город от встречной атаки?
Псмит: Да, «засадный полк» рыцарей оказался более чем некстати! Главное — не в катапульте и даже не в троллях: мой «строй» теперь состоит из беспорядочно рассыпанных по полю отрядов. Правда, о войсках Анатолия можно сказать то же самое, но его город по-прежнему укреплен.
Надо признаться честно: если продолжать битву на открытом месте, я потеряю всякие шансы оставить достаточно сил для захвата города. Поэтому попытаюсь взять его прямо сейчас, благо гоблины-убийцы наконец-то добрались до цели.
Бедро иль крылышка кусок — что подцепить на кончик вилки? Катапульту я, конечно, уничтожу с одного удара, но для штурма важнее выбить арбалетчиков. Была не была — атакую!
Арбалетчики разгромлены. Теперь попробуем вторым троллем выбить из замка алебардистов — ура, получилось! И гоблины-сталкеры, до сих пор почти никак не проявившие себя, успевают вскочить сразу на обе клеточки замка — да здравствует сегментное движение!
Конечно, если бы бой продолжался дальше, моя судьба была бы незавидной. Но условие победы выполнено, а что будут делать мои бравые орки дальше, меня совершенно не касается. Один-ноль.
Малин: Во-первых, мне надо было держаться одного плана, а не пытаться импровизировать. А во-вторых... сдается мне, что причина проигрыша — в поиске недостающего дирижабля. Будь он реален, он нанес бы мне меньше вреда, чем я сам себе нанес, пока его искал.
Возможно, правильной тактикой было бы отвести ударные отряды не за горы, а на левый фланг, чтобы сыграть со штурмующими в «молот и наковальню».
Псмит: Избрав тактику отсиживания за стенами, Анатолий не учел фактора страха, а он делает такую позицию весьма ненадежной. Тролли получают страх с первым же набранным уровнем, после чего выкуривать защитников из замка им становится несложно.
Интересно, что, как сейчас видно, осадные орудия у обеих сторон сработали далеко не оптимально, не окупив затрат. Будь у меня вместо катапульты трое разведчиков для обходного маневра (а не один), победа была бы чистой.
Бой 2. Бег вокруг озера
Начальные условия |
Карта: Стенка на стенку |
|
Анатолий Малин |
Ричард Псмит |
Орки | Люди |
Малин: На этот раз условия симметричны: нам надо взять два города, и врагам также. У нас две армии, у врага, скорее всего, тоже. А вот армии между собой явно отличаются: одна — наступательная (с двумя кавалерийскими полками и дирижаблем), другая — оборонительная (тролль, лекарь-шаман...). Попробуем пойти на поводу у стратегической ситуации: левый фланг рвется в бой, правый старается закрепляться на позиции и давить только после достижения превосходства.
Да, войска в этот раз фиксированные, так что проявить себя нестандартным подбором армии не выйдет. Жаль — но, похоже, карт с подбором армии тут вообще немного, а может — и одна-единственная. Но есть денежный резерв; надо подобрать ему правильное время для использования. Открыты практически все бойцы; надо всерьез задуматься о боевом тролле. Глупо, что не видно, есть ли право на установку еще отрядов...
Псмит: Посередине карты — озеро, а наступления ведутся с двух флангов. Но армии выглядят подозрительно: одна — тяжелый боевой кулак (два отряда рыцарей, два — стрелков, пехота, боевой орел...), другая — какая-то хлипкая (йомены, военный маг...).
По идее, левый фланг — с рыцарями — должен давить, а правый — обороняться... Так-то так, но ведь у противника, поди, тоже усилен именно левый фланг, и стопчет он мне мага как пить дать. Попробую по-другому: объединить силы в одну армию. Рыцари и их свита пойдут в атаку и постараются реализовать свое преимущество (если оно есть), а все остальные быстро убегут через речку на левую сторону карты.
Потенциальный риск состоит в том, что при этом одна из главных целей просто сдается врагу, а значит, вторую можно потерять в случае какого-нибудь рейда разведки. Надо не пропустить никаких «сталкеров» с левой стороны, а потом город прикроет маг и его команда. Обороняться у реки им тоже будет намного легче, чем на исходной позиции.
Время есть; поэтому основной целью ставим разгром вражеских вооруженных сил, городами займемся позже, по достижении численного преимущества.
Орочьи клещи
Малин: Наездники лихо выезжают вперед и... обнаруживают пустой город, на подступах — тоже никого. Как говорил король в фильме «Фанфан-тюльпан»: «Господа! Наш противник нас предал!»
Тем временем на правом фланге обрисовалось нечто, что мои орки, умей они произносить слова более чем из двух слогов, охарактеризовали бы как затруднения. Может, я пессимист, но не вижу, что могли бы противопоставить мои войска такому натиску. Отступать между тем тоже совершенно бессмысленно; это можно было делать с первого хода, уже вторым — слишком поздно. Пехота от рыцарей все равно не убежит.
Очевидно, у Псмита похожая ситуация, но он решил сразу сдать левый город без боя. Теперь надо делать судьбоносный выбор: либо пытаться догонять убегающий правый фланг врага, либо бросать свои атакующие силы на подмогу защищающимся, пытаясь встретиться у реки.
Я выбираю первое. Простой расчет подсказывает, что, отступая, тролль сотоварищи потеряет строй и получит кавалерийский наскок, так что к моменту встречи спасать будет особо некого.
