Сразу после выхода третьей части серии Command & Conquer стало очевидно, что появление этой игры в «Дуэльном клубе» — вопрос времени. А вот с составом участников вопрос долгое время оставался открытым. И вот почему.
О свой готовности играть сразу же заявил Алексей Шуньков, автор рецензии и руководства, опубликованных в прошлом номере нашего журнала. Но кого можно ему противопоставить? Алексей прошел игру от начала до конца, а кроме того, в течение месяца регулярно тренировался на интернет-сервере, к нынешнему моменту добравшись уже до 30-го уровня.
На право участвовать в дуэли претендовали несколько наших опытных стратегов, но первые же пробные партии показали, что шансов у них нет. А ведь основной принцип «Дуэльного клуба» гласит, что участники должны обладать примерно равной квалификацией. Решение предложил сам Алексей: «Я хочу бросить вызов Феликсу Морозовскому. За победу не поручусь, но в крайнем случае буду достойно сопротивляться».
Попробуем вкратце пояснить ситуацию. Феликс — киберспортсмен со стажем, причем играет он преимущественно в стратегии: Warcraft 3, Starcraft, Warhammer 40.000. Уровень его мастерства вы могли неоднократно оценить по множеству профессиональных статей в нашем журнале. К тому же киберспорт подразумевает высочайший уровень микроконтроля: опытные спортсмены отдают в минуту порядка 200-300 осмысленных команд. Для рядовых игроков эти цифры кажутся запредельными.
Шансы участников уравнивает тот факт, что Феликс начал знакомство с игрой достаточно недавно. На его стороне — многолетний стратегический опыт и высочайшая скорость управления. Есть козыри и у Алексея — глубокое знание игры и богатый набор тактических хитростей.
Итак, впервые в «Дуэльном клубе»: журналист бросает вызов киберспортсмену!
...на заднем плане слышны шум толпы и дружное скандирование.
Дуэлянты об игре
Алексей ШуньковГод рождения: 1981 Образование: физика полупроводников Игровой стаж: 15 лет Игровой журналист, редактор, руководитель видеолаборатории журнала. В компьютерных играх ценит идеи, в стратегиях — хорошую диверсию, в боевиках предпочитает роль снайпера. Коротко об игреСуть Command & Conquer 3 — в быстрой экспансии. Появление среди боевых единиц «разведчика» позволяет основывать побочные базы практически сразу, не дожидаясь развития основной. Такого не было ни в одной из предыдущих игр по тибериевой вселенной: там мобильный сборочный цех стоил дорого, ездил медленно и строился только на военном заводе. Здесь же захват карты и скорейшее освоение ресурсных полей — жизненная необходимость, и все возможности для этого предусмотрены в самой игре. Большая часть воинского замысла здесь, как и в большинстве других стратегий, состоит в выбранном способе развития — то есть в последовательности постройки зданий и, соответственно, войск. Существуют быстрые и медленные пути развития, тактики и антитактики... Однако для победы важно не только оперативно наладить экономику и сформировать сильную армию, но и разгадать планы оппонента. Алексей Шуньков |
Феликс МорозовскийГод рождения: 1984 Образование: социальная психология Игровой стаж: 18 лет Игровой журналист, «прогеймер». Отдает предпочтение игре с живым противником, откуда и пошло увлечение киберспортом. Больше всего ценит стратегии — за баланс между тренировкой реакции и стратегического мышления. Обычно старается не пересилить, а перехитрить противника. Коротко об игреОсобенность Command & Conquer в том, что эта игра основана на макроуправлении. То есть ваше экономическое преимущество в сочетании с контролем положения на всей карте играет более важную роль, чем раздача локальных команд во время боя и отвод раненых бойцов. Для сравнения — в Warcraft 3 несколько потерянных бойцов могут стоить вам победы. Чтобы победить, нужно будет обеспечить хорошее экономическое развитие и контроль над картой. Атака же с нескольких сторон — самый верный способ выиграть сражение. Феликс Морозовский |
Раунд 1. Ассиметричный ответ
Начальные условия | ||
Карта: Арена | Алексей Шуньков Скринны |
|
Феликс Морозовский Скринны |
Алексей Шуньков: Ага, бой будет зеркальным — Феликс тоже выбрал скриннов. Ну вот и славно. Значит, у меня будет какое-то время на развитие: быстрые атаки в самом начале партии не в почете у пришельцев. На ранних этапах стоит опасаться вражеской «электроловушки» в зоне скопления комбайнов, на более поздних — диверсанта-манипулятора, на совсем поздних — флотилии укрытых силовыми полями бомбардировщиков. Что ж, не привыкать.
