Трибуны болельщиков
Stager | Псмит | |
vs. | ||
Болельщиков: 274 | Болельщиков: 286 | |
Приз зрительских симпатий получает Псмит | ||
В последнее время наш клуб чересчур увлекся экспериментами: то карточные стратегии, то непрямой контроль, а то и вовсе развеселые «червяки»... Поэтому для очередного клуба было твердо решено: выбираем игру в привычном жанре, причем из самых свежих. Поэтому сегодня дуэлянты сразятся на полях Средиземья. Да будет так!
Игру толком не знает ни один, ни другой соперник: на ознакомление с ней перед началом боя им было дано всего несколько часов. Опытным дуэлянтам это помешать не должно! К тому же они окажутся заведомо в равном положении. Правда, Псмит — заядлый любитель Средиземья и толкиновских книг, но Алексей Шуньков тоже знаком с ними не понаслышке.
Как выяснилось, Алексей всегда интересовался возможностями сил Зла, тогда как Псмит придерживается ортодоксальных взглядов и предпочитает Свет Тьме. А значит, братоубийственных войн у нас не ожидается. Итак...
Бой 1. Это наши горы, они помогут нам!
Как-то гномы делали подкопы
И забрались слишком далеко.
«Мория» — по-русски значит... «пропасть»,
Это вам запомнится легко.
О. Леденев, «Несуны»
Стартовые условия | |
Карта | Ettenmoor |
Псмит | Гномы |
Stager | Гоблины |
Псмит: Гномы — раса солидная, неторопливая (и даже чересчур) и оч-чень гномовитая. Последнее выражается в том, что способность Dwarven Riches (для получения которой надо отправить на тот свет не так уж много вражеских войск) заставляет шахту пожизненно «плодоносить» с утроенной эффективностью. А потому мы с самого начала... откажемся от борьбы за центр карты.
Дело в том, что в попытке «чаще бывать везде» гномы обречены постоянно попадать в засады: короткие ноги сыграют свою роковую роль. И не спасут даже фирменные шахты (в силу загадочных пространственных аномалий гном, зайдя в шахту, может вылезти на поверхность из любой другой).
Итак, наша военная доктрина будет основываться на том, чтобы как можно реже распылять силы. Посмотрим, оправдается ли эта ставка.
Stager: А я возьму гоблинов. Они ребята незатейливые, зато усердные и трудолюбивые. Ну а кроме того — извечные враги гномов, и поднакопили уже немалый опыт в истреблении этих корявых бородатых уродцев. С шахтами у нас дела обстоят не хуже — чай, не первый день копаем, и через подземелья путешествуем получше некоторых.
Ну а тактика, которой я попробую воспользоваться, базируется на моих удивительных великанах. Фактически, это живые катапульты, но при этом достаточно шустрые и, что немаловажно, страшные в ближнем бою. Переключая их между режимами «метателя» и «пинателя», можно творить чудеса. Сторожевую башню сносят с полпинка, толпу пехоты шутя раскидывают, загляденье.
Надеемся только на крепость рук
Псмит: Позади крепости имеется тихое и уютное ущелье — там мы поставим две первые шахты (каждая впоследствии будет работать за троих) и часть казарм. На входе повесим табличку: «Гоблинам вход воспрещен». У крепости мои бородатые орлы создают оборонительный рубеж, главная часть которого — очаг (Hearth), у которого войска быстро восстанавливают здоровье.
Псмит: Тролль еще жив, а в его обиталище уже ведется народное хозяйство. Не простаивать же! |
Стены? Не убежден в их эффективности. Проход перекрыть нетрудно, спору нет, но... строить стену — значит вообще отказаться от охраны наружных шахт, а двух мне точно не хватит. Кроме того, стена не выживет без организации вылазок, а гномы к таким делам плохо пригодны.
Поэтому будем надеяться только на крепость рук. Сразу же призываю на защиту родимых гор отряд «базовых» гномов-стражей: среди всех пехотинцев своего класса по всему Средиземью они не знают равных. В поддержку — метатели топоров и загадочное устройство, именуемое боевой телегой. Этот гномий танк, влекомый какой-то невнятной четвероногой тварью, умеет метать бочки с горящим маслом и давить супостатов колесами.
Stager: Кругом снег. Противно. Холодно гоблинам. Но враг не дремлет, в воздухе уже чувствуется тяжелый, удушливый, ни с чем не сравнимый запах гномов. Так что оставим грусть о погодных условиях на будущее, а пока вплотную займемся экономикой.
Stager: В воздух взметнулись булыжники — великаны свое дело знают. |
Псмит, знаю, не разделяет этой точки зрения, а я вот твердо уверен: все стратегии в мире — экономические. Тот, кто наладил стабильный поток ресурсов, непременно побеждает, а каждая битва сводится к перетягиванию своеобразного «финансового каната» — нанести ущерба на большую сумму, чем составят потери. Осталось понять, как в этой Мелькором забытой игре выглядят деньги, откуда их брать и куда вкладывать, чтобы прибыль росла, а гоблинское воинство крепло.
Двое рабочих бегут копать тоннели: они повысят максимальное число доступных к постройке войск и, естественно, будут приносить прибыль. Дальше на очереди — еще два тоннеля и пара лесопилок: несмотря на то, что в игре нет отдельного ресурса «дерево», это еще один источник дохода. Причем более эффективный, чем тоннели, если найти удачную рощицу.
Para bellum
Псмит: Нуте-с, что у нас вокруг? С одной стороны — гоблины (не стажеровские, просто из диких гор дикие твари) отплясывают вокруг своего холма танец с саблями; поодаль в избушке на чьих-то ножках квартирует умертвие. С другой — одинокий и печальный тролль. Вот его, родимого, и кушать будем.
Псмит: Гномы-то выздоровеют. А вот умертвие — едва ли. |
Полк гномов впереди, топорники со своими томагавками на подхвате. Тролль был тот еще бугай, но это ему не помогло. Не дожидаясь конца военных действий, трудяга-рабочий строит на глазах у изумленного тролля шахту.
С умертвием разбираемся иначе. К оружию оно относится философски, так что просто отправляем на голову беспокойному мертвяку бочонок с горючей смесью. Элегантно, и санитарные нормы соблюдены.
За умертвием обнаружился трактир, где коротают досуг дэйлские лучники. Правда, по урону они намного отстают от метателей топоров, но, по непроверенным данным, хороши против монстров.
Stager: Экономика более-менее налажена, начинаем подготовку к войне. Еще бы, по-хорошему, штучки четыре тоннелей, да пару лесопилок где-нибудь в тылу, но того и гляди заявится Псмит со своим оголтелым воинством света и растопчет мирные постройки во имя вселенского Добра. Что ни говори, а «зло», судя по всему, тоже должно быть с кулаками. И с дубиной. И с камнем.
Псмит: В толпе и не видно (надеюсь), что половина урона приходится на одну-единственную фигурку. |
Итак, основной упор я планировал сделать на великанов. А прикрывать их будут мелкие гоблины, чтобы славных красавцев не утыкала стрелами вся эта вражеская горнодобывающая рать. Гоблинские пещеры построились почти мгновенно, а вот провал строитель «проваливал» нестерпимо долго. Затем, собрав деньги (не поверите: как у Бендера — на ремонт Провала) я заказал необходимые улучшения. Ведь метатели булыжников появляются только на верхней ступеньке развития «провального» дела.
Тем временем одинокий строитель, заботившийся об экономике вдали от родной цитадели, едва не погиб от рук диких орков: я едва успел увести повозку из под града ударов. Но вот готовы два боевых отряда легкой пехоты и группа полутроллей. Великаны строятся один за другим.
