Вперед в прошлое
В 2009 году, Е3, казалось бы, начала возвращаться к былому размаху. Пусть до масштабов четырехлетней давности было еще далеко, но все же по сравнению с 2007-2008 годами это стало большим возвращением. И нынешний 2010 год показал, что кризис в игровой сфере на западе если и не миновал полностью, то явно сдает позиции.
Один из главных показателей — за все три дня выставки у меня не было ни минуты свободного времени. От презентации к презентации, от интервью до интервью, с десяти утра и до шести вечера — ни секунды на то, чтобы просто забежать купить воды, не говоря уже о том, чтобы пообедать.
Оба павильона лос-анджелесского выставочного центра кипели, бурлили и грохотали выставочными площадями крупных компаний. Одно радовало: погода вокруг этого парового котла стояла замечательная, +22-24 градуса по Цельсию днем, да еще легкий ветерок с океана быстро остужал голову после марафонских забегов по залам. Это я вспомнил прошлогодний Gamescom с его +36 градусами жары.
Впрочем, это лирика, вернемся к выставке.
Похвали себя сам!
Само собой, помимо огромных стендов и шоу на них не обошлось и без эпатажных рекламных акций. Как вы помните, в прошлом году компания Electronic Arts устроила вирусную рекламу игры Dante's Inferno — каждое утро перед входом на выставку нас встречала толпа людей с плакатами «Say NO Inferno» и «Hell is not a game» — якобы религиозная община, выступающая против использования в играх тематики, связанной с дьяволом. Про то, что это реклама, мы узнали немного позже.
В этот раз мощнее всего в плане самопиара отличилась компания THQ, вовсю продвигающая свой Homefront. В одно прекрасное утро с улицы потянулись батальоны корейских солдат — само собой, в форме северокорейской армии. Стройными рядами под бой барабанов они промаршировали через холлы и коридоры выставки, вызывая недоумение у тех, кто не успел скумекать, в чем дело. Но этим рекламная кампания не ограничилась.
Поясню — для тех, кто приехал на выставку на своем автотранспорте, остро встает проблема парковки. Чтобы оставить свою машину в пешей доступности, необходимо пользоваться платными стоянками, и цены на них отнюдь не маленькие, 30-40 долларов в день. Так вот, компания THQ арендовала одну из таких парковок — а это, между прочим, около 1000 машиномест! — и, выставив на въезде бравых парней в униформе, позволяла парковаться за смешную сумму, но при условии, что вы прикрепите к своей машине флаг Северной Кореи! Водители сочли такой подход к рекламной политике очень эффективным! Само собой, это все сопровождалось километрами тематических плакатов по всему городу...
Еще запомнилась реклама Crysis 2, закрывающая полфасада южного холла выставочного центра. Правда, не своим размером, а текстом на ней. У вас эта надпись тоже вызвала улыбку? Вообще-то она расшифровывается как «S.O.S. New York». Такой вот отбор по языковому признаку: если перед плакатом стоял кто-то и улыбался — можно было со стопроцентной уверенностью сказать, что этот человек говорит по-русски.
Сюрприз-сюрприз!
В принципе, каждый год на любой выставке оказываются несколько проектов, которые всплывают так называемым «нежданчиком». Либо от них ничего особенного не ожидалось, либо про их анонсы практически ничего не было известно. В этот раз Е3-2010 по праву можно назвать лидером по таким проектам за последние несколько лет. Перед поездкой тройку самых интересных игр я представлял себе совершенно иначе по сравнению с рейтингом, который составил по окончании выставки. Скажу больше, ни одна из игр, на которые я рассчитывал, готовясь к выставке, в финальный список не вошла.
Лично у меня по итогам получился такой вот Top-3 игр: Assassin's Creed: Brotherhood, Portal 2, Shogun 2: Total War. На следующих страницах мы пройдемся по тем проектам, которые по итогам выставки оставили самые лучшие впечатления, и начну я с неожиданно интересного Assassin's Creed: Brotherhood. О нем — подробнее всего.