Феликс Морозовский: В первой игре я решил попробовать мой недавно придуманный блиц, основывающийся на одной неочевидной особенности игры. У расы скриннов есть мобильный пехотинец, отряд которых стоит 800 единиц ресурса и строится восемь секунд; для его заказа необходимы дверь, мозговой центр и оборонный комплекс. Но тот же самый отряд можно получить и иным путем — при продаже «портала». Пехотинцы стоят при этом фактически всего 500 — то есть половину цены портала. Строится портал на две секунды дольше, но это компенсируется итоговой дешевизной отрядов. Кроме того, вам не понадобится оборонный комплекс, а мастерские и так обычно нужны для развития.
Такую тактику можно использовать и для накопления войск параллельно с другим развитием, и как самостоятельную основу для быстрой атаки. Ведь вы, ко всему прочему, можете передвигаться по карте с постоянной куплей-продажей порталов. В конечном итоге получается своеобразная строительная лавина, которая катится к базе врага, обрастая по пути все новыми мобильными пехотинцами. А поскольку они дешевые, то при мало-мальски налаженной экономике у вас останутся лишние средства — на них можно, к примеру, обставиться оборонительными сооружениями уже прямо на базе врага, чтобы усилить натиск.
Я решил использовать блиц, чтобы быстро закончить партию.
Часть 1
Алексей Шуньков: Карта благоприятствует длинному развитию, поэтому спешить с войсками я не буду. Сначала займемся экономикой. Первый обогатитель сдан в эксплуатацию, и комбайн отправляется на промысел. Пока он трудится, рядом появляется реактор, и уже вслед за ним — мастерская, дающая дополнительную очередь строительства. Такое развитие позволяет выдержать баланс между деньгами и производственными мощностями — к моменту появления мастерской денег уже вполне достаточно, чтобы без труда строить в два потока.
Синхронно с постройкой первого обогатителя главное здание испускает из себя «разведчика», чтобы оперативно занять поле синего тиберия на юге карты. Дождавшись, пока он с грехом пополам окопается (что ж так долго-то?), я ставлю рядом два обогатителя, причем второй из них немедленно продаю. В сухом остатке — два поочередно разгружающихся комбайна и облачко ос, оставшееся после продажи здания. Все, экономическая база готова. В первом приближении. Интересно, что там у Феликса?
Феликс Морозовский: Для хорошей войны нужна хорошая экономика. Судя по многочисленным записям боев, которые я просматривал в ходе подготовки к дуэли, один из самых популярных способов развития следующий. Сначала строится мастерская, затем обогатитель и генератор, а сразу после — еще один обогатитель. Второй обогатитель немедленно продается, и на сэкономленную тысячу строится еще один. Затем стоит построить еще один генератор (они нам пригодятся, ведь я, как вы помните, собирался возводить оборонительные сооружения прямо на базе Стажера) и мозговой центр — причем именно в мастерской, чтобы в главном здании тем временем заказать вторую мастерскую.
Ведь в моем варианте развития мастерские будут косвенно играть роль казарм, поскольку именно там будут заказываться порталы для их скорейшей продажи. Далее я строю еще два генератора и приступаю к реализации основного плана: то есть к постройке и продаже порталов. При этом строятся и продаются они в таком порядке, чтобы вся эта строительная конструкция постепенно смещалась в сторону вражеской базы. Посмотрим, готов ли мой противник к такому сюрпризу...
Часть 2
Алексей Шуньков: Параллельно с развитием южного экономического плацдарма я разместил на карте первые пространственные ворота — здание, позволяющее заказывать боевую технику. Вскоре именно отсюда выйдут «поглотители», чтобы отправиться на зарядку орудий тиберием с ближайшего поля. Но это — чуть более далекая перспектива, а пока на разведку отправляется простейший шагающий танк. Он топает к противнику по диагонали, захватывая обзором и центр. Немного погодя облачко ос, оставшееся от продажи обогатителя, летит понизу, открывая южную оконечность карты.
Ага, а вот и противник. Навстречу шагоходу выбежало несколько групп мобильной пехоты, а на границе видимости проявились очертания портала — авиационной базы пришельцев. Пока длилась перестрелка, с востока подошло еще несколько пехотинцев. Танк погиб. И тут произошло что-то странное...
Феликс продал портал, которому с моей стороны ничего вроде бы и не угрожало, а вслед за этим построил еще два и снова продал. Оставшихся от продажи мобильных пехотинцев он повел на северо-запад, к моей базе.
Очень интересная тактика! Похоже, сами порталы он использует только как источник пехоты — ведь авиации в округе не замечено вовсе. Как бы то ни было, нужно срочно готовиться к отражению пехотной атаки. План с «поглотителями» откладывается, и ворота в спешном порядке клепают группу шагающих танков. Ворот у меня уже двое, так что много времени это не займет.
