Оружием для очередной дуэли была выбрана игра во всех отношениях необычная: Majesty, знаменитая стратегия непрямого контроля. Как известно, в ней не работает большинство навыков, позволяющих одержать победу в классических стратегиях реального времени; ведь микроконтроля там как такового нет, а добиться экономического доминирования совсем непросто. Посмотрим, как поведут себя дуэлянты в таких непростых условиях.
Напомним, что игроки не могут напрямую управлять ни одним своим бойцом. Им дано право планировать отстройку города, нанимать героев, творить заклинания... А вот командовать войсками можно лишь одним способом: назначая награду за уничтожение какой-либо цели или разведку местности. Выиграет тот, кто лучше сумеет понять загадочные характеры своих воинов и устремить их к победе.
Сегодня в нашем клубе сойдутся в поединке Алексей Шуньков и Псмит. Условия боя — стандартные: 30 000 монет каждому, начальные строения — случайные.
Раунд 1
Псмит: Поле боя открывается... Увы, раньше, чем я увижу его, планы строить нет смысла: мало ли в каком состоянии достанется мне держава. Случайные условия.
Итак, мне подарили воинскую гильдию и храм бога Дауроса. Паладинов можно ставить в строй немедленно.
Первым делом надо определиться с планами на битву. Исхожу из того, что Алексей постарается создать несокрушимую оборону — обычно он идет на авантюры только в самых исключительных случаях.
Чем на это лучше ответить? Можно было бы попытаться организовать блицкриг, но для этого лучше подходят силы зла или варвары, а меня уже «подписали» служить добру в лице Дауроса. Стало быть, пойдем на хитрость. Попробуем добыть победу волшебством! Солдаты могут подвести, но чары — никогда!
Для этого нам понадобятся два ключевых строения: Sorcerer's Abode и Temple to Helia.
Вообще я когда-то уже упоминал, что терпеть не могу стратегии непрямого контроля. Все куда-то бегут, все заняты личными делами. И плевать — король ли я, военачальник или сам Господь Бог... Нет уж, пока у солдатика настроение творческое не наступит, никакой войны. Приказ? Что за слово такое? В итоге, признавая ценность таких игр как жанра, как игрок я все же предпочитаю максимально прямой контроль...
Здесь будет город-сад
Псмит: Меня без спросу завербовали в крестоносцы. Ну, держитесь, силы зла и все остальные! |
Псмит: Ну-с, начнем. Первым делом обеспечим себя средствами на будущее, а моих верных бойцов — магазинами для траты заработанного. Крестьяне спешно возводят рынок, кузницу и волшебный базар, а тем временем воинская гильдия готовит оборону для города. Первый паладин в качестве дипломного проекта притащил убитого крысолюда; он сам его зарубил, не дожидаясь просьбы. Вот что значит — честь и доблесть!
Псмит: В мавзолее пока воскрешать некого: силы добра после смерти туда не попадают. Но пусть стоит — есть не просит. |
Однако доблесть имеет и оборотную сторону: гордые паладины вечно стесняются отступить перед превосходящими силами. Надо строить храм Агрелы и призывать на службу целителей. А также изучить в этом храме чары воскрешения.
И вот уже мой город густо населен: кишмя кишат паладины (я построил им вторую гильдию), лекари и монахи. Но дальше развивать экономику не получается: негде строить торговые посты, чтобы те отправляли на рынок караваны. А все потому, что бравые вояки почему-то считают разведку ниже своего достоинства. Вы скажете — почему я не производил следопытов? Не люблю я эту беспокойную публику. Лезут куда не просят, а потом прибегают домой со стадом монстров на хвосте: Ваше Величество, защитите!.. Нет-с, по мне, уж лучше воры.
Stager: Магический рынок — еще один способ отнять у подданных деньги. |
Stager: Начальная жеребьевка осчастливила меня храмом Фервуса, избавив от необходимости трудного выбора. Ведь храм применительно к Majesty выступает фактическим аналогом расы: выбрав вероисповедание, его уже нельзя сменить. Остановившись на одной из трех пар дружественных друг другу богов, потом останется выбрать только между храмами солнца или луны.
Итак, не утруждая себя вопросами мировоззрения, я приступил к застройке пустующих площадей. Рынок, торговый пост, кузница. И еще я решил пораньше построить гильдию магов с примыкающими к ней библиотекой и магическим базаром. Поднявшись до высоких уровней и выучив нужные заклинания, эти старички составляют грозную силу, но на начальных — очень слабы. Если и строить их, то в самом начале, чтобы успели потренироваться.
Жаль, что я не в углу, а строго по центру: когда мавзолей открыт для посетителей, это не здраво.
Век изобилия
Псмит: Воры не обманули моих ожиданий: быстренько разведали все, что я поручил, и ничего сверх того. Бесплатно они даже в зубах не ковыряют. Одобряю.
Я отстроил три торговых поста, все более-менее прикрыл башнями, довел кузницу до совершенства — пора приглашать в гости гномов, строить Sorcerer's Abode и храм Солнца (то есть Гелии)... и понемногу расширяться.
Надо признать, пока что воинство показывает себя достаточно дисциплинированным: уничтожает логова монстров, следит за порядком в городе... Порой даже кажется, что мое величество могло бы взять отпуск на недельку без риска для жизни. Конечно, это впечатление обманчиво, но приятно в это верить.
Чем хороши силы добра — целители знают свое место, не считают себя бойцами передней линии и честно лечат паладинов с безопасного расстояния. Чем они плохи — в мавзолее никого из служителей света не хоронят. Прозевали воскрешение — все, герой нас покинул навеки.
Ну вот — налажен бесперебойный приток денег, все нужное построено. Теперь надо провести глубокую разведку земель Стажера: для моих целей совершенно недостаточно знать, где находится его дворец. Другие планы я реализовать все равно не смогу: у меня нет опытных волшебников, а на финальных стадиях игры именно они оказываются главной боевой силой.
