Обзаводясь домашним любимцем, помните, что он - живое существо,
требует ухода и постоянного внимания.
Дежурная фраза из книг о домашней живности
В этом рассказе речь пойдет о главной кампании Neverwinter Nights, о тех заданиях, которые за одну игровую жизнь выполнить все вместе довольно непросто. О заданиях, которые вам дают ваши же наемники.
Основы наемниководства
Кампания не поощряет, так сказать, случайных связей: выбрав себе наемника по вкусу, рекомендуется придерживаться его до конца игры, и выполнять его прихоти. Это окупается.
Однако популярное мнение, будто выполнить задания всех наемников сразу нельзя, неверно. Это трудно и неудобно, но вполне возможно. Для этого надо проделать такую последовательность: нанять первого, получить у него задание, отпустить, нанять второго, получить задание, отпустить... Потом снова провести весь цикл для получения наград. В общем, развлечение с отчетливым мазохистским привкусом. Наемники выдают суть своей проблемы не разом, а понемножку, по кванту за набранный вами уровень (причем неважно, на каком уровне вы решили начать беседу; если к самому концу главы, то вы просто не успеете довытянуть из него всю истину).
Но двух наемников обиходить вполне возможно и даже полезно. Награды этих молодцов лучше всего подходят им самим, и имеет смысл заключать договор со своим коллегой из их числа, чтобы получить его награду. Например, если вы - воин, то вам очень даже пригодится амулет, дающий плюс к силе (премия от варвара Даэлана), но сам варвар вам как спутник не особенно подходит - он умеет почти то же, что и вы. Поэтому наймите его в самом начале главы, получите задание - и отпустите, наняв кого-нибудь другого.
Если вы получили задание уже после того, как обыскали район, где должна находиться добыча - обыщите его еще раз; нужная вещица может появиться в любом из невскрытых сундучков поблизости от стандартного места своего появления. Впрочем, большинство вещей находится независимо от того, есть у вас на них задание или нет - и вы бродите по полям и лугам с кучей именных побрякушек, которые даже продать-то нельзя: сюжетный предмет, черт бы его побрал!
У каждого наемника есть по заданию на главы кампании с первой по третью. Получить эти миссии просто: не забывайте время от времени беседовать со своим питомцем. Редко ему есть что сказать, но уж если есть...
Выполнение, как правило, происходит прямо по ходу основной деятельности. Главное - узнать о задаче своевременно, не то будет мучительно больно возвращаться за семь верст киселя хлебать.
Наши герои
Красный Тигр осчастливлен маминой брошкой |
Зайдем в бар наемников в Neverwinter - Trade of Blades - и внимательно рассмотрим тамошнюю публику.
Впрочем, приз приключенческих симпатий, скорее всего, получит парнишка, которого здесь как раз нет: плут Томи, полурослик, поджидающий свой шанс непосредственно в храме (как говорил один герой - кружка для пожертвований таит в себе множество возможностей!). Именно он вскрывает для большинства путешественников все замки и уничтожает ловушки. Конечно, если это умеет сам герой или его приживал-пикси - воришка останется не у дел. На безрыбье Томи может сойти за воина, хотя подставлять его под вражеские атаки по меньшей мере неразумно.
Вооружение Томи - кукри и короткий лук, стартовые характеристики: сила 10, ловкость 22, выносливость 16, интеллект 12, мудрость и обаяние по 10 (да, наемники развиты далеко не так гармонично, как герои). Растит в дальнейшем, естественно, ловкость (до 26). Класс защиты - 17, за время кампании дорастает аж до 28 (между прочим, лучше, чем у варвара).
Серебряная медаль - Даэлан Красный Тигр, варвар-полуорк. Если магию и замки вы берете на себя, то ничего лучшего и не надо. Любимец субтильных волшебниц с пронырливыми пикси в кармане, этот суровый мужчина - первейший среди наемников боец. Единственный его недостаток происходит от интерфейса игры: наемника трудно вооружить по собственному вкусу...
Его вооружение - двусторонний топор (с двумя парами лезвий, делает дополнительную атаку в раунд) и длинный лук; характеристики - сила 19, ловкость и выносливость 14, интеллект и мудрость 10, обаяние 7. Класс защиты растет от 16 до 26. Из характеристик растит силу.
Боддинок Глинкл - гном-колдун, тяжелая магическая артиллерия. Он всем хорош, но слишком быстро расходует чары. Хотя чародейство - в любом случае не та сила, которой стоит пренебрегать.
Вооружение - арбалет и кинжал, характеристики: сила 10, ловкость 12, выносливость 19, интеллект 12, мудрость 8, обаяние 16. Что весьма разумно: растит он не только обаяние, но и выносливость, что и дает ему возможность выжить, когда неуклюжий наниматель в сто двадцатый раз забудет его прикрыть. Защита... какая защита?