Гоблины готовы к войне.
На земле и под землей
Псмит: А вот и войска Стажера... Гоблины и полутролли. В общем, ничего ужасного, но их, как и следовало ожидать, много, и бегают они быстрее...
Со смешанным чувством отмечаю: решение не бороться за центр оправдано. Я банально не успеваю подводить подкрепление. А потому возвращаюсь на подготовленные позиции.
Псмит: Черная стрела дэйлских лучников раскоординирует атаку врага. |
И правильно: сразу за трактирной битвой следует атака на родную крепость. Армия вторжения организована более чем солидно: три великана! Черт возьми, если у него на старте такая толпа — что ж будет дальше? Великаны падают под ядрами катапульт, но пехота против них показывает себя посредственно, а боевой телеге и вовсе нечего делать в таком бою — великан одним пинком делает из нее абстрактную скульптуру. Правда, могучих полутроллей с боевыми вилками гномы крошат без особого труда, но как воздух нужны «антивеликаны».
Может, помогут копейшики? Гном с пикой — зрелище противоестественное, и произвожу я их с отвращением. И правильно: великаны топчут их слабее, чем простую пехоту, но ненамного.
Вывод прост и ясен: надо делать ставку на героев. Выбор довольно богат, но что они умеют? Остановлюсь на Даине: король как-никак. Подвести вроде не должен.
И Даин не подвел. Оказался специалистом по лидерству, к тому же вполне способным в одиночку уложить великана. Но только в одиночку я пускать его не буду: авось в толпе Алексей не заметит того одинокого бойца, который и обеспечивает победу...
Stager: Увы, тоннели можно копать только на приличном расстоянии друг от друга — в погоне за прибылями я уже вынужден проводить застройку достаточно далеко от цитадели. Хотя, впрочем, гоблины в этом вопросе страдают меньше остальных, потому как могут перемещаться по подземным коммуникациям.
Stager: Страж уже в деле, полным ходом идет вызов балрога. |
Псмит, обнаружив незащищенный источник дохода, возрадовался, а его воинство тут же бросилось подрывать основы моего финансового благосостояния. Надо было видеть лица гномов, когда из тоннеля вывалили пять штурмовых отрядов и принялись крошить нападающих направо и налево! Жаль только, великаны под землю не пролезают, но и так, в общем, очень ничего получилось.
Отбившись, я незамедлительно начал контратаку. Ведь где гном, там и его гнездо — так, кажется, звучит эта старая гоблинская поговорка. «Гнездо» обнаружилось по соседству, а затем и еще одно: штурмовой отряд вовсю исследовал вражескую территорию. Тем временем великаны со скромным сопровождением нанесли удар с другого фланга. Что-то поломали.
Атаки шли с переменным успехом. К моменту, когда одна группа полностью уходила в расход, с базы уже успевала подойти следующая, чтобы сменить боевых товарищей на посту. Эх, вот завести бы тройку великанов в тыл, или хотя бы с дальнего фланга... Но тогда напор ослабнет, и Псмит, чего доброго, начнет контратаку.
Совет ветеранов
Псмит: Воодушевленный успехом операции «Даин», вызываю следующего героя — Глоина. Отец Гимли, хоть ему и за двести годков, могуч и крепок: этот мощный старик со временем научится вызывать маленькое землетрясение. Он вообще специалист по разборке зданий. Это пригодится нам нескоро: в ближайшее время атаки я не планирую.
Псмит: Этот строй противника называется «мечта артиллериста». |
Да какая там атака! Гоблины лезут изо всех щелей, как тараканы. Отстреливать не успеваю. Одних великанов погибло уже штук 8. Вся карта, кроме моей крепости и ближайших окрестностей, пестрит красным. Это гоблины — они мешают мне жить!
Stager: Несмотря на все мои усилия, решительного перелома в битве не намечается. Непрерывная атака — это, конечно, прекрасно: Псмит едва успевает перегонять ленивых рубак к очередным местам нашей боевой славы... Но где прогресс? Где победоносное шествие бесчисленных слуг Саурона, и когда, черт возьми, падет эта нелепая цитадель?
Псмит: Порубим Великое Лихо на каменный уголь! |
Казалось бы, все к тому идет, но почему-то раз за разом не происходит. Великаны дают несколько мощных залпов, врываются в толпу пехоты, разбрасывая неповоротливых гномов, но очень быстро гибнут под ударами топоров. Комиссия по расследованию причин их ранней смертности уже приступила к работе, и виновные непременно будут найдены. Первая версия — недостаточное техническое оснащение группы поддержки.
Герои топора и молота
Псмит: Пару раз великаны таки прорвались к моей базе, и пришлось его величеству явить себя во всей красе. Он, кстати, уже 5 уровня.
Пора что-то предпринимать, не то меня здесь просто стопчут. Хотя мои 4 шахты «плодоносят» как дюжина благодаря Dwarven Riches, на большую армию не хватает командного лимита.
А гоблины все ползут. А прямо под городом — оскверненная земля...
Попробую, пожалуй, организовать контратаку! Впереди имеется маяк, который мне бы очень не помешал: тот, кто его контролирует, чаще использует спецспособности. Главное, что его позарез надо отобрать у Стажера, а то ведь скоро такие монстры повалят, что великаны комнатными собачками покажутся...
Славный поход возглавит Глоин, Даина оставлю оборонять родину.
Stager: Научный прогресс принес моим бойцам светящиеся клинки — веселые гоблины устраивают в подземельях лазерные шоу и резвятся как дети. А гномов уже настреляно вполне достаточно, чтобы потратить куда-то накопившиеся очки. Я вложил их в оскверненную землю и порабощение нейтральных монстров и первым делом подчинил себе укрытие озорного пещерного тролля, который повадился затыкать выход из ближайшего гоблинского тоннеля.
Тем временем тайна смертности великанов раскрыта. Герои. Признаться, поначалу я не принимал их всерьез: ну что может сделать гномик (маленький такой, противненький, без палантира не разглядишь) супротив огромного тролля? Оказывается, немало. Пора бы им пинка выдать, чтобы не зазнавались.
Морийский футбол
Псмит: Эпическое зрелище: великан пинает ногой, Глоин взмывает ввысь, падает оземь... встает и с видом заправского невропатолога стучит великана по коленке. После двух запусков Глоина в открытый космос, не выдержав унижения, гигант падает.
Псмит: Копейщики завалили великана. Себе на голову. В буквальном смысле. |
И тут...
Земля рядом с моим войском разверзается, там появляется что-то вроде фонтана, а из него выглядывает премерзостная рожа. Глубинный Страж! Разумеется, гоблины тут как тут — несутся толпой, высоко подкидывая колени. Тьфу, балрог меня побери!
И ведь побрал, мерзавец! Ну и накопил Алексей монстров, скажу я вам... Атака захлебнулась — теперь бы ноги унести и крепость упасти. Барук, назад!
Stager: Есть у нас в Мории такая игра, футболом называется. Играют так. Берется гном пожирнее, выставляется на центр зала и силится изобразить на лице что-нибудь героическое. Тем временем сзади подбегает великан, да как поддаст с размаху! Сильный великан бьет гнома на пятьдесят метров, начинающий — метров на тридцать. Иногда для продолжения игры приходится заменить гнома — но велика ли беда? Их в Мории — как мифрила. Ну да я отвлекся. Пока великан упоенно пинал одного на удивление прочного экземпляра, враг предпринял подлую вылазку и чуть было не отбил маяк. Ну уж нет: у воинов света и так с освещением все в порядке. А у нас одна радость — балрог, он и светит, и греет: загляденье.
