Как это было
Много лет главным событием года для всех, кто живет играми, была выставка Electronic Entertaiment Expo (для друзей и знакомых — просто E3). Для разработчика это была конференция и обмен идеями, для издателя — бизнес-встреча, для журналиста — первые показы «того, во что все будут играть завтра». И для всех, включая обычных игроков — большой, яркий и шумный праздник. С громкими презентациями, кинопоказами, масштабными дiекорациями, маскарадными девицами, подарками... Словом, сложим вместе «Игромир» и КРИ, умножим все это на пять (а может, и десять) — и получим лос-анджелесскую игровую выставку.
Каждый год всякий игровой журнал резервировал в мае под Е3 особое место: все громкие анонсы, первые показы — все это заботливо припасалось к Главной выставке года.
А заказывала музыку на этом балу ассоциация производителей электронных развлечений — ESA. Та самая, что чаще всего оказывается у нас на слуху в связи с возрастными рейтингами игр ESRB, хотя ее роль этим отнюдь не ограничивается.
Так было до прошлого года; но в 2007 году основатель и глава ESA Дуг Левенштейн ушел из организации, его сменил Майк Гэллахер, а праздник... был прекращен. ESA уже давно пыталась загнать карнавал Е3 в некое строго-деловое русло, запретить слишком вызывающие наряды выставочных девиц и слишком шумные мероприятия; но тут она взялась за дело рьяно, переименовав выставку в Е3 Media & Business Summit, то есть мероприятие «только для своих» — игроделов и прессы, без публики.
Из гигантского Los Angeles Convention Center выставка переехала в... авиационный ангар аэропорта Санта-Моника и несколько отелей на берегу океана. Все это было, мягко говоря, неудобно; и неудивительно, что многие игроделы приберегли свои лучшие сюрпризы уже не к Е3, а к лейпцигской выставке в конце лета. А в 2008 году кризис ESA стало уже не скрыть: его покинули Vivendi Universal, Activision (тогда еще по отдельности), id Software, LucasArts...
Вернуться, но остаться
Идея была признана порочной, но... не до конца. В 2008 году назначены два мероприятия: деловая Е3 Media & Business Summit летом — и выставка для публики E3 for All осенью. Напоминает наше разделение КРИ и «Игромира», если помните, недавно они были единым целым...
Е3 вернулась в гостеприимные стены Los Angeles Convention Center, поместив и офисы издателей, и выставочную площадку рядом, на одной территории.
Но не будем спешить говорить, что Е3 вернулась. В 2006-м она занимала чуть ли не весь центр целиком, вольготно раскинув выставочную часть по трем гигантским залам плюс коридорам и холлам; сейчас вся она, вместе с офисами, поместилась на двух этажах одного крыла, и места хватило с избытком. Ушли не только те компании, что покинули ESA весной — на выставке блистал отсутствием NCSoft, наш 1С (который еще недавно был одним из главных спонсоров мероприятия) и многие, многие другие.
Утверждают, что падение спроса на выставочные площади обусловлено завышенными ценами на стенды, поэтому и в этот раз, как в прошлом году, они представляли собой несколько мониторов, с логотипом компании над ними. Казалось, это те же самые стенды, что и в прошлом году. А впрочем, к чертям антураж, проекты-то новые!
На фабрике роботов
Стоило нам прилететь в Лос-Анджелес, как на следующее же утро нас похитили из гостиницы наши друзья из Snowball и повезли в гости к Heavy Iron Studios, компании, занимающейся выпуском игр по известным мультфильмам. Они только-только закончили работу над игрой, повествующей о приключениях очаровательного робота Wall-E.
Нам устроили увлекательную экскурсию по студии, во время которой нам показали как создавалась игра, начиная от дизайнерских набросков, заканчивая, собственно, самой игрой... Многим там было бы чему поучиться. Все стены в офисе покрыты стендами: вот что должно быть на первом уровне, вот какие там опасности, какие призы... Какие кульбиты может выделывать главный герой? Как могут, а как не могут удержаться в его клешнях брикеты с мусором? Как будет выглядеть тот или иной уровень в разных цветовых гаммах?