Загадочный господин Гримгнау, монах - и жнец, и швец, и на дуде игрец. Может сойти за плута (так себе), очень неплохо воюет и, что важно, быстро бегает, а потому лишен пакостной привычки отставать в самый нужный момент. Для воина такая привычка, знаете ли, большой недостаток... Задания от него отличаются особо изощренным садизмом, хотя награда вельми достойна.
Вооружения нет: "Мы, монахи, люди божии, нам кровь проливать не след...". Характеристики: сила 16, ловкость 16, выносливость 20, интеллект 10, мудрость 17, обаяние 4. Наконец-то гармонично развитая личность... если поворачиваться к нему спиной, не смотреть на лицо и затыкать уши. Растит силу и мудрость. Ближе к концу приключения характерные повреждения, которые он наносит каждой атакой - 1к12+1к6+6... Защита растет от 20 до 28, а о спасбросках и говорить нечего.
Жрица Лину Ла'нерал, как главный наемный целитель, была бы куда популярнее, если бы не изобилие способов лечиться без ее помощи. Поскольку аптечка доступна каждому персонажу - ее услугами пользуются редко.
Оружие - булава и арбалет. Характеристики: сила 16, ловкость 12, выносливость 13, интеллект 10, мудрость 16, обаяние по 12. Растит мудрость и силу. Девушка явно мнит себя воином, и это тоже не говорит о ней хорошо: партнер-целитель нужен в первую очередь воякам, а они как раз предпочли бы не видеть ее в передних рядах. Защита растет от 19 до 28, что, в принципе, как-то оправдывает ее героические порывы, но... Доктор Ватсон - лечите людей!
Бард Шарвин - и вовсе на любителя. Барды оправдывают свой хлеб только в большой компании, а где ее тут взять?
Оружие - короткий лук и - о ужас! - двухклинковый меч, порождение чьей-то неуемной фантазии. Предполагается, что им тоже можно наносить на одну атаку в раунд больше... хотя я с трудом могу понять, как им вообще удается куда-то попасть. Характеристики: сила 18, ловкость 15, выносливость 12, интеллект 10, мудрость 10, обаяние 16. Еще одна девица, убежденная, что ее призвание - махать мечом (хотя все окружающие убеждены в обратном). Растит она силу и обаяние. Защита - от 14 до 22. Если вы спросите, кому нужна такая "воительница", я не найду, что ответить...
Первое знакомство
Сразу после найма выясняется (если мы дали себе труд прислушаться к звукам, издаваемым наемником), что наш новый компаньон чего-то такого себе хочет. Попробуем пойти ему навстречу...
Задачи этой главы надо выполнить до того, как обнаружится предательство Дестера; с того момента, как вы отправились в портал, уже поздно что-либо искать.
У Томи - профессиональный риск: воришка чего-то не поделил со служителями закона. Теперь ему нужно найти документы, без которых он не сможет вернуться домой. В нищенском квартале вы встретите разбитую телегу, хозяева которой просят вас прогуляться до магазина местного шорника (wagon repair shop). Именно там вы и найдете его бумаги (вернее, он сам найдет по вашей просьбе).
Наградой послужит 100 очков опыта и колечко плута +1 (+1 к ловкости, взлому замков и снятию ловушек). Впрочем, вы едва ли сами практикуете воровские искусства, если уж прибегаете к помощи Томи, правда? Но вот если вы играете именно за плута, стоит взять на денек в команду Томи (по схеме, описанной в начале статьи), чтобы получить колечко.
Интересное, хотя и недокументированное, свойство колечка: оно позволяет работать с волшебными ловушками даже тем, кому это по штату не положено. Таким образом, ублажив Томи, можно сделать "суррогат вора" из, например, монаха или егеря. Конечно, такой квази-взломщик вряд ли достигнет таких высот в своем деле, как Томи, но, может, будет ценнее в бою?
Громила Даэлан скучает по фамильной утгардской брошке. Брошка обитает в сундуке на корабле пиратов (портовый район). Иногда по невыясненным причинам она находится не там, а в одном из сундуков поблизости. При виде брошки полуорк прослезится и осчастливит вас амулетом Красного Тигра (+1 к силе, иммунитет к страху). Ну, и 100 очков опыта вас тоже не минуют. В дальнейшем я не буду упоминать опыт, благо во всех наемнических заданиях главы он одинаков.
У Боддинока причуда, по крайней мере, оригинальна: гному потребовался... рецепт хлеба. Неужели это такая военная тайна? В квартале нищих есть булочная, где повар пал на боевом посту, прижимая искомый рецепт к груди. Счастливый гном готов поделиться ценнейшей штукой: колечком регенерации (1 хит в раунд), да еще и с +1 к обаянию! Я в восторге. Поеду в Neverwinter - куплю чемодан книг Похлебкина!