Stager: Увы, балрог оказался не слишком силен против зданий. |
Отстояв маяк, я собрал все силы и бросил в атаку, усилив штурмовой отряд специально призванным балрогом. Надо сказать, почти получилось, но немного не рассчитал: балрог вступил в бой уже тогда, когда от штурмовиков остались единичные героические группки. А потом гномы крякнули, да как навалились...
Тыловой страж
Псмит: О контратаках давно уже не помышляю. Гоблины идут все время. Я просто сижу и считаю, как Фукс на «Беде»: «Тридцать пять великанов... тридцать шесть великанов...»
Правда, и мы вроде не несем больших потерь — благодаря горну и мифрильной броне. Гномы мрачно топчутся перед крепостью, повторяя про себя: «Мы здесь всегда стояли, и стоим, и будем здесь стоять!»
В один ну совсем не прекрасный миг фонтан с сами знаете чем разверзается прямо за моей крепостью! К счастью, Глубинного Стража, похоже, воспитывали в уважении к архитектурным памятникам, и он ограничивается охотой на живую силу. Иначе тут и пришел бы конец горной крепости. И как же это было бы обидно — пережить балрога и скончаться от какой-то водяной нечисти!
Во всем этом есть только одна отрада: герои растут. В смысле уровней. Глоин уже с десяткой, и Даин скоро его догонит. Недостатка в упражнениях у них нет...
Stager: Вызываемые монстры у нас так, вполне себе ничего. А что если... В голове предводителя гоблинов зрела идея диверсии. Главное — отвлечь внимание соперника очередной атакой, но вместе с тем — хорошенько разведать вражеские тылы.
Для разведки к конфликту подключились наездники на пауках. Против гномьего хирда они бы не выстояли, поэтому, в общем, я и обходился до сих пор без этого рода войск. А вот добежать куда-то побыстрее, разбросав по пути всякую мелюзгу, — это пожалуйста.
Итак, великаны отправились на очередной подвиг во славу Гортхауэра, впереди засеменили маленькие, но храбрые гоблины, а отряд пауков направился в обход, вглубь вражеских владений. Как только их взору открылась дальняя стена цитадели, я призвал Глубинного Стража, специально обученного для диверсий на подконтрольных гномам землях. Пока упитанные бородачи добегут, чудище пожрет и цитадель, и шахту, и свиноферму, где гномов выращивают.
Но нет... Вялая тварь, обленившаяся на диете из отборных хоббитов, не спешила рушить чужие постройки. Так, по мелочам — раскидала пару гномиков, лапками подрыгала да уползла обратно в бездну. Вот зараза!
Хвост балрога
Псмит: Мы, гномы, народ терпеливый, но всем, вплоть до последнего ученика точильщика, понятно: у нас есть только один шанс, и надо его использовать. Гномы готовятся к последней, отчаянной атаке. В случае неудачи нам не придется заботиться об обороне родной крепости: выживших просто не будет.
Псмит: «Если в хмельное утро гномы придут за вами... |
Дожидаюсь очередной волны... ох ты, они еще и с пауками, а у меня копейщиков нет... и очередного балрога. Который перед гибелью успевает почти сровнять с землей мой город — и если бы не «фирменная» способность чинить здания, тут не было бы никакого «почти».
Но — если Даин что решил, он выпьет обязательно. И, как только мы разгромили очередную волну, гномы, переваливаясь на коротких лапках, пошли вперед. Пошли не все — часть осталась позади, лечиться. Чтобы они догнали остальную толпу, у меня подготовлен маленький сюрприз — возможность мгновенно выстроить новую шахту в пределах видимости.
И вот — вражеская база! Конечно, у Стажера было время подготовиться, но у меня — тоже: из новосозданной шахты толпой валят свеженькие, подлеченные гномы, и с ними главное оружие Гор: сам Глоин Стенолом собственной персоной! Даин на радостях вызывает королевскую гвардию — он только что сподобился десятого уровня. И враг бежит, бежит, бежит!
Stager: Контратака гномов не оставила камня на камне от укреплений гоблинов. |
Stager: Ну бегу, а деваться-то куда? Всю армию я потерял в ходе неудавшегося подкопа: поди попробуй тут и десантом управлять, и отвлекающей операции придавать хоть какую-то боевую эффективность... Эх, подождал бы еще минуту и подключил к атаке балрога: теперь от него практически никакого проку, тем более что гномы, как оказалось, способны мигом ремонтировать свои постройки. Цитадель выстояла и на этот раз, армии нет, а к главному оплоту цивилизации уже несется орава неотесанных дуболомов...
Когда-нибудь, когда я завоюю Средиземье, я построю себе красивый дворец. В нем обязательно должен быть большой тронный зал, а на стене эдаким многоногим распятьем будет висеть Глубинный Страж. В назидание.
Разбор полетов | |
Псмит: Добро торжествует, а я — не очень: все произошло во многом случайно. Алексей недооценил героев, чересчур полагаясь на тяжелые туши монстров. Но ошибкой будет надеяться, что такое повторится еще раз. | Stager: Герои в стратегиях всегда казались мне чем-то вроде квестов в тетрисе. Командуете вы солидной армией, все у вас в полном порядке, в бой один за другим уходят славные легионы. И тут какой-то мелкий пехотинец шутя раскидывает небольшую армию, дает по зубам троллю и как бы между прочим разбирает на кирпичики замок... Огонь его не берет, стрела не пробивает, великан не топчет. Безобразие. |
Бой 2. В заповедных и дремучих
В кустах чернеет орка тело:
Hаверно, пузом встретил меч.
До трупа эльфу нету дела,
Чего ж их, орков-то, беречь.
Hарод внизу поймал тролля
И всей гурьбой его терзает.
А эльф поет в ветвях «Тра-ля-ля-ля»
И в небе звезды созерцает.
Кара
Стартовые условия | |
Карта | Ithilien |
Псмит | Эльфы |
Stager | Мордор |
Псмит: На этот раз я планирую побороться за территорию. Хотя ядро моей армии по-прежнему будет спокойно сидеть в центре и подлечиваться от галадриэльских зеркал (да, вот что у эльфов вместо гномьего очага...) — но примерно половину сил я рассредоточу по лесам, замаскировав их в кустах. И пусть из-под каждого дерева в противника летят стрелы.
Для этого мне понадобятся лучники Зачарованного леса; они мало того что маскируются — еще и большие специалисты по части монстров. Памятуя любовь Алексея к толстым тварям, я вправе ожидать прибытия мумаков! Ну и назгулу нужно подготовить предельно убедительный ответ.
Stager: Попробую побороть мою неприязнь к героям. А куда деваться, деваться-то куда? Впрочем, особого насилия над собой совершать не придется: назгулы — ребята серьезные, позитивные, с прекрасными характеристиками и послужными списками. И вполне понятно, что их счет идет не на дивизии, а по отдельно взятым головам. Вернее — по кольцам, коих у людей Средиземья как было девять, так и осталось.
А бить мы будем... эльфов. И верно — почему бы им, дивным, не приложить промеж длинных ушей? Не вижу ни единой причины.
Кстати, раз такие дела, придется отказаться от олифаунтов. Псмит наверняка не без задней мысли выбирал эльфов против Мордора: лучники вмиг утыкают стрелами харадских мумаков. Ставка в этом бою — на назгулов.