Stager: Огромное беззащитное здание. Что может быть лучше для тренировки воинов? |
Stager: Лучники потопали на разведку, колдуны пробуют на нейтральных монстрах первые заклинания, рынок понемногу расширяет ассортимент. Защитой выступят магические башни. Единственный их недостаток: они управляются вручную, то есть сами никуда стрелять не станут, пока не скажешь им «Enchant Tower!». Вот тогда — пожалуйста, любой каприз за ваши деньги, стрелять так стрелять.
Основная ставка будет на магию, магов и заклинания, поэтому в комплект к изначальному храму возводится второй недостающий. А на востоке разведчики нашли полуразрушенный замок. Вот туда-то и пойдут тренироваться бойцы: им ведь неважно, кого бить для получения опыта, зато замок не даст сдачи. Надеюсь, что пять сотен золотых послужат им хорошим стимулом.
Псмит: Что нужно для организации торговой точки в наше сложное время? Один киоск — и три баллисты. Иначе товар-то приобретут, а заплатить — забудут |
Ах, как славно мы умрем!
Псмит: О великий час: мои паладины обнаружили ЗЛО! Зло представлено парой культистов и волшебником Стажера... плюс несколькими скелетами. Уничтожение скелетов — занятие, которому любой уважающий себя паладин предается сладострастно. Я пытаюсь ласково убедить их заняться окружающими зданиями, предлагаю награду, но — что такое деньги для истинного рыцаря?
Псмит: Злодеи спокойно смотрят, как мои паладины резвятся в их городе. |
Кажется, я напрасно пренебрегал пропагандой, то бишь строительством памятников. Эти доблестные воины чихать хотели на мои приказы, они видят Зло и намерены истреблять его до упора. Впрочем... я ведь и не собирался завоевывать царство Алексея. Так что сочтем это «издержками».
Ну а кончилось это так, как и должно было. Нарубив столько костей, что хватит на цистерну холодца, герои пали смертью храбрых, в душе надеясь, что я заплачу нужную сумму и воскрешу их для новых подвигов. Воскрешу. Куда деваться-то?
Stager: Пока суд да дело, я решил осмотреться. Уже разведан приличный кусок карты, и с юга понемногу подтягиваются силы Псмита. Правда, это пока еще не «силы», а одинокие воры, отправившиеся бродить для собственного удовольствия. Но задуматься уже заставляет.
Вслед за ворами пошли паладины. Глупо с их стороны, что не может не радовать. Тут-то и пригодилась команда магическим башням стрелять во все синее без предупреждения. Кажется, я потерял пару культистов, но это мелочи: по деньгам я пока в плюсе.
Разведчики продолжают открывать карту, и вот на ней уже наметились очертания пограничных владений противника. Пока, благо, незащищенные, так что, наверное, стоит рискнуть и пощипать его немного. Авось что-нибудь снесем, да и опыт лишним не окажется...
Штурм снежной крепости
Псмит: Алексей нанес мне встречный визит вежливости; мои орлы его, конечно, отразили, но надо предоставить ему другое занятие. А заодно — отвлечь от настоящего плана.
Для этого на двух третях пути к его королевству будет основан, не смейтесь, трактир. При поддержке нескольких башен с баллистами. Когда планируют массированное вторжение — обычно поступают именно так.
Псмит: Всего по 200 монет за каждую башню? Что-то он меня совсем не ценит! |
А тем временем мои герои наконец-то отправились в экспедицию в поисках Северо-Западного Полюса, то бишь угла, где должен располагаться дворец царя Алексея.
Но... что это? Полюс обнаружен, и он девственно пуст. Бравых полярников встречают всего-навсего два медведя (даже не белых!) и один заплутавший вражеский культист. А дворец обнаруживается, вопреки всем законам географии, в центре северной стороны карты, совсем недалеко от тех мест, где паладины развлекались рубкой скелетов. Вот те раз...
Между тем мнимый форпост радостно разгромили. Ну и ладненько — мои вояки тоже получили на этом опыт, и, кажется, обошлось без жертв. Кстати, об опыте: по карте уже вовсю похаживают герои «надцатого уровня». Недавно я наблюдал, как моего паладина бодро грызли двое троллей, не в силах снять с него больше 2 хитов.
Stager: Не могу сказать, чтобы я особо преуспел в нападении. Нет царя в голове у стрелков, ну нету, и все тут. Пострелять куда-нибудь хохмы ради — это завсегда пожалуйста, но чтобы вот так, в угоду какому-то стратегическому плану, сообща взять да и снести одно здание, а затем второе... Это не их метод. В итоге, основательно потрепав недостроенную баллисту и разрушив избушку, легкомысленное воинство схлопотало в лоб и решило развлечься где-нибудь в другом месте, где не так больно.
Stager: Экстрим-бар «У государственной границы». Проблемы — за счет заведения. |
Тем временем в центре карты начался какой-то абсурд... Отряд рабочих, облаченных в единую униформу, в режиме строжайшей секретности принялся строить... пивную. Атмосферу загадочности усиливали заложенные вокруг орудийные башни. Складывалось ощущение, что внутри обманчиво замызганных стен убогой хижины расположился не кабак, а как минимум завод по производству урановых гномов.
Но каковы бы ни были грандиозные планы врага, именно тут и «развлеклись» побитые лучники. «Спорим, я вон тому крестьянину точно между глаз влеплю?» — кричал один. «А я зато вот эту дощечку прям-таки в щепки разобью... Гляди... Ки-я!» — не отставал второй.
Не оставив камня на камне от стратегической таверны, стрелки заметно повеселели и наперегонки побежали домой, сияя румяными щечками.
Проект джинн-бомбардировки
Псмит: Но вот — дворец обнаружен, казна полна, можно начинать осуществление Главного Плана, обозначенного для вящей секретности буквой «Щ с точкой».
