За юбилей!
Как истинные трудоголики, организаторы отметили первый юбилей своего детища очень бурно — ночами напролет на застройке павильона № 57, твердо положив себе добиться еще одной круглой цифры: 90 тысяч посетителей.
В этом году все, даже авторы, замучили меня странным для неподготовленного человека вопросом: «Куда уползла выставка?» Почему она как-то не по-русски стартует в среду, а в воскресенье, когда люди только войдут во вкус, ее как раз нет?! Я думаю, именно поэтому. В этом году был самый «западный» Игромир за пять лет.
Бизнес-день в рабочий день — это грамотно. А зарубежные партнеры сплошь и рядом в шесть-ноль-ноль пятницы хватают дипломат — и в самолет! Но зато они не празднуют дни народного единства, за что и поплатились. «Игромир» в этом году уверенно разыграл преимущество долгих праздников, выжав из всех присутствие по максимуму. Не знаю, как вы, — а мы оценили!
На второй день выбежала заснять обязательную для «Игромира» эпическую картину: очередь под дождем. Ничего не поняла. Дождь есть — очереди нет. То есть в каком-то количестве люди постоянно подходили... и все благополучно входили внутрь. А раньше-то они почему с утра до ночи стояли все три дня?! Идеи принимаются.
Самое людное уединенное место в мире
В бизнес-день в этом году был так же шумный, как и остальные — то есть попросту ничего не слышно! — да и людей на стендах было ненамного меньше. Оставалось с ностальгией вспоминать то наивное время, когда организаторы специально привозили детей из детского дома, чтобы телевизионщики могли поснимать как бы активность, а не просто голые стенды!
...Забившись в угол, где потише, юноша ответственно докладывает еще не прибывшему товарищу в телефон: «Дают маски с кроликами и картонные шляпы!» Картонные шляпы! В пресс-день! Люди, кто вы?..
О, это очень интересные люди. Они называют себя короткими и емким словом из трех букв и гордо несут его впереди себя. «Туда нельзя, это переговорка, там сейчас интервью берут», — терпеливо говорит сотрудник стенда. «Я вип, мне можно!» — отвечает молодой человек, потрясая бейджиком. «Это склад, там коробки стоят!» — отбивается от наседающей толпы девушка. «А мы випы, нам можно!» — отвечает толпа. Хорошо, не сказала, что коробки с сувениркой, а то бы конец стенду. «Куда вы, это подсобка, там модели переодеваются!» «О-о-о!!.. А мы — випы, нам все можно!»
Здорово, наверное, когда за сходную цену можно все. Конечно, идею они придумали не сами — ее подсказала реклама VIP-посетителей, призванная объяснить, почему надо заплатить не четыреста рублей, а три тысячи, но посетители ее очень лихо и творчески интерпретировали. Наверное, чувствовали себя персонажами ролевой игры, где разработчик поообещал интерактивность абсолютно всех предметов в игре, а в результате пара дверей намертво закрыты и вон та бочка не разбивается, хоть плачь! Обошлось, к счастью, без мордобоя — ценой долгих переговоров коробки и моделей как-то отстояли.
Меняю орка на танк
Прошлый «Игромир» ознаменовался сенсацией — к нам едет ревизор! Нет, лучше — к нам едет сам Близзард и сам, лично, расскажет про StarCraft 2, и WoW, и Diablo 3! И стало так. Представителя Diablo они, правда, с собой не привезли — сказали: ну простите, нет у нас лишнего, все ужасно заняты. Зато игровая зона была прямо как «у больших» — с двухъярусными мониторами и «счастьем всем даром», аж минут по пятнадцать. Если не слишком крутить головой, можно было подумать, что ты на каком-нибудь Gamescom или E3.
В этом году Близзард не приехал — хотя Катаклизм-то близко, при дверях! — а все его немаленькое пространство заняли Wargaming.net, дабы наглядно продемонстрировать заявленное игрокам намерение вступить с ними в самые серьезные отношения.
Четыре года гордо взиравшая на всех с вершины лестницы Electronic Arts, со своим колоссальным экраном, нисколько не уменьшенным кризисом, служившая едва ли не символом выставки, неожиданно сдала позиции и отказалась от участия. Лишь за два дня до выставки пришло сообщение, что формально ЕА все-таки присутствует. Ее игры будут на стенде компании Хbox, потому что куда та компания денется — она эти игры скоро выпускает в продажу. Будет там и Dragon Age 2, и много других интересных проектов... но поговорить можно будет только с продюсерами «Гарри Поттера».