В ожидании бури
Псмит: Я приготовился к худшему — к немедленной атаке (лориэнцы, которые есть у меня с самого начала, — не лучшие бойцы). Но, как ни странно, пока все спокойно. Идиллия: сажаем маллорны, строим уютные домики для бойцов, строимся, словно на параде, перед крепостью...
Псмит: Надо же, мне дали спокойно построиться. Не ожидал! |
Я уже заложил энтомолвище, когда появилась первая угроза. Выглядела она довольно странно: одинокий всадник в рогатом шлеме. «Уста Саурона», поправляет меня разведчик. Да пусть хоть борода Саурона — чего его бояться, коли он один?
После первого визита он малость повредил одно дерево (надеюсь, затупив о древесину свой меч!), ранил несколько эльфов и убежал от стрел. Но ко второму его визиту мы были уже готовы: на обоих флангах сидели в засаде стрелки. А пока тот переходил в атаку — подтянулась кавалерия. В итоге речевой орган Саурона пробежался буквально сквозь строй. Но выжил, что досадно. Правда, и вреда не причинил.
Пора бы и мне обзавестись героями. Что у нас тут в списке? Самый ценный — Леголас; видимо, авторы игры впечатлились его подвигами на Пеленнорском поле, целиком и полностью придуманными Питером Джексоном. По демпинговой цене предлагается Арвен, но это значит, что она, скорее всего, — герой поддержки. Поэтому возьмем мы для начала Глорфинделя — будет достойный противник разгулявшемуся тут сауронову рту.
Stager: Экономика Мордора не может похвастаться гномьими сокровищами, но мы, в общем, тоже не бедствуем. Снова два типа источников ресурсов: бойни (аналог гоблинских тоннелей, только не позволяют путешествовать), а также уже привычные лесопилки. Именно с них и начинается вполне штатная застройка.
Stager: Назгулы легко громят здания и ломают строй противника. |
Денег, как всегда, не хватает, но никаких зданий, кроме ресурсодобывающих, я поначалу строить не планирую — пусть сначала наберется денег на героя, а пока он будет бродить по карте и повышать уровень, можно будет и о войсках позаботиться.
Первым в игру вступает Глас Саурона. Нет, не «глаз», а именно «глас» — громкий такой, убедительный. Поговаривают, что вражеские войска способны передраться друг с другом по первому его приказу. Ну вот и проверим. Второй уровень герой получил путем воспитательных экзекуций над диким троллем, а вот уже следующие — на эльфийских постройках, которые обнаружились тут же, за речкой. Опыт прибывает, сочные эльфы только и хрустят под копытами. А на базе уже появились первые военные постройки, и бравые орочьи отряды с минуты на минуту пополнят мордорскую армию, состоящую пока из одной, прописью одной единицы.
Но геройскую тему я пока не закрываю — надо бы еще наклепать парочку летающих назгулов да нанести дружеский визит в стан врага.
Лети-лети, назгул
Псмит: Я знал, я чувствовал, я точно знал... Назгула страшного мне враг послал... Но у меня уже есть Трандуил и Леголас, и в этом соль. Всем, кто вооружен не луком, дана команда «разбегайсь!», и только стрелки осыпают небеса своими подарками.
Псмит: Это что за злобный вор лезет прямо на маллорн? |
Нет, ну до чего же все-таки мерзкая тварь! И охнуть не успели, как он разобрал мне конюшню и начал крушить ближайший маллорн (чего им эти деревья дались?). Но древозаготовки отняли у него слишком много времени, и взлететь пташка уже не успела. Надеюсь, размен — в мою пользу!
Stager: Летающий назгул показал себя с наилучшей стороны. Средняя постройка ему ровно на два укуса, строение покрупнее — на три. Эх, мне бы его против гномов, и точно несдобровать бы всем этим Торинам-Глоинам. С эльфами же дела обстоят заметно хуже, стрелки — не лучшая компания для мордорской тяжелой авиации. В итоге героя сбили, но ведь он воскресает, не теряя уровня. Будем считать, что это была разминка.
На базе, от греха подальше, строятся копейщики. Эльфы — они, конечно, не великие наездники, что бы они о себе ни рассказывали, но какие-то противоконные дробь антилошадные воинские соединения не помешают.
Моя прелесть
Псмит: Моя разведка заметила Голлума! К чему бы это? Откровенно говоря, правила игры я знаю недостаточно, но нетрудно догадаться, для чего существуют голлумы. Кажется, сейчас где-то зачем-то всплывет Кольцо...
Псмит: А что это он нам принес, моя прелесть? |
Я не знаю, где это произойдет, хотя логично, если это будет река: она и в центре, и по классике положено в реке Кольцо находить. Поэтому расставлю стрелков из Зачарованного леса повсюду в виду реки. А на флангах два отряда летучей конницы из Ривенделла будут готовы прийти на помощь.
И вот... свершилось! Перед лучниками на левом фланге сверкнуло что-то маленькое и золотистое! Пусть позже Элронд проведет термические испытания добытого объекта, а пока что — лучникам дается приказ хватать и бежать, а всадникам — идти на перехват возможных преследователей.
«Возможный» преследователь объявился сразу: Все те же сахарные-уста-Саурона, кажется. Глорфиндель радостно шпорит коня, но честь первыми скрестить клинки достанется все же обычной кавалерии Ривенделла. Однако это все совершенно неважно: главное, Кольцо мы не упустили!
Только что же, черт возьми, теперь с ним делать?
Stager: Вдоль берега реки постепенно накапливались мои штурмовые подразделения. В переднем ряду — копейщики, чуть поодаль — орочьи лучники и тролли. А герой-всадник наконец дорос до шестого уровня и научился сеять вражду между солдатами противника. Теперь, как только эта спецфункция у него восстановится, он совершает вылазку на базу Псмита, обколдовывает парочку энтов и преспокойно удаляется, краем глаза наблюдая, как бестолковые поленища на ножках изо всех сил дубасят друг друга чем попало.
Stager: Во, герой! Пока уносят кольцо, назгул развлекается кавалеристами. |
Так продолжалось какое-то время, пока на карте вдруг не появилось кольцо. Нет, даже так: Кольцо. Речь, конечно же, о том самом кольце, что выковал в свое время Гортхауэр, потом подлостью отнял Исилдур, ну и далее по Профессору. Кольцо снова проявилось в Средиземье.
На перехват бесценного артефакта тотчас же бросился назгул-всадник. Он подоспел как раз к тому времени, когда отряд эльфийских разбойников обнаружил вещицу и, найдя в ней немалую эстетическую ценность, решил, видимо, загнать ее какому-нибудь торговцу в родной цитадели, чтобы впоследствии налакаться здравура до мумачьего визга. Всадник бросился следом, уничтожая эльфов одного за другим, а следом скакала вражеская конница.
Похоже, близость Кольца повредила рассудок назгула. Стоило спустить с него глаз, как он, вместо того чтобы преследовать похитителей, вступил в схватку с конницей. И победил, разумеется, но ситуации это уже не меняло. Кольцо было упущено, причем, похоже, безвозвратно. Придется брать цитадель врага боем.
Эльфийское кольцо
Псмит: Я принес Кольцо в крепость; как выяснилось, оно дает мне право призвать на помощь саму леди Галадриэль. Правда, обойдется мне это в кругленькие 10 000, которые мне в ближайшее время собрать не судьба. Вон они, супостаты — ползут через реку. Между прочим, слонов я что-то не вижу!