Мало того, что все это очень помогает единому пониманию того, что делается, и организации процесса — это должно быть чертовски убедительно для киношника, который подумывает вручить игроделам свою драгоценную лицензию на очередной мультфильм века. А если учесть, что и об игровом процессе Heavy Iron заботится поболее многих других авторов «мультконверсий»...
Естественно, все было задокументировано сотрудниками нашей видео лаборатории, и вы сможете посмотреть отчет об этой поездке в этом номере видеожурнала.
А пока мы все это смотрели, за нами по пятам бегал сам Wall-E, проверял, не намусорили ли мы, и недоуменно таращил на нас глаза-фары.
Приключения у «Электроников»
В выставочном зале наиболее убедительна была Electronic Arts: она предлагала «потрогать руками» три более чем ожидаемых игры. В LotR Conquest всякий желающий пробовал собственноручно прикончить здоровенного тролля (при том, что орки и прочая мелочь вокруг отнюдь не дремали) и покомандовать самим Арагорном, в Red Alert 3 — сразиться на мультиплеерной карте, а в центральной части стенда покачивались пальмы и
Начали мы с Red Alert 3: до сих пор мы обходились «картинками и разговорами», а тут на стенде красовалась рабочая, близкая к завершению версия. И, что самое приятное, с третьей фракцией игры — таинственной Империей Восходящего Солнца.
Red Alert 3
На стенде Electronic Arts нас с распростертыми объятьями ждал Крис Корри, продюсер игры Red Alert 3. Мы помнили его обещание в Москве показать нам на Е3 многопользовательский режим; Крис тоже о нем не забыл, и на примере игры со своим напарником, который командовал войсками из офиса Electronic Arts в Лос-Анджелесе, рассказал нам про самую загадочную фракцию игры — Японию.
Многие боевые единицы пока что строго засекречены, но и увиденного вполне достаточно.
Япония — раса высокотехнологичная, ее фирменная особенность в том, что строения не привязаны к базе. Вместо того, чтобы по факту готовности здания искать под него площадку рядом с базой, мы получаем мобильный сборный агрегат (Nanocore), который можно перевезти куда нам заблагорассудится.
А выглядит игровая Империя Восходящего Солнца как эдакая причудливая смесь анимэ и старых мультфильмов про трансформеры...
В этой части игры нет «безликой» пехоты — у каждого бойца свои особенности. Например противотанковая команда, которая хороша против техники, но очень слаба перед противопехотными единицами — в один щелчок мыши может окопаться, став практически неуязвимой, или же спрятаться в ближайших зарослях, оказавшись таким образом невидимой для противника.
Аэродромов нет: все, что летает, строится на обычных военных заводах, что, с одной стороны, экономит место на карте, но с другой — при определенных путях развития может потребовать постройки дополнительных производственных мощностей. Сами воздушные единицы смотрятся... технологично. Вот, например, Мека Тенгу (Mecha Tengu) — это легкая противотанковая летающая машина, она отлично справляется с наземным транспортом, но очень слабо защищена от авиации. Но Япония не была бы Японией, если бы легким движением руки, летающий танк не превращался (в лучших традициях «Трансформеров») в... самолет (Jet Tengu). В такой ипостаси Мека Тенгу отлично справляется с самолетами, зато становится беззащитной к огню ПВО...
Это интересно: тенгу — существо из японского фольклора, летучая человекоптица. Логичное название для авиации...
Еще один род японской авиации с виду очень похож на механических кур, которые в обычном состоянии отлично справляются с воздушными целями, но пасуют перед наземными войсками, а при желании трансформируются в боевые вертолеты и занимаются уничтожением построек и наземной техники.
Похоже, японцы даже лучше впишутся в стиль Red Alert, чем скринны — в Command & Conquer. Шарж удался на славу, не хуже, чем с Советами.
Дополнение Crysis: Warhead выглядит «работой над ошибками»: разработчики учли нарекания на оригинальную игру и постарались все исправить.