Феликс Морозовский: Пока я копил несколько отрядов мобильной пехоты, чтобы обезопасить себя от возможной атаки противника, ко мне на базу пришел разведчик Алексея. Оперативно расправившись с ним (нет, все-таки как хороши мои пехотинцы!), я занялся другими делами, а именно — продолжил возводить порталы и продавать их, быстро и уверенно продвигаясь к вражеской базе. Важно не продать их сразу все, а обязательно оставить один — тот, который ближе к противнику, чтобы поставить следующий еще ближе, и уже тогда продать задний.
Зная, что против пехоты у противника есть мощное оружие — осы, я поставил в центре карты еще и дверь, где заказал большую партию аналогичных насекомых. Именно они помогут справиться с осами Алексея, если у него такие окажутся, а мобильные пехотинцы займутся уничтожением базы. Кроме того, дверь нужна для строительства фотонных пушек, которые могут потребоваться в обороне.
Часть 3
Алексей Шуньков: Не прошло и минуты, как очертания вражеских зданий показались возле моей базы. Похоже, что, возводя и продавая порталы, Феликс продвигался на северо-запад. А следом шла вся та толпа мобильной пехоты, что набралась с постоянных продаж.
Но гостей ждал достойный прием. Стоило пехотинцам приблизиться, как шагающие танки открыли огонь. Непродолжительная перестрелка, и с наступающей оравой покончено. Похожие на жуков шагоходы почти бесполезны против техники, зато пехоту кромсают с прямо-таки пугающей скоростью. Довершила разгром горстка сброшенных на поле боя ос — они успешно доели последних несчастных пехотинцев противника.
Пора идти в контратаку — благо деньги успешно поступают в казну с двух полей, и самое время подумать о более тяжелой технике. Но все решилось гораздо раньше — противник сам поставил точку в первом раунде.
Феликс Морозовский: Дойдя до базы противника, я бесстрашно ринулся в атаку, но навстречу вдруг выкатилась огромная толпа шагающих танков. И хоть моя пехота — по сути своей противотанковая, но ведь и эти танки, в свою очередь, противопехотные... Через несколько мгновений от моей армии не осталось и следа. Даже продажа нескольких порталов на базе противника не слишком помогла, а без основной огневой мощи и от фотонных пушек толку здесь будет мало. Атака захлебнулась. Поскольку все мое развитие было рассчитано на один точный удар, я не вижу смысла продолжать этот безнадежно проигранный бой.
Разбор полетов Алексей Шуньков: Не уверен, что Феликсу стоило сдаваться так быстро, — вполне возможно, что у него еще были шансы на вторую попытку. Но соглашусь, что провалившийся блиц — не лучшее начало для развития. Сам я сделал акцент на противопехотные силы и мог бы сильно пострадать, если бы у противника оказался в запасе и второй, альтернативный, сценарий атаки, к примеру — небольшая группа танков или истребителей сразу вслед за пехотой. К счастью, этого не произошло. Феликс Морозовский: Уверенный в том, что в арсенале скриннов самые эффективные противопехотные бойцы — это осы и разрушители, я сделал ставку на атаку пехотой под прикрытием ос. Однако уже в процессе боя стало ясно, что я недооценил шагающие танки. Поскольку экономическое развитие я провалил, увлекшись основным замыслом, дальнейшее сопротивление было бессмысленно. |
Раунд 2. Возвышенное строительство
Начальные условия | ||
Карта: Башня | Алексей Шуньков Скринны |
|
Феликс Морозовский Братство НОД |
Алексей Шуньков: Эту карту я особенно люблю, поскольку знаю здесь несколько не вполне очевидных хитростей. Во-первых, это, конечно, очень удобный обходной путь вокруг всей карты, позволяющий выйти к противнику с тыла. А во-вторых, тут есть простой способ начать копать синий тиберий практически с самого начала партии. Смущает только фракция, которую выбрал Феликс, — НОДы очень быстро развиваются, а скринны, напротив, в этом деле наиболее медлительны.
Феликс Морозовский: А я эту карту, увы, вижу второй раз в жизни. Но уже знаю, что добраться до такого близкого синего тиберия не так-то просто. Я намереваюсь все-таки попробовать поскорее захватить ценнейший ресурс, на его основе быстро построить небольшое войско и медленно продвигаться к базе противника. Скажу даже больше — кажется, у меня есть идея, как осуществить этот план с минимальными затратами времени и вообще без траты денег.
Часть 1
Алексей Шуньков: Идея быстрого развития, собственно, состоит вот в чем. По центру карты находится возвышение с башней посередине, а со стороны каждого игрока — по крупному полю синего тиберия. Тот, кто раньше начнет копать именно его, а не мелкое зеленое сразу возле базы, получит немалое преимущество.
Поэтому сначала я построю мастерскую, затем — закажу одновременно энергостанцию и обогатитель. И вот когда электростанция готова, а обогатитель все еще строится в мастерской — сверну летающий сборочный цех и перелечу на возвышение. К моменту, когда главное здание долетит и вновь укрепится на земле, обогатитель как раз будет готов и тотчас же встанет вплотную к скоплению синих кристаллов.