Свято место пусто не бывает — освободившееся пространство заполнил PlayStation, который очень ответственно подошел к программе, организовал пресс-конференцию и презентацию линейки силами резидента Comedy Club. Это тоже такой штамп: хочешь заявить потребителю о серьезных намерениях — зови резидента. Благо их много.
Весь остальной этаж заняли Xbox — и они подошли к вопросу совершенно несерьезно. Играючи, я бы сказала. Просто расставили по двум этажам промышленное количество приставок и предоставили посетителям самостоятельно убеждать себя в величии компании. Получилось — разговоры про первую демонстрацию Кинекта разошлись далеко за пределы выставки.
Какой-то не тот глобус
В целом — мы отчетливо приближаемся к европейской модели выставки, ориентированной в первую очередь на отдых и расслабление участников, если только не брать во внимание нашу коммунальную привычку обустраивать бизнес- и игровую зоны на одной территории. Отдадим должное «1С-Софтклаб» — они второй год предлагают альтернативное решение, оккупируя для переговоров подвальный этаж.
В чем центральная мысль наших выставок? Показать как можно больше. По возможности — на меньшей территории. А «не нашей»? Создать комфортную зону, где хотелось бы провести выходные.
Большая просторная зона Nintendo, где можно поплутать, кафешки-лавочки, где можно посидеть, и — последнее приобретение — любимые приставочными компаниями пуфики-поваляшки. Люди пришли — и валяются.
Слегка выбивается из этой идиллической картины обилие магазинов — не продажа сувенирки на стенде, а именно стендов с единственной задачей быть магазином: издателей, сайтов и собственно магазинов... туда же — стенды интернет-магазинов, не несущие никакой информации, кроме рекламы себя. Нет, я все понимаю, действительно надо зарабатывать деньги, но... пустовато.
Возвращаясь к тенденциям: выставка, которую открывает пресс-конференция Микрософта, — уже наполовину Е3. Я иронизирую, но слегка. Как мы раньше без нее обходились — уму непостижимо. Микрософт представляла Kinect — и о нем мы еще поговорим.
Тело как контроллер!
Все слышали о чудо-устройстве, которое позволит играть безо всяких вспомогательных устройств в руках и на теле. Анонс случился еще в прошлом году — проект назывался Natal. Теперь он вырос и сменил имя на Kinect (подробнее о его судьбе вы можете прочесть в «новостях» этого номера). Правда, с ним пытается конкурировать палочка-контроллер от Sony, под названием Move, но она слишком похожа на Wii-Mote. К тому же активная комплектация Кинекта — всего одна приставка и камера на ней — позволяет развлекаться сразу двоим, без покупки дополнительных контроллеров, что обязательно сыграет на руку Кинекту.
Пока основная проблема волшебного устройства — малое количество игр, способных раскрыть потенциал контроллера. Готово пока всего несколько, включая танцевальный симулятор Dance Evolution, аркадный боевик Harry Potter and the Deathly Hallows, симулятор фитнеса Your Shape Fitness Evolved и игры со зверятами Kinectimals. Зато к следующему году ассортимент обещают радикально увеличить, в основном за счет переноса уже вышедших игр.
Управление донельзя простое: нужно просто стоять на расстоянии двух метров и ждать, когда камера вас идентифицирует, а дальше просто двигаться. Тут скрыт второй минус — Кинект распознает движения с существенными задержками, в отличие от Move, которая по точности обгоняет даже Wii.
Кто в цари крайний?
Сравнить популярность игр очень просто: надо взять рулетку и замерить длину очереди, которая выстроилась к стенду. Да-да, я знаю, еще надо учесть двадцать пять привходящих обстоятельств, самое главное из которых — близость к выходу игры, от которой зависит ответ на вопрос жизни и смерти: дадут поиграть или нет?
Самая большая очередь тянулась к стенду Call of Duty: Black Ops. Assassin’s Creed манил возможностью турнира, а в Deus Ex, «Ведьмака 2» и «Героев 6» поиграть не давали, но очередь к каждому, в нарушение всех закономерностей, стояла огромная все равно.
А добытые превью, как водится, ждут вас на следующих страницах.