А описанный в прошлом номере The Lord of the Rings: Conquest и в самом деле близок к финалу, можно самому убедиться... но, увы, не во всем. Борьба с катапультами, игра за энта и тролля — это все пока не дают в чужие руки; однако опробовать, как в Pandemic представляют себе «простого средиземского мага», можно. А равно убедиться в том, что тролля проще всего не «затыкивать» мечом, а забраться ему на спину и зарезать ударом в загривок.
Что отрадно, достаточно разумно действуют бойцы-NPC. При игре за лучника или мага они вас прикроют, а стрелки под управлением компьютера не лезут в лапы к троллю. Но при этом баланс (а скорее, скрипт) устроен так, что без вас у них шансов мало. На радость игроку, солдаты Гондора умеют более-менее то же, что и герой-воин, но в умелых руках человека герой добивается намного большего. Как показывают опросы, именно так большинство игроков представляет себе идеальное сотрудничество с NPC в батальных сценах...
Dragon Age — новое произведение Bioware — пока еще не в той стадии, чтобы красоваться на стенде, хотя посмотреть очень даже есть на что.
— Уф, это будет в духе Baldur's Gate и при этом с современной картинкой, — вздыхали журналисты. Правда, сюжет пока не блещет откровениями, и это вселяет легкие опасения. Но, по крайней мере, нашего героя не стали делать «случайной жертвой обстоятельств»: он с самого начала входит в отряд профессиональных бойцов, уничтожителей чудовищ. Пламенный привет «Ведьмаку»?
Но, как нередко случается, главным событием от ЕА стала игра, которую не показывали — Star Wars: Knights of the Old Republic Online. И что с того, что единственная настоящая новость о ней — «да, Джон Риччителло подтвердил, что игра в работе»? Есть все основания надеяться, что KotOR Online подхватит знамя, выпавшее из ослабевших рук Star Wars Galaxies.
Стрельба на «Мидуэе»
Офис Midway, в который мы были приглашены на второй день, всем своим видом предупреждал: здесь показывают не пасторальные квесты и не высоколобые стратегии. Интересно, каково сотрудникам все трое суток пребывать в стенах расцветки «кровь с пламенем»?
Внутри нам предстали два новых проекта из категории «мы очень любим GTA»: они уже почти готовы к выходу.
Первый проект — This is Vegas, в котором главный герой бегает по улицам, само собой, Лас-Вегаса, и всячески пытается улучшить свое материально-духовное состояние путем выбивания этого состояния из всех встречных.
От GTA This is Vegas берет в первую очередь приемы эпической игры — максимальную свободу действий и разнообразие игрового процесса; но все это делается без намека на серьезность, с постоянным «кукишем в кармане». Временами происходящее начинает напоминать Full Throttle...
Показали нам бой, что не слишком необычно, азартную игру (где можно пробовать шулерские штучки!) и... вечеринку, где вы «набираете очки» множеством действий и миниигр. Если такого в игре окажется много, она сумеет уйти далеко в сторону от лидера в майке Rockstar.
Второй проект — гораздо более масштабная по размаху игра Wheelman, с виртуальным Вином Дизелем в главной роли.
Действие игры разворачивается на улицах Барселоны, которые как будто специально созданы для игр такого жанра. Тут будут и погони, и перестрелки, и все-все-все, что нужно для того, чтобы не заскучать перед экраном.
Но основную часть 10 часов сюжетной линии мы проведем на колесах, и стиль вождения, принятый в Wheelman... немножко чересчур экстравагантен даже по меркам GTA. Если верить гипотезе о переселении душ, в прошлой жизни герой Вина Дизеля был шариком в кегельбане.
Fallout 3 уже близок
Bethesda Softworks в очередной раз пригласила журналистов на просмотр своего детища с громким именем. Но в этот раз просмотр был уже настоящим: каждый из нас смог поиграть в третий Fallout самолично.