Колечко ценно еще и тем, что их, в отличие от амулетов или поясов, можно носить два; в игре достаточно много всякой бижутерии, и подарок того же Даэлана легко заменить на что-нибудь более полезное...
Гримгнау рассказывает историю о погибшем брате по ордену, кольцо которого непременно надо вернуть. Оно находится в преддверии аристократического квартала, но, черт побери, каждый раз на новом месте. Придется обыскать все сундуки в этом поганом местечке, а возможно, не только сундуки, но и бочки. Включая те, что в безымянных домах! Зато и награда - более чем достойная: амулет дает устойчивость к магии 10 и +1 к выносливости. Это пригодится кому угодно, без ограничений на класс...
Небесный эликсир для Шарвин живет в усадьбе Танглбруков, в задней комнате. Никаких сложностей. Награда тоже оставляет желать лучшего: пояс с +1 к обаянию, выступлениям (зачем они вам, если вы - не бард?!) и убеждению. Помимо всего прочего, это ведь именно пояс, а пояса в игре есть намного лучше - в частности, дающие вам устойчивость к повреждениям от оружия определенного типа. В общем, эту девицу явно добавили к числу наемников для ровного счета. Мне неизвестно никого, кто бы водил ее с собой с какими бы то ни было целями, кроме пополнения руководств по игре...
Наконец, жрице нужен святой кубок, и находится он в аристократическом квартале, в доме волшебника. Нам все равно туда нужно, так что не пропустим. Премия - амулет, дающий видение в темноте и +1 к ловкости; прямо скажем, видали вещи и полезнее.
В заповедных и дремучих Невервинтерских лесах
Вот этот уродец, который на нас даже не оборачивается, увел Звезду Калимшана |
В главе 2 наши дорогие (дорогостоящие) друзья перебазируются в порт Лласт, нашу новую базу. Похоже, герой - единственный, кто готов дать какую-то работу этой шальной братии!
На этом этапе награды - точно такие же, как и на предыдущем, только к характеристикам вещички добавляют не +1, а +3, а к умениям - +2. Да еще опыта - не 100 очков, а 200.
Томи рассказывает нам историю о своем подельнике-Сэме, который очень-очень сильно его подставил, и, главное, утащил калимшанский самоцвет. Эта штука все равно найдется в башне у Ванева, если мы решим туда идти (по просьбе эльфа-изгнанника, к примеру), но задание надо вытрясти из Томи до того, потому что в силу какой-то ошибки в игре Томи часто отказывается от камня, полученного до объяснения с ним. В башне Ванева обыщите сундуки в казармах bugbears.
Даэлан хочет получить топор, которым... убили его мать. Своеобразные вкусы. Топор можно найти в подземелье под таверной "Зеленый Грифон", на теле карлы по имени Горкан (которого прежде надо сделать "телом"). Если вам так дорог Даэлан - добудьте ему топор, хотя весьма вероятно, что его матушку убили не зря... В подземелье вы попадете благодаря испытанию Мутамина.
Колдуну нужны семена, за которыми придется спуститься аж до самых руин создателей. Там, в самом первом помещении, перед стражем, они и пребывают в одном из ящиков.
Еще один почти всегда обнаруживающийся предмет - перчатка, которую ищет монах. Она обнаруживается у кладбища в Лускане, причем независимо от наличия у вас такого задания. Эту перчатку некоторым персонажам (точную закономерность пока не проследили, хотя явное преимущество - у монахов) удается надеть и использовать: часть нежити разбегается перед ним безо всяких усилий с его стороны.
До сих пор не совсем понятно, что это - хитроумно запрятанный секрет или остатки убранных сюжетных линий... Это не единственное место в игре, которое открывается только каким-то определенным персонажам. Еще об одном таком я сегодня расскажу.
Певице Шарвин хочется приобрести локон нимфы, что не требует от вас никаких дополнительных усилий, благо пройти мимо нимфы (в друидском лесу) все равно не удастся.
Лину Ла'нерал страдает по дневнику своего покойного супруга. Этот дневник можно отыскать в пещерах троллей, но - каждый раз на новом месте. Оно и понятно: муженька съел, видимо, самый что ни на есть рядовой тролль...
Ты увидишь, что напрасно называют Север крайним...
Локон нимфы - бесплатное приложение к сюжетному заданию |
В третьей главе нам предлагается окончательно ублажить наших питомцев, выполнив их третье и последнее задание. Награда - 300 очков опыта (балованные герои надцатого уровня совершенно справедливо морщат свои аристократические носы) и еще один предмет того же типа, что выдавался в первой и второй главах. Только плюсы дорастают до +4, и появляется еще одно спецсвойство - мы опишем их ниже.