Мне повезло: рядом с дворцом стоит мавзолей. Это позволит взорвать сразу двух зайцев. Заклинанием «Землетрясение» я громлю оба строения, а крестьян, пришедших на починку, поджариваю «Солнечной вспышкой». Именно крестьян, а не героев: герои мне, по большому счету, безразличны. Единственная моя забота — дожить до того дня, когда дворец рухнет под бомбежкой. Для порядка я ставлю на дворец еще и флаг с наградой — а ну как кто-нибудь из моих ребят заглянет на огонек? Но награда весьма умеренна — я на самом деле не хочу массового паломничества под огонь стажеровских баллист. Пусть лучше сидят дома.
Жаль, что нельзя ставить подряд несколько землетрясений, — тогда я бы выиграл в несколько секунд... А постоянный расстрел мирных строителей обходится в копеечку, и приходится силами воровской гильдии выжимать последние соки из моих граждан.
Псмит: Вот она, современная война: герои ходят спокойные, а страдает мирное население. |
Еще немного — и дворец рухнет. Но для этого надо неусыпно следить за ним — а то какой-нибудь подлый мужичишка с пилой вмиг отстроит все то, что я с таким трудом разрушал. Между тем войска Алексея грызут мои пограничные башни, но это не столь уж важно.
Stager: Что-то я перемудрил с таверной. Наверное, давным-давно какой-то седовласый безумец провозгласил, что да обрушится кара небесная на каждого, кто посмеет посягать на питейное заведение, ежели высятся вокруг него три башни... Я не великий эксперт по пророчествам, наше дело дурное — страной править. Но катаклизмы тем не менее начались незамедлительно.
Stager: В морге санитарный день, пациенты отдыхают на воздухе. |
Сначала рухнул мавзолей, вдруг оказавшись в эпицентре геотермального возмущения. Из него во все стороны хлынули зомби, ну то есть мои бывшие солдаты, так и не дождавшиеся воскрешения. Все мое воинство, преисполнившись патриотизма, откликнулось на призыв к оружию и битые две минуты крошило бывших однополчан в мелкую мертвечину. Еле-еле управились. Потом затрясло и дворец, да так, что я едва не поперхнулся короной... Дело принимало нешуточный оборот.
Вслед за стихийными бедствиями начались бедствия геополитические. «Синие» пошли в решительное наступление, а денег не хватало не то чтобы на реставрацию мавзолея, но и на стрельбу магических башен. И заметьте — воскрешать кого бы то ни было я уже тоже не мог. Маги ложились в бою один за другим, посылая предсмертные записки зелеными чернилами.
Мне как-то вдруг надоело править. Взять, что ли, отпуск на недельку, пока тут беспорядки улягутся? Назначить наместника, а потом казнить... Пора всерьез подумать о таком плане.
Что это, Бэрримор?!
Псмит: На мои похорона съехались вампиры... |
Псмит: Но... что это творится у меня на родине? Нет, это не происки Алексея, как я думал сперва. Это еще хуже: это, господа мои, кладбище. Мне было недосуг воскрешать всех тех, кого убили во время бомбежек, — и вот они, родимые, сформировали на общественных началах могильник, а теперь выползают оттуда и кушают меня, скооперировавшись с крысами, троллями и бес знает кем еще.
И это бы не страшно — я успел бы довести свой план до конца. Но они появились не где-нибудь, а между рынком и мавзолеем. Перво-наперво они слопали мавзолей, и его обитатели бодро присоединились к армии мертвецов. А все вместе они уничтожили рынок — и теперь мой план обречен, потому что денег нет и не будет.
Превратности фортуны, говорите?..
Stager: Землетрясения теперь посещали королевство с поистине английской пунктуальностью. Мы даже внесли их в расписание: подъем, одевание, казни, завтрак, землетрясение, распоряжения и приказы, второе землетрясение...
Куда-то подевались все крестьяне. Впрочем, это не удивительно. Чернь — она всегда труслива, это только нам, особам правящим и благородным, надлежит встречать неприятности лицом к лицу, восседая на троне. Переносить все тяготы и лишения войны и не моргнув глазом подписывать приказы, даже если на обед вместо оленины подали позавчерашнюю форель.
А вот изнеженные герои, отправившиеся на штурм вражеских позиций, никак не могли справиться с баллистой. Собиратели налогов исчезали один за другим. Под стенами города постоянно крутились «синие» отряды. Дворец трясло. Страну лихорадило...
Но в один прекрасный миг положение изменилось. Ни с того ни с сего прекратились тектонические явления, солнечная активность снизилась до нормы, а казна вновь начала пополняться. Невесть откуда повыползавшие рабочие бросились чинить дворец, строительные отряды восстановили мавзолей, а вдоль границы была возведена линия оборонительных сооружений, названная в мою честь.
Спустя еще какое-то время пришло письмо от иностранного правителя, где он извинялся за принесенный ущерб, предлагал прекратить военное противостояние, соглашался на любые условия капитуляции и даже обещал подарить выводок племенных щенков. Что уж тут поделаешь? Хотя странно это. Коррида, фортуна...
Разбор полетов | |
Псмит: Надо честно признаться: я сам себя перехитрил. Мой план обещал много, но был слишком подвержен таким вот «фатальным случайностям». На самом деле это даже нельзя назвать случайностью: оборона потрепана набегами Алексея, воскрешать некогда и не на что... В общем, итог надо с прискорбием признать закономерным. |
Stager: Странный бой получился. Я проигрывал его с первой до последней минуты и не сдавался только из принципа: потому как неправильно упускать даже самый призрачный шанс на победу. Вот этот самый шанс и имел место. Пока я раздумывал, как бы более помпезно умереть, а Псмит увлекся делами на моей базе, нейтральные монстры решили исход партии. Но роль сыграло и то, что я все же старался воскрешать умерших, а мой противник, уже уверенный в победе, этим не занимался. Два одинаково разрушенных мавзолея, но насколько разный исход! |
Раунд 2
Псмит: На этот раз я постараюсь идти более традиционным путем. Меня осчастливили гильдией волшебников и парой башен — будем считать это намеком на то, что в борьбе обрету я право свое. Орудием победы послужат паладины, целители, волшебники и гномы. В общем, примерно как в прошлый раз, но теперь я собираюсь готовить ударную армию. Это вносит свои коррективы в план развития. Кстати же, гильдия волшебников уже готова, и с ней пара башен и библиотека.