Все прочие расы, кроме скриннов, такой роскоши себе позволить не могут — их главная постройка не летает, и им пришлось бы кататься для этого в объезд, теряя ценные секунды.
Феликс Морозовский: Сначала, как полагается, я возвел мастерскую, затем свернул сварочный цех и подкатил его чуть ближе к синему тиберию, но не поднимался по лестнице, а просто окопался рядом. Потом я заказал обогатитель. Подвинутый сварочный цех еще не позволял мне поставить здание наверху — наверное, что-то было сделано неправильно. И я поставил его на зеленую площадку. Но второй обогатитель, произведенный в цехе, я уже смог запихнуть наверх и, таким образом, успешно начал сбор дорогого ресурса.
Часть 2
Алексей Шуньков: Следом за первым обогатителем идет второй, а параллельно — дверь, на случай если потребуется немного противотанковой пехоты. Карта не слишком большая, и закладываться на совсем уж далекую перспективу не стоит: чем быстрее мы выкопаем синее поле, тем ближе победа. Третий обогатитель я продал, как только построил, — это самый дешевый способ запустить в эксплуатацию новый комбайн. Готовы ворота — можно строить технику, а мозговой центр позволит выбирать ее из более широкого списка.
Тем временем на востоке замечено шевеление пехоты противника. Построив пару ульев от залетных вражеских техников (ну мало ли?), я начинаю спешно клепать войска. И тут из тумана войны появляется... военный завод, причем совсем близко от моей базы, — быстро это он! Такими темпами здесь скоро будет не продохнуть от нодовских легких танков. Вся наличествующая армия (увы, ее пока немного) отправляется на уничтожение опасной постройки.
Феликс Морозовский: Я возвожу последовательно два генератора и казармы, потом третий генератор и военный завод. Самое время построить, а затем продать еще один обогатитель. В казармах нанимаю инженера, чтобы захватить вышку внизу карты. На готовом военном заводе первым делом строится один «рейдер», чтобы отправить его на разведку. Следом я строю научный центр и еще один военный завод, чтобы в промышленных масштабах выпускать «скорпионов». Одновременно с этим я продвигаюсь к базе противника, строя генераторы и перемежая их оборонительными постройками.
Ага, Алексей атакует пехотой. Временно приостановив постройку «скорпионов», я срочно разбавил армию несколькими «рейдерами», а нехватку танков компенсировал возведением лазерной пушки.
Часть 3
Алексей Шуньков: Дела идут неважно. Похоже, где-то в тылу у Феликса есть еще по меньшей мере один завод, и танки ползут оттуда непрерывно. Причем действует он умно, сочетая их с противопехотными машинками. Пулеметы строчат не переставая и косят моих солдат, а танки продвигаются в глубь укреплений.
То небольшое количество техники, которое я успел построить, какое-то время держит оборону, но вскоре тоже разлетается в хлам. Стационарную защиту постигает та же участь. Ну и наконец, вражеская база продолжает наползать на мою, ощетиниваясь турелями и лазерными пушками. Пусть и не тяжелыми «обелисками», но на нынешнем уровне развития и простых лазеров более чем достаточно.
База на возвышении практически уничтожена, попытка прорваться в тыл врага — резко пресечена. Да, кажется, я начинаю понимать, что такое киберспорт. Создается ощущение, что Феликс в отдельности командует каждой своей машинкой, направляя огонь на нужные цели поименно...
Ну вот и все. Моя тыловая база практически беззащитна, комбайны потеряны, а с востока все идут и идут новые силы противника. Деньги кончились, строить не на что. Good game!
Феликс Морозовский: Подавив первое наступление пехоты, я приостановил производство «рейдеров», так как противник уже не мог копить пехоту и достаточно было всего пяти машинок для сдерживания этого рода войск. Вместо этого я переключился на массовое производство «скорпионов» и с помощью кнопки Alt отдавал приказы о прицельном огне по каждой из машинок противника — это сильно повышает эффективность уничтожения врага. Заметив, что небольшой отряд хочет прорваться в тыл, я выслал три «скорпиона» и расправился с негодяями.
Медленно и основательно я продвигался в глубь базы врага, уничтожая все новых бойцов фокусировкой огня. Когда численность армии стала достаточной, чтобы уже не обращать внимание на единичные танки, я начал методично уничтожать генераторы и здания, изредка стреляя по вражеским войскам, — впрочем, им и этого хватило. Через несколько секунд от верхней базы противника не осталось и следа. Недолго думая, я перешел к главной.