Итак, воришка проникся высоким и теперь ищет пепел великого героя - Бегущего Волка. Он сложил свою голову у народа лося (Elk Tribe), и в северной комнате их форта (к западу от Икарда) в сундуке найдете его прах. Колечко, которое получите в награду, дает +4 к ловкости и снятию ловушек, а также +2 к взлому замков, бесшумности, незаметности и очистке карманов.
Варвар ищет реликвию родного Утгарда - священное копье Uthgardt Spear. Им ныне владеет вождь народа лося, Зокан, и готов им поделиться в обмен на лекарство от чумы или под действием веских стальных аргументов. Чуть ли не самое простое из заданий наемников в этой главе. Премиальный амулет дает +4 к силе, иммунитет к страху и устойчивость к магии 12.
Боддинок нуждается в драконьей чешуе. Казалось бы, чего проще: драконов вам предстоит повстречать в количестве и в ассортименте, но они, заразы, почему-то не линяют. Единственное место, где мне удалось обнаружить чешуйку - у Хребта Мира, в пещере мертвого дракона (на юго-западе). Среди огромных куч всякой дряни на полу удается откопать желаемое. Однако награда на сей раз не восхищает: колечко с +4 к обаянию и с регенерацией одного хита в раунд, то есть почти то же самое, что было в прошлой главе.
Гримгнау приготовился к достижению окончательного совершенства, для чего он должен предстать пред испытанием Молчащего Владыки (Silent Lord). Ему не хватает только фирменного орденского кинжала, который пребывает в Холодном Лесу (Coldwood), в орочьем лагере, на теле Ваата или поблизости от него. Сам по себе кинжал ничем не интересен. Награда - амулет с +4 к выносливости, устойчивости к магии 10 и иммунитетом к исторжению жизненных сил (ability/level drain). Крайне рекомендую, потому что домогательства снимающей уровни нежити бывают весьма утомительны.
Шарвин прослышала, что в этих краях жил легендарный менестрель Таморлин, автор знаменитой любовной песни. Вынь да положь ей эту песню (хорошо, хоть спеть не требует). Для этого придется обыскать саркофаг в руинах создателей, в крайней восточной комнате. Награда - пояс с +4 к обаянию, убеждению и выступлениям...
Жрица ищет семена вулканического дуба. Сия диковинка хранится неподалеку от алтаря, что рядом с руинами создателей.
Нечто особенное
Портрет любимой киски |
До сих пор я не упомянул еще двух наемников. Один из них ничего особенного собой не представляет: это Павел, солдат, который вам придается на время пролога, чтобы вы освоились с ролью командира. А вот второй...
Как-то раз напал на меня ролевой зуд, и решил я проходить кампанию по возможности так, как сделал бы это в настольной ролевой игре с живыми игроками и ведущим. А был мой герой друидом. И вот в Невервинтерском лесу, который, как известно, злоумышленниками доведен до того, что там всякий олешка бросается на путников и жаждет их забодать, я решил: зверушки ни в чем не виноваты, их сбили с пути истинного, а значит, я постараюсь ни единого не убить. Так и действовал - пацифистом; верного Томи отправил в отпуск, зверей не призывал, а всех встречных умиротворял всеми доступными мне способами. И вот по прибытию к нимфе говорит она мне что-то странное: де, кто-то могучий мною премного доволен. Я на это особого внимания не обратил, но по выходе из леса (уже после исцеления духа), на друидской полянке, подходит ко мне великолепный зверь - желтый, пятнистый красавец леопард, под именем "Noble Cat". Зверушка заняла место наемника и показала себя очень неплохо: во-первых, она дерется не хуже самого Даэлана, во-вторых, чует ловушки. Только вот к огню уязвима - но друиду не проблема защитить своего спутника от магии стихий.
Котик умеет говорить, но ограничивается самыми примитивными фразами, вроде любимого всеми наемниками "Fair enough" (в смысле - ну, нечего тебе сказать, и славненько). Командовать им можно тоже не как зверем, а как нормальным спутником.
И все бы хорошо, но довести зверя до конца и выяснить все его возможности мне так и не удалось. При переходе из второй главы в третью он пропал и больше не появился. Обидно...
Я не могу сказать в точности, что нужно сделать и как, чтобы получить этого самого кота. Мой друг, повторяя ту же операцию персонажем-вором, не преуспел. Вероятно, его дают только друиду и егерю (я знаю случай нахождения благородного кота персонажем ranger 7/rogue 2), может, еще монаху. Возможно, его появление зависит от уровня, обаяния или чего-то еще. Вплоть до версии игры и погоды на Марсе. Однако совершенно точно известно, что, стоит вам убить хотя бы одного оленя или кабана в лесу - и надежды на получение зверюшки можно оставить.