Теперь можно вволю полазить по руинам цивилизации. Отобрать кое-что полезное у... покоящегося в ванне скелета (то ли его там бомба настигла, то ли он решил ее не дожидаться?..); поохотиться на членистоногую нечисть и на «летучие глазки» — парящих бесконтрольных роботов; залезть на детскую горку (уж конечно, без руин детской площадки не обошлось — что еще так легко и доступно демонстрирует безысходность?); убедиться в безнадежном состоянии ржавого автомобиля...
Боевая система и впрямь может работать как в реальном времени, так и в стиле, максимально близком к пошаговому. То и другое удобно и эффективно, хотя мы предпочитали пошаговый — поскольку управлять пришлось с не слишком привычного геймпада, чудеса реакции демонстрировать не хотелось. Нам, ярым сторонникам клавиатуры и мышки (особенно в боевиках!), пришлось изрядно повозиться, привыкая к тому, что процесс прицеливания занимает не пару десятых секунд, а просто пару секунд ...
Встреча с торговым караваном показала не слишком богатый арсенал реплик, но, с другой стороны, чего ждать от торговцев в пустыне? Мы не удержались от попытки ограбить караван — и убедились в том, что неприкосновенных в игре нет, но есть хорошо защищенные.
Завершилась наша встреча интервью, которое вы увидите в видеожурнале.
В мире консолей
По традиции, на выставке подводили итоги года изготовители консолей — что за E3 без споров в коридорах, кто же на этот раз круче — Microsoft или Sony? Хотя год назад все кричали о полной победе Sony, этот раунд, пожалуй, остался за Microsoft: скоро выходят Fallout 3 и Fable 2, на стратегическом поле неожиданный претендент — Halo Wars, а любители боевиков ждут-не дождутся второго Gears of War. Но о «королях ролевого жанра» мы знали и раньше, а вот что удивительно — это массовый переход на сторону Xbox 360 японских игроделов. Resident Evil 5, например, — неожиданный и весомый козырь в майкрософтовской колоде.
Знать бы еще, что из этого сумеют прилично перенести на РС...
На стендах основной ассортимент приставочных игр составляли спортивные симуляторы и аркады. Конечно, не обошлось без вездесущих бешеных кроликов Rayman Raving Rabbids, около стенда с которыми постоянно кипели баталии по стирке нижнего белья, состязания по кроличьему фитнесу, и прочие «рукомашеские» радости, доступные владельцам приставок Wii. Как обычно, разработчики говорят, что не собираются переводить игру в стан персональных компьютеров. Так ли это — время покажет. Не секрет, что у кроликов есть поклонники и в PC-мире, хотя после недавнего издевательства над RRR 2 их число поубавилось.
Нешуточные страсти кипели и вокруг музыкальных игр: Guitar Hero и Rock Band, на которых собирались любители побарабанить, спеть что-то, и конечно выдать пару-другую гитарных риффов в духе Слэша из Guns'n'Roses.
А вот о чем мы дружно загрустили — это... о Golden Axe, ее пока портировать на РС не собираются. Дух оригинала в ней явно жив, и посшибать монстров и загородки хвостом ездового анкилозавра мы бы не отказались и на родной платформе.
Радости стратега
2K Games в быстром темпе продемонстрировала свой главный стратегический калибр — Сида Мейера и его свежий проект с трехэтажным названием Sid Meier's Civilization IV: Colonization.
Главная новость в том, что «второй этаж» приделан к названию исключительно в рекламных целях: «Цивилизация» тут вовсе ни при чем, это честное воскрешение Sid Meier's Colonization. А то вдруг люди за 15 лет забыли уникальную в своем роде игру? По всем внешним признакам — стратегия освоения континента, на деле она оказывалась в первую очередь игрой в организацию народного образования. И при этом была одним из лучших достижений мэтра.
От четвертой «Цивилизации» новому проекту достанется только движок, причем и там разработчики постарались вызвать «дежа вю» где только возможно. Например, экран с городом понятен без слов любому стратегу с 15-летним стажем.