Разбор полетов Алексей Шуньков: Признаться, после первой победы я сильно недооценил противника. К тому же НОД — заклятый враг скриннов. Если у пришельцев развитие подчеркнуто медленное, то база Братства развивается с откровенно пугающей скоростью. Не успеешь и глазом моргнуть, как на едва отстроенную базу уже вламывается толпа «скорпионов», в воздухе носятся истребители и прогноз по дальнейшей партии уже крайне неблагоприятный. К тому же Феликс придумал очень элегантное решение с развитием — не поднимать сборочный цех на возвышение, а просто подвести его поближе, чтобы сразу строить верхние здания. Это еще быстрее, чем в моем варианте. Вот и результат. Феликс Морозовский: Не слишком хорошо зная особенности расы скриннов, я тем не менее понял, что для создания достойной армии им нужно время, — поэтому ни в коем случае нельзя им его предоставлять! Выбирая братство НОД, я исходил именно из этих соображений. В конечном итоге, как я и рассчитывал, Стажер просто не успел приготовиться к стремительной атаке и был сметен простейшими танками. |
Раунд 3. Очень тяжелая артиллерия
Начальные условия | ||
Карта: Трубопровод | Алексей Шуньков Скринны |
|
Феликс Морозовский Глобальный совет безопасности |
Алексей Шуньков: Этот бой — решающий. Теперь я уже по достоинству оценил противника и буду крайне осторожен. Ясно одно: по скорости я сильно уступаю Феликсу, и делать акцент на грубое силовое противостояние нет смысла — в лобовом бою он ловко фокусирует огонь и может победить даже при некотором моем численном превосходстве. А его тоже не предвидится.
Но ведь мне не нужно «убить всех». Достаточно всего лишь снести базу, а для этого открытый бой вовсе не обязателен. Попробую-ка я в деле пару мелких пакостей, которые до сего момента придерживал в рукаве.
Феликс Морозовский: Раз уж первые два боя я отыграл за разные расы, то и третий пусть не будет исключением. Поэтому я выбрал ГСБ. Карта способствует хорошему экономическому развитию, а значит, я могу спокойно и без эксцессов дожить до знаменитых танков «Мамонт». А больше ничего, собственно, и не надо — эти махины без труда сравняют с землей всю армию и базу противника. Единственное, что нужно помнить при обращении с «Мамонтами», — не стоит пускать все войско в лобовую атаку, лучше поделить его на несколько частей и напасть с разных сторон. Вот такой вот незатейливый, но, по-моему, действенный план, до реализации которого, правда, еще дожить надо.
Часть 1
Алексей Шуньков: Это одна из немногих карт, где, на мой взгляд, «разведчики» не нужны вовсе. Разумеется, если речь о машинке с таким названием, а не о разведке местности. Все три ближайших тибериевых поля захватываются простым расширением базы, если правильно подойти к этому вопросу.
Строимся следующим образом. Сначала обогатитель (пусть деньги начнут поступать как можно раньше), затем энергостанция и мастерская. Последние два здания я строю не как попало, а ставлю четко в сторону соседнего поля с синим тиберием. Дальше — два обогатителя: они продолжают цепочку, ведущую к заветным синим кристаллам. Первый из них сильно не достает (его мы вскоре продадим), а вот второй становится уже совсем близко. На выходе имеем один обогатитель на два комбайна и кучку ос, оставшихся от продажи: это будущие разведчики.
Разведывать мы будем аналогичное поле синего тиберия у противника: там ведь тоже наверняка копошатся комбайны, и не факт, что они хорошо защищены. А тем временем построим еще один обогатитель, совсем уже в упор к синим кристаллам. Предыдущий опять же продадим. Поскольку три комбайна на одно здание — это перебор, один перенаправим в сторону основной базы, чтобы их было по два на каждую постройку. Пока все красиво.
Феликс Морозовский: Для начала нужно как можно скорей пробиться к залежам синего тиберия на западе карты, а для этого нам понадобится кран. Построив его, начинаем в сборочном цехе делать генератор и казармы (затем обогатитель), а кран все это время трудится над первым обогатителем. Главное — правильно расставить здания, чтобы продвигаться все ближе и ближе к заветным залежам. Первый обогатитель становится далеко от нужной позиции, но ничего, на подходе уже второй, и он уже будет именно там где надо. Ставить обогатитель еще ближе не вижу смысла, все равно два комбайна будут стоять в очереди.
На главной базе возводим еще один генератор и два обогатителя, один из которых также продаем. Но и здесь мы ставим постройки не как придется, а так, чтобы неуклонно продвигаться все ближе и ближе к восточным залежам тиберия.
Часть 2
Алексей Шуньков: Помните, я обещал мелкие пакости? Ну вот, сейчас и приступим. Мозговой центр органично вписывается в футуристическую архитектуру моей базы примерно в тот момент, когда осы-разведчики достигают противоположного конца карты. Ну да, так и есть: дальнее синее поле уже вовсю возделывается комбайнами противника. Хлоп! И в уютный закуток у входа ставится электроловушка, начинающая понемногу ковырять молниями вражеский комбайн. И тут уж одно из двух — или Феликсу придется отводить полезную машинку и муторно расправляться с «ловушкой», или он потеряет комбайн.