Псмит: Ну-ка, ребята, тренируемся! Первая шеренга — пли! |
Зато вижу назгула (Леголас, к бою!), троллей, восточных людей и много-много орков. Причем вся эта армада прет, игнорируя моих эльфов, прямо на крепость!
Что тут сказать? Хлипко мы строим. Ненадежно. Распрекрасно жить в домах на древесных на ногах, но гномья крепость — она понадежней будет. Попросту говоря, разнесли мне ее в мелкие щепочки. И, хотя Леголас исправно подстрелил подлую птицу, мы сдержали наступление с огромными потерями.
Ну да ладно, ничего еще не кончено. Крепость мы отстроим, а сами между тем будем готовиться к вылазке. Трандуил научился делать невидимыми несколько отрядов. Интересно, как понравятся Алексею невидимые энты?
Псмит: Тут будет наш новый дом. Я назову его «Дом дружбы». |
Stager: Не тратя времени даром, армия отправилась в поход через реку. Назгулы прикрывали с воздуха, тролли обеспечивали прорыв передних рядов обороны, а многочисленные лучники, мечники и копейщики подбадривали друг друга стройным скандированием. Буквально сметя первые эшелоны вражеской армии, войска стремительно приближались к сердцу эльфийского государства — цитадели. Потери, надо сказать, были огромными — в лесах притаились подлые лучники: их присутствие выдавал непрерывный град стрел. Но назгулы, в этот раз не особо рвавшиеся вперед, уцелели и за пару ударов покончили с главным зданием противника. Дальше армия разбилась на более мелкие отряды и отправилась крушить инфраструктуру дивной империи, пока, увы, не была перебита до последнего героического орка.
Признаться, я уже был уверен в победе, и гибель войск стала не самой приятной неожиданностью. Казалось, еще чуть-чуть, и враг никогда не оправится от потерь: строить некого, негде и не на что. Не хватило самой малости: если бы сюда добавить хоть Глубинного Стража, хоть одного-единственного балрога, от эльфов не осталось бы и мокрого ушка. А так — пришлось снова копить армию. Чую, отстроит Псмит цитадель, ох отстроит...
Артиллерийские разборки
Псмит: На реке образовалась перестрелка: с нашей стороны лесные стрелки, с вражеской — катапульта. Обе стороны получают удовольствие, и только. Спервоначалу катапульта обожгла мне энта, но тот отступил.
Обе стороны ограничиваются мелкими вылазками. Мои энты постреляли что-то такое на фланге, но я ими решил пока всерьез не рисковать. Пару раз заглядывали в гости назгул и все тот же «рот сами-знаете-кого». Выкорчевали очередное дерево, но встретили теплый прием.
Последовало еще одно вторжение — но орки действовали как-то вяло, без огонька. В прямом и переносном смысле. Мне надо было только командовать энтами — чтобы вовремя переходили со стрельбы на рукопашную. А то зазеваешься — и этот замшелый ясень вдруг приложит камушком орка прямо посреди моей конницы. «Ой, это были свои? А лапки такие кривые, ну точь-в-точь как у орка... Что ж вы меня не предупредили-то?»
Stager: Раз враг утащил кольцо, остается только грубая сила. |
Stager: Перед тем как всерьез заводиться со следующей атакой, надо бы зачистить берег от засевших там замаскированных стрелков. Но ковровому бомбометанию это не помеха, катапульты вполне способны наводиться на территорию. Итак, фабрика по производству боевых машин заработала на полную мощность, одну за другой выпуская самые совершенные катапульты. Поговаривают, что идея конструкции принадлежит одному из самых видных инженеров Средиземья — Саруману. Если, конечно, не считать инженерией дурацкие поделки Эру и великие творения Мелькора.
Псмит, похоже, решил позаимствовать тактику: на другом берегу реки шевелились энты, подыскивая булыжники поухватистее. Завязалась самая настоящая артиллерийская дуэль, в ходе которой пострадало множество машин и энтов, но цель, похоже, была все же частично достигнута: эльфы засуетились и покинули прибрежные бамбуки, открывая путь для новой атаки.
И снова орки пошли в бой, терзая топорами энтов и сшибая всадников с коней. И снова отступили: недавняя утрата Кольца оказала на темное воинство крайне деморализующее воздействие.
Три минуты тишины
Псмит: Решающее наступление откладываю до прибытия Галадриэли. А пока что совершенствую свою цитадель так, чтобы войска вокруг были невидимы. И жизнь моя становится легка и приятна: войска даже не приходится перестраивать. Ведь в момент, когда на них могут «навестись» вторгающиеся армии, они уже давно сыплют стрелы...
Псмит: Тот самый орел, что деревья клюет? |
Нет, я вам прямо скажу: если дать эльфам подготовиться — им и стены ни к чему. Назгул еще на подлете превращается в летучего дикобраза. И даже когда кольценосцы заявились вдвоем — это ненадолго продлило их агонию. В промежутках между охотой Леголас тренирует стрелков — проявилось у него такое странное дарование.
Что-то атаки прекратились. По всему видать — готовится какая-то грандиозная пакость. Но ведь не такая грандиозная, как та, что готовлю я?
Stager: Видимый, невидимый — какая катапульте разница? |
Stager: Несколько последних вылазок закончились неудачей. Противник отстроил цитадель, леса вновь кишели эльфами, и даже назгулам приходилось несладко. Настало время перегруппироваться и начать атаку с флангов, тем более что пара первых диверсий показала полную незащищенность псмитовских сырьевых баз.
Герои покоились на кладбищах: воскрешение шло мучительно медленно, да и с деньгами возникли определенные трудности. Ближайшая цель — экономика врага. Опыт показал, что Псмиту нелегко переключать внимание, так что много не связанных друг с другом атак могут заметно подорвать вражеское благосостояние, а там, глядишь, он отправит войска на подавление диверсий в тылу, тут-то мы и...
Последний кольценосец
Псмит: Итак, вперед! Трандуил снова «запрятал» двоих энтов, и эльфийское воинство движется к реке. Подступы к воде уже почернели от катапультных залпов. Энтам надо быть осторожнее: ведь для них огненные заряды орочьих машин опаснее всего!
Псмит: Я задержу их! Ничего! Вперед — один за всех! |
Войско по ту сторону оказалось немаленьким, но вылазка Глорфинделя на лихом Асфалоте и огонь стрелков подавили катапульты, а дальше...
А дальше пришла Галадриэль.
Хотя Кольцом Воздуха испокон веков владел Элронд, а вовсе не Владычица Лориэна, мощь Колец воплотилась в колоссальный вихрь, расшвыривающий во все стороны вражью силу. Сквозь тучи пробился рассветный луч, а с горных пиков прибыли на помощь орлы.
Кто сказал, будто времена эльфов кончились?!
Псмит: Рожденный ползать может летать — если ему в этом поможет Галадриэль. |
Stager: Не успел. Вода в реке забурлила, вспениваясь под ударами сотен пар эльфийских ног. Полетели булыжники, затопали кони. А посреди всей этой толпы топала маленькая белесая девочка — ростом не то что пониже тролля, но и помельче орка будет. Девочка беспрепятственно прошествовала вглубь моих владений, походя вызвала вихрь, мигом втянувший практически всю армию Саурона, ударом пятки вышибла ворота Цитадели и, кажется, голыми руками задушила орка.
Остатки армии бросились на перехват, но лориэнская барышня даже не стала обращать на них внимание, в течение пары секунд довершив разгром всея Мордора.