Stager: В этот раз религией меня не обременили, зато с самого начала на карте нашлась башня магов и подсобное книгохранилище. Маги — это, конечно, прекрасно, но памятуя, что Псмит любит баллисты, я уж лучше буду закладываться на бойцов и целителей. Увы, стрелки и тем более маги не выдерживают массированного обстрела. И еще — попробую с самого начала возвести не одну, а сразу две воинских гильдии, чтобы в самое ближайшее время получить восемь рыцарей и успеть их натренировать.
Проторенным путем
Псмит: Люди еще не «раскрутились» толком, а с них уже налоги дерут... |
Псмит: Начало традиционное: кузница, рынок. Постепенно наш городок приобретает уютный вид. Чтобы он не жал в плечах, на этот раз наймем следопытов, они расширят жизненное пространство. А к ним в компанию — воина и пару воров.
Как и следовало ожидать, следопыты разнюхивают карту по собственному почину, временами охотясь на местную фауну. Та отстреливается. Построю-ка мавзолей — на всякий случай.
Пригласить гномов удается одновременно с постройкой храмов добра. Дальше на какое-то время все просто: отстраиваю экономику и тыкаю повсюду баллисты. В общем, развитие по схеме «броня крепка».
Stager: Теперь я в юго-западном углу, а Псмит, надо полагать, в северо-восточном: здешние карты обычно симметричны. Самое время приступать к целенаправленному строительству, возводя джентльменский набор любого правителя: кузницу, лужайку для лучников, рынок и торговые посты. Ну и, конечно, пора приступать к реализации плана с двумя воинскими гильдиями.
Stager: Стреляют эти башни неплохо, только бы успеть их «включить». |
Почти сразу я допустил ошибку, смысл которой понял чуть позднее. Поставив рынок не в углу, а на северо-западе от замка, я тем самым лишился возможности разместить торговый пост в черте города: любая выбранная точка оказывалась ближе, чем дозволено конвенциями о караванном деле. Чтобы экономика начала хоть как-то работать, пришлось разведывать более удаленные земли, ставить там практически незащищенные здания и поспешно возводить дорогую линию обороны.
Кроме того, волшебники оказались просто фантастически ленивы и не пошли разведывать даже самые ближайшие окрестности. Хотя я, разумеется, назначил за это награду... Пока на свет не появился первый лучник, остро стояла проблема доступной территории под застройку.
Но вот проблема решена, и молодой город понемногу обрастает магическими башенками, чтобы с самого начала не допустить беспредела в моих владениях.
Колонизаторы и канализаторы
Псмит: Что-то все подозрительно легко. Мне даже не приходится отдавать никаких приказов по уничтожению монстров: паладины и гномы добровольно отправляют карательные экспедиции, а волшебники с лекарями бегут сзади и работают «на подколдовке». Стажера не видать — надо полагать, занят примерно тем же, что и я.
Псмит: Коротенькие коготки вампира нелепо скребут броню +4. |
Пора приступать к строительству промежуточных баз. Что-то мне, однако, подсказывает, что по закону вселенского свинства именно их судьба будет волновать моих героев гораздо меньше: на разрушение башен-баллист большинство героев смотрит с юмором. Надо придать им дополнительную мотивацию: возведем рядом с башнями трактир! Уж если его не оборонят...
Построил храм Гелии — исключительно ради заклинаний. Призвал на службу жрецов-солярусов, в надежде, что они помогут оборонять замок от ползучей нечисти из канализации, но они предпочитают вместо этого бежать впереди паровоза... пардон, впереди паладина, высоко подкидывая колени. Ну, и дохнут, естественно, забивая своими бессмысленными телами мавзолей.
Stager: Караул! В королевстве прорвало канализацию... Вернее, не прорвало, конечно, а просто у нее образовался спонтанный выход на поверхность. Пока все тихо, но в скором времени оттуда могут хлынуть упыри, вурдалаки, крысы и прочая птичья сволочь. И ведь так удачно выход расположился — ровно посередине треугольника, образованного дворцом, библиотекой и мавзолеем. Развлечения на любой вкус, для всех сортов подземной живности. Будь они неладны.
Stager: «Пороховая бочка» прямо в центре столицы. Нашествие может начаться в любой момент. |
Воткнув неподалеку от злополучной дыры магическую башню, я немного успокоился. И освободился, чтобы понаблюдать, как тролль доедает мой торговый пост на противоположной оконечности города. На аппетит он явно не жалуется, а солдаты наслаждаются комфортом где-то вдалеке отсюда.
В общем, наибольшую проблему снова составляют нейтральные монстры. Стоит задуматься о глобальной стратегии, и какая-нибудь крыса уже вовсю обгладывает магическую башню.
Тем временем запоздалая разведка обнаружила следы присутствия Псмита, и не где-нибудь, а в самом центре карты. Две башни с баллистами. Нужно разнести этот укрепрайон, пока не поздно.
Атака башен
Псмит: Экспедиционный корпус обнаружил развалины замка и произвел расчистку местности. Дабы мои верные подданные могли любоваться живописным видом, там теперь тоже таверна, а чтобы они делали это безопасно — вокруг стоят баллисты.
