«Столько претензий
— и непригодна для питья!»
Ходжа Насреддин о море
«Удиви меня»
Она агрессивно ворвалась в нашу жизнь за месяц до открытия под флагом «первый в России масштабный фестиваль интерактивных развлечений» — и мы пожали плечами: мол, трудно ей будет. И времени в обрез, да и назначили ее неудачно — 21-23 марта, меньше чем за месяц до КРИ. Сложно представить, что издатели сильно обрадуются перспективе по-быстрому отстроить незапланированные стенды или что разработчики счастливы собирать демоверсии каждый месяц. Неудивительно, что многие компании от участия отказались.
Конечно, мы пришли. В индустрии пока еще очень мало мероприятий, где игрок может встретиться с разработчиками, познакомиться с новыми проектами и вообще почувствовать, что вся эта махина крутится ради него.
Мы не ждали чудес. Несмотря на активность организаторов и громко озвученную ими поддержку со стороны Министерства образования и науки РФ, мы не рассчитывали, что выставка нас удивит. Но мы ошиблись.
«Огласите весь список, пожалуйста!»
Примерно наполовину заполнив собой 1 (один) умеренных размеров зал, она поставила безусловный рекорд Гиннеса среди выставочных мероприятий, умудрившись не выполнить ни один из пунктов добровольно заявленной программы.
Организаторы, догадываясь, видимо, что слабо ориентируются в теме игр, учредили Экспертный совет фестиваля. Примечательно, что задачи совета, в состав которого вошли не последние представители игропрома (например, вице-президент «Нового Диска»), включали такие пункты, как «Развитие и поддержка фестиваля как значимого события для индустрии» и «Отбор проектов независимых разработчиков для участия в фестивале». Угадайте, сколько независимых разработчиков было на «значимом событии»? Мы нашли одного — разработчика игры Lava Online — и, обойдя выставку примерно восемь раз, поневоле смирились с тем, что второго нет. Впрочем, у меня нет полной уверенности, правомочно ли считать независимым разработчиком генерального спонсора мероприятия. Вы как думаете?
«Киберспортивный турнир между студентами различных вузов», который при поддержке организаторов готова была провести компания «Нетвиль», не состоялся ввиду отсутствия этой самой поддержки.
Возможно, где-то функционировали обещанная «Ярмарка вакансий» и детская развивающая «Кибершкола» — не буду огульно этого отрицать, но обнаружить их визуально так и не удалось.
Ведущий турнира Москвы по брейк-дансу, призванного создать праздничную атмосферу, тщетно пытался собрать участников или хотя бы выяснить, есть ли они вообще среди собравшихся, — брейкеры танцевали в окружении своих знакомых и организовываться решительно не хотели. Серьезные молодые люди с велосипедами и скейтбордами часами тренировались на «самой высокой рампе в Москве», вовсе не заморачиваясь ни на какой развлекательный аспект. Те и другие получили «место под крышей» для своей активности, а остальное не вызывало у них пристального интереса.
Тепло, светло, можно спокойно тренироваться... какой фестиваль?
Слева — Хbox, справа — PSP3 и скейтеры, прямо — Nintendo Wii и «Нетвиль». Пространство фестиваля удобно и компактно помещается в объектив.
Призывы начать соревнование продолжались третий час...
|
Привлечение «социальных сетей» себя тоже не оправдало — видимо, и «Одноклассникам», и «ЖЖистам» есть где встретиться, кроме как в кафе под лестницей, или у них вовсе нет тяги массово встречаться в оффлайне. Вот заявленный в рекламе бесплатный интернет вызвал некоторый интерес — хотя, возможно, посетители просто старались любыми средствами «отбить» стоимость билета.
«Люди делом занимаются, люди деньги зарабатывают — а мне за что умирать?»
Идея, конечно, была на любителя, но в своем роде недурна и небессмысленна. В самом деле, не стоит пытаться воспроизвести на местности действующую модель «Игромира» в масштабе 1:1. «Игронавты» решили скрестить компьютерное мероприятие с «играми на местности», сделав упор на фестивально-праздничный аспект. Предполагались обширные зоны PC-игр, приставочных развлечений и онлайновых мероприятий. ...Когда все это теснится в одном зале, живо вспоминается анекдот «у нас тоже пятикомнатная квартира, только без перегородок».
Microsoft любезно одолжил несколько Xbox 360, Sony — Play Station 3, «Нинтендо» — Wii, Alawar — игровые автоматы, поставили рампу для катания, выпустили пару массовиков-затейников — чем не первый международный фестиваль?
...В пятницу «Игронавтика» была девственно чиста. «Полтора» посетителя, чувствуя себя очень неловко и даже виновато под перекрестными взглядами участников, никак не могли решить для себя вопрос: зачем их сюда принесло? В выходные дело пошло поживей. К середине субботы за всеми приставками уже кто-то играл (правда, до очередей дело не дошло), а участники отчаялись ждать и занялись своими проектами. Ничего фестивального в этом не было, просто добросовестные представители всех компаний честно старались извлечь из ситуации максимум пользы.
Так как задерживаться на выставке надолго было практически не за чем, «ротация кадров», в отличие от «Игромира», куда приходили на целый день, была высокой. Но заявленные сорок тысяч посетителей по-прежнему заставляют милостиво улыбаться. Кстати, о заявленном — по прошествии почти месяца на сайте фестиваля так и не появилось отчета о мероприятии, и все объявления на главной странице по прежнему звучат в будущем времени...
«Все пропало, шеф»?
Надо сказать, что руководство «Игронавтики», которому мы не преминули задать накопившиеся вопросы, чистосердечно признает, что «не все получилось так, как хотелось». И... планирует в следующем году сделать именно так, как будет хотеться. В частности, организаторы собираются сделать акцент на киберспорт — в том числе проведение в рамках фестиваля турниров по различным дисциплинам.
То, что киберспортивные мероприятия с организационной точки зрения гораздо более сложная затея, чем предоставление площадей под стенды и даже построение брейкеров в шеренгу по три, пока никого не смущает.
Что сможет привлечь участников к Игронавтике-2, тоже пока неизвестно. Думаю, через год мы все увидим.
Пока же «крупнейшая» выставка напоминает печально известные отечественные игровые проекты, в раскрутку которых вложили намного больше сил и средств, чем в разработку.