Разбор полетов | |
Псмит: Я всегда верил в совокупную мощь маскировки и меткой стрелы. Эльфы, быть может, не сильны в рукопашной схватке (кроме Глорфинделя, само собой), но к моменту ее начала они уже завершают сражение. А раз с нами были еще и энты... Правда, мы, кажется, использовали Великое Кольцо? Так кто же в таком случае настоящий победитель?... |
Stager: Так часто бывает — уже вроде как победа в руках, враг почти растоптан, его здания пылают... Расслабляешься немного: дескать, ну сейчас уж я его точно добью, и... буквально на секунду выпускаешь ситуацию из-под контроля. Победа становится пирровой, а потом плавно перетекает в поражение. |
Стажер решил не сдаваться, а взять реванш, чтобы попробовать отыграться и записать на свой счет хотя бы одну победу. Вне зависимости от результатов третьего раунда победа уже достается Псмиту. Вопрос только в том, с каким счетом.
Бой 3. Как за каменной стеной
Как ныне сбирается маг Саруман
Навеки покончить с Роаном.
Генштаб утвердил стратегический план,
Готовы канистры с туманом.
О. Леденев, «Одна башня»
Стартовые условия | |
Карта | Rohan's Gap |
Псмит | Люди |
Stager | Изенгард |
Псмит: Чего хорошего можно ожидать от людей? У них неплохая конница, но дорогая и уязвимая. Стрелки — так себе. Пехота... лучше не надо.
Я знаю одно крупное достоинство людской армии: изобилие могучих героев. Поэтому ставку мы сделаем на них; а чтобы те дожили до подобающих лет, позволим им заниматься исконно гондорским занятием — оборонять крепость. Да-да, в кои-то веки силы добра намерены дать себе труд выстроить стены.
В отличие от гномов, мы способны защититься от случайных рейдов рохирримской конницей и дунаданскими лучниками; к тому же карта у нас обширная, не в пример Эттенмуру, и можно позволить себе строить фермы вдали от стен.
У этого плана есть только один недостаток: я не умею строить крепости. Но что поделаешь — придется научиться!
Stager: Из всей темной братии в строю остался лишь Саруман. Впрочем, как сказать — «темной»?.. Тут еще как посмотреть. Вообще говоря, он по статусу белый, причем пораньше некоторых гэндальфов... Да и символ его — Белая Длань, тоже, в общем, ни с какой тьмой ничего общего не имеет. На мой неискушенный взгляд, именно Саруман — это и есть та «третья сила», способная мудро управлять Средиземьем. Не ударяясь в крайности, стоившие жизни уже немалому числу фанатиков с обеих сторон.
Назгулов в Изенгарде сроду не было, да и по статусу не положено. Из героев внимание на себя обращает лишь сам Саруман: тратить деньги на какого-нибудь Гнилоуста просто как-то неловко.
Попробуем построить тактику на боевых машинах и многочисленной армии. Наездники на волках (а вернее — на варгах) послужат главным ударным звеном, а герой — что ж, посмотрим, что он умеет...
Роханские застенки
Псмит: Поселился. Обживаюсь. Пока на мою территорию претендуют лишь волки, которые только мирных жителей грызть горазды, а супротив тренированной пехоты мало на что годны.
Псмит: Идет охота на волков, идет охота... |
Мне достался уютный уступ, на котором очень даже приятно расположить всяческую фортификацию. Этим и занимаюсь, пока строители покрывают все доступное пространство фермами. Стены ощетиниваются требуше и стрелковыми башнями, а в крепости срочно разрабатывается нуменорская кладка (видимо, предварительно наши ученые придумали машину времени?) и огненные боеприпасы.
Псмит: Арагорн и Гэндальф инспектируют свежепостроенную крепость. |
В этом плане есть только один противный недостаток: сама цитадель слишком уязвима, раз стены приделаны прямо к ней. Хорошо бы сразу построить запасную, но свободных средств пока маловато.
Stager: Экономика у меня уже традиционно строится на лесопилках. Что ж, это вполне исторически достоверно: помнится, белый маг всерьез не поладил с энтами, потому как несколько злоупотреблял объемом лесозаготовок. Но в этих краях энты уже перевелись, и ничто не остановит бравых лесорубов.
Вдоль всей карты протянулась река. Следуя местной топографии, я заранее спроектировал базу для стремительного удара с дальнего фланга, где моего присутствия пока не предполагается. То есть пока строились «денежные» постройки, я перегнал одного плотника на противоположный конец моего берега и заложил все военные фабрики и тренировочные заведения именно там. Позже казармы появятся и возле цитадели, но самая внушительная армия собирается на востоке, тогда как Псмит будет ждать удара с запада.
Инженеры тоже не дремлют, изобретая улучшенные доспехи, закаленные клинки и зажигательные стрелы. Будем брать и числом, и умением. Пара пробных отрядов отправляется на разведку, но, конечно, с «ожидаемой» стороны, не выдавая реального расположения сил. К ним примкнул и Саруман, согласившийся покинуть цитадель за три тысячи монет.
Один только вопрос меня беспокоит... Если я плачу деньги Саруману, управляя Изенгардом, то, позвольте, а я кто такой? Идей нет.
Суета вокруг палантира
Псмит: Ну, вот и гости дорогие. А между тем стены у меня, прямо скажем, незамкнуты: заходи кто хочешь, бери что хочешь...
Изенгардцы вторгаются в основном с копьями в виде больших красных бенгальских огней. Бросать на пики кавалерию — только зря тратить войска. Рохирримы переключаются в режим конных стрелков, а в атаку идет пехота. С баллистами разберется лично Арагорн — надеюсь, его махонькую фигурку в каше сражения, как обычно, не заметят!
Перед самым боем я успел вызвать Гэндальфа, но от него пока сплошное разочарование. Все, что он умеет, бьет по площадям — а что толку от этого в такой мясорубке?
Не завидую я моим храбрым воинам: мало того что против них толпа уруков, так еще и с неба падают стрелы и камни. Откуда? А со стен. Им же не прикажешь прекратить огонь...
О, а это кто такой в красном? Дед Мороз? Сомневаюсь. По-моему, сам «властитель колец и соцветий» пожаловал! А сражаться с ним, между прочим, некому... хотя нет! Есть же Гэндальф! Вот тут-то он и оправдает себя... если не свалится на голову пламенный привет от защитников стены.
В общем, вторжение я остановил, но того, что осталось от моего войска, не хватит даже на гарнизон снежной крепости. Долго ли ждать следующего? Зная любимую тактику Стажера — едва ли.
Я очень-очень хочу башню слоновой кости: тогда я смогу при помощи палантира заранее знать положение войск врага. Рискну потратиться и изучить ее?
Stager: Палантир — прекрасная штука. Потратив пять стартовых очков на освоение его эксплуатации, я без труда разглядел вражеские позиции. Причем угадал настолько удачно, что сразу попал на псмитовскую цитадель. Ага, строит стены. Армии толковой пока не видно — так, пара праздношатающихся группировок. Чем черт не шутит — вдруг первый удар окажется решающим?
Stager: Это не партизанский отряд, а главные ударные силы. |
Вперед выдвинулись копейщики, а то знаю я любовь моего оппонента к коннице. Пусть только попробует сунуться — вмиг нанижут на пики. Лучники сгруппировались в середине отряда, а замкнули шествие две баллисты, по неведомым науке причинам научившиеся разрушать стены. И понеслась...