Так... Занятие для противника я придумал, пора отвлечься и на свои дела, пока он там усмиряет комбайны... И дел этих у меня ровно три. Первое — расставить по «своим» полям ускорители роста. Готово. Второе — приступить к постройке войск, а третье — добраться до очередного, восточного поля тиберия. Две последние задачи мы можем прекрасно совместить, и вот каким образом.
Строим две энергостанции и ставим их на дальневосточной оконечности главной базы. Затем аналогично строим двое «ворот» и выстраиваем вереницей в направлении заветного поля. И наконец, заказав на них изрядную порцию танков-поглотителей, строим два добывающих здания с комбайнами. Цепочка успешно упирается в зеленое поле, первый обогатитель продается, и вот уже две машинки-сборщика по очереди свозят ценный груз в нашу казну. Спустя какое-то время сюда надо будет добавить еще пару обогатителей: поле-то большое, на всех хватит. Но всему свое время...
Феликс Морозовский: Как только я начал собирать тиберий, откуда ни возьмись возникла исключительно вредная конструкция, стреляющая молниями. Приходится отводить комбайны и срочно строить что-нибудь наступательное, но у меня еще нет завода! Скрипя зубами, возвожу орудие «страж». Кое-как отбившись от первой атаки, я возвращаюсь наконец к развитию базы. Сейчас самое время строить военные заводы — их у меня будет три. Денег понадобится очень много, а тратить их придется быстро. Следующим зданием в очереди стал штаб ГСБ — чтобы возвести техцентр, в котором мои ученые в срочном порядке приступят к исследованию «орудий Гаусса». Все эти постройки выставлены в одну линию, идущую к восточным залежам тиберия. Там опять-таки появляются два обогатителя, но ни один из них уже не продается, так как вскоре к ним прибавятся комбайны, собирающие синий тиберий, — ведь небольшое поле уже близится к полному истощению.
Ну вот и все, денег вполне достаточно, технологии исследуются, цепочка развития выстроена. Пришло время для массового производства танков «Мамонт» на всех заводах. Глобальный совет безопасности готовится к наступлению...
Часть 3
Алексей Шуньков: Развитие базы движется к завершающей стадии, а противника пока особо не видно. Ну и славненько. Одна из мастерских породила, наконец, техцентр, а ворота без устали выпускают в свет поглотителей — лучевые танки, заряжаемые тиберием. Без него они тоже, конечно, стреляют, но плохо, поэтому по мере постройки направляются на ближайшее зеленое поле.
Постройка техцентра принесла с собой большую энергетическую революцию, и вскоре все энергостанции были успешно улучшены. Теперь даже уничтожение нескольких из них не оставит лагерь без электричества. Непрерывно растущую группу танков я решил дополнить мобильной пехотой — ведь после «плазменного» улучшения она становится грозной силой даже против «Мамонтов» и к тому же обучается сбивать авиацию.
На повестке дня еще две мелкие пакости, никак не мешающие развитию основной идеи. Для первой мне нужно три ассимилятора: захватить до поры ничейную электромагнитную пушку в центре карты, а также две прилегающих турели. Для второй не нужно ничего, кроме ворот: подготовив манипулятора, я вдоль крайней западной стеночки потихоньку направляю его пробираться к вражеской базе...
Феликс Морозовский: Развитие базы идет полным ходом. Единственное, чего мне стоило опасаться в армии противника, — это большого количества мобильной пехоты, которая отлично справляется с танками, — но и для них есть сюрприз. Постройка оружейного склада дала мне возможность вызвать три отряда снайперов, которые с легкостью решат проблему еще на подходе, если таковая возникнет. Главное — держать эти отряды под прикрытием, чтобы их не смогли вычислить и нейтрализовать раньше времени.
Пока все мирно. Тишину нарушают только доклады очередного танка «Мамонт» о прибытии. Их уже более двадцати...
Часть 4
Алексей Шуньков: Ассимиляторы успешно добрались до электромагнитной пушки, не вызвав возражений со стороны Феликса. Одно из двух — или он ушел глубоко в себя и сейчас созерцает красоту и богатство своего внутреннего мира, или замышляет что-то грандиозное. Увы, скорее второе. Но так или иначе, пушка заряжается и достаточно скоро будет способна парализовать большую группу техники, а если повезет, то и сбить значительную часть военно-воздушных сил противника, буде у него таковые имеются.