О, нечаянная радость: Алексей заметил одну из баллист и поставил на нее флаг с наградой. Надеюсь, его бойцы достаточно лояльны и попробуют разнести этот форпост. Потому что он для этого и предназначен. Обожаю вести сражения на своей территории... когда она хорошо укреплена и не содержит стратегически важных строений.
Так оно и есть: его передовые части встречают железный заслон наших паладинов. Стажер, кстати, тоже представляет нынче добро — и что мы с ним не поделили?
Псмит: Засада у башен. |
И грянул бой; в результате больше всего выиграли лекари обеих сторон, получившие обширнейшую медицинскую практику. Паладины рубятся, а целители стоят в сторонке и лениво командуют: «Скальпель! Спирт!»
Дополнительное преимущество мне дает тот факт, что в рядах войск Алексея много простых воинов, не принявших обет паладина. Как сказал поэт — «не гонялся бы ты, поп, за дешевизной...»
Одна досада: волшебники, не осознав изменения в оперативной обстановке, продолжили двигаться вперед. Как говорится — боец не заметил потери отряда. Эта простительная рассеянность ученых вынудила выделить обширные гранты на воскрешение.
Stager: Мое воинство заблудилось в трех баллистах, было втянуто в ближний бой и практически полностью разбито. |
Stager: Как я и рассчитывал, на награду откликнулись многие воины, и все дружно направились крушить оплот вражеской военной мысли. Вот только мысль эта оказалась весьма неглупой. Баллисты баллистами, но там крутились еще и псмитовские пехотинцы, усиленные лекарями. Мы, конечно, тоже не лыком шиты, лекарей и в нашем полку с избытком. Но, учитывая стационарную оборону... В общем, перевес явно был не на моей стороне, и к моменту, когда я скомандовал отступление и убрал флажок награды, большая часть войск переехала в мавзолей.
Дела идут хуже некуда. Экономика в упадке, караваны ходят нерегулярно, а теперь еще и войска потерял. Но самое главное — Псмит успешно перенес линию фронта с середины поля в мой угол, и о том, чтобы добраться до его замка, можно и не думать.
В течение нескольких минут я копил деньги и воскрешал героев. Хотя чем дальше, тем призрачнее становятся надежды. Одна сомнительная радость — мои герои так поднаторели в боях с баллистами, что превосходят вражеских на пару уровней.
С дружественным визитом
Псмит: Молния героям такого уровня — как с гуся вода.. |
Псмит: И все-таки я слишком долго копил силы: вояки Алексея так закалились в боях, что на мои чары только усмехаются с жалостью — дескать, эк удивил! Какой-то плюгавый следопыт после прямого попадания пляшущей молнии как ни в чем не бывало почесался и пошел. Стало быть, безбожные колдуны нам больше не помогут — все средства на лечение и благословения. Кстати, это простенькое заклинание часто недооценивают, а зря.
Сейчас уже ясно, что мы с Алексеем развивались примерно одинаково... «Но Кристобаль Хозевич успел раньше.» Теперь главное — не растратить набранное преимущество.
Псмит: А я возьму и не буду их оборонять... |
Пора готовиться к решительному штурму. Для этого неплохо бы отманить часть героев Алексея, не то будем сражаться в невыгодных условиях. Построим еще один форпост, но на сей раз обманный — защищать его не будем. И сделаем его в стороне от направления генерального удара.
Черт возьми, как раз тут моим героям пришла в голову идея проявить неуместную лояльность и спасти ненужные башни! Сперва туда занесло какого-то полоумного волшебника, а паладины завопили: «Маленьких обижают!» — и понеслись туда толпой, лязгая доспехами. А заготовки башен все равно снесли — долго ли?
Но исход уже предрешен, потому что мои герои чувствуют себя в гостях у Стажера, как у себя дома. «Идут вперед гномийские баллисты — и враг бежит, бежит, бежит, бежит!»
Stager: Похоже, дело труба. Несмотря на то, что я успешно снес еще один «зарождающийся» укрепрайон, шансы все убывают. Вражеская армия нагло бродит по всей карте, а я фактически заперт в своей четверти. Еще немного, и они, получая опыт с каждого встреченного монстра, компенсируют разрыв в уровне подготовки, а мне совершенно нечего этому противопоставить.
К тому же на базе время от времени вспыхивают дальнобойные заклинания, отправляя к праотцам крестьян, спешащих на починку всего, что сломалось. А сломалось многое, потому как некоторые наиболее отчаянные вражеские герои уже вовсю разгуливают по моим владениям. Караваны гибнут под стрелами залетных снайперов, и денег не хватает даже на то, чтобы «включить» защитные башни.
Вот армия уже под стенами замка, вот они уже стучат в ворота... Дворец горит, догорает и с грохотом обваливается, погребая под обломками все самые светлые надежды.
Разбор полетов | |
Псмит: Ну да, плоско. Ну да, банально. Зато действенно. Задавить массой в Majesty можно — если не тратить деньги на пустяки и обеспечивать бесплатную (в смысле, без больших расходов на воскрешение) прокачку на монстрах. Анализ постфактум показал, что на заклинания и награды в совокупности ушло всего около 20% денег. И все-таки бой оставляет чувство легкой неудовлетворенности: да, я победил, но что я расскажу внукам, когда они попросят меня в старости поделиться рассказом о днях боевой славы? |
Stager: Вот что такое — потеря темпа. Не сумев вовремя форсировать экономику, не разведав как следует местность и сделав несколько непростительных ошибок, я сам подписал себе смертный приговор. Псмиту достаточно было воспользоваться этим и самому не повторять ошибок. Партия была проиграна в момент, когда начался бой в центре возле баллист. Остальное — уже конвульсии, в надежде, что оппонент увлечется и упустит что-то важное. Однако он действовал четко и методично. Чуда не произошло. |
Раунд 3
В третьем бою соперники решили, поскольку счет — 1:1, начать с одинаковыми стартовыми условиями — замок, воинская гильдия и башня стражи, чтобы свести на нет влияние случайных факторов на исход этого напряженного противостояния.