Псмит: Рад был бы сказать, что мои войска отступают с соблюдением полного порядка и дисциплины, но это совсем не так. Они драпают, потому что им вообще нечем держать оборону! Но разведчика я на всякий случай не отвожу со всеми вместе, а загоняю в угол за горы. Если его там убьют, он выиграет немало времени, а если нет — у него есть шанс провести тыловой маневр.
Тем временем я вывожу на ударную позицию левый фланг; он устроен крайне своеобразно — два лучника и всего один оборонительный боец, а резервы между тем выпускать нельзя, покуда никто не погиб.
Итак, я потерял первый целевой город, кое-как встал на бродах, а лихая атака рыцарей сносит вражеского тролля! Что-то без него войска орков на моем левом фланге выглядят совсем неубедительно...
Возрождение тролля
Малин: Тролля мы проводим в последний путь с оркестром, но на самом деле его потерю мы тут же восполним — и уже боевым троллем. Такую возможность даст мне захват обоих городов на левом фланге. А вторую образовавшуюся брешь в строю прикроем дешевыми «мелкими орками». Их задача — погибнуть с честью, не более.
Вражеские рыцари бьются о боевого тролля, как море о причал. Первый уровень он получает чуть ли не за один ход. Нет, как ни крути, монстр — штука полезная, но на нем обязаны быть доспехи!
А вот у левого фланга — затрудненьице: людишки успели спрятаться за реку, и штурмовать их даже с бомбардировщиком совсем непросто. Маг врага затыкает дыры призрачными воинами, а ведь любой выезд на реку будет немедленно опровергнут катапультой. Ситуация сложная.
Попробую сделать вот что: бросаю легкую кавалерию на реку на некотором расстоянии от брода. Если ее пропустят, то она захватит город, а если нет — придется порушить строй!
Псмит: Черт возьми, я просто не знаю, что можно противопоставить проклятому троллю. Он стоит и иронично смотрит, как мои рыцари пытаются своими зубочистками проковырять его латы. Конечно, он вылез из резерва, я тоже могу кого-то позвать... но кого? Пока пытаюсь уничтожить прикрытие. Управился с одним отрядом стрелков, но тролль тут же загрыз рыцарей. Размен — не в мою пользу.
И вот — удача! В досягаемости катапульты оказался шаман. Камень и пикирующий орел избавили врага от целителя. Это мой шанс.
На реке между тем все куда лучше, чем мне казалось изначально. Стрелки славно окопались там и не пропускают ударный кулак врага. На обход наездниками с фланга отвечу просто — приобрету дополнительного бойца и поставлю сторожить город, легкая кавалерия с ним ничего не сделает. А тем временем отправлю разведчика из горного похода по тылам орков — к целевому городу!
Подвиг разведчика
Малин: Ура, враг бежит! На правом моем фланге уже нет никакой «ударной группировки», и тролль со свитой оттесняет остатки вражеских войск сперва к серединному городу, а там и далее. Я больше не собираюсь штурмовать позицию на реке — нет надобности. Если там ситуация останется патовой, я надеюсь успеть реализовать свое преимущество справа.
Стоп, а почему на серединном городе левого фланга — синий людской флажок? Никак я упустил кого-то спрятавшегося? Конница попробует догнать, но фора у мерзавца большая. Впрочем, мой второй город охраняется, и нет причин для паники.
Псмит: Надо признать честно, что идея с концентрацией сил пока ничего мне не дала, кроме возможности слабому флангу выстоять. Зато сильный... не оправдал надежд. Я отхожу назад, изображая паническое бегство, чтобы сойтись обеими армиями вместе. А в серединном городе произвожу рейнджера... и увожу в сторону с пути войск. Глядишь, его не обнаружат в лесу.
И действительно: атака Анатолия смела мою пехоту и рыцарей, лучники отступают... а рейнджер видит перед собой город с одним защитником, причем... мелким орком. Выбить его оттуда и сделать один шаг (да здравствует сегментное движение!) — и город наш. А разведчик справа видит и вовсе пустую цель. Еще одна пиррова победа — цели достигнуты, хоть я и остался без войска.
Малин: Сам виноват, ничего не скажешь. Это любимый фокус Псмита — отдать на растерзание всю армию, но в последнем прыжке выцарапать главную цель. Я обязан был проверить, не оставил ли он кого в тылу, даже если бы это стоило мне темпа. А так получилось нелепо: я выиграл бои на всех фронтах, но ухитрился проиграть войну.
Самое смешное, что, если бы я послал на разведку в первый целевой город дирижабль, а не конницу — я бы этого разведчика увидел. И все сложилось бы совершенно иначе.
Псмит: Из всех моих расчетов оправдалась только ставка на разведчиков. Даже не знаю, стоит ли гордиться такой победой. Если бы я должен был, скажем, удержать эти города еще хода три, мне бы это точно не удалось.
При этом идея отступить правым флангом была, по-моему, абсолютно верной. Держаться эта группировка может только на реке и никак иначе. Лобового удара орков она не выдержит даже при вызове подкрепления: защитных суперотрядов вроде боевого тролля у людей все равно нет.
И как ни странно, уничтожение шамана — вроде бы не сыгравшее роли в дальнейшем бое — оказалось решающим. Он бы остался в тылу и непременно заметил маневр рейнджера.
ФИНАЛЬНЫЙ СЧЕТ |
|
Малин |
Псмит |
0 | 2 |
ПОБЕДА РИЧАРДА ПСМИТА |