Тем временем манипулятор (который моя благоверная супруга метко обозвала «чавкалкой») вплотную приблизился к базе врага. Все тихо, никто вроде как и не против... Дождавшись, когда достроятся две цитадели бурь, я пробрался в глубокий тыл и безо всякого труда захватил сборочный цех. И тотчас же поставил по бокам от него эти постройки, с виду похожие на гигантские расчески, а само здание продал. Примерно к этому моменту издалека стали подтягиваться запоздалые «Мамонты» Феликса, но залп электромагнитной пушки заставил их немного повременить с расправой над непрошеными гостями.
Тем временем инженер, непорочно рожденный от продажи сборочного цеха, захватил ближайший перерабатывающий завод, а чавк... манипулятор взял под контроль еще одно здание. Дальше, конечно, разгуляться мне уже не дали, но тоже ничего. Паника в рядах противника, отключенный радар, завод — словом, урона получилось тысяч эдак на десять-пятнадцать, ну и задержка вдобавок... А главное, все это отвлекало Феликса от моего основного плана, который все это время успешно воплощался в жизнь на изначальной базе. О нем — чуть позже.
Феликс Морозовский: И вот, только я собрался идти в атаку, как у меня погас радар! Я в ужасе. Что произошло? Как я пропустил армию, уничтожившую сборочный цех? Внизу карты я заметил маленького солдатика и предательскую линию, ведущую от него к моему зданию. Вернее, уже не моему.
Итак, мое центральное строение захвачено одним-единственным интервентом, невесть как прокравшимся в тыл главной базы. Но от этого не легче. Тут же на базе выросли две цитадели бурь и принялись поливать молниями соседние постройки. С ними я, конечно, вскоре справился. А вот догнать пакостника оказалось куда сложней, поскольку Алексей выключил электромагнитным залпом передние танки в колонне. Мало того, что они не смогли стрелять сами, так еще и создавали преграду для остальных. Пока их обходили остальные, эта гадость сумела убежать. Благо танков у меня и на соседней базе оказалось достаточно, и торжествующий диверсант выбежал прямо на них. Где его, собственно, и настигла заслуженная расплата за содеянное.
В военном заводе пришлось сразу заказать новый сборочный цех и развернуть его прямо рядом с заводом. Нельзя же жить без радара...
Да, недооценил я коварства Алексея. Более того, я уже был абсолютно уверен, что он нападет, пока у меня нет радара. Но этого, к счастью, не произошло.
Часть 5
Алексей Шуньков: А суть моего «грандиозного плана» вот в чем. Пока ассимиляторы захватывали электромагнитное орудие, пока прятался по углам и хулиганил в тылах манипулятор — все это время на базе кипела работа в порталах. И как рыбы, всплывали со дна серебристые... нет, не аэростаты — разрушители. Десяток таких красавцев в момент сносит вражескую базу, если, конечно, противник вовремя не озаботился средствами ПВО. А он этого не сделал со всей определенностью — не зря ж я по его базе манипулятором скакал. Успел и оглядеться, и беглую инвентаризацию провести.
И что бы ни скрывалось на восточной базе, центральную я снесу в момент. Энергии почти наверняка не хватит, и то, что останется на востоке, тоже будет без промедления сметено. Главное в этом деле — поставить бомбардировщики в агрессивный режим; тогда они по собственной инициативе бомбят мирные здания даже во время полета, не требуя от игрока чудес микроконтроля.
Итак, даже не десять, а одиннадцать тяжелых бомбардировщиков в энергетической броне отправились в путь — не привлекая внимания, вдоль самой западной стены. Пусть это будет сюрприз.
Но и Феликс, как оказалось, не дремлет. На противоположном конце карты из темноты начала понемногу выползать степенная танковая колонна. Наверняка уже улучшенная пушками Гаусса — словом, компания крайне неприятная. Очень скоро она докатится до моей базы, и остановить ее, в общем-то, нечем. Но это и не важно...
Феликс Морозовский: Ну вот и закончились неприятности. Сборочный цех восстановлен, на границах все спокойно, а это значит, что самое время расширять эти самые границы, а сперва — перегруппироваться. Танков уже больше тридцати, и управлять такой толпой как одной группой просто невозможно. Я начинаю делить их на примерно равные части и расставлять в центре карты... Неожиданно откуда-то с запада раздаются выстрелы: это открыла огонь захваченная Стажером турель. Стреляет она не слишком мощно, но мешает расстановке войск, раздражает и выдает противнику мое расположение...
Но вот я опять готов к битве. «Вперед!» — и первая колонна танков ринулась на врага...
Часть 6
Алексей Шуньков: Началось самое интересное. «Мамонты» Феликса встретили упорное сопротивление поглотителей. Храбрые танки изо всех сил поливали неприятеля зелеными лучами, но вскоре были, естественно, вмяты в грунт. «Мамонтов» явилось больше двух десятков, и чтобы долго удерживать такую компанию, мне бы стоило припасти что-то посерьезнее.