Да, настенные орудия, скажу я вам, это сила, и сила грозная. Когда по полю бегут отдельные группы или герои, они практически безвредны, так как не умеют брать упреждение. А вот если движется армия, то залп, адресованный знаменосцу, приходится в самую гущу войск и наносит чудовищный урон. И еще я, видимо, переоценил скорость баллист. Расстояние казалось небольшим, и все же они подтянулись только к тому моменту, когда от штурмующих осталось не больше трети. Залп, другой, и ими уже занялась конница. Ой, а это кто? Са-ру-ман, твою так и эдак... Вредный колдун преспокойно остался стоять поодаль, меланхолично наблюдая за боем. Почему не пошел вперед, попав в общую рамку выделения? Загадка.
Навстречу Саруману уже спешил Гэндальф, и получил бы посохом в лоб, если бы не две конные дивизии, поддержавшие серого мага. Вот такие у них, «светлых», представления о честном поединке. Ладно-ладно.
Пока армия восполняется до разрешенного лимита, я с увлечением изучаю противоположный берег в палантир. Там масса любопытного.
Тихие заводи
Псмит: Изучил башню... как раз для того, чтобы увидеть уже подползающую ко мне армию. Что интересно, Алексей собирает ее у северных бродов, после чего ведет к цитадели... по реке. Странно сие. Запомним эту тактику — пригодится.
Псмит: Потемкинская крепость. Существует только спереди. Хорошо работает разведка у Сарумана! |
Я успел закончить стену, но Стажер в этом, похоже, не сомневался: ломит прямо в лоб. Впереди — какой-то герой верхом на волкосвинье, за ним ударная пехота с пиками, мечники, а в хвосте войска — естественно, баллисты...
Теперь я понимаю: самое слабое место крепости — ворота, но не в том смысле, что их легче сломать, а в том, что их не хватает для вылазок! Я оказался в дурацком положении: мою стену без контратаки сломают непременно, вести всадников на пики — самоубийство, а пехота в обход через ворота поспеет аккурат к разгрому. Вылазки ей не под силу — только выползки!
В общем, вторжение очередной раз захлебнулось, но цитадели больше нет. И на ее месте — круг оскверненной земли, так что я даже стену замкнуть не могу.
Псмит: Морская пехота и речная кавалерия Сарумана готовятся к атаке. Мне сверху видно все, ты так и знай! |
— Гм! — подумал я, — а может, так и надо?
Будет такая здоровенная дырка для «вылазок». И две стены, образующие боевой коридор. По-моему, в этом Средиземье такая конструкция должна держать удар лучше сплошной стены.
А цитадели построим сразу две: одна, поблизости от старого места, будет приманивать на себя атаки, другая, в тылу, для исследования всех нужных усовершенствований.
Stager: Есть одна хитрость в постройке войск, до которой я додумался только сейчас. Раньше я делал так... Построил войско, повел войско, убил его, заказал новое. Но если изначально заказывать с запасом, постройка останавливается ровно в тот момент, когда достигается предел командного лимита. Причем сделать это нужно, пока войск мало, иначе умная игра сама скажет: ах, лимит превышен, не могу принять заказ, однако. А «обманув» игру, мы получаем следующий результат. Тренировка войск во всех хатках, ямах и бараках останавливается, пока не начинается битва. Там войска гибнут сотнями, лимит «высвобождается» — и рекруты выходят на свет сами, без команды. К моменту окончания боя на базе уже ждет новая армия. А если пользоваться перенаправлением, то бойцы со всей карты стекаются в указанную точку и замирают в ожидании приказов. Так атаку можно вести непрерывно, а не волнами, — хватало бы денег.
А денег, кстати, в изобилии. Наш берег богат лесом, а лесопилки я строил с большим запасом. Повсюду суетятся рабочие, принося по полторы-две тысячи золотых в минуту. Боевая машина крутится, и это уже приносит первые плоды. Вражеская цитадель разбита, земля в столице людей испорчена, а у нас, тьфу-тьфу, пока без происшествий.
Эффект воронки
Псмит: Я снова обзавелся обзорной башней и попытался на радостях организовать встречный набег на твердыню Сарумана. Но — увы! — одна кавалерия не способна ни на что, а пехота ползает с такой скоростью, что орки за это время просто-напросто успевают народить новый гарнизон. У нас войска небыстрые, но верные и чистые...
Псмит: Эту крепость снесут. И пусть. А потом я как бы «не сумею» заделать пролом... |
Новый штурм, как и следовало ожидать, ровняет с землей свежепостроенную цитадель... но результат мне, в общем, нравится! Устремившись в «боевой коридор, армия Изенгарда несет тяжелейшие потери, а после этого срабатывает «эффект воронки»: я могу расставить в широкой части прохода больше войск, чем просачивается в дыру! А когда основные силы Изенгарда втягиваются в проход, рохирримы без труда крошат оставшиеся позади баллисты.
Итог — минимум потерь (не считая экспедиционного корпуса, прорывавшегося к Ортханку), два уровня для Арагорна и достаточно средств на призыв новых героев. Пожалуй, пора пригласить Боромира.
Главная беда: я пока не понимаю, как собираюсь выигрывать битву! Вся ударная сила людей, включая Арагорна и Боромира, ползает медленно и печально. И никаких шахт для переброски войска. И никаких ходячих катапульт-энтов (требуше ползет так, что, пока колесо поворачивается, верхняя его часть успевает порасти мхом).
Stager: Стоило Псмиту отстроить новую цитадель, как у меня уже готова новая штурмовая группа. Было крайне неразумно с его стороны выставить ее на передовую линию: фактически, она пала еще до того, как вражеские войска впервые столкнулись с моими. Тут бы и отойти, заняв оборону, но черт меня дернул продолжать наступление. Ринувшись в узкий проход, войска попали под серьезный обстрел и были перебиты, а Саруман вновь отправился Стезей Мертвецов.
Stager: Дракон не справился с замком. Ему бы пехоту палить... |
Кстати, о Сарумане. Он — прекрасный герой. Уважающий себя и настолько неторопливый, что стремительные баллисты, проносящиеся мимо, провожает мудрым взглядом, бормоча добрые напутствия. Тренируется он медленно, те же назгулы получали уровни не в пример быстрее, в бою особо не блещет, зато стоит дорого. Сила его — глубоко внутренняя, и не спешит раскрываться в банальной войне Тьмы со Светом. Скотина он порядочная, между нами говоря. Но я снова отвлекся.
Кажется, штурм цитадели врага экономически крайне невыгоден. Но отгородившись стенами, он, тем самым, наверняка оставил «голой» всю экономику. А что если прогуляться по более отдаленным землям на северном берегу да посмотреть — как сеют, как жнут? Выспросить, все ли в порядке и не надо ли кого убить? Попробую, пожалуй.
Кони беспредела
Псмит: А вот это уже безобразие! Довольно серьезная группировка изенгардцев шастает по моим северным землям, в то время как основные силы ползут на очередной штурм. Чтобы отражать атаки на севере, у меня есть только лучники-дунаданы из тамошнего трактира; на помощь им успеет разве что конница.
Stager: На месте разрушенной цитадели разгуливает Глубинный Страж. |
Алексей нащупал-таки мое слабое место. Штурма я не боюсь, а вот разорение ферм фатально. Мобильный отряд защитников делать не из кого. Я, конечно, отправлю туда полк пехоты и Боромира, но что-то мне подсказывает, что в гонке за фермами мне не светит...
Чуть не прозевал появление у меня во дворе Глубинного Стража. Но гарнизон вроде бы неплохо справился и сам...
А это еще что? Дракон?!
Пытаюсь его атаковать — бестия расшвыривает солдат хвостом. Пробую обычную тактику, но Арагорн пока слабоват для такого боя. Спасают только укрепления, поливающие тварь стрелами и камнями, — и тот факт, что дракон появился уже в конце сражения, и поддерживать его почти некому.