Вернее — не совсем его, потому как у меня уже руки чешутся модернизировать эту тактику, добавив в нее несколько сюрпризов.
Псмит: Повторять еще раз проверенную схему — враги мои этого не дождутся. Я действовал так в дуэли на «Демиургах» — и чем все кончилось? Нет, на этот раз у меня будет совсем другая схема. Я назову ее «Трус не играет в Majesty»!
Теория хаоса
Stager: Н-да, непростая это все-таки задача — взять под контроль заведомо неподконтрольные силы, заставить их следовать намеченному плану и построить твердую стратегию на заведомо зыбкой почве. Но я попробую.
Итак, от идеи блица приходится отказаться: Majesty — игра медлительная, и провести короткую стремительную операцию не стоит и пытаться. Следовательно, попробую поиграть от обороны. Вернее, от активной обороны, то бишь — позаимствую псмитовскую схему экспансии оборонительными сооружениями.
Stager: Еще немного, и территория будет разведана. |
Но быстрое развитие — это всегда хорошо, поэтому попробую прикинуть, как усовершенствовать тактику и выиграть в скорости. Первое — это разведка. Получив в наследство дворец, оборонительную башенку и воинскую гильдию, я тотчас же построил лужайку для следопытов. Все же им нет равных в разведке, они регулярно отправляются приключаться по собственной воле, не требуя наград и приказов. Значит — оперативно разведают ближайшую местность для удобной застройки. Кстати, награды за разведку я им все же поставил, чтобы направить их тягу к скитаниям в нужную сторону.
Дальше на очереди — рынок, кузница и торговый пост. В будущем это гномы и деньги. Деньги и гномы... Неразрывное сочетание, прекрасное и с эстетической, и с военной точки зрения.
Псмит: Добро или зло? Наш ответ — не то и не другое! Сегодня мы будем хаосом, варварскими ордами, стирающими с лица земли всю и всяческую цивилизацию. Варвары не лечатся, воскрешаются лишь в мавзолее... но зато у них есть дивная боевая ярость, которая резко ускоряет и усиливает всю армию — за какие-то полторы тысячи монет. Есть у нее и еще один интересный эффект... но о нем позже.
Варваров можно развивать двояко: либо все средства вкладывать только в дикие полчища и ярость (тогда экономика вообще ни к чему), либо — подготавливая на всякий случай «запасной аэродром». Принято решение: мы будем дикими, но симпатичными. Дома наших буйных головушек будут ждать условия для приятного и полезного отдыха, чтобы, если первый натиск провалится, перейти к плану «Б».
Плановое строительство
Stager: Эта ошибка может стать фатальной. |
Stager: Приоритетные направления развития — кузница и замок. Второй (кажется) уровень замка и третий уровень кузницы — достаточное условие для появления гномов. Спрашивается, зачем они мне? В первую очередь — чтобы строить башни с баллистами, но это очевидно. Есть и другая причина. При быстрой военной экспансии придется строить в основном на территории противника. В лучшем случае — на нейтральной. Иметь в распоряжении и инженерные, и боевые войска в одном лице — значит не бояться, что противник безжалостно истребит хлипких крестьян, а потом расправится и со зданиями.
Пока идет улучшение кузницы, на карте возникает мавзолей (в самом углу, чтобы обеспечить защиту), храм доброго бога Агреллы, еще одна гильдия стрелков и два удаленных торговых поста. Как только храм готов, армию пополняют целители: чем раньше они начнут тренироваться, тем большую роль сыграют в будущем.
Пора подумать о первичной защите. Где тут у нас башенка... Ляп! О боже, какой ляп... Отвлекшись буквально на секунду, вместо оборонительного сооружения я влепил — ни много ни мало — аванпост! Почти три тысячи золотых вервольфу под хвост, удачная огневая позиция занята ненужным зданием. Пора на пенсию. Кусаю локти.
Псмит: Эту схему мы назовем «Предусмотрительный варвар». |
Псмит: Итак, начнем с карликов. Да-да, гномьи баллисты нам не светят, зато отстроим все в первые же дни. Карлики повсюду разводят свои гадюшники, но жизнерадостно кладут кирпичи. И все-таки я построю рынок и кузницу. Хотя авторитеты и не рекомендуют.
Следующие в списке — гильдии воров и магов. Нанимаю четырех героев, отстраиваю второй уровень замка и приступаю к варваризации страны. Торговые посты строятся между делом, чтобы орда грязных карликов не простаивала зря.
Пока воры разведывают ближние края карты, три храма Кролма, трудясь день и ночь, плодят орду из 18 мрачных бородатых мужиков с колотушками в каждой лапище. Четверка волшебников послужит поддержкой.
Третья сила
Stager: Псмит пока бродит где-то вдалеке, зато на карте вовсю плодятся «желтые», нейтральные монстры. Стоило всецело посвятить себя мирному сетевому маркетингу (ну то бишь построению сети торговых точек и базаров), как небритый тролль снес рынок, еще какая-то тварь разгромила торговый пост, а орава зеленых гоблинов, хихикая, дружно обгадилась на дворцовой площади. На военном совете было решено принять срочные меры. Желтым — бой.
Stager: Квартируют гномы в двух минутах ходьбы от ближайшей линии фронта. |
Тем более что в дальних гномовинах дозрели толстые гномы, и баллисты теперь — вопрос времени. Причем очень недолгого времени. Деньги, благо, пока прибывают (если бы не бесчинства праздношатающихся хулиганов, прибывали бы еще быстрее), а стоимость оборонительных сооружений не зависит от числа — строй хоть десять, хоть сто. Этим и займемся.