А разрушители с другого конца карты, не встречая сопротивления, принялись с воздуха поливать густым огнем вражеские домики... Теперь все решает скорость. Ведь побеждает тот, у кого не останется ни одной постройки, а войска при этом не учитываются вовсе. Пришла пора выкатить мое секретное оружие, а заодно и рассказать вам о нем.
Как известно, «постройками» игра считает все, кроме средств обороны и всяких там ускорителей роста тиберия. К примеру, окопавшийся «разведчик», который не может ни строить, ни что-либо производить, — типичнейшая «постройка». Достаточно загнать одного такого в дальний уголок, и противник сломает голову в поисках оставшихся зданий моей базы. Тем временем авиация успешно довершит разгром в стане врага. Обидно, наверное, оказаться проигравшим с такой армией «Мамонтов»...
Видимо, увлекшись этой идеей, я немного промедлил. По-хорошему стоило построить «разведчика» заранее и уже где-нибудь прикопать на черный день... Увы, об этом я подумал слишком поздно. «Подвиг разведчика» не удался — покидая уже осаждаемую базу, храбрый колонизатор подвернулся под один из крайних танков в наступающей колонне, получил пару залпов и осыпался мелкими осколками...
В тот же миг рухнули и мои надежды на победу.
Да, бомбардировщики продолжали свое смертоносное шествие — закончив с главной базой врага, они уже приближались к восточной. Еще тридцать-сорок секунд, и там тоже будет выжженная земля. Но их нет.
Колонна «Мамонтов» катится по моей базе, сметая все на своем пути. Гаснет радар, взрывается последний тибериевый завод возле синего поля... «Вы проиграли!» — провозглашает замогильный женский голос. Увы, не могу с ним не согласиться.
Феликс Морозовский: С началом атаки, как из-под земли (а точнее, все ж таки с неба), на западе карты появились разрушители и начали бодренько ровнять мою базу с землей. Учитывая скорость танков «Мамонт» и нынешнее расстояние до базы, разворачиваться уже поздно. Выход один — надо просто снести Стажеру все постройки раньше, чем это успеет сделать он. Для подстраховки я начал строить генераторы и различные совершенно ненужные здания, продвигаясь к своим армиям «Мамонтов». Просто для страховки.
Зная, что воздушные войска, к тому же рассчитанные на уничтожение зданий, гораздо быстрее справятся со своей задачей, я послал танковые группы в разные стороны: на восток, север и запад. Это позволит увеличить число одновременных выстрелов по базе Алексея и быстрее с ней расправиться. По дороге мне встретился небольшой отряд каких-то мелких танков, но они не смогли оказать сколько-нибудь стоящего сопротивления. Как я и предполагал, тактика с разделением войск оказалось эффективной. База врага была уничтожена в считанные секунды, тогда как мою его авиация умяла еще только наполовину. Победа!
Разбор полетов Алексей Шуньков: Спрашивается, ну что мешало мне отправить «разведчика», допустим, в дальний северо-восточный угол, поближе к тибериевой вышке, и прикопать там до поры до времени? Кто в здравом уме стал бы искать там остатки базы? Второго с тем же успехом можно было бы для надежности спрятать возле электромагнитной пушки по центру, третьего — заслать куда-нибудь на запад... Самое обидное, что денег бы на это, в принципе, хватило, а даже одна дополнительная минута позволила бы авиации довершить начатое: вернуться туда танками Феликс бы уже не успел, равно как не успел бы отыскать запрятанные «аварийные базы». При отключенном-то радаре... Но нет, меня так увлекла идея, что я спустя рукава позаботился о ее реализации. В итоге один неосторожный маневр, пара фатальных выстрелов — и до жути обидное поражение. Впрочем, несколько умнее можно было сыграть и раньше. Так, к примеру, вторгшись на вражескую базу манипулятором и захватив сборочный цех, стоило бы построить там не бутафорские расчески, а передатчик. Тотчас же вызвать «Корабль-матку», продать оба здания и наслаждаться разгромом гораздо большего размаха. Словом, сколько дельных мыслей приходит в голову после боя... Эх, мысли-мысли, где ж вы были тогда?.. Феликс Морозовский: Как говорится, все гениальное просто. Самое простое и незамысловатое развитие за ГСБ — это построить толпу танков «Мамонт» и задавить армию противника. Но тот преподнес мне пару сюрпризов, последний из которых едва не стоил мне поражения. Почему он позволил мне снести его базу? Впоследствии, разбирая этот бой на пару с недавним соперником, я понял, что отнюдь не все было так однозначно... Плюс-минус пара секунд, и исход мог быть совсем иным. Хотя и не факт — не зря ж я тоже строил себе резервные здания. На мой взгляд, рано или поздно авиация дошла бы до группы «Мамонтов», где ей бы и настал конец. |
Финальный счет | |
Шуньков |
Морозовский |
1 |
2 |
Победа Феликса Морозовского |