Ну, а что припасла нам SEGA (кроме Space Siege, нового проекта Криса Тейлора, о котором нет смысла писать подробно — скоро сами все увидите)? Конечно же, Empire: Total War.
Посетителей Е3 было решено поразить в самое сердце движком: и в самом деле, эпохальное сражение флотов с легкостью затыкает за пояс все парусные игры, виденные нами до сего момента. Вот только стоило бы не забыть, что сражения Rome: Total War тоже поначалу выглядели невероятно, а после выхода игры — всего лишь красиво. Ведь на Е3 показывали опять-таки не игру, а всего лишь ролик с нее.
А вот еще один проект SEGA порадует ролевиков — это Alpha Protocol от создателей Neverwinter Nights 2. Выставка вообще весьма урожайна на достойные ролевые проекты, на страх всем твердящим о гибели жанра. АР немного напоминает Mass Effect или Deus Ex, но может похвастаться множеством новинок. Да и много ли вам попадалось ролевых игр про современных шпионов? Несмотря на бои в стиле action, сюжет скорее можно назвать детективным. Впрочем, пока проект выглядит очень далеким от релиза (даром что последний обещан в феврале).
Слово товарищу Маузеру
Поклонники боевиков, как обычно, получили широкую возможность выбора. На наш взгляд, приз зрительских симпатий остался за Operation Flashpoint 2: сохранив все традиции, он при этом обладает на удивление тонкой и срежиссированной графикой.
— Handmade, — так определил графику OF2 канадский рецензент, и окружающие с ним согласились. Механистичности, свойственной многим боевикам, нет и в помине. Что вовсе не означает компактных территорий — напротив, преизрядных размеров остров; по утверждениям авторов, пересечь его из конца в конец — четыре часа ходу.
Наследник же F.E.A.R., Project Origin, хорош, но не лучше, чем от него ожидали. Вывести действие под открытое небо, безусловно, очень достойно, но... видимо, к этому все были готовы.
Совсем не порадовала нас новая инкарнация Лары Крофт — увы, девушка явно не молодеет с годами; а вот Принц Персии, к которому вновь приложил руку исконный автор — Джордан Мехнер, явно похорошел после встречи с законным родителем.
Эмиссары одной шестой
Дымом отечества в этом году на Е3 тянуло слабее обычного. Конечно, на стенде Atari красовалась «Легенда о рыцаре» (она выйдет в Штатах только осенью, и желающих на нее полюбоваться хватало), но из отечественных издателей виднелся только стенд «Акеллы».
В углу демонстрационного зала народ клубился вокруг одинокого представителя GSC Валентина Елтышева. «Чистое небо» выйдет уже совсем скоро, и мы оставили Валентина в покое — ему и так пришлось нелегко. Новостей из мира Зоны жаждало множество зарубежных журналистов, и рабочий день выставки у него был расписан по минутам.
Как здоровье его величества?
Судя по всему, 2008-й год стал переломным для выставки. Организаторам придется принимать какие-то радикальные решения. То ли возвращать в Е3 элементы шоу (и, видимо, снова переносить действо на весну, иначе конкуренция с развернувшейся за это время лейпцигской ярмаркой им все равно будет не по силам) — то ли пытаться укреплять бизнес-составляющую, хотя перспективы такого направления сомнительны.
Во всяком случае, если ESA будет настаивать на своем старом решении, слово «Media» из названия можно будет убрать: все меньше крупных компаний готовят что-то интересное для прессы, все сложнее выставить стенд. Мелких игродельческих фирм (которым раньше был выделен почти целиком немаленький зал) вообще практически не осталось, компании предпочитают размещаться в закрытых офисах, пресс-конференции можно пересчитать по пальцам. Внимание прессы переключается на Германию; уже близок GC.
И все же авторитет ESA, даже без нескольких видных издателей, по-прежнему велик, а история выставки достаточно славна, чтобы у Е3 оставался шанс переломить ситуацию в свою пользу. Только для начала хочется понять: есть ли у ESA такое стремление — и воля бороться за ведущее положение в игродельческом мире?