Итак, глашатаи на улицах заорали во все глотки. «Башни! Мы все строим башни! Будущее — за башнями!», а я, улучив минутку, назначил символическое вознаграждение за голову каждого найденного «нейтрала». Спустя пару минут база ощетинилась стрелами, и побитые тролли отступили в пампасы.
Настало время задуматься о другом, более грозном противнике, который уже вовсю копошился на юго-западе...
Псмит: Вот кто совратил моих варваров с правильного пути — воры |
Псмит: Пора бы и атаковать, но тут неожиданно на мою базу вламывается развеселая банда троллей при поддержке шаманов, пауков и еще какой-то дряни. Почему-то они приходят дружно, словно по команде, с неразведанных направлений. Как это неприлично!
— Добыча! — ревут свежепостроенные варвары и кидаются крошить неповинную живность. Приятно, что они так защищают статуи своего владыки, но вообще-то я их нанимал немного не за этим. С охраной города справились бы прочие герои; орда тратит драгоценное время, и блицкриг имеет все шансы провалиться. Нутром чую, как сейчас Стажер обрастает многоярусной обороной.
Хуже того — преследуя бегущих тварей, мои громилы обнаруживают гоблинский форт, и в чьей-то тупой головушке возникает мысль о сокровищах в подвалах. Найду мерзавца — принесу в жертву Кролму. Варвар не должен думать, варвар должен драться!
Хуже татарина...
Stager: Гости появились раньше, чем я ожидал. Собственно, к моменту окончания расправы над желтыми отродьями они уже подходили к передним кордонам. Безрадостно. Большая часть башен толком не достроена, дурацкий аванпост стоит практически голый, и рынок, рынок... Его было особенно жаль.
В дополнение к моим бедам, с западной оконечности базы возник вражеский лагерь лучников: он явно был перенесен сюда для поддержки атаки. Секретное оружие, модель «Псмит энд Вессон»...
Благо, неподалеку расположилась воинская гильдия, и на призыв «Все к оружию!» откликнулось немало солдат. Завязалась драка, в ходе которой непрошеные гости все же отступили, оставив за собой руины полудесятка зданий. Среди них, что отрадно, и «диверсионная» гильдия лучников. Где-то я недоглядел, наверное: деньги ведь еще есть, но просто не вложены надлежащим образом.
Следующая моя постройка может показаться странной, но она более чем оправдана. Это второе жилище гномов, вынесенное на самые передние рубежи. Теперь починка будет занимать минимальное время и не придется ждать, пока ленивый крестьянин своим ходом доковыляет из замка. Тем более что время-то военное, и даже стройбат должен быть вооружен до зубов.
Вообще, со строительством защиты работает простое правило. Построишь две башни — потеряешь обе. Построишь четыре — не потеряешь ни одной. Поэтому сейчас главное — занять максимум территории, оградить ее неприступным кордоном из баллист, а внутри развить экономику. Вторая задача — продвигаться в сторону противника, чтобы как можно дальше сместить линию фронта в его сторону.
Одно за другой пошли строиться оборонительные «гнезда». Три-четыре башни, а рядом — торговый пост, источник караванов. Когда цепь таких пунктов потянулась к неприятелю, по бокам встали еще два рынка, образуя своеобразный крест. Экономика закрутилась... Кажется, план работает.
Псмит: К предполагаемой дислокации Стажера строится цепочка из наград за разведку карты — по 100 рублей за шаг. Первый варвар пошел...
Ну а остальные? Нет, возможно, все-таки зря я строил «запасную экономику». Чем-то они не тем заняты. Закупаются (и откуда денег понабрали?), охотятся на крыс и хомячков, в общем — морально разлагаются. Не допущу! Черт возьми, что же еще эти мерзавцы любят, кроме наград? О, вспомнил!
Псмит: Атака лагерем следопытов. Надеюсь, Стажер сочтет, что у меня приступ безумия. |
Варвары очень уважают следопытов! Я строю у себя их палаточную стоянку и...
К самой базе Алексея (варвар ее, естественно, нашел и тут же удобрил своим телом ближайший огород) я переношу лагерь следопытов. Алексей бросается на нее всеми силами, а мне остается только назначить награду за его героев — и варвары толпой несутся защищать палатки. Rage of Krolm — и они делают это очень быстро!
Толпясь вокруг палаток, мои орлы закономерно «разведывают» ближайшие окрестности и находят несколько зданий, в том числе гномовник. На него немедленно ставится флаг с наградой, и варвары под горячую руку сносят его, а также подвернувшийся Outpost, несколько мирных хибарок, баллисты, в общем — все, что под горячую руку попалось.
Но... как я и опасался, время блицкрига уже упущено. Прорваться к замку уже явно не судьба. Усталые, но довольные варвары топают домой пропивать добычу, и плевать они хотели на всю и всяческую боевую ярость.
Военная хитрость
Stager: Дела уверенно шли на лад. Гости больше не беспокоили, не решаясь и близко подойти к грозным башням. Внутри поселения расцвел политеизм, граждане поклонялись уже трем богам одновременно. Кстати, солярному культу я предпочел культ Луны, в надежде на магические вихри, которые наверняка пригодятся в самом ближайшем будущем.
Но тут раздался тревожный сигнал — замок атакован! Странно, вроде никого синего нет, если не считать многотысячной награды от Псмита, реющей синим флагом над крышей моей цитадели... Но ничего страшного: крестьяне уже чинят поломку. Вероятно, это выбрались на волю очередные желтые недоразумения и были убиты раньше, чем я успел обратить на них внимание.
Впрочем, чтобы не искушать судьбу, я все же заложил новый аванпост на месте старого, разрушенного при первой атаке. И еще — обстроил баллистами главный замок, случаи-то ведь разные бывают.
Тем временем блоки «активной защиты» приближались к базе противника. Немного отступив от схемы, я воткнул пару баллист прямо напротив крайних зданий синего государства. Вдруг не заметит? Стоит хоть одной из них достроиться, и она окупится с лихвой.
А из-за соседнего компьютера раздавалась приглушенная ругань, явно кому-то адресованная. Похоже, Псмит отчитывал очередного нерадивого солдата, изволившего испустить дух на красно-синей границе. Вот он, непрямой контроль... Во всей красе.
Псмит: «Крррролм!» — кричат вместе с варварами воины и даже карлики, решившие по такому случаю поступить в герои. |
Псмит: У ярости варваров есть еще одно неочевидное следствие, которое нигде ни в каких документах не описано. Им-то я и попробую воспользоваться для реализации плана «Б».
Я ставлю солидную награду за дворец Стажера и... выбираю момент, когда мои варвары оказываются недалеко от вражеских Warriors of Discord (интересно, откуда он их взял? Он же вроде нынче добрый?). И — командую начинать Rage of Krolm.
...Представьте себе, что вы — «воин разлада», свирепый и неотягощенный этическими предрассудками. И вот мимо вас бежит толпа варваров с радостным криком: «Вперед, ребята, добыча!!!». Как бы вы поступили? Вот и эта парочка, недолго думая, присоединилась к общему веселью. По пути добавился еще морально нестойкий гном.
Псмит: Справа внизу от замка — «пятая колонна», совращенный мной воин разлада. Второго сейчас не видно, но я знаю — он тоже занят делом. |
Варвары, конечно, получили по башке и мрачно поплелись восвояси. А вот воины разлада — не поплелись. А чего им бояться? Баллисты не трогают — как-никак свои, хоть и дурные. У паладинов тоже нет оснований для паники. Ну да, три каких-то балбеса разбирают королевский замок... Может, его величество так велели, чего беспокоиться-то?
На веселый праздник заявился какой-то посторонний тролль. Малость помог, но только, паразит, по пути пристукнул «соблазненного» мною гнома. Гном, бедолага, был еще совсем молоденький.
А чтобы Алексей не скучал и не задумывался о причинах нежданных пожаров в замке, варвары пойдут еще в несколько яростных атак... Вот мерзавцы! Они опять обнаружили какой-то гадюшник и радостно его разламывают!
Руины империй
Stager: А когда-то это был величественный дворец... |
Stager: Как я и предполагал, Псмит не заметил возводимых у него под боком баллист... Вернее, почему предполагал? Я-то как раз предполагал обратное — опытный стратег просто не может быть настолько невнимателен... Значит... Вот черт!
Я стремглав бросился к своей базе. Вражеских войск там по-прежнему не было, да и нейтралы не рисковали сунуть туда свой конопатый нос. А вот замок... От замка осталась примерно четверть, и здоровье его продолжало стремительно уменьшаться. Кругом бродили мои войска, никаких следов магии не было и в помине... Но что это?! Мой собственный герой, недавно пришедший из посольства, с упоением дубасил в родную стену. А вместе с ним и второй... И третий... Я протер глаза. Так и есть! Мои солдаты взбунтовались, и это при том, сколько денег я вложил в памятники великим героям! Завтра же прикажу повесить скульптора.
Stager: Вихри подхватывают пехоту, как пушинки. |
Только бы аванпост был цел — мелькнула мысль, потому как спасать замок уже не имело смысла. Я прокрутил карту и завороженно следил, как укладываются последние кирпичики в стену моего альтернативного убежища. «Тук-тук» — стучали молотками рабочие. «Тук-тук» — отзывались тяжелыми топорами предатели, снимая последние единицы жизни замка. Тук-тук, тук-тук...
—Yesss!!! — донеслось из-за соседнего компьютера. Замок рухнул, и Псмит довольно потирал руки.
Но нет... Я жив. Я жив!!! Умницы крестьяне, молодцы. Успели. Завтра же отменю «право пробы меча» для всех воинов званием ниже воеводы. Сразу, как повешу скульптора. Честное слово.
С позором прогнав предателей, я начал решительную контратаку. Вражеский замок был оценен в несколько десятков тысяч, так что любителей быстрой наживы набралось — хоть отбавляй. Оставшиеся деньги ушли на магию: дальнобойные лунные заклинания сметали крестьян, солдат и караваны. Всех, кто осмеливался выйти за границы города, настигали стрелы баллист. И вот рухнул второй за пять минут замок. На этот раз — вражеский. И насовсем.
Псмит: Ну что за дурацкая невнимательность! Я ухитрился не заметить момент, когда начал возводиться новый аванпост, а потом было уже поздно: отстрелять крестьян нечем, ведь любимой «Солнечной вспышки» нет (варвары никаких храмов, кроме Кролма, строить не дают). Исход боя решили секунды. Дальнейшее было вполне бессмысленно: даже если я отражу контратаку, у меня не хватит средств восстановить силы. А счастье было так возможно...
Разбор полетов | |||
Stager: Сегодня мне определенно везет. Дважды я чуть было не погиб: первый раз — во время неожиданной атаки в самом начале, второй — когда Псмит подкупил моих собственных бойцов. Пресловутая интуиция тут ни при чем: с тем же успехом я мог и не поставить аванпост, или не найти на него денег, или отдать приказ о постройке на полминуты позже. Масса факторов, каждый из которых грозил поражением. |
Псмит: Как водится, меня подвела тяга к экзотике и недостаток внимания. Сперва я пренебрег проверенным методом в пользу красивой авантюры; а потом проиграл исключительно потому, что на 10 секунд позже, чем надо, обнаружил строящийся аванпост. Кто там говорил, что в Majesty не надо быстро двигать мышкой?.. Операция прошла успешно, но больной умер. Пожалуй, дам себе слово впредь играть скучно и надежно... нет, лучше не дам, чтобы потом не так мучила совесть. |
Финальный счет | |
2 | 1 |
Победа Алексея Шунькова |