Stager: Мы обменялись реверансами. Если Псмит почти без потерь вырезал все мое воинство у себя под стенами, то я, отправив в поход всего (вдумайтесь!) один взвод копейщиков и баллисту, уничтожил четыре фермы и захватил аванпост. Подбежавший отряд лучников решил окопаться — что ж делать? — я отвел пехотинцев чуть назад, а стрелков, пока они соображали, как поступить дальше, накрыл огнем баллисты. Вот и все, а героическая шайка вернулась к прежнему занятию, найдя пятую беззащитную ферму.
Stager: Диверсионная группа успешно беспредельничает в тылу. |
А вот теперь можно и еще один рейд учинить: у меня-то по лесопилкам можно часы сверять, деньги поступают в казну без задержки, белым налом, и налогами не облагаются. Льготы ветеранам Ортханка.
Псмит: И никогда, никогда не атаковать дракона конницей. Как только закончится сражение — зарублю это на носу себе и Теодену. |
К этому времени войск набралось, правда, еще не слишком много, зато на призовые очки уже можно купить самых мощных тварей. В итоге атаку поддерживают, ни много ни мало, дракон и Глубинный Страж. Дракон, правда, не летает — видимо, это и есть тот самый первый дракон, которому это еще не было свойственно.
С войсками, по сумме, произошел примерно равный размен, но у меня-то есть деньги. А у Псмита, похоже, кроме накоплений нет ничего, и скоро они подойдут к концу. Отряд копейщиков все-таки где-то подвернулся под огонь катапульт, и его сменил на посту отряд всадников, продолживших беспредел во вражеских тылах. Как ни крути, стены имеют массу своих недостатков.
Эффект маятника
Псмит: Я собрал в своих рядах всех героев, кроме Эомера; но дела идут паршиво. Денег хватает, а вот с командным лимитом декокт. Еле-еле удалось пристукнуть бандитов, паливших наши фермы, и весь север у меня пустой. Попытку контратаки легко останавливают, опрокидывая мою армию обратно в реку. Да еще и дождь пошел — интересно, сам по себе, или это колдовство Сарумана?
Stager: Не знаю, что и выбрать... Все такое вкусное! |
Надо снова отстроиться и атаковать. Много шансов не будет: теперь, когда на вооружении Сарумана драконы, время работает против меня. Если дракон и Страж прибудут одновременно со всей сарумановой ратью — что будет, как вы полагаете?
Я делю войско на две части. Первая, под командованием Боромира, будет изображать собой очередную контратаку с севера, как бы отвлекающий удар. Вторая во главе с Арагорном отразит новый штурм и сразу после этого пойдет в наступление с юга.
Псмит: Я сделал ту же ошибку, что и оппонент: не обеспечил Мертвых достойной поддержкой. |
Итак, вперед! А поддержит Боромира — воинство Мертвых!
Увы, Мертвые, как оказалось, против строений бессильны. Мой план погубило то, что Боромиру пришлось ломать вражескую крепость чуть ли не в одиночку. Все бы обошлось, если бы Боромир был чуть порезвее; а так он шагает вразвалочку, отставая даже от тяжелой пехоты Гондора.
Да, наступление провалилось, но и Саруману придется какое-то время зализывать раны. Глядишь, у меня еще будет второй шанс!
Stager: Против меня работают сейчас, пожалуй, только герои. Так я толком и не научусь выискивать их в толпе (то ли дело — назгул!), а именно они, в итоге, решают исход боя. Паралитик-Саруман ничего особо не приобретает в ходе вылазок: то ли я его правильно готовить не умею, что очень возможно, то ли его Эру от природы обидел генами, чтобы потом списать все на происки Моргота. А вот в лагере противника уровни героев растут, как поганки на Мертвых Болотах. Каждый рейд приносит им столько опыта, что даже финансовое превосходство весьма сомнительно компенсирует этот «личностный рост». Главное, что я понятия не имею, что делать с героями. Одолев их толпой, я всего лишь возвращаю их обратно на родину, где они воскресают и с новыми силами вступают в игру. А уровни растут, растут...
И вот то, чего я так опасался. Маятник качнулся обратно. Контратака с участием высокоуровневых героев, а с ними — воинство мертвых. Благо я вовремя догадался увести войска с дороги, и призраки прошли сквозь сарумановы земли, практически ничего не повредив. Спустя какое-то время они отправились обратно в чертоги Мандоса, а судорожно маневрировавшие войска вернулись прогнать героев. Победа, но победа тяжелая. Армия потеряна почти вся, подкрепление понемногу строится, но успеваю ли я по темпу?
Великолепная четверка
Stager: С армией мертвый главная тактика — не стоять на пути у высоких чувств. |
Псмит: Теперь армию я поделю на три группы. Первая останется как есть — с Боромиром, пехотой и отрядом кавалерии. По дороге Боромир проводит с солдатами инструктаж, добавляя им опыта. Вторая, с Теоденом и Гэндальфом (но безо всяких осадных орудий — жизнь слишком коротка, чтобы транспортировать их через всю карту!), подойдет, когда на Боромира обрушатся вражеские силы. Третья, усиленная требуше, двинется по следам армии вторжения через юг...
Псмит: Ну и что, что прорвался один Арагорн? Думаете, не хватит? |
Да! Этот план оправдался! В кои-то веки пригодились гэндальфовы молнии, и, пока рохирримы разгоняли толпу, а Боромир самозабвенно дудел, цитадель Сарумана закачалась и рухнула.
На поле сражения геройски пал Теоден.... Кстати, что-то я не видел самого Сарумана — никак прохвост снова сбежал? И нас ожидает четвертый раунд — в хоббитском Крае?...
Stager: Вот и все. Вторая волна контратаки, и знакомые все лица. Шайка героев несется через торгово-промышленные районы, громя постройки. Едва вышедшие из училищ отряды вырезаются на корню, не успевая получить повышение и разжиться приличным оружием. Кольцо смыкается вокруг цитадели, а боевая группа, ушедшая в атаку на земли Псмита, просто не успевает вернуться. Да и возвращаться-то уже, собственно, некуда. Победа Псмита, причем победа чистая. Уважаю, хотя и не до конца понимаю, как ему это удалось.
Разбор полетов | |
Псмит: В этом бою победу принесла, как и в предыдущем, концентрация сил. Алексей нашел ей эффективный ответ в виде грабительских рейдов по фермам — но сделал это слишком поздно. Если бы то же самое делалось еще до того, как в моем распоряжении оказалась вся «обойма» героев, я вряд ли выдержал бы, несмотря на стены. Кстати, и самое простенькое укрепление вокруг Ортханка тоже могло остановить мое наступление — артиллерию я бы туда все равно не дотащил. |
Stager: Неправы будут те, кто скажет: я проиграл, потому как шансов на победу в дуэли этого месяца уже не было. Я вполне всерьез собирался отыграться, пусть и не со счетом в мою пользу, но хоть с одной победой. Поначалу все вроде бы шло хорошо, но я снова недооценил героев. Укладывая один полк за другим у вражеских стен, я невольно позволил им получить немалые уровни. И настолько привык атаковать, что не был готов к защите. Одного не понимаю — откуда у оппонента было столько денег? Когда он успел их накопить? Почему они не кончились вскоре после уничтожения ферм, да еще и в свете трат на две (!) новые цитадели. Загадка. |
Финальный счет | |
3 | 0 |
